Научная статья на тему 'ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ВНЕШНЯЯ НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юн-Хай Светлана Александровна, Шибанова Юлия Валентиновна

В статье рассматривается Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) как эффективный механизм независимой внешней оценки качества образования. Раскрываются возможности, предоставляемые ФИЭБ для вузов-участников и выпускников вуза. На примере Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова показаны реализация и результаты Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата в 2019 году, отражающие качество подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). В работе дается описание педагогических измерительных материалов. На основании анкетирования студентов-выпускников Педагогического института, участников ФИЭБ в 2019 году приводятся выводы об эффективности внешней экспертизы качества образования в формате ФИЭБ для получения дополнительных инструментов совершенствования образовательного процесса в Педагогическом институте Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юн-Хай Светлана Александровна, Шибанова Юлия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL INTERNET EXAM FOR UNDERGRADUATE GRADUATES AS AN EFFECTIVE TOOL FOR INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION

The article examines the Federal Internet Exam for Bachelor's Graduates (FIEB) as an effective mechanism for an independent external assessment of the quality of education. The opportunities provided by FIEB for participating universities and university graduates are revealed. Using the example of the Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, the implementation and results of the Federal Internet Exam for Bachelor's Graduates in 2019 are shown, reflecting the quality of preparation of students studying in the areas of training 03.04.02 Psychological and Pedagogical Education, 03.44.05 Pedagogical Education (with two training profiles). The work provides a description of pedagogical measuring materials. Based on a survey of graduate students of the Pedagogical Institute, FIEB participants in 2019, conclusions are drawn about the effectiveness of external examination of the quality of education in the FIEB format to obtain additional tools for improving the educational process at the Pedagogical Institute of Dorzhi Banzarov Buryat State University.

Текст научной работы на тему «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата как эффективный инструмент независимой оценки качества образования

Юн-Хай Светлана Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методического обеспечения образовательной деятельности учебно-методического управления, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова E-mail: swetyun72@mail.ru

Шибанова Юлия Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова E-mail: shibanova1001@mail.ru

В статье рассматривается Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) как эффективный механизм независимой внешней оценки качества образования. Раскрываются возможности, предоставляемые ФИЭБ для вузов-участников и выпускников вуза. На примере Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова показаны реализация и результаты Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата в 2019 году, отражающие качество подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). В работе дается описание педагогических измерительных материалов. На основании анкетирования студентов-выпускников Педагогического института, участников ФИЭБ в 2019 году приводятся выводы об эффективности внешней экспертизы качества образования в формате ФИЭБ для получения дополнительных инструментов совершенствования образовательного процесса в Педагогическом институте Бурятского государственного университета имени Доржи Бан-зарова.

Ключевые слова: качество образования, оценочные средства, внешняя независимая оценка качества, подготовка выпускников бакалавриата, Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата, педагогические измерительные материалы.

В апреле 2015 г. НИИ мониторинга качества образования (далее - НИИ МКО) с поддержкой Ассоциации ведущих российских вузов, а также Национального аккредитационного совета был запущен проект с целью внешней независимой оценки качества подготовки выпускников бакалавриата «Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата» (далее - ФИЭБ) [1]. ФиЭб как процесс прямого измерения качества высшего образования реализуется на основе: добровольного участия обучающихся; получении личных результатов выпускника; отсутствия любого влияния как со стороны надзорных органов, так и преподавателей вузов; соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования; соблюдения принципа независимости и объективности оценки [2]. Такой подход характеризует ФИЭБ как эффективный инструмент независимой оценки качества образования, способствующий выявлению проблем при реализации основных профессиональных образовательных программ вуза; принятию своевременных мер по изменению теоретической и практической подготовки при формировании профессиональных компетенций обучающихся; стремлению обучающихся к получению более высокой квалификации, повышению их самооценки; контролю качества результатов обучения через создание универсальных, объективных педагогических измерительных материалов. Процедура проведения ФИЭБ соответствует статье 95.1 Ф3-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [3]. Все педагогические измерительные материалы (далее - ПИМ) проходят строгую экспертизу.

28 декабря 2017 г. ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» (далее - БГУ) приобрел статус базовой площадки для проведения ФИЭБ. Развитие в этом направлении, по мнению М.В. Семеновой, Е.С. Бад-маевой, М.В. Дармаева, позволяет вузу «быть информационно открытым обществу; давать гарантию качества реализуемых образовательных программ бакалавриата; предоставлять возможность другим образовательным организациям Республики Бурятии проводить внешнюю независимую сертификацию выпускников бакалавриата; студентам проводить самодиагностику индивидуальных образовательных достижений» [4]. Другими словами, получение статуса площадки для проведения ФИЭБ становится одним из инструментов независимой оценки качества не только для университета, но и позволяет проверить уровень под-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

готовки выпускников других региональных вузов, сравнивать результаты, определяя сильные и слабые стороны реализации образовательных программ высшего образования, позволяет студентам объективно оценивать уровень формируемых компетенций.

По результатам ФИЭБ в 2018 году «золотые» сертификаты» были вручены 13 студентам БГУ (9,3%), «серебряные сертификаты» - 21 студенту (15,1%), «бронзовые сертификаты» - 29 студентам (20,8%), сертификаты участников - 76 (54,6%). Всего приняло участие 139 человек. По результатам ФИЭБ в 2019 году «золотые» сертификаты» были вручены 15 студентам (11,1%), «серебряные сертификаты» - 20 студенту (14,8%), «бронзовые сертификаты» - 36 студентам (26,6%), сертификаты участников - 64 (47,4%). Всего приняло участие 135 человек. По результатам ФИЭБ в 2020 году «золотые» сертификаты» были вручены 7 студентам (11,8%), «серебряные сертификаты» - 15 студентам (25,4%), «бронзовые сертификаты» - 17 студентам (28,8%), сертификаты участников - 20 (33,8%). Всего приняло участие 59 человек. Данные по всем сертификатам вносятся в единый реестр и размещаются на сайте НИИ МКО www.iexam.ru.

По результатам ФИЭБ вузы, принимавшие участие, получают педагогический анализ в виде информационно-аналитического отчета [5, 6]. Опираясь на данные такого отчета, более подробно рассмотрим результаты обучающихся Педагогического института БГУ в ФИЭБ в 2019 году. Всего приняли участие 16 студентов по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и 3 студента по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

При выполнении заданий части 1 ПИМ обучающиеся направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование могли самостоятельно выбрать не менее четырех дисциплин из предложенного списка. Всего необходимо было выполнить 20 тестовых заданий. В таблице 1 показаны результаты по выбору дисциплин студентами направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Высший результат выполнения заданий части 1 ПИМ студентами БГУ данного направления подготовки составлял 25-28 баллов из 40 возможных за выполнение всех заданий [6].

В части 2 ПИМ студенту предлагались междисциплинарные кейс-задания, которые соответствуют пункту 4.3 ФГОС направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование: «Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: педагогическая в дошкольном образовании; педагогическая в начальном об-5 щем образовании; социально-педагогическая; о психолого-педагогическое сопровождение общего го образования, профессионального образования, еЗ дополнительного образования и профессиональ-ав ного обучения; психолого-педагогическое сопро-

вождение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)» [8]. Обучающийся мог выбрать 3 вида профессиональной деятельности ФГОС ВО с учетом программы экзамена по направлению подготовки и его образовательной программы.

Таблица 1. Результаты выбора дисциплин студентами направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Дисциплины наиболее популярные при выборе среди учащихся БГУ Дисциплины, не выбранные учащимися БГУ

«Психология детей младшего школьного возраста»; «Психология дошкольного возраста»; «Психология подросткового возраста»; «Психология развития» «Дефектология»; «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований»; «Клиническая психология детей и подростков»; «Образовательные программы для детей дошкольного возраста»; «Образовательные программы начальной школы»; «Общая и экспериментальная психология»; «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»; «Психолого-педагогическая диагностика»; «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся»; «Социальная педагогика»; «Социальная психология»; «Теории обучения и воспитания».

Высший результат выполнения заданий части 2 ПИМ студентами БГУ данного направления подготовки составлял 37-42 баллов из 60 максимальных при решении всех заданий. Необходимо было выполнить 5 кейс-заданий междисциплинарного характера, соответствовавших видам профессиональной деятельности, определенным в ФГОС ВО по данному направлению подготовки бакалавра. Студенты БГУ выбрали: «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании»; «Педагогическая деятельность в начальном общем образовании»; «Социально-педагогическая деятельность», но при этом не выбрали: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; «Психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения» [6].

Качество подготовки, высокий уровень сфор-мированности профессиональных компетенций выпускников по данному направлению отражают итоги обучающихся, получивших по результатам ФИЭБ именные сертификаты: 7 чел. (43,7%) серебряные, 6 чел. (37,5%) бронзовые.

В таблице 2 показаны результаты выбора дисциплин студентами направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) при выполнении 20 тестовых заданий в части 1 ПИМ, при этом содержание обучающийся формировал самостоятельно, выбирая, как и студенты предыдущего направления, что было рассмотрено выше.

Таблица 2. Результаты выбора дисциплин студентами направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Дисциплины наиболее популярные при выборе среди учащихся БГУ

«Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста»; «История педагогической мысли и образования»; «Педагогика школы»; «Педагогическая социальная психология»; «Психологические проблемы в педагогической деятельности и их разрешение»; «Психология развития человека в образовании»

Дисциплины, не выбранные учащимися БГУ

«Безопасность жизнедеятельности»; «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»; «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»; «Методика обучения и воспитания (иностранный язык (английский язык))»; «Методика обучения и воспитания (информатика)»; «Методика обучения и воспитания (история)»; «Методика обучения и воспитания (математика)»; «Методика обучения и воспитания (русский язык)»; «Методика обучения и воспитания в области начального образования»; «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Высший результат выполнения заданий части 1 ПИМ студентами БГУ данного направления подготовки составлял 21-24 балла из 40 возможных.

В соответствии с пунктом 4.3. ФГОС ВО бакалавр по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) готовится к 4 видам профессиональной деятельности: «Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: педагогический; проектный; научно-исследовательский; культурно-просветительский» [9]. 4 кейса по каждому из указанных видов деятельности рассчитаны на определение уровня сформированности профессиональных компетенций выпускника. Высший результат выполнения заданий части 2 ПИМ студентами БГУ этого направления составляло 37-42 баллов из 60 возможных при выполнении всех заданий. Выполнение работы в части 2 ПИМ подтверждает получение именного серебряного сертификата 1 чел. (33,3%) [6].

Обратная связь с потребителем образовательных услуг вуза необходима и при осуществлении и при проведении контроля различных видов деятельности обучающихся. С этой целью в Педагогическом институте БГУ по итогам участия в ФИ-ЭБ-2019 проводилось изучение и анализ мнения обучающихся по направлениям подготовки УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки в отношении применения внешней независимой оценки.

Целью и задачами анкетирования, в котором приняли участие 19 студентов-выпускников Педагогического института, участников ФИЭБ в 2019 году, было определение эффективности

внешней экспертизы качества образования в формате ФИЭБ для получения дополнительных инструментов совершенствования образовательного процесса в Педагогическом институте БГУ. Для получения объективной картины в анкетах не были указаны данные участников. Анкета содержала 15 вопросов. В результате проведенного анкетирования получены следующие ответы обучающихся:

1. После участия в ФИЭБ, на Ваш взгляд, по каким учебным дисциплинам необходимо большее количество занятий?

87% респондентов ответили, что нужно увеличить количество занятий по дисциплинам психолого-педагогического блока.

2. По Вашему мнению, важнее теория или практика?

Многие респонденты (67%) ответили, что важно и то, и другое. 43,4% опрошенных отметили, что особый интерес вызвала вторая часть экзамена. 38,9% студентов считают, что при обучении необходимо выделить в практической подготовке относительно самостоятельный компонент: решение кейсов с учетом видов профессиональной деятельности, которые должны быть интересными, простыми, понятными для обучающихся, актуальными, отражать и положительное и отрицательное из реальной ситуации.

3. Полезным ли было для Вас обучение на тре нажерах ФИЭБ?

74,3% респондентов отметили повышение результатов обучения после занятий на тренажерах ФИЭБ. 43,5% обучающихся ответили, тренажеры могут создавать и размещать преподаватели БГУ на портале электронного обучения БГУ (Moodle) -е^и.ги, в своих онлайн-курсах, что позволит студентам системно последовательно тренироваться при выполнении заданий, дисциплинарных кейсов. 47% отметили, что не только занятия на тренажерах ФИЭБ помогли сдать экзамен, но и учебные пособия, рекомендованные преподавателями Педагогического института, материалы лекций преподавателей БГУ.

4. Полезным ли было для Вас в целом участие в проекте ФИЭБ?

89% респондентов отметили важность участия, т.к. это способствует осознанному стремлению к получению более высокой квалификации, помогает при подготовке к государственной итоговой аттестации, дает новый опыт, получение именных сертификатов способствует повышению самооценки. 12% опрошенных отметили, что приняли участие из-за любопытства, привлек внимание нестандартный подход к экзамену. 27% опрошенных отметили, что участие в ФИЭБ помогает подготовиться к сдаче вступительных экзаменов в магистратуру.

5. Участие в проекте ФИЭБ оказывает влияние на качество обучения в БГУ?

ФИЭБ является дополнительным инструментом совершенствования образовательного процесса. Это подтверждается ответами обучающихся на данный вопрос. 67% респондентов отмети-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ли, что в период подготовки к ФИЭБ значительно отличался уровень концентрации сил преподавательского состава к организации внеучебного времени, больше времени уделяли преподаватели для индивидуальных и групповых консультаций. 78% студентов отметили хорошо организованную работу преподавателей по информационной и методической поддержке при подготовке к ФИЭБ.

6. Участие в проекте ФИЭБ влияет на сниже -ние уровня необъективности контроля при выставлении оценок?

86% респондентов отметили, что полученный результат был объективным, при этом никакую роль не играют взаимоотношения «преподаватель - студент», не являются важными посещаемость, активность работы на занятиях.

7. Мешало ли Вам видеонаблюдение во время участия в ФИЭБ?

67% респондентов отметили, что видеокамеры во время участия в ФИЭБ совсем не замечали, потому что испытали подобное при сдаче ЕГЭ. 57% студентов подчеркнули положительные моменты видеонаблюдения, написав, что такая форма способствует тому, что никто не списывает, у каждого равные возможности, чтобы проявить себя.

8. При сдаче экзамена были ли у Вас ощуще -ния стресса?

78,5% респондентов отметили присутствие небольшого волнения, характерного всегда при сдаче экзаменов в период сессии. 11% студентов написали, что очень волновались, потому что переживали за полученный результат, ведь это не только собственные итоги, но и ответственность перед вузом, своими преподавателями. 74,3% респондентов считают, что предварительные занятия на тренажерах ФИЭБ помогли справиться с волнением.

9. Достаточно ли Вы были осведомлены о процедуре сдачи ФИЭБ?

87% респондентов отметили, что преподаватели подробно заранее рассказали об особенностях, условиях, результатах участия, ознакомили с программой экзамена, примерами заданий, что во многом помогло все пройти без особых затруднений. 7% ответили, что информацию добывали самостоятельно без сторонней помощи, поэтому столкнулись с отдельными затруднениями. 18% отметили, что подробно о процедуре ФИЭБ, необходимости пользоваться при подготовке тренажерами ФИЭБ им рассказали старшекурсники, проживавшие с ними в общежитии.

10. Как Вы должны действовать в случае, если не согласны с результатом ФИЭБ?

86% респондентов знали о возможности подачи апелляции, которую можно подать в течение суток после получения результата в личном кабинете. 7% не знали, не слышали ничего о такой процедуре как апелляция. 63% знали о том, что 5 необходимо при апелляции отправлять заявление § по установленному образцу и копию документа. ^ 11. Оцените организацию проведения ФИЭБ ° на площадке, где Вам пришлось сдавать эк-1 замен.

Большинство респондентов (97%) ответили, что были уютные аудитории, рабочая атмосфера, предоставленная техника работала хорошо, не было никаких технических проблем. 87,9% студентов считают, что преподаватели-наблюдатели не вмешивались в процесс, что позволило сосредоточиться на выполнении заданий. 13% опрошенных отметили, что переживали за технические условия и не были готовы психологически к ситуациям, если бы в вузе отключили резко электричество или пропала Интернет-связь, с чем они сталкивались иногда в период учебы.

12. Как Вы оцениваете свой результат?

75% респондентов отметили, что полученный результат был таким, на какой и рассчитывали. 11,7% ответили, что выполнили лучше, чем предполагали. 14% отметили, что задания были сложнее, чем они ожидали, поэтому результат был ниже того, который могли бы получить. 43% отметили, что нужно поработать в дальнейшем над определенными пробелами отдельных дисциплин. 12% ответили, что большую роль играет психологическая готовность к экзамену, и при должном настрое результат был бы лучше.

13. Если бы вуз не оплатил сумму за Ваше уча -стие в ФИЭБ, то Вы готовы были сделать это самостоятельно?

Только 15% участников были готовы принимать участие в ФИЭБ за свой счет. 87% респондентов отметили, что только при финансовой поддержке вуза решились на такой экзамен.

14. Ваше мнение к обязательному введению подобной формы контроля в вузах России.

54% респондентов отметили, что обязательное введение ФИЭБ, возможно, будет способствовать повышению объективности оценки знаний выпускников вузов. При этом студенты написали (46,8%) о необходимости и совершенствовании заданий, так как часто меняется нормативно-законодательная база, меняются требования к результатам подготовки выпускников. 32% респондентов подчеркнули, что такой формат проведения государственной итоговой аттестации был бы удобным, плюсом является самостоятельный выбор дисциплин, входящий в ФИЭБ. 56% респондентов отметили, что лучше проводить в таком же формате, как и в настоящее время, оставив принцип добровольности участия.

15. Готовы ли Вы к проведению ФИЭБ с применением дистанционных технологий?

Необходимо отметить неготовность студентов к проведению ФИЭБ в таком формате. 22% респондентов отметили отсутствие личного компьютера (ноутбука), неудобства с проведением подобного рода экзамена через смартфон. Такая картина связана с недостаточностью финансов во многих семьях, техническими возможностями имеющегося оборудования. Часть опрошенных (39%) подчеркнула, что не смогли бы принять участие в ФИЭБ в таком виде, в связи с отсутствием Интернет-связи в отдельных районах, поселениях, где проживают обучающиеся. 38% студентов от-

метили, что самостоятельно готовиться сложнее, не всегда дома есть для этого условия или самим не хватает технических навыков для учебы дистанционно.

Обсуждение итогов участия в ФИЭБ на базовой площадке БГУ в 2019 году обучающихся по направлениям подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), результатов анкетирования студентов состоялось на заседании учебно-методической комиссии Педагогического института 11 декабря 2019 года, где приняли участие преподаватели выпускающих кафедр, представители Учебно-методического управления, отвечающие за сопровождение ФИЭБ (Дармаев М.В., к.т.н., начальник отдела методического обеспечения образовательной деятельности, заместитель начальника управления; Семенова М.В., к.и.н., старший методист отдела методического обеспечения образовательной деятельности; Бадмаева Е.С., к. филол.н., начальник отдела планирования и организации учебного процесса; Хинзеева Д.П., к.филол.н., старший методист отдела планирования и организации учебного процесса, Дашинорбоева С.Б., старший методист отдела методического обеспечения образовательной деятельности), участники рабочей группы, отвечающие за подготовку и организацию ФИЭБ (Цыденмункуев А.М., начальник отдела технического обеспечения центра информационных технологий и дистанционного обучения; Родионова Д.Н, к.соц.н., доцент кафедры экономической теории, государственного и муниципального управления; Ташканэ А.С., старший преподаватель кафедры управления персоналом).

В целом было отмечено, что обучающиеся показали высокий и базовый уровни сформирован-ности профессиональных компетенций выпускников по данным направлениям. Итоги обучающихся, получивших по результатам ФИЭБ именные сертификаты: 8 чел. (42,1%) серебряные, 6 чел. (31,5%) бронзовые, а именно именные сертификаты ФИЭБ подтверждают соответствие качества подготовки выпускника требованиям ФГОС и являются внешней сертификацией качества подготовки. Также было отмечено, что предварительная работа по организации участия студентов в ФИЭБ способствовала созданию ситуации эмоционального и психологического комфорта во время экзамена. Студенты были хорошо осведомлены о процедуре проведения ФИЭБ, процедуре апелляции в случае несогласия с полученным результатом.

Приказом ректора № 579-ОД от 01.11.2017 г. «О внесении изменений в локальные нормативные акты» был дополнен «Регламент работы государственных экзаменационных комиссий и апелляционных комиссий по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся», утвержденный приказом № 492-ОД от 03.10.2016 г. В дополненном пункте 2.3.7 говорится: «Государственная экзаменационная комиссия вправе рассмотреть вопрос об увеличении экзаменационной оцен-

ки «удовлетворительно» или «хорошо» на 1 балл по одной из форм государственного аттестационного испытания при наличии у обучающегося именного сертификата Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (уровень «золотой»)» [11]. В ходе заседания было предложено также внести изменения в локальные нормативные акты вуза с целью учета при сдаче текущих экзаменов, зачетов, государственных экзаменов серебряных и бронзовых сертификатов, учета всех видов именных сертификатов при приеме в магистратуру, оформления в Приложении к диплому как учета индивидуальных достижений.

В связи с увеличением количества интерактивных кейс-заданий в ФИЭБ, преподавателям Педагогического института БГУ было рекомендовано использовать в образовательном процессе возможности «Тренажер ФИЭБ». Ведь это позволяет и целенаправленно готовить обучающихся к решению задач, и отрабатывать умение работать с системой как при реальном тестировании. В режиме «Подготовка» обучающийся думает над решением, а в помощь ему предлагают варианты. В режиме «Самоконтроль» можно проверять свое решение, увидеть, где допущена ошибка, а где выбрано верное направление решения. Также было рекомендовано рассмотрение вопроса о возможном участии преподавателей Педагогического института БГУ в разработке ПИМ в рамках взаимодействия с НИИ мониторинга качества образования.

Также было предложено рассмотреть при реализации образовательных программ в Педагогическом институте в практической подготовке выделение относительно самостоятельного компонента: решение кейсов с учетом видов профессиональной деятельности, которые должны быть интересными, простыми, понятными для обучающихся, актуальными, отражать и положительное и отрицательное из реальной ситуации. При разработке кейсов преподаватели должны хорошо прорабатывать структуру, включающую характеристику сюжета, информацию для понимания хода.

Студентами, обучающимися по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), при выполнении части 2 ПИМ не был выбран вид профессиональной деятельности: «Научно-исследовательская деятельность (в области дошкольного образования)». В связи с этим было рекомендовано усилить данное направление в период практики, в рамках проектирования курсовых работ, при проведении исследований по выпускным квалификационным работам, проведении исследований в рамках практических занятий. Было предложено рассмотреть разработку практико-ориентированных исследовательских заданий, направленных на изучение и анализ реальной ситуации в дошкольных образовательных организациях Бурятии, изучение передового педагогического опыта, на решение профессиональных задач, направленных на развитие компетенций обучающихся, развитие мотивации.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

о с

U

На заседании обсуждали вопрос готовности обучающихся к проведению ФИЭБ с применением дистанционных технологий. При таком формате проведения студенты должны быть готовыми к сокращению времени на выполнение заданий, к работе с применением технологии прокторинга. Для такой работы необходимо обеспечить каждого студента персональным компьютером (ноутбуком), доступом к Интернету, веб-камерами, больше работать на занятиях с применением дистанционных технологий, создавать и размещать задания на портале электронного обучения БГУ (Moodle) - e.bsu.ru, в своих онлайн-курсах, что позволит студентам системно последовательно готовиться к проведению ФИЭБ с дистанционными технологиями.

Анализ ответов участников анкетирования, управленческие решения выпускающих кафедр Педагогического института, учебно-методической комиссии Педагогического института, Учебно-методического управления БГУ показывают, что Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата - это эффективный инструмент независимой оценки качества образования, способствующий: выявлению проблем при реализации основных профессиональных образовательных программ вуза; принятию своевременных мер по изменению теоретической и практической подготовки при формировании профессиональных компетенций обучающихся; стремлению обучающихся к получению более высокой квалификации, повышению их самооценки; контролю качества результатов обучения через создание универсальных, объективных педагогических измерительных материалов.

Литература

1. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.url:http://bakalavr.i-exam.ru/ node/341.

2. Болотов В.А., Наводнов В.Г., Пылин В.В., Поря-дина О.В., Чернова Е.П. Новый федеральный интернет-экзамен - новая технология независимой оценки качества подготовки бакалавров // Высшее образование сегодня. - 2015. -№ 3. - С. 19-23.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 01.01.2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» - Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/902389617

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Семенова М.В., Бадмаева Е.С., Дарма-ев М.В. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата как механизм внешней оценки качества образования // Менеджмент качества образования в контексте государственной образовательной политики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 22-23 ноября 2018 г.). / на-уч.ред. С.А. Юн-Хай. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. - 2019. - С. 41-46.

5. Педагогический анализ результатов Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Бурятский государственный университет». Информационно-аналитический отчет ФИЭБ (10-26 апреля 2018 г.). - Йошкар-Ола. - 2018. -281 с.

6. Педагогический анализ результатов Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Бурятский государственный университет». Информационно-аналитический отчет ФИЭБ (9-25 апреля 2019 г.). - Йошкар-Ола. - 2019. - 300 с.

7. Разработка педагогических измерительных материалов для проведения Интернет-тестирования: методическое пособие для разработчиков ПИМ / В.П. Киселева [и др.]. -Йошкар-Ола: Стринг, 2013. - 216 с.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)». - Режим доступа: http://base. garant.ru/71309970/a247d81a51b2b6d72cbace0 b99af2aa1/#ixzz6r49Bo3rZ

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.02.2016 № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)». - Режим доступа: http:// base.garant.ru/71345782/53f89421bbdaf741eb2d 1ecc4ddb4c33/#ixzz6r4Cpr3n9

10. Наводнов, В.Г. Методика определения уровня подготовки студентов по результатам аттестационных педагогических измерений / В.Г. Наводнов, А.С. Масленников, В.П. Киселева. -Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004. - 44 с.

11. Приказ ректора № 579-ОД от 01.11.2017 г. «О внесении изменений в локальные нормативные акты» в «Регламент работы государственных экзаменационных комиссий и апелляционных комиссий по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся», утвержденный № 492-ОД от 03.10.2016 г. -Режим доступа: https://www.bsu.ru/content/ page/1125/579-od-ot-01.11.2017.pdf

FEDERAL INTERNET EXAM FOR UNDERGRADUATE GRADUATES AS AN EFFECTIVE TOOL FOR INDEPENDENT ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION

Yun-Khay S.A., Shibanova Yu.V.

Banzarov Buryat State University

The article examines the Federal Internet Exam for Bachelor's Graduates (FIEB) as an effective mechanism for an independent external assessment of the quality of education. The opportunities provided by FIEB for participating universities and university graduates are revealed. Using the example of the Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, the implementation and results of the Federal Internet Exam for Bachelor's Graduates in 2019 are shown, reflecting the quality of preparation of students studying in the areas of training 03.04.02 Psychological and Pedagogical Education, 03.44.05 Pedagogical Education (with two training profiles). The work provides a description of pedagogical measuring materials. Based on a survey of graduate students of the Pedagogical Institute, FIEB participants in 2019, conclusions are drawn about the effectiveness of external examination of the quality of education in the FIEB format to obtain additional tools for improving the educational process at the Pedagogical Institute of Dorzhi Banzarov Buryat State University.

Keyword: quality of education, assessment tools, external independent quality assessment, preparation of undergraduate graduates, Federal Internet exam for undergraduate graduates, pedagogical measurement materials.

References

1. Federal Internet exam for undergraduate graduates. [Electronic resource]. - Access mode: www.url: http: //bakalavr.i-exam.ru/ node/341.

2. Bolotov VA, Navodnov VG, Pylin VV, Poryadina OV, Chernova EP. New federal Internet exam - a new technology for independent assessment of the quality of training bachelors // Higher education today. - 2015. - No. 3. - S. 19-23.

3. Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on January 1, 2021) "On Education in the Russian Federation" -Access mode: http://docs.cntd.ru/document/902389617

4. Semenova M.V., Badmaeva E.S., Darmaev M.V. Federal Internet Exam for Bachelor's Graduates as a Mechanism for External Evaluation of the Quality of Education // Management of the Quality of Education in the Context of State Educational Policy: Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Confer-

ence with International Participation (Ulan-Ude, November 2223, 2018). / scientific ed. S.A. Yun-Hai. - Ulan-Ude: Publishing house of the Buryat State University. - 2019. - P. 41-46.

5. Pedagogical analysis of the results of the Federal Internet Exam for Bachelor's Graduates (FIEB) of the Federal State Budgetary Educational Institution "Buryat State University". Information and analytical report of the FIEB (April 10-26, 2018). - Yoshkar-Ola. - 2018. - 281 p.

6. Pedagogical analysis of the results of the Federal Internet Exam for Bachelor's Graduates (FIEB) of the Federal State Budgetary Educational Institution "Buryat State University". Information and analytical report of the FIEB (April 9-25, 2019). - Yoshkar-Ola. - 2019. - 300 p.

7. Development of pedagogical measuring materials for Internet testing: a methodological guide for PIM developers / VP Kisele-va [and others]. - Yoshkar-Ola: String, 2013. - 216 p.

8. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 12/14/2015 No. 1457 "On the approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 03/44/02 Psychological and pedagogical education (bachelor's level)". - Access mode: http://base.garant. ru/71309970/a247d81a51b2b6d72cbace0b99af2aa1/#ixzz6r-49Bo3rZ

9. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 09.02.2016 No. 91 "On the approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) (bachelor's level)". - Access mode: http://base.ga-rant.ru/71345782/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#ixzz-6r4Cpr3n9

10. Navodnov, VG Methodology for determining the level of training of students according to the results of attestation pedagogical measurements / VG Navodnov, AS Maslennikov, VP Kiseleva. -Yoshkar-Ola: Center for State Accreditation, 2004. - 44 p.

11. Order of the rector No. 579-OD dated 01.11.2017 "On amendments to local regulations" in the "Regulations for the work of state examination commissions and appeal commissions for the state final certification of students", approved by No. 492-OD dated 03.10.2016 d. - Access mode: https://www.bsu.ru/con-tent/page/1125/579-od-ot-01.11.2017.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.