Научная статья на тему 'Стандартизация подготовки специалистов гигиенического профиля: проблемы и пути решения'

Стандартизация подготовки специалистов гигиенического профиля: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ / ЗНАНИЯ / ГИГИЕНА / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PREVENTIVE MEDICINE / PROFESSIONAL STANDARD / LABOR FUNCTIONS / LABOR SKILLS / KNOWLEDGE / HYGIENE / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING / HIGHER EDUCATION / ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович

Введение. Действующий профессиональный стандарт не в полной мере учитывает различные виды экономической деятельности, в которых работают или могут работать специалисты медико-профилактического профиля. Материал и методы. Работа является экспертно-аналитической. В качестве материалов исследования использовались паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», законодательные и нормативно-правовые документы в сфере экономических видов деятельности и осуществления санитарно-эпидемиологических мероприятий. Результаты. Основными видами экономической деятельности, в которых востребован специалист медико-профилактического профиля, являются деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы, больничных организаций, санаторно-курортных организаций; дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, промышленного оборудования; оценка условий труда; испытания и анализ состава и чистоты материалов и веществ; испытания и анализ в области гигиены питания; испытания и анализ физико-механических свойств материалов и веществ; экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий; мониторинг загрязнения окружающей среды. Профессиональный стандарт специалиста гигиенического профиля содержит актуальные обобщённые и конкретные трудовые функции, соответствующие трудовые действия, необходимые умения, знания, обеспечивающие специалисту успешность в профессии, а работодателю выполнение требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обобщённые трудовые функции специалиста гигиенического профиля: санитарно-эпидемиологическая диагностика деятельность по установлению соответствия (несоответствия) требованиям законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, охраны труда; деятельность по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; организация и проведение социально-гигиенического мониторинга и санитарно-эпидемиологической оценки риска воздействия факторов среды обитания на здоровье человека; организация, управление деятельностью учреждений, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Заключение. Действующий профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела» нуждается в пересмотре в целях возможного его применения для всех врачей медико-профилактического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZATION OF TRAINING OF PROFESSIONALS OF HYGIENIC PROFILE: PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

The professional standard is the basis of education and training. It should meet modern requirements to ensure the sanitary and epidemiological wellbeing of the country’s population, the labor market. The current professional standard does not fully take into account the various types of economic activity in which young professionals of the medical and preventive profile will work. The main task of a specialist in the medical and prophylactic profile is to carry out activities aimed ensuring the sanitary and epidemiological wellbeing of the population (informing the control subject concerning mandatory sanitary and epidemiological requirements, implementation, assessing the effectiveness and effectiveness of their implementation, implementing production control, expert control, sanitary-epidemiological audit). The main employers for these young professionals are organizations of the sanitary and epidemiological services; hospitals, sanatorium, spa and resort organizations; organization of disinfection and deratization, organizations of industrial equipment, testing and analysis of the composition and purity of materials and substances; testing and analysis in the field of food hygiene; testing and analysis of physical and mechanical properties of materials and substances; examination of design documentation and engineering survey results; monitoring of environmental pollution. The professional standard of the young professionals in the hygiene profile has a particular set of qualities, skills, and behaviors that ensure the success of the career. There is a set of standards for education and training of professionals in the hygiene profile. There are sanitary and epidemiological diagnostic activities to establish compliance (inconsistency) with the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of public health. Also, there is the support of the sanitary and epidemiological wellbeing of the population, technical regulation, labor protection, various activities concerning and preventive measures; organization of monitoring and sanitary-epidemiological assessment of the risk of environmental factors affecting health. The education and training of students of medical-prophylactic faculties should be carried out taking into account modern approaches to the professional standard for the specialist of the hygienic profile and the educational standard developed on the basis of it.

Текст научной работы на тему «Стандартизация подготовки специалистов гигиенического профиля: проблемы и пути решения»

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2018; 97(11)

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-11-1015-19

Original article

О КУЧМА В.Р., 2018 УДК 613/614:37:006

Кучма В.Р.123

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

'ФГАОУ ВО «Первый Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет), 119991, Москва;

2ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 119991, Москва;

'Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья, 105064, Москва

Введение. Действующий профессиональный стандарт не в полной мере учитывает различные виды экономической деятельности, в которых работают или могут работать специалисты медико-профилактического профиля.

Материал и методы. Работа является экспертно-аналитической. В качестве материалов исследования использовались паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», законодательные и нормативно-правовые документы в сфере экономических видов деятельности и осуществления санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Результаты. Основными видами экономической деятельности, в которых востребован специалист медико-профилактического профиля, являются деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы, больничных организаций, санаторно-курортных организаций; дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, промышленного оборудования; оценка условий труда; испытания и анализ состава и чистоты материалов и веществ; испытания и анализ в области гигиены питания; испытания и анализ физико-механических свойств материалов и веществ; экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий; мониторинг загрязнения окружающей среды.

Профессиональный стандарт специалиста гигиенического профиля содержит актуальные обобщённые и конкретные трудовые функции, соответствующие трудовые действия, необходимые умения, знания, обеспечивающие специалисту успешность в профессии, а работодателю - выполнение требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обобщённые трудовые функции специалиста гигиенического профиля: санитарно-эпидемиологическая диагностика - деятельность по установлению соответствия (несоответствия) требованиям законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, охраны труда; деятельность по организации и проведению санитарно-противоэпидемиче-ских (профилактических) мероприятий; организация и проведение социально-гигиенического мониторинга и санитарно-эпидемиологической оценки риска воздействия факторов среды обитания на здоровье человека; организация, управление деятельностью учреждений, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Заключение. Действующий профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела» нуждается в пересмотре в целях возможного его применения для всех врачей медико-профилактического профиля.

Ключевые слова: профилактическая медицина; профессиональный стандарт; трудовые функции; трудовые умения, знания; гигиена; санитарно-эпидемиологическое благополучие; высшее образование; экономическая деятельность.

Для цитирования: Кучма В.Р. Стандартизация подготовки специалистов гигиенического профиля: проблемы и пути решения. Гигиена и санитария. 2018; 97(11): 1015-19. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-11-1015-19

Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремирович, член-корреспондент РАН, зав. каф. гигиены детей и подростков педиатрического факультета Сеченовского Университета Минздрава России; заместитель директора по научной работе ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 105064, Москва. E-mail: kuchmavr@nczd.ru

Kuchma V.R.

STANDARDIZATION OF TRAINING OF PROFESSIONALS OF HYGIENIC PROFILE: PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

'I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, 119991, Russian Federation; 2National Medical Research Center of Children s Health, Moscow, 119991, Russian Federation; 3Russian Society of school and university health and medicine, Moscow, 105064, Russian Federation

The professional standard is the basis of education and training. It should meet modern requirements to ensure the sanitary and epidemiological wellbeing of the country's population, the labor market. The current professional standard does not fully take into account the various types of economic activity in which young professionals of the medical and preventive profile will work. The main task of a specialist in the medical and prophylactic profile is to carry out activities aimed ensuring the sanitary and epidemiological wellbeing of the population (informing the control subject concerning mandatory sanitary and epidemiological requirements, implementation, assessing the effectiveness and effectiveness of their implementation, implementing production control, expert control, sanitary-epidemiological audit). The main employers for these young professionals are organizations of the sanitary and epidemiological services; hospitals, sanatorium, spa and resort organizations; organization of disinfection and deratization, organizations of industrial

JifSrHeHa и санитария. 2018; 97(11)_

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-11-1015-19 Оригинальная статья

equipment, testing and analysis of the composition and purity of materials and substances; testing and analysis in thefield of food hygiene; testing and analysis ofphysical and mechanical properties of materials and substances; examination of design documentation and engineering survey results; monitoring of environmental pollution. The professional standard of the young professionals in the hygiene profile has a particular set of qualities, skills, and behaviors that ensure the success of the career. There is a set of standards for education and training ofprofessionals in the hygiene profile. There are sanitary and epidemiological diagnostic - activities to establish compliance (inconsistency) with the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field ofpublic health. Also, there is the support of the sanitary and epidemiological wellbeing of the population, technical regulation, labor protection, various activities concerning and preventive measures; organization of monitoring and sanitary-epidemiological assessment of the risk of environmental factors affecting health. The education and training of students of medical-prophylactic faculties should be carried out taking into account modern approaches to the professional standard for the specialist of the hygienic profile and the educational standard developed on the basis of it.

Keywords: preventive medicine; professional standard; labor functions; labor skills, knowledge; hygiene; sanitary and epidemiological well-being; higher education; economic activity.

For citation: Kuchma V.R. Standardization of training of professionals of hygienic profile: problems and ways of solution. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2018; 97(11): 1015-19. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-11-1015-19 For correspondence: VladislavR. Kuchma, MD, PhD, Dsci., Prof., corresponding member of the Russian Academy of Sciences, Deputy Director on science, Director of the Scientific Institute of Hygiene and Health Care for Children and Adolescents of the National Medical Research Center of Children's Health, Moscow, 119991, Russian Federation; Head of the Department of Hygiene of Children and Adolescents at the Pediatric Faculty of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, 119991, Russian Federation. E-mail: vrkuchma@mail.ru

Information about authors: Kuchma V.R., https://orcid.org/0000-0003- 4404-2213.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgment. The study had no sponsorship. Received: 01 March 2018 Accepted: 18 October 2018

Введение

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности. Он должен соответствовать современным требованиям рынка труда в отрасли и включать в себя трудовые функции и трудовые действия с учётом интересов всех работодателей, а также требований по аккредитации и аттестации специалистов медико-профилактического профиля.

Цель исследования - обосновать нормы и требования актуального профессионального стандарта специалиста в области медико-профилактического дела.

Задачи исследования:

1. Проанализировать нормативно-правовые акты в сфере стандартизации профессиональной деятельности.

2. Определить виды экономический деятельности, в которых востребована медико-профилактическая деятельность.

3. Сформулировать основополагающие положения профессионального стандарта специалиста гигиенического профиля.

Материал и методы

Работа является экспертно-аналитической. В качестве материалов исследования использовались: паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», утвержденный Президиумом Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21.12.2016 г., ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2); законодательные и нормативно-правовые документы в сфере экономических видов деятельности и осуществления санитарно-эпидемиологических мероприятий; анализ специалистов ситуации в сфере стандартизации медико-профилактической деятельности [1, 2].

Результаты

Основной задачей специалиста медико-профилактического профиля является осуществление деятельности в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического бла-

гополучия населения и в первую очередь путём организации и проведения профилактических мероприятий.

В современных условиях специалист медико-профилактического профиля осуществляет проведение санитарно-эпидемиологической диагностики, организацию и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в различных сферах экономической деятельности (на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, торговли, в медицинских и образовательных организациях, учреждениях коммунального обслуживания и т. д.), организацию и проведение отдельных фрагментов социально-гигиенического мониторинга.

В настоящее время функционирует значительное число испытательных центров и лабораторий, осуществляющих проведение санитарно-гигиенических исследований, направленных на выявление вредных и опасных для человека факторов среды обитания. Данные виды исследований организуют и осуществляют в том числе специалисты с медико-профилактическим образованием.

Отдельным направлением деятельности специалистов медико-профилактического профиля является специализированная медицинская деятельность по санитарно-эпидемиологической диагностике.

Деятельность по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований осуществляют различные немедицинские организации, незначительная часть которых имеет в своем штате врачей медико-профилактического профиля. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н эти работы относятся к должностным обязанностям врача-гигиениста соответствующего профиля.

Анализ структуры, назначения и функций, выполняемых учреждениями различных организационных форм и видов экономической деятельности, показывает, что профессиональная деятельность врача медико-профилактического профиля относится не только к указанным в Стандарте кодам 86.90.1. «Деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы» и 86.90.9. «Де-

ятельность в области медицины прочая, не включённая в другие группировки», но и к деятельности больничных организаций (86.10); санаторно-курортных организаций (86.90.4); дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, промышленного оборудования (81.29.1); оценке условий труда (71.20.7); испытаниям и анализу состава и чистоты материалов и веществ (71.20.1); испытаниям и анализу в области гигиены питания (71.20.2); испытаниям и анализу физико-механических свойств материалов и веществ (71.20.3); экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий (71.20.6); мониторингу загрязнения окружающей среды (71.12.53).

В стандарт целесообразно включить следующие обобщённые трудовые функции:

• санитарно-эпидемиологическую диагностику - деятельность по установлению соответствия (несоответствия) требованиям законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, охраны труда;

• деятельность по организации и проведению санитар-но-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

• организацию и проведение социально-гигиенического мониторинга и санитарно-эпидемиологической оценки риска воздействия факторов среды обитания на здоровье человека;

• организацию, управление деятельностью учреждений, организаций, подразделений, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Обобщённая трудовая функция «Санитарно-эпидемиологическая диагностика» включает:

• проведение работ по подтверждению соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, санитарно-эпидемиологических обследований, санитарно-эпидемиологических исследований, санитарно-эпидемиологических испытаний, санитарно-эпидемиологических оценок, санитарно-эпидемиологических требований санитарно-эпидемиологических экспертиз;

• организацию и проведение санитарно-эпидемиологического аудита;

• организацию и проведение работ по специальной оценке условий труда.

Обобщенная трудовая функция «Деятельность по организации и проведению санитарно-противоэпидемиче-ских (профилактических) мероприятий» включает организацию и проведение:

• мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации;

• обязательных профилактических медицинских осмотров;

• гигиенического воспитания и обучения граждан;

• дезинфекционных, дезинсекционных, дератизацион-ных, стерилизационных мероприятий;

• производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве и транспортировке, хранении и реализации продукции.

Обобщенная трудовая функция «Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга и санитарно-эпидемиологической оценки риска воздействия факторов среды обитания на здоровье человека» включает:

• сбор, обработку статистической информации, статистическое наблюдение в области обеспечения сани-

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-11-1015-19

Original article

тарно-эпидемиологического благополучия населения;

• формирование информационных ресурсов о состоянии здоровья населения и среды обитания человека;

• проведение наблюдения, анализ, оценку и прогноз состояния здоровья населения и среды обитания человека, определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья и воздействием на него факторов среды обитания человека;

• проведение работ по санитарно-эпидемиологической оценке риска для здоровья населения от воздействия факторов среды обитания человека. Обобщённая трудовая функция «Организация, управление деятельностью учреждений, организаций, подразделений, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения» включает:

• организацию, контроль, планирование, анализ и обеспечение развития учреждений, организаций, подразделений;

• организацию и обеспечение системы менеджмента качества.

Выполнение конкретных трудовых функций возможно на основе освоения соответствующих трудовых действий, необходимых умений, знаний, которые также являются неотъемлемой частью профессионального стандарта специалиста гигиенического профиля. В свою очередь трудовые действия, необходимые умения, знания дифференцируются в зависимости от возраста населения, видов деятельности (трудовая, обучение и воспитание), условий проживания, закономерностей роста и развития, формирования заболеваемости населения, в том числе профессиональных болезней, школьнообусловленных заболеваний и состояний, факторов риска развития основных неинфекционных заболеваний населения, их особенностей и распространённости в зависимости от экологических, социально-экономических условий, видов образовательных организаций.

Подготовка студентов медико-профилактических факультетов должна осуществляться с учётом современных подходов к формулированию профессионального стандарта специалиста в области медико-профилактического дела на основе образовательного стандарта.

Образовательный стандарт обязательно должен содержать требования к условиям профессиональной подготовки врачей-гигиенистов, оснащению учебного процесса современными приборами и оборудованием, включая си-муляционное. Без этого невозможно подготовить специалиста с высшим медицинским образованием для работы в сфере профилактической медицины и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Обсуждение

Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела» (далее стандарт), утверждённый приказом Минтруда России от 25.06.2015 г. № 399н, не в полной мере учитывает различные виды экономической деятельности, в которых работают или могут работать специалисты медико-профилактического профиля. Стандарт не в полной мере учитывает порядок организации и виды деятельности врача по гигиене детей и подростков отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утверждённые приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» [8-12].

]]|'иг'иена и санитария. 2018; 97(11)_

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-11-1015-19 Оригинальная статья

Действующий стандарт в большей степени устанавливает функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора), защите прав потребителей, предоставлению государственных услуг, свойственных исключительно специалистам органов Роспотребнадзора, и не распространяет своё действие на специалистов медико-профилактического профиля, осуществляющих свою деятельность в иных организациях различных видов экономической деятельности.

Расширение перечня видов экономической деятельности позволит применять Стандарт для всех специалистов медико-профилактического профиля, а также в полном объёме реализовать профилактическое направление в сфере санитарно-эпидемиологических рисков различных групп субъектов контроля.

Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья, саморегулируемая организации «За профилактическую медицину» подготовили проект Профессионального стандарта специалиста гигиенического профиля, интегрирующего как лучшее из действующего стандарта, так и учитывающего другие сферы экономической деятельности, в которых обязательной является профилактическая деятельность. Проект стандарта представлен в Минздрав России и Национальную медицинскую палату для его рассмотрения и утверждения в установленном порядке. Заинтересованность государства и общества в обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в охране и укреплении здоровья населения требуют скорейшего рассмотрения и утверждения профессионального стандарта специалиста гигиенического профиля, отражающего как современные проблемы и достижения общественного здоровья, профилактической медицины, так и экономического развития страны и рынка труда.

Заключение

1. Действующий профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела» нуждается в пересмотре в целях возможного его применения для всех врачей медико-профилактического профиля, осуществляющих деятельность, которая направлена на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Основными видами экономической деятельности, в которых востребован специалист медико-профилактического профиля, являются:

• деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы, больничных организаций, санаторно-курортных организаций;

• дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, промышленного оборудования;

• оценка условий труда;

• испытания и анализ состава и чистоты материалов и веществ, испытания и анализ в области гигиены питания, испытания и анализ физико-механических свойств материалов и веществ;

• экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий;

• мониторинг загрязнения окружающей среды. Профессиональный стандарт специалиста гигиенического профиля содержит актуальные обобщённые и конкретных трудовые функции, соответствующие трудовые действия, необходимые умения, знания, обеспечивающие специалисту успешность в профессии, а работодателю - выполнение требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Подготовка студентов медико-профилактических факультетов должна осуществляться с учётом современных подходов к формулированию профессионального стандарта специалиста гигиенического профиля и разработанного на его основе образовательного стандарта.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литер ату р а

1. Попова А.Ю., Хурцилава О.Г., Мельцер А.В., Пронина А.А., Аристова Т.И., Трегубова Е.С., Ерастова Н.В. Профессиональный стандарт как инструмент регулирования деятельности специалистов медико-профилактического направления. Гигиена и санитария. 2017; 96(4): 376-382.

2. Хизгияев В.И., Брико Н.И., Кучма В.Р., Мельниченко П.И., Гор-деева Т.И., Волкова Н.А. Стандарт специалиста в области медико-профилактического дела как основа подготовки и деятельности в сфере медицинской профилактики. Гигиена и санитария. 2017; 96(4): 382-387.

3. Онищенко Г.Г. Итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Гигиена и санитария. 2012; 4: 4-12.

4. Онищенко Г.Г. Актуальные задачи гигиенической науки и практики в сохранении здоровья населения. Гигиена и санитария. 2015; 3: 5-10.

5. Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А., Сбоев А.С. Научно-методические подходы к классификации хозяйствующих субъектов по риску причинения вреда здоровью граждан для задач планирования контрольно-надзорных мероприятий. Анализ риска здоровью. 2014; (4): 4-13.

6. Ракитский В.Н. Проблемы современной гигиены. Гигиена и санитария. 2015; 4: 4-7.

7. Русаков Н.В., Русакова Е.В. Неинфекционная эпидемиология и гигиена окружающей среды в охране здоровья населения. Здоровье населения и среда обитания. 2015; 6: 4-7.

8. Кучма В.Р., Сухарев А.Г. Врач по гигиене детей и подростков -новое действующее лицо школьного здравоохранения. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; 2: 4-8.

9. Кучма В.Р., ред. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Кучма В.Р., Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков как раздел профилактической медицины. Гигиена и санитария. 2015; 6: 66-70.

11. Кучма В.Р., ред. Гигиена детей и подростков. Сборник нормативно-методических документов. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2013. 379 с.

12. Кучма В.Р., ред. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2016. 610 с.

References

1. Popova A.Yu., Hurcilava O.G., Mel'cer A.V., Pronina A.A., Aristova T.I., Tregubova E.S., Erastova N.V. Professional standard as an instrument for regulating the activity of specialists in the medical and preventive direction. Gigiena i sanitariya. 2017; 96(4): 376-382.

2. Khizgiyaev V.I., Briko N.I., Kuchma V.R., Mel'nichenko P.I., Gordeeva T.I., Volkova N.A. The standard of a specialist in the field of preventive medicine as the basis for training and activities in the field of medical prevention. Gigiena i sanitariya. 2017; 96(4): 382-387.

3. Onishchenko G.G. Results and prospects of ensuring the sanitary and epidemiological well-being of the population of the Russian Federation. Gigiyena i sanitariya. 2012; 4: 4-12.

4. Onishchenko G.G. Actual tasks of hygienic science and practice in the preservation of public health. Gigiyena i .sanitariya. 2015; 3: 5-10.

5. Popova A.YU., Zaytseva N.V., May I.V., Kir'yanov D.A., Sboyev A.S. Scientific and methodological approaches to the classification of economic entities at the risk of harm to the health of citizens for the tasks of planning control and supervisory measures. Analiz riska zdorov'yu. 2014; (4): 4-13.

6. Rakitskiy V.N. Problems of modern hygiene. Gigiyena i sanitariya. 2015; 4: 4-7.

7. Rusakov N.V., Rusakova Ye.V. Non-infectious epidemiology and environmental health in protecting public health. Zdorov'ye naseleniya i sreda obitaniya. 2015; 6: 4-7.

8. Kuchma V.R., Sukharev A.G. Doctor on hygiene of children and adolescents - a new character of school health. Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ja. 2012; 2: 4-8.

9. Kuchma V.R., ed. Systemic hygienic diagnostics of sanitary-epi-demiological well-being of students. [Sistemnaya gigienicheska-ya diagnostika sanitarno-jepidemiologicheskogo blagopoluchiya

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-11-1015-19

Original article

obuchayushhihsya]. Rukovodstvo. Moscow: FGBNU NCZD, 2014. 304 p.

10. Kuchma V.R., Sukharev A.G. Hygiene of children and adolescents as a section of preventive medicine. Gigiena i sanitariya. 2015; 6: 66-70.

11. Kuchma V.R., ed. Hygiene of children and adolescents. Collection of normative and methodical documents. [Gigiena detey i podrostkov. Sbornik normativno-metodicheskih dokumentov]. Moscow: FGBNU NCZD, 2013. 379 p.

12. Kuchma V.R., ed. Guidance on the hygiene of children and adolescents, medical care for students in educational organizations: the model of the organization, federal recommendations for the provision of medical care to students. [Rukovodstvo po gigiene detej i podrostkov, medicinskomu obespecheniyu obuchayushhihsya v obrazovatel'nykh organizaciyakh: model' organizacii, federal'nye rekomendacii okazaniya medicinskoy pomoshhi obuchajushhimsya]. M.: FGBNU NCZD, 2016. 610 p.

Поступила 01.03.2018 Принята к печати 18.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.