Азизова С.Х.,
преподаватель кафедры «Экономическая теория» экономического факультета Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека
ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
АЗИЗОВА С.Х. УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИДА ИНВЕСТИЦИОН ФАОЛИЯТ АСОСЛАРИ
Мак,олада Узбекистондаги инвестицион фаолиятнинг асослари, фойдаланиш мак,-садлари, молиялаштириш манбалари буйича инвестициялар турлари очиб берилган. 2015 йилда амалга оширилган инвестицион лойих,аларнинг мух,им жих,атлари х,амда жо-рий йилдаги асосий вазифалари ёритилган. Маколада республикадаги юридик ва жис-моний шахслар томонидан инвестицион фаолиятнинг амалга оширилишининг баъзи жих,атлари куриб чикилган.
Таянч иборалар: инвестициялар, инвестор, инвестицион фаолият, мулк, лойих,а, инвестицион фаолият субъектлари, инвестицион ресурслар, капитал инвестициялар, иннова-цион инвестициялар, ижтимоий инвестициялар.
АЗИЗОВА С.Х. ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
В статье раскрываются основные положения инвестиционной деятельности в Узбекистане, виды инвестиций по целям их использования, источникам финансирования. Приведены важнейшие результаты реализации инвестиционных проектов в 2015 году, а также основные задачи осуществления инвестиций в текущем году. В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты осуществления инвестиционной деятельности отечественными юридическими и физическими лицами.
Ключевые слова: инвестиции, инвестор, инвестиционная деятельность, собственность, проект, субъекты инвестиционной деятельности, инвестиционные ресурсы, капитальные инвестиции, инновационные инвестиции, социальные инвестиции.
AZIZOVA S.H. BASICS OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
The article describes the main provisions of the investment activity in Uzbekistan, the types of investments for the purposes of their fulfillment, sources of financing. There is presented the most important results of the implementation of investment projects in 2015, as well the main objectives of the investment in the current year in the country.
Keywords: investments, investor, investment, property, project, investment entities, investment funds, capital investments, innovative investment, social investment.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 3
Современные реалии экономического развития диктуют необходимость ориентации на инновационный тип экономического роста с опорой на инвестиционные ресурсы, в том числе и на зарубежные.
В настоящее время значительно возрастает роль инновационно наполненных инвестиций. Именно они способствуют модернизации реального сектора экономики страны и созданию фундамента нового качества для устойчивого, поступательного развития экономики.
В соответствии с теорией конкуренции М. Портера, конкурентные позиции национальной экономики обеспечивают преимущества в факторах производства, а также инвестиции и инновации1.
За годы формирования социально ориентированной рыночной экономики в Узбекистане, в центре внимания ученых, практиков постоянно находились вопросы создания благоприятных юридических, организационно-экономических условий для привлечения инвестиций в различные отрасли народного хозяйства.
Был принят пакет законодательных актов, регулирующих отношения в области инвестиционной деятельности.
Так, в Законе Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности» раскрываются основные понятия в сфере инвестиционной деятельности. В частности даны следующие важнейшие опреде-ления:2
- инвестиции — материальные и нематериальные блага и права на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также реинвестиции, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством;
1 Портер М. Международная конкуренция. - М.: «Международные отношения», 1993. -С. 11.
2 Закон Республики Узбекистан от 9 декабря 2014 года № ЗРУ-380 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., №50, ст. 587.
- инвестор — субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий инвестирование собственных средств и привлечение других инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности;
- инвестиционная деятельность — совокупность действий субъектов инвестиционной деятельности, связанная с осуществлением инвестиций.
Приведенные определения чётко разграничивают правовое поле деятельности для предпринимателей, хозяйствующих субъектов, государственных структур и неправительственных организаций, создавая возможности для разграничения прав и обязательств в осуществлении инвестиционной деятельности.
Исходя из приведенных определений, в Узбекистане создано правовое поле для серьезного внимания каждому виду инвестиций.
В первую очередь - это капитальные инвестиции, к которым относятся инвестиции, вкладываемые в создание и воспроизводство основных фондов, в том числе в новое строительство, модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение, а также в развитие иных форм материального производства.
К инновационным инвестициям в республике относятся инвестиции, вкладываемые в разработку и освоение новых или усовершенствованных товаров (работ, услуг), производственного процесса, нового маркетингового метода или организационного метода в ведении предпринимательской деятельности.
Важное место занимают социальные инвестиции. Это инвестиции, вкладываемые в развитие человеческого потенциала, навыков и производственного опыта, а также в развитие иных форм нематериальных благ.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 3
Таблица 1. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования1
(в процентах к итогу)
№п.п. Показатель 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
1. Инвестиции в основной капитал - всего 100 100 100 100 100 100
В том числе финансируемые за счет:
2. республиканского бюджета 12,2 5,6 6,0 5,1 5,3 4,5
3. предприятий и организаций 46,1 33,0 34,8 32,7 34,8 34,0
4. населения 11,4 16,0 18,6 20,0 20,4 20,7
5. кредитов банка и др. заемных средств 3,8 9,7 11,6 11,1 10,3 11,2
6. иностранных инвестиций и кредитов 21,7 28,3 21,5 20,4 19,3 19,8
7. внебюджетных фондов 4,8 3,2 3,6 5,2 6,6 6,3
Основой инвестиционной деятельности, объемов инвестиций, их целевого использования, являются инвестиционные ресурсы.
К ним относятся:
• денежные и иные финансовые средства, включая кредиты, паи, акции и другие ценные бумаги;
• движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и права на них;
• объекты интеллектуальной собственности, в том числе совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, составленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, ноу-хау;
• права владения и пользования землей и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также вытекающие из права собственности иные вещные права.
Исходя из источников финансирования, инвестиции подразделяются на централизованные и децентрализованные.
Государство предоставляет возможность как отечественным, так и иностранным физическим и юридическим лицам осуществлять инвестиционную деятельность в республике.
На протяжении последних десяти лет в республике создавались необходимые
условия для активного вовлечения иностранных и отечественных инвесторов в процессы модернизации, технического и технологического обновления производств.
Предпринимаемые меры позволили сохранить достаточно высокие темпы роста инвестиций в 2005-2014 г.г., что явилось одним из важнейших факторов обеспечения динамичного роста экономики страны. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП за 2010-2014 годы находилась на уровне быстро развивающихся экономик (в среднем более 23,0 %). Темпы прироста инвестиций увеличились за 2005-2014 г.г. с 5,7 % до 9,6 %, при этом среднегодовой показатель составлял 14,7 % за счет рекордного прироста (свыше 25 %) в среднем за 2007 -2009 г.г. В целом за анализируемый период объем инвестиций в экономику страны увеличился в 3,6 раза, а за посткризисный период (2010-2014 г.г.) - более чем в 1,4 раза. Доля инвестиций в ВВП страны выросла с 19,9 % до 23,3 % в 2014 году2.
Анализ статистических данных, приведенных в табл. 1 свидетельствует о том, что в период с 2005 года предпринимались меры по уменьшению доли централизованных инвестиций, и, соответственно, повышению роли рыночных источников инвестиций.
1 Статистический ежегодник Республики Узбекистан. - Т., 2015. -С. 254.
2 Каримов М. Инвестиции в развитие мировой экономики и Узбекистана: тенденции и меры активизации процесса // «Bozor, pul va kredit», Т.: 2015, №10. -С. 57-58.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 3
В частности, удельный вес инвестиций, финансируемых за счет республиканского бюджета сократился с 12,2 % в 2005 году до 4,5 % в 2014 году. Важное место в инвестиционной деятельности в Узбекистане отводится капиталовложениям из внебюджетных фондов.
За рассматриваемый период их доля возросла с 4,8 % до 6,3 %, в основном благодаря деятельности Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан. Он был создан в целях обеспечения эффективного финансирования приоритетных инвестиционных проектов, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11 мая 2006 года № УП-3751 «О создании Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан».
Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан является финансовым учреждением при Кабинете Министров, призванным обеспечить реализацию проектов по модернизации и техническому перевооружению ведущих, прежде всего базовых отраслей экономики, достижению динамичного, устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития страны, а также осуществлению эффективной структурной и инвестиционной политики1.
Следует отметить, что в инвестиционных процессах возросла роль населения республики. Если в 2005 году на долю населения в общем объеме инвестирования приходилось 11,4 %, то в 2010 году этот показатель достиг 16,0 %, а в 2014 году -20,7%. Налицо увеличение роли банковской системы в реализации различных инвестиционных проектов. В целом доля кредитов банков и других заемных средств
1 Постановление Президента Республики Узбекистан от 16 мая 2006 года № ПП-350 «О мерах по организации деятельности Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 20-21, ст. 171.
возросла с 2005 по 2014 годы с 3,8 % до 11,2 %.
Только в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5 процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 процента всех инвестиций - это иностранные инвестиции, из которых 73 процента составляют прямые иностранные инвестиции. 67,1 процента всех инвестиций направлены на производственное строительство. Это позволило в 2015 году завершить строительство и обеспечить ввод 158 крупных производственных объектов общей стоимостью 7,4 миллиарда долларов2.
В целях обеспечения дальнейшего внедрения прогрессивных методов организации проектных работ, основанных на передовом международном опыте, современных стандартов строительства и ускорения перехода на рыночные методы определения стоимости строительства, а также повышения эффективности использования средств при реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет централизованных инвестиций, принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию проектных работ и экспертизы инвестиционных проектов, фи-
2 Каримов И.А. Наша главная цель - несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. // «Народное слово», 2016 год 16 января.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 3
нансируемых за счет централизованных инвестиций»1.
В нем одобрены Комплексные мероприятия по сокращению и оптимизации структуры расходов при осуществлении проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ объектов, финансируемых за счет централизованных инвестиций.
В целом капитальные вложения в экономику страны способствуют достижению устойчивого и динамичного развития наукоемких отраслей, конкурентоспособных, высокотехнологичных и экологически чистых производств. Значительные ресурсы направляются на развитие социальной сферы, выполнение программы подготовки кадров, улучшение системы здравоохранения, обеспечение населения качественными коммунальными услугами.
В то же время в комплексной работе по формированию благоприятного инвестиционного климата в Узбекистане еще имеются нереализованные возможности и резервы.
Так ведущий научный сотрудник Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан (ИПМИ), к.э.н. Федяшева Г., анализируя рост накопления основного капитала в экономике Узбекистана, пишет, что в целом, несмотря на сложные посткризисные условия развития, страна смогла не только сохранить, но и приумножить общественное богатство в виде накопления основного капитала. Но для того, чтобы соответствовать развитым странам по накопленному капиталу и технологическому уровню производства, она должна иметь примерно равную с ними
1 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 января 2016 года №15 «О дополнительных мерах по совершенствованию проектных работ и экспертизы инвестиционных проектов, финансируемых за счет централизованных инвестиций». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 4, ст. 35.
величину накопленного капитала в расчете на душу населения2.
Сегодня имеет место немало достаточно обоснованных точек зрения среди отечественных ученых, экспертов на решение проблемы повышения эффективности инвестиционной деятельности.
Ими предлагаются различные меры, способствующие оптимизации алгоритма организации всей инвестиционной деятельности, качественному улучшению менеджмента в данной сфере, пути повышения эффективности региональных инвестиционных программ, поддержки предприятий-экспортеров продукции, совершенствования деятельности банков.
Как отмечает начальник Научного центра БФА Республики Узбекистан Шаакра-мов К. - последствия мирового финансово-экономического кризиса, ужесточение конкуренции на мировых и региональных рынках требуют принятия дополнительных мер по улучшению инвестиционного климата в стране. Автор считает, что расширение масштаба финансирования инвестиций целесообразно проводить в следующей последовательности:
1. Определение потребностей отрасли (предприятия) в необходимых инвестициях - в целях модернизации.
2. Формирование инвестиционной программы по источникам финансирования.
3. Проведение анализа структуры источников финансирования инвестиционных проектов (программ модернизации).
4. Создание благоприятного инвестиционного климата как необходимого условия
2 Федяшева Г. Рост накопления основного капитала в условиях углубления процессов модернизации экономики. // «Стратегия дальнейшего повышения конкурентоспособности национальной экономики». Доклад Форума экономистов 14.12. 2012 года. - Т.: «Baktria Press», 2012. -C. 158-159.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 3
процесса трансформации собственных и привлеченных ресурсов в инвестиции1.
Ученые Узбекистана: д.э.н. Чепель С. и к.э.н. Абдуназарова Н. одним из приоритетных направлений совершенствования функций государственного управления экономикой определяют поэтапное ограничение инвестиционных потоков, распределяемых в рамках инвестиционной программы только крупным стратегическим проектам, имеющим высокий мультипликативный эффект для всей экономики и ресурсосбережения с одновременным повышением доли негосударственных инвестиций, распределяемых на рыночных условиях2.
Особый интерес вызывает региональный аспект проблемы инвестиций в экономику. В этой связи старший научный сотрудник ИПМИ, к.э.н. Рафиев А. отмечает, что неактивно реализуются региональные инвестиционные проекты с учетом природно-экономического потенциала, социально-демографических особенностей регионов республики, а также необходимые институциональные мероприятия по улучшению инвестиционного климата региона. При этом не разработан единый комплексный подход к формированию региональных инвестиционных программ и системы управления, не ведется мониторинг их реализа-ции3.
1 Шаакрамов К. К вопросу финансового обеспечения процессов модернизации отраслей реального сектора национальной экономики. // «Основные направления дальнейшей модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики». Материалы VII Форума экономистов Узбекистана, состоявшегося 18 декабря 2015 года. - Т.: ИПМИ, 2015. -С. 523.
2 Чепель С., Абдуназарова Н. Углубление процессов либерализации экономики Узбекистана и новая промышленная политика. // «Bozor, pul va kredit», Т.: 2015, №8. -С. 39.
3 Рафиев А. Методические аспекты формирования
комплексной программы по повышению инвестиционной активности регионов. // «Стратегия дальнейшего повышения конкурентоспособности национальной экономики». Доклад Форума экономистов 14.12. 2012 года. - Т.: «Baktria Press», 2012. -C. 328-329.
В целях подготовки комплексных региональных инвестиционных программ, им предлагается следующая последовательность их формирования:
• стратегический анализ развития инвестиционной деятельности;
• разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности на основе определений перспективных инвестиционных проектов;
• разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов;
• разработка программных мероприятий по созданию благоприятной среды для привлечения инвестиций в экономику региона;
• оценка разработанной инвестиционной стратегии.
По мнению старшего преподавателя Вестминстерского университета в г. Ташкенте Махмудова М. - критически оценивая эффективность действующего механизма финансирования программ наращивания экспортного потенциала ключевых предприятий-экспортеров, следует признать, что спектр и масштабы проводимой в данном направлении работы сильно отстают от реальных потребностей национальной экономики. Учитывая исчерпанность и ограниченность используемых источников финансирования, важное значение приобретает внедрение в хозяйственную практику республики таких перспективных методов инвестиционного обеспечения ключевых предприятий, как синдицированное кредитование и банковское проектное финансирование, венчурное, акционерное и грантовое финансирование, лизинг, франчайзинг, государственно-частное партнерство и др4.
4 Махмудов М. Пути совершенствования инструментария инвестиционного обеспечения предприятий-экспортеров Узбекистана. // «Основные направления дальнейшей модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики». Материалы VII Форума экономистов Узбекистана, состоявшегося 18 декабря 2015 года. - Т.: ИПМИ, 2015. -С. 277.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 3
Одним из важнейших факторов повышения эффективности инвестиций в экономику Узбекистана, безусловно, является стабильное функционирование банковской системы страны.
Доцент Филиала РЭУ им. Г.В.Плеханова в г. Ташкенте, к.э.н. Абдуллаева Ш. отмечает, что несмотря на достигнутые результаты по обеспечению финансовой устойчивости банковской системы и повышению роли коммерческих банков в развитии национальной экономики имеется и ряд проблем, которые требуют своего решения. Например, низкой остается доля банков не только в финансировании инвестиций в основной капитал, в целом в структуре ВВП доля активов коммерческих банков составляет 37%, капитала - 5,5%, что говорит о наличии нереализованного еще потенциала роста кредитных и инвестиционных операций коммерческих банков1.
С точки зрения автора, в целях повышения роли коммерческих банков в инвестиционном обеспечении инновационного развития национальной экономики, возможно рассмотрение следующих направлений:
• совершенствование нормативной базы и создание дополнительных фискальных стимулов для более активного участия банков на стадии разработки проекта, а также создания банковских синдикатов для финансирования крупных инновационных проектов;
• привлечение зарубежных инвестиционных фондов, международных экономических и финансовых институтов к созданию совместных с коммерческими банками инвестиционных компаний для финансирования стартового капитала реализации инновационных проектов, с возможной по-
1 Абдуллаева Ш. Повышение инвестиционного потенциала коммерческих банков в развитии финансового рынка Узбекистана. // «Эффективное использование социально-экономического потенциала и привлечение новых источников экономического роста». Материалы VI Форума экономистов Узбекистана. - Т.: ИПМИ, 2015. -С. 172-174.
следующей продажей доли участия финансового института основным учредителям.
Анализируя проблемы организации долгосрочного фондирования банковской системы Узбекистана и пути их решения, старший преподаватель ТГЭУ Харченко Л. считает, что дефицит «долгосрочных вложений», которые в экономике формируются посредством нескольких каналов: банковское кредитование, государственные расходы, рынок капиталов, приводит к тому, что экономика, рано или поздно, сталкивается с необходимостью развития локального рынка долгосрочных долговых обязательств.
Большинство узбекских банков «фондируется» за счет средств клиентов, чьи ресурсы, по своему характеру, «краткосрочные», то есть «до востребования» (более 50% всех остатков на клиентских счетах).
Самый популярный источник долгосрочных ресурсов отечественных банков - депозиты населения. Средства юридических лиц, как ресурсы «распадаются» на две составляющие: первая - остатки на расчетных и текущих счетах отечественных предприятий, рост которых, в долгосрочной перспективе, не предполагается; вторая часть - «срочные депозиты» этой категории вкладчиков, удельный вес которых значительно ниже2.
Становится очевидным, отмечает Харченко Л., что «традиционный способ» долгосрочного кредитования за счет депозитов не оправдывает себя ни с точки зрения «банковской ликвидности» и «банковских рисков», ни с точки зрения «эффективности» использования капитала, и поиск источников долгосрочного фондирования необходимо ускорить.
2 Харченко Л. Проблемы организации долгосрочного фондирования банковской системы Узбекистана и пути их решения. // «Эффективное использование социльно-экономического потенциала и привлечение новых источников экономического роста». Материалы VI Форума экономистов Узбекистана. - Т.: ИПМИ, 2015. -С. 163-165.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 3
Обращая внимание на долгосрочные жилищные накопления граждан, автор считает, что на текущем уровне развития отечественных финансов, лишь банковская система способна обеспечить для такого количества клиентов надежное накопление и сохранение первичных взносов на ипотеку.
Особый и важный случай целевых накоплений - это пенсионные накопления. Еще одно перспективное направление в области «долгосрочного фондирования» -секьюритизация портфелей однородных ссуд не только в ипотеке, но и в других инструментах (кредитные карты, потребительские кредиты, кредиты малому бизнесу и частному предпринимательству (МБЧП)).
Секьюритизация в данный момент - элемент для отечественного финансового рынка малоизученный. Однако он требует эффективного внедрения и использования инфраструктурных условий и масштабных усилий, в первую очередь, со стороны го-сударства1.
Приведенные точки зрения свидетельствуют о том, что экспертами Узбекистана осуществляется постоянный научный мониторинг процессов привлечения в экономику новых инвестиционных ресурсов. Отмечая убедительные положительные результаты, достигнутые в сфере инвестирования, ими выделяются и нереализованные возможности повышения эффективности инвестиционной деятельности в различных сферах экономики.
На наш взгляд, научный анализ, формулирование рекомендаций по совершенствованию механизма привлечения инвестиций в экономику Узбекистана, представляют не только серьезный научный интерес, но имеют и важное практическое
1 Харченко Л. Проблемы организации долгосрочного фондирования банковской системы Узбекистана и пути их решения. // «Эффективное использование социльно-экономического потенциала и привлечение новых источников экономического роста». Материалы VI Форума экономистов Узбекистана. - Т.: ИПМИ, 2015. -С. 166.
значение. Это касается как определения источников финансирования различных проектов, так и выбора инструментария их реализации.
В целом каждый этап экономического развития предполагает разработку соответствующего механизма достижения поставленных целей, в т.ч. привлечения инвестиций в различные отрасли национальной экономики. Важные задачи определены и на 2016 год.
В целом на развитие, модернизацию и структурные преобразования в 2016 году намечено направить инвестиции в эквиваленте 17,3 миллиарда долларов с темпом роста 109,3 процента, из которых свыше 4 миллиардов долларов - иностранные инвестиции с приростом против 2015 года на 20,8 процента2.
В 2016 году предусмотрено осуществление 164 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью более 5 миллиардов долларов.
В целях успешной реализации инвестиционных проектов, - утверждена Инвестиционная программа на 2016 год3.
Принятым документом одобрены основные параметры капитальных вложений и прогноз ввода объектов социальной сферы, а также адресная программа ввода объектов и производственных мощностей.
Учитывая вышеизложенное, можно сформулировать следующие основные выводы:
1. Комплексные меры, предпринимаемые в Узбекистане, позволили обеспечить
2 Каримов И.А. Наша главная цель - несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. // «Народное слово», 2016 год 16 января.
3 См:. http://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve prinyata_ _investicionnaya_programma_na_2016_god
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 3
достаточно высокие темпы роста инвестиций в различные отрасли национальной экономики.
2. Налицо тенденция уменьшения доли централизованных инвестиций и повышения роли рыночных источников финансирования.
3. Представляется целесообразным совершенствование инвестиционной деятельности в республике в ближайшие годы с учетом:
- приоритетного финансирования производственного строительства;
- расширения инвестиционной активности банков;
- осуществления глубоких структурных преобразований в экономике;
- особенностей и перспектив социально-экономического развития регионов;
- продолжающегося глобального кризиса, неопределенности и возросшей конкуренции на мировых рынках.
Литература:
1. Закон Республики Узбекистан от 9 декабря 2014 года № ЗРУ-380 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., №50, ст. 587.
2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 16 мая 2006 года № ПП-350 «О мерах по организации деятельности Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 20-21, ст. 171.
3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 января 2016 года №15 «О дополнительных мерах по совершенствованию проектных работ и экспертизы инвестиционных проектов, финансируемых за счет централизованных инвестиций». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 4, ст. 35.
4. Каримов И.А. Наша главная цель - несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. / Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в
2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на
2016 год. // «Народное слово», 2016 год 16 января.
5. Абдуллаева Ш. Повышение инвестиционного потенциала коммерческих банков в развитии финансового рынка Узбекистана. // «Эффективное использование социльно-экономического потенциала и привлечение новых источников экономического роста». Материалы VI Форума экономистов Узбекистана. - Т.: ИПМИ, 2015. -С. 172-174.
6. Вахабов А.В., Разыкова Г.Х., Хажибакиев Ш.Х. Иностранные инвестиции и модернизация национальной экономики. - Т.: «Молия», 2011. -С. 232.
7. Каримов М. Инвестиции в развитие мировой экономики и Узбекистана: тенденции и меры активизации процесса. // «Bozor, pul va kredit», Т.: 2015, №10. -С. 57-58.
8. Махмудов М. Пути совершенствования инструментария инвестиционного обеспечения предприятий-экспортеров Узбекистана. // Основные направления дальней-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 3
шей модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики: Материалы VII Форума экономистов Узбекистана, состоявшегося 18 декабря 2015 года. - Т.: ИПМИ, 2015. -С .277.
9. Рафиев А. Методические аспекты формирования комплексной программы по повышению инвестиционной активности регионов. // «Стратегия дальнейшего повышения конкурентоспособности национальной экономики». Доклад Форума экономистов 14.12. 2012 года. - Т.: «Baktria Press», 2012. -C. 328-329.
10. Федяшева Г. Рост накопления основного капитала в условиях углубления процессов модернизации экономики. // «Стратегия дальнейшего повышения конкурентоспособности национальной экономики». Доклад Форума экономистов 14.12. 2012 года. - Т.: «Baktria Press», 2012. -C. 158-159.
11. Харченко Л. Проблемы организации долгосрочного фондирования банковской системы Узбекистана и пути их решения. // «Эффективное использование социльно-экономического потенциала и привлечение новых источников экономического роста». Материалы VI Форума экономистов Узбекистана. - Т.: ИПМИ, 2015. -С. 163-168.
12. Чепель С., Абдуназарова Н. Углубление процессов либерализации экономики Узбекистана и новая промышленная политика. // «Bozor, pul va kredit», Т.: 2015, №8. -С.39.
13. Шаакрамов К. К вопросу финансового обеспечения процессов модернизации отраслей реального сектора национальной экономики. // «Основные направления дальнейшей модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики». Материалы VII Форума экономистов Узбекистана, состоявшегося 18 декабря 2015 года. - Т.: ИПМИ, 2015. -С. 523.
14. Статистический ежегодник Республики Узбекистан. - Т., 2015. -С. 254.
15. http://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve prinyata_ _investicionnaya_ programma_na_2016_god
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 3