Научная статья на тему 'Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере оказания транспортных услуг'

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере оказания транспортных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1553
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURSHIP / GOVERNMENT REGULATION OF BUSINESS / STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP / TRANSPORTATION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скворцова Т.А., Боловинова А.С., Самокиш М.С., Фарион К.Ю.

В статье рассматриваются механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере оказания транспортных услуг. Исследованы лицензирование и уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности в сфере транспорта. Обоснована необходимость нормативно-правового регулирования государственной поддержки инновационной деятельности на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article discusses the mechanisms of state regulation of entrepreneurial activity in sphere of rendering of transport services. Researched licensing and notification procedure commencement of business activities in transport sector. Necessity of legal regulation of state support of innovation activities in transport.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере оказания транспортных услуг»

Т. А. Скворцова, А. С. Боловинова, М. С. Самокиш, К. Ю. Фарион

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Аннотация

В статье рассматриваются механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере оказания транспортных услуг. Исследованы лицензирование и уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности в сфере транспорта. Обоснована необходимость нормативно-правового регулирования государственной поддержки инновационной деятельности на транспорте.

Ключевые слова

Предпринимательство, государственное регулирование предпринимательства, государственная поддержка предпринимательства, транспортные услуги, инновационная деятельность.

T. A. Skvortsov, A. S. Bolovinova, M. S. Samokish, K. Y. Fahrion

STATE REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN SPHERE OF RENDERING OF TRANSPORT SERVICES

Annotation

Article discusses the mechanisms of state regulation of entrepreneurial activity in sphere of rendering of transport services. Researched licensing and notification procedure commencement of business activities in transport sector. Necessity of legal regulation of state support of innovation activities in transport.

Keywords

Entrepreneurship, government regulation of business, state support of entrepreneurship, transportation, innovation.

Современные условия хозяйствования выдвигают на первый план необходимость обеспечения действенной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности, поскольку рыночная экономическая система основывается на предпринимательском типе хозяйствования с сохранением регулирующей функции у государства. В нашей стране на данном этапе развития предпринимательства необходима детальная проработка различных мероприятий, направленных на эффективное регулирование предпринимательской деятельности и их внедрение в практиче-

скую деятельность государства. Так, В. В. Путин в своем выступлении на ХХ Санкт-Петербургском международном экономическом форуме (16-18 июня 2016 г.) указал на то, что требуется дальнейшее развитие механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса: «Будет непросто наращивать поддержку малого и среднего бизнеса, а последовательно формировать целые ниши для его работы, наверное, будет ещё труднее. Но это нужно, придется сделать. В этом направлении сделан уже важный шаг, есть первые результаты. Так, резко возрос объем зака-

зов для малого и среднего бизнеса со стороны крупных компаний с госучастием. По итогам года — и это, считаю, безусловно, успех Правительства — крупные компании разместят заказов для малого и среднего бизнеса на 1 трлн руб. По сравнению с прошлым годом рост почти в девять раз. Еще одна ниша для малого и среднего бизнеса — это высокотехнологичная сфера, создание условий для тех небольших компаний, которые реализуют стартапы, выходят на рынок с прорывной продукцией. И, наконец, емкая ниша — это сервис, развитие сферы бытовых услуг, а по сути создание комфортной, благоприятной среды для жизни людей в городах и посёлках России» [1].

Степень развития предпринимательства предопределена рядом факторов, которые различным образом влияют на «самочувствие» хозяйствующего субъекта на товарном и иных рынках. Так, успешность функционирования и развития предпринимательской деятельности «в значительной степени обусловлена соответствующими нормативными воздействиями, поэтому для развития предпринимательства необходим переход к своевременному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям, с учетом конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения» [2, с. 461].

Правоотношения в сфере предпринимательской деятельности возникают и осуществляются как между самими бизнес-структурами, так и между предпринимателями и уполномоченными органами государства. В первом случае такие правоотношения носят частноправовой характер, а во втором — публично-правовой. Соответственно правовое регулирование в целом осуществляется законодательством, которое имеет комплексный характер. Важным является

применение адекватных и действенных механизмов правового воздействия на субъектов предпринимательства, включающих умелое сочетание частноправовых и публично-правовых методов при регулировании предпринимательской деятельности.

Одним из направлений государственной политики в сфере поддержки российского бизнеса является развитие транспортной инфраструктуры.

В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г. подчеркивается: «Состояние и развитие транспорта имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт — не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования» [3]. При этом Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. в качестве приоритетной проблемы выделяет «совершенствование нормативно-правового обеспечения развития транспортной системы и рынка транспортных услуг, включая создание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы повышения качества транспортных услуг, обеспечения мобилизационной подготовки транспортных организаций и выполнения ими военно-транспортной обязанности, развития механизмов государственно-частного партнерства, предусматривающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором, а также определения приоритетных сфер применения этих механизмов в области транспорта» [4].

Существуют следующие формы государственного регулирования рынка транспортных услуг:

1) правовое регулирование с помощью нормативно-правовых актов различного уровня;

2) лицензирование и иное разрешительное регулирование;

3) уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» «лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памят-

никам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности» [5]. В связи с этим на транспорте лицензированию подлежат только те виды деятельности, которые представляют потенциальную опасность причинения вреда. Ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет перечень лицензируемых видов деятельности, в том числе и на транспорте (рис. 1).

Морской транспорт

Внутренний водный транспорт

Автомобильный транспорт

Железнодорожный транспорт

Воздушный транспорт

• Деятельность по перевозкам морским транспортом пассажиров.

• Деятельность по перевозкам морским транспортом опасных грузов.

• Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

•Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах

• Деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров.

• Деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов.

• Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте

• Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

• Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров.

• Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов.

• Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте

Деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Рисунок 1 — Виды предпринимательской деятельности на транспорте,

подлежащей лицензированию

Таким образом, лицензированию подлежит деятельность, связанная с перевозкой, погрузочно-разгрузочными работами опасных грузов на всех видах транспорта, а также деятельность по перевозкам пассажиров, за некоторыми исключениями.

В перечне лицензируемых видов деятельности отсутствует деятельность по перевозке такси. Вместе с тем Федеральным законом № 69-ФЗ от 21.04.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен разрешительный порядок осуществления указанного вида перевозок. П. 1 ст. 9 указанного нормативно-правового акта устанавливает, что «деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации» [6]. Полагаем, что указанный разрешительный порядок осуществления деятельности по перевозкам легковым такси по сути представляет не что иное, как лицензирование, поскольку согласно ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензией признается «специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности» [5]. Учитывая то, что согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» «введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов

деятельности, на которые требуются лицензии» [5], и в целях упорядочения нормативно-правового регулирования видов деятельности в области транспорта, осуществление которых носит разрешительный характер считаем необходимым включение деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в перечень лицензируемых.

Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [7] в отношении некоторых видов предпринимательской деятельности на транспорте закрепил обязанность хозяйствующих субъектов уведомить уполномоченный государственный орган о начале осуществления данного вида деятельности. Постановление Правительства Российской Федерации № 584 от 16.07.2009 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» [8] установило Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется уведомление (см. рис. 2).

Таким образом, в отношении перевозок воздушным транспортом не установлены виды деятельности, осуществляемые в уведомительном порядке.

Следует указать на то, что если субъект предпринимательства включил тот или иной вид предпринимательской деятельности в отношении которого установлен уведомительный порядок в ЕГРЮЛ без фактического осуществления такой деятельности, это не является основанием для возникновения у него обязанности подать уведомление о начале осуществления данного вида деятельности (Постановление ФАС Центрального округа от 26.06.2014 по делу № А36-5689/2013 [10]).

Морской транспорт

Внутренний водный транспорт

Автомобильный транспорт

Железнодорожный транспорт

• Перевозки морским транспортом грузов (за исключением опасных грузов)

• Перевозки внутренним водным транспортом грузов (за исключением опасных грузов)

• Предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).

• Предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 тонн (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юр. лиц, индивидуальных предпринимателей)_

• Перевозки железнодорожным транспортом грузов (за исключением опасных грузов).

• Перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа.

•Перевозки грузов (перемещение грузов без заключения договора

перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки с железнодорожных выставочных путей прибывших вагонов, их возврата на железнодорожные выставочные пути

Рисунок 2 — Работы и услуги на транспорте, о начале осуществления которых представляется уведомление

Судебной практикой выработана и позиция, в соответствии с которой заявленный в уведомлении вид предпринимательской деятельности не обязательно должен быть внесен в ЕГРЮЛ (Постановление ФАС Московского округа от 03.04.2012 по делу № А41-5463/11 [11]). Однако данная позиция суда представляется не обоснованной. Регистрация юридических лиц — одна из процедур легитимации, результатом которой является получение права на осуществление предпринимательской деятельности. Включение того или иного вида деятельности в ЕГРЮЛ предполагает государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. ЕГРЮЛ должен содержать достоверные сведения о субъекте предпринимательства, в том числе о видах осуществляемой им деятельности в целях надлежащего информирования заинтересованных лиц, в том числе потенциальных контрагентов, о данном субъекте. В связи с этим осуществление какого-либо вида деятельности без указания его в ЕГРЮЛ, на

наш взгляд, является нелегитимным. Полагаем необходимым установить в законодательстве в качестве одного из условий начала осуществления предпринимательской деятельности необходимость включения данного вида деятельности в ЕГРЮЛ.

Одним из направлений государственной политики России в сфере развития предпринимательства является государственная поддержка инноваций. Активность инновационной деятельности во многом определяет уровень национальной экономики. При глобальной экономической конкуренции приоритет получают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для такой деятельности в связи с чем на уровне государства провозглашен курс на переход к инновационному типу экономики. Так, Регламент № 1291/2013 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Устанавливающий «Горизонт 2020» — Рамочную программу по научным исследованиям и инновациям (2014-2020) и отменяющий Решение 1982/2006/ЕС» [11] предусматривает в качестве приоритетного направ-

ления финансирования интеллектуальный, экологически чистый и интегрированный транспорт.

Вместе с тем в Российской Федерации отсутствует система государственной поддержки инновационной деятельности на транспорте. В целом, законодательством Российской Федерации закреплены правовые основы государственной поддержки инноваций в любых сферах деятельности. В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона № 127-ФЗ от 23.08.1996 «О науке и государственной научно-технической политике» «государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения» [12]. Но на транспорте особые механизмы поддержки инноваций действующим законодательством не предусмотрены. Полагаем, что требуется принятие нормативно-правового акта, предусматривающего механизмы государственной поддержки инновационной деятельности на транспорте. Общественные отношения могут развиваться адекватно только в том случае, если им это позволяют правовые нормы. В инновационной сфере на транспорте действуют отдельные нормы права и даже нормативные акты, но они не приведены в систему и поэтому не могут оказывать существенного влияния на происходящие в обществе процессы. Такое положение следует исправить путем принятия соответствующего нормативного акта.

Библиографический список

1. Стенограмма выступления Владимира Путина на ПМЭФ — 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://rg.ru/2016/06/17/reg-szfo/steno gramma-vystupleniia-vladimira-putina-na-pmef-2016.html.

2. Старинов, Г. П. Влияние государственного правового регулирования на эффективность функционирования предпринимательства // Право и бизнес: сб. статей I Ежегод. междунар. науч.-практ. конф., приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В. С. Мар-темьянова / под ред. И. В. Ершовой. — М. : Юрист, 2012.

3. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г. : [Приказ Минтранса РФ № 45 от 12.05.2005] // СПС «Консуль-тантПлюс».

4. О Транспортной стратегии Российской Федерации : [Распоряжение Правительства РФ № 1734-р от 22.11.2008 (ред. от 11.06.2014)] // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 50. — Ст. 5977.

5. О лицензировании отдельных видов деятельности : [Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011 (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015)] // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 19. — Ст. 2716.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : [Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.04.2011 (ред. от

14.10.2014)] // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 17. — Ст. 2310.

7. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : [Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от

28.11.2015)] // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52. — Ч. 1. — Ст. 6249.

8. Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности : [Постановление Правительства РФ № 584 от 16.07.2009 (ред. от 17.12.2014)] (вместе с «Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведом-

лений») // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 30. — Ст. 3823.

9. Постановление ФАС Центрального округа от 26.06.2014 по делу № А36-5689/2013 // СПС «Консультант Плюс».

10. Постановление ФАС Московского округа от 03.04.2012 по делу № А41-5463/11 // СПС «Консультант Плюс».

11. Регламент № 1291/2013 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Устанавливающий «Горизонт 2020» — Рамочную программу по научным исследованиям и инновациям (2014-2020) и отменяющий Решение 1982/2006/ЕС» (вместе с «Разбивкой бюджета») (Принят в г. Страсбурге 11.12.2013) (с изм. и доп. от 25.06.2015) // СПС «КонсультантПлюс».

12. О науке и государственной научно-технической политике : [Федеральный закон № 127-ФЗ от 23.08.1996 (ред. от 13.07.2015)] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 35. — Ст. 4137.

Bibliographic list

1. Transcript of Vladimir Putin at SPIEF — 2016 [Electronic resource]. — Mode of access : https://rg.ru/2016/06/17/ reg-szfo/stenogramma-vystupleniia-vladimira-putina-na-pmef-2016.html.

2. Starinov, G. P. Influence of state legal regulation on efficient functioning of enterprise // Law and business : annual collection of articles of I International scientific-practical conference, dedicated to 80-anniversary of birthday of professor V. S. Martem'yanov / ed. by I. V. Ershova. — M. : Yurist, 2012.

3. On approval of Transport strategy of Russian Federation for period till 2020 : [Order of Ministry of transport of Russian Federation № 45 from 12.05.2005] // LRS «ConsultantPlus».

4. On Transport strategy of Russian Federation : [Order of Government of Russian Federation № 1734-R from 22.11.2008 (ed. from 11.06.2014)] // Col-

lected legislation of Russian Federation. — 2008. — № 50. — St. 5977.

5. On licensing certain types of activity : [Federal law № 99-FZ from 04.05.2011 (ed. from 13.07.2015, rev. from 30.12.2015)] // Meeting of legislation of Russian Federation. — 2011. — № 19. — St. 2716.

6. On amendments to certain legislative acts of Russian Federation : [Federal law № 69-FZ from 21.04.2011 (ed. from 14.10.2014)] // Collected legislation of Russian Federation. — 2011. — № 17. — St. 2310.

7. On protection of rights of legal entities and individual entrepreneurs when exercising state control (supervision) and municipal control : [Federal law № 294-FZ from 26.12.2008 (ed. from 28.11.2015)] // Collected legislation of Russian Federation. — 2008. — № 52. — P. 1. — St. 6249.

8. On notification procedure for start of certain types of entrepreneurial activities : [Decree of Government of Russian Federation № 584 from 16.07.2009 (ed. from 17.12.2014)] (together with «Rules for the submission of notifications of initiation of individual types of entrepreneurial activities and accounting of these notifications») // Collected legislation of Russian Federation. — 2009. — № 30. — St. 3823.

9. Judgment of FAS Central district from 26.06.2014 to case № A36-5689/2013 // LRS «Consultant Plus».

10. Regulation of FAS Moscow district from 03.04.2012 in case № A41-5463/11 // LRS «Consultant Plus».

11. Regulation № 1291/2013 of European Parliament and of Council of European Union «Establishing Horizon 2020 — framework programm for research and innovation (2014-2020) and repealing Decision 1982/2006/EC» (Along with «budget Breakdown») (Adopted in Strasbourg, 11.12.2013) (rev. from 25.06.2015) // LRS «Consultant Plus».

12. On science and state scientific and technical policy : [Federal law № 127-FZ from 23.08.1996 (ed. from 13.07.2015)] // Collected legislation of Russian Federation. — 1996. — № 35. — St. 4137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.