Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ'

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
512
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ФАКТОРЫ РИСКА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Елена Владимировна, Сорокопуд Юнна Валерьевна, Айсувакова Татьяна Петровна

Одно из первых мест подверженных высокому риску возникновения синдрома эмоционального выгорания - это профессия медицинская сестра. Работа персонала среднего звена предполагает ежедневное тесное общение с пациентами, страдающими различными недугами, требующими внимания и заботы и их родственниками. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медицинский персонал невольно вовлекается в них и начинает со временем сам испытывать эмоциональное напряжение. Особенно располагает к выгоранию работа с тяжелыми больными. Условия труда медицинского персонала среднего звена отличаются определенной спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания. Авторы статьи делают вывод о том, что уже в процессе профессионального обучения необходимо готовить будущих медицинских сестёр к противостоянию синдрому эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Селезнева Елена Владимировна, Сорокопуд Юнна Валерьевна, Айсувакова Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME IN MIDDLE-LEVEL PHYSICIANS AND WAYS OF THEIR PREVENTION

The work of nursing staff implies close daily interaction with patients suffering from various diseases, requiring attention and care, and their relatives. And when faced with negative feelings, the middle-level healthcare workers unintentionally gets involved in them and begins to experience emotional stress over time. Working with seriously ill people especially inclines to burnout. The working conditions of middle-level healthcare workers have special characteristics, which may be significants for the formation of occupational burnout. The authors of the article conclude that already in the process of vocational training, it is necessary to prepare future nurses to resist the syndrome of emotional burnout.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ»

5. Зеер Э.Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 1. - С. 104-114. DOI: 10.24412/2307-4264-2021-01-104-114

6. Лепшокова С.М. Персонализация и индивидуализация посредством информационных технологий // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические и финансовые аспекты развития РФ и ее регионов в современных условиях. Издательство: Чеченский государственный университет (Грозный). - 2020. - С. 301-305.

7. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы. Методическое пособие [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vbudushee.ru/upload/lib/%D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf (дата обращения: 03.11.2021).

8. Программа «Цифровая платформа персонализированного образования для школы» // Вклад в будущее. Благотворительный фонд Сбербанка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vbudushee.ru/education/arkhiv-programm-i-proektov/programma-tsifrovaya-platforma-personahzirovannogo-obrazovaniya-dlya-shkoly/ (дата обращения: 03.11.2021).

9. Прохорова М.П., Шкунова А.А., Гуреева Е.П. Средства персонализации образовательного процесса в рамках электронных курсов // Проблемы современного педагогического образования. - № 71-3. - 2021. - С. 183-187.

10. Сафронова М.А., Сафронов А.А. Персонализация образования в России // Педагогика. - № 11. - Том 84. - 2020. -С. 5-14.

11. Савина Н.В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - Омск, Изд-во: ОмГА, № 4 (14). - Декабрь 2020. - С. 82-90.

12. Университет 20.35. Официальный сайт. Режим доступа: https://2035.university/about/

13. Фальков В.Н. Интервью «Идеальный вуз 21 века: 200 студентов - 200 учебных программ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/27143/4236342

14. Шехонин А.А., Багаутдинова А.Ш., Киселева Ю.А., Пирогов А.В. Индивидуальные образовательные траектории: опыт реализации в Университете ИТМО // Современное образование: содержание, технологии, качество. Учредители: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина). - Т.1. - 2020. - С. 401-404.

15. Savina N., Lopanova E., Kotlyarova T. Higher Education Personalization: Concept, Problems, Expectations // 7th SWS International Scientific Conference on Social Sciences ISCSS 2020. - Sofia. - 2020. - P. 413-420.

Педагогика

УДК 378.2

аспирант Селезнева Елена Владимировна

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и культуры здоровья Сорокопуд Юнна Валерьевна

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва),

профессор кафедры педагогики и психологии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный),

профессор кафедры психологии и педагогики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор); кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Айсувакова Татьяна Петровна

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский международный университет» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА И ПУТИ

ИХ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация. Одно из первых мест подверженных высокому риску возникновения синдрома эмоционального выгорания - это профессия медицинская сестра. Работа персонала среднего звена предполагает ежедневное тесное общение с пациентами, страдающими различными недугами, требующими внимания и заботы и их родственниками. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медицинский персонал невольно вовлекается в них и начинает со временем сам испытывать эмоциональное напряжение. Особенно располагает к выгоранию работа с тяжелыми больными. Условия труда медицинского персонала среднего звена отличаются определенной спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания. Авторы статьи делают вывод о том, что уже в процессе профессионального обучения необходимо готовить будущих медицинских сестёр к противостоянию синдрому эмоционального выгорания.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, факторы риска, эмоциональное истощение, медицинские работники. Annotation. The work of nursing staff implies close daily interaction with patients suffering from various diseases, requiring attention and care, and their relatives. And when faced with negative feelings, the middle-level healthcare workers unintentionally gets involved in them and begins to experience emotional stress over time. Working with seriously ill people especially inclines to burnout. The working conditions of middle-level healthcare workers have special characteristics, which may be significants for the formation of occupational burnout. The authors of the article conclude that already in the process of vocational training, it is necessary to prepare future nurses to resist the syndrome of emotional burnout.

Keywords: occupational burnout, risk factors, emotional exhaustion, middle-level healthcare workers.

Введение. Психическое здоровье студентов-медиков давно вызывает беспокойство. Чрезмерное количество задач перегружает напряженный график, а требование об ответственности за лечение и заботу о людях истощает самоотверженность и становится потенциальным триггером или сопутствующей причиной появления эмоциональных расстройств, в том числе синдрома эмоционального выгорания, депрессии и профессиональной дисфункции.

Стрессоры создают психологическую токсичность, которая влияет на обучение и деятельность студентов-медиков. Таким образом, чрезмерная учебная нагрузка, высокие образовательные требования, отсутствие времени на отдых, семью, друзей, и индивидуальные особенности личности, такие как перфекционизм и добровольно возложенные на себя стандарты, эмпатия, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность становятся потенциальными триггерами стресса и дисфункционального поведения [1, С. 44].

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) - сгорание, выгорание, затухание горения. Впервые этот термин предложил Фроудепбергер (Freudenberger, 1974) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений [4, С. 5].

Эта проблема с течением времени не только не теряет, но и активно увеличивает свою актуальность. Медицинские работники среднего звена по роду своей деятельности вовлечены в длительное напряженное общение с другими людьми. Им, как и другим специалистам системы «человек - человек», свойственен так называемый синдром «эмоционального выгорания» или феномен «эмоционального выгорания», который проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванное интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающееся эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Связано это так же с тем, что в своей деятельности эти специалисты, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, зачастую используют свои внутренние ресурсы, являясь своего рода «эмоциональными донорами» [12, С. 3].

Хроническое эмоциональное выгорание, которое включает в себя поведенческие, психологические и психофизиологические составляющие, очень быстро вызывают формирование профессиональной деформации. Чем больше стрессовых факторов в деятельности специалиста, которые утончают моральные и физические силы, тем более бездеятельным становится человек, уменьшается количество контактов с окружающими его людьми, что приводит к обостренному переживанию одиночества.

Изучение синдрома, позволяет вскрыть особенности синдрома выгорания, проследить механизмы отрицательного воздействия профессии на его развитие, вскрыть факторы, обуславливающее его возникновение, проанализировать методы и способы профилактической работы, направленной на предупреждение и предотвращение возможных нарушений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере, что имеет особую актуальность для студентов, осваивающих профессии типа «человек - человек» [7, С. 5]

Изложение основного материала статьи. Эмоциональное выгорание наступает не сразу, оно носит стадийный характер. Первое, что наблюдается это значительные затраты личностных ресурсов, как следствие повышенных затрат в профессиональной деятельности. Далее количество расходуемых ресурсов увеличивается без возможности стать прежними и появляется чувство усталости, с одним из первых проявлений в виде нарушения сна. После появляется чувство раздражения, проявляется оно в виде пренебрежительного отношения к людям, которые являются пациентами сотрудника. Сначала это незаметно, но с ростом затрат эмоций усиливается. Потом все труднее становится скрывать раздражение и в какой-то момент сотрудник просто может сорваться. И главное, что сорваться он может на ни в чем неповинном человеке, который ждал от медработника помощи, человечности, сочувствия. «Выгорание» может проявлять себя в избегании профессионалом своей деятельности в форме отклонения работы с пациентами в виде частых перекуров, отгулов, прогулов, перерывов на чай и кофе. Так же это отмечается чувством стойкой неприязни к пациентам или персоналу [2, С. 67].

При нарастании выгорания увеличивается и количество симптомов, при этом предыдущие не исчезают. Все это приводит к уменьшению интереса к своей деятельности и перебою межличностных связей как на работе, так и в личном кругу.

Самый первый список симптомов, сопутствующих эмоциональному выгоранию, выделила Е. Махер в 1983 г. В этот список входили:

- усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам;

- негативное отношение к своей профессиональной деятельности;

- скудность репертуара рабочий действий;

- злоупотребление табаком, кофе, алкоголем или наркотиками;

- отсутствие аппетита или наоборот, переедание;

- негативное отношение к себе;

- агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев);

- сниженное настроение и сопутствующие ему эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности);

- переживание чувства вины [12, С. 32].

И это неполный список всех симптомов, так же, как и отмечаться у людей они могут в различных комбинациях. Так же стоить отметить, что человек подверженный эмоциональному выгоранию, часто мало осознает его симптомы.

Симптомы выгорания вызываются не только эмоционально напряженной «работой людей», но увеличению темпа работы и быстро растущим требованиям к работе. В целом выгорание связано с перегрузкой рабочего опыта, который носит хронический характер, а также с постоянным конфликтом между разными ролями или между важными ценностями и личными ожиданиями. Подчеркивание взаимодействия между человеком и работой как первопричины выгорания также создает природу выгорания, а не состояния.

Процесс начинается с несоответствия между работником и его работой, которое, как предполагается, вызывает стресс. Если стрессовая ситуация не разрешена, корректировка невозможна или ситуация остается неизменной, это приводит к симптомам выгорания, начиная с истощения и снижения дееспособности, через цинизм и, в конечном итоге, к потере профессиональной эффективности. Наконец, если не лечить, выгорание может привести к депрессии или другому заболеванию.

Лечение и профилактика СЭВ среди студентов-медиков в настоящее время требует разработки программ, ориентированные как на индивидуальную траекторию, так и на групповые мероприятия.

Устойчивость - это психологическая характеристика, которая позволяет человеку адаптироваться к здоровому образу жизни после травмирующего и стрессового события. Несмотря на то, что есть врожденные качества устойчивости, есть качества устойчивости, которым можно научиться.

Примеры методов повышения устойчивости включают:

- поддержание оптимизма в любых, особенно напряжённых ситуациях;

- развитие когнитивной гибкости;

- создание и поддержание оптимальной конструктивной социальной позиции и коннекта с окружающим миром;

- обучение внимательности;

- физические упражнения для поддержания физической формы и выработки эндорфинов.

Организационные вмешательства должны быть направлены на поддержание здоровой рабочей среды.

Наше исследование посвящено работе по профилактике эмоционального выгорания со студентами медицинских колледжей, т.е. с будущими специалистами среднего медицинского звена.

В этой связи на проводимых нами семинарах и тренингах мы обсуждаем со студентами важную проблему: Какими качествами должен обладать медицинский работник среднего звена?

Как правило, итог групповой беседы сводится к следующему:

- медицинский работник среднего звена, т.е. медсестра должна обладать, прежде всего, трудолюбием;

- чистотой (внешней и внутренней);

- скромностью;

- должна уметь сочувствовать чужому горю;

- должна поддерживать у себя доброжелательное настроение и уметь не показывать утомление.

Медицинский работник должен вести себя так, чтобы больной мог довериться ему полностью, не стесняясь любой манипуляции и процедуры. На работе он должен уметь забыть о себе, о своих домашних заботах и проблемах. И ведь действительно поступая в учреждения среднего медицинского образования абитуриенты проходят психологическое тестирование, где психологи приемной комиссии выявляют на сколько будущий студент, подходит под выбранную им будущую профессию.

Как правило, обучаясь в учреждениях среднего профессионального образования, студенты знают о том, каким должен быть медицинский работник. В частности, медсестра. Однако, впоследствии, находясь в медицинском учреждении, от медицинских сестёр иногда можно услышать грубость или увидеть проявления безразличия.

Мы считаем, что, возможно, причина кроется в том, что начинающие медицинские работники среднего звена, столкнувшись в условиях профессиональной деятельности с серьёзными перегрузками, достаточно быстро выгорают и вскоре уже не могут выполнять свои обязанности на прежнем уровне, поддерживая у себя положительный эмоциональный настрой.

В этой связи мы считаем крайне актуальным обучать будущих медицинских сестёр умению противостоять Синдрому эмоционального выгорания.

Со студентами - будущими медиками необходимо проводить семинары по ознакомлению с понятием стресса и синдромом эмоционального выгорания, способами психоэмоциональной саморегуляции и современными подходами к профилактике профессионального выгорания.

Специальные обучающие программы должны быть направлены на: формирование способности применять методики психоэмоциональной саморегуляции при наличии характерных признаков самовыгорания; обобщение и систематизацию знаний по основным приемам конструктивной работы в стрессовых ситуациях.

Примерная тематика такой программы должна включать следующие темы:

- синдром эмоционального выгорания у медработников;

- понятие синдрома эмоционального выгорания и его негативные последствия;

- медицинские работники- группа риска, в которых часто встречается синдром эмоционального выгорания;

- этапы развития синдрома эмоционального выгорания;

- профилактика синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников;

- коррекция синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников [11, С. 113-118].

Необходимо так же проводить интерактивные иммерсивные образовательные семинары, включающие письменную экспозиционную терапию, снижение стресса на основе внимательности (MBSR), упражнения и сеансы когнитивно-поведенческой терапии [10, С. 19-25].

Тем самым необходимой первоочередной базовой частью профилактики эмоционального выгорания является личностная психологическая подготовка специалистов еще на уровне обучения в образовательном учреждении. Это не только теоретические основы психологии, а и практическое обучение, которое направлено на развитие стрессоустойчивости в жизни и на рабочем месте. На данный момент времени существует немало различных методик, тренингов, советов по предупреждению синдрома эмоционального выгорания медицинских работников и не только:

- повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры)[14];

- обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций [15];

- тренинги, стимулирующие мотивацию самореализации, личностного и профессионального роста;

- антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путем овладения способами саморегуляции и планирования личной и профессиональной карьеры;

- соблюдение режима сна, отдыха и питания;

- поиск новых интересов, не связанных с профессиональной деятельностью;

- культурно-развлекательные программы (кино, театры, музеи, выставки);

- участие в различных семинарах, где есть возможность познакомиться с новыми людьми. [5; 8; 9; 11; 12; 13].

Таким образом, подготовка будущих медиков среднего звена противостоянию синдрома выгорания в условиях медицинских колледжей должна осуществляться в следующих направлениях:

- информирование студентов о сущности и понятии эмоционального выгорания;

- создание отдельных комнат отдыха для будущего медицинского персонала в условиях практики по получению профессиональных умений и навыков в лечебном учреждении;

- организация работы психолога;

- проведение групповых тренингов, антистрессовых мероприятий;

- обучение методам релаксации-аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная ралаксация, медитация и др.;

- хобби (спорт, культура и др.) [3; 6].

Выводы. Работа медицинских работников - одна из самых сложных и ответственных видов человеческой деятельности, она полна не только физического труда, но и умственного и морально-этического стресса.

Медицинские работники - это одна их социальных групп, которые сталкиваются с самыми разнообразными проблемами своих пациентов и их семей, что вызывает значительную социально-психологическую нагрузку и, как следствие, такие эмоции, как безразличие, нечувствительность, нежелание помогать и поддерживать пациентов, нежелание работать и неспособность расслабиться. Это может привести к формированию синдрома выгорания, как ответной реакции на длительный стресс в процессе общения с другими людьми.

Можно сказать, что развитие синдрома эмоционального истощения в результате профессионального стресса у медицинских работников приводит к негативным последствиям для медицинского работника и для пациентов, так как

ухудшается не только психологический контакт с пациентом, но и качество медицинской помощи, что свидетельствует о необходимости создания программ по снижению и предотвращению профессионального стресса с последующей коррекцией его негативного воздействия на медиков среднего звена. Данные программы надо активно внедрять в содержание профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена в условиях медицинских колледжей, а так же более активно реализовывать на курсах медицинских сестёр.

Литература:

1. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

2. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. -Москва, 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Влияние синдрома эмоционального выгорания и личностных черт характера на познавательный процесс студентов-медиков // Современные проблемы науки и образования. - 2020. -№ 4. - С. 46.

4. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 299 с.

5. Королёва Л.Ю., Ацакзай Х.Н. Современное состояние проблемы эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза // В сборнике: Естественные и гуманитарные науки в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 256-260.

6. Махнюк А.В., Семёнов С.А. Оценка выраженности проявлений синдрома эмоционального выгорания у студентов-медиков // В сборнике: Актуальные проблемы гигиены и экологической медицины. Сборник материалов V межвузовской студенческой заочной научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор И.А. Наумов. - 2020. -С. 176-181.

7. Новикова С.С., Психологические проблемы профессионального выгорания служебной деятельности: методическое пособие - Москва: ФЛИТНА, 2021 - 48 с.

8. Савельева Л.А., Кашапов М.М., Ильин М.В. Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания ординаторов в условиях последипломного образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021. - Т. 27. - № 1. - С. 77-82.

9. Савельева Л.А., Кашапов М.М., Савельева М.И. Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания у обучающихся по программам ординатуры // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 2 (50). - С. 353-364.

10. Сирота Н.А. Эмоциональное выгорание врачей / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, А.В. Ялтонская, Д.В. Московченко // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. - 2017. - № 4(21). - С. 19-25.

11. Толоченко Я.О. Особенности профилактики и коррекции эмоционального выгорания медицинского персонала // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2017. - № 3 (9). -С. 113-118.

12. Удовик С.В., Молокоедов А.В., Слободчиков И.М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. -М.: Издательство ЛевЪ, 2018. - 252 с.

13. Шошин А.С., Чупина В.Б. Эмоциональное выгорание у студентов старших курсов медицинского университета // В сборнике: Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал. материалы VI-й Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 492-497.

14. Шумилова Е.А. Основы социально-коммуникативной компетентности / под редакцией Е.А. Шумиловой. -Челябинск, 2008.

15. Шумилова Е.А. Возможности деятельностного подхода к исследованию социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 3. -С. 31-36.

Педагогика

УДК 372.1

старший преподаватель, начальник отдела организации медицинской профилактики и антинаркотической работы Сироткина Ольга Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К

ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность формирования ценностного отношения студенческой молодежи к здоровью и здоровому образу жизни, раскрываются предпосылки и дается характеристика основных понятий. Особое внимание уделено описанию структуры ценностного отношения как психологического образования, а также показателей ценностного отношения студентов к здоровью и здоровому образу жизни.

Ключевые слова: ценности, ценностное отношение, здоровье, здоровый образ жизни, учащаяся молодежь, методики измерения ценностного отношения.

Annotation. The article examines the relevance of the formation of the value attitude of student youth to health and a healthy lifestyle, reveals the prerequisites and gives a characteristic of the basic concepts. Particular attention is paid to the description of the structure of the value attitude as a psychological education, as well as indicators of the value attitude of students to health and a healthy lifestyle.

Keywords: values, value attitude, health, healthy lifestyle, student youth, methods of measuring value attitudes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.