Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" С УЧЕТОМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЗАПРОСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" С УЧЕТОМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЗАПРОСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкерина Татьяна Александровна, Кухар Марина Алексеевна, Старосветская Наталья Алексеевна

Современный этап развития образования позволяет зафиксировать «разрывы» между профессиональной подготовкой педагогов и запросом образовательной практики на специалиста определенного качества, преодоление которых стало возможным с обеспечением взаимодействия педагогических вузов с образовательными, научными, общественными организациями, региональными и муниципальными органами управления образованием, представителями производственной среды и бизнеса по вопросам развития непрерывного педагогического образования. Этот вектор развития определил новые требования к разработке основных профессиональных образовательных программ, направленности профессиональной подготовки педагогических кадров. Одной из причин открытия невостребованных программ бакалавриата и выпуска невостребованных специалистов является недостаточное внимание к осуществлению мониторинга потребностей ведущих работодателей региона, который позволяет получить информацию о востребованности специалистов определенного профиля с определением профессионально значимых качеств и компетенций. Анализ результатов мониторингового исследования, сопоставление их с требованиями профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и возможностями вузов позволяют разработать компоненты актуальных основных профессиональных образовательных программ. Цель статьи - выявление особенностей проектирования образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) с учетом квалификационного запроса работодателей на подготовку педагогов-организаторов, способных в современных условиях осуществлять профессиональную деятельность в образовательных организациях различного уровня и типа, исходя из региональных потребностей; выделение состава профессиональных компетенций. Показаны особенности прогнозирования общественной потребности в педагогических кадрах и результаты исследования запроса рынка труда на специалистов - педагогов-организаторов; представлены результаты опроса работодателей и их представителей, касающиеся квалификационного запроса на подготовку специалиста, способного осуществлять проектирование и реализацию воспитательного процесса на всех уровнях общего образования. В результате проведенного исследования выявлен квалификационный запрос руководителей образовательных организаций на разработку новой основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), определены профили данной программы, выделен состав профессиональных компетенций будущих воспитателей и педагогов-организаторов, определен состав и направленность модулей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкерина Татьяна Александровна, Кухар Марина Алексеевна, Старосветская Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL BACHELOR’S PROGRAMS IN PEDAGOGICAL EDUCATION MEETING EMPLOYERS’ QUALIFICATION REQUESTS

The current stage in the development of education makes it possible to fix the «gaps» between the professional training of teachers and the request of educational practice for a specialist of a certain quality, overcoming which became possible with the provision of interaction of pedagogical universities with educational, scientific, public organizations, regional and municipal educational authorities, representatives of the working environment and business on the development of continuing teacher education. This vector of development has determined new requirements for the development of basic professional educational programs, for the focus of professional training of teaching staff. One of the reasons for opening unclaimed bachelor’s programs and graduating unclaimed specialists is insufficient attention to monitoring the needs of leading employers in the region, which allows obtaining information on the demand for specialists of a certain profile with the definition of professionally significant qualities and competencies. Analysis of the results of the monitoring study, comparing them with the requirements of professional standards, federal state educational standards of higher education and the capabilities of universities allows us to develop components of current basic professional educational programs. The purpose of the article is to identify the features of the design of bachelor’s degree programs in the direction of training Pedagogical education (with two training profiles), taking into account the qualification request of employers for the training of educational organizers who, in modern conditions, are able to carry out professional activities in educational organizations of various levels and types, based on regional needs; highlighting the composition of professional competencies. The features of forecasting the social need for teaching staff and the results of researching the demand of the labor market for specialists - teacher-organizers are shown; presents the results of a survey of employers and their representatives concerning the qualification request for the training of a specialist capable of designing and implementing the educational process at all levels of general education. As a result of the study, the qualification request of the heads of educational organizations for the development of a new basic professional educational program in accordance with the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) was identified, the profiles of this program were determined; highlighted the composition of professional competencies of future educators and educators-organizers; the composition and direction of the program modules has been determined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" С УЧЕТОМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЗАПРОСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378. 1

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-5-102-111

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» С УЧЕТОМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЗАПРОСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Т. А. Шкерина, М. А. Кухар, Н. А. Старосветская

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск

Современный этап развития образования позволяет зафиксировать «разрывы» между профессиональной подготовкой педагогов и запросом образовательной практики на специалиста определенного качества, преодоление которых стало возможным с обеспечением взаимодействия педагогических вузов с образовательными, научными, общественными организациями, региональными и муниципальными органами управления образованием, представителями производственной среды и бизнеса по вопросам развития непрерывного педагогического образования. Этот вектор развития определил новые требования к разработке основных профессиональных образовательных программ, направленности профессиональной подготовки педагогических кадров. Одной из причин открытия невостребованных программ бакалавриата и выпуска невостребованных специалистов является недостаточное внимание к осуществлению мониторинга потребностей ведущих работодателей региона, который позволяет получить информацию о востребованности специалистов определенного профиля с определением профессионально значимых качеств и компетенций. Анализ результатов мониторингового исследования, сопоставление их с требованиями профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и возможностями вузов позволяют разработать компоненты актуальных основных профессиональных образовательных программ. Цель статьи - выявление особенностей проектирования образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) с учетом квалификационного запроса работодателей на подготовку педагогов-организаторов, способных в современных условиях осуществлять профессиональную деятельность в образовательных организациях различного уровня и типа, исходя из региональных потребностей; выделение состава профессиональных компетенций.

Показаны особенности прогнозирования общественной потребности в педагогических кадрах и результаты исследования запроса рынка труда на специалистов - педагогов-организаторов; представлены результаты опроса работодателей и их представителей, касающиеся квалификационного запроса на подготовку специалиста, способного осуществлять проектирование и реализацию воспитательного процесса на всех уровнях общего образования.

В результате проведенного исследования выявлен квалификационный запрос руководителей образовательных организаций на разработку новой основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), определены профили данной программы, выделен состав профессиональных компетенций будущих воспитателей и педагогов-организаторов, определен состав и направленность модулей программы.

Ключевые слова: проектирование основных профессиональных образовательных программ, квалификационные запросы работодателей, профессиональные компетенции воспитателя и педагога-организатора.

С введением Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» оформился государственный заказ на обеспечение общеобразовательных организаций специалистами, способными к организации воспитательного процесса, актуализируя новые требования к уровню квалификации специалистов данного профиля, начиная с уровня дошкольного образования [1]. Актуальность открытия новой основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность (профили) образовательной программы «Дошкольное образование / Организация воспитательной (досуговой) деятельности» обусловлена требованиями, предъявляемыми со стороны государства, общества и педагогического сообщества, что приводит к смене стратегических и тактических ориентиров к организации воспитательной деятельности в образовательных организациях на всех уровнях образования. Потребность в специалистах данного профиля и требования к уровню их компетенций и квалификации заданы рынком труда (работодателями), квалификационными характеристиками, отраженными в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» [2] и в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (ФГОС ВО 3++, 2018) [3].

Анализ образовательной теории и практики позволил выделить противоречие между разработанностью основных положений в организации воспитательной деятельности в педагогической теории, осознанием педагогическим сообществом необходимости ее организации на всех уровнях общего образования и недостаточной разработанностью моделей (программ, условий, средств), позволяющих целенаправленно организовать и реализовать этот процесс в современных условиях.

Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему, заключающуюся в поиске теоретических оснований для разработки ОПОП по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность (профили) образовательной программы «Дошкольное образование / Организация воспитательной (досуговой) деятельности».

Целью новой ОПОП является осуществление профессиональной подготовки специалистов, владеющих компетенциями в соответствии с ФГОС ВО 3++, профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», требованиями, предъявляемыми на рынке труда, компетенциями, рекомендованными потенциальными работодателями отрасли (способность к организации воспитательной деятельности в образовательных организациях общего образования).

Проектирование новой ОПОП осуществлено с опорой на современные идеи к проектированию системы профессиональной подготовки обучающихся педагогических вузов [4-8 и др.].

В качестве основных особенностей ОПОП определены следующие:

- обеспечение образовательных условий для овладения бакалаврами системой фундаментальных знаний в области проектирования и реализации образовательного процесса на всех уровнях общего образования;

- ознакомление с современными достижениями в области проектирования и реализации образовательного процесса, что в сочетании с фундаментальной системой знаний создает все образовательные условия для формирования теоретического фундамента профессиональной подготовки воспитателей и педагогов-организаторов;

- гармоничное сочетание глубокой теоретической подготовки специалиста с формированием устойчивых практических навыков, освоением прикладных техник и технологий в работе воспитателей и педагогов-организаторов;

- предоставление образовательных возможностей для формирования умений разрабатывать и реализовывать самостоятельные диагностические, развивающие, обучающие и воспитательные программы, направленные на социально-педагогическое обеспечение образовательного процесса на всех уровнях общего образования;

- постоянное отслеживание запросов, связанных с деятельностью воспитателей и педагогов-организаторов, от образовательных организаций (работодателей) и увязывание этих запросов с содержанием занятий лекционного и практического типов, содержанием заданий по учебным и производственным практикам бакалавров.

Анализ научных исследований по проблемам кадрового обеспечения сферы образования и интернет-ресурсов (сайты) служб занятости населения в Российской Федерации позволил прийти к выводу о том, что спрос на педагогов-организаторов по сравнению со спросом на специалистов других педагогических профилей представлен незначительно, но наличие государственного заказа позволяет прогнозировать изменения в состоянии запроса рынка труда [9].

С целью выявления особенностей кадрового запроса на педагогов-организаторов рынка труда Красноярска и Красноярского края осуществлен анализ основных интернет-ресурсов (сайтов).

По данным сайта ГУО Администрации г. Красноярска, имеется 10 вакансий педагога-организатора в 10 районах г. Красноярска [10]; анализ данных Общероссийской базы вакансий / работа в России / Красноярский край позволил зафиксировать 37 вакансий педагога-организатора: 39 рабочих мест, из них 11 вакансий в Красноярске. В сравнении с вакансией педагог-организатор зафиксировано 80 вакансий педагога дополнительного образования: 109 рабочих мест, из них 16 вакансий в Красноярске [11].

По данным интерактивного портала агентства труда и занятости населения Красноярского края, установлено 42 вакансии педагога-организатора в Красноярске и в Красноярском крае [12].

Выделим особенности кадрового запроса на педагога-организатора в Красноярске и в Красноярском крае в соответствии с разными уровнями образования и типами образовательных организаций:

- дошкольные образовательные организации - 0;

- школы - 8;

- центры дополнительного образования - 6;

- организации системы среднего профессионального образования - 3.

Кадровый запрос на педагога-организатора в Красноярском крае:

- дошкольные образовательные организации - 0;

- школы -10;

- центры дополнительного образования - 8;

- организации системы среднего профессионального образования - 7.

Анализ вакансий для педагогов-организаторов позволяет зафиксировать потребность в этих специалистах как в школах, центрах дополнительного образования, так и в организациях среднего профессионального образования города и края. В настоящее время деятельность этих специалистов рассматривается в аспекте организации воспитательной деятельности обучающихся школьного и юношеского возраста, однако не вызывает сомнения значимость воспитательной деятельности и для обучающихся дошкольного возраста.

Анализ информации по приему на обучение по направлению 44.03.05 ОПОП Педагогическое образование в КГПУ им. В. П. Астафьева, в Новосибирском государственном педагогическом университете, Томском государственном педагогическом университете позволил выявить отсутствие ОПОП по профилям образовательной программы «Дошкольное образование / Организация воспитательной (досуговой) деятельности».

В перечне направлений и профилей подготовки Педагогического института Иркутского государственного университета по очной форме обучения на уровне бакалавриата на 2021 г. набора заявлена ОПОП по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) «Дошкольное образование / Дополнительное образование»; по заочной форме обучения представленная ОПОП не заявлена, также не заявлена ОПОП по профилю «Дошкольное образование».

В перечне направлений и профилей подготовки Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова на 2021 г. набора заявлены ОПОП по направлению 44.03.01 Педагогическое образование по профилю «Дошкольное образование» и «Дополнительное образование и организация досуговой деятельности» по заочной форме обучения, по очной форме обучения набор не заявлен на обозначенные ОПОП.

Для проектирования примерной ОПОП по направлению 44.03.05 ОПОП Педагогическое образование по профилям образовательной программы «Дошкольное образование / Организация воспитательной (досуговой) деятельности» разработан онлайн-опросник для выпускников школ г. Красноярска «Выявление информированности и интереса выпускников школ к профессии педагог-организатор». Выборочная совокупность респондентов составила 126 человек. Исследование проводилось в декабре 2020 г. - феврале 2021 г. Анализ результатов опроса показал, что у выпускников нецелостное представление о профессии педагога-организатора, на вопрос: «Какие направления профессиональной деятельности реализует педагог-организатор?» все выпускники отметили только одно направление - организация праздников, событий, мероприятий. На вопрос «Чем деятельность аниматора отличается от деятельности педагога-организатора?» обучающиеся ответили, что это одно и то же. На вопрос: «Считаете ли Вы значимой деятельность педагога-организатора в школе?» 80 % респондентов ответили положительно. Анализ ответов респондентов на вопрос: «Хотели ли бы Вы освоить профессию педагога-организатора?» позволяет утверждать о недостаточной информированности выпускников о направлениях профессиональной деятельности педагога-организатора.

С целью успешного привлечения выпускников школ к выбору ОПОП «Дошкольное образование / Организация воспитательной (досуговой) деятельности» считаем необходимым осуществить развитие бренда кафедры психологии и педагогики детства ИППО КГПУ им. В. П. Астафьева с использованием инструментов интернет-технологий. Осуществление перспективных профориентационных действий, включающих широкий спектр мероприя-

тий и форматов позволит привлечь выпускников школ к участию в конкурсном отборе по заявленной ОПОП.

Всесторонний анализ информации по приему на обучение по направлению 44.03.05 ОПОП Педагогическое образование в аспекте профиля «Дошкольное образование / Организация воспитательной (досуговой) деятельности» или смежных профилей позволяет считать целесообразным открытие новой ОПОП.

Стоит отметить перспективы трудоустройства выпускников, освоивших двухпрофиль-ный бакалавриат:

- во-первых, педагоги-организаторы требуются как с высшим образованием, так и со средним специальным без предъявления требований к стажу работы;

- во-вторых, с опорой на анализ результатов опроса потенциальных работодателей (руководители общеобразовательных организаций в количестве 45 человек г. Красноярска и Красноярского края), анализ вакансий педагогов-организаторов считаем, что освоение выпускниками ОПОП по двум профилям «Дошкольное образование / Организация воспитательной (досуговой) деятельности» расширяет варианты будущего трудоустройства, социально защищает выпускника (широкий спектр образовательных организаций разного уровня и направленности);

- в-третьих, отсутствие профессиональной конкуренции с выпускниками педагогических колледжей г. Красноярска и других педагогических вузов Сибирского федерального округа.

На первом этапе проектирования фокус-группа разработала опросник для руководителей образовательных организаций города Красноярска и Красноярского края (дошкольные образовательные (ДОО) - 20 чел.) и общеобразовательные организации (ОО) - 25 чел.). Опросник состоял из двух вопросов закрытого типа и одного вопроса открытого типа, нацеленного на выделение видов профессиональных компетенций, которыми необходимо владеть специалистам, освоившим новую ОПОП.

Опрос работодателей и их представителей проводился в онлайн-формате в январе-феврале 2021 г. Результаты опроса представлены в таблице.

Результаты онлайн-опросаработодателей и их представителей ДОО и ОО по выявлению актуальности запроса на разработку ОПОП по двум профилям «Дошкольное образование / Организация воспитательной (досуговой) деятельности»

№ п/п Вопросы Ответы Работодатели и их представители

ДОО ОО

% чел. % чел.

1 Имеется ли в штатном расписании Вашей организации специалист - педагог-организатор, имеющий образование, позволяющее проектировать и реализовывать образовательный процесс (воспитательный компонент ООП) Да - — 80 20

Нет 100 20 20 5

2 Считаете ли Вы актуальной и перспективной задачу подготовки педагогов-организаторов, способных к организации воспитательной (досуговой) деятельности в образовательных организациях всех уровней образования? Да 100 20 100 25

Нет — — — —

Сомневаюсь - — — —

Анализ результатов опроса показал, что дошкольные образовательные организации не имеют в штатном расписании должность педагога-организатора, но считают, что выпускники, освоившие ОПОП по заявленным профилям подготовки, смогут обеспечить усиление воспитательной составляющей образовательного процесса на уровне дошкольного образования как обязательное исполнение правовой нормы, зафиксированной в ФЗ № 304. Стоит отметить, что 20 % руководителей школ отмечают отсутствие данной единицы в штате образовательной организации; все респонденты считают актуальной и перспективной задачу подготовки педагогов-организаторов, способных к планированию и реализации направлений воспитательной работы в образовательных организациях с использованием командного подхода, формированию социально и личностно значимых образовательных результатов обучающихся посредством разработки и реализации имеющихся педагогических технологий, методик, методов, нацеленных на организацию и проведение образовательных событий, организацию взаимодействия с родителями по вопросам воспитания.

С опорой на анализ содержания профессиональных стандартов «Специалист в области воспитания», «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), результатов проведенных опросов, взаимодействия с работодателями-партнерами из дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, имеющегося у кафедры психологии и педагогики детства института психолого-педагогического образования КГПУ им. В. П. Астафьева, опыта в подготовке специалистов для системы дошкольного образования осуществлено проектирование примерной ОПОП по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Анализ результатов работы проектной группы позволил выделить обязательную (ПКО-1), рекомендуемые профессиональные компетенции (ПК-1; ПК-2 и ПК-3) и соотнести их с типами задач профессиональной деятельности:

- ПКО-1: готовность к проектированию, организации и реализации воспитательного процесса в образовательных организациях - задана в опроснике изначально (проектирование и реализация образовательного процесса);

- ПК-1: способность к реализации различных видов деятельности обучающихся (реализация различных видов деятельности: общение, игра, учебная, предметная, продуктивная, культурно-досуговая);

- ПК-2: способность использовать современные методы и технологии воспитания и обучения (использование современных методов и технологий воспитания и обучения обучающихся);

- ПК-3: способность осуществлять педагогический мониторинг индивидуального развития обучающихся, коллектива и результатов образовательного процесса (осуществление педагогического мониторинга индивидуального развития обучающихся и результатов образовательного процесса).

Формирование обязательной и рекомендуемых профессиональных компетенций обеспечивается в рамках освоения содержания модулей программы: «Теория и практика инклюзивного образования», «Учебно-исследовательский», «Основы вожатской деятельности», «Педагогическая интернатура», «Педагогические основы профессиональной деятельности», «Психологические основы профессиональной деятельности», «Теории и технологии профессиональной деятельности воспитателя», «Теории и технологии профессиональной деятельности педагога-организатора», «Реализация направлений развития детей до-

школьного возраста» и «Реализация направлений воспитательной работы в образовательных организациях».

Предложенные модули примерной ОПОП отражают квалификационный запрос работодателей на профессиональную подготовку будущих воспитателей и педагогов-организаторов, способных включаться в решение поликонтекстных профессиональных задач. Одним из таких модулей, обеспечивающих «взращивание» специалистов, является модуль «Педагогическая интернатура», состоящий из дисциплин «Проектирование и реализация содержания образовательного процесса в ДОО», «Мониторинг качества образовательной деятельности в ДОО», «Проектирование и реализация содержания воспитательного процесса в школе», «Проектирование и реализация системы мониторинга результатов воспитательного процесса в школе», «Основы управления ОО» и производственной практики «Педагогическая практика интерна». Данная модель и соответствующая ей практика наставничества являются одним из механизмов реализации сетевого взаимодействия, позволяющего преодолеть «разрыв» между потребностями образовательной практики в специалистах новой квалификации и особенностями профессиональной подготовки будущих специалистов [13].

Таким образом, в ходе анализа образовательной теории и практики, результатов опроса работодателей определена направленность (профиль) новой ОПОП по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «базовое ядро» профессиональных компетенций выпускника и перспективные направления содержания новой ОПОП, которая будет реализована кафедрой психологии и педагогики детства Института психолого-педагогического образования в КГПУ им. В. П. Астафьева и позволит обеспечить профессиональную подготовку специалистов с учетом квалификационных запросов работодателей образовательных организаций и учреждений Красноярска и Красноярского края.

Список литературы

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 18.01.2021).

2. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 № 45406). URL: https:// minjust.consultant.ru/documents/22428 (дата обращения: 18.01.2021).

3. Приказ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». URL: https://edu.ru/documents/view/64225/ (дата обращения: 18.01.2021).

4. Шкерина Л. В. Проектирование образовательных программ: учеб. пособие. Красноярск, 2016. 205 с.

5. Шкерина Л. В., Шкерина Т. А. Новые дидактические принципы теоретической подготовки студентов // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2017. № 3 (41). С. 95-104. DOI: http://dx.doi. org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-09

6. Шульга И. И. Проблема подготовки педагога как воспитателя культуры досуга детей в меняющемся мире // Сибирский пед. журн. 2013. № 5. С. 68-71.

7. Shkerina T. A., Savolainen G. S., Zakhartsova G. V Teacher's professional competence: new challenges, realities and prospects // Proceedings of the International Conference on Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society (ICEST2020). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk, 2020. Vol. 90. Р. 1016-1027. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.03.118

8. Емельянова И. Н. Проектирование профессиональной подготовки специалистов в области воспитания в контексте профессионального стандарта // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14, № 4. С. 466-477. DOI: 10.22363/2313-1683-2017-14-4-466-477

9. Золотарева А. Г. Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы дополнительного образования детей в России // Ярославский пед. вестник. 2014. № 4. С. 178-186.

10. Сайт Главного управления образования администрации города Красноярска. Вакансии в городе Красноярске. URL: https://krasobr.admkrsk.ru/?page_id=1126 (дата обращения: 18.01.2021).

11. Портал Общероссийской базы вакансий // Работа в России. URL: https://trudvsem.ru/ (дата обращения: 18.01.2021).

12. Интерактивный портал агентства труда и занятости населения Красноярского края. URL: https://trud. krskstate.ru/ (дата обращения: 18.01.2021).

13. Bocharova Ju. Yu. Expected outcomes of teacher internship, or a pedagogical university graduate trapped in standards // Журнал Сибирского федерального ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2018. № 11 (2). P. 174—184. from: http://elib.sfu-kras.ru/ handle/2311/68381 (дата обращения: 18.01.2021).

Шкерина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент ВАК, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (ул. А. Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: shkerinat@mail.ru

Кухар Марина Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (ул. А. Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: mari-kukhar@yandex.ru

Старосветская Наталья Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент ВАК, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (ул. А. Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: starsv@bk.ru

Материал поступил в редакцию 19.03.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-5-102-111

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL BACHELOR'S PROGRAMS IN PEDAGOGICAL EDUCATION MEETING EMPLOYERS' QUALIFICATION REQUESTS

T. A. Shkerina, M. A. Kukhar, N. A. Starosvetskaya

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russian Federation

The current stage in the development of education makes it possible to fix the «gaps» between the professional training of teachers and the request of educational practice for a specialist of a certain quality, overcoming which became possible with the provision of interaction of pedagogical universities with educational, scientific, public organizations, regional and municipal educational authorities, representatives of the working environment and business on the development of continuing teacher education. This vector of development has determined new requirements for the development of basic professional educational programs, for the focus of professional training of teaching staff. One of the reasons for opening unclaimed bachelor's programs and graduating unclaimed specialists is insufficient attention to monitoring the needs of leading employers in the region, which allows obtaining information on the demand for specialists of a certain profile with the definition of professionally significant qualities and competencies. Analysis of the results of the monitoring study, comparing them with the requirements of professional standards, federal state educational standards of higher education and the capabilities of universities allows us to develop components of current basic professional educational programs. The purpose of the article is to identify the features of the design of

bachelor's degree programs in the direction of training Pedagogical education (with two training profiles), taking into account the qualification request of employers for the training of educational organizers who, in modern conditions, are able to carry out professional activities in educational organizations of various levels and types, based on regional needs; highlighting the composition of professional competencies. The features of forecasting the social need for teaching staff and the results of researching the demand of the labor market for specialists -teacher-organizers are shown; presents the results of a survey of employers and their representatives concerning the qualification request for the training of a specialist capable of designing and implementing the educational process at all levels of general education.

As a result of the study, the qualification request of the heads of educational organizations for the development of a new basic professional educational program in accordance with the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) was identified, the profiles of this program were determined; highlighted the composition of professional competencies of future educators and educators-organizers; the composition and direction of the program modules has been determined.

Keywords: design of basic professional educational programs, qualification requests of employers, professional competence of an educator and teacher-organizer.

References

1. Federal'nyy zakon ot 31 iyulya 2020goda N304-FZ «O vnesenii izmeneniy vFederal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya» [Federal Law of July 31, 2020 N 304-FL "On Amendments to the Federal Law" On Education in the Russian Federation "on the education of students"] (in Russian). URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (accessed 18 January 2021).

2. Prikaz Mintruda Rossii ot 10.01.2017 N 10n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Spetsialist v oblasti vospitaniya»» [Order of the Ministry of Labor of Russia of 10.01.2017 N 10n "On the approval of the professional standard "Specialist in the field of education""] (in Russian). URL: https://minjust.consultant.ru/docu-ments/22428 (accessed 18 January 2021).

3. Prikaz ot 22 fevralya 2018 g. № 125 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriatpo napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoye obrazovaniye (s dvumyaprofilyamipodgotovki)» [Order of February 22, 2018 No. 125 "On Approval of the Federal State Educational Standard for Higher Education - Bachelor's Degree in the Field of Training 44.03.05 Pedagogical Education (with two training profiles)"] (in Russian). URL: https://edu.ru/documents/view/64225/ (accessed 18 January 2021).

4. Shkerina L. V. Proyektirovaniye obrazovatel'nykh programm [Development of educational programs]. Krasnoyarsk, KSPU named after V. P. Astafiev Publ., 2016. 205 p. (in Russian).

5. Shkerina L. V., Shkerina T. A. Novye didakticheskiye printsipy teoreticheskoy podgotovki studentov [New didactic principles of the theoretical training of students]. VestnikKrasnoyarskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo uni-versiteta im. V. P. Astaf'eva - Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, 2017, vol. 41, no. 3, pp. 95-104 (in Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-09.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Shul'ga I. I. Problema podgotovki pedagoga kak vospitatelya kul'tury dosuga detey v menyayushchemsya mire [The problem of teacher training as an educator of children's leisure culture in a changing world]. Sibirskiy peda-gogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2013, no. 5, pp. 68-71 (in Russian).

7. Shkerina T. A., Savolainen G. S., Zakhartsova G. V Teacher's professional competence: new challenges, realities and prospects. Proceedings of the International Conference on Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society (ICEST2020). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, 2020, vol. 90, pp. 1016-1027. DOI: 10.15405/eps-bs.2020.10.03.118.

8. Emel'yanova I. N. Proyektirovaniye professional'noy podgotovki spetsialistov v oblasti vospitaniya v kontekste professional'nogo standarta [Development professional training of specialists in the field of education in the context of a professional standard]. VestnikRUDN. Seriya: Psikhologiya ipedagogika -RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2017, vol. 14, no. 4, pp. 466-477 (in Russian). DOI: 10.22363/2313-1683-2017-14-4-466-477.

9. Zolotareva A. G. Sostoyaniye i problemy kadrovogo obespecheniya sfery dopolnitel'nogo obrazovaniya detey v Rossii [The state and problems of staffing in the field of additional education for children in Russia]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2014, no. 4, pp. 178-186 (in Russian).

10. Sayt Glavnogo upravleniya obrazovaniya administratsii goroda Krasnoyarska. Vakansii v gorode Krasnoyarske [Site of the Main Department of Education of the Krasnoyarsk City Administration. Jobs in the city of Krasnoyarsk] (in Russian). URL: https://krasobr.admkrsk.ru/?page_id=1126 (accessed 18 January 2021).

11. Portal Obshcherossiyskoy bazy vakansiy. Rabota v Rossii [Portal of the All-Russian base of vacancies. Work in Russia] (in Russian). URL: https://trudvsem.ru/ (accessed 18 January 2021).

12. Interaktivnyyportal agentstva truda i zanyatosti naseleniya Krasnoyarskogo kraya [Interactive portal of the agency of labor and employment of the population of the Krasnoyarsk Territory]. URL: https://trud.krskstate.ru/ (accessed 18 January 2021).

13. Bocharova Ju. Yu. [Expected outcomes of teacher internship, or a pedagogical university graduate trapped in standards]. Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2018, no. 11 (2), pp. 174-184 (accessed 18 January 2021). URL: http:// elib.sfu-kras.ru/handle/2311/68381

Shkerina T. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev (ul. A. Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660049). E-mail: shkerinat@mail.ru

Kukhar M. A., Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev (ul. A. Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660049). E-mail: mari-kukhar@yandex.ru

Starosvetskaya N. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev (ul. A. Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660049). E-mail: starsv@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.