Научная статья на тему 'Основы государственной политики образования в реализации законодательных норм профилактической работы и санитарно-гигиенического просвещения молодежи в вопросах охраны репродуктивного здоровья в системе высшего педагогического и психолого-педагогического образования: современное состояние проблемы'

Основы государственной политики образования в реализации законодательных норм профилактической работы и санитарно-гигиенического просвещения молодежи в вопросах охраны репродуктивного здоровья в системе высшего педагогического и психолого-педагогического образования: современное состояние проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки / законодательство / молодежь / образование / образовательная организация / обучающиеся / педагогические работники / право / половое воспитание / репродуктивное здоровье / сексуальное просвещение / федеральные государственные образовательные стандарты / федеральный закон / adolescents / legislation / youth / education / educational organization / students / teaching staff / law / sex education / reproductive health / sexual education / federal state educational standards / federal law

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломейцев Максим Геннадьевич

Одними из компонентов охраны репродуктивного здоровья, в том числе профилактики абортов, является санитарно-гигиеническое просвещение подростков и профилактическая работа в этой области на всех ступенях образования. Несостоятельность большинства педагогических работников в вопросах охраны репродуктивного здоровья исходит из особенностей их подготовки на этапе учебы при получении высшего педагогического/психолого-педагогического образования. Цель – оценить основы государственной политики образования в реализации законодательных норм профилактической работы и санитарно-гигиенического просвещения молодежи в вопросах охраны репродуктивного здоровья в системе высшего педагогического и психолого-педагогического образования при подготовке педагогических работников. Материал и методы. Федеральные государственные образовательные стандарты (уровень бакалавриата): 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 31 учебный план подготовки студентов педагогического вуза (на примере ФГБОУ ВО «МПГУ»). Результаты. Содержание современных ФГОС педагогического и психолого-педагогического образования в части формирования компетенций в вопросах охраны репродуктивного здоровья не соответствует положениям об охране здоровья, проведении профилактической работы и санитарно-гигиенического просвещения, отраженных в федеральном законодательстве сферы здравоохранения и образования. Выявлена ежегодная вариативность содержания учебных планов педагогического вуза. Компетенции, отраженные в учебных планах, соответствуют компетенциям ФГОС, но могут не соответствовать цели и задачам реализации конкретной дисциплины в условиях образовательного пространства вуза. Заключение. Государственная политика в сфере образования не ориентирована на подготовку педагогических работников в вопросах охраны репродуктивного здоровья в условиях вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коломейцев Максим Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of the state policy of education in the implementation of legislative norms of preventive work and sanitary and hygienic education of young people in matters of reproductive health in the system of higher pedagogical and psychological-pedagogical education: the current state of the problem

Background. One of the components of reproductive health protection, including abortion prevention, is the sanitary and hygienic education of adolescents and preventive work in this area at all levels of education. The insolvency of the majority of teaching staff in matters of reproductive health comes from the peculiarities of their training at the stage of study when receiving higher pedagogical/ psychological-pedagogical education. Aim. To evaluate the fundamentals of the state education policy in the implementation of legislative norms of preventive work and sanitary and hygienic education of young people in matters of reproductive health protection in the system of higher pedagogical and psychological-pedagogical education in the training of teaching staff. Material and methods. Federal State Educational Standards (Bachelor’s degree level): 44.03.01 Pedagogical education; 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles); 44.03.02 Psychological and pedagogical education; 31 curriculum for training students of a pedagogical university (on the example of the Moscow State Pedagogical University). Results. The content of modern Federal State Educational Standards of pedagogical and psychological-pedagogical education in terms of the formation of competencies in matters of reproductive health does not comply with the provisions on health protection, preventive work and sanitary and hygienic education reflected in the federal legislation in the field of health and education. The annual variability of the content of the curricula of the pedagogical university is revealed. The competencies reflected in the curricula correspond to the competencies of the Federal State Educational Standard, but may not correspond to the goals and objectives of the implementation of a particular discipline in the educational space of the university. Conclusion. The state policy in the field of education is not focused on the training of teachers in reproductive health issues in the conditions of university education.

Текст научной работы на тему «Основы государственной политики образования в реализации законодательных норм профилактической работы и санитарно-гигиенического просвещения молодежи в вопросах охраны репродуктивного здоровья в системе высшего педагогического и психолого-педагогического образования: современное состояние проблемы»

Организационные вопросы

Коломейцев М.Г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет», 119991, г. Москва, Российская Федерация

Для корреспонденции

Коломейцев Максим Геннадьевич -кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской подготовки и здоровьесбережения ФГБОУ ВО «МПГУ» Адрес: 119571, пр-т Вернадского, д. 88

Телефон: (495) 438-07-81

E-mail: mgk-rus@bk.ru

https://orcid.org/0000-0003-1295-068X

Основы государственной политики образования в реализации законодательных норм профилактической работы и санитарно-гигиенического просвещения молодежи в вопросах охраны репродуктивного здоровья в системе высшего педагогического и психолого-педагогического образования: современное состояние проблемы

Актуальность. Одними из компонентов охраны репродуктивного здоровья, в том числе профилактики абортов, является санитарно-гигиеническое просвещение подростков и профилактическая работа в этой области на всех ступенях образования. Несостоятельность большинства педагогических работников в вопросах охраны репродуктивного здоровья исходит из особенностей их подготовки на этапе учебы при получении высшего педагогического/психолого-педагогического образования. Цель - оценить основы государственной политики образования в реализации законодательных норм профилактической работы и санитарно-гигиенического просвещения молодежи в вопросах охраны репродуктивного здоровья в системе высшего педагогического и психолого-педагогического образования при подготовке педагогических работников.

Материал и методы. Федеральные государственные образовательные стандарты (уровень бакалавриата): 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 31 учебный план подготовки студентов педагогического вуза (на примере ФГБОУ ВО «МПГУ»).

Результаты. Содержание современных ФГОС педагогического и психолого-педагогического образования в части формирования компетенций в вопросах охраны репродуктивного здоровья не соответствует положениям об охране здоровья, проведении профилак-

тической работы и санитарно-гигиенического просвещения, отраженных в федеральном законодательстве сферы здравоохранения и образования. Выявлена ежегодная вариативность содержания учебных планов педагогического вуза. Компетенции, отраженные в учебных планах, соответствуют компетенциям ФГОС, но могут не соответствовать цели и задачам реализации конкретной дисциплины в условиях образовательного пространства вуза.

Заключение. Государственная политика в сфере образования не ориентирована на подготовку педагогических работников в вопросах охраны репродуктивного здоровья в условиях вузовского образования.

Ключевые слова: подростки; законодательство; молодежь; образование; образовательная организация; обучающиеся; педагогические работники; право; половое воспитание; репродуктивное здоровье; сексуальное просвещение; федеральные государственные образовательные стандарты; федеральный закон

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Коломейцев М.Г. Основы государственной политики образования в реализации законодательных норм профилактической работы и санитарно-гигиенического просвещения молодежи в вопросах охраны репродуктивного здоровья в системе высшего педагогического и психолого-педагогического образования: современное состояние проблемы // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2023. Т. 19, № 3. С. 5-19. 001: https://www.doi. огд/10.33029/1816-2134-2023-19-3-5-19 Статья получена 05.05.2023. Принята в печать 01.10.2023.

Kolomeitsev M.G.

Moscow Pedagogical State University, 119991, Moscow, Russian Federation

Fundamentals of the state policy of education in the implementation of legislative norms of preventive work and sanitary and hygienic education of young people in matters of reproductive health in the system of higher pedagogical and psychological-pedagogical education: the current state of the problem

Background. One of the components of reproductive health protection, including abortion prevention, is the sanitary and hygienic education of adolescents and preventive work in this area at all levels of education. The insolvency of the majority of teaching staff in matters of reproductive health comes from the peculiarities of their training at the stage of study when receiving higher pedagogical/ psychological-pedagogical education.

Aim. To evaluate the fundamentals of the state education policy in the implementation of legislative norms of preventive work and sanitary and hygienic education of young people in matters of reproductive health protection in the system of higher pedagogical and psychological-pedagogical education in the training of teaching staff.

Material and methods. Federal State Educational Standards (Bachelor's degree level): 44.03.01 Pedagogical education; 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles); 44.03.02 Psychological and pedagogical education; 31 curriculum for training students of a pedagogical university (on the example of the Moscow State Pedagogical University).

Results. The content of modern Federal State Educational Standards of pedagogical and psychological-pedagogical education in terms of the formation of competencies in matters of reproductive health does not comply with the provisions on health protection, preventive work and sanitary and hygienic education reflected in the federal legislation in the field of health and education. The annual variability of the content of the curricula of the pedagogical university is revealed. The competencies reflected in the curricula correspond to the competencies of the Federal State Educational Standard, but may not correspond to the goals and objectives of the implementation of a particular discipline in the educational space of the university.

Conclusion. The state policy in the field of education is not focused on the training of teachers in reproductive health issues in the conditions of university education.

Keywords: adolescents; legislation; youth; education; educational organization; students; teaching staff; law; sex education; reproductive health; sexual education; federal state educational standards; federal law

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The author declares no conflict of interest.

For citation: Kolomeitsev M.G. Fundamentals of education policy in the implementation of legislative norms of preventive work and sanitary and hygienic education of young people in matters of reproductive health protection in the system of higher pedagogical and psychological-pedagogical education: current state of the problem // Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2023; 19 (3): 5-19. DOI: https://www.doi.org/10.33029/1816-2134-2023-19-3-5-19 (in Russian) Received 05.05.2023. Accepted 01.10.2023.

Одними из компонентов охраны репродуктивного здоровья являются санитарно-гигиеническое просвещение подрастающего поколения и профилактическая работа в этой области на всех ступенях образования.

Как уже неоднократно отмечал автор в своих публикациях, мало использованным резервом для проведения образовательной работы в области санитарно-гигиенического просвещения и образования в сфере охраны репродуктивного здоровья молодежи являются педагогические работники. Недостаток квалифицированных специалистов из числа п еда го го в/психолого в, умеющих работать с подростками в области полового воспитания, исходит из пробелов российской системы образования и отношения общества к вопросам, касающимся деликатной сферы взаимоотношений. Несостоятельность большинства педагогических работников в вопросах охраны репродуктивного здоровья к передаче необходимых знаний подросткам приводит к крайне низкой информированности последних в этих вопросах. Об этом свидетельствуют результаты исследований предыдущих лет, проведенных в различных регионах России, демонстрирующие недостаточный уровень знаний у современного поколения подростков, в том числе обучающихся в медицинских образовательных организациях, по вопросам профилактики нарушений репродуктивного здоровья, в том числе о методах контрацепции [1-5]. Данная ситуация ставит под сомнение возможность использования «педагогического резерва» в данном виде профилактической работы. К тому же немаловажным аспектом является особенность подготовки будущих педагогов в этих вопросах при обучении в педагогическом вузе.

Данная проблема вовсе не нова. Еще в 2007 г. автор указывал на крайне низкий уровень знаний студентов педагогического вуза в вопросах охраны репродуктивного

здоровья и на то, что образовательные программы дисциплин медико-биологического блока и безопасности жизнедеятельности не были ориентированы на профилактику нарушений репродуктивного здоровья и повышение уровня знаний в этих вопросах. При этом санитарно-гигиеническое просвещение в условиях образовательной среды способствует увеличению уровня знаний в вопросах профилактики нарушений репродуктивного здоровья, позволяя впоследствии формировать культуру безопасного сексуального и репродуктивного поведения [6].

В условиях современности одним из индикаторов качества профилактической работы автор считает реализацию юными женщинами своей репродуктивной функции. К сожалению, в современном российском обществе на фоне развития системы здравоохранения и образования до сих пор остается нерешенной медико-социальная проблема прерывания беременности у подростков. Об этом свидетельствуют данные Росстата (2020-2022). На фоне общей тенденции сокращения абортов в возрастной группе до 18-летнего возраста в 2019 г. наблюдался всплеск абортов до 5,5 тыс. женщин по сравнению с 2018 г., когда их уровень находился в пределах 5,3 тыс., с последующим уменьшением к 2021 г. до 3,8 тыс. женщин. Также за последние годы произошел всплеск абортов среди первоберемен-ных - с 43,0 тыс. (2020) до 44,5 тыс. (2021) [7-9]. При этом нужно отметить, что статистические данные Росстата охватывают только организации, подведомственные Минздраву России, и не отражают полную, истинную картину абортов в стране, что не может не вызывать озабоченность широкого круга специалистов на фоне существенного демографического спада численности российского населения.

Изменение сексуального и репродуктивного поведения молодежи и, как уже указывалось ранее, увеличение числа абортов

как итога такого поведения связано в первую очередь, по мнению автора, со снижением, а скорее - с отсутствием должной санитарно-просветительной работы с подростками в области их полового воспитания. Однако ряд ведущих специалистов в области акушерства и гинекологии считают, что в целом в группах до 14 и 15-17 лет количество абортов снизилось исключительно за счет организации и внедрения доабортного консультирования в стране. При этом забывают о том, что профилактическая работа должна проводиться не в момент доабортного консультирования на приеме у врача - акушера-гинеколога по факту уже состоявшейся беременности, а еще до момента вступления подростков в сексуальные отношения. А этого можно достичь именно внедрением санитарно-гигиенического просвещения на всех ступенях системы российского образования, начиная со школы, обеспечивая системность и преемственность профилактической работы.

В современных реалиях спорным является вопрос о наличии в стране единой системы профилактической работы и санитарно-гигиенического просвещения, особенно в вопросах охраны репродуктивного здоровья, несмотря на законодательные меры в этой сфере [10]. Для подтверждения последнего постулата группа авторов (М.Г. Коломейцев, Е.В. Уварова, М.В. Рад-ченко) в 2023 г. провела анализ действующих законодательных норм, отражающих положения санитарно-гигиенического просвещения и проведения профилактической работы. Итоги этой работы показали, что в Российской Федерации имеется достаточная нормативная правовая база для проведения санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы, но требуются ее совершенствование и дополнение применительно к вопросам охраны и профилактики нарушений репродуктивного здоровья с целью сохранения репродуктивного потенциала российской нации [11].

В части реализации законодательных норм санитарно-гигиенического просвещения и проведения профилактической работы в системе высшего педагогического (психолого-педагогического) образования как основы подготовки современного поколения педагогических работников необходим более тщательный комплексный анализ состояния данной проблемы. В соответствии с федеральным законодательством [12] государственная политика в сфере образования ориентирована на подготовку квалифицированных педагогических кадров и основывается на приоритете жизни и здоровья человека, единстве обучения и воспитания, образовательного пространства на территории Российской Федерации.

Цель работы - оценить основы государственной политики образования в реализации законодательных норм профилактической работы и санитарно-гигиенического просвещения молодежи в вопросах охраны репродуктивного здоровья в системе высшего педагогического и психолого-педагогического образования при подготовке педагогических работников.

Задачи

1. Проанализировать федеральные государственные образовательные стандарты педагогического и психолого-педагогического образования (уровень бакалавриата) на предмет реализации законодательных норм санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы в вопросах охраны репродуктивного здоровья.

2. Проанализировать учебные планы подготовки студентов педагогического вуза на предмет реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов и выявить особенности их содержания.

Материал и методы

Для достижения поставленной цели и задач данной работы были отобраны и проанализированы:

• Федеральные государственные образовательные стандарты (уровень бакалавриат): 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки); 44.03.02 Психолого-педагогическое образование;

• 31 учебный план по 7 направлениям (профилям) подготовки студентов (на примере ФГБОУ ВО «МПГУ»): «Биоэкология», «Биология и химия», «География», «География и экология», «Семейное воспитание», «Физика и информатика», «Технология и информатика», отражающим трехмодульный подход направлений образования: «естественнонаучный», «гуманитарный» и «технический». Хронологические рамки исследования учебных планов составляют 5 лет (с 2018 по 2022 г.).

Работа проводилась с использованием информационных правовых систем: «Консультант» (http://www.consultant.ru), «Гарант» (https://internet.garant.ru), официального интернет-портала правовой информации (http://pravo.gov.ru); портала федеральных государственных образовательных стандартов (https://fgos.ru); портала федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (https://fgosvo.ru); официального сайта ФГБОУ ВО «МПГУ» (http://mpgu. su), а также ряда иных доступных открытых источников информации.

Результаты и обсуждение

В России права каждого человека и гражданина на охрану здоровья, образование и воспитание закреплены законодательно и реализуются через систему мер по охране здоровья подрастающего поколения, предусмотренных федеральным законодательством.

Реализация государственными структурами всех ветвей власти политики образования в вопросах сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, впрочем, как и формирования компетент-

ности будущего поколения педагогических работников, зависит не только от мотивации обучения конечных получателей знаний, но и от организационно-методических мероприятий при выстраивании четкой вертикали образовательного процесса.

На современном этапе развития высшей школы в связи с многолетней непрекращающейся модернизацией системы российского образования, интенсификацией учебного процесса и внедрением в него инновационных компонентов большое значение имеет осуществление мер в реализации государственной политики образования с целью подготовки квалифицированных педагогических кадров для системы образования. Среди всех мер санитарно-гигиеническое просвещение и профилактическая работа в вопросах охраны репродуктивного здоровья заслуживают особого, пристального и всестороннего внимания, так как являются не только компонентами охраны собственного репродуктивного здоровья и благополучия современного поколения молодежи, но и компонентами формирования профессиональных компетенций поколения будущих педагогов в этих вопросах.

Образовательный процесс в Российской Федерации регламентируется Законом об образовании [12]. Для реализации норм данного Закона в стране утверждаются и используются федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС), представляющие собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования.

По состоянию на октябрь 2023 г. в стране при подготовке педагогических работников в системе высшего образования действуют в настоящей редакции следующие ФГОС для программ бакалавриата: 44.03.01 Педагогическое образование [13]; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [14]; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование [15].

Таблица 1. Универсальные компетенции, установленные программой бакалавриата Table 1. Universal competencies established by the Bachelor's degree program

Наименование категории (группы) универсальных компетенций (УК) Код и наименование универсальной компетенции выпускника

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализо-вывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Безопасность жизнедеятельности УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

Особенность современных ФГОС в том, что любые образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, также формируются требования к результатам их освоения в виде различных компетенций выпускников [13-15]. Для того чтобы сформировать компетенции будущих педагогических работников в вопросах охраны репродуктивного здоровья, данные компетенции должны быть отражены как в содержании ФГОС, так и в учебных планах, а также впоследствии в образовательных программах, соответствующих учебным планам образовательной организации. Это и побудило автора к анализу содержания выбранных ФГОС и учебных планов педагогического вуза.

Проведенная работа показала, что во ФГОС среди требований к резуль-

татам освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы следующие компетенции, установленные программой:

• универсальные компетенции (УК) (табл. 1);

• общепрофессиональные компетенции (ОПК) (табл. 2);

• профессиональные компетенции (ПК). Указанные компетенции являются однотипными для рассматриваемых ФГОС [13-15].

Профессиональные компетенции определяются образовательной организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и/или иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятель-

Таблица 2. Общепрофессиональные компетенции, установленные программой бакалавриата Table 2. General professional competencies established by the Bachelor's degree program

Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций (ОПК) Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника

Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Построение воспитывающей образовательной среды ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

Научные основы педагогической деятельности ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) (при наличии соответствующих профессиональных стандартов) (в ред. приказа Минобрнауки России от 08.02.2021 № 83) [13-15].

При этом образовательные организации самостоятельно планируют результаты обучения по дисциплинам (модулям), которые должны быть соотнесены с установленными в программе бакалавриата индикаторами достижения компетенций, которые также разрабатываются этими же организациями. В конечном счете совокупность компетенций, установленных программой бакалавриата, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность и решать задачи профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС [13-15].

Анализ выделенных компетенций (см. табл. 1, 2) показывает, что:

• самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) (УК-6, УК-7) у обучающихся впоследствии должна реализовываться на основе принципов образования в течение всей жизни и исключительно лишь через должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Такие компетенции, как «профилактическая деятельность в сфере здоровьесбережения», «санитарно-гигиеническое просвещение» и другие, применительно к охране здоровья обучающихся отсутствуют в содержании рассмотренных ФГОС;

• в сфере безопасности жизнедеятельности на выходе из образовательной организации высшего образования выпускники (т.е. педагогические работники) должны в повседневной и про-

фессиональной деятельности не только создавать, но и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности исключительно для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов (УК-8). Компетенции формирования культуры безопасного и ответственного сексуального (репродуктивного) поведения и планируемого родительства не включены в содержание рассмотренных ФГОС;

• в построение воспитывающей образовательной среды выпускник (особенно педвуза) должен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4). Конечно, данная компетенция не вызывает сомнения, особенно на фоне демографического кризиса и стабильно высокого уровня абортов в подростково-молодежной среде. Только вот вопрос исполнения духовно-нравственного воспитания обучающихся, особенно в сфере охраны репродуктивного здоровья, исходя из компетенций нынешнего поколения педагогов, остается открытым, риторическим. Собственно, как и вопрос о способности осуществлять педагогическую деятельность (особенно на высоком уровне) на основе специальных научных знаний (ОПК-8) в сфере охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения молодежи, при формировании научных основ педагогической деятельности.

Сопоставляя анализ рассмотренных ФГОС с действующими нормативами, отражающими проведение профилактической работы и санитарно-гигиенического просвещения [12, 16-18], можно констатировать, что в реалиях при формировании компетенций педагогов отсутствует ориентир на формирование культуры безопасного и здоровьесберегающего поведения

именно в сфере сексуального (репродуктивного) здоровья. Последнее подтверждается положениями Стратегии развития воспитания в Российской Федерации [19], определяющей, что формирование культуры здоровья включает в себя формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни без привязки к охране репродуктивного здоровья. Развитие же культуры безопасности в этой Стратегии определяется профилактикой наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек. Таким образом, среди приоритетов государственной политики в сфере образования половое воспитание и просвещение как приоритет в формировании духовно-нравственных и семейных ценностей отсутствует, а содержание современных ФГОС педагогического и психолого-педагогического образования не соответствует положениям об охране здоровья, проведении профилактической работы и санитарно-гигиенического просвещения, отраженных в федеральном законодательстве в сфере здравоохранения и образования.

Поскольку программа бакалавриата должна обеспечивать обязательную реализацию дисциплин (модулей), в том числе по «безопасности жизнедеятельности» в рамках «Блока 1. Дисциплины (модули)» [13-15], интересным представляется реализация данного требования ФГОС в учебных планах при подготовке студентов педагогического вуза.

Наравне с обязательными для изучения дисциплинами, в том числе по безопасности жизнедеятельности, при разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных дисциплин (модулей), которые не включены в обязательный объем программы подготовки, что непосредственно отображается в учебных планах образовательной организации. При этом

содержание учебного плана не должно противоречить приоритетам государственной образовательной политики. В то же время необходимо учитывать права обучающихся на выбор и освоение дополнительных дисциплин в соответствии с их интересами и/или потребностями. Однако при этом возникает определенная коллизия - выбор тех или иных дисциплин вариативной части образования может возникнуть или возникает непосредственно в период прохождения обучения, в то время как учебный план утверждается на все время обучения еще до набора обучающихся. Поэтому право обучающихся на «дополнительные знания» в соответствии с их запросами, как правило, нивелируется. Особенно если эти знания касаются интимной сферы взаимоотношений.

Анализ учебных планов педагогического вуза за период 2018-2022 гг. по выбранным профилям подготовки [20-50] показал, что в соответствии с рекомендациями ФГОС [13-15] модуль по «безопасности жизнедеятельности» реализуется в виде модуля «здоровья и безопасности жизнедеятельности». При этом данный модуль имеет определенную вариативность не только формулировок, но в особенности его содержания. Отсутствие четких рекомендаций по содержанию модуля «безопасности жизнедеятельности» в современных ФГОС позволяет каждой образовательной организации в собственном направлении образования вкладывать свои понятия и дисциплины, отражающие подход к здоровьесбере-жению и безопасности жизнедеятельности личности.

Анализ содержания отобранных учебных планов [20-50] позволяет заключить, что: • обязательная часть «Блок 1. Дисциплины (модули)» в основном формируется в зависимости от специфики направления (профиля) обучения. При этом, даже руководствуясь ФГОС, в образовательной организации ежегодно меняется видение необходимости

изучения дисциплин, представляющих «основу образования», невзирая на специфику (направленность) подготовки слушателей, позволяя, тем не менее, варьировать изменение основных дисциплин для изучения каждым новым набором слушателей;

• вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательных отношений) учебных планов ежегодно представляет собой хаотичную бессистемность с минимизацией часов на образовательную деятельность для изучения дополнительных предметов, позволяя выбирать каждому слушателю свое направление в зависимости от собственных интересов (дисциплины по выбору) или не выбирать их для изучения вовсе. В итоге «вариативная образовательная деятельность» функционирует по принципу «ликвидации безграмотности» за счет самообразования. При отсутствии мотивированного запроса на изучение конкретных дисциплин в рамках университетского образования безграмотность не только не ликвидируется, но и будет усугубляться за счет малодостоверных или недостоверных источников медиапро-странства и давних устоявшихся стереотипов в обществе по многим вопросам, особенно касающихся интимной сферы репродуктивного и сексуального здоровья человека;

• требования к результатам освоения программ бакалавриата в виде формирования у выпускников педагогического вуза определенных компетенций, отраженных в учебных планах, соответствуют компетенциям, указанным в ФГОС, но эти же компетенции могут не соответствовать цели и задачам реализации конкретной дисциплины (особенно медико-биологического профиля) в условиях образовательного пространства вуза;

• периодическое изменение формулировок названия дисциплин, введение

в учебные планы новых дисциплин и/или удаление ранее разработанных, в том числе в вариативной части образования, на фоне минимизации аудиторной работы со слушателями, особенно при реализации дистанционных образовательных технологий, ежегодное изменение (вариабельность) объема аудиторных часов на изучение предметов, как и существенное сокращение объема аудиторных часов на изучение таких основополагающих дисциплин в сфере здоровьесбережения, в том числе для изучения вопросов охраны репродуктивного здоровья, профилактики заболеваний репродуктивной сферы и безопасного сексуального поведения, как «возрастная анатомия, физиология и гигиена», «основы медицинских знаний», «безопасность жизнедеятельности» и др., не позволяют в полной и должной мере говорить о качестве санитарно-гигиенического просвещения современного поколения молодежи и будущих педагогов, ставя под сомнение саму идею и реализацию данного вида просвещения именно в вопросах охраны репродуктивного здоровья, как, впрочем, и качества современного высшего педагогического (психолого-педагогического) образования в целом. На этом фоне несостоятельным становится довод, отраженный в Докладе о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (2019): «В стране принимается большое количество мер, нацеленных на совершенствование системы образования, закрепление в системе образования педагогических и научно-педагогических кадров, повышение статуса учителя и ученого в обществе. И общественность активно участвует в контроле за их выполнением» [51]. При этом в общем векторе развития системы образования на основании документов стратегического планирования [19, 52] в качестве приоритетов и инструментов достижения этого развития фигурируют положения, отражающие:

• укрепление здоровья граждан, формирование здорового образа жизни, в том числе у подрастающего поколения, ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, развитие системы социально-гигиенического мониторинга;

• безусловную реализацию на всей территории страны конституционных прав и гарантий в сферах здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, образования;

• повышение уровня и качества общего, профессионального и высшего образования.

Реализуемая Минпросвещения России государственная политика в сфере высшего образования направлена на обеспечение конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования. Ключевая задача трансформации системы подготовки педагогических кадров - обеспечение равного качества подготовки учителя в любой образовательной организации высшего (педагогического) образования страны. Для решения этой задачи разработаны и одобрены Коллегией Минпросвещения России 25 ноября 2021 г. методические рекомендации по подготовке кадров по программам бакалавриата педагогической направленности на основе единых подходов к их структуре и содержанию -«Ядро высшего педагогического образования» [53], предусматривающие единую структуру образовательных программ педагогического профиля, определенный набор модулей, ориентированных на освоение профессионально значимых для будущего педагога знаний и практик. Однако насколько и как будет реа-лизовываться данная задача, можно будет судить со временем в ближайшей и долгосрочной перспективе, на основании учебных планов образовательных организаций, реализуемых дисциплин и их содержания.

В реалиях же очевидно, что на фоне государственных гарантий в сфере здоро-вьесбережения и образования, а также их развития, при строго определенном объеме программы бакалавриата в ФГОС фактическое уменьшение аудиторной нагрузки для изучения дисциплин и их ежегодная вариабельность, по сути переводя получение образования на рельсы «самообразования», есть не что иное как «совершенствование» системы высшего педагогического образования в стране. Изменит ли кардинально сложившуюся ситуацию совершенствование системы высшего образования и подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы в рамках последних инициатив Президента России, отраженных в Указе «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», утвержденном 12.05.2023 [54], и реализация программы государственной поддержки университетов «Приоритет 2030» [55], направленной в том числе на подготовку высококвалифицированных кадров, станет понятно также только со временем.

Заключение

Таким образом, в реализации имеющихся законодательных норм в вопросах санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы система высшего педагогического образования играет непосредственную роль. Основываясь на ФГОС и учебных планах, образовательная организация берет на себя ответственность в реализации не только имеющихся законодательных норм, но и в обеспечении механизма реализации данных норм, в конечном счете обеспечивая качество получаемого слушателями образования. Отсутствие прямых регламентирующих норм в содержании ФГОС по вопросам санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы, особенно в сложных и неоднозначных вопросах полового воспитания и сексуального просве-

щения подрастающего поколения молодежи и формирования соответствующих компетенций будущего поколения педагогических работников, не только ставит под сомнение саму идею о данном виде просвещения, но и не позволяет до конца надеяться на изменение данной ситуации в долгосрочной перспективе. Этому также способствует реализация политики образования со стороны административного ресурса образовательной организации в выстраивании образовательной деятельности учреждения и разработке учебных планов подготовки будущих педагогических работников. Ежегодная вариация дисциплин с фактическим уменьшением аудиторных часов на изучение базовых, да и, впрочем, вариативных дисциплин, не может свидетельствовать о качестве современного педагогического и психолого-педагогического образования в целом, как и в части реализации санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы в вопросах охраны репродуктивного здоровья. Все это влечет дополнительные риски в реализации репродуктивной функции и формировании репродуктивного благополучия подрастающего поколения детей и подростков в стране.

Ограничение исследования. Это

исследование имеет несколько ограничений, которые в то же время представляют возможности для будущих исследований и разработок.

Во-первых, исследование ограничено анализом содержания только 3 ФГОС применительно к сфере педагогического и психолого-педагогического образования в номенклатуре ФГОС 44.00.00 «Образование и педагогические науки» без учета других направлений высшего образования. Несмотря на однотипность требований к результатам освоения программы бакалавриата, исследование может быть расширено с рассмотрением иных ФГОС, не относящихся к сфере педагогического и психолого-педагогического образования.

Во-вторых, исследование ограничено анализом только 31 учебного плана по 7 профилям подготовки будущих педагогических работников в условиях образовательной организации высшего образования. Однотипность содержания дисциплин в учебных планах «Блока 1. Дисциплины (модули)», в частности модуля «здоровья и безопасности жизнедеятельности», обязательных для изучения по всем профилям подготовки вуза, позволило сделать обобщенный вывод по образовательной организации в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, исследование ограничено рассмотрением образовательной деятельности только одного педагогического вуза на территории Российской Федерации. Несмотря на однотипность требований ФГОС педагогического и психолого-педагогического образования к результатам освоения программы бакалавриата, исследование должно быть расширено с рассмотрением особенностей реализации государственной политики образования в вопросах охраны репродуктивного здоровья и подготовки педагогических работников в этих вопросах в других педагогических вузах на территории страны.

Несмотря на ограничения исследования, сделанные автором заключения и выводы на основании проведенного анализа рассмотренного материала могут не совпадать с мнением представителей органов государственной власти и научно-педагогического сообщества.

На этом фоне особого внимания заслуживают вопросы реализации санитарно-гигиенического просвещения современного поколения студентов (будущих педагогов) в вопросах охраны репродуктивного здоровья в условиях образовательного процесса. Предметный анализ содержания образовательных программ в подготовке педагогических работников в системе высшего педагогического и психолого-педагогического образования будет отражен в последующих публикациях.

Сведения об авторе

Коломейцев Максим Геннадьевич (Maksim G. Ko/omeytsev) - кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской подготовки и здоровьесбережения ФГБОУ ВО «МПГУ» (Москва, Российская Федерация) E-mail: mgk-rus@bk.ru https://orcid.org/0000-0003-1295-068X

Литература

1. Филькина О.М., Воробьева Е.А., Малышкина А.И. Информированность подростков о репродуктивном здоровье // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2019. Т. 15, № 3. С. 5-10.

2. Копань С.В., Андреева М.В., Тихаева К.Ю., Шевцова Е.П. Студенческий взгляд на современную контрацепцию // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2021. Т. 17, № 1. С. 33-39.

3. Захарова А.А., Асташкевич Е.В., Попов М.В., Скоблина Е.В. Информированность студенток по вопросам охраны репродуктивного здоровья // Российский вестник гигиены. 2022. № 1. С. 24-27.

4. Кириллова А.В. Осведомленность студентов медицинского колледжа о формировании репродуктивного здоровья // Российский вестник гигиены. 2022. № 4. С. 26-29.

5. Курмачева Н.А., Басова Т.А., Черненков Ю.В., Андреева А.Н., Терентьева А.В., Уразова П.А., Цыплакова П.А. Состояние репродуктивного здоровья и репродуктивные установки современных девочек-подростков (на примере Саратовской области) // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2023. Т. 19, № 1. С. 5-13.

6. Коломейцев М.Г. Гигиенические основы сексуального поведения в профилактики нарушений репродуктивного здоровья у подростков. Дисс. канд. наук. Москва, 2007. 233 с.

7. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат. сб. Рос-стат. Москва, 2020. С. 90-229.

8. Российский статистический ежегодник. 2021: Стат. сб. Рос-стат. Москва, 2021. С. 90-230.

9. Российский статистический ежегодник. 2022: Стат. сб. Рос-стат. Москва, 2022 С. 90-234.

10. Уварова Е.В., Коломейцев М.Г., Радченко М.В. Правовые аспекты охраны репродуктивного здоровья несовершеннолетних по профилю «акушерство и гинекология» в Российской Федерации // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2022. Т. 18, № 1. С. 16-33.

11. Коломейцев М.Г., Уварова Е.В., Радченко М.В. Законодательные основы санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы с молодежью в вопросах охраны репродуктивного здоровья в Российской Федерации // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2023. Т. 19, № 3. С. 21-32.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).

13. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 (ред. от 08.02.2021) «Об утверждении Федерального государственного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01. Педагогическое образование» (с изм. и доп., вступ. и силу с 01.09.2021).

14. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 125 (ред. от 08.02.2021) «Об утверждении Федерального государственного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (с изм. и доп., вступ. и силу с 01.09.2021).

15. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 122 (ред. от 08.02.2021) «Об утверждении Федерального государственного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование» (с изм. и доп., вступ. и силу с 01.09.2021).

16. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023).

17. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

18. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

20. Учебный план по программе бакалавриата 06.03.01. Биология, направленность: «Биоэкология», год начала подготовки (по учебному плану): 2019. URL: https://oc.mpgu.su/s/ go9e7ftZn4drTgb#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

21. Учебный план по программе бакалавриата 06.03.01. Биология, направленность: «Биоэкология», год начала подготовки (по учебному плану): 2020. URL: https://oc.mpgu.su/s/ pCWCzo5nAP6s7wo#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

22. Учебный план по программе бакалавриата 06.03.01. Биология, направленность: «Биоэкология», год начала подготовки (по учебному плану): 2021. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO21/Бака-лавриат/ИБХ/очная/06.03.01%20Биология/Биоэкология%20 4г/2.%20УП/06.03.01%20Биоэкология%202021%200Ф0%20п. pdf (дата обращения: 26.04.2023).

23. Учебный план по программе бакалавриата 06.03.01. Биология, направленность: «Биоэкология», год начала подготовки (по учебному плану): 2022. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO22/OP// Бакалавриат/ИБХ/очная/06.03.01/Биоэкология%204г/2.%20 УП/06.03.01%20Биоэкология%202022%200Ф0%20п^ (дата обращения: 26.04.2023)

24. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «Биология и химия», год начала подготовки (по учебному плану): 2018. URL: https://oc.mpgu.su/s/ ag9sxYdtAZYXGJy#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

25. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «Биология и химия», год начала подготовки (по учебному плану): 2019. URL: https://oc.mpgu.su/s/ tgjMkwfwmwpLsLZ#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

26. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «Биология и химия», год начала подготовки (по учебному плану): 2020. URL: https://oc.mpgu.su/s/ G7fpRQBLLotBEMz#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

27. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «Биология и химия», год начала подготовки (по учебному плану): 2021. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO21/ Бакалавриат/ИБХ/очная/44.03.05%20Педагогическое%20 образование%20(с%20двумя%20профилями%20подготовки)/ Биология%20и%20Химия%205л/2.%20УП/44.03.05%20Био-логия%20и%20Химия%202021%20ОФО%20обн..pdf (дата обращения: 26.04.2023)

28. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «Биология и химия», год начала подготовки (по учебному плану): 2022. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO22/ OP//Бакалавриат//ИБХ/очная/44.03.05/Биология%20и%20 Химия%205л/2.%20УП/44.03.05%20Биология%20и%20 Химия%202022%200Ф0%20п^ (дата обращения: 26.04.2023)

29. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование, направленность: «География», год начала подготовки (по учебному плану): 2019. URL: https://oc.mpgu. su/s/W5isjqmAfgNrodY#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

30. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование, направленность: «География», год

начала подготовки (по учебному плану): 2020. URL: https:// oc.mpgu.su/s/5rsHzEN2TqHrgNe#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

31. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование, направленность: «География», год начала подготовки (по учебному плану): 2021. URL: https://oc.mpgu. su/SoKO21/Бакалавриат/ГФ/очная/44.03.01%20Педагоги-ческое%20образование/География%204г/2.%20УП/УП%20 Геогр.%200Ф0%202021^ (дата обращения: 26.04.2023)

32. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование, направленность: «География», год начала подготовки (по учебному плану): 2022. URL: https:// oc.mpgu.su/SoKO22/OP//Бакалавриат//ГФ/очная/44.03.01/ География%204г/2.%20УП/УП%20ПО%20ГЕО%20ОФО.pdf (дата обращения: 26.04.2023)

33. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «География и экология», год начала подготовки (по учебному плану): 2018. URL: https://oc.mpgu.su/s/ GaXrSkwCEnbAGNG#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

34. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «География и экология», год начала подготовки (по учебному плану): 2019. URL: https://oc.mpgu.su/s/ W7bTSRzTYqQjXyP#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

35. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «География и экология», год начала подготовки (по учебному плану): 2020. URL: https://oc.mpgu.su/s/ P8dCydPJR8SDScm#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

36. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «География и экология», год начала подготовки (по учебному плану): 2021. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO21/ Бакалавриат/ГФ/очная/44.03.05%20Педагогическое%20обра-зование%20(с%20двумя%20профилями%20подготовки)/Гео-графия%20и%20Экология%205л/2.%20УП/УП%20Геогр.%20 и%20экол%202021^ (дата обращения: 26.04.2023)

37. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «География и экология», год начала подготовки (по учебному плану): 2022. URL: https://oc.mpgu.su/ SoKO22/OP//Бакалавриат//ГФ/очная/44.03.05/География%20 и%20Экология%205л/2.%20УП/УП%20П0%20ГЕ0%20И%20 ЭКОЛ^ (дата обращения: 26.04.2023)

38. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность: «Семейное воспитание», год начала подготовки (по учебному плану):

2019. URL: https://oc.mpgu.su/s/YgckaPEw6GiMfyw#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

39. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность: «Семейное воспитание», год начала подготовки (по учебному плану):

2020. URL: https://oc.mpgu.su/s/nLPcCyg2jJFFiMr#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

40. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность: «Семейное воспитание», год начала подготовки (по учебному плану): 2021. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO21/Бака-лавриат//ИПиП/очная/44.03.02%20Психолого-педагогиче-ское%20образование/Семейное%20воспитание%204г/2.%20 УП/44.03.02%20пСемейное%20восп-е%200Ф0%202021^ (дата обращения: 26.04.2023)

41. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «Технология и информатика», год начала подготовки (по учебному плану): 2018. URL: https://oc.mpgu.su/s/ RjStrka45HCmdNL#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

42. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),

направленность: «Технология и информатика», год начала подготовки (по учебному плану): 2019. URL: https://oc.mpgu. su/s/7QDiHqgrtHkqD8t#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

43. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «Технология и информатика», год начала подготовки (по учебному плану): 2020. URL: https://oc.mpgu.su/s/ SELbpxdP5SwGkY2#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

44. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «Технология и информатика», год начала подготовки (по учебному плану): 2021. URL: https://oc.mpgu. su/SoKO21/Бакалавриат/ИФТиИС/очная/44.03.05%20 Педагогическое%20образование%20(с%20двумя%20профи-лями%20подготовки)/Технология%20и%20Информатика%20 5л/2.%20УП/44.03.05%20Технология%20и%20Информа-тика%202021%200Ф0%203^ (дата обращения: 26.04.2023)

45. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «Технология и информатика», год начала подготовки (по учебному плану): 2022. URL: https://oc.mpgu. su/SoKO22/OP//Бакалавриат//ИФТиИС/очная/44.03.05/Тех-нология%20и%20Информатика%205л/2.%20УП/44.03.05%20 Технология%20и%20Информатика%202022%200Ф0^ (дата обращения: 26.04.2023)

46. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «Физика и информатика», год начала подготовки (по учебному плану): 2018. URL: https://oc.mpgu.su/s/ kn4rcMz298enm6p#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

47. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «Физика и информатика», год начала подготовки (по учебному плану): 2019. URL: https://oc.mpgu.su/s/ TCRxk6CYK2rbx9d#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

48. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «Физика и информатика», год начала подготовки (по учебному плану): 2020. URL: https://oc.mpgu.su/s/ AKF993E4Lw6k7yE#pdfviewer (дата обращения: 26.04.2023)

49. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «Физика и информатика», год начала подготовки (по учебному плану): 2021. URl: https://oc.mpgu.su/ SoKO21/Бакалавриат/ИФТиИС/очная/44.03.05%20Педаго-гическое%20образование%20(с%20двумя%20профилями%20 подготовки)/Физика%20и%20Информатика%205л/2.%20 УП/44.03.05%20Физика%20и%20Информатика%202021%20 0Ф0%202^ (дата обращения: 26.04.2023)

50. Учебный план по программе бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность: «Физика и информатика», год начала подготовки (по учебному плану): 2022. URL: https://oc.mpgu. su/SoKO22/OP//Бакалавриат//ИФТиИС/очная/44.03.05/ Физика%20и%20Информатика%205л/2.%20УП/44.03.05%20 Физика%20и%20Информатика%202022%200Ф0^ (дата обращения: 26.04.2023)

51. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2019 год. Москва: Общественная палата Российской Федерации, 2019. С. 117—122.

52. Указ Президента от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

53. Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 № АЗ-1100/08 «О направлении информации».

54. Указ Президента от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования».

55. Доклад о реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». URL: https://minobrnauki. gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=68336 (дата обращения: 30.05.2023)

References

1. Filkina O.M., Vorobyeva E.A., Malyshkina A.I. Awareness of adolescents about reproductive health. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2019; 15 (3): 5-10. (in Russian)

2. Kopan S.V., Andreeva M.V., Tikhaeva K.Yu., Shevtsova E.P. Student's view on modern contraception. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2021; 17 (1): 33-9. (in Russian)

3. Zakharova A.A., Astashkevich E.V., Popov M.V., Skoblina E.V. Awareness of female students on reproductive health issues. Rossiyskiy vestnik gigeny [Russian Bulletin of Hygiene]. 2022; (1): 24—7. (in Russian)

4. Kirillova A.V. Awareness of medical college students about the formation of reproductive health. Rossiyskiy vestnik gigeny [Russian Bulletin of Hygiene]. 2022; (4): 26-9. (in Russian)

5. Kurmacheva N.A., Basova T.A., Chernenkov Yu.V., Andreeva A.N., Terentyeva A.V., Urazova P.A., Tsyplakova P.A. The state of reproductive health and reproductive attitudes of modern adolescent girls (on the example of the Saratov region). Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2023; 19 (1): 5-13. (in Russian)

6. Kolomeitsev M.G. Hygienic foundations of sexual behavior in the prevention of reproductive health disorders in adolescents. Diss. Candidate of Sciences. Moscow, 2007. 233 p. (in Russian)

7. Russian Statistical Yearbook. 2020: Statistical collection. Rosstat. Moscow, 2020. P. 90-229. (in Russian)

8. Russian Statistical Yearbook. 2021: Statistical collection. Rosstat. Moscow, 2021. P. 90-230. (in Russian)

9. Russian Statistical Yearbook. 2022: Statistical collection. Rosstat. Moscow, 2022. P. 90-234. (in Russian)

10. Uvarova E.V., Kolomeitsev M.G., Radchenko M.V. Legal aspects of the protection of reproductive health of minors in the profile «obstetrics and gynecology» in the Russian Federation. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2022; 18 (1): 16-33. (in Russian)

11. Kolomeitsev M.G., Uvarova E.V., Radchenko M.V. Legislative bases of sanitary and hygienic education and preventive work with young people in matters of reproductive health protection in the Russian Federation. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2023; 19 (3): 21-32. (in Russian)

12. Federal Law dated 29.12.2012 No. 273-FZ (ed. dated 17.02.2023) «On Education in the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. Effective from 02.28.2023). (in Russian)

13. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 121 dated 22.02.2018 (ed. dated 08.02.2021) «On approval of the Federal State Standard of Higher Education -Bachelor's degree in the field of training 44.03.01. Pedagogical education» (with amendments and additions, intro. Effective from 01.09.2021). (in Russian)

14. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 22.02.2018 No. 125 (ed. from 08.02.2021) «On approval of the Federal State Standard of Higher Education -Bachelor's degree in the field of training 44.03.05. Pedagogical education (with two training profiles)» (with amendments and additions, intro. Effective from 01.09.2021). (in Russian)

15. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 122 dated 22.02.2018 (ed. dated 08.02.2021) «On approval of the Federal State Standard of Higher Education -Bachelor's degree in the field of training 44.03.02. Psychological and pedagogical education» (with amendments and additions, intro. Effective from 01.09.2021). (in Russian)

16. Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2011 (as amended on 28.12.2022) «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. Effective from 01.03.2023). (in Russian)

17. Federal Law No. 52-FZ of 30.03.1999 (as amended on 04.11.2022) «On sanitary and epidemiological welfare of the population». (in Russian)

18. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation No. 28 dated 09.28.2020 «On approval of the sanitary rules of SP 2.4.3648-20 «Sanitary and epidemiological requirements for organizations of education and training, recreation and health improvement of children and youth». (in Russian)

19. Decree of the Government of the Russian Federation No. 996-r dated 29.05.2015 «On approval of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025». (in Russian)

20. Curriculum for the bachelor's degree program 06.03.01. Biology, focus: «Bioecology», year of commencement of training (according to the curriculum): 2019. URL: https://oc.mpgu.su/s/go9e7ftZn 4drTgb#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

21. Curriculum for the bachelor's degree program 06.03.01. Biology, focus: «Bioecology», year of commencement of training (according to the curriculum): 2020. URL: https://oc.mpgu.su/s/pCWCzo5 nAP6s7wo#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

22. Curriculum for the bachelor's degree program 06.03.01. Biology, focus: «Bioecology», year of commencement of training (according

to the curriculum): 2021. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO21/EaKa-пaвpnaт/HEX/oннaa/06.03.01%20Enoпoгna/Enoэкoпoгna%20 4r/2.%20yn/06.03.01%20E^Konoraa%202021%20000%20n. pdf (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

23. Curriculum for the bachelor's degree program 06.03.01. Biology, focus: «Bioecology», year of commencement of training (according to the curriculum): 2022. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO22/OP// EaKanaBpHaT/HEX/oHHaa/06.03.01/E^Konorna%204r/2.%20 yn/06.03.01%20E^Konoraa%202022%20000%20n.pdf (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

24. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Biology and chemistry», year of commencement of training (according to the curriculum):

2018. URL: https://oc.mpgu.su/s/ag9sxYdtAZYXGJy#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

25. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Biology and Chemistry», year of commencement of training (according to the curriculum):

2019. URL: https://oc.mpgu.su/s/tgjMkwfwmwpLsLZ#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

26. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Biology and chemistry», year of commencement of training (according to the curriculum):

2020. URL: https://oc.mpgu.su/s/G7fpRQBLLotBEMz#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

27. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Biology and chem-istry», year of commencement of training (according to the curriculum): 2021. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO21/EaKanaBpnaT/ MEX/oHHaa/44.03.05%20negarornHecKoe%20o6pa30BaHne%20 (c%20gByMa%20npo$nnaMn%20nogroTOBKn)/Enonorna%20

n%20XnMna%205n/2.%20yn/44.03.05%20Enonorna%20n%20 XnMna%202021%20000%20o6H..pdf (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

28. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Biology and chemistry», year of commencement of training (according to the curriculum): 2022. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO22/OP//EaKa-naBpnaT//MEXMHaa/44.03.05/Enonorns%20n%20XnMna%20 5n/2.%20yn/44.03.05%20Enonorna%20n%20XnMna%20 2022%20000%20n.pdf (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

29. The curriculum for the bachelor's degree program 44.03.01 Pedagogical education, focus: «Geography», the year of the beginning of training (according to the curriculum): 2010. URL: https://oc.mpgu. su/s/W5isjqmAfgNrodY#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. The curriculum for the bachelor's degree program 44.03.01 Pedagogical education, focus: «Geography», the year of the beginning of training (according to the curriculum): 2020. URL: https://oc.mpgu. su/s/5rsHzEN2TqHrgNe#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

31. The curriculum for the bachelor's degree program 44.03.01 Pedagogical education, focus: «Geography», the year of the beginning of training (according to the curriculum): 2021. URL: https:// oc.mpgu.su/SoKO21/EaKanaBpnaT/rO/oHHaa/44.03.01%20 negarornHecKoe%20o6pa30BaHne/reorpa$na%204r/2.%20yn/ yn%20reorp.%20000%202021.pdf (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

32. The curriculum for the bachelor's degree program 44.03.01 Pedagogical education, focus: «Geography», the year ofthe beginning of training (according to the curriculum): 2022. URL: https:// oc.mpgu.su/SoKO22/OP//EaKanaBpnaT//r0/oHHaa/44.03.01/ reorpa^na%204r/2.%20yn/yn%20n0%20rE0%20000.pdf (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

33. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Geography and ecology», year of commencement of training (according to the curriculum):

2018. URL: https://oc.mpgu.su/s/GaXrSkwCEnbAGNG#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

34. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Geography and ecology», year of commencement of training (according to the curriculum):

2019. URL: https://oc.mpgu.su/s/W7bTSRzTYqQjXyP#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

35. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Geography and ecology», year of commencement of training (according to the curriculum):

2020. URL: https://oc.mpgu.su/s/P8dCydPJR8SDScm#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

36. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Geography and ecology», year of commencement of training (according to the curriculum): 2021. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO21/EaKa-naBpHaT/rO/oHHaa/44.03.05%20negarorHHecKoe%20o5pa3o-BaHHe%20(c%20gByMa%20npo$HnaMH%20nogroTOBKH)/reo-грa$нs%20н%20Экопогнs%205п/2.%20УП/УП%20Геогр.%20 н%20экоп%202021.pdf (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

37. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Geography and ecology», year of commencement of training (according to the curriculum): 2022. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO22/OP// Eaкaпaврнaт//ГO/оннas/44.03.05/Геогрa$нs%20н%20Эко-погнa%205п/2.%20УП/УП%20ПО%20ГЕО%20H%20ЭКm.pdf (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

38. The curriculum for the bachelor's degree program 44.03.02 Psychological and pedagogical education, focus: «Family education», the year of the beginning of training (according to the curriculum):

2019. URL https://oc.mpgu.su/s/YgckaPEw6GiMfyw#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

39. The curriculum for the bachelor's degree program 44.03.02 Psychological and pedagogical education, focus: «Family education», the year of the beginning of training (according to the curriculum):

2020. URL: https://oc.mpgu.su/s/nLPcCyg2jJFFiMr#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

40. The curriculum for the bachelor's degree program 44.03.02 Psychological and pedagogical education, focus: «Family education», the year of the beginning of training (according to the curriculum): 2021. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO21/EaKa-пaврнaт//HПнП/оннaa/44.03.02%20Пснxопого-педaгогнне-CKoe%20o5pa30BaHHe/CeMeHHoe%20BocnHTaHHe%204r/2.%20 Уп/44.03.02%20пcеменное%20восп-е%20000%202021.pdf (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

41. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Technology and computer science», year of commencement of training (according to the curriculum): 2018. URL: https://oc.mpgu.su/s/ RjStrka45HCmdNL#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

42. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Technology and computer science», year of commencement of training (according to the curriculum): 2019. URL: https://oc.mpgu. su/s/7QDiHqgrtHkqD8t#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

43. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Technology and computer science», year of commencement of training (according to the curriculum): 2020. URL: https://oc.mpgu.su/s/ SELbpxdP5SwGkY2#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

44. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Technology and computer science», year of commencement of training (according to the curriculum): 2021. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO21/EaKanaB-рнaт/HOТнHС/оннaa/44.03.05%20Педaгогннеское%20о6рa-30BaHHe%20(c%20gByMa%20npo$HnaMH%20nogroTOBKH)/Tex-нопогнs%20н%20Mн$ормaтнкa%205п/2.%20УП/44.03.05%20

TexHonoraa%20H%20HH$opMaTHKa%202021%20000%203.pdf (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

45. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Technology and computer science», year of commencement of training (according to the curriculum): 2022. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO22/OP// EaKanaBpHaT//HOTHHCMHaa/44.03.05/TexHonoraa%20H%20 HH$opMaTHKa%205n/2.%20yn/44.03.05%20TexHonorna%20 H%20HH$opMaraKa%202022%20000.pdf (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

46. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Physics and Computer Science», year of commencement of training (according to the curriculum): 2018. URL: https://oc.mpgu. su/s/ kn4rcMz298enm6p#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

47. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Physics and Computer Science», year of commencement of training (according to the curriculum): 2019. URL: https://oc.mpgu.su/s/ TCRxk6CYK2rbx9d#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

48. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Physics and Computer Science», year of commencement of training (according to the curriculum): 2020. URL: https://oc.mpgu.su/s/ AKF993E4Lw6k7yE#pdfviewer (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

49. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Physics and Computer Science», year of commencement of training (according to the curriculum): 2021. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO21/EaKanaB-pHaT/HOTHMC/oHHaa/44.03.05%20negarorHHecKoe%20o6pa-30BaHHe%20(c%20gByMa%20np0$HnaMH%20n0gr0T0BKH)/ OH3HKa%20H%20MH^opMaTHKa%205n/2.%20yn/44.03.05%20 OH3HKa%20H%20HH$opMaraKa%202021%20000%202.pdf (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

50. Curriculum for the bachelor's degree program 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), focus: «Physics and Computer Science», year of commencement of training (according to the curriculum): 2022. URL: https://oc.mpgu.su/SoKO22/OP//EaKa-naBpHaT//HOTHHCMHaa/44.03.05/OH3HKa%20H%20MH$op-MaTHKa%205n/2.%20yn/44.03.05%200 H3HKa%20H%20MH^op-MaTHKa%202022%20000.pdf (date of access: 26.04.2023). (in Russian)

51. Report on the state of Civil society in the Russian Federation for 2019. Moscow: Public Chamber of the Russian Federation, 2019. P. 117—22. (in Russian)

52. Presidential Decree No. 400 dated 02.07.2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». (in Russian)

53. Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 14.12.2021 No. AZ-1100/08 «On sending information». (in Russian)

54. Presidential Decree No. 343 of 12.05.2023 «On some issues of improving the higher education system». (in Russian)

55. Report on the implementation of the strategic academic leadership program «Priority 2030». URL: https://minobrnauki.gov.ru/ documents/?ELEMENT_ID=68336 (date of access: 30.05.2023). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.