Научная статья на тему 'Основы государственного регулирования автотранспортной деятельности'

Основы государственного регулирования автотранспортной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2205
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВНОПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / MARKET OF TRANSPORTATION SERVICES / PRICING / NORMATIVE LEGISLATIVE REGULATION / TAX AND STAFF POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пеньшин Н. В.

Рассматривается государственное регулирование автотранспортной деятельности в организации автотранспортных услуг, ценообразовании, налоговой и нормативно-правовой системах.Es wird die Staatsregulierung der Autotransporttätigkeit in der Organisierung der Autotransportleistungen, in der Preisbildung, in den steuerlichen und normativ-rechtlichen Systemen betrachtet.Est examinée la régulation détat de lactivité du transport automobile dans les organismes des services du transport automobile; la formation des prix, les systèmes fiscal, normatif et juridique.State regulation of motor transport activity in the sphere of motor transportation services as well as in pricing, tax and normative-legislative systems is studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы государственного регулирования автотранспортной деятельности»

УДК 625.113/115

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.В. Пеньшин

Кафедра «Организация перевозок и безопасность движения», ТГТУ Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: налоговая и кадровая политика; нормативноправовое регулирование; рынок автотранспортных услуг; ценообразование.

Аннотация: Рассматривается государственное регулирование автотранспортной деятельности в организации автотранспортных услуг, ценообразовании, налоговой и нормативно-правовой системах.

Формирование рыночных отношений в России ставит принципиально новые задачи в сфере управления автотранспортной деятельностью. Развитие рыночных отношений и ликвидация системы прямого административного управления автотранспортом представляются многими как ликвидация системы государственного регулирования вообще. Предполагаемые меры по государственному регулированию автотранспортной деятельности воспринимаются нередко как вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий.

При регулировании автотранспортного рынка государство сочетает экономические и административные методы воздействия на работу транспорта, осуществляя регулирования как в долговременном, так и в оперативном аспектах.

Государственное регулирование автотранспортной деятельности должно быть нацелено, прежде всего на обеспечение достаточно высокого уровня автотранспортного обслуживания во всех секторах экономики и социальной сферы.

Государственное регулирование автотранспортной деятельности должно осуществляется в условиях рынка в следующих наиболее значимых сферах.

Сфера организации рынка автотранспортных услуг

1 Разделение автотранспортного рынка на сектора со сходными эксплуатационными и коммерческими условиями. Определение прав и обязанностей юридических лиц и предпринимателей, действующих в различных секторах рынка. Подготовка и принятие соответствующих законодательных и подзаконных актов, определяющих права и обязанности юридических лиц и предпринимателей, обладающих различным статусом и работающих в различных секторах автотранспортного рынка.

2 Разработка правил допуска юридических лиц и предпринимателей к работе в различных секторах автотранспортного рынка. Разработка соответствующих требований направлена, прежде всего, на обеспечение квалифицированного и безопасного автотранспортного обслуживания предприятий и населения.

3 Непосредственное осуществление деятельности по допуску юридических лиц и предпринимателей на различные сектора автотранспортного рынка на основе лицензирования автотранспортной деятельности.

4 Контроль выполнения юридическими лицами и предпринимателями требований, предусмотренных лицензиями.

Сфера регулирования ценообразования на автотранспорте

Тарифное регулирование на автомобильном транспорте обязательно. Любое изменение тарифа в сторону увеличения или уменьшения, влечет за собой увеличение или уменьшение стоимости товара. Происходит цепная реакция. Увеличиваем стоимость топлива (бензин, дизельное топливо) - увеличиваются издержки автотранспортной деятельности и, соответственно, повышается тариф. Государственное вмешательство в этих процессах просто необходимо, так как повышение тарифов ведет к развитию инфляционных процессов.

Другой аспект - необходимость сохранения доступного для большинства населения уровня цен на услуги по перевозкам пассажиров, в первую очередь, в городах.

Государственный контроль ценообразования на автомобильном транспорте предусматривает следующие основные способы:

1) определение правил построения тарифов в различных секторах автотранспортного рынка;

2) установление общего рекомендуемого или обязательного уровня тарифов на отдельные виды автотранспортной деятельности;

3) выработка механизма индексирования тарифов;

4) выработка правил ценовой конкуренции и контроль выполнения тарифных правил юридическими лицами и предпринимателями.

Сфера налогового регулирования автотранспортной деятельности

Главными отличительными особенностями налоговой системы, применяемой в автотранспортной деятельности, должны быть ее дифференцированность и возможность изменения уровня отдельных налогов. Налоги должны стать средством стимулирования развития предпринимательства в определенных секторах рынка автотранспортных услуг.

Необходимой составной частью государственного регулирования автотранспортной деятельности должны стать, действующие на федеральном и региональном уровне, постоянные механизмы государственной поддержки отдельных, наиболее социально-значимых видов транспортной деятельности (на основе дотаций, субсидий и т. д.).

Использование налогов как средства регулирования автотранспортной деятельности должно осуществляться как общеэкономическая мера в соответствии с глобальными целями экономической программы, реализуемой правительством. От налогообложения должны быть освобождены капиталовложения на восстановление, замену и модернизацию автотранспортных средств, производимые как автотранспортными предприятиями всех форм собственности, так и другими хозяйствующими субъектами.

Кроме того, в налоговой системе следует предусмотреть возможность введения субъектами федерации специальных региональных налогов (например, на топливо, использование того или иного вида автотранспортных средств и т. п.) для финансирования своих программ развития автотранспортной системы.

Сфера регулирования кадровой политики и социальных гарантий

Кадровый потенциал автомобильного транспорта отстает от современных требований компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умение работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Совершенствование кадрового потенциала, повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации работников автотранспортных предприятий, способных эффективно трудиться в условиях рынка, особенно управленческого персонала - одна из основных задач.

Необходимо предусматривать совершенствование системы непрерывного обучения персонала, переподготовку кадров с использованием опыта мировой управленческой практики, специализацию различных типов учебных заведений

на обучение различных категорий руководителей и их резерва. Целесообразно существенно расширить обучение руководителей и специалистов автомобильного транспорта за рубежом, обеспечив отбор кадров, их предварительную подготовку, а также последующее использование; поддерживать деятельность школ бизнеса, менеджмента. Особую остроту должны приобрести проблемы социальной защищенности работников автомобильного транспорта, поскольку она непосредственно влияет на устойчивость работы автотранспортной системы. Органы управления совместно с отраслевыми профсоюзам должны создавать социальные льготы и гарантии работникам автомобильного транспорта.

Сфера нормативно-правового регулирования автотранспортной деятельности

Анализ действующей системы нормативных актов на автомобильном транспорте показывает, что они не соответствуют в полной мере условиям рыночного ведения хозяйства и требуют пересмотра и принципиальных изменений.

Чтобы создать надлежащие условия для осуществления воздействий, необходима отвечающая новым условиям законодательно-правовая и нормативная база, гарантирующая согласование интересов хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта с общественными интересами, юридическое закрепление прав и обязанностей автотранспортников, защиту потребителей автотранспортных услуг.

Разработка многих актов и нормативов является прерогативой федеральных органов, однако подготовка некоторых документов, отражающих специфику субъекта, может и должна инициироваться органами управления регионов.

Как показывает опыт Тамбовской области, других субъектов Центрального Федерального округа, анализ проблем, функций и задач, возникающих на большинстве территорий, наибольшие сложности возникают в пассажирской отрасли. Они связаны с убыточностью городских и пригородных перевозок, регулированием предельных величин и цен, и тарифов на приемлемом по социальным условиям уровне, необходимостью выделения бюджетных средств для осуществления инвестиций в первую очередь для приобретения автотранспортных средств, наличием планово-убыточных маршрутов и другими причинами.

В настоящее время на рынке оказания данного вида автотранспортных услуг сложилась неординарная обстановка, анализ которой показывает, что основные противоречия обострились между крупными перевозчиками - государственными унитарными предприятиями и более мелкими перевозчиками - индивидуальными предпринимателями.

Противоречия возникли в результате неравных экономических условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров. Крупные перевозчики несут затраты на перевозку большой категории пассажиров, имеющих установленные законодательством льготы. Индивидуальные предприниматели отказывают в перевозке пассажирам-льготникам и перевозят в основном пассажиров, оплачивающих проезд, чем лишают государственные унитарные предприятия части денежного дохода.

С учетом зарубежного опыта представляется целесообразным внедрение контрольной системы, которая бы отражала взаимодействие сторон в реальных условиях деятельности. Ранее утвержденные законодательными актами Устав автомобильного транспорта, Правила перевозки грузов и пассажиров не отражают произошедшие изменения на автомобильном транспорте внутри России и в международной практике. Они излишне регламентированы, недооценивают договор как основу взаимоотношений между равноправными партнерами и рассчитаны на работу в условиях директивного планирования.

Требуют законодательной меры вопросы организации перевозок, относящихся к государственным нуждам. Принятие основных законов об автотранспортной деятельности приняло «затяжной характер».

Государственное регулирование в сфере безопасной эксплуатации автотранспортных средств и экологии

Одной из важнейших автотранспортных проблем на современном этапе является катастрофически прогрессирующее отставание технического уровня качества подвижного состава от уровня, достигнутого ведущими зарубежными странами.

Большинство автотранспортных средств отечественного производства не отвечают международным требованиям по показателям топливной экономичности, надежности и безопасности, комфортабельности, экономическим параметрам и др. Вследствие этого снижается эффективность работы автомобильного транспорта, растет количество аварий и катастроф с тяжелыми последствиями, продолжается интенсивное загрязнение окружающей среды.

При оценке негативных последствий от деятельности автомобильного транспорта, изучение причин возникновение аварийных ситуаций, повлекших гибель, увечья людей, тяжелые материальные потери и экономический ущерб, при выработке мер ужесточение государственного регулирования в этом направлении, просматривается явная недооценка технического уровня и технического состояния автомобильного транспорта.

С учетом опыта экономически развитых стран в России в последние годы создается нормативная законодательно-правовая база государственного регулирования в целях повышения технического уровня автотранспортных средств с целью обеспечения безопасности дорожного движения и экологической безопасности. Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» установлено, что автотранспортные средства, эксплуатирующиеся в России, подлежат сертификации. Допуск транспортных средств к эксплуатации и дорожному движению должен осуществляться путем их регистрации при наличии, одобрении типа транспорта. Однако правовая база в регламентации данной сферы недостаточна и требует конкретной переработки.

В основу «Транспортной стратегии Российской Федерации до 2025 года» положен принцип разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций частными предпринимателями. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль как регулятора рыночных отношений, сохраняет ответственность за безопасность транспортного процесса, состояние транспортной инфраструктуры, предоставление транспортных услуг в секторах, где рынок еще недостаточно развит.

Социально-экономические реформы обусловили радикальные структурные изменения автотранспорта. Вместе с тем, изменения системы хозяйственных связей, развитие внутренних и международных товарных рынков поставило перед автотранспортном новые задачи и открыло перед ним большие перспективы. Процессы демократизации общества и либерализации экономики объективно способствуют раскрытию того огромного потенциала, который заключает в себе автомобильный транспорт и который в условиях централизованной плановой экономики был раскрыт лишь в небольшой степени.

Формирование рынка автотранспортных услуг в России явилось предпосылкой развития реальной конкуренции и основанием для пересмотра механизма и инструментов управления автотранспортной отраслью. Существовавший до середины 90-х гг. прошлого века механизм управления отраслью концептуально раз-

рабатывался еще в дореформенное время и в связи с развитием конкуренции не был даже минимально адаптирован к необходимости работы в новых условиях. Использовавшиеся в этот период методы управления в большей степени соответствовали условиям планово-регулируемой, чем рыночной экономики.

В формировании структуры рынков автотранспортных услуг важная роль отводится маркетинговым структурам, а также системам лицензирования и сертификации, которые должны обеспечить допуск на указанные рынки любых квалифицированных перевозчиков и технически пригодных к эксплуатации транспортных средств. Эти системы используются для обеспечения безопасности транспортного процесса, охраны окружающей среды, необходимого профессионального уровня работников транспорта, защиты законных интересов потребителей транспортных услуг и предпринимателей, поэтапного сближения национальных требований к техническим средствам транспорта и системы транспортного предпринимательства с требованиями, принятыми в развитых зарубежных странах и международных организациях.

В период экономических реформ в России, кардинального изменения формы взаимоотношений между участниками рынка и государством стала особенно актуальной, так как рыночный механизм управления экономикой предполагает большую свободу, чем другие формы отношений. Формирование рынка в автотранспортной отрасли по решению правительства должно опираться на государственное регулирование и выделение территориальных структур управления, как организационного начала функционирования отрасли. Движущими силами рынка автотранспортных услуг в регионе становится конкуренция и корпоративное саморегулирование. Государственное регулирование выполняет корректирующую и координирующую функцию и имеет соответствующий ей организационный механизм управления.

Следует обратить внимание, что в условиях слишком жесткого или слишком слабого государственного регулирования автотранспортной деятельности формируется теневая экономика, доля которой даже для большинства развитых стран значительна в общем объеме национального продукта. И тогда в качестве регулятора теневой сферы рыночных отношений формируется собственный, нелегальный и полностью саморегулируемый механизм управления.

Рыночная экономика нуждается в государственном регулировании, поскольку она не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Рыночная экономика не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие проекты, которые не приносят достаточно высокую прибыль, но для общества они жизненно необходимы. В этих условиях необходимо государственное регулирование экономических процессов, создание государством необходимых условий для нормального развития страны, в том числе для развития предпринимательства.

Следует признать, что есть объективная необходимость устанавливать и контролировать нормы, стандарты и правила в области охраны окружающей среды, безопасности движения, условий труда на транспорте, а также единые технические стандарты. Это положение в комментариях не нуждается. Только государственные органы и никто другой в состоянии финансировать и организовывать постоянную работу в области стандартизации, повышения безопасности транспорта, снижения вредных воздействий транспорта на окружающую среду, контроля выполнения соответствующих требований и т. д. Актуальность всех этих задач в современных условиях никаких сомнений не вызывает.

Органы государственной власти должны решать вопросы создания эффективных механизмов гарантированного автотранспортного обслуживания, в первую очередь - для социально незащищенных слоев населения. Должна возрастать эффективность использования средств государственной поддержки на автомобильном транспорте. На социально-значимых перевозках отношения между государством и хозяйствующими субъектами автомобильного транспорта должны быть более регламентированными законодательно и «прозрачными» для контроля и оценки эффективности.

Список литературы

1 Кушлин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики / В.И. Кушлин , Н.А. Волгин. - М.: Экономика, 2001. - 734 с.

2 Столяров, И.И. Государственное регулирование рыночной экономики / И.И. Столяров. - М.: Издательство «Дело», 2002. - 277 с.

About State Regulation of Motor Transport Activity N.V. Penshin

Department “Transportation Organization and Road Safety ”, TSTU

Key words and phrases: market of transportation services; pricing; normative legislative regulation; tax and staff policy.

Abstract: State regulation of motor transport activity in the sphere of motor transportation services as well as in pricing, tax and normative-legislative systems is studied.

Gründe der Staatsregulierung der Autotransporttätigkeit

Zusammenfassung: Es wird die Staatsregulierung der Autotransporttätigkeit in der Organisierung der Autotransportleistungen, in der Preisbildung, in den steuerlichen und normativ-rechtlichen Systemen betrachtet.

Bases de la régulation d’état de l’activité du transport automobile

Résumé: Est examinée la régulation d’état de l’activité du transport automobile dans les organismes des services du transport automobile; la formation des prix, les systèmes fiscal, normatif et juridique.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.