Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭМОЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Масаева Зарема Вахаевна, Халидова Зайна Рамзановна, Шовхалова Сацита Бадрудиновна

В данной работе раскрывается значимость изучения эмоциональной устойчивости студентов для обеспечения полноценного комфортного образовательного процесса. Представляется вниманию теоретический обзор эмоциональной устойчивости студентов в условиях образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Масаева Зарема Вахаевна, Халидова Зайна Рамзановна, Шовхалова Сацита Бадрудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF EMOTIONAL STABILITY IN THE STUDENT ENVIRONMENT

This paper reveals the importance of studying the emotional stability of students to ensure a full comfortable educational process. A theoretical review of emotional stability of students in the educational environment is presented.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

УДК 37.015.3

ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

кандидат психологических наук, доцент Масаееа Зарема Вахаевна Чеченский государственный университет (г. Грозный);

магистрантка Халидова Зайна Рамзановна Чеченский государственный университет (г. Грозный);

магистрантка Шовхалова Сацита Бадрудиновна Чеченский государственный университет (г. Грозный)

Постановка проблемы. Студенты, которые переходят со стадии средней школы на университетский уровень сталкиваются с окружающей средой и культурой, которая сопровождается давлениями и множественными позициями, что вызывает множество психологических проблем. В этом периоде студентам необходимо обладать индивидуальной эмоциональной устойчивостью к внешним воздействиям для комфортного пребывания в новой образовательной среде.

Изложение основного материала исследования. Проблема эмоциональной устойчивости личности занимает одно из важнейших мест в системе наук о человеке, находящихся в напряжённых условиях. Это качество личности позволяет противостоять эмоциональным переживаниям. В контексте проблем психического здоровья ведутся актуальные исследования в области физиологии, психо- и нейрофизиологии, психиатрии. Изучаются физиологические, генетические, личностные, социальные механизмы, отвечающие за реализацию эмоциональных состояний, выявляются факторы эмоциональных и поведенческих проблем.

В работах многих исследователей (H.A. Аминова, М.В. Журавковой, И.А. Зимней, В.А. Крутецкого, C.B. Кондратьевой, Л.М. Митиной, A.A. Реана и др.) показано, что деятельность педагога является одной из самых напряжённых с точки зрения её эмоциональной оценки. От того, насколько психологически благоприятно складываются отношения между педагогами и студентами, зависит не только эффективность образовательного процесса, но и психологическое здоровье педагогов и студентов [1,2].

Рассматривается проблема эмоциональной устойчивости в психологических теориях личности С. Рубинштейна; теориях эмоциональных явлениях Л. Аболина, Б. Варданяна, Е. Ильина, Я. Рейковского, О. Черниковой; основных принципах психокоррекционной работы и организации социально-психологических тренингов Т. Яценко; проявлений эмоциональной жизни человека В. Семиченко и др. [3, 5, 7, 9].

Эмоциональная устойчивость - это способность сохранять эмоциональное равновесие в стрессовых ситуациях, а также противоположность эмоциональной нестабильности и невротизма.

Эмоционально стабильные люди переносят незначительные стрессы и напряжения повседневной жизни, не становясь эмоционально расстроенными, тревожными, нервными, напряженными или сердитыми. Они способны сохранять самообладание при незначительном эмоциональном напряжении. Они довольно постоянны в своем основном настроении, и они обычно быстро возвращаются к этому состоянию после тех случаев, когда они испытали значительный стресс или были исключительно спровоцированы. Неустойчивый человек подвержен довольно обширным и часто непредсказуемым изменениям настроения, которые могут активно колебаться [4, с. 138].

Исследователь Фролов A.B. [2, 8] отмечал, что человека можно считать эмоционально стабильным следующим образом:

1)если эмоциональное возбуждение не превышает допустимого уровня, несмотря на активную стимуляцию;

2)если нет нарушения паттернов поведения, несмотря на активное эмоциональное возбуждение.

Эмоциональная устойчивость позволяет человеку выработать целостный и сбалансированный способ

восприятия жизненных проблем. Эта организаторская способность и структурированное восприятие помогают человеку развивать ориентированное на реальность мышление, способность суждения и оценки. Человек развивает чувства, восприятие и отношение, которые помогают понять реалии жизни, а также условия и обстоятельства, создающие несчастные ситуации в жизни. Такое понимание помогает человеку развить высокую силу эго.

Эмоциональная устойчивость - желательная черта характера. Это означает, что вы можете противостоять трудным ситуациям, справляться с невзгодами и оставаться продуктивным и способным во всем [1, с. 219].

Эмоциональная устойчивость рассматривается как многогранная интегративная черта личности, основанная на четырех основных компонентах: эмоциональном (эмоциональная тревога или возбуждение), мотивационном (сила мотивации), интеллектуальном (оценка, прогнозирование, принятие решений в чрезвычайных ситуациях), типологическом (особенности нервной системы), которые определяют работоспособность и адекватность поведения индивида при решении проблем в экстремальных и стрессовых условиях. Это неотъемлемая часть развития личности и адаптации к миру. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная уязвимость могут быть противопоставлены как противоположные свойства с точки зрения их важности для успешного балансирования индивида в постоянно изменяющейся среде [6, с. 86].

Эмоциональная устойчивость часто обозначается ярлыком для ее противоположного полюса, а именно нейротизма, близкого коррелята компонента темперамента, называемого негативной аффективностью. Негативная аффективность препятствует обучению, вызывая прерывание задачи и блокирование цели в ответ на дистресс. Более эмоционально стабильные люди имеют более слабые реакции на негативные стимулы и, следовательно, менее легко разочаровываются, менее отвлекаются и более уверены в своих собственных способностях. В соответствии с этим, более эмоционально устойчивые студенты менее тревожны и уделяют меньше внимания ошибкам, что облегчает обучение на ошибках. Это, по-видимому, частично объясняется способностью эмоционально стабильных студентов переключать фокус внимания с тревожно-побуждающей информации, тем самым уменьшая степень, в которой они отвлекаются на размышления, которые активно препятствуют обучению. Аналогичным образом, студенты, которые имеют более высокую эмоциональную устойчивость, более способны оставаться сосредоточенными в учебной деятельности.

Выводы. Таким образом, эмоциональная устойчивость студентов играет важную роль в обеспечении комфортного образовательного пространства. Важно при организации образовательного процесса учитывать индивидуальные особенности студентов в контексте их особенностей психической устойчивости для их

полноценного развития в образовательной среде.

Аннотация. В данной работе раскрывается значимость изучения эмоциональной устойчивости студентов для обеспечения полноценного комфортного образовательного процесса. Представляется вниманию теоретический обзор эмоциональной устойчивости студентов в условиях образовательной среды.

Ключевые слова: студент, образовательная среда, эмоция, эмоциональная устойчивость, психологическое здоровье.

Annotation. This paper reveals the importance of studying the emotional stability of students to ensure a full comfortable educational process. A theoretical review of emotional stability of students in the educational environment is presented.

Keywords: student, educational environment, emotion, emotional stability, psychological health.

Литература:

1. Бескараваных K.A., Чусовитина O.M. Исследование показателей эмоциональной устойчивости у студентов направления "Физическая культура"/ В сборнике: Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения материалы II Всероссийской научно-практической конференции, г. Омск, 2019. С. 219-224.

2. Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н., Герасимова К.А. Взаимосвязь аддиктивного поведения и эмоциональной устойчивости у студентов / Вестник Челябинской областной клинической больницы. 2019. № 3 (43). С. 25-28.

3. Зулаев ИИ Зависимость эмоциональной устойчивости студентов-тяжелоатлетов от их индивидуально-типологических особенностей / В книге: Будущее российского права: концепты и социальные практики V Московский юридический форум. Материалы XIV Международной научно-практической конференции (Кутафинские чтения). В 4-х частях. Москва, 2018. С. 319-326.

4. Иванов А.И., Рабаданов З.Р. Формирование устойчивости у студентов педагогического вуза к эмоциональному выгоранию / В книге: Профессиональное образование: современные подходы и перспективы развития Трофимов Б.Н., Кальней В.А., Шишов С.Б., Головко О.Н., Самойленко Н.Б., Штец A.A., Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И., Питюков В.Ю., Тищенко С.М., Арсений P.M., Махотин Д.А., Маренго А.К., Торкунова Ю.В., Шаронин Ю.В., Гусева И.В., егтярёв В.А., Сесёлкин А.И., Лагусева H.H., Мошняга Е.В. и др. Москва, 2019. С. 138-146.

5. Кожухарь Е.В., Гарнова В.Ю. Особенности эмоциональной устойчивости и профессионального самоопределения студентов как будущих работников / в сборнике: современные проблемы экономики и менеджмента Материалы международной научно-практической конференции. Воронеж, 2019. С. 123-126.

6. Кривобоков В.А. Роль эмоциональной устойчивости студентов в процессе профессионального самоопределения / В сборнике: Университетские чтения - 2019 Материалы научно-методических чтений. 2019. С. 84-88.

7. Третьяков A.A. Технология повышения устойчивости студентов к нервно-эмоциональному напряжению в процессе образовательной деятельности с использованием средств физической культуры /автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2011.

8. Усаева Н.Р., Апокин В.В., Яковлев Б.П. Развитие эмоциональной устойчивости к психической нагрузке у студентов-спортсменов с нарушениями слуха в период обучения в вузе / Теория и практика физической культуры. 2014. № U.C. 87-89.

9. Филиппова С.А., Пазухина C.B., Куликова Т.П., Степанова H.A. Сформированность эмоциональной устойчивости студентов к негативному влиянию информационной среды / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 2. С. 88-105.

УДК 378

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ННТЕЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЫ

аспирант Матюгин Никита Евгеньевич ФГБОУ ВО «Гжельский государстеенныйуниеерситет» (п. Электроизолятор);

доктор педагогических найк, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Сорокопуд Юнна Валерьевна ФГБОУ ВО «Гжельский государстеенныйуниеерситет» (п. Электроизолятор), ФГБОУ ВО «Чеченский государстеенныйуниеерситет» (г. Грозный)

Постановка проблемы. Просматривая опыт передовых специалистов в сфере коучинга при развитии личностных качеств, в особенности для работников гостиничной сферы. Специалисты выделяют среди всех остальных развитие такого явления, как эмоциональный интеллект. Это явления приписывают к личностным качествам каждого человека. Беря сотрудника на работу, а особенно на ключевые позиции, работодатель пристальное внимание уделяет уровню развития эмоционального интеллекта у кандидата. При развитии навыка стоит прибегать к комплексным упражнениям, если же использовать каждое упражнение по отдельности, нужный результат не гарантирован. Используя комплексный подход в развитии навыка, а именно комплекс упражнений в совокупности с правильно смоделированными условиями позволит человеку добиться нужных результатов при возникновении служебных задач [1-3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.