Научная статья на тему 'Структура профессионально важных качеств специалистов в сфере гостиничного бизнеса'

Структура профессионально важных качеств специалистов в сфере гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально значимые личностные качества / подготовка работников гостиничной сферы / систематический подход / упражнения по развитию качеств. / professionally significant personal qualities / training of hotel workers / systematic approach / exercises to develop qualities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. В. Сорокопуд, Н. Е. Матюгин

В статье рассматриваются профессионально значимые личностные качества специалистов сферы гостиничного бизнеса. Были изложены и прописаны основные качества будущего работника гостиничной сферы. Рассматривается их значимость и упражнения по их развитию. В статье также представлены условия педагогической эффективности и рекомендации по развитию профессионально значимых качеств. Автор делает вывод о том, что вышеперечисленные личностные качества широко распространены и успешно развиваются в учебных заведениях, список упражнений и методик постоянно обновляется и дополняется. Современные институты стремятся внедрить заявленные выше личностные качества во все предметы и дисциплины. Работодатели первым делом смотрят на личностное развитие будущих сотрудников, ибо обучить рабочим обязанностям проще и быстрее, чем фундаментальным сторонам личности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF THE HOTEL BUSINESS

The article examines professionally significant personal qualities of hotel industry professionals. The main qualities of the future hotel worker are laid out and spelled out. Their importance and exercises on their development are considered. The article provides the conditions of pedagogical effectiveness and recommendations for the development of professionally significant qualities. The authors conclude that the above personal qualities are widespread and successfully developed in educational institutions, the list of exercises and techniques is constantly updated and supplemented above the stated personality traits in all subjects and disciplines. Employers first look at the personal development of future employees, because it is easier and faster to train work responsibilities than to teach the fundamental aspects of a personality.

Текст научной работы на тему «Структура профессионально важных качеств специалистов в сфере гостиничного бизнеса»

Таким образом, процесс обучения курсантов в вузе не является основным фактором профессионально-личностного самоопределения. В тех случаях, когда можно наблюдать проявление курсантом пассивно доброжелательного отношения к обучению, процесс профессионально-личностного самоопределения происходит по окончанию вуза. В случае если курсант негативно относится к

процессу обучения, данный выбор профессионально-личностного направления происходит без наличия познавательного интереса. Наиболее важным аспектом процесса профессионально-личностного самоопределения курсантов вузов являются соответствие направленности и способности курсантов определенным критериям, предъявляемым профессиональным направлением личности.

Библиографический список

1. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. Москва: Просвещение, 1985.

2. Дзугкоева М.Г. Психологические новообразования студенческого возраста. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 1999.

3. Саари С. Опосредование стрессовых факторов через внутри личностные факторы. Психология личности и образ жизни. Москва, 1987: 59 - 62.

4. Шакуров РХ. Психологические основы педагогики сотрудничества. Санкт-Петербург, 1994.

References

1. Georgievskij A.B. Darvinizm. Moskva: Prosveschenie, 1985.

2. Dzugkoeva M.G. Psihologicheskienovoobrazovaniyastudencheskogo vozrasta. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1999.

3. Saari S. Oposredovanie stressovyh faktorov cherez vnutri lichnostnye faktory. Psihologiya lichnosti i obraz zhizni. Moskva, 1987: 59 - 62.

4. Shakurov R.H. Psihologicheskie osnovy pedagogiki sotrudnichestva. Sankt-Peterburg, 1994.

Статья поступила в редакцию 30.10.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10017

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia);

Chechen State University (Grozny Russia), E-mail: Grozny yunna_sorokopud@mail.ru

Matyugin N.Ye, postgraduate, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: Matyugin.n@yandex.ru

STRUCTURE OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF THE HOTEL BUSINESS. The article examines professionally significant personal qualities of hotel industry professionals. The main qualities of the future hotel worker are laid out and spelled out. Their importance and exercises on their development are considered. The article provides the conditions of pedagogical effectiveness and recommendations for the development of professionally significant qualities. The authors conclude that the above personal qualities are widespread and successfully developed in educational institutions, the list of exercises and techniques is constantly updated and supplemented above the stated personality traits in all subjects and disciplines. Employers first look at the personal development of future employees, because it is easier and faster to train work responsibilities than to teach the fundamental aspects of a personality.

Key words: professionally significant personal qualities, training of hotel workers, systematic approach, exercises to develop qualities.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская обл., пос. Электроизолятор,

проф. кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Н.Е. Матюгин, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» Московская обл., пос. Электроизолятор,

E-mail: Matyugin.n@yandex.ru

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

В статье рассматриваются профессионально значимые личностные качества специалистов сферы гостиничного бизнеса. Были изложены и прописаны основные качества будущего работника гостиничной сферы. Рассматривается их значимость и упражнения по их развитию. В статье также представлены условия педагогической эффективности и рекомендации по развитию профессионально значимых качеств. Автор делает вывод о том, что вышеперечисленные личностные качества широко распространены и успешно развиваются в учебных заведениях, список упражнений и методик постоянно обновляется и дополняется. Современные институты стремятся внедрить заявленные выше личностные качества во все предметы и дисциплины. Работодатели первым делом смотрят на личностное развитие будущих сотрудников, ибо обучить рабочим обязанностям проще и быстрее, чем фундаментальным сторонам личности человека.

Ключевые слова: профессионально значимые личностные качества, подготовка работников гостиничной сферы, систематический подход, упражнения по развитию качеств.

Анализируя деятельность современных вузов страны по подготовке персональных кадров в гостиничной сфере, становится ясным, что особое внимание уделяется развитие профессионально значимых качеств, которые крайне важны будущим сотрудникам гостиничной сферы. Развивая навыки персонально значимых личностных качеств, вузы в стране дадут профессионально подготовленных сотрудников, а те, в свою очередь, смогут конкурировать на мировой арене гостиничной бизнеса.

В современной России гостиничная сфера входит в десятку престижных профессий страны. В основном в России пользуются популярностью гостиницы среднего сегмента из-за своей стоимости. Более престижными считаются иностранные сети отелей, в тройку более влиятельных гостиничных комплексов входят Four Seasons Hotel Moscow, Рэдиссон Блу, Марриотт Гранд Отель.

Многие студенты старших курсов стараются попасть именно в эти гостиницы. Для поступления в штат будущим специалистам необходимо обладать определенными навыками и качествами для продуктивной деятельности и продвигаться вверх по карьерной лестнице. Особую роль в профессиональной компетентности специалиста играют именно профессионально важные качества, так называемые ПВК. Как отмечает В.Д. Шадриков, профессионально важные качества - «это индивидуальные качества субъекта, которые включены в процесс профессиональной деятельности и оказывают влияние на результативность ее выполнения по следующим параметрам: производительность труда, его качество и надежность. Профессионально важные качества представляют собой совокупность качеств специалиста, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности» [1].

В структуре профессионально важных качеств Е.А. Климов выделяет следующие блоки и составляющие их компоненты:

- гражданские качества - нравственно-духовный облик специалиста;

- отношение к конкретной профессиональной деятельности и к труду в целом;

- дееспособность - физическая и умственная (например, широта, глубина и гибкость ума, физическое здоровье, выносливость);

- единичные, частные, специальные способности, важные для данной конкретной профессии;

- навыки, привычки, знания, опыт [2].

Как показывает анализ литературы, наши личные наблюдения и результаты опроса специалистов в этой сферы, важными качествами работников гостиничной сферы являются:

- эмоциональная устойчивость;

- эмоциональный интеллект;

- аналитическое мышление;

- принципиальность;

- усидчивость;

- самообладание;

- долгосрочная память.

Одним из главных профессиональных качеств считается аналитическое мышление: будущие работодатели заостряют внимание именно на тип мышления будущего сотрудника. В первую очередь нужно понимать, что аналитическое мышление тесно связано с логическим. Главные различия состоят в том, что

аналитическое мышление отвечает за анализ полученной информации и т.п., а логическое мышление основывается на поиске и установлении причинно-следственной связи. Особенности аналитического мышления проявляются в том, что человек более кропотливо изучает проблему или строит подробные планы, одновременно анализируя данные и взвешивая полученную информацию [3].

В современных учебных заведениях представлены целые программы по развитию аналитического мышления. Преподаватели на занятиях используют разные методики по улучшению аналитического мышления. Самыми распространенными методиками считаются следующие:

- моделирование ситуации. Суть упражнения проста, необходимо немного свободного времени и ум. Человек представляет себе ситуацию, ставит цель и разрабатывает эффективный метод ее достижения;

- тест Тьюринга. Для проведения теста необходим собеседник и хотя бы один член жюри. Суть теста в том, чтобы начать спор со своим оппонентом на любую тему, выслушать его аргументы. Проанализировав информацию, её необходимо озвучить так, чтобы член жюри не смог определить автора аргументации.

Эмоциональная устойчивость. В туристическом деле работодатели серьезно относятся к эмоционально устойчивой психике будущего работника. Работа в гостиничной сфере связана с высоким темпом работы и большой ответственностью. Именно поэтому высшие учебные заведения вводят в учебную программу курсы психологии для подготовки стрессоустойчивых специалистов.

Эмоциональная устойчивость - это свойство личности, проявляющееся в чувствительности к эмоциональным раздражителям и нарушении психологических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения. Самыми распространенными методиками по стрессоустойчивости являются:

- позитивный эмоциональный настрой к ситуациям;

- смотреть страху в глаза. Преподаватели на практических занятиях рассказывают: чтобы побороть страх, его необходимо испытать в безопасной среде на долгосрочное время, чтобы мозг смог сформулировать новую связь: в данном окружении раздражитель, вызывающий страх, не опасен;

- поддержание хорошей физической формы. Люди, обладающие хорошей эмоциональной устойчивостью, имели привычку поддерживать в хорошей форме тело и дух;

- упражнение «Самоактуализация». Оно часто применяется преподавателями на практических занятиях. Преподаватель дает студентам листок с восемью вопросами:

- откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями...;

- откровенно говоря, когда я слышу об экзаменах.;

- откровенно говоря, когда я прихожу на консультации.;

- я хотел бы узнать, как в период подготовки к экзаменам.;

- я хотел бы узнать, как во время экзаменов.

Ответив на эти вопросы, студенты отдавали листок преподавателю для анализа, замечая отклонение от нормы, преподаватель проводил беседу со студентом.

В высших учебных заведениях для подготовки будущих специалистов в гостиничной сфере уделяют особое внимание тренировке твердости характера (принципиальности). Данная черта характера крайне важна в продуктивной работе служащего гостиничной сферы, необходимо ясно понимать, какая задача стоит, и четко выполнять поставленные функции. Это чрезвычайно важно для будущих гостиничных управляющих, работников HR-службы, т.к. в их деятельности нет места жалости и состраданию, а только трезвый, четкий взгляд на ситуацию. Самыми распространенными методами преподавания являются следующие:

- тренировка ясности. Студентов учат каждое утро задавать себе вопросы:

1. Что вы хотите сейчас?

2. Что вы хотите сделать со своим здоровьем сейчас?

3. Что вы хотите сделать со своими отношениями сейчас?

4. Чего вы хотите от своей карьеры сейчас?

5. Что вы хотите получить на следующем этапе своей жизни?

- управление временем (блокирование). Важно планировать, сколько времени необходимо выделить для решения определенных задач, чтобы избежать внешних раздражительных факторов. Целью является не поддаваться требованиям людей и ситуаций, чтобы они не вели вас по жизни, а вам не пришлось «залатывать дыры». Окружающий мир всегда обращается к нам с тремя вещами:

1)требование;

2) запросы;

3) обязательства.

Не научившись управлять своим временем, придется отложить свои мечты и амбиции, чтобы решать проблемы мира, отвечая на его просьбы.

Служащие гостиничной сферы работают с огромным объемом данных, занимаются их анализом и структурированием. Чтобы осуществлять все вышеизложенные действия, нужно обладать твердо сформированной усидчивостью. В высших образовательных учреждениях преподаватели на лекциях прибегают к использованию специальных упражнений на усидчивость, формируя у студентов такие качества, как упорство, трудолюбие, усердность.

Библиографический список

Деконцентрация - умение расширять угол зрения. Данное упражнение позволяет студенту видеть всю картинку перед глазами, что способствует отталкиванию отвлекающих мыслей и развитию скорочтения.

Самообладание - одно из самых важных профессиональных качеств работника в любой сфере. В гостиничной сфере самообладание является решающим фактором, развитие которого необходимо начинать со школьной парты. В учебных заведениях в каждой дисциплине существуют предметы по работе с самообладанием. На западе при приеме сотрудника на должность, где психологическое состояние работника является незыблемым, проходят так называемые стресс-собеседования. Это вид собеседования, на котором специально обученный человек пытается вывести будущего сотрудника из эмоционального равновесия и добиться агрессии в ответ.

Древнейшим и наиболее действенным методом по развитию самообладания является медитация. Она позволит понимать и ощущать природу своих эмоций, истину своих поступков.

Больше половины раздражителей приходят от того, что людей нервируют другие люди. Преподаватели обучают студента искать первопричину раздражительного поступка не в другом человеке, а в себе самом и трансформировать этот раздражитель в возможность помочь человеку в той или иной ситуации.

Самый простой пример того, что необходимо работать с самообладанием, - это когда звонит телефон, и человека раздражает не сам факт звонка, а то, что на него необходимо ответить. Человек на автомате берет трубку, потому что кто-то звонит. В большинстве случаев этот звонок не изменит жизнь. Учителя говорят, что если что-то раздражает, не нужно поддаваться объекту раздражения, пример с телефоном показывает, что необходимо перезвонить человеку только тогда, когда это вам нужно.

Метод обнуления раздражителя говорит о том, что главная причина потери самообладания заключена в том, что раздражители имеют свойства копиться, и у каждого человека существует определенный порог, переступив который он получает нервный срыв. На занятиях лектор проводит с учащимися диалог с разбором неприятных событий. Преподаватель спрашивает студентов: «Что сегодня вас огорчило, и какие эмоции вы испытываете сейчас?» Слушая ответы студентов, наставник учит разбирать ситуации, работать с ними в глубине разума, донеся до учеников идею о том, что если происходит какое-то событие, которое нанесло ущерб самообладанию, нельзя его игнорировать, ибо произошедшая неприятность уже проникла внутрь сознания.

Долгосрочная память - это одно из многопрофильных личностных качеств. Человек, обладающий хорошо развитой долгосрочной памятью, способен быстро и надолго удерживать полученную информацию. Одна из особенностей такого типа памяти в том, что человек способен быстро вспоминать необходимую информацию для решения поставленных целей. Профессионалы в гостиничной сфере с легкостью решают неординарные задачи благодаря долгосрочной памяти. При приеме на работу в сферу гостиничного сервиса работник проходит специальные тренажёры по стимулированию долгосрочной памяти. Для большинства работников данные тренажёры не есть что-то новое, уже давно применяемое во многих вузах страны: преподаватели давали студентам рекомендации, упражнения по тренировке долгосрочной памяти. Самым легким и действенным остается «тренировка стихами». Все, что необходимо - регулярно заучивать стихотворения по определенной временной шкале. Учить следует по одному стихотворению в неделю в течение месяца, увеличивая затем темп заучивания. Заученное стихотворение следует повторять по следующей схеме:

1) через два часа после заучивания;

2) каждые сутки после заучивания в течение недели;

3) раз в неделю в течение месяца;

4) один раз в месяц в течение полугода;

5) один раз в год.

Стихотворение, выученное данным способом, запомнится на всю жизнь. Многими педагогами и исследователями доказано, что данная методика тренирует долгосрочную память более чем на 100%.

Суть метода использования ассоциаций заключена в следующем: чтобы запомнить необходимую информацию, её следует запоминать рядом ассоциаций. Современные исследователи памяти сделали выводы, что положительно на долгосрочную память влияет музыка, особенно джаз и классика. Сегодня многие учителя на своих курсах отдают частичку времени от занятия прослушиванию классической музыки.

Все вышеперечисленные личностные качества широко распространены и успешно развиваются в учебных заведениях, список упражнений и методик постоянно обновляется и дополняется. Современные институты стремятся внедрить заявленные выше личностные качества во все предметы и дисциплины. Работодатели первым делом смотрят на личностное развитие будущих сотрудников, ибо обучить рабочим обязанностям проще и быстрее, чем развить фундаментальные стороны личности человека.

1. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Москва, 1994.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Москва: Изд-во МГУ 1988.

3. Деркач А.А., Кузьмина П.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. Москва, 1993.

References

1. Shadrikov V.D. Deyatel'nost'isposobnosti. Moskva, 1994.

2. Klimov E.A. Vvedenie v psihologiyu truda. Moskva: Izd-vo MGU, 1988.

3. Derkach A.A., Kuz'mina P.V. Akmeologiya: putidostizheniya vershin professionalizma. Moskva, 1993.

Статья поступила в редакцию 28.10.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10018

Suleimenov A.K., postgraduate, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: amantay2006@inbox.ru

THE IMPORTANCE OF ETHNO-PEDAGOGICAL HERITAGE IN THE EDUCATION OF THE KAZAKHSTAN YOUTH. The article discusses problems of Kazakhstan youth, which are relevant today. The article notes that due to the emergence of preconditions for the loss of moral values, native language, culture, tradition, customs, rites, national identity, it is necessary to revive the cultural and historical heritage of the Kazakh people, but this is hindered by the lack of ethno-educational training of teachers, teachers in general education schools, professors and teachers of the military institutions of the Republic of Kazakhstan. It is important to note that the relevance of this problem is considered in the legislation in the field of youth policy of the Republic of Kazakhstan. Particularly the author emphasizes such areas as pressure of globalization on the system of traditional values, status of values of labor, cult of consumption, risk of radicalization of the youth environment, etc.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: relevant problems, Kazakhstan youth, concept of state youth policy, traditional values, influence of Western culture, weak ethno-pedagogical training.

А.К. Сулейменов, соискатель, ФГКОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: amantay2006@inbox.ru

ВАЖНОСТЬ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ВОСПИТАНИИ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются проблемы казахстанской молодежи, которые являются актуальными на сегодняшний день. В статье отмечается, что в связи с возникновением предпосылок для утраты нравственных ценностей родного языка, культуры, традиции, обычаев, обрядов, национальной идентичности необходимо возрождать культурно-историческое наследие казахского народа, но этому мешает недостаточная этнопедагогическая подготовка преподавателей, учителей в общеобразовательных школах, профессорско-преподавательского состава военных институтов Республики Казахстан. Важно отметить, что актуальность данной проблемы рассматривается в нормативно-правовых документах в области молодежной политики Республики Казахстан. Особо подчёркиваются такие направления (проблемы), как давление глобализации на систему традиционных ценностей, статус ценностей труда, культ потребления, риск радикализации молодежной среды и др.

Ключевые слова: эктуальные проблемы, казахстанская молодежь, концепция государственной молодежной политики, традиционные ценности, влияние западной культуры, слабая этнопедагогическая подготовка.

Изучение научной литературы о современном состоянии воспитания казахстанской молодежи показало, что в этой области существуют определённые проблемы. Современная актуальность изучаемых проблем находит отражение в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 27.02.2013 г № 191 «О концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее», Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011 - 2020 гг, утвержденная указом Президента Республики Казахстан № 1118 от 7.12.2010 г, Государственной программе «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12.04.2017 г, включающей в себя специальные проекты, подпрограммах - «Воспитание и знание», «Родина», «Духовное сокровище», «Родная земля». Базовые проекты:

1. «Национальные ценности - единство народа»;

2. «Благородное поколение»;

3. «Святой Казахстан» [2 - 4].

Целью данной статьи является рассмотрение проблемы современного положения казахстанской молодежи, уровня воспитания, возникновения предпосылок для утраты нравственных ценностей, родного языка, культуры, традиции, обычаев, обрядов, национальной идентичности. Основные положения Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» и других нормативно-правовых документов позволят рассмотреть актуальные проблемы современной казахстанской молодежи.

При изучении научной литературы о современном положении, назревших проблемах отношения к жизненным ценностям казахстанской молодежи возникает необходимость возрождения культурно-исторического наследия казахского народа с богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения. В целях защиты будущих поколений от бездуховности, безнравственности, невежества необходимо реализовать в полной мере этнопедагогическое наследие в воспитании курсантов военных вузов.

Сегодня в связи с возникновением предпосылок для утраты нравственных ценностей родного языка, культуры, традиции, обычаев, обрядов, национальной идентичности необходимо возрождать культурно-историческое наследие казахского народа, но этому мешает недостаточная этнопедагогическая подготовка преподавателей, учителей в общеобразовательных школах, профессорско-преподавательского состава военных институтов Республики Казахстан.

Молодые люди, поступившие в военные институты, испытывают тлетворное влияние западной культуры на свою духовную жизнь, не замечая того, что

участвуют в «эксперименте», где они привязаны в систему, переживающей культуру потребления. Молодые люди совершенно забывают о духовном развитии, которая учит добру и дает больше свободы, ошибочно думая о том, что якобы западная культура дает больше свободы [1, с. 1224].

В результате неправильного, недостаточного воспитания дома, в детском саду, общеобразовательной школе, среднем специальном учебном заведении, колледже, затем в военном институте, появление неправильных кумиров у курсантов, о которых они узнают из Интернета, игр, художественных фильмов, вдохновение лживыми идеями портит их внутренний мир и в целом их мировоззрение. Недостаточное духовное богатство, незнание и непочитание традиций, обычаев своего народа, негативное влияние западной культуры приведет к утрате у курсантов исторического наследия и культурных традиций казахского народа.

Следует отметить, что актуальность изучаемой проблемы находит отражение в ряде документов: Постановлении Правительства Республики Казахстан от 27.02.2013 г № 191 «О концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года», «Казахстан 2020: путь в будущее», Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011 - 2020 годы № 1118 от 7.12.2010 г, Программе «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12.04.2017 г., включающих в себя специальные проекты, подпрограммы «Воспитание и знание», «Родина», «Духовное сокровище», «Родная земля», базовые проекты «Национальные ценности-единство-народа», «Благородное поколение», «Святой Казахстан» [2 - 4]. Данные документы нацелены на формирование высокой нравственности через духовное обогащение, сохранение и популяризацию богатых традиций народа, бережное отношение к природе и окружающему миру, изучение, сохранение и популяризацию историко-культурного наследия регионов, возрождение интереса и уважения населения к традициям, истории и культуре своей земли.

«Человек - существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина - это место, где он родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Все это важно. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям - это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов. На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее» [2, с. 2].

Первый Президент Казахстана - лидер нации - в своей статье отметил: «Необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.