Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА'

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СЕМЬИ / РОДИТЕЛИ / ЛИЧНОСТЬ / ВЛИЯНИЕ / РЕБЕНОК / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / FAMILY / SOCIAL INSTITUTION OF FAMILY / PARENTS / PERSONALITY / INFLUENCE / CHILD / PARENT-CHILD RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Басова Яна Сергеевна, Сорокопуд Юнна Валерьевна

Семья - основа жизни ребенка, первоисточник и образец формирования его межличностных отношений. В статье сделана попытка рассмотреть знания семьи как социального института в процессе становления личности. Показаны механизмы воспитательного воздействия, специфика детско-родительский отношений, основные факторы семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE FAMILY AS A SOCIAL INSTITUTION ON THE FORMATION OF THE CHILD'S PERSONALITY

The family is the basis of the child's life, the primary source and the model of the formation of his interpersonal relations. The article attempts to consider the knowledge of the family as a social institution in the process of personality formation. The mechanisms of educational influence, specificity of child-parent relations, the main factors of family education are shown.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

high-speed running asymmetric power effects in the form of weights, exercises when running uphill, Shuttle running. When using cyclic exercises of maximum intensity with local force impact, by adding additional weight to the lower limbs, or running uphill, or running exercises with a coordination orientation, the power of the non-core muscles increases and the overall intensity of the exercise increases, which leads to a higher training effect.

Keywords: asymmetric force impact, speed barrier, sprint, cadets, coordination, Shuttle run.

Литература:

1. Аванесов, В.У. Проблемы и пути повышения специальной работоспособности в беге на короткие дистанции [Текст] / В.У. Аванесов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 12. - С. 38-41.

2. Ильин, М.А. Технология применения специально-подготовительных упражнений в спортивной тренировке юных бегунов на короткие дистанции: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. / Ильин М.А. - М.: ВНИИФК, 2002. - 174с.

3. Майский, А.Б. Секреты спринтерского бега: Другая версия биомеханического обоснования техники бегового шага [Текст] / А.Б. Майский - Архангельск, 2007. - 48 с.

4. Козлов, И.М. Взаимосвязь темпа и ритма биомеханической структуры спортивных движений [Текст] / И.М. Козлов, А.В. Самсонова, В.Н. Томилов // Теория и практика физической культуры. - 2003. -№ 2. - С. 10.

5. Федоров, В.И. Повышение эффективности подготовки легкоатлетов-спринтеров на основе использования специальных упражнений циклического характера с выраженной асимметрией силового воздействия [Текст] / В.И. Федоров, А.И. Чикуров, С.В. Радаева // Психология и педагогика. - 2012. -№5. - С. 35.

УДК 371

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

РЕБЕНКА

студентка 2 курса магистратуры Басова Яна Сергеевна ФГБОУВО «Гжельский государстеенныйуниеерситет» (п. Электроизолятор);

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Сорокопуд Юнна Валерьевна ФГБОУ ВО «Гжельский государстеенныйуниеерситет» (п. Электроизолятор), ФГБОУ ВО «Чеченский государстеенныйуниеерситет» (г. Грозный)

Постановка проблемы. Главный институт воспитания - семья. На всю последующую жизнь ребенок сохраняет то, что приобрел в детские годы семьи. И обусловлено это длительностью воздействия на личность - ребенок находится в семье в течении значительной части своей жизни.

Вот почему семья занимает особое место в жизни каждого человека.

В кругу близких и родных людей ребенок усваивает правила общежития, номы человеческих отношений, получает нравственные уроки. Став взрослыми, дети повторят в своей семье то, что было в семье его родителей.

Изложение основного материала исследования. От состоянии семьи как малого социального института, как социальной ячейки общества зависит состояние государства, так как духовная культура семьи напрямую влияет на уровень духовной культуры общества.

От мощного фактора развития и эмоционально-психологической поддержки личности до разнообразных психологических травм и расстройств - таков диапазон влияния семьи на ребенка.

Кто «я» и что «я» в окружающем мире? Каков этот мир? Первые шаги в социализации личности, ее роли и место в обществе, основные ценности и смыслы - все закладывается в семье.

Анализ педагогической литературы по проблеме семейного воспитания и детско-родительских отношений позволил сформировать основные теоретические положения:

- Особенности личности выступают как результат определенных воздействий и внутренней позиции ребенка;

- На характер отношений влияет социальная активность ребенка;

- В основе семейного воспитания лежат социокультурные факторы.

Семейное воспитание - это целенаправленные, сознательные, воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений ребенка [3].

С точки зрения значения семейного воспитания для формирования личности ребенка рассматриваются два условия:

- отрицательные патогенные воздействия того или иного влияния на личность ребенка (эмоциональное отвержение);

- положительные влияния, способствующие развитию и повышению качественного уровня личности (сотрудничество, кооперация, демократизм).

В основе воспитательного воздействия - два механизма:

- механизм подкрепления, когда родители поощряют правильное поведение ребенка или не показывают его при нарушении общепринятых правил (в результате - нормы поведения для ребенка становятся привычкой и внутренней потребностью);

- механизм идентификации, когда ребенок на примере поведения родителей подражает им, стараясь стать таким же.

Не может не влиять на формирование личности и вся семейная атмосфера: бытовые условия, материальный достаток, образование и род занятий членов семьи, их ценностные ориентиры.

Для исключения отрицательных последствий в развитии детей нежелательно любая деформация родительской семьи, отсутствие устойчивых позитивных целей, действий, реакции взрослых.

Стиль и поведения родителей также оказывают значительное влияние на личность ребенка.

Среди факторов семейного взаимодействия, оказывающих воспитательный эффект на становление и взросление ребенка, его социализацию, выделяются следующие:

- особенности воспитания ребенка и отношения к нему родителей;

- стиль общения в семье, структура коммуникативного акта;

- семейная структура и специфика распределения ролей.

В качестве основных и противоречивых факторов семейного воспитания в педагогической литературе называют такие, как:

- любовь, принятие;

- требования, контроль.

При этом эмоциональный тон отношений между детьми и родителями становится очень важен.

Теплые, доброжелательные отношения или холодные и враждебные? Влияние, поощрение или строгость и наказание? Преимущества за первым подходом. Только родительская любовь способна взрастить в ребенке самоуважение, устойчивый положительный образ «Я». В противном случае - чувство вины, тревоги, неосознанная враждебность, эгоизм, трудности в общении, учебе.

Многие исследователи отмечают сегодня рост неблагополучных семей, где нарушена система детско-родительских отношений.

Это семьи где:

- отсутствие воспитания как такового, ребенок отвержен, предоставлен самому себе, его духовные запросы неудовлетворены;

- мелочный контроль, запреты, лишение ребенка собственного мнения;

- воспитание ребенка как кумира семьи (отсутствие обязанностей, восхищения, чрезмерное покровительство);

- отвержение ребенка при внешнем внимании (еде, одежде), нет теплоты, любви;

- физическая насилие, суровые наказания за любой проступок;

- непосильный для ребенка груз родительских ожиданий («преуспей в том, в чем я не смог») в учебе, спорте;

- противоречивое воспитание, где требования матери и отца взаимоисключающие, в результате -установка ребенка: «делаю, что хочу»;

- воспитание вне семьи (детский дом, интернат, дальние родственники), худшая ситуация у детей, родители которых живы.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное отметим, что неблагополучная семья в любом из перечисленных проявлений является фактором риска для формирования личности ребенка.

Благополучная семья - это показатель социального здоровья общества. В такой семье имеют место свобода, поддержка, понимание, принятие ребенка, уважение его достоинств. Здесь в отношении с ребенком родителям «не сковывают, а освобождают, не ломают, а формируют, не подавляют, а возносят, не диктуют, а учат, не требуют, а спрашивают, переживают вместе с ребенком много вдохновенных минут» [4].

И как следствие - счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь ребенка. На создание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Аннотация. Семья - основа жизни ребенка, первоисточник и образец формирования его межличностных отношений. В статье сделана попытка рассмотреть знания семьи как социального института в процессе становления личности. Показаны механизмы воспитательного воздействия, специфика детско-родительский отношений, основные факторы семейного воспитания.

Ключевые слова: семья, социальный институт семьи, родители, личность, влияние, ребенок, детско-родительские отношения.

Annotation. The family is the basis of the child's life, the primary source and the model of the formation of his interpersonal relations. The article attempts to consider the knowledge of the family as a social institution in the process of personality formation. The mechanisms of educational influence, specificity of child-parent relations, the main factors of family éducation are shown.

Keyword: family, social institution of family, parents, personality, influence, child, parent-child relationship.

Литература:

1. Гурьева O.B. Влияние семьи на личность ребенка [Электронный ресрурс]: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2016/12/01/vliyanie-semi-na-lichnost-rebenka

2. Долгова В.П., Шумакова О.А. Психолого-педагогические основы гармонизации детско-родительских отношений: монография. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 112 с.

3. Зацепина К.Н. Влияние семьи на развитие личности ребенка. // материалы VII Международной научной конференции. - М., 2015. - с. 44-48

4. Корчак Я. Как любить ребенка - [Электронный ресрурс]: https://avidreaders.ru/book/kak-lyubit-rebenka.html

УДК 371

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

кандидат политических наук, доцент кафедры философии и социальных наук Бекиров Сервер Нариманович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Правовое образование будущих учителей - обязательный компонент их профессиональной подготовки в высшей школе. Этот процесс не исчерпывается формальными юридическими знаниями. Правовая подготовка будущих педагогов ориентирована на:

- формирование гуманитарного мировоззрения студентов (заинтересованность и активность в профессионально-правовой подготовке, интеоризация общечеловеческих ценностей);

- правовое информирование будущих специалистов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.