Научная статья на тему 'РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЫ'

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧКИ / СЛУЖЕБНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / ГОСТИНИЧНАЯ СФЕРА / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Матюгин Никита Евгеньевич, Сорокопуд Юнна Валерьевна

В статье анализируется эмоциональный интеллект. Раскрывается понятие эмоционального интеллекта и его влияние на трудовую деятельность. Автор приходит к заключению, что для развития такого явления как эмоциональный интеллект, необходимо использовать комплексный подход, отклоняясь от описанного вектора развития не гарантирует получения результата. Главным критерием считается выполнение комплекса упражнений, которые помогут достичь нужного уровня развития личностного качества, так как при помощи данных упражнений мы формируем те привычки, которые поспособствуют в решениях задач не только в повседневной жизни, но и при выполнении служебных обязанностей, а именно в гостиничной сфере. В статье также представлены комплексы мероприятий доказывающий эффективность данных упражнений, которые положительно скажутся на компетенциях работника гостиничного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Матюгин Никита Евгеньевич, Сорокопуд Юнна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF HOTEL EMPLOYEES

The article analyzes the concept of emotional intelligence and its impact on work. We create habits that will contribute to solving problems not only in everyday life, but also in the performance of official duties, namely in the hotel sector. The article also presents a set of measures proving the effectiveness of these exercises, which will positively affect the competence of the employee of the hotel business.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЫ»

полноценного развития в образовательной среде.

Аннотация. В данной работе раскрывается значимость изучения эмоциональной устойчивости студентов для обеспечения полноценного комфортного образовательного процесса. Представляется вниманию теоретический обзор эмоциональной устойчивости студентов в условиях образовательной среды.

Ключевые слова: студент, образовательная среда, эмоция, эмоциональная устойчивость, психологическое здоровье.

Annotation. This paper reveals the importance of studying the emotional stability of students to ensure a full comfortable educational process. A theoretical review of emotional stability of students in the educational environment is presented.

Keywords: student, educational environment, emotion, emotional stability, psychological health.

Литература:

1. Бескараваных К.А., Чусовитина О.М. Исследование показателей эмоциональной устойчивости у студентов направления "Физическая культура"/ В сборнике: Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения материалы II Всероссийской научно-практической конференции. г. Омск, 2019. С. 219-224.

2. Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н., Герасимова К.А. Взаимосвязь аддиктивного поведения и эмоциональной устойчивости у студентов / Вестник Челябинской областной клинической больницы. 2019. № 3 (43). С. 25-28.

3. Зулаев И.И. Зависимость эмоциональной устойчивости студентов-тяжелоатлетов от их индивидуально-типологических особенностей / В книге: Будущее российского права: концепты и социальные практики V Московский юридический форум. Материалы XlV Международной научно-практической конференции (Кутафинские чтения). В 4-х частях. Москва, 2018. С. 319-326.

4. Иванов А.И., Рабаданов З.Р. Формирование устойчивости у студентов педагогического вуза к эмоциональному выгоранию / В книге: Профессиональное образование: современные подходы и перспективы развития Трофимов Е.Н., Кальней В.А., Шишов С.Е., Головко О.Н., Самойленко Н.Б., Штец А.А., Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И., Питюков В.Ю., Тищенко С.М., Арсений Р.М., Махотин Д.А., Маренго А.К., Торкунова Ю.В., Шаронин Ю.В., Гусева И.В., егтярёв В.А., Сесёлкин А.И., Лагусева Н.Н., Мошняга Е.В. и др. Москва, 2019. С. 138-146.

5. Кожухарь Е.В., Гарнова В.Ю. Особенности эмоциональной устойчивости и профессионального самоопределения студентов как будущих работников / в сборнике: современные проблемы экономики и менеджмента Материалы международной научно-практической конференции. Воронеж, 2019. С. 123-126.

6. Кривобоков В.А. Роль эмоциональной устойчивости студентов в процессе профессионального самоопределения / В сборнике: Университетские чтения - 2019 Материалы научно-методических чтений. 2019. С. 84-88.

7. Третьяков А.А. Технология повышения устойчивости студентов к нервно-эмоциональному напряжению в процессе образовательной деятельности с использованием средств физической культуры /автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2011.

8. Усаева Н.Р., Апокин В.В., Яковлев Б.П. Развитие эмоциональной устойчивости к психической нагрузке у студентов-спортсменов с нарушениями слуха в период обучения в вузе / Теория и практика физической культуры. 2014. № 11. С. 87-89.

9. Филиппова С.А., Пазухина С.В., Куликова Т.И., Степанова Н.А. Сформированность эмоциональной устойчивости студентов к негативному влиянию информационной среды / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 2. С. 88-105.

УДК 378

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЫ

аспирант Матюгин Никита Евгеньевич ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор);

доктор педагогических найк, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Сорокопуд Юнна Валерьевна ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор), ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

Постановка проблемы. Просматривая опыт передовых специалистов в сфере коучинга при развитии личностных качеств, в особенности для работников гостиничной сферы. Специалисты выделяют среди всех остальных развитие такого явления, как эмоциональный интеллект. Это явления приписывают к личностным качествам каждого человека. Беря сотрудника на работу, а особенно на ключевые позиции, работодатель пристальное внимание уделяет уровню развития эмоционального интеллекта у кандидата. При развитии навыка стоит прибегать к комплексным упражнениям, если же использовать каждое упражнение по отдельности, нужный результат не гарантирован. Используя комплексный подход в развитии навыка, а именно комплекс упражнений в совокупности с правильно смоделированными условиями позволит человеку добиться нужных результатов при возникновении служебных задач [1-3].

Изложение основного материала исследования. Эмоциональный интеллект - это способность человека воспринимать собственные эмоции и управлять чувствами для эффективного решения задач. Эмоциональный интеллект было введено как понятие, в результате неспособности классических IQ тестов (коэффициент интеллекта) объяснить природу мотивации и поведения человека, в начале 20в. Задолго до этого понять природу эмоционального интеллекта пытались древние греки, они думали, что поистине мудрый человек - это тот который способен использовать одновременно и ум и логику, и эмоции. Греки пытались дать ответ на этот вопрос две с половиной тысячи лет назад, конкретный ответ на него не дан до сих пор. Тему эмоционального интеллекта сам Чарльз Дарвин пытался раскрыть, в своих трудах «О выражении эмоций человека и животных». Американский психолог Эдвард Торндайк первым ввел понятие социального интеллекта, позиционировал он это понятие как способность человека разумно действовать в отношениях с людьми. Только к 1983 году благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману эмоциональному интеллекту стали уделять более пристальное внимание. Анализируя последние исследования выявлено несколько диагностик эмоционального интеллекта.

1. Модель способностей (Ability model) - данная модель рассматривает эмоции как генетически заложенное качество или талант (дар), его можно измерить как способности к изучению иностранных языков или к математике.

2. Модель «черты эмоционального интеллекта» - по данным этой модели считается что эмоциям невозможно дать количественную оценку. Модель изучает восприятия человеком этих эмоций, позволяет дать оценку своим чувствам пройдя тест.

Тест состоит из 15 модулей или «черт» эмоционального интеллекта. В него входят такие способности как, адаптация к обстоятельствам, возможность эффективно принимать решение, сопереживать и испытывать счастье. Человек, оценивая данные качества составляет картинку своего эмоционального состояния, что позволяет обратить свое внимание на свои недостатки, о которых как показывают исследования человек даже представления не имел.

Эмоциональный интеллект в гостиничном бизнесе имеет большое влияние. Так как гостиничная сфера это не только владение и управление зданием и номерным фондом, но и правильно сбалансированное обращение с постояльцами отеля. Именно поэтому в гостиничной сфере не хватает сотрудников, которые способны заинтересовать будущего гостя и удержать его, что бы он каждый раз приезжая в какой-либо город останавливался только в этом отеле.

В современных компаниях, в основном в крупных компаниях, где бизнес построен на клиентах и на общении с ними, для сотрудников устраивают тренинги, где приглашаю профессиональных преподавателей по развитию тех или иных навыков. В гостиничном бизнесе в основном приглашают коучей по эмоциональному интеллекту, где вместе с сотрудниками организации разбирают кейсы с моделированием ситуации. Но прежде, чем чему-то обучать, необходимо знать откуда отталкиваться. Поэтому для начала сотрудниками дается два теста, один тест Гоулмана, второй тест Холла. Данные тесты позволяют дать ответ на вопрос, какой уровень эмоционального интеллекта у человека на данный момент. Перед началом разбора кейсов, преподаватели рассказывают о нескольких ключевых моментов.

1. Развивать эмоциональное самосознание. Эмоции могут с подвигнуть человека вести себя необычно и в основном заставляют человека вести себя не продуктивно. Самосознание улучшит способность понимать и интерпретировать собственные эмоции, настроение и внутренние мотивы.

Данная практика дает возможность распознавать эмоциональное состояние других людей, понимать, что именно расположилось за действиями и словами человека. Если говорить кратко если человек не понимает собственных чувств и поступков, то и чувства других людей он не поймет. Для развития самосознания необходимо: проговаривать три фразы каждый день «Я чувствую себя...» - эта техника помогает научится точно определять свои эмоции и повысить самосознание. Необходимо каждый день уделять время испытанной эмоции, попытаться ее сформулировать, что вы чувствуйте и почему. Важно каждый раз стараться размышлять о том, как негативные эмоции влияют на людей. Нужно уметь определять страхи и желания. Это помогает лучше понять, что беспокоит и движет человеком.

В гостиничном бизнесе это дает возможности нанимать на работу амбициозных людей, которые четко знают, чего они хотят и знают что необходимо для этого сделать.

2. Эмоциональный самоконтроль. Крайне важно уметь контролировать импульсивные реакции и эмоции, которые мешают развитию лидерских качеств. Это вторая ступень после самосознания. Специалисты в сфере эмоционального интеллекта говорят проще. Самоконтроль это способность стать выше ненужных объяснений, ревности и тд. не позволять эмоциональному настрою вас контролировать. Существуют масса всевозможных техник самоконтроля, более эффективные: Нельзя принимать какую-либо сторону при рабочих конфликтов; если ситуация слишком эмоционально нужно отойти на время не принимать решение сразу и проанализировать ваши эмоции; Важно понимать что жизнь изменчива и разочарование являются частью любой работы и профессиональная реакция на них - это мозговые штурмы и разбор и создание стратегии, а не жалобы и занятия не пойми чем; Не встревать в игру «найди виноватого» не в коем случае нельзя показывать пальцем на всех кто окружает вас только беря ответственность на себя и принимать с достоинством свои ошибки; Старайтесь оставаться всегда сконцентрированным на себе и на тех вещах которые способны контролировать, а не на вещах которые не в вашей власти.

Для работников гостиничной сферы, это поспособствует внутреннему спокойствию при общении как с коллегами, так и с постояльцами отеля. Помогает трезво оценивать ситуацию и принимать правильные решения.

3. Эмпатия или способность сочувствовать. Сочувствие - естественный путь в развитии эмоционального самосознания. Оно дает возможность отойти от личного опыта и взглянуть на проблему со стороны постороннего человека. Развитие эмпатии дает возможности относится к людям с уважением, добротой и профессионализмом. Сочувствующие люди хороши в распознавании чувств других, даже если они не очевидны. Эмпатия развивается по одному главному правилу «относится нужно к людям так, как вы хотите, чтобы они относились к вам». Так же важно уметь слушать и размышлять над тем, что сказал ваш собеседник. Важно признавать тревоги и чувства других людей - необходимо дать им понять, что вы видите суть проблемы и осознаете ценность их точки зрения.

Данное качество даст существенный скачек к более высокому уровню сервиса в организации, сделает его эксклюзивным и улучшит репутацию отеля.

4. Работа над мотивацией. Мотивация - это энтузиазм в работе и карьере, которую не объяснить деньгами или статусом, это то, что помогает в реализации внутренних целей и делать это с огромной энергией. Для улучшения мотивации необходимо в любой сложной ситуации или даже при провале найти хотя бы что-то хорошее. Важно помнить, что люди притягиваются к позитивным и вдохновляющим людям, так можно достичь уважения со стороны коллег по работе, а также от клиентов. При выполнении целей нужно себя поощрять, чтобы мотивация не гасла.

В современном мире, где все меняется с огромной скорость, где колоссальные объёмы информации, человеку легко потеряться и это затуманивает мечты и амбиции человека, крайне важно для любого работодателя иметь в своем штате людей, которые каждый день выполняя свои трудовые обязанности не теряли общий вектор развития компании.

5. Работать над навыком общения. Весомым аспектом эмоционального интеллекта - это умение взаимодействовать с другими людьми, многие считают, что интроверты или стеснительные люди обладают низким эмоциональным интеллектом но это не так. Навыки общения имеют разные формы, это не только быть дружелюбным, но и уметь слушать и слышать. Для того чтобы улучшить навыки общения важно изучать природу конфликтов и их решения, это даст возможность добиваться поставленных целей в трудных ситуациях с коллегами и клиентам. Старайтесь понять собеседника, с которым ведете диалог нету универсальной формы подхода к человеку.

Общение самое важное, чему необходимо научится каждому сотруднику гостиничного бизнеса. Без общения компания не сможет привлекать новых клиентов и удержать старых. Для сотрудников гостиничной сферы это главный вектор развития для успешной карьеры.

Выводы. Анализируя все вышеописанные практики, можно сделать вывод. Гостиничный сегмент рынка бурно развивается с помощью новейших технологий и огромного количества информации. В современном мире остро стоит вопрос о подготовке кадров способные вести профессиональное общение с людьми, строя коммуникативные мосты между клиентами отеля и принося прибыль работодателю и себе. Крупные гостиничные компании тратят огромные деньги для развития эмоционального интеллекта у своих сотрудников. Нанимают лучших специалистов в этой области. Используя методики описанные, выше дают возможность лучше понять себя и других и управлять настроением человека, делая его более открытым к диалогу для достижения рабочих задач.

Аннотация. В статье анализируется эмоциональный интеллект. Раскрывается понятие эмоционального интеллекта и его влияние на трудовую деятельность. Автор приходит к заключению, что для развития такого явления как эмоциональный интеллект, необходимо использовать комплексный подход, отклоняясь от описанного вектора развития не гарантирует получения результата. Главным критерием считается выполнение комплекса упражнений, которые помогут достичь нужного уровня развития личностного качества, так как при помощи данных упражнений мы формируем те привычки, которые поспособствуют в решениях задач не только в повседневной жизни, но и при выполнении служебных обязанностей, а именно в гостиничной сфере. В статье также представлены комплексы мероприятий доказывающий эффективность данных упражнений, которые положительно скажутся на компетенциях работника гостиничного бизнеса.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, комплекс упражнений, личностные качества, формирование привычки, служебные обязанности, гостиничная сфера, гостиничный бизнес.

Annotation. The article analyzes the concept of emotional intelligence and its impact on work. We create habits that will contribute to solving problems not only in everyday life, but also in the performance of official duties, namely in the hotel sector. The article also presents a set of measures proving the effectiveness of these exercises, which will positively affect the competence of the employee of the hotel business.

Keywords: emotional intelligence, complex exercises, personality qualities, habit formation, official duties, hotel sphere, hotel business.

Литература:

1. Карпов, А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А.В. Карпов, А.С. Петровская; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 2008. - 344 с.

2. Алпатьева Ю.Н. Роль эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности работников системы здравоохранения [Электронный ресурс]: http://naukarus.com/rol-emotsionalnogo-intellekta-v-professionalnoy-deyatelnosti-rabotnikov-sistemy-zdravoohraneniya

3. Кишиков Р.В. Эмоциональный интеллект как предиктор коммуникативной компетентности менеджера [Электронный ресурс]: http://naukarus.com/emotsionalnyy-intellekt-kak-prediktor-kommunikativnoy-kompetentnosti-menedzhera

УДК 37

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В

ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук Чеченской республики Мусханова Исита Вахидовна (г. Грозный)

Работа выполнена при грантовой поддержке РФФИ, проект 18-412-200001 «Модели исследования коммуникативного поведения чеченцев-билингвов»

Постановка проблемы. В настоящее время, в период активного развития материальных сфер общества, проблема формирования коммуникативного поведения является весьма актуальной. Личностная коммуникация, как феномен, является предметом изучения различных наук - психологии, педагогики, философии, социологии и др. Исследованием проблем формирования коммуникативного поведения, разработкой концептуальных положений теории общения занимались отечественные ученые - Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я Гальперин и др., а также зарубежные - А. Маслоу, Э. Берн и др. Авторы отмечают, что потребность в коммуникации является основополагающим условием психического развития человека, фактором его социализации, формирования личности и средством индивидуализации. В отечественной науке сформировалась единая концепция, отражающая взаимообусловленность процессов общения, коммуникации, взаимодействия и выстраивания межличностных отношений (Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Л.Б. Филонов и др.). В связи с чем, формирование коммуникативного поведения личности является актуальной проблемой и задачей педагогической науки.

Изложение основного материала исследования. Б.Г. Ананьев [1] указывает на важность коммуникативного поведения среди других детерминант деятельности и развития личности. Автор пишет, что «в общении формируются коммуникативные черты характера личности». Ученый отмечал, что коммуникативное поведение входит в тройку основных видов деятельности человека: общение, труд и познание.

А.Н. Леонтьев рассматривает коммуникативное поведение личности, как специфическую деятельность и отмечает: «содержанием коммуникативного поведения выступает не только передача информации, а взаимодействие между людьми». Б.Ф. Ломом [4], опираясь на системный подход, рассматривал коммуникацию как базовую категорию в психологии. Автор доказывает, что понятие «коммуникация» охватывает различные стороны отношений между субъектами. В результате коммуникативного поведения формируется сознание человека, он развивается и в деятельности, и в общении.

Особый вклад в разработку теории коммуникации личности внес В.Н. Мясищев [6], который представляет коммуникацию, как процесс взаимодействия конкретных личностей, оказывающих воздействие друг на друга.

Большой интерес представляет личностный подход к разработке феномена «коммуникативное поведение», который утверждает, что суть, характер, механизмы, обслуживающие коммуникацию личности, зависят от участников, т.е. субъектов коммуникации. В этом случае коммуникация представляется процессом, в котором субъективный мир одного человека раскрывается для другого, где человек самоопределяется, самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Личностное начало, в первую очередь, предопределяет многообразие форм коммуникации от формализованного воздействия субъекта на объект, до вершин синтонической модели коммуникации, поскольку коммуникация на личностном уровне - это творчество, сотворчество общающихся людей. Основные положения личностного подхода к процессу формирования коммуникативного поведения личности мы находим у К.А. Абульхановой-Славской, С.Л. Братченко, С.Л. Рубинштейна и др. Здесь можно выделить следующие основные позиции:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.