Научная статья на тему 'Институциональные основы развития предпринимательства в транспортном комплексе'

Институциональные основы развития предпринимательства в транспортном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / АВТОТРАНСПОРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / MOTOR TRANSPORT SERVICES MARKET / MOTOR TRANSPORT ORGANIZATION / TRANSPORT COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илларионов М. Г., Латыпова Р. Р.

Рассмотрены особенности формирования рынка транспортных услуг на региональном уровне. Проведен анализ состояния транспортного комплекса Республики Татарстан. Выявлены проблемы и недостатки транспортной системы. Определены перспективы развития транспорта на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of the market of transport services at regional level are considered. The analysis of a condition of a transport complex of Republic Tatarstan is carried out. Problems and lacks of transport system are revealed. Prospects of development of transport at regional level are defined.

Текст научной работы на тему «Институциональные основы развития предпринимательства в транспортном комплексе»

УДК 33

М. Г. Илларионов, Р.Р. Латыпова ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ

Ключевые слова: рынок автотранспортных услуг, автотранспортная организация, транспортный комплекс.

Рассмотрены особенности формирования рынка транспортных услуг на региональном уровне. Проведен анализ состояния транспортного комплекса Республики Татарстан. Выявлены проблемы и недостатки транспортной системы. Определены перспективы развития транспорта на региональном уровне.

Key words: motor transport services market, motor transport organization, transport complex.

Features of formation of the market of transport services at regional level are considered. The analysis of a condition of a transport complex of Republic Tatarstan is carried out. Problems and lacks of transport system are revealed. Prospects of development of transport at regional level are defined.

Транспортный комплекс является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно эффективное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем предполагает решение основных проблем развития предпринимательства в транспортном комплексе.

Известно, что транспортный комплекс - один из важнейших отраслей хозяйства, выполняющий функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции.

Формирование с 1999 г. перспектив экономического роста и относительное улучшение благосостояния населения определили закономерное увеличение платежеспособного спроса на транспортные услуги, так по данным официальной статистики, в 2006-2010 гг. транспортный комплекс Республики Татарстан в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки грузов и пассажиров [1].

Республика Татарстан занимает уникальное транспортное и географическое положение в европейской части России, по ее территории проходят ключевые магистральные железнодорожные и водные пути, автомобильные дороги и воздушные трассы, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров во всех направлениях. Суммарный вклад транспортной отрасли в ВРП (валовой региональный продукт) Республики Татарстан за последние три года составляет 5-6% [1].

В I полугодии 2011 года грузооборот транспорта, по оценке Росстата, составил 2441,9 млрд. тонно-километров, в том числе железнодорожного - 1046,5 млрд., автомобильного - 99,1 млрд., морского - 38,6 млрд., внутреннего водного - 20,6 млрд., воздушного - 2,3 млрд., трубопроводного - 1234,8 млрд.тонно-километров.

По состоянию на 01.04.2011 общее количество предприятий транспортного комплекса, по данным Татарстанстата, составляет 4329 предприятий.

Сальдированный финансовый результат предприятий транспортного комплекса РТ за 1 квартал 2011 года, по данным Татарстанстата, составил 1487,63 млн. рублей, что на 33% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Сальдированный финансовый результат по разным видам транспортного комплекса представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Сальдированный финансовый результат по разным видам транспортного комплекса

Вид транспортного Сальдированный финансовый Отклонение, Отклоне-

комплекса результат («+» прибыль, «-» в млн.руб. ние, в %

убыток) в млн.руб

янв-март 2011 янв-март 2010

Водный -41,25 0,00 -41,25 -

Воздушный -203,77 -299,00 +95,23 +32

Автотранспорт

пассажирский -83,10 -72,91 -10,19 -14

Электротранспорт -117,48 -169,84 +52,36 +31

Автотранспорт грузовой

+102,82 +333,45 -230,63 -69

Железнодорожный -355,54 +44,21 -399,75 в 9 раз

Дорожно- строительный

-350,76 -39,06 -311,7 в 8 раз

Трубопроводный +2 478,55 +1 262,37 +1216,18 +96

Прочая вспомогательная +58,16 +61,18

деятельность -3,02 -5

ИТОГО: 1 487,62 1 120,40 +677,75 +33

Из таблицы 1 видно, что за отчетный период убыточными являются:

- предприятия воздушного транспорта - убыток 203,77 млн.рублей, что на 95,23 млн.руб. или на 32% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года,

- предприятия пассажирского автотранспорта - убыток 83,1 млн.руб., что на 10,19 млн. руб. или на 14% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года,

- предприятия электротранспорта - убыток 117,48 млн.рублей, что на 52,36 млн.руб. или на 31% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года,

- предприятия железнодорожного транспорта - убыток 355,54 млн.руб., что на 399,75 млн. руб. или в 9 раз больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Прибыльными оказались предприятия грузового автотранспорта - 102,82 млн. рублей.

Рассмотрим доходность транспортного комплекса. Показатели дохода по разным видам транспорта представлены в таблице 2.

Анализ данных таблицы 2 показал, что доход от основного вида деятельности за 1 квартал 2011 года составил 27881,6 млн.руб. Прибыль - 2175,0 млн.руб. Уровень рентабельности в среднем - 8,5%. Прибыльным является трубопроводный транспорт (3013,0 млн.руб.) и грузовой автотранспорт (154,7 млн.руб.). Наиболее убыточным: железнодорожный (-377,9 млн.руб.) воздушный (-210,2 млн.руб.), электро- (-115,9 млн.руб.) и автомобильный пассажирский транспорт (-103,3 млн.руб.), а так же дорожно-строительные предприятия (-164,1 млн.руб.).

Нами установлено, что в транспортном комплексе сформировались определенные тенденции развития:

- сократился объем перевозок всеми видами транспорта;

- повысилась доля автомобильных перевозок, которые занимают наибольший

удельный вес в общем объеме перевозок;

- за исключением речного транспорта, перевозки грузов всеми видами транспорта рентабельны;

- снижается эффективность использования транспортных средств, отдельных видов транспорта.

Таблица 2 - Показатели дохода по разным видам транспорта

Вид транспортного Выручка Себестои- Коммерчес- Прибыль Уровень

комплекса (млн. мость кие и (убыток) рентабельности,

руб.) (млн.руб.) управленческие расходы (млн.руб.) (млн.руб.) %

Водный 87,1 115,7 16,8 -45,4 -34,2

Воздушный 962,6 1160,8 11,9 -210,2 -17,9

Автотранспорт 850,1 931,4 22,0 -103,3 -10,8

пассажирский

Электротранспорт 454,5 550,3 20,1 -115,9 -20,3

Автотранспорт 3384,0 3085,6 143,7 154,7 4,8

грузовой

Железнодорожный 1105,6 1414,1 69,4 -377,9 -25,5

Дорожно- 6929,9 6646,2 447,8 -164,1 -2,3

строительный

Трубопроводный 12452,0 7937,9 1501,2 3013,0 31,9

Прочая 1655,8 1489,8 141,9 -33,4 -2,0

вспомогательная

деятельность

ИТОГО: 27881,6 23331,8 2374,8 2175,0 8,5

При исследовании рынка грузоперевозок выявлены определенные проблемы в развитии транспортного комплекса, что представлено на рис. 1.

Рис. 1 - Дерево проблем развития транспортного комплекса

На развитие транспортного комплекса существенно влияют крупные инвестиционные

121

проекты, что позволит решить основные проблемы в развитии транспортного комплекса.

Так например, «строительство платной автомагистрали «Шали (М-7) - Бавлы (М-5)» в развитие нового маршрута федеральной автомобильной дороги «Казань - Оренбург» (строительство объекта ведет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан), «Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан)» может существенно изменить транспортной облик республики.

Для преодоления вышеупомянутых проблем можно предложить следующие пути решения, которые представлены на дерево решений рис. 2.

Рис. 2 - Дерево решений проблем развития транспортного комплекса

Таким образом, существуют комплекс проблем в развитии транспортного комплекса, что вызывает необходимость выработки обоснованных решений с целью повышения эффективности функционирования данной сферы.

Литература

1. Соколина, В. Л. Россия в цифрах. 2010 г. / В. Л. Соколина. - М.: Росстат, 2010. - 558 с.

© М. Г. Илларионов - канд. экон. наук, доц., зав. каф. менеджмента Санкт-Петербургского ун-та управления и экономики (Казанский филиал), [email protected]; Р.Р. Латыпова - ст. препод. каф. ИСУИР КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.