Научная статья на тему 'Основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в области автомобильного транспорта'

Основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в области автомобильного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Государственное регулирование / транспортные услуги / предпринимательская деятельность / система органов управления / нормативно – правовое. / State regulation / transport services / entrepreneurial activity / system of governing bodies / regu- latory and legal.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахимов А. Р.

In the article, the author conducts a scientific review of the issue of state regulation parameters using the entrepreneurial activity of the economy in the field of transport characteristics. The key uses are identified. Priorities; characteristics; state use; policies in the field of regulation of entrepreneurial activity in the transport field. The basic principles of the characteristic of the state characteristic of transport policy use are considered. The prerequisites are determined for the characteristic of state regulation parameters, market parameters, and characteristic of transport services. The authorities are identified. The characteristics of the state regulation parameters. The use of entrepreneurial activity. The economy in the area. The characteristics of passenger vehicles. The parameters at the federal level, at the regional level, and the role of local authorities in adopting parameters. The author considers a system of governing bodies, a characteristic of the transport economy with infrastructure in a vertical subordination, the competence of which includes the economy, the development of government characteristics, the use of politics, the economy and the regulatory and legal parameters, the regulation of economic relations in the parameters of the automobile industry, the characteristics of the transport economy and road economy, control -parameters supervisory functions economics in parameters sphere characteristic tr transport, regulation of transport policy in the constituent entities of the Russian Federation and at the level of municipalities. The levels of tasks performed by the system of state regulation of transport are identified and considered. Having studied this system, a number of conclusions were made. Strategic use is determined; priority parameters; direction; development parameters; characteristic of the transport complex; economy of Russia, by integrating the economy into world parameters; market characteristics of transport services. The main directions of export of transport services are indicated. The tax and financial methods of influence on the development of vehicles are highlighted, the importance of tariff regulation of the transport services market is considered. The main regulatory and legal framework governing entrepreneurial activity in the field of automobile transport services is determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF STATE REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE FIELD OF AUTOMOBILE TRANSPORT

В статье автор проводит научное рассмотрение вопроса государственного регулирования предпринимательской деятельности в области транспорта. Обозначены ключевые приоритеты государственной политики в области регулирования предпринимательской деятельности в транспортной области. Рассмотрены основные принципы государственной транспортной политики. Определены предпосылки государственного регулирования рынков транспортных услуг. Определены органы государственного регулирования предпринимательской деятельности в области автомобильного транспорта на федеральном уровне, на региональном уровне, и обозначена роль органов местного самоуправления при принятии нормативно -правовых акты по вопросам функционирования муниципального автомобильного транспорта. Рассмотрена система органов управления транспортной инфраструктурой в вертикальной соподчинённости, в компетенцию которых входят выработка государственной политики и нормативно правовое регулирование отношений в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, контрольно -надзорные функции в сфере транспорта, регулирования транспортной политикой в субъектах Российской Федерации и на уровне муниципальных образований. Выделены и рассмотрены уровни задач, выполняемые системой государственного регулирования транспортом. Исследовав данную систему, были сделаны ряд выводов. Определено стратегическое приоритетное направление развития транспортного комплекса России, путём интеграции в мировой рынок транспортных услуг. Указаны основные направления экспорта транспортных услуг. Выделены налоговые и финансовые методы влияния на развитие автотранспорта, рассмотрена важность тарифного регулирования рынка транспортных услуг. Определена основная нормативно – правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в области автомобильных транспортных услуг.

Текст научной работы на тему «Основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в области автомобильного транспорта»

ECONOMICS / «C@yL©qyiym-J©yrMaL»#19î43),2©19

УДК 33

Рахимов А.Р.

Генеральный директор группы компаний «Ак Буре Групп» (Казань)

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10628 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Rakhimov A. R.

Groups of the Ak Bure Group Company (Kazan)

FUNDAMENTALS OF STATE REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE FIELD

OF AUTOMOBILE TRANSPORT

Abstract:

In the article, the author conducts a scientific review of the issue of state regulation parameters using the entrepreneurial activity of the economy in the field of transport characteristics. The key uses are identified. Priorities; characteristics; state use; policies in the field of regulation of entrepreneurial activity in the transport field. The basic principles of the characteristic of the state characteristic of transport policy use are considered. The prerequisites are determined for the characteristic of state regulation parameters, market parameters, and characteristic of transport services. The authorities are identified. The characteristics of the state regulation parameters. The use of entrepreneurial activity. The economy in the area. The characteristics ofpassenger vehicles. The parameters at the federal level, at the regional level, and the role of local authorities in adopting parameters. The author considers a system of governing bodies, a characteristic of the transport economy with infrastructure in a vertical subordination, the competence of which includes the economy, the development of government characteristics, the use of politics, the economy and the regulatory and legal parameters, the regulation of economic relations in the parameters of the automobile industry, the characteristics of the transport economy and road economy, control -parameters supervisory functions economics in parameters sphere characteristic tr transport, regulation of transport policy in the constituent entities of the Russian Federation and at the level of municipalities. The levels of tasks performed by the system of state regulation of transport are identified and considered. Having studied this system, a number of conclusions were made. Strategic use is determined; priority parameters; direction; development parameters; characteristic of the transport complex; economy of Russia, by integrating the economy into world parameters; market characteristics of transport services. The main directions of export of transport services are indicated. The tax and financial methods of influence on the development of vehicles are highlighted, the importance of tariff regulation of the transport services market is considered. The main regulatory and legal framework governing entrepreneurial activity in the field of automobile transport services is determined.

Аннотация.

В статье автор проводит научное рассмотрение вопроса государственного регулирования предпринимательской деятельности в области транспорта. Обозначены ключевые приоритеты государственной политики в области регулирования предпринимательской деятельности в транспортной области. Рассмотрены основные принципы государственной транспортной политики. Определены предпосылки государственного регулирования рынков транспортных услуг. Определены органы государственного регулирования предпринимательской деятельности в области автомобильного транспорта на федеральном уровне, на региональном уровне, и обозначена роль органов местного самоуправления при принятии нормативно -правовых акты по вопросам функционирования муниципального автомобильного транспорта. Рассмотрена система органов управления транспортной инфраструктурой в вертикальной со-подчинённости, в компетенцию которых входят выработка государственной политики и нормативно -правовое регулирование отношений в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, контрольно -надзорные функции в сфере транспорта, регулирования транспортной политикой в субъектах Российской Федерации и на уровне муниципальных образований. Выделены и рассмотрены уровни задач, выполняемые системой государственного регулирования транспортом. Исследовав данную систему, были сделаны ряд выводов. Определено стратегическое приоритетное направление развития транспортного комплекса России, путём интеграции в мировой рынок транспортных услуг. Указаны основные направления экспорта транспортных услуг. Выделены налоговые и финансовые методы влияния на развитие автотранспорта, рассмотрена важность тарифного регулирования рынка транспортных услуг. Определена основная нормативно - правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в области автомобильных транспортных услуг.

Ключевые слова: Государственное регулирование, транспортные услуги, предпринимательская деятельность, система органов управления, нормативно - правовое.

Key words: State regulation, transport services, entrepreneurial activity, system of governing bodies, regulatory and legal.

Основы

/ БСОШМГСБ

государственного регулирования предпринимательской деятельности в области автомобильного транспорта являются составной частью всей общей транспортной политики страны. Исходя из общей транспортной стратегии, она дополняется положениями, определяющими особенности автотранспорта, его место в единой транспортной системе страны.

В развитых капиталистических странах транспортная деятельность постоянно и достаточно жестко регулируется государством. Необходимость и правомерность государственного регулирования признана специалистами транспорта, потребителями, общественностью.

Обозначая ключевые приоритеты государственной политики, необходимо, прежде всего, отметить, что ее главное назначение - зафиксировать общее видение органами всех ветвей власти, обществом и бизнесом роли и задач транспорта, а также единые принципы принятия решений по реформированию и регулированию развития транспорта с учетом его особенностей.

Первый принцип государственной транспортной политики предполагает, что государственное регулирование транспортной деятельности, государственное финансирование отдельных элементов транспортной системы и видов транспорта в условиях рынка остаются объективной необходимостью.

Второй принцип, при безусловных отраслевых и региональных различиях в транспортной системе на макроуровне государство рассматривает транспорт как единый объект управления.

Третий принцип формулирует требование исключения неоправданного вмешательства государства в транспортную деятельность хозяйствующих субъектов.

Четвертый принцип, основными сферами ответственности государства в управлении транспортом остаются:

- совершенствование правовых основ транспортной деятельности;

- решение задач оборонного и мобилизационного характера;

- обеспечение безопасности транспортного процесса;

- обеспечение эффективного развития транспортной инфраструктуры;

- проведение структурных преобразований на транспорте.

Исходя из указанных особенностей предпосылками государственного регулирования рынков транспортных услуг являются:

- естественный монополизм ряда транспортных предприятий;

- определяющая роль транспорта в производственно -социальной инфрастуктуре;

- международный характер транспортной деятельности и необходимость выполнения международных соглашений, конвенций, договоров;

- важная оборонная роль транспорта, жестко контролируемая государством;

- необходимость контроля и в ряде случаев ограничения уровня транспортных тарифов;

- необходимость защиты стабильно работающих транспортных предприятий от недобросовестной конкуренции;

- необходимость защиты потребителей от нарушения правил обслуживания;

- необходимость привлечения транспортных предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности к ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф, уборке урожая и т.д.

Таким образом, для поддержания оптимальной ситуации на рынке автотранспортных услуг с точки зрения защиты интересов, с одной стороны, потребителей транспортных услуг, и производителей транспортных услуг с другой стороны необходимо создание определенных экономических и юридических механизмов, которые начинали бы работать в случае выхода ситуации за пределы допустимых значений этого соотношения в ту или иную сторону и совершенствование деятельности транспортной инспекции и ее отделений в регионах.

Организация системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в области транспорта предполагает создание управляющих структур, распределение между ними функций и полномочий и определение порядка их взаимодействия на федеральном и региональном уровнях[1].

Органом государственного регулирования предпринимательской деятельности в области автомобильного транспорта на федеральном уровне является Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. Контроль за автотранспортной деятельностью и регулирование рынка автотранспортных услуг с учетом предложений на региональном уровне выполняют территориальные отделения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также соответствующие органы управления транспортом в субъектах Российской Федерации. Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты по вопросам функционирования муниципального автомобильного транспорта, не противоречащие федеральным законам, предусматривают в местных бюджетах расходы на обеспечение автотранспортной деятельности.

Таким образом, центральным звеном государственной системы управления автомобильным транспортом на федеральном уровне является Министерство транспорта России.

Как правительственный орган оно разрабатывает и реализует государственную транспортную политику путем подготовки законодательных и нормативных актов, реализующих в сфере автотранспортной деятельности принципиальные положения социально-экономической, научно-технической политики государства, обоснование статей федерального бюджета, касающихся финансирования

ЕСОШМГСЯ / <<ШЦШМУМ~^@УГМа1>#Ш43)),2©1]9

развития транспорта и отдельных транспортных предприятий, а также путем планирования и организации выполнения общегосударственных транспортных программ.

Министерство транспорта России имеет свой центральный аппарат, департаменты по видам транспорта и дорожные хозяйства. Между ними и распределяются функции, задачи и полномочия министерства по регулированию транспортной деятельности в Российской Федерации.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в области транспорта также связано с непосредственным управлением транспортной инфраструктурой.

Система управления транспортной инфраструктурой имеет иерархическую структуру, особенностями которой являются: «последовательное вертикальное расположение подсистем, составляющих данную систему или вертикальная соподчи-ненность, приоритет действий на право вмешательства подсистем верхнего уровня в действие подсистем нижнего уровня; зависимость действий подсистем верхнего уровня от фактического исполнения подсистемами нижнего уровня своих функ-ций»[2].

Верхний уровень управления (первый уровень) представлен Федеральным органом власти -Министерством транспорта Российской Федерации, в компетенцию которого входит выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование отношений в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Вместе с тем структуры аппарата управления верхнего уровня не могут адекватно реагировать на изменения в самом объекте управления и во внешней среде, с которыми непосредственно сталкиваются элементы нижних уровней - региональные структуры управления транспортом, муниципальные образования.

Контрольно-надзорные функции в сфере транспорта возложены на Федеральную службу в сфере транспорта и Государственную инспекцию по безопасности дорожного движения (ГИБДД), Федеральное дорожное агентство и другие структурные подразделения Министерства транспорта РФ, осуществляющие государственную политику в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Средний уровень управления (второй уровень) образуют органы управления транспортом субъектов Российской Федерации - региональные органы управления транспортом (далее - РОУАТ), деятельность которых координирует Министерство транспорта РФ и его структурные подразделения. В рамках представительных функций РОУАТ взаимодействует с другими подразделениями администрации региона, участвует в работе органов государственного и регионального управления при решении вопросов в области транспорта.

Нижний уровень управления (третий уровень) представлен органами, входящими в состав администрации муниципального образования и территориальными органами подразделений Министерства

транспорта РФ, осуществляющими контроль и координацию деятельности субъектов, занятых в сфере автомобильного транспорта.

В рассмотренной системе государственного управления транспортом выделяют несколько уровней задач[3]:

Первый уровень - поддержание управляемых параметров системы в заданном диапазоне - задачи стабилизации;

Второй уровень - управление подразделениями организационной структуры с целью обеспечения оптимального режима функционирования системы; выбор оптимальных режимов и соответствующего ресурсно-технологического обеспечения.

Третий уровень - оптимизация работы всей системы— структурных подразделений всех уровней управления; обобщение информации о ходе процесса управления и передачи ее вышестоящим органам.

Исследование действующей системы управления автомобильным транспортом позволяет сделать ряд выводов:

- существующая система управления автомобильным транспортом не отвечает современным условиям, федеральный уровень управления утратил возможность реального влияния на развитие автомобильного транспорта в регионах;

- региональный уровень управления не имеет возможности полноценно управлять развитием транспортной инфраструктуры региона в силу финансовых ограничений и несовершенства правовой базы в сфере транспорта;

- на муниципальном уровне управления нет возможности обновлять в необходимом объеме материально -техническую базу муниципального транспорта;

- возможность влияния администрации региона на субъекты транспортной деятельности ограничена действующим антимонопольным законодательством, что отрицательно сказывается на качестве транспортного обслуживания;

- важнейший регулятор деятельности транспорта - правовое законодательство - устарел и является существенным тормозом развития транспортной инфраструктуры.

- действующая система управления транспортом не позволяет обеспечить эффективность функционирования транспортной инфраструктуры и высокий уровень транспортного обслуживания;

- отсутствие эффективной обратной связи в информационной цепи системы управления транспортом не позволяет принимать адекватные решения, регулирующие деятельность субъектов данной сферы; в большинстве случаев обратная связь носит формальный характер и дает искаженную информацию о характере функционирования системы и ее составляющих.

В качестве стратегического приоритетного направления развития транспортного комплекса

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Ш43)),2©1]9 / БСОШМГСБ

определяется интеграция России в мировой рынок транспортных услуг.

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт должен стать мощным и эффективным инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в системе мирохозяйственных связей, а экспорт транспортных услуг должен стать весомой составляющей национального продукта Российской Федерации.

Экспорт транспортных услуг предполагается развивать в следующих основных направлениях[4]:

- развитие использования транзитного потенциала российской транспортной системы;

- реализация геостратегической миссии России как естественного моста между Европой и Азией;

- увеличение доли российских транспортных компаний в обслуживании экспортных и импортных грузопотоков, а также в перевозках грузов из третьих стран в третьи страны.

Государственное регулирование рынке транспортных услуг представлена ниже, на схеме 1:

Организация рынков База лицензирования Стандарты технического и экологического состояния Транспортных средств Законы Правила ГОСТы, ОСТы, указы, постановления Нормативно-правовые

Аккумулирование средств для федеральных и региональных программ развития АТ Сдерживание роста предложения автотранспортных услуг

Стимулирование предложения АТ услуг

Организация рынков, обеспечение

соблюдения А111 требований законодательства и соответствия установленным стандартам

Дополнительные налоги

Налоговые льготы

Налоговые

Виды лицензии, контроль Л ицензионн ые

Поддержка социально-значимых перевозок Дотации Финансовые

Рисунок 1. Схема проведения государственного регулирования на рынке транспортных услуг

Государственные органы разрабатывают систему лицензионных требований, обеспечивающих профессионализм, коммерческую добросовестность, финансовую самостоятельность транспортных предприятий и предпринимателей, а также соответствие используемых ими транспортных средств установленным требованиям; определяют ответственность за нарушение лицензионной дис-

циплины; осуществляют оперативную деятельность по видам разрешений на осуществление автотранспортных перевозок; применяют предусмотренный законодательством санкции. Основную часть перечисленных функций выполняет Министерство транспорта Российской Федерации и региональные транспортные инспекции.

Налоговые методы регулирования бывают двух видов: предоставление налоговых льгот или

ECONOMICS / <<ШЦШМУМ~^@УГМа1>#Ш43)),2©1]9

введение дополнительных налогов. Целью применения налоговых льгот является стимулирование увеличения предложения услуг в определенных секторах рынка. Введение дополнительных налоговых льгот применяют с целью аккумулирования развития транспортной инфраструктуры[5].

Финансовые методы влияния на функционирование и развитие автотранспорта разделяются на: покрытие текущих убытков автотранспортных предприятий (выделение дотаций) с целью поддержки определенных видов перевозок; капитальные вложения (инвестиции) в развитие транспортных систем.

Важность тарифного регулирования обусловлена необходимостью- сохранения доступного для большинства населения уровня цен на услуги по перевозке пассажиров и тем, что рост транспортных тарифов является одним из наиболее активных факторов развития инфляционных процессов.

Из всех перечисленных методов регулирования самыми сложными являются косвенные: налоговые и тарифные. Устанавливая ставку налога или уровень тарифов следует, тщательно просчитывать влияние этих мер на экономику автотранспортных предприятий.

Тарифная система в сфере транспортных услуг основана на принципах свободного ценообразования.

Государственное регулирование и отношения в области автотранспортной деятельности основано на нормах федеральных законов и правовых актов Российской Федерации (Гражданский Кодекс РФ, Устав автомобильного транспорта, Правила перевозок грузов и т.д.), принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными актами субъектов РФ в пределах их полномочий, а также международными договорами Российской Федерации.

Основой нормативно -правовой базы автомобильного транспорта в течение многих лет остается Устав автомобильного транспорта Российской Федерации[6] - документ, определяющий все основные направления работы автомобильного транспорта в условиях централизованного планирования и отраслевого управления. Экономические

реформы потребовали дополнений в положения Устава.

Основным нормативным актом, который регулирует отношения при международных автоперевозках, является Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года (далее - Конвенция, КД111)|7|. СССР ратифицировал ее в 1983-м, и Российская Федерация - участница Конвенции, как правопреемница СССР.

Основной целью любых мер по регулированию транспортной деятельности должно быть обеспечение достаточного по объему и удовлетворительного по качеству транспортного обслуживания и предоставления различных транспортных услуг для всех групп предприятий, организаций и населения региона. Поэтому любые действия органов регулирования, направленные на ограничение деятельности транспортных предприятий, или предписывающие им что-либо, должны быть направлены на улучшение обслуживания клиентуры.

Список литературы

1. Глазунова Н.И. Система государственного управления: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Мустакаева Е.А. Ключевые проблемы функционирования и развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта//Журнал университета водных коммуникаций. -2013. -№ 1. -С. 137145.

3. Шумейко А.Н. Совершенствование управления дорожно-транспортным комплексом в рыночных условиях. -М.: изд. ОАО «Молодая гвардия». 2016. С.58.

4. Туревский, И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник / И.С. Туревский. М.: Изд. дом «Форум». 2- изд. ИНФРА-М, 2014. С.58.

5. Транспортная политика России: ситуационный анализ, исторический опыт, проблемные вопросы. Монография под общ. ред. проф. В. А. Пер-сианова. М.: 2010. С.112.

6. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" // "Российская газета", N 258, 17.11.2007.

7. "Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)" (Заключена в г. Женеве 19.05.1956) (Вступила в силу для СССР 01.12.1983) (с изм. от 05.07.1978) // СПС «Консуль-тантПлюс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.