Научная статья на тему 'Важность этнопедагогического наследия в воспитании казахстанской молодежи'

Важность этнопедагогического наследия в воспитании казахстанской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
170
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
aктуальные проблемы / казахстанская молодежь / концепция государственной молодежной политики / традиционные ценности / влияние западной культуры / слабая этнопедагогическая подготовка. / relevant problems / Kazakhstan youth / concept of state youth policy / traditional values / influence of Western culture / weak ethnopedagogical training.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А. К. Сулейменов

В статье рассматриваются проблемы казахстанской молодежи, которые являются актуальными на сегодняшний день. В статье отмечается, что в связи с возникновением предпосылок для утраты нравственных ценностей родного языка, культуры, традиции, обычаев, обрядов, национальной идентичности необходимо возрождать культурно-историческое наследие казахского народа, но этому мешает недостаточная этнопедагогическая подготовка преподавателей, учителей в общеобразовательных школах, профессорско-преподавательского состава военных институтов Республики Казахстан. Важно отметить, что актуальность данной проблемы рассматривается в нормативно-правовых документах в области молодежной политики Республики Казахстан. Особо подчёркиваются такие направления (проблемы), как давление глобализации на систему традиционных ценностей, статус ценностей труда, культ потребления, риск радикализации молодежной среды и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF ETHNO-PEDAGOGICAL HERITAGE IN THE EDUCATION OF THE KAZAKHSTAN YOUTH

The article discusses problems of Kazakhstan youth, which are relevant today. The article notes that due to the emergence of preconditions for the loss of moral values, native language, culture, tradition, customs, rites, national identity, it is necessary to revive the cultural and historical heritage of the Kazakh people, but this is hindered by the lack of ethno-educational training of teachers, teachers in general education schools, professors and teachers of the military institutions of the Republic of Kazakhstan. It is important to note that the relevance of this problem is considered in the legislation in the field of youth policy of the Republic of Kazakhstan. Particularly the author emphasizes such areas as pressure of globalization on the system of traditional values, status of values of labor, cult of consumption, risk of radicalization of the youth environment, etc.

Текст научной работы на тему «Важность этнопедагогического наследия в воспитании казахстанской молодежи»

References

1. Shadrikov V.D. Deyatel'nost'isposobnosti. Moskva, 1994.

2. Klimov E.A. Vvedenie v psihologiyu truda. Moskva: Izd-vo MGU, 1988.

3. Derkach A.A., Kuz'mina PV. Akmeologiya: putidostizheniya vershin professionalizma. Moskva, 1993.

Статья поступила в редакцию 28.10.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10018

Suleimenov A.K., postgraduate, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: amantay2006@inbox.ru

THE IMPORTANCE OF ETHNO-PEDAGOGICAL HERITAGE IN THE EDUCATION OF THE KAZAKHSTAN YOUTH. The article discusses problems of Kazakhstan youth, which are relevant today. The article notes that due to the emergence of preconditions for the loss of moral values, native language, culture, tradition, customs, rites, national identity, it is necessary to revive the cultural and historical heritage of the Kazakh people, but this is hindered by the lack of ethno-educational training of teachers, teachers in general education schools, professors and teachers of the military institutions of the Republic of Kazakhstan. It is important to note that the relevance of this problem is considered in the legislation in the field of youth policy of the Republic of Kazakhstan. Particularly the author emphasizes such areas as pressure of globalization on the system of traditional values, status of values of labor, cult of consumption, risk of radicalization of the youth environment, etc.

Key words: relevant problems, Kazakhstan youth, concept of state youth policy, traditional values, influence of Western culture, weak ethno-pedagogical training.

А.К. Сулейменов, соискатель, ФГКОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: amantay2006@inbox.ru

ВАЖНОСТЬ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ВОСПИТАНИИ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются проблемы казахстанской молодежи, которые являются актуальными на сегодняшний день. В статье отмечается, что в связи с возникновением предпосылок для утраты нравственных ценностей родного языка, культуры, традиции, обычаев, обрядов, национальной идентичности необходимо возрождать культурно-историческое наследие казахского народа, но этому мешает недостаточная этнопедагогическая подготовка преподавателей, учителей в общеобразовательных школах, профессорско-преподавательского состава военных институтов Республики Казахстан. Важно отметить, что актуальность данной проблемы рассматривается в нормативно-правовых документах в области молодежной политики Республики Казахстан. Особо подчёркиваются такие направления (проблемы), как давление глобализации на систему традиционных ценностей, статус ценностей труда, культ потребления, риск радикализации молодежной среды и др.

Ключевые слова: aio^^b^ проблемы, казахстанская молодежь, концепция государственной молодежной политики, традиционные ценности, влияние западной культуры, слабая этнопедагогическая подготовка.

Изучение научной литературы о современном состоянии воспитания казахстанской молодежи показало, что в этой области существуют определённые проблемы. Современная актуальность изучаемых проблем находит отражение в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 27.02.2013 г № 191 «О концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее», Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011 - 2020 гг, утвержденная указом Президента Республики Казахстан № 1118 от 7.12.2010 г, Государственной программе «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12.04.2017 г, включающей в себя специальные проекты, подпрограммах - «Воспитание и знание», «Родина», «Духовное сокровище», «Родная земля». Базовые проекты:

1. «Национальные ценности - единство народа»;

2. «Благородное поколение»;

3. «Святой Казахстан» [2 - 4].

Целью данной статьи является рассмотрение проблемы современного положения казахстанской молодежи, уровня воспитания, возникновения предпосылок для утраты нравственных ценностей, родного языка, культуры, традиции, обычаев, обрядов, национальной идентичности. Основные положения Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» и других нормативно-правовых документов позволят рассмотреть актуальные проблемы современной казахстанской молодежи.

При изучении научной литературы о современном положении, назревших проблемах отношения к жизненным ценностям казахстанской молодежи возникает необходимость возрождения культурно-исторического наследия казахского народа с богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения. В целях защиты будущих поколений от бездуховности, безнравственности, невежества необходимо реализовать в полной мере этнопедагогическое наследие в воспитании курсантов военных вузов.

Сегодня в связи с возникновением предпосылок для утраты нравственных ценностей родного языка, культуры, традиции, обычаев, обрядов, национальной идентичности необходимо возрождать культурно-историческое наследие казахского народа, но этому мешает недостаточная этнопедагогическая подготовка преподавателей, учителей в общеобразовательных школах, профессорско-преподавательского состава военных институтов Республики Казахстан.

Молодые люди, поступившие в военные институты, испытывают тлетворное влияние западной культуры на свою духовную жизнь, не замечая того, что

участвуют в «эксперименте», где они привязаны в систему, переживающей культуру потребления. Молодые люди совершенно забывают о духовном развитии, которая учит добру и дает больше свободы, ошибочно думая о том, что якобы западная культура дает больше свободы [1, с. 1224].

В результате неправильного, недостаточного воспитания дома, в детском саду, общеобразовательной школе, среднем специальном учебном заведении, колледже, затем в военном институте, появление неправильных кумиров у курсантов, о которых они узнают из Интернета, игр, художественных фильмов, вдохновение лживыми идеями портит их внутренний мир и в целом их мировоззрение. Недостаточное духовное богатство, незнание и непочитание традиций, обычаев своего народа, негативное влияние западной культуры приведет к утрате у курсантов исторического наследия и культурных традиций казахского народа.

Следует отметить, что актуальность изучаемой проблемы находит отражение в ряде документов: Постановлении Правительства Республики Казахстан от 27.02.2013 г № 191 «О концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года», «Казахстан 2020: путь в будущее», Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011 - 2020 годы № 1118 от 7.12.2010 г, Программе «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12.04.2017 г., включающих в себя специальные проекты, подпрограммы «Воспитание и знание», «Родина», «Духовное сокровище», «Родная земля», базовые проекты «Национальные ценности-единство-народа», «Благородное поколение», «Святой Казахстан» [2 - 4]. Данные документы нацелены на формирование высокой нравственности через духовное обогащение, сохранение и популяризацию богатых традиций народа, бережное отношение к природе и окружающему миру, изучение, сохранение и популяризацию историко-культурного наследия регионов, возрождение интереса и уважения населения к традициям, истории и культуре своей земли.

«Человек - существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина - это место, где он родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Все это важно. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям - это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов. На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее» [2, с. 2].

Первый Президент Казахстана - лидер нации - в своей статье отметил: «Необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образо-

вания, экологии и благоустройства, изучения региональной истории, восстановления культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Например, лучшая форма патриотизма - это изучение истории родного края в средних школах. Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности. Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за нами стоят определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика».

Программа «Краеведческое образование» в целях духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся включает «Краеведение» - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств и умений к их активному проявлению в различных сферах жизни общества [2, с. 3].

В Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» раскрыты актуальные проблемы современной казахстанской молодежи:

1) давление глобализации на систему традиционных ценностей. Процессы глобализации открывают национальные границы государств с разным уровнем экономического, социального, политического и культурного развития. Происходит размывание традиционных ценностей под давлением массовой культуры потребления.

Сегодня во всем мире национальные государства заинтересованы предложить молодому поколению убедительную систему ценностей, позволяющих сохранить преемственность в развитии общества в условиях открытого мира;

2) недоминантный статус ценностей труда. В молодежной среде в настоящее время усиливается прагматическая ориентация. В ряду жизненных ценностей наиболее значимым становится стремление к материальному достатку. При этом зачастую жизненный успех, достижение высокого социального статуса не связывается напрямую с собственными способностями трудиться, последовательно добиваться поставленных целей;

3) патернализм и социальный инфантилизм. Мировая практика показывает, что экономический рост сопровождается увеличением социальных ожиданий в обществе, способствует распространению патерналистских настроений в отношении государства и формированию поколения инфантильных граждан. Подобные явления наблюдаются и в Казахстане. Социологические исследования свидетельствуют: сегодня 58% молодежи Казахстана полностью рассчитывают на помощь со стороны государства в решении собственных проблем, 92,5% юношей и девушек ожидают прямого содействия и протекции в трудоустройстве;

4) культ потребления. Одним из проявлений мировоззренческого кризиса молодежи является культ потребления, ставший частью кризиса общества всеобщего потребления. Потребительские практики приобрели характерные черты и

Библиографический список

особенности современного стиля жизни молодежи, для которой обладание материальными благами становится самоцелью;

5) риск радикализации молодежной среды. Не имеющая жизненного опыта и знаний молодежь подвержена риску оказаться под влиянием внутренних и внешних деструктивных сил, рекрутирующих её для своих политических целей. Проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей, провоцирование молодежи на противоправные действия способны нарушить межэтническое, межкультурное и межконфессиональное согласие в обществе;

6) маргинализация молодежи. В условиях предпринимаемой государством ускоренной социальной модернизации появляются «отстающие» от преобразований социальные группы, чье поведение зачастую отличается от общепринятых, устоявшихся норм. Появление социальных аутсайдеров или маргинальной молодежи обусловлено трудностями интеграции в общество и адаптации к новым социально-экономическим условиям [3 - 4].

В частности, в пункте 2.1.11 «Армия - школа мужества и патриотизма» отмечается следующее: «В рамках государственной молодежной политики необходимо особое внимание уделить воспитанию допризывной молодежи, повышению престижа воинской службы и позитивного имиджа Вооруженных Сил Республики Казахстан и военной профессии в общественном сознании».

С этой целью возникает необходимость:

- определения и выработки механизмов нормативно-правового обеспечения работы по укреплению имиджа Вооруженных сил и военной профессии;

- создания молодежного общественного альянса, занимающегося вопросами подготовки к службе в рядах Вооруженных сил и военно-патриотического воспитания молодежи;

- проведения исследований, направленных на изучение морально-психологического климата в воинских коллективах, общественного мнения об отношении к воинской службе, Вооруженным Силам и изучения социального портрета военнослужащих;

- организации и проведения воспитательной работы в школах, профессиональных лицеях и колледжах по подготовке к службе в армии, уделяя внимание повышению уровня моральной и физической подготовки будущих призывников, пропагандирования престижа воинской службы [3 - 6].

Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» и другие нормативно-правовые документы предписывают возрождать культурно-историческое наследие казахского народа, в связи с чем следует коренным образом повысить этнопедагоги-ческую подготовку преподавателей, учителей в общеобразовательных школах, профессорско-преподавательского состава военных институтов Республики Казахстан.

Проведенный литературный обзор учебных пособий, научных статей, нормативно-правовых документов в области образования, государственной молодежной политики, обороны и безопасности, патриотического воспитания в Республике Казахстан позволил глубже понять и осмыслить проблемы современной казахстанской молодежи, в том числе и вопросы воспитания курсантов военных вузов Республики Казахстан.

1. Альжанова ГБ., Нямцу С.И. Влияние западной культуры на казахстанское общество. Молодой ученый. - 2016; № 9: 1224 - 1226. Available at: https://moluch.ru/archive/

2. Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания от 12.04.2017: 2 - 3.

3. Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее». Постановление Правительства Республики Казахстан от 27.02.2013 г. № 191.

4. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. № 1118 от 7.12. 2010 г.

5. Сорокопуд Ю.В. Структура и содержание правового нигилизма и возможности его профилактики. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 306 - 307.

6. Сиволобова Н.А., Погребная О.С., Соина В.М. Содержание и технологии патриотического воспитания студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 107 - 108.

References

1. Al'zhanova G.B., Nyamcu S.I. Vliyanie zapadnoj kul'tury na kazahstanskoe obschestvo. Molodoj uchenyj. - 2016; № 9: 1224 - 1226. Available at: https://moluch.ru/archive/

2. Nazarbaev N.A. Vzglyad v buduschee: modernizaciya obschestvennogo soznaniya ot 12.04.2017: 2 - 3.

3. Koncepciya gosudarstvennoj molodezhnojpolitiki Respubliki Kazahstan do 2020 goda «Kazahstan 2020: put' v buduschee». Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 27.02.2013 g. № 191.

4. Gosudarstvennaya programma razvitiya obrazovaniya v Respublike Kazahstan na 2011-2020 gody. № 1118 ot 7.12. 2010 g.

5. Sorokopud Yu.V. Struktura i soderzhanie pravovogo nigilizma i vozmozhnosti ego profilaktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 306 - 307.

6. Sivolobova N.A., Pogrebnaya O.S., Soina V.M. Soderzhanie i tehnologii patrioticheskogo vospitaniya studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 107 - 108.

Статья поступила в редакцию 24.10.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10019

Ursilova L.Z., teacher, Dagestan Basic Medical College n.a. R.P. Askerkhanov (Makhachkala, Russia), E-mail: leila_kurbanova@list.ru

CONTENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF MEDIUM MEDICAL PERSONNEL. The article studies contents of professional training of nursing staff as a psychological and pedagogical problem. It is concluded that the professional training of nurses using the competency-based approach is aimed at the development of professionally important skills and competencies. Overcoming many barriers in the new formation of a nurse will provide an opportunity to significantly improve the entire system of professional training of future medical workers of paramedical personnel and to determine the modern requirements for the professional training of paramedical personnel as an important resource for healthcare reform.

Key words: professional training, nursing staff, nurse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.