Научная статья на тему 'Направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению транспортной безопасности'

Направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению транспортной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2820
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОВД / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ЛИНЕЙНЫЕ ОТДЕЛЫ (ОТДЕЛЕНИЯ) МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛИЦИИ / ATS OPERATIONS / TRANSPORT SAFETY / SECURITY AT TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES / VEHICLES / LINE DEPARTMENTS (OFFICES) OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / POLICE RIGHTS AND DUTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панфилова О.В., Старосельцева М.М.

В статье рассматриваются основные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению транспортной безопасности. Перечислены и проанализированы права и обязанности, а также основные полномочия органов внутренних дел в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Исследованы нормативные правовые акты, которые регулируют деятельность органов внутренних дел на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the main lines of activity of the internal affairs bodies in ensuring transport security. The rights and responsibilities, as well as the main powers of the internal affairs bodies in the sphere of ensuring public order and public safety at the objects of transport infrastructure and vehicles, are listed and analyzed. The regulatory legal acts that regulate the activity of the internal affairs bodies in transport are investigated.

Текст научной работы на тему «Направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению транспортной безопасности»

УДК 342.9:656

О. В. Панфилова, М. М. Старосельцева

Направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению транспортной безопасности

В статье рассматриваются основные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению транспортной безопасности. Перечислены и проанализированы права и обязанности, а также основные полномочия органов внутренних дел в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Исследованы нормативные правовые акты, которые регулируют деятельность органов внутренних дел на транспорте.

The article examines the main lines of activity of the internal affairs bodies in ensuring transport security. The rights and responsibilities, as well as the main powers of the internal affairs bodies in the sphere of ensuring public order and public safety at the objects of transport infrastructure and vehicles, are listed and analyzed. The regulatory legal acts that regulate the activity of the internal affairs bodies in transport are investigated.

Ключевые слова: деятельность ОВД, транспортная безопасность, безопасность на объектах транспортной инфраструктуры, транспортные средства, линейные отделы (отделения) Министерства внутренних дел, права и обязанности полиции.

Key words: ATS operations, transport safety, security at transport infrastructure facilities, vehicles, line departments (offices) of the Ministry of Internal Affairs, police rights and duties.

Обеспечение транспортной безопасности для Российской Федерации имеет большое значение для многих стран мира, в том числе и России. Эту проблему, безусловно, усложняют такие факторы, как наличие огромной территории; функционирование всех существующих видов транспорта; географическое положение страны и т. д. Исходя из этого, эффективность деятельности органов внутренних дел играет существенную роль в обеспечении транспортной безопасности.

Министерство внутренних дел Российской Федерации наделено широкими полномочиями в сфере обеспечения общественного порядка и обще-

© Панфилова О. В., Старосельцева М. М., 2017

253

ственной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств [2].

Как субъект, обеспечивающий транспортную безопасность, в обязанность Министерства внутренних дел Российской Федерации входит: обеспечение личной безопасности граждан; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности; осуществление охраны собственности; принятие и реализация мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, административных правонарушений; оказание помощи гражданам, должностным и юридическим лицам в защите и осуществлении их законных прав и интересов на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные обязанности закрепляет указ Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

В целях обеспечения транспортной безопасности ученые, которые исследовали проблемы обеспечения безопасности на транспорте, выделяют следующие направления деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации:

— нормативное правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности на транспорте;

— определение угроз совершения актов незаконного вмешательства в рассматриваемой области;

— оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

— разделение объектов транспорта и транспортной инфраструктуры на отдельные категории;

— разработка и осуществление требований по обеспечению безопасности на транспорте;

— разработка и реализация мер по обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

— подготовка кадров в данной области [5, с. 14].

МВД России осуществляет свою деятельность посредством своих территориальных органов на транспорте, реализует посредством них свои направления деятельности и функции, связанные с ними. Главное управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивая эффективную деятельность территориальных органов МВД России на транспорте, осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

254

— организует и принимает участие в определении основных направлений государственной политики в сфере обеспечения транспортной безопасности;

— обеспечивает совершенствование нормативного правового регулирования в данной сфере;

— организует в рамках своей компетенции противодействие развитию преступности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также обеспечивает общественный порядок и общественную безопасность в этой же сфере;

— принимает участие в рамках своей компетенции в осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение актов незаконного вмешательства на объекты транспорта и транспортной инфраструктуры;

— обеспечивает межведомственные взаимодействия в сфере обеспечения транспортной безопасности в рамках своей компетенции и установленном законом порядке;

— осуществляет контроль и управляет в установленном законом порядке территориальными (линейными) органами Министерства внутренних дел на транспорте;

— организационно-методическое обеспечение осуществления деятельности территориальными органами Министерства внутренних дел на транспорте, в соответствии с приказом МВД России от 16 июня 2011 г. № 680 «Об утверждении Положения о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Необходимо отметить, что Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» на окружном уровне определяет Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам. В соответствии с данным нормативным правовым актом УТ МВД России по ФО наделены следующими задачами: обеспечивать защиту жизни и здоровья, а также прав и свобод человека и гражданина; противодействовать преступности, обеспечивать охрану общественного порядка, собственности и общественной безопасности на транспорте; управлять подчиненными территориальными органами Министерства внутренних дел на транспорте; осуществлять в рамках своих полномочий социальную и правовую защиту сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников управления, подчиненных территориальных органов МВД России на транспорте, а также социальную защиту членов их семей, в том числе граждан, которые были уволены из органов внутренних дел; осуществлять

организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел на транспорте.

На уровне районов функционируют линейные отделы (отделения) Министерства внутренних дел Российской Федерации на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Приказом МВД России было утверждено Типовое положение о линейном отделе МВД России от 15.06.2011 г. № 636 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте».

Указанное положение определяет основные направления деятельности линейных отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте: защищать личность, общество и государство от противоправных посягательств; предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять и раскрывать преступления, осуществлять производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам в пределах совей компетенции; осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, направленные на розыск лиц; осуществлять производства по делам об административных правонарушениях и исполнять административные наказания; обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств; контролировать соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и т. д.

Для реализации этих направлений линейные отделы МВД России наделены множеством функций и полномочиями. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в ст. 2 относит обеспечение безопасности дорожного движения к основным направлениям деятельности полиции. В целях осуществления деятельности по указанному направлению он устанавливает права и обязанности полиции.

В п. 19 ч. 1 ст. 12 указанного закона определяются обязанности полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения:

— осуществление государственного надзора/контроля за соблюдением установленных стандартов и технических норм, а также требований нормативных правовых документов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

— регулирование дорожного движения;

— оформление документов о дорожно-транспортных происшествиях;

— осуществление государственного учета основных показателей, отражающие состояние безопасности дорожного движения;

— принятие экзаменов на право управлять автотранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдача водительских удостоверений;

— регистрация автотранспортных средств и прицепов к ним, а также выдача в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов, в установленном законом порядке;

— осуществление сопровождения транспортных средств по основаниям и в порядке, предусмотренные Правительством Российской Федерации;

— согласование маршрутов крупногабаритных транспортных средств, а в случаях, предусмотренных законом, и тяжеловесных транспортных средств.

Исходя из этого пункта, необходимо отметить, что техосмотр транспортных средств не входит в обязанности полиции, но те структуры, которые осуществляют эту функцию, находятся под надзором/контролем полиции. Наряду с обязанностями данный нормативный правовой акт определяет права полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения в п. 20 и 21 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции».

Согласно указанным пунктам полиция наделена следующими правами:

— остановка транспортных средств в целях осуществления обязанностей, которые должна выполнять полиция для обеспечения безопасности дорожного движения, проверка документов, удостоверяющих право пользования и управления транспортными средствами, документов транспортных средств и перевозимых грузов, страхового полиса на транспортное средство;

— проведение мероприятий совместно с водителями и гражданами по осмотру транспортных средств и грузов в случае наличия подозрений, дающих основание полагать, что они могут быть использованы в противоправных целях, о которых составляются соответствующие акты;

— задержание транспортных средств, которые находятся в розыске;

— временное ограничение или запрещение дорожного движения, изменение организации дорожного движения в определенных местах в случаях проведения массовых и публичных мероприятий, а также в других случаях, с целью обезопасить движения транспортных средств и пешеходов;

— временное ограничение или запрещение дорожного движения на участках дорог, через которые проходят железнодорожные пути, если состояние этих дорог не соответствуют установленным нормам содержания дорог для безопасного движения;

— выдача разрешений, позволяющих устанавливать на транспортные средства устройства, подающие специальные световые и звуковые сигналы условно-познавательных знаков;

— ограничение или запрещение проведения на отдельных участках дорог ремонтно-строительных или иных работ, которые нарушают требования нормативных правовых актов в сфере безопасности дорожного движения;

— задержание транспортного средства и отстранение водителя от управления транспортным средством в установленном законодательством порядке;

— запрещение эксплуатации транспортного средства и прицепа к нему, не отвечающих техническим нормам, которые создают угрозу безопасности дорожного движения и др.

Все вышеуказанные права могут выполнять только сотрудники специализированного структурного подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации - Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Таким образом, направления деятельности ОВД на транспорте по обеспечению транспортной безопасности урегулированы на законодательном уровне, охвачен достаточно широкий круг сфер жизнедеятельности государства в рассматриваемой области. Но в практической составляющей рассмотренных направлений деятельности ОВД на транспорте наблюдается наличие некоторых факторов, существенно влияющих на их реализацию. Сюда можно отнести дефицит бюджета; низкий уровень профессионализма сотрудников; наличие коррупционной составляющей; неэффективный контроль/надзор за сотрудниками; нехватку высококвалифицированных кадров; огромное количество транспортных средств; наличие незарегистрированных автотранспортных средств и т. д.

Список литературы

1. Демидов Ю.Н., Костенников М.В., Куракин А.В. Административная деятельность органов внутренних дел: учеб. Ч. 1. - Домодедово, 2016. - С. 285.

2. Макренкова К.Г. Обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта Управлением на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу // Вестн. Всерос. ин-та повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2015. - № 2. - С. 27-29.

3. О полиции: федер. закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. № З-ФЗ.

4. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 // Гарант.ги: информ.-правовой портал.

5. Пригула В.Н., Зайцев А.Н., Геворкян С.К. Транспортная безопасность // Транспортное право. - 2013. - № 2. - С. 14.

УДК 343.35:328.185(47)

Р. С. Ягодин, П. А. Волков

Противодействие коррупции

В настоящей статье рассматриваются вопросы государственной политики, направленной на вовлечение различных институтов гражданского общества и широких слоев населения в борьбу с коррупцией. Также освещается деятельность общественного контроля как одного из важнейших антикоррупционных механизмов.

The article is devoted to the questions of corruption counteraction in Russia. The article is sanctified to the questions of public policy to empower various institutions of civil society and the broader population in the fight against corruption, as well as issues of development of their activity. Also dedicated to questions of public control as one of the most important anti-corruption mechanisms.

Ключевые слова: противодействия коррупции, борьба с коррупцией.

Key words: corruption counteractions, fight against corruption.

За последние десятилетия новейшей истории такое общественно опасное явление, как коррупция претерпело качественное изменение, превратившись из разряда отдельных самостоятельных преступлений, совершаемых некоторыми нечестными чиновниками, в массовую социальную реальность, которая стала привычной составляющей социально-экономической жизни в современной России. Более того, коррупция фактически стала системным и высокодоходным бизнесом для большинства чиновников различного уровня. В настоящее время коррупция превратилась в социальный институт, упорядочилась и приобрела устойчивые организационные формы, сложную разветвленную структуру, в нее вовлечены взаимосвязанные множественные группы людей, занимающих должности как во властных структурах различного уровня, так и в многочисленных бизнес-структурах. Одновременно коррупционная деятельность стала уже «стилем ведения бизнеса» нашего века, привычным для государственных и муниципальных служащих, предпринимателей, менеджеров, а также простых обывателей, пытающих извлечь из коррупции свою выгоду.

© Ягодин Р. С., Волков П. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.