Научная статья на тему 'ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В ВОПРОСАХ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В ВОПРОСАХ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПРАВО / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коломейцев М.Г., Уварова Е.В., Радченко М.В.

Актуальность. Нормативные законодательные акты, определяющие нормы санитарногигиенического просвещения и профилактической работы в системе здравоохранения и образования - первостепенный регулятор данного вида деятельности, позволяющий реализовывать права граждан на охрану здоровья, получение комплексной информации о состоянии собственного здоровья, а также информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, в том числе на санитарно-гигиеническое просвещение по вопросам охраны репродуктивного здоровья. Цель - провести анализ действующих законодательных основ санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы с подростками и молодежью медицинскими и педагогическими работниками. Материал и методы. Были выбраны и оценены 3 федеральных закона: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об образовании в Российской Федерации», распорядительные документы Минздрава России - Порядки оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» и «детская урология-андрология», а также «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Результаты. Проведенной анализ позволил обосновать наличие в Российской Федерации достаточной нормативной правовой базы для проведения санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы со всеми категориями граждан в системе медико-педагогического взаимодействия. Заключение. Несмотря на имеющуюся в Российской Федерации достаточную нормативную правовую базу для проведения санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы, требуется ее совершенствование и дополнение в вопросах охраны и профилактики нарушений репродуктивного здоровья и сохранения репродуктивного потенциала российской нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коломейцев М.Г., Уварова Е.В., Радченко М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE BASES OF SANITARY AND HYGIENIC EDUCATION AND PREVENTIVE WORK WITH YOUNG PEOPLE IN MATTERS OF REPRODUCTIVE HEALTH PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Background. Normative legislative acts defining the norms of sanitary and hygienic education and preventive work in the health and education system are the primary regulator of this type of activity, allowing citizens to exercise their rights to health protection, receive comprehensive information about their own health, as well as information about factors contributing to the preservation of health or having a harmful effect on it, including on sanitary and hygienic education in matters of reproductive health protection. Aim. To analyze the current legislative bases of sanitary and hygienic education and preventive work with adolescents and young people by medical and pedagogical workers. Material and methods. Three federal laws were selected and evaluated in legislative acts: «On the basics of public health protection in the Russian Federation», «On sanitary and epidemiological welfare of the population», «On Education in the Russian Federation», administrative documents of the Ministry of Health of the Russian Federation - The procedures for providing medical care in the profile of «obstetrics and gynecology» and «pediatric urology-andrology», as well as «Sanitary and epidemiological requirements for organizations of education and training, recreation and health improvement of children and youth». Results. The work carried out has established that, in the Russian Federation, there is a sufficient regulatory legal framework for conducting sanitary and hygienic education and preventive work with all categories of citizens in the system of medical and pedagogical interaction. Conclusion. Despite the fact that the Russian Federation has a sufficient regulatory and legal framework for conducting sanitary and hygienic education and preventive work, it needs to be improved and supplemented in matters of protection and prevention of reproductive health disorders and preservation of the reproductive potential of the Russian nation.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В ВОПРОСАХ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Организационные вопросы

Коломейцев М.Г.1, Уварова Е.В.2, 3, Радченко М.В.4

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет», 119991, г. Москва, Российская Федерация

2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, г. Москва, Российская Федерация

3 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), 127994, г. Москва, Российская Федерация

4 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)», 454080, г. Челябинск, Российская Федерация

Законодательные основы санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы с молодежью в вопросах охраны репродуктивного здоровья в Российской Федерации

Актуальность. Нормативные законодательные акты, определяющие нормы санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы в системе здравоохранения и образования - первостепенный регулятор данного вида деятельности, позволяющий реализовывать права граждан на охрану здоровья, получение комплексной информации о состоянии собственного здоровья, а также информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, в том числе на санитарно-гигиеническое просвещение по вопросам охраны репродуктивного здоровья. Цель - провести анализ действующих законодательных основ санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы с подростками и молодежью медицинскими и педагогическими работниками.

Материал и методы. Были выбраны и оценены 3 федеральных закона: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об образовании в Российской Федерации», распорядительные документы Минздрава России - Порядки оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» и «детская урология-андрология», а также «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Результаты. Проведенной анализ позволил обосновать наличие в Российской Федерации достаточной нормативной правовой базы для проведения санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы со всеми категориями граждан в системе медико-педагогического взаимодействия.

Для корреспонденции

Коломейцев Максим Геннадьевич -кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской подготовки и здоровьесбережения ФГБОУ ВО «МПГУ» Адрес: 119571, пр-т Вернадского, д. 88 Телефон: (495) 438-07-81 E-mail: mgk-rus@bk.ru https://orcid.org/0000-0003-1295-068X

Заключение. Несмотря на имеющуюся в Российской Федерации достаточную нормативную правовую базу для проведения санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы, требуется ее совершенствование и дополнение в вопросах охраны и профилактики нарушений репродуктивного здоровья и сохранения репродуктивного потенциала российской нации.

Ключевые слова: дети; подростки; законодательство; здравоохранение; молодежь;

образование; образовательная организация; обучающиеся; педагогические работники; право; репродуктивное здоровье; федеральный закон

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования - Коломейцев М.Г.; сбор и обработка материала - Коломейцев М.Г., Уварова Е.В., Радченко М.В.; написание текста - Коломейцев М.Г.; редактирование - Коломейцев М.Г., Уварова Е.В., Радченко М.В.

Для цитирования: Коломейцев М.Г., Уварова Е.В., Радченко М.В. Законодательные основы санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы с молодежью в вопросах охраны репродуктивного здоровья в Российской Федерации // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2023. Т. 19, № 3. С. 21-32. 001: Шрз:/Лм\™. doi.org/10.33029/1816-2134-2023-19-2-21-32 Статья получена 16.01.2023. Принята в печать 29.06.2023.

Kolomeitsev M.G.1, Uvarova E.V.2, 3, Radchenko M.V.4

1 Moscow Pedagogical State University, 119991, Moscow, Russian Federation

2 National Medical Research Center for Obstetrics, Gynecology and Perinatology named after Academician V.I. Kulakov of Ministry of Health of Russian Federation, 117997, Moscow, Russian Federation

3 I .M. Sechenov First Moscow State Medical University of Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Sechenov University), 119991, Moscow, Russian Federation

4 South Ural State University (National Research University), 454080, Chelyabinsk, Russian Federation

Legislative bases of sanitary and hygienic education and preventive work with young people in matters of reproductive health protection in the Russian Federation

Background. Normative legislative acts defining the norms of sanitary and hygienic education and preventive work in the health and education system are the primary regulator of this type of activity, allowing citizens to exercise their rights to health protection, receive comprehensive information about their own health, as well as information about factors contributing to the preservation of health or having a harmful effect on it, including on sanitary and hygienic education in matters of reproductive health protection.

Aim. To analyze the current legislative bases of sanitary and hygienic education and preventive work with adolescents and young people by medical and pedagogical workers.

Material and methods. Three federal laws were selected and evaluated in legislative acts: «On the basics of public health protection in the Russian Federation», «On sanitary and epidemiological welfare of the population», «On Education in the Russian Federation», administrative documents of the Ministry of Health of the Russian Federation - The procedures for providing medical care in the profile of «obstetrics and gynecology» and «pediatric urology-andrology», as well as «Sanitary and epidemiological requirements for organizations of education and training, recreation and health improvement of children and youth».

Results. The work carried out has established that, in the Russian Federation, there is a sufficient regulatory legal framework for conducting sanitary and hygienic education and preventive work with all categories of citizens in the system of medical and pedagogical interaction. Conclusion. Despite the fact that the Russian Federation has a sufficient regulatory and legal framework for conducting sanitary and hygienic education and preventive work, it needs to be improved and supplemented in matters of protection and prevention of reproductive health disorders and preservation of the reproductive potential of the Russian nation.

Keywords: children; adolescents; legislation; healthcare;youth; education; educational organization; students; teaching staff; law; reproductive health; federal law

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Authors' contribution. Concept and design of the study - Kolomeitsev M.G.; collection and processing of the material - Kolomeitsev M.G., Uvarova E.V., Radchenko M.V.; writing of the text - Kolomeitsev M.G.; editing - Kolomeitsev M.G., Uvarova E.V., Radchenko M.V.

For citation: Kolomeitsev M.G., Uvarova E.V., Radchenko M.V. Legislative bases of sanitary and hygienic education and preventive work with young people in matters of reproductive health protection in the Russian Federation. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2023; 19 (2): 21-32. DOI: https://www.doi.org/10.33029/1816-2134-2023-19-2-21-32 (in Russian) Received 16.01.2023. Accepted 29.06.2023.

Демографическая ситуация в России в последние 5 лет крайне напряженная, произошло сокращение численности населения более чем на 1,3 млн человек, обусловленное снижением рождаемости и увеличением смертности [1-3]. На этом фоне озабоченность специалистов вызывает состояние здоровья подрастающего поколения детей, являющегося не только трудовым потенциалом, но и основой демографической безопасности страны.

Тенденцией современности стало медленное, но стойкое увеличение общей заболеваемости детей, в том числе, к сожалению, и пораженности болезнями мочеполовой системы. Эта тенденция наблюдается с некоторыми региональными особенностями и в России. Не менее значимой остается проблема прерывания беременности у подростков и молодежи. На фоне общей тенденции сокращения абортов в возрастной группе 15-17 лет включительно число абортов сохраняется на одном уровне на протяжении уже многих лет. И лишь в 2021 г. этот показатель уменьшился в 1,5 раза, составив 3,8 тыс. человек. Крайнюю озабоченность специалистов вызывает увеличение числа абортов среди первобеременных -с 43,0 тыс. (2020) до 44,5 тыс. (2021) [1-3], что авторы связывают в первую очередь со снижением, а скорее, с отсутствием должной санитарно-просветитель-ной работы с подростками в области их полового воспитания. Спорным является и вопрос о наличии единой системы профилактической работы и санитарно-гигиенического просвещения, в особенности в вопросах охраны репродуктивного здоровья, несмотря на наличие законодательных мер в этой сфере [4].

Данная ситуация свидетельствует о значимости и актуальности охраны репродуктивного здоровья детского населения, в особенности о необходимости профилактики абортов и формировании должных репродуктивных установок и ценностей.

Одним из компонентов охраны репродуктивного здоровья является образование (просвещение) подрастающего поколения в этой области. В рамках оказания первичной медико-санитарной помощи либо при проведении профилактических медицинских осмотров данный вид деятельности является врачебной обязанностью. В то же время мало используемым резервом для проведения работы в области санитарно-гигиенического просвещения и профилактики нарушений в сфере охраны репродуктивного здоровья молодежи являются педагогические работники. Недостаток квалифицированных специалистов из числа педагогических работников, умеющих работать с подростками в области полового воспитания, по мнению авторов, исходит из пробелов российской системы образования в области традиционного в России воспитания с деликатным предоставлением информации о ценности семьи и деторождении, о возможных рисках для здоровья при ранних сексуальных отношениях. Несостоятельность большинства педагогических работников в вопросах охраны репродуктивного здоровья отпугивает потенциальных «получателей знаний», ставя под сомнение возможность использования «педагогического резерва» в данном виде профилактической работы. Авторы выдвигают предположение о том, что важную роль в механизме реализации норм профилактической работы, в частности санитарно-гигиенического просвещения, играет правовой механизм законодательного управления данным видом деятельности - и лишь потом организационно-методические и медико-педагогические технологии в реализации данного правового механизма.

Цель работы - проведение анализа действующих законодательных основ санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы с подростками и молодежью медицинскими работниками и педагогами.

Материал и методы

Для анализа норм санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы в области охраны здоровья населения в законодательных актах были выбраны и оценены: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», а также Порядки оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (приказ Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н) и «детская урология-андро-логия» [приказ Минздрава России от 31.10.2012 № 561н (ред. от 21.02.2020)], Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Работа проводилась с использованием информационных правовых систем: «Консультант» (http://www.consultant.ru), «Гарант» (https://internet.garant.ru), официальный интернет-портал правовой информации (http://pravo.gov.ru), официальный сайт Минздрава России (https://minzdrav. gov.ru), а также ряд иных доступных открытых источников информации.

Результаты и обсуждение

В России права каждого человека и гражданина на охрану здоровья, образование и воспитание закреплены законодательно.

Нормами Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон 323-ФЗ) установлено право граждан на охрану здоровья (ст.18), получение комплексной информации о состоянии собственного здоровья (ч. 1 ст. 22), а также информации о факторах,

способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние (ст. 23) [5].

Организация охраны здоровья в соответствии со ст. 29 Закона 323-ФЗ происходит в том числе путем разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, включая социально значимые и представляющие опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения (п. 2 ч. 1), а также государственного, в том числе нормативного правового, регулирования в сфере охраны здоровья (п. 1 ч. 1) [5].

Охрана здоровья в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон 52-ФЗ), положения которого (ч. 1 ст. 2) четко определяют, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

• профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

• выполнения санитарно-противоэпиде-мических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил;

• проведения социально-гигиенического мониторинга;

• научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

• мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, санитарно-гигиеническому просвещению населения и пропаганде здорового образа жизни [6].

В отношении несовершеннолетних граждан на основании ст. 54 Закона 323-ФЗ установлены следующие права в сфере охраны здоровья:

• право на санитарно-гигиеническое просвещение;

• право на получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со ст. 22 Закона 323-ФЗ.

Следует указать на эволюцию ст. 22 [5]. Информация о состоянии здоровья, которая связана, полагаем, с изменением парадигмы информированности в сфере охраны здоровья. Ранее, установив возможность подтверждения пациентом, достигшим возраста 15 лет, информированного добровольного согласия, такой элемент правосубъектности несовершеннолетнего отождествляли с его абсолютной способностью быть информированным. В дальнейшем стал преобладать единый с иными отраслями права и в первую очередь с гражданским правом подход к особенностям правосубъектности несовершеннолетних не только в части совершения ими юридически значимых действий, но и в части полного и адекватного восприятия получаемой такими людьми информации о своем здоровье. Многие годы велась теоретическая дискуссия, и в 2020 г. Федеральным законом от 31.07.2020 № 271-ФЗ «О внесении изменения в статью 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон 323-ФЗ) [7] были включены долгожданные изменения, когда «в отношении лиц, достигших возраста, установленного ч. 2 ст. 54 настоящего Закона 323-ФЗ, но не приобретших дееспособность в полном объеме, информация о состоянии здоровья предоставляется этим лицам, а также до достижения этими лицами совершеннолетия их законным представителям». Таким образом, законодательство определяет круг людей, кому предоставляется профилактическая информация о состоянии здоровья, - это несовершеннолетние и их законные представители.

Несмотря на прописанные права в сфере охраны здоровья несовершен-

нолетних, законодательством установлена обязанность граждан заботится о сохранении своего здоровья (ч. 1 ст. 27), в том числе заниматься профилактикой заболеваний, представляющих опасность для окружающих (ч. 2 ст. 27) [5]. В ситуации исполнения обязанностей в сфере охраны здоровья дискуссионным остается вопрос спроса исполнения таких обязанностей с людей, не достигших совершеннолетия. Полагаем, с учетом системного толкования норм российского законодательства объем обязанности несовершеннолетних граждан по заботе о своем здоровье должен разниться с аналогичной обязанностью совершеннолетнего гражданина. Очевидно, что в основном спрос за исполнение обязанностей по заботе о здоровье детей и их гигиеническому воспитанию и обучению будет ложиться прежде всего на плечи родителей несовершеннолетних детей в силу ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ [8] и ст. 10 Закона 52-ФЗ [6] или их законных представителей в соответствии с действующим законодательством.

В сфере здравоохранения при реализации законодательных норм оказания медицинской помощи также предусмотрено проведение как профилактических мероприятий, так и санитарно-гигиенического просвещения.

В целях ранней профилактики нарушений репродуктивного здоровья в декретированном возрасте в процессе взросления среди несовершеннолетних граждан проводятся профилактические осмотры в соответствии с Порядком проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних [9]. В настоящий Порядок также включены осмотры врачами-специалистами -акушером-гинекологом (в отношении девочек) и детским урологом-андрологом (в отношении мальчиков). В соответствии с целями и результатами осмотра врачами-специалистами проводится выработка соответствующих рекомендаций для

несовершеннолетних и их родителей или законных представителей по вопросам лечения, реабилитации и профилактики заболеваний.

При оказании первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним по профилю «акушерство и гинекология» [10] предусмотрены следующие мероприятия:

• профилактика нарушений формирования репродуктивной системы и заболеваний половых органов;

• персонифицированное консультирование несовершеннолетних и их законных представителей по вопросам интимной гигиены, риска и первичной профилактики заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, профилактики абортов и выбора контрацепции;

• санитарно-гигиеническое просвещение несовершеннолетних, проводимое на территории медицинской организации, с учетом возрастных психологических особенностей и направленное на ознакомление с нормальной физиологией полового созревания, с основными проявлениями гинекологических заболеваний, нарушений полового развития и патологии молочных желез, требующих обращения к врачу акушеру-гинекологу, на усвоение стереотипа здорового образа жизни, приобретение навыков ответственного отношения к семье и своим репродуктивным возможностям с использованием эффективных информационно-просветительных моделей.

Обращаем внимание на то, что существующий Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» наряду с персонифицированным консультированием несовершеннолетних по вопросам интимной гигиены, риска и первичной профилактики заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, профилактики абортов и выбора контрацепции, предусматри-

вает консультирование их законных представителей. Однако поскольку данная врачебная обязанность осуществляется при оказании первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним по профилю «акушерство и гинекология», то становится ясным, что и консультирование родителей должно быть совершенно с иной целью, нежели просвещение несовершеннолетних, а значит, врачам следует иметь как минимум два абсолютно различных алгоритма такой просветительной работы для разного контингента: один - для родителей, другой - для их детей. Кроме того, категория «несовершеннолетний» является неоднородной, и для разных возрастных групп должны быть свои медико-психолого-педагогические подходы. Значимыми обстоятельствами, влияющими на содержание консультирования и ребенка, и его родителей, также, полагаем, могут быть менархе, начало половой жизни, имеющиеся соматические заболевания, другие физиологические особенности несовершеннолетнего.

В то же время при оказании первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним по профилю «детская урология и андрология» также предусмотрены следующие мероприятия: профилактика заболеваний мочеполовой системы, формирование здорового образа жизни, санитарно-гигиеническое просвещение несовершеннолетних и их законных представителей [11]. Однако исходя из особенностей частоты встречаемой андрологи-ческой патологии в разные возрастные периоды считаем, что санитарно-гигиеническое просвещение и профилактическая работа в сфере выявления предикторов репродуктивной патологии среди мужской части населения должны также носить персонифицированный характер с ориентиром на возраст юного пациента и возможной репродуктивной патологии в этом возрасте. Причем в большинстве своем профилактика андрологической

патологии должна проводиться еще до достижения ребенком периода полового созревания с целью предупреждения репродуктивных рисков в более позднем возрасте, о чем также должны быть информированы родители или иные законные представители несовершеннолетнего ребенка.

К сожалению, все вышеуказанные мероприятия ложатся неподъемным грузом на плечи исключительно медицинских работников. А ограниченное время приема пациента не позволяет в полной мере заниматься просветительной работой. В то же время реализацией большинства указанных мероприятий можно добиться путем санитарно-гигиенического просвещения, причем не только самих подростков, но и их родителей (законных представителей), ровно, как и педагогических работников, занимающихся санитарно-гигиеническим просвещением на всех ступенях образования.

Применительно к сфере образования охрана здоровья обучающихся регламентируется статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон 273-ФЗ), положения которой включают:

• пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни (п. 4 ч. 1);

• организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся (п. 5 ч. 1);

• проведение санитарно-противоэпиде-мических и профилактических мероприятий (п. 10 ч. 1).

При этом «организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями» (ч. 2 ст. 41) [12].

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реали-

зации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

• наблюдение за состоянием здоровья обучающихся (п. 1 ч. 4 ст. 41);

• проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (п. 2. ч. 4 ст. 41);

• соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п. 3 ч. 4 ст. 41) [12].

Таким образом, профилактическая и просветительская деятельность, как и их организация в условиях образовательной организации, должна обеспечиваться педагогическими работниками. Остается только вопрос спроса с педагогических работников исполнения норм действующего законодательства, как и их компетенции в этих вопросах.

Немаловажным аспектом является и то, что комплекс мер по профилактике заболеваний и формирование здорового образа жизни, указанных в Законе 273-ФЗ, непосредственно регламентируется ст. 30 Закона 323-ФЗ, которая определяет, что:

• профилактика неинфекционных заболеваний (применительно к сфере репродуктивного здоровья речь идет о гинекологических заболеваниях у девочек и андрологиче-ских заболеваниях у мальчиков. -Прим. авторов) осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях, в том числе медицинскими и образовательными организациями, путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение

и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни

(ч. 2);

• формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни (ч. 3);

• порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 4) [5], т.е. Минздравом России.

Как видно из ст. 30 Закона 323-ФЗ, профилактика неинфекционных заболеваний должна осуществляться как медицинскими, так и образовательными организациями. Однако если Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минздравом России), то в отношении образовательных организаций такой Порядок в положениях Закона 273-ФЗ отсутствует.

Применительно к образовательным организациям при отсутствии Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в образовательных организациях обычно руководствуются следующим нормативным документом.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - Санитарные правила) [13], которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи и определяют требования при организации профилактических мероприятий хозяйствующими субъектами (образовательными организациями. - Прим. авторов). Так, в целях предотвращения возникновения неинфекционных заболеваний проводится:

• организация профилактических мероприятий и контроль за их проведением (абз. 3 п. 2.9.5 Санитарных правил);

• работа по формированию здорового образа жизни и реализация технологий сбережения здоровья (абз. 10 п. 2.9.5 Санитарных правил).

Данные Санитарные правила действуют как в отношении общеобразовательных организаций, так и в отношении профессиональных образовательных организаций, высшего образования и дополнительного образования.

В соответствии со ст. 1 Закона 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и/или безвредности для человека факторов среды обитания, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами. Таким образом, Санитарные правила содержат обязательные для исполнения требования санитарного законодательства и являются нормативным правовым актом, соблюдение которого является обязательным согласно п. 3 ст. 39 Закона 52-ФЗ [6] для образовательных организаций.

При попытке выстроить четкую юридическую иерархию следует указать на то, что в силу абз. 2 п. 8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 [14], Главный государственный санитарный врач Российской Федерации является руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Таким образом, и Минздрав России, и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека относятся к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. Следовательно, нормативные правовые акты, принимаемые этими органами, обладают равной юридической силой и располагаются на одном горизонтальном уровне нормативной правовой пирамиды и подлежат обязательному исполнению.

Отсутствие Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в системе образования (в образовательных организациях) не является препятствием для реализации норм Закона 273-ФЗ в отношении охраны здоровья детей (в соответствии с положениями ст. 41). Тем более что в обязанности педагогических работников, согласно ст. 48 Закона 273-ФЗ, входят не только осуществление своей деятельности на высоком профессиональном уровне и обеспечение в полном объеме реализации преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой (п. 1 ч. 1 ст. 48), но и формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа

жизни (п. 4 ч. 1 ст. 48). Последнее также отражено в профессиональном стандарте «Педагог» [15].

При этом педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами (ч. 4 ст. 48) [12].

С учетом того что охрана здоровья обучающихся регламентируется законодательными актами, принадлежащими к разным сферам жизнедеятельности, следует внести ясность в приоритетность законодательных норм в этих вопросах применительно к системе образования.

Руководствуясь юридическими принципами приоритета законодательных норм в системе образования (просвещения), регулирующих общественные отношения в сфере образования, наиболее значимым нормативным правовым актом является Закон 273-ФЗ, положения которого обязывают реализовывать комплекс мер по охране здоровья обучающихся, в том числе мер профилактической направленности, к которым относятся санитарно-гигиеническое воспитание и обучение. Однако нормы Закона 323-ФЗ будут приоритетными в сфере здравоохранения или, как говорят социологи, здоровьесбережения. Коллизии законодательных норм в преобладающем большинстве случаев являются мнимыми, и, чтобы их преодолеть, следует только определиться, о какой сфере общественной жизни идет речь. В случае конкуренции же юридических норм в вопросах санитарно-гигиенического просвещения прииспользовании нормативныхправовых актов, обладающих равной юридической силой, действует тот нормативный правовой акт, который принят (издан) позднее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом можно выделить основные законодательные нормы, которыми следует руководствоваться при проведении санитарно-гигиенического просвещения и про-

Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы, в том числе в вопросах охраны репродуктивного здоровья на территории Российской Федерации

Наименование нормативного правового акта Статус документа

Конституция Российской Федерации (1993) С изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.06.2020

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Действующий в редакции от 04.11.2022

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Действующий в редакции от 28.12.2022

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Действующий в редакции от 17.02.2023

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Действующий

Приказ Минздрава России от 10.08.2017 № 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (вместе с «Порядком заполнения учетной формы № 030-ПО/у-17 «Карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего», «Порядком заполнения и сроках представления формы статистической отчетности № 030-ПО/о-17 «Сведения о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних») Действующий, с учетом изменений, внесенных приказами Минздрава России от 03.07.2018 № 410н, от 13.06.2019 № 396н, от 19.11.2020 №1235н

Проект приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, формы карты профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего и порядка ее заполнения, формы сведений о профилактических медицинских осмотрах несовершеннолетних и порядка ее заполнения и сроков представления» На 01.05.2023 недействующий

Приказ Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» Действующий, срок действия документа ограничен 01.01.2027

Приказ Минздрава России от 31.10.2012 № 561н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская уроло-гия-андрология» Действующий, в ред. от 21.02.2020 приказа Минздрава России № 114н (ред. от 21.04.2022). Начало действия редакции 08.08.2020

филактической работы в межведомственном медико-педагогическом взаимодействии, отраженные в таблице.

Таким образом, можно сделать вывод: несмотря на то что в Российской Федерации имеется достаточная нормативно-правовая база для проведения санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы, требуется ее совершенствование и дополнение в вопросах охраны и профилактики нарушений репродуктивного здоровья и сохранения репродуктивного потенциала российской нации. Тем более что в соответствии с конституционными правами «поощряется деятельность, способствующая

укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию» (ч. 2 ст. 41) [16].

Реализация законодательных норм санитарно-гигиенического просвещения и профилактической работы в системе высшего образования при подготовке педагогических работников в вопросах полового воспитания и профилактики нарушений репродуктивного здоровья молодежи, а также возможные пути решения имеющихся проблем, коллизий и разногласий в этих вопросах будут отражены в следующих публикациях.

Сведения об авторах

Коломейцев Максим Геннадьевич (Maksim G. Kolomeytsev) - кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской подготовки и здоровьесбережения ФГБОУ ВО МПГУ (Москва, Российская Федерация) E-mail: mgk-rus@bk.ru https://orcid.org/0000-0003-1295-068X

Уварова Елена Витальевна (Elena V. Uvarova) - член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий 2-м гинекологическим отделением (гинекологии детского и юношеского возраста) ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России, профессор кафедры акушерства, гинекологии, перинатологии и репродук-тологии Института профессионального образования ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), президент Межрегиональной общественной организации «Ассоциация детских и подростковых гинекологов», главный внештатный гинеколог детского и юношеского возраста Минздрава России (Москва, Российская Федерация) E-mail: elena-uvarova@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-3105-5640

Радченко Маргарита Владимировна (Margaria V. Radchenko) - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и гражданского судопроизводства ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» (Челябинск, Российская Федерация) E-mail: mamarad@mail.ru

Литература

1. Российский статистический ежегодник. 2020: Статистический сборник / Росстат. Москва, 2020. С. 90—229.

2. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник / Росстат. Москва, 2021. С. 90—230.

3. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник / Росстат. Москва, 2022. С. 90—234.

4. Уварова Е.В., Коломейцев М.Г., Радченко М.В. Правовые аспекты охраны репродуктивного здоровья несовершеннолетних по профилю «акушерство и гинекология» в Российской Федерации // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2022. Т. 18, № 1. С. 16-33.

5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023).

6. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

7. Федеральный закон от 31.07.2020 № 271-ФЗ «О внесении изменения в статью 22 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022).

9. Приказ Минздрава России от 10.08.2017 (ред. от 19.11.2020) № 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних».

10. Приказ Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология».

11. Приказ Минздрава России от 31.10.2012 (ред. от 21.04.2022) № 561н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская урология-андрология».

12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)

13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

14. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 16.02.2023) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

15. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

16. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

References

1. Russian Statistical Yearbook. 2020: Statistical Collection. Rosstat. Moscow, 2020. P. 90-229. (in Russian)

2. Russian Statistical Yearbook. 2021: Statistical Collection. Rosstat. Moscow, 2021. P. 90-230. (in Russian)

3. Russian Statistical Yearbook. 2022: Statistical Collection. Rosstat. Moscow, 2022. P. 90-234. (in Russian)

4. Uvarova E.V., Kolomeitsev M.G., Radchenko M.V. Legal aspects of the protection of reproductive health of minors in the profile «obstetrics and gynecology» in the Russian Federation. Reproduk-

tivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2022; 18 (1): 16-33. (in Russian)

5. Federal Law No. 323-FZ of 11.21.2011 (as amended on 12/28/2022) «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from 01.03.2023). (in Russian)

6. Federal Law No. 52-FZ of 30.03.1999 (as amended on 04.11.2022) «On sanitary and epidemiological welfare of the population». (in Russian)

7. Federal Law No. 271-FZ of 31.07.2020 «On Amendments to Article 22 of the Federal Law «On the Basics of Public Health Protection in the Russian Federation». (in Russian)

8. The Family Code of the Russian Federation No. 223-FZ of 29.12.1995 (as amended on 19.12.2022). (in Russian)

9. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 10.08.2017 (ed. dated 19.11.2020) No. 514n «On the procedure for preventive medical examinations of minors». (in Russian)

10. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 1130n dated 20.10.2020 «On approval of the Procedure for providing medical care in the profile «obstetrics and gynecology». (in Russian)

11. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 31.10.2012 (ed. dated 21.04.2022) No. 561n «On approval of the Procedure for providing medical care in the profile «pediatric urology-andrology». (in Russian)

12. Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 17.02.2023) «On Education in the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from 02.28.2023). (in Russian)

13. Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation dated 09.28.2020 No. 28 «On approval of sanitary rules of SP 2.4.3648-20 «Sanitary and epidemiological requirements for organizations of education and training, recreation and health improvement of children and youth». (in Russian)

14. Resolution of the Government of the Russian Federation of 30.06.2004 No. 322 (ed. of 02.16.2023) «On approval of the regulations on the federal service for supervision of consumer rights protection and human well-being». (in Russian)

15. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 18.10.2013 No. 544n (ed. dated 05.08.2016) «On approval of the professional standard «Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)». (in Russian)

16. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.