Научная статья на тему 'Профессионально-личностное становление курсантов вузов МВД РФ'

Профессионально-личностное становление курсантов вузов МВД РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / вуз / профессионально-личностное становление / самоопределение личности / cadet / university / professional and personal formation / self-determination of personality.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б. Т. Тухватуллин, А. Ч. Кодоева, А. С. Ильиченков

В статье изучен процесс профессионально-личностного становления курсантов вузов МВД РФ в контексте особенностей их возраста. Сделан вывод о том, что процесс обучения курсантов в вузе не является основным фактором профессионально-личностного самоопределения. В тех случаях, когда можно наблюдать проявление курсантом пассивно доброжелательного отношения к обучению – процесс профессионально-личностного самоопределения происходит по окончании вуза. В случае если курсант негативно относится к процессу обучения, данный выбор профессионально-личностного направления происходит без наличия познавательного интереса. Наиболее важным аспектом процесса профессионально-личностного самоопределения курсантов вузов являются соответствие направленности и способности курсанта определенным критериям, предъявляемым к профессиональным направлениям личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Б. Т. Тухватуллин, А. Ч. Кодоева, А. С. Ильиченков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND PERSONAL DECISION OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article studies the process of professional and personal formation of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the context of their age. It is concluded that the process of teaching cadets at a university is not a major factor in professional and personal self-determination. In those cases when a cadet demonstrates a passively benevolent attitude towards learning, the process of professional and personal self-determination occurs at the end of the university. If the cadet negatively relates to the learning process, this choice of professional and personal direction occurs without the presence of cognitive interest. The most important aspect of the process of professional and personal self-determination of cadets of universities is the conformity of the orientation and ability of cadets to certain criteria imposed by the professional direction of the personality.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностное становление курсантов вузов МВД РФ»

Библиографический список

1. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2006.

2. Алиева Б.Ш., Алибекова З.Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения старшеклассников к семье в условиях этнокультурной среды. Махачкала, 2014.

3. Вешнякова С.М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва, 1999: 6 - 7.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Москва, 1975.

5. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография. Ростов-на-Дону, 2010.

6. Слободчиков В., Крылова Н. Терминологический словарь. Учительская газета. 1994; № 34, 13 сентября.

References

1. Alieva B.Sh. 'Etnopedagogika dagestanskoj sem'i: monografiya. Pyatigorsk: PGLU, 2006.

2. Alieva B.Sh., Alibekova Z.N. Formirovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya starsheklassnikov k sem'e v usloviyah 'etnokul'turnojsredy. Mahachkala, 2014.

3. Veshnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie: slovar', klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. Moskva, 1999: 6 - 7.

4. Volkov G.N. 'Etnopedagogika chuvashskogo naroda. Moskva, 1975.

5. Efremova N.F. Formirovanie i ocenivanie kompetencij v obrazovanii: monografiya. Rostov-na-Donu, 2010.

6. Slobodchikov V., Krylova N. Terminologicheskijslovar'. Uchitel'skaya gazeta. 1994; № 34, 13 sentyabrya.

Статья поступила в редакцию 30.10.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10016

Tukhvatullin B.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Automobiles, Armored Weapons and Equipment, NVI of the National Guard Troops (Novosibirsk, Russia), E-mail: bulat54@mail.ru

Kodoeva A.Ch., Cand. of Sciences (Philology), Head of Planning and Quality Control Department of the Educational Process and Practice, Educational Department, Kaliningrad Branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Kaliningrad, Russia), E-mail: arinakodoeva@yandex.ru

Ilyichenkov A.S., senior lecturer, Department of Automobiles, Armored Weapons and Equipment, NVI of the National Guard Troops (Novosibirsk, Russia), E-mail: arinakodoeva@yandex.ru

PROFESSIONAL AND PERSONAL DECISION OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article studies the process of professional and personal formation of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the context of their age. It is concluded that the process of teaching cadets at a university is not a major factor in professional and personal self-determination. In those cases when a cadet demonstrates a passively benevolent attitude towards learning, the process of professional and personal self-determination occurs at the end of the university. If the cadet negatively relates to the learning process, this choice of professional and personal direction occurs without the presence of cognitive interest. The most important aspect of the process of professional and personal self-determination of cadets of universities is the conformity of the orientation and ability of cadets to certain criteria imposed by the professional direction of the personality.

Key words: cadet, university, professional and personal formation, self-determination of personality.

Б.Т. Тухватуллин, канд. пед. наук, доц., Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации», г. Новосибирск, E-mail: bulat54@mail.ru

А.Ч. Кодоева, канд. филол. наук, нач. отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Калининград, E-mail: arinakodoeva@yandex.ru

А.С. Ильиченков, доц., Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: arinakodoeva@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РФ

В статье изучен процесс профессионально-личностного становления курсантов вузов МВД РФ в контексте особенностей их возраста. Сделан вывод о том, что процесс обучения курсантов в вузе не является основным фактором профессионально-личностного самоопределения. В тех случаях, когда можно наблюдать проявление курсантом пассивно доброжелательного отношения к обучению - процесс профессионально-личностного самоопределения происходит по окончании вуза. В случае если курсант негативно относится к процессу обучения, данный выбор профессионально-личностного направления происходит без наличия познавательного интереса. Наиболее важным аспектом процесса профессионально-личностного самоопределения курсантов вузов являются соответствие направленности и способности курсанта определенным критериям, предъявляемым к профессиональным направлениям личности.

Ключевые слова: курсант, вуз, профессионально-личностное становление, самоопределение личности.

Исследование особенностей профессионально-личностного развития курсантов представляет собой важную педагогическую задачу, от успешности решения которой зависит результативность формирования у них высокого уровня профессиональной устойчивости. Управление процессом адаптации курсантов на протяжении всех лет обучения в вузе создает необходимую организационную и содержательную основу для формирования у них необходимого уровня готовности к решению профессиональных задач, обеспечивает высокий уровень профессиональной устойчивости.

Курсант, поступая в вуз и будучи мотивированным к овладению основами профессии, сталкивается с трудностями и проблемами личностного, социального, психолого-педагогического порядка. В этой связи не все первокурсники оказываются настолько сильными, чтобы справиться самостоятельно со всеми трудностями обучения в вузе. В связи с изменениями, которые происходят в последние годы в различных сферах жизни в нашей стране, очень важно, чтобы молодые люди понимали, что от осознанности их профессионального выбора, уровня их образованности, усилий, которые они будут прилагать в процессе обучения, зависит успешность в их в выбранной профессии.

Чтобы лучше осознать специфику процесса адаптации курсантов к условиям обучения в вузе МВД РФ, рассмотрим формирование понятия «адаптация» как общенаучной теоретической и прикладной проблемы.

Используемое в контексте психолого-педагогических исследований понятие «адаптация» первоначально получило развитие в сфере биологии. С его помощью Ч. Дарвин описал поведение сложной открытой системы при нарушении её подвижного равновесного состояния (гомеостаза), которое сохраняется при противодействии системы факторам (внутренним и внешним), нарушающим это равновесие [1]. Благодаря взглядам Ч. Дарвина и его последователей, адаптация рассматривалась как полезные для организма изменения, которые отражают воздействие на организм факторов окружающей среды. Таким образом, в настоящее время проблема адаптации носит междисциплинарный характер и представляет особый интерес для исследования вопросов развития мотивации курсантов, их готовности к решению профессиональных задач.

В психолого-педагогической литературе студенческий возраст считается юношеским. Довольно большое количество ученых и исследователей начала ХХ века основной акцент делают на внутренне-личностном развитии представи-

телей данного возраста. Этот подход встречается в трудах различных авторов: Ш. Бюлер, Э. Шпангер, Ж. Пиаже.

Э. Шпангер считает, что юношеский этап протекает в возрасте от 13 до 22 лет и делится на две фазы: позитивную и негативную. Негативная отличается наличием кризисных моментов в процессе развития личности курсанта. Позитивный же период Э. Шпангер характеризует как стабильный, так как в это время заканчиваются кризисы, и проходит первичная социализация курсанта [2, с. 68].

В этот период проявляется также появление способности личности к осознанным действиям, он обращен на приобретение нового опыта, выбор будущей профессиональной направленности. Данный этап для курсанта является очень сложным, так как в это время происходит изменение статуса: ученик школы -выпускник, абитуриент - курсант. Изменение статуса способствует взрослению личности, развитию «Я-концепции», наблюдается принятие и понимание своих особенностей и индивидуальности, появляется возможность для развития позиции выбора профессионально-личностного направления.

Финский психолог С. Саари определил наиболее важные задачи студенческого возраста, такие как: «формирование реалистической и дифференцированной перспективы на будущее, основанной на оценке собственных способностей и склонностей, формирование иерархической структуры мотивов и развитие стабильности собственного «Я». Успешное решение этих задач проявляется в деятельности и в поведении в виде осознанности цели, усиления самоконтроля и углубления человеческих отношений» [3, с. 59].

В процессе выбора будущего профессионально-личностного направления курсант вуза должен пройти несколько этапов адаптации к обучению, которые подразделяются на периоды появления гармонии между возможностями и потребностями личности. Отечественный автор И.Л. Руфова считает, что процесс профессионального самоопределения курсантов вузов начинается с момента развития первичной установки и ее внедрения в структуру психики курсантов [4, с. 11].

В случае если курсант не имеет возможности для успешной адаптации на начальном этапе обучения, не имеет возможность справиться с конфликтами, то может произойти отрицательное воздействие на гармонизацию между возможностями и потребностями. И неразрешенный конфликт окажет в таком случае негативное влияние на личность и на ее профессиональное развитие. Таким образом, процесс профессионально-личностного самоопределения курсанта также останавливается, и это может привести к возникновению проблем развития курсанта в данной выбранной профессии.

К. Роджерс отмечает, что «подсчитав, во сколько обходится попытка учить курсантов, чья энергия поглощается неразрешенными проблемами, наши исследователи пытаются искать пути предотвращения подобных затрат. Налагая на группу определенные единые стандарты, они все более осознают тот факт, что эти стандарты могут быть единообразными, курсанты же - нет. Исходя из этого, возрастает спрос на программы, разрабатываемые с целью более глубокого понимания индивида и стремления помочь ему справиться со своими проблемами».

Следовательно, возникает потребность в систематическом изучении наиболее важных особенностей и причин процесса профессионально-личностного самоопределения курсантов в условиях обучения в вузе. Помимо того, необходимо также создавать определенные психолого-педагогические структуры в системе высшего военного профессионально-личностного образования, выполняя следующие функции: диагностическую, социально-педагогической поддержки и сопровождения, консультативную, психотерапевтическую, коррекционную, которые направлены на поддержание процесса профессионально-личностного самоопределения курсантов.

Рассматривая психологическую характеристику курсантов на начальных этапах обучения в военном вузе, исследовав процесс обучения ранних этапов, взглянув на преподавателя вуза с точки зрения курсанта, сравнительно недавно окончившего среднюю общеобразовательную школу, сделать вывод о том, что на данном этапе обучения в вузе у обучаемого происходит определенный переломный момент в процессе восприятия им преподавателя. Следует отметить и тот факт, что существуют значительные отличия во взаимоотношениях обучающихся с преподавателем, отличных от данных отношений с учителем в школе. Кроме того, сам процесс обучения в высшем учебном заведении коренным образом отличается от процесса обучения в условиях школы.

Процесс обучения в вузе представляет собой систему отношений между курсантом и преподавателем. Рассматривая возраст курсанта, можно сказать, что данная возрастная категория в большинстве своем совпадает с юношеским и протекает, в среднем от 17 до 22 лет. Можно сделать вывод, что курсант на начальном этапе обучения в военном вузе впервые осознает себя взрослой личностью, так как находится в кругу взрослого коллектива высшего учебного заведения, где все участники педагогического процесса, а также курсант, являются взрослыми. Следовательно, стоит отметить наиболее важное противоречие, которое оказывает отрицательное воздействие на процесс профессионально-личностного самоопределения курсантов на первых порах обучения в вузе. Курсант, находясь на начальных этапах обучения в вузе, впервые оказывается в группе единомышленников в выборе будущего профессионально-личностного направления. Каждый курсант в данной группе по собственным определенным причинам выбирает будущий профессиональный путь. С целью правильности восприятия

ситуации нахождения и обучения в вузе выбор профессионально-личностного направления должен восприниматься курсантом в качестве личной ответственности в процессе выбора будущего профессиональной и жизненной установки. Данное обстоятельство позволяет преподавателю поставить логическое ударение на принятие курсанта в качестве личности, сделавшей свой индивидуальный жизненный выбор.

Очевидным является факт, что иногда личность, которая выбрала ту или иною профессию впоследствии не может ее принять и в будущем работать в этом направлении. Но, несмотря на это, не существует ограничений для зачисления в вуз курсантов на основе их личностных качеств.

Вышеуказанное обстоятельство создает еще одно противоречие, которое негативно отражается на решении вопросов профессионально-личностного самоопределения курсантов на начальных этапах обучения в вузе. Данное противоречие можно выделить между собственными интересами молодого человека, его личными и жизненными потребностями, а также потребностями общества; между определенными социально-экономическими потребностями личности и потребностями общества; между собственной позицией курсанта и требованиями высшего профессионально-личностного образования.

Наряду с этим в период поступления в высшее учебное заведение абитуриент не всегда основывается на выборе профессионально-личностного самоопределения, кроме того, довольно часто не задумывается о степени необходимости ему данной профессиональной деятельности. В данном случае стоит отметить факт профессионально-личностного выбора, а не факт профессионально-личностного самоопределения личности. Проанализировав данное обстоятельство, мы можем сделать вывод, что данный факт является наиболее важной причиной отрицательного влияния на процесс профессионально-личностного самоопределения курсантов на первых порах обучения.

На сегодняшний день наблюдается очень много исследований, которые направлены на решение задач подготовки студентов к обучению в вузе. Вопросы поиска способов профессионального и личностного самоопределения студентов и формирования способностей к освоению выбранной профессии изучается в работах таких ученых, как О.А. Волкова, Л.Е. Галаганова, С.Н. Лесникова, В.Н. Келасьева, Н.И. Никитина и др.

Так, в своих исследованиях по изучению процесса профессионально-личностного самоопределения студентов педагогических вузов С.Л. Лесникова определила три уровня процесса профессионально-личностного самоопределения. Используем их для анализа специфики профессионально-личностного самоопределения курсантов:

Первый уровень рассматривается авторами как высокий. Данный этап характеризуется в качестве уровня профессионально-личностного воспитания. Для курсантов данного уровня свойственно как знание основ будущей профессиональной деятельности, так и особенностей образовательного процесса высшего военного учебного заведения в процессе профессионально-личностного развития индивида, а также наличие способности правильно анализировать и оценивать результаты собственных учебных достижений, связанных с удовлетворением требований выбранного профессионально-личностного пути, и возможности самостоятельного выбора форм и видов учебной деятельности в процессе профессионально-личностного самоопределения, возможность формирования задач профессионально-личностного саморазвития, наряду с возможностями учебной подготовки. У данной категории курсантов появляется внутреннее стремление к преобразованию собственных индивидуальных личностных качеств, а также желание получения образования и самообразования.

Следующий уровень рассматривается авторами как средний. Данный уровень можно условно разделить на две группы. К первой группе следует отнести курсантов, ориентированных на профессию. Для данной категории характерно четкое определение необходимых видов учебной деятельности с теми условиями будущего профессионально-личностного направления, какими их определяет курсант. Вторая группа курсантов средней категории характеризуется наличием собственной готовности курсанта к решению проблем, появившихся в процессе выбора профессиональной деятельности. Данные проблемы не являются неразрешимыми. Для представителей данной группы курсантов характерно следующее: выбор специальности либо способность к трудовой деятельности в любой избранной образовательной сфере. Данная позиция определяет курсантов «открытыми для любых видов и форм образовательного процесса».

Процесс профессионально-личностного самоопределения курсантов вузов данного уровня рассматривается с точки зрения формирования учебного процесса, направленного на решение возникающих проблем «для будущего».

Следующий уровень можно характеризовать в качестве низкого. Его следует рассматривать с точки зрения наличия низкого показателя познавательных интересов к изучаемым дисциплинам. Несмотря на это, заинтересованность в дисциплинах является наиболее приоритетным мотивом поступления в высшее учебное заведение. В данной концепции процесс профессионально-личностного самоопределения является периодом отсутствия понимания себя с точки зрения будущего специалиста. Данная категория курсантов направляет свою деятельность на получение высшего профессионально-личностного образования, а не определенной специальности. В данном контексте сам процесс обучения в вузе понимается курсантами как возможность удовлетворения собственного интереса.

Таким образом, процесс обучения курсантов в вузе не является основным фактором профессионально-личностного самоопределения. В тех случаях, когда можно наблюдать проявление курсантом пассивно доброжелательного отношения к обучению, процесс профессионально-личностного самоопределения происходит по окончанию вуза. В случае если курсант негативно относится к

процессу обучения, данный выбор профессионально-личностного направления происходит без наличия познавательного интереса. Наиболее важным аспектом процесса профессионально-личностного самоопределения курсантов вузов являются соответствие направленности и способности курсантов определенным критериям, предъявляемым профессиональным направлением личности.

Библиографический список

1. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. Москва: Просвещение, 1985.

2. Дзугкоева М.Г. Психологические новообразования студенческого возраста. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 1999.

3. Саари С. Опосредование стрессовых факторов через внутри личностные факторы. Психология личности и образ жизни. Москва, 1987: 59 - 62.

4. Шакуров РХ. Психологические основы педагогики сотрудничества. Санкт-Петербург, 1994.

References

1. Georgievskij A.B. Darvinizm. Moskva: Prosveschenie, 1985.

2. Dzugkoeva M.G. Psihologicheskienovoobrazovaniyastudencheskogo vozrasta. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1999.

3. Saari S. Oposredovanie stressovyh faktorov cherez vnutri lichnostnye faktory. Psihologiya lichnosti i obraz zhizni. Moskva, 1987: 59 - 62.

4. Shakurov R.H. Psihologicheskie osnovy pedagogiki sotrudnichestva. Sankt-Peterburg, 1994.

Статья поступила в редакцию 30.10.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10017

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia);

Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: Grozny yunna_sorokopud@mail.ru

Matyugin N.Ye, postgraduate, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: Matyugin.n@yandex.ru

STRUCTURE OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF THE HOTEL BUSINESS. The article examines professionally significant personal qualities of hotel industry professionals. The main qualities of the future hotel worker are laid out and spelled out. Their importance and exercises on their development are considered. The article provides the conditions of pedagogical effectiveness and recommendations for the development of professionally significant qualities. The authors conclude that the above personal qualities are widespread and successfully developed in educational institutions, the list of exercises and techniques is constantly updated and supplemented above the stated personality traits in all subjects and disciplines. Employers first look at the personal development of future employees, because it is easier and faster to train work responsibilities than to teach the fundamental aspects of a personality.

Key words: professionally significant personal qualities, training of hotel workers, systematic approach, exercises to develop qualities.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская обл., пос. Электроизолятор,

проф. кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Н.Е. Матюгин, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» Московская обл., пос. Электроизолятор,

E-mail: Matyugin.n@yandex.ru

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

В статье рассматриваются профессионально значимые личностные качества специалистов сферы гостиничного бизнеса. Были изложены и прописаны основные качества будущего работника гостиничной сферы. Рассматривается их значимость и упражнения по их развитию. В статье также представлены условия педагогической эффективности и рекомендации по развитию профессионально значимых качеств. Автор делает вывод о том, что вышеперечисленные личностные качества широко распространены и успешно развиваются в учебных заведениях, список упражнений и методик постоянно обновляется и дополняется. Современные институты стремятся внедрить заявленные выше личностные качества во все предметы и дисциплины. Работодатели первым делом смотрят на личностное развитие будущих сотрудников, ибо обучить рабочим обязанностям проще и быстрее, чем фундаментальным сторонам личности человека.

Ключевые слова: профессионально значимые личностные качества, подготовка работников гостиничной сферы, систематический подход, упражнения по развитию качеств.

Анализируя деятельность современных вузов страны по подготовке персональных кадров в гостиничной сфере, становится ясным, что особое внимание уделяется развитие профессионально значимых качеств, которые крайне важны будущим сотрудникам гостиничной сферы. Развивая навыки персонально значимых личностных качеств, вузы в стране дадут профессионально подготовленных сотрудников, а те, в свою очередь, смогут конкурировать на мировой арене гостиничной бизнеса.

В современной России гостиничная сфера входит в десятку престижных профессий страны. В основном в России пользуются популярностью гостиницы среднего сегмента из-за своей стоимости. Более престижными считаются иностранные сети отелей, в тройку более влиятельных гостиничных комплексов входят Four Seasons Hotel Moscow, Рэдиссон Блу, Марриотт Гранд Отель.

Многие студенты старших курсов стараются попасть именно в эти гостиницы. Для поступления в штат будущим специалистам необходимо обладать определенными навыками и качествами для продуктивной деятельности и продвигаться вверх по карьерной лестнице. Особую роль в профессиональной компетентности специалиста играют именно профессионально важные качества, так называемые ПВК. Как отмечает В.Д. Шадриков, профессионально важные качества - «это индивидуальные качества субъекта, которые включены в процесс профессиональной деятельности и оказывают влияние на результативность ее выполнения по следующим параметрам: производительность труда, его качество и надежность. Профессионально важные качества представляют собой совокупность качеств специалиста, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности» [1].

В структуре профессионально важных качеств Е.А. Климов выделяет следующие блоки и составляющие их компоненты:

- гражданские качества - нравственно-духовный облик специалиста;

- отношение к конкретной профессиональной деятельности и к труду в целом;

- дееспособность - физическая и умственная (например, широта, глубина и гибкость ума, физическое здоровье, выносливость);

- единичные, частные, специальные способности, важные для данной конкретной профессии;

- навыки, привычки, знания, опыт [2].

Как показывает анализ литературы, наши личные наблюдения и результаты опроса специалистов в этой сферы, важными качествами работников гостиничной сферы являются:

- эмоциональная устойчивость;

- эмоциональный интеллект;

- аналитическое мышление;

- принципиальность;

- усидчивость;

- самообладание;

- долгосрочная память.

Одним из главных профессиональных качеств считается аналитическое мышление: будущие работодатели заостряют внимание именно на тип мышления будущего сотрудника. В первую очередь нужно понимать, что аналитическое мышление тесно связано с логическим. Главные различия состоят в том, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.