Рахмонов Р.Н.,
исполняющий обязанности доцента кафедры «Региональная экономика и менеджмент» Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека, кандидат экономических наук; Цой Н.В.,
преподаватель кафедры «Экономическая теория» Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека
АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ
Инвестиции, денежный капитал, в котором они зарождаются и первоначально представлены, по аналогии с другими видами экономических ресурсов, ограничены. Поэтому удовлетворение потребностей в инвестиционных ресурсах, товарах представляет одну из постоянных, трудноразрешимых проблем любой экономики, всех хозяйствующих субъектов. Проблема еще связана с тем, что инвестиции - это ресурсы для будущего, а люди всегда склонны отдавать предпочтение потребностям настоящего и расходовать для насыщения этих потребностей ресурсы, способные улучшить жизнь в будущем, то есть ограничивать инвестиции.
Инвестиции обладают разветвлен" V ¡-V
ной структурой. В соответствии с делением капитала на физический и денежный, инвестиции также принято делить на инвестиции в материально-вещественной и денежной формах. Инвестиции в материально-вещественной форме -это строящиеся производственные и непроизводственные объекты, обору-
дование и машины, направляемые на замену или расширение технического парка, увеличение материальных запасов, призванные развивать и преумножать основные средства экономики, ее материально-техническую базу. Инвестиции в денежной форме есть денежный капитал, направляемый на создание материально-вещественных
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 1
инвестиций, обеспечение выпуска инвестиционных товаров.
По объекту назначения инвестиции можно подразделять на капитальные и социальные. Инвестиции в основной капитал осуществляются в форме капитальных вложений, они включают в себя затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение оборудования, инструмента, инвентаря, проектной продукции и другие расходы капитального характера. Экономическая наука и практика подтверждают, что капитальные вложения и инвестиции не являются синонимами. Инвестиции являются более широким понятием.
При разработке перспективных планов и программ, при анализе и обосновании намечаемых социально-экономических проектов, прежде всего, возникает вопрос об источниках инвестиций, возможностях их привлечения, использования для достижения плановых, программных целей и задач. В числе источников финансирования инвестиций мы рассматриваем:
- собственные средства предприятий;
- средства населения;
- государственные инвестиции;
- банковские кредиты;
- иностранные инвестиции.
Собственные средства предприятий
включают в себя амортизационные отчисления и прибыль. Они, как один из источников инвестиций, обладают еще нераскрытым потенциалом. Государственные инвестиции могут быть предоставлены предприятиям, как на
возвратной, так и на безвозвратной основе. Важные источники их финансирования - средства государственного бюджета, бюджетов областей, внебюджетных фондов. Бюджетное финансирование осуществляется в виде финансовой поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе для размещения бюджетных средств, а также как централизованное финансирование государственных инвестиционных программ (частичное или полное) через дотации, субсидии и т.д. Заемные инвестиции предполагают использование банковского кредита, частных средств, иностранных инвестиций. Рассмотрим структуру инвестиций в Узбекистане по источникам финансирования.
В Узбекистане в последние годы наблюдается активизация инвестиционных процессов. За январь-сентябрь 2014 года было освоено инвестиций в объеме 23831,2 миллиардов сум, что на 10,7% больше аналогичного показателя 2013 года. Доля нецентрализованных источников в общем объеме инвестиций составляет 78,9% против 80,1% в январе-сентябре 2013 года. Доля капитальных вложений в ВВП -23,8%. В 2013 году общий объем инвестиций составил 27557,3 млрд сум, т.е. сумма инвестиций увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 9,8%. Доля нецентрализованных источников в общем объеме инвестиций составила 80,2%. Удельный вес капитальных вложений в ВВП в 2013 равен 23,2%. Активизация инвестиционной деятельности достигается
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 1
Таблица 1. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования1
Показатели 2011 2012 2013
миллиардов сум Т , % р миллиардов сум Т , % р миллиардов сум Т , % р
Всего 17518,6 107,9 22067,0 111,6 27557,3 109,8
Централизованные инвестиции 3198,7 113,3 4535,0 122,6 5504,8 107,9
бюджетные средства 1101,7 122,8 1120,6 92,3 1510,4 118,4
средства Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель 80,7 110,9 83,6 90,8 118,2 125,6
средства внебюджетных фондов 572,9 100,8 1171,7 156,9 1794,5 138,2
средства Фонда реконструкции и развития 738,3 111,3 1175,1 139,5 865,2 65,4
иностранные инвестиции и кредиты под гарантию правительства 705,0 113,5 984,0 122,4 1216,5 109,7
Нецентрализованные инвестиции 14319,9 106,9 17532,0 109,3 22052,5 110,4
средства предприятий 5832,8 105,1 6689,8 100,0 8704,5 108,2
средства населения 3357,5 129,2 4539,6 126,0 5941,5 117,7
прямые иностранные инвестиции и кредиты 3108,6 88,0 3792,3 106,1 4379,1 106,4
кредиты коммерческих банков и другие заемные средства 2021,0 126,7 2510,3 113,4 3027,4 108,8
за счет увеличения инвестиционных ресурсов, их эффективного использования в приоритетных сферах экономики.
В структуре нецентрализованных инвестиций большую часть составляют средства предприятий - 39,47%, т.е. 8704,5 миллиардов сум. В общем объеме инвестиций это 31,58%. По отношению к 2012 году данный показатель вырос на 8,2%. Увеличение доли средств предприятий связано с совершенствованием налогово-бюджетной политики, укреплением платежной дисциплины.
Средства населения в структуре инвестиций увеличились на 17,7% по сравнению с предыдущим годом и составили 5941,5 миллиардов сум. Это изменение объясняется ростом уровня доходов населения.
Благоприятная макроэкономическая среда, способность конкурировать на внешнем рынке оказали влияние на рост удельного веса прямых иностранных инвестиций в общем объеме капитальных вложений. В период с января по сентябрь 2014 года объемы освоенных прямых иностранных инвестиций и кредитов увеличились на 22,3% (составив 1685,3 долл., или 16,2% от общего объема освоенных капитальных вложений)2. В 2013 году данный показатель составил 15,9%, что равно 4379,1 миллиардов сум. По сравнению с предыдущим годом этот показатель вырос на 6,4%.
Кредиты коммерческих банков и другие заемные средства составляют 13,7% от объема нецентрализованных инвестиций и 11% от общего объема капитальных вложений.
2 Экономика Узбекистана. Информационно-аналитический бюллетень за январь-сентябрь 2014 года. Ташкент, 2014 г. -С. 6.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 1
Проводимая в стране реформа, направленная на сокращение прямого государственного участия в экономике способствовала уменьшению объема централизованных средств. Централизованные инвестиции включают в себя бюджетные средства, средства Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель, средства внебюджетных фондов, средства Фонда реконструкции и развития, иностранные инвестиции и кредиты под гарантии правительства. Доля централизованных инвестиций в общем объеме вложений в 2013 году составила 20%, что равняется 5504,8 миллиардов сум.
Активная инвестиционная политика является одним из самых эффективных инструментов структурной перестройки экономики. Она должна быть направлена на повышение эффективности инвестиционной деятельности предприятий. Это комплекс мер, обеспечивающий формирование благоприятного национального инвестиционного климата путем определения правовых и экономических основ инвестиционной деятельности, а также надежной законодательной защиты прав инвесторов и субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности. В инвестиционной стратегии Узбекистана приоритет отдается инвестиционным проектам, направленным на создание новых высокотехнологичных производств, оснащенных передовой технологией и обеспечивающим глубокую переработку наших сырьевых ресурсов, увеличение экспортного
потенциала страны, создание новых рабочих мест.
За период с 2011 по сентябрь 2014 года возросла доля инвестиций, направленных в топливно-энергетический комплекс (с 15,9% до 18% от общего объема вложений). Для создания новых и модернизации существующих производств значительные капитальные вложения направляются в транспорт и связь, металлургию, легкую, пищевую отрасли, что обусловливает их значительную долю в отраслевой структуре капвложений. В 2013 году в рамках Инвестиционной программы за счет всех источников финансирования завершена реализация 150 проектов производственного направления. В том числе, внедрение когенерационной газотурбинной технологии на Ташкентской ТЭЦ, реконструкция подстанции «Ахангаран» на территории специальной индустриальной зоны «Ангрен», организованы современные текстильные комплексы в Ташкентской и На-манганской областях, модернизированы и технически перевооружены производства на 21 предприятиях пищевой промышленности и др.
Для активизации инвестиционной деятельности необходима максимальная мобилизация национальных финансовых ресурсов и привлечение иностранного капитала. На мировом рынке инвестиций существует конкуренция, в которой выигрывают страны, предоставляющие иностранным инвесторам наиболее либеральный, стабильный режим. Страны с развитой рыночной экономикой в
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 1
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал по отраслям экономики1.
2011 2012 2013
Показатели Миллиар- % к Миллиар- % к Миллиар- % к
дов сум итогу дов сум итогу дов сум итогу
Всего 17518,6 100.0 22067,0 100,0 27557,3 100
Производственного назначения 12144,7 69,3 14690,8 66,6 18420,6 66,8
Топливно-энергетический 2780,4 15,9 3768,4 17,1 4966,2 18,0
Металлургия 746,3 4,3 649,8 2,9 908,1 3,3
Химическая и нефтехимическая 186,9 1,1 499,9 2,3 618,9 2,2
Машиностроение 761,8 4,3 953,8 4,3 832,4 3.0
Легкая 664,9 3,8 618,8 2,8 651,5 2,4
Пищевая 270,6 1,5 398,0 1,8 488,6 1,8
Строительные материалы 275,1 1,6 415,8 1,9 519,8 1,9
Сельское хозяйство 846,5 4,8 905,8 4,1 1173,7 4,2
Транспорт и связь 3543,3 20,2 4026,9 18,2 4790,1 17,4
Другие 2068,9 11,8 2453,6 11,1 3471,3 12,6
Непроизводственного назначения 5373,9 30,7 7376,2 33,4 9136,7 33,2
Жилищное строительство 3243,4 18,5 4402,5 20,0 5766,7 20,9
Образование 379,3 2,2 609,8 2,8 742,1 2,7
Культура и искусство 192,9 1,1 145,8 0,7 167,1 0,6
Здравоохранение 433,8 2,5 815,0 3,7 782,3 2,9
Коммунальное хозяйство 292,8 1,7 439,2 2,0 626,7 2,3
Другие 831,7 4,7 963,8 4,4 1051,8 3,8
основном привлекают иностранный капитал благодаря общему благоприятному климату. Развивающиеся страны опираются на многочисленные льготы, имеют специальное законодательство. В странах с переходной экономикой выработался подход, согласно которому, иностранные инвесторы не должны пользоваться лучшими условиями, чем отечественные производители.
Основой правового регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в Республике Узбекистан являются: Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года № 609-1 «Об иностранных инвестициях», Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 1998 года № 719-1 «Об инвестиционной деятельности», Закон Республи-
ки Узбекистан от 30 апреля 1998 года № 611-1 «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», а также ряд указов Президента и постановлений Правительства Республики Узбекистан. Законом № ЗРУ-З65 от 20 января 2014 года в вышеуказанные акты были внесены изменения.
Меры по привлечению иностранных инвестиций и модернизации экономики, принимаемые в Узбекистане, дают положительные результаты. Если в 1990 году в портфеле инвестиций страны практически отсутствовало инвестирование из-за рубежа, то в 2000 году доля иностранных инвестиций и кредитов составила 23,2%, из них 19,8% - иностранные инвестиции и кредиты, привлеченные под гарантии правительства и 3,4% - прямые иностранные инвестиции. В 2013 году доля прямых иностранных инвестиций
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 1
в общем объеме инвестиций составила 15,9%, иностранные инвестиции и кредиты под гарантии правительства - 4,4%. Если рассматривать период с января по сентябрь 2014 года, то 16,2% и 3,7% соответственно. В 2013 году объем иностранных инвестиций составил 2670,6 долларов США. Из них 94,9% было направлено в производственное строительство. Наибольший удельный вес пришелся на топливно-энергетический сектор и связь (35,0% и 40,3% соответственно). Это является результатом целенаправленной политики по модернизации, техническому и технологическому перевооружению экономики.
Для привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику в Узбекистане также были созданы три особые экономические зоны: Свободная индустриально-экономическая зона в г. Навои (СИЭЗ «Навои»), Специальная индустриальная зона в г. Ангрен (СИЗ «Ангрен»), Специальная индустриальная зона в г. Джизак (СИЗ «Джизак»).
Важное значение в реализации проектов по модернизации ведущих отраслей экономики занимает созданный по инициативе Президента РУз в 2006 году Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан. Одной из важных задач Фонда является финансирование стратегических инвестиционных проектов. Его уставной капитал в 2010 году составлял 7 миллиардов долларов США, а к 2013 году вырос до 15 миллиардов долларов США. В 2013 году средства Фонда, направленные на софинанси-
рование инвестиционных проектов составили 708,7 долларов США. При этом объем освоенных инвестиций за счет средств Фонда, с учетом ранее выделенных средств, составил 412,9 долларов США и снизился на 33,6% по сравнению с 2012 годом1. Участие Фонда в совместных проектах содействовало привлечению иностранных инвестиций и кредитов из средств Азиатского банка развития, Японского агентства по международному сотрудничеству, Исламского банка развития, Экспортно-импортного банка Китая, Корейского банка развития и других зарубежных финансовых институтов, банков и компаний.
Иностранные инвестиции образуют источник структурных преобразований, пополняют внутренние источники финансирования вложений. Если они идут в производство, в основной капитал, то они способны повысить эффективность производства и расширить рынки сбыта благодаря повышению технического уровня и увеличению отдачи средств труда (путем смены устаревшего оборудования, применения новых технологий), улучшению организации и управления сбытом и т.д. Кроме того, расширение объема производства в секторе с иностранным участием способствует развитию сопряженных отраслей, в результате ускоряется рост принимающей экономики в целом и возрастает спрос на рабочую силу. Наибольшее количество новых рабочих мест создается там, где иностранная компания сооружает новые произ-
1 Экономика Узбекистана. Информационно-аналитический бюллетень за 2013 год. - Т., 2014.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 1
Таблица 3. Структура иностранных инвестиций по отраслям экономики1 (%)
Показатели 2011 2012 2013
Инвестиции - всего 100 100 100
Производственное строительство 92,7 92,6 94,9
Топливно-энергетический сектор 27,7 30,2 35,0
Металлургия 0,7 0,5 3,7
Химическая и нефтехимическая 1,0 4,5 3,7
Машиностроение 1,3 2,6 1,4
Легкая 7,5 3,9 3,6
Пищевая 1,3 1,3 1,9
Строительство материалов 1,8 1,4 1,0
Сельское хозяйство 4,8 2,8 3,0
Транспорт и связь 40,6 37,9 40.3
Другие отрасли 6,0 7,3 4,1
Непроизводственное строительство 7,3 7,4 5,1
водства, а не скупает старые. Привлечение иностранного капитала в производство экспортоориентированной продукции увеличивает экспортные доходы государства, что предоставляет дополнительные возможности экономического роста. Помимо этого, иностранное присутствие приобщает местные хозяйствующие субъекты к рыночной модели поведения.
Однако, существуют и отрицательные стороны прямых иностранных инвестиций. Так, инвестиции иностранных фирм являются дополнительным источником финансирования лишь до тех пор, пока репатриация прибылей не превысит этих инвестиций. Как известно, существует множество путей и способов укрытия прибыли, вывоза ее за рубеж. Часто прямые инвестиции не приводят и к улучшению структуры накопления, т.к. инвесторы переводят в принимающую страну морально устаревшее оборудование. Для того, чтобы оградиться от подобного, в некоторых странах
предприятия с иностранным участием пользуются льготами лишь в обмен на поставку новейшей техники и технологии.
Интегрируясь в принимающую экономику, иностранный капитал одновременно и стимулирует ее, и тормозит процесс накопления, поэтому при проведении инвестиционной политики следует оптимизировать процесс размещения прямых иностранных инвестиций для обеспечения национальной экономической безопасности государства.
Таким образом, можно сказать, что инвестиции являются важнейшим источником экономического развития страны, и осуществление рыночных реформ в Узбекистане, достижение модернизации экономики, макроэкономической стабилизации, структурные преобразования тесно связаны с проведением активной, научно-обоснованной инвестиционной политики.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 1
Литература:
1. Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. - Т.: «Узбекистан», 1995г.
2. Воронцовский А.В. Инвестиции и финансирование. - Санкт-Петербург: изд-во Санкт-Петербургского Университета, 1998.
3. Экономика Узбекистана. Информационно-аналитический бюллетень за 2013 год. - Т., 2014.
4. Экономика Узбекистана. Информационно-аналитический бюллетень за январь-сентябрь 2014 года. - Т., 2014.
5. Статистический сборник. Основные тенденции и показатели экономического развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990-2010 гг.) и прогноз на 2011-2015 гг. - Т.: «Узбекистан», 2011.
6. Портал Правительства Республики Узбекистан www.gov.uz.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 1