Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ'

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИММЕТРИЧНОЕ СИЛОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СКОРОСТНОЙ БАРЬЕР / СПРИНТ / КУРСАНТЫ / КООРДИНАЦИЯ / ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ / ASYMMETRIC FORCE IMPACT / SPEED BARRIER / SPRINT / CADETS / COORDINATION / SHUTTLE RUN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аксенова Анна Николаевна, Пичугин Максим Борисович

В основе работы лежит обоснование методики применения специализированных упражнений циклического характера при подготовке курсантов, участвующих в соревнованиях по служебному биатлону. Упражнения представляют собой использование в скоростном беге асимметричных силовых воздействий в виде отягощения, упражнений при беге в гору, челночного бега. При использовании циклических упражнениях максимальной интенсивности с локальным силовым воздействием, путем прибавления дополнительной массы к нижним конечностям, либо бега в гору, либо упражнений в беге с координационной направленностью, повышается мощность работы неосновных мышц и в целом увеличивается интенсивность упражнения, что приводит к более высокому тренировочному эффекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аксенова Анна Николаевна, Пичугин Максим Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF PHYSICAL PREPARATION OF CAMPAIGNS OF ATHLETES OF THE KUZBASS INSTITUTE OF THE FSIN OF RUSSIA

The basis of the work is the justification of the methodology for the use of specialized exercises of a cyclic nature in the preparation of cadets participating in competitions in service biathlon. Exercises are the use in high-speed running asymmetric power effects in the form of weights, exercises when running uphill, Shuttle running. When using cyclic exercises of maximum intensity with local force impact, by adding additional weight to the lower limbs, or running uphill, or running exercises with a coordination orientation, the power of the non-core muscles increases and the overall intensity of the exercise increases, which leads to a higher training effect.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ КУЗБАССКОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ»

УДК: 796.011.3

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ КУЗБАССКОГО

ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ

кандидат педагогических наук, доцент Аксенова Анна Николаевна Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Новокузнецк);

преподаватель, капитан внутренней службы Пичугин Максим Борисович Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Новокузнецк)

Постановка проблемы. Поиск новых резервов совершенствования учебно-тренировочного процесса посредством использования технических средств и новых технологий является весьма актуальной задачей в теории и методике спортивной тренировки, направленной на подготовку легкоатлетов, специализирующихся в спринте [1-5]. Большинство тренеров-преподавателей сталкиваются с проблемами, связанными с невозможностью дальнейшего прироста спортивных результатов за счет уже известных средств и методов тренировки [4]. Большинство авторов считают, что при подготовке спортсменов необходимо почти полностью исключать упражнения, не связанные с решением задач совершенствования технического мастерства [1-5]. Очевидно, что нет ничего более специфичного для тренировки бегунов на короткие дистанции, чем использование в качестве основного упражнения максимально быстрый бег. Причем, наиболее эффективным считается многократное выполнение скоростного упражнения, а именно: повторное пробегание коротких отрезков с максимальной скоростью со старта, с ходу, бег с максимально возможной скоростью в усложненных и облегченных условиях и т.д. Подготовку спортсменов необходимо вести так, чтобы постепенно выйти на те биомеханические, функциональные и силовые показатели его двигательных действий, которые могут привести к росту спортивных результатов. Использование в тренировках многократного пробегания коротких отрезков приводит к закреплению имеющихся ритмо-скоростных характеристик бега, даже если это происходит с увеличением интенсивности от пробежки к пробежке. Стабилизация двигательного навыка, представляющая в целом положительное явление, несет в себе одновременно отрицательное следствие в виде остановки роста спортивных результатов [4, 5]. Данная проблема наиболее специфична для спринтеров и является следствием применяемых методик. Чрезмерно закрепленными могут быть скорость движения, ритм, усилия, ориентация в пространстве [5].

Выход из данного противоречия мы видим в применении специальных средств, препятствующих закреплению навыка. Чтобы избежать стабилизации скорости и возникновения «скоростного барьера» рекомендуется при выполнении скоростных упражнений применять методы облегчения или затруднения внешних условий. Принципиальным отличием обладает прием интенсификации силового или скоростного компонента в целостной структуре движений. Задача этого приема заключается в стимуляции нервно-мышечных напряжений на качественно новом уровне. Для этого используется вспомогательный инвентарь, в частности, манжеты с песком, закрепляемые на дистальном конце правой или левой ноги. Система выполнения скоростно-силовых упражнений в облегченных условиях дает возможность спортсменам создавать вспомогательный навык с той скоростью, которую он планирует в ближайшем будущем показывать на соревнованиях, почувствовать новые нюансы техники при повышенной скорости. Затруднение условий (использование манжеты на ноге) не позволяет спортсмену на протяжении всего тренировочного процесса полностью адаптироваться к этому упражнению в связи с тем, что с повышением скорости бега увеличивается силовой коэффициент воздействия на основные группы мышц, и это приводит к постоянному улучшению специальной силовой подготовки [5].

Одним из эффективных средств тренировки скоростно-силовой выносливости является методика применения упражнений при беге в гору. Во время бега в гору спортсмен использует свой собственный вес, как сопротивление, действующее против движения, что вызывает значительное напряжение мышц, происходит обучение техники «скачкообразного» бега - высокий подъем бедра и всевозможные движения в голеностопном суставе. Во время забега в гору, шаг начинается с проталкивания больших пальцев стопы вверх и заканчивается опусканием пятки ниже уровня носка, что вызывает значительное растягивание мышц голеностопного сустава вверх и вниз с максимальной скоростью и вызывает в них сильное напряжение, позволяющее повысить их мощность и эластичность. Бег в гору способствует следующим изменениям -развивает эластичность и силу мышц, улучшает частоту и длину шага, развивает координацию во время контроля положения тела на неровной поверхности. Таким образом, развивается скоростно-силовая выносливость.

Следующим специальным упражнением, используемым в нашей методике подготовки спортсменов-бегунов, является челночный бег — вид бега, характеризующийся многократным прохождением одной и той же короткой дистанции в прямом и обратном направлении. На конечном отрезке спортсмен должен оббежать препятствие (столб) или коснуться ногой пола за размеченной линией. При использовании челночного бега спортсмену необходимо успеть развить максимально возможную скорость, суметь резко затормозить на наименьшем отрезке дистанции, правильно сгруппироваться и снова начать движение с низкого старта. Регулярно занимаясь челночным бегом, спортсмен нарабатывает скорость при помощи специфической техники постоянного ускорения. К тому же для правильного выполнения такого бега необходимо соблюдать баланс и проявлять ловкость в движениях. Резкое изменение направления разбега способствует развитию общей моторики тела, а также помогает вырабатывать устойчивость к постоянной смене темпа, развивать ориентацию в пространстве.

Методическая особенность заключается в следующем - дистанция 10 м пробегается 10 раз по схеме: первый раз за максимально возможное время (результат фиксируется), отдых 5 мин, затем выполняются силовые упражнения - 50 раз отжиманий, 50 раз выпрыгивания из И.П. упор присев, 50 раз из И.П. упор лежа прыжком упор присев, после активного отдыха (упражнения на развитие гибкости) выполняется челночный бег за время, приближенное к максимальному результату, отдых 10 - 15 мин, и затем третий раз челночный бег. Результаты 3 забегов фиксируются.

Изложение основного материала исследования. Целью нашего исследования является обоснование методики использования специальных упражнений для совершенствования физических качеств спортсменов

- бегунов на короткие и средние дистанции при подготовке курсантов в предсоревновательный период и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность. Рост результатов предполагается за счет преодоления «скоростного потолка двигательного навыка» и определенной перестройки ритмо - скоростной структуры бега.

Оценка результатов применения методики предполагалась проводить по результатам соревнований по служебному биатлону в рамках проведения спартакиады среди вузов ФСИН России и по тестированию в начале и в конце цикла подготовки спортсменов.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Анализ различных методик подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие и средние дистанции.

2. Анализ кинематических характеристик бега с использованием силового воздействия асимметричной направленности (бег с манжетами массой 300 г на дистальных концах голени правой или левой ноги), бега в гору и челночного бега, применяемые в тренировочном процессе как специальные скоростно-силовые упражнения. Выявить взаимосвязь этих характеристик со спортивным результатом в спринтерском беге на 100 м.

3. Анализ эффективности применения методики, состоящей из комплексов специальных циклических упражнений на подготовительном и предсоревновательном этапах годичного цикла подготовки спринтеров.

При решении первой и второй задачи в условиях тренировочного процесса сравнивались кинематические характеристики специальных циклических упражнений с использованием силового воздействия асимметричной направленности. В качестве силового воздействия служили манжеты с песком на дистальных концах голени, не ведущей по моторике ноги. При выборе веса отягощения исходили из того, что техника бега спортсменов в измененных условиях не должна искажаться.

При решении третьей задачи разработана структура комплексов специальных циклических упражнений с асимметричным силовым воздействием, упражнений при беге в гору и челночного бега и определена методика применения этих комплексов на отдельных этапах годичного цикла подготовки спринтеров. Выбранная методика предполагает использование специальных упражнений в тренировках три раза в течение недельного микроцикла с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств.

Для решения этих задач был проведен педагогический эксперимент: В процессе исследования в естественных условиях тренировочного процесса проводились педагогические наблюдения с целью сбора и обобщения практического материала по вопросам использования специальных скоростно-силовых упражнений в процессе подготовки курсантов, тренирующихся в группах спортивного совершенствования. Эксперимент проводился в естественных условиях учебно-тренировочного процесса в течение зимнего соревновательного сезона продолжительностью 11 недельных микроциклов. Наблюдения совпадали с зимними предсоревновательным и соревновательным этапами. Тренировочные занятия в течение эксперимента проводились по единым тренировочным планам. Легкоатлеты использовали разработанную методику применения специальных упражнений. В микроцикле использовались три тренировки, направленные на развитие скорости и силы. Первая скоростная тренировка носила развивающий характер, через один-два дня скоростная тренировка повторялась, но уже в меньшем объеме («тонизирующая» тренировка), всего микроцикл продолжается семь дней, включая день отдыха. В остальные дни тренировки были направлены на развитие других физических качеств. Эффективность теоретически разработанного микроцикла проверена в ходе педагогического эксперимента.

В эксперименте приняли участие 25 курсантов спортсменов в возрасте 18-22 лет. Стаж занятий легкой атлетикой более пяти лет.

Контрольное тестирование выполнено в начале учебного года, итоговое тестирование - после проведения эксперимента. Были использованы следующие тесты - «Бег на 100м, сек», «Бег на 1000м, сек», «Челночный бег, сек». Эффективность методики оценивалась по темпам прироста показателей в начале и конце эксперимента и достоверности полученных результатов.

Результаты анализа теста «Бег на 100м, сек» показали, что у 67% спортсменов тепы прироста увеличились в среднем на 11,2%, у 23% темпы прироста в среднем в пределах 5-7%, у 10% - результаты остались без существенных изменений. Показатели теста «Бег на 1000м, сек» улучшились на 12,1% у большинства спортсменов - 81%. Темпы прироста показателя «Челночный бег, сек» в конце эксперимента увеличились в среднем на 10,2%, отражая достоверность различия результатов. Следует отметить, что в отдельных случаях прирост спортивной результативности был не однозначен - высокие результаты по одному тесту отражали снижение или «без существенных изменений» другого показателя. Индивидуальный подход в данном случае позволит своевременно корректировать тренировочный процесс.

Выводы:

1. При сравнении результатов контрольного и итогового тестирования почти у всех спортсменов отмечено улучшение показателей в беге на 100 м, 1000м, челночного бега, поэтому можно считать выбранную методику развития максимальной скорости эффективной, а прирост результатов в полной мере достоверным.

2. Методика с использованием силового воздействия асимметричной направленности, челночного бега и упражнений в беге в гору, при подготовке спортсменов легкоатлетов, обеспечивает прирост показателей скорости бега за счет увеличения длины бегового шага и в меньшей степени частоты шагов.

Аннотация. В основе работы лежит обоснование методики применения специализированных упражнений циклического характера при подготовке курсантов, участвующих в соревнованиях по служебному биатлону. Упражнения представляют собой использование в скоростном беге асимметричных силовых воздействий в виде отягощения, упражнений при беге в гору, челночного бега. При использовании циклических упражнениях максимальной интенсивности с локальным силовым воздействием, путем прибавления дополнительной массы к нижним конечностям, либо бега в гору, либо упражнений в беге с координационной направленностью, повышается мощность работы неосновных мышц и в целом увеличивается интенсивность упражнения, что приводит к более высокому тренировочному эффекту.

Ключевые слова: асимметричное силовое воздействие, скоростной барьер, спринт, курсанты, координация, челночный бег.

Annotation. The basis of the work is the justification of the methodology for the use of specialized exercises of a cyclic nature in the preparation of cadets participating in competitions in service biathlon. Exercises are the use in

high-speed running asymmetric power effects in the form of weights, exercises when running uphill, Shuttle running. When using cyclic exercises of maximum intensity with local force impact, by adding additional weight to the lower limbs, or running uphill, or running exercises with a coordination orientation, the power of the non-core muscles increases and the overall intensity of the exercise increases, which leads to a higher training effect.

Keywords: asymmetric force impact, speed barrier, sprint, cadets, coordination, Shuttle run.

Литература:

1. Аванесов, В.У. Проблемы и пути повышения специальной работоспособности в беге на короткие дистанции [Текст] / В.У. Аванесов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 12. - С. 38-41.

2. Ильин, М.А. Технология применения специально-подготовительных упражнений в спортивной тренировке юных бегунов на короткие дистанции: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. / Ильин М.А. - М.: ВНИИФК, 2002. - 174 c.

3. Майский, А.Б. Секреты спринтерского бега: Другая версия биомеханического обоснования техники бегового шага [Текст] / А.Б. Майский - Архангельск, 2007. - 48 c.

4. Козлов, И.М. Взаимосвязь темпа и ритма биомеханической структуры спортивных движений [Текст] / И.М. Козлов, А.В. Самсонова, В.Н. Томилов // Теория и практика физической культуры. - 2003. -№ 2. - С. 10.

5. Федоров, В.И. Повышение эффективности подготовки легкоатлетов-спринтеров на основе использования специальных упражнений циклического характера с выраженной асимметрией силового воздействия [Текст] / В.И. Федоров, А.И. Чикуров, С.В. Радаева // Психология и педагогика. - 2012. -№5. - С. 35.

УДК 371

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

РЕБЕНКА

студентка 2 курса магистратуры Басова Яна Сергеевна ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор);

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Сорокопуд Юнна Валерьевна ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор), ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

Постановка проблемы. Главный институт воспитания - семья. На всю последующую жизнь ребенок сохраняет то, что приобрел в детские годы семьи. И обусловлено это длительностью воздействия на личность - ребенок находится в семье в течении значительной части своей жизни.

Вот почему семья занимает особое место в жизни каждого человека.

В кругу близких и родных людей ребенок усваивает правила общежития, номы человеческих отношений, получает нравственные уроки. Став взрослыми, дети повторят в своей семье то, что было в семье его родителей.

Изложение основного материала исследования. От состоянии семьи как малого социального института, как социальной ячейки общества зависит состояние государства, так как духовная культура семьи напрямую влияет на уровень духовной культуры общества.

От мощного фактора развития и эмоционально-психологической поддержки личности до разнообразных психологических травм и расстройств - таков диапазон влияния семьи на ребенка.

Кто «я» и что «я» в окружающем мире? Каков этот мир? Первые шаги в социализации личности, ее роли и место в обществе, основные ценности и смыслы - все закладывается в семье.

Анализ педагогической литературы по проблеме семейного воспитания и детско-родительских отношений позволил сформировать основные теоретические положения:

- Особенности личности выступают как результат определенных воздействий и внутренней позиции ребенка;

- На характер отношений влияет социальная активность ребенка;

- В основе семейного воспитания лежат социокультурные факторы.

Семейное воспитание - это целенаправленные, сознательные, воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений ребенка [3].

С точки зрения значения семейного воспитания для формирования личности ребенка рассматриваются два условия:

- отрицательные патогенные воздействия того или иного влияния на личность ребенка (эмоциональное отвержение);

- положительные влияния, способствующие развитию и повышению качественного уровня личности (сотрудничество, кооперация, демократизм).

В основе воспитательного воздействия - два механизма:

- механизм подкрепления, когда родители поощряют правильное поведение ребенка или не показывают его при нарушении общепринятых правил (в результате - нормы поведения для ребенка становятся привычкой и внутренней потребностью);

- механизм идентификации, когда ребенок на примере поведения родителей подражает им, стараясь стать таким же.

Не может не влиять на формирование личности и вся семейная атмосфера: бытовые условия, материальный достаток, образование и род занятий членов семьи, их ценностные ориентиры.

Для исключения отрицательных последствий в развитии детей нежелательно любая деформация родительской семьи, отсутствие устойчивых позитивных целей, действий, реакции взрослых.

Стиль и поведения родителей также оказывают значительное влияние на личность ребенка.

Среди факторов семейного взаимодействия, оказывающих воспитательный эффект на становление и взросление ребенка, его социализацию, выделяются следующие:

- особенности воспитания ребенка и отношения к нему родителей;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.