Научная статья на тему 'Содержание профессиональной подготовки среднего медицинского персонала'

Содержание профессиональной подготовки среднего медицинского персонала Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
497
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / средний медицинский персонал / медицинская сестра. / professional training / nursing staff / nurse.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Л. З. Урсилова

В статье изучено содержание профессиональной подготовки среднего медицинского персонала как психолого-педагогической проблемы. Сделан вывод о том, что профессиональная подготовка медицинских сестер с помощью компетентностного подхода нацелена на развитие профессионально важных ЗУНов и компетенций. Преодоление многих барьеров в новом становлении медицинской сестры даст возможность значительно улучшить всю систему профессиональной подготовки будущих медицинских работников среднего медицинского персонала и определить современные требования к профессиональной подготовке среднего медицинского персонала как важнейшего ресурса реформирования здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л. З. Урсилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF MEDIUM MEDICAL PERSONNEL.

The article studies contents of professional training of nursing staff as a psychological and pedagogical problem. It is concluded that the professional training of nurses using the competency-based approach is aimed at the development of professionally important skills and competencies. Overcoming many barriers in the new formation of a nurse will provide an opportunity to significantly improve the entire system of professional training of future medical workers of paramedical personnel and to determine the modern requirements for the professional training of paramedical personnel as an important resource for healthcare reform.

Текст научной работы на тему «Содержание профессиональной подготовки среднего медицинского персонала»

вания, экологии и благоустройства, изучения региональной истории, восстановления культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Например, лучшая форма патриотизма - это изучение истории родного края в средних школах. Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности. Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за нами стоят определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика».

Программа «Краеведческое образование» в целях духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся включает «Краеведение» - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств и умений к их активному проявлению в различных сферах жизни общества [2, с. 3].

В Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» раскрыты актуальные проблемы современной казахстанской молодежи:

1) давление глобализации на систему традиционных ценностей. Процессы глобализации открывают национальные границы государств с разным уровнем экономического, социального, политического и культурного развития. Происходит размывание традиционных ценностей под давлением массовой культуры потребления.

Сегодня во всем мире национальные государства заинтересованы предложить молодому поколению убедительную систему ценностей, позволяющих сохранить преемственность в развитии общества в условиях открытого мира;

2) недоминантный статус ценностей труда. В молодежной среде в настоящее время усиливается прагматическая ориентация. В ряду жизненных ценностей наиболее значимым становится стремление к материальному достатку. При этом зачастую жизненный успех, достижение высокого социального статуса не связывается напрямую с собственными способностями трудиться, последовательно добиваться поставленных целей;

3) патернализм и социальный инфантилизм. Мировая практика показывает, что экономический рост сопровождается увеличением социальных ожиданий в обществе, способствует распространению патерналистских настроений в отношении государства и формированию поколения инфантильных граждан. Подобные явления наблюдаются и в Казахстане. Социологические исследования свидетельствуют: сегодня 58% молодежи Казахстана полностью рассчитывают на помощь со стороны государства в решении собственных проблем, 92,5% юношей и девушек ожидают прямого содействия и протекции в трудоустройстве;

4) культ потребления. Одним из проявлений мировоззренческого кризиса молодежи является культ потребления, ставший частью кризиса общества всеобщего потребления. Потребительские практики приобрели характерные черты и

Библиографический список

особенности современного стиля жизни молодежи, для которой обладание материальными благами становится самоцелью;

5) риск радикализации молодежной среды. Не имеющая жизненного опыта и знаний молодежь подвержена риску оказаться под влиянием внутренних и внешних деструктивных сил, рекрутирующих её для своих политических целей. Проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей, провоцирование молодежи на противоправные действия способны нарушить межэтническое, межкультурное и межконфессиональное согласие в обществе;

6) маргинализация молодежи. В условиях предпринимаемой государством ускоренной социальной модернизации появляются «отстающие» от преобразований социальные группы, чье поведение зачастую отличается от общепринятых, устоявшихся норм. Появление социальных аутсайдеров или маргинальной молодежи обусловлено трудностями интеграции в общество и адаптации к новым социально-экономическим условиям [3 - 4].

В частности, в пункте 2.1.11 «Армия - школа мужества и патриотизма» отмечается следующее: «В рамках государственной молодежной политики необходимо особое внимание уделить воспитанию допризывной молодежи, повышению престижа воинской службы и позитивного имиджа Вооруженных Сил Республики Казахстан и военной профессии в общественном сознании».

С этой целью возникает необходимость:

- определения и выработки механизмов нормативно-правового обеспечения работы по укреплению имиджа Вооруженных сил и военной профессии;

- создания молодежного общественного альянса, занимающегося вопросами подготовки к службе в рядах Вооруженных сил и военно-патриотического воспитания молодежи;

- проведения исследований, направленных на изучение морально-психологического климата в воинских коллективах, общественного мнения об отношении к воинской службе, Вооруженным Силам и изучения социального портрета военнослужащих;

- организации и проведения воспитательной работы в школах, профессиональных лицеях и колледжах по подготовке к службе в армии, уделяя внимание повышению уровня моральной и физической подготовки будущих призывников, пропагандирования престижа воинской службы [3 - 6].

Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» и другие нормативно-правовые документы предписывают возрождать культурно-историческое наследие казахского народа, в связи с чем следует коренным образом повысить этнопедагоги-ческую подготовку преподавателей, учителей в общеобразовательных школах, профессорско-преподавательского состава военных институтов Республики Казахстан.

Проведенный литературный обзор учебных пособий, научных статей, нормативно-правовых документов в области образования, государственной молодежной политики, обороны и безопасности, патриотического воспитания в Республике Казахстан позволил глубже понять и осмыслить проблемы современной казахстанской молодежи, в том числе и вопросы воспитания курсантов военных вузов Республики Казахстан.

1. Альжанова ГБ., Нямцу С.И. Влияние западной культуры на казахстанское общество. Молодой ученый. - 2016; № 9: 1224 - 1226. Available at: https://moluch.ru/archive/

2. Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания от 12.04.2017: 2 - 3.

3. Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее». Постановление Правительства Республики Казахстан от 27.02.2013 г. № 191.

4. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. № 1118 от 7.12. 2010 г.

5. Сорокопуд Ю.В. Структура и содержание правового нигилизма и возможности его профилактики. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 306 - 307.

6. Сиволобова Н.А., Погребная О.С., Соина В.М. Содержание и технологии патриотического воспитания студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 107 - 108.

References

1. Al'zhanova G.B., Nyamcu S.I. Vliyanie zapadnoj kul'tury na kazahstanskoe obschestvo. Molodoj uchenyj. - 2016; № 9: 1224 - 1226. Available at: https://moluch.ru/archive/

2. Nazarbaev N.A. Vzglyad v buduschee: modernizaciya obschestvennogo soznaniya ot 12.04.2017: 2 - 3.

3. Koncepciya gosudarstvennoj molodezhnojpolitiki Respubliki Kazahstan do 2020 goda «Kazahstan 2020: put' v buduschee». Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 27.02.2013 g. № 191.

4. Gosudarstvennaya programma razvitiya obrazovaniya v Respublike Kazahstan na 2011-2020 gody. № 1118 ot 7.12. 2010 g.

5. Sorokopud Yu.V. Struktura i soderzhanie pravovogo nigilizma i vozmozhnosti ego profilaktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 306 - 307.

6. Sivolobova N.A., Pogrebnaya O.S., Soina V.M. Soderzhanie i tehnologii patrioticheskogo vospitaniya studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 107 - 108.

Статья поступила в редакцию 24.10.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10019

Ursilova L.Z., teacher, Dagestan Basic Medical College n.a. R.P. Askerkhanov (Makhachkala, Russia), E-mail: leila_kurbanova@list.ru

CONTENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF MEDIUM MEDICAL PERSONNEL. The article studies contents of professional training of nursing staff as a psychological and pedagogical problem. It is concluded that the professional training of nurses using the competency-based approach is aimed at the development of professionally important skills and competencies. Overcoming many barriers in the new formation of a nurse will provide an opportunity to significantly improve the entire system of professional training of future medical workers of paramedical personnel and to determine the modern requirements for the professional training of paramedical personnel as an important resource for healthcare reform.

Key words: professional training, nursing staff, nurse.

Л.З. Урсилоеа, преп, ГБПОУ РД «Дагестанский базовый медицинский колледж им. Р.П. Аскерханова», г. Махачкала, E-mail: leila_kurbanova@list.ru

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

В статье изучено содержание профессиональной подготовки среднего медицинского персонала как психолого-педагогической проблемы. Сделан вывод о том, что профессиональная подготовка медицинских сестер с помощью компетентностного подхода нацелена на развитие профессионально важных ЗУНов и компетенций. Преодоление многих барьеров в новом становлении медицинской сестры даст возможность значительно улучшить всю систему профессиональной подготовки будущих медицинских работников среднего медицинского персонала и определить современные требования к профессиональной подготовке среднего медицинского персонала как важнейшего ресурса реформирования здравоохранения. Ключевые слова: профессиональная подготовка, средний медицинский персонал, медицинская сестра.

Современная система здравоохранения не способна удовлетворить население общедоступной, высокопрофессиональной, компетентной помощью, если не развита сеть профессиональных кадров среднего медицинского персонала. Сегодня появляются все новые и новые профессиональные направления в сестринской деятельности, разнообразные услуги медицинской сестры, создаются государственные и общественные сообщества работников медицинского персонала. Медицинская сестра напрямую работает с пациентом или целой группой населения. В связи с этим необходима модернизация системы здравоохранения, приведение ее в соответствие с требованиями общественности и населения. Значительное сокращение длительности пребывания пациентов в стационарном отделении требует от медсестры интенсификации в ее профессиональных действиях, умениях ведения планов сестринского ухода, в том числе - электронных дневников, электронного документирования лечебных дел пациентов [1 - 8].

В рамках повышения качества профессиональной подготовки медицинской сестры планируется особо уделить внимание формированию управленческих компетенций. Наряду с этим, согласно разработанной «Доктрине среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации», утвержденной Коллегией министерства здравоохранения РФ (22.01.2002) сказано, что реформирование здравоохранения, модернизация медицинского образования и профессиональной подготовки будущих медиков предусматривают, прежде всего, развитие первичной медико-санитарной помощи населению, так как именно в среднем медицинском персонале ощущается нехватка сотрудников. Примеры свидетельствуют о том, что во многих регионах страны наличествуют пункты и клиники первичной медицинской помощи, но отсутствуют медицинские сотрудники. В рамках профессиональной подготовки медицинских медсестер, фельдшеров для общей врачебной практики Минздравом России сегодня разработан и представлен для обсуждения проект модели сестринского обеспечения системы здравоохранения Российской Федерации. С целью формирования системы управления деятельностью специалистов сестринского дела введена должность главного специалиста по сестринскому делу. В профессиональной подготовке сестринского дела сегодня существует целый ряд нерешенных проблем. К приоритетным можно отнести следующие: а) недостаточное нормативно-правовое обеспечение; б) неэффективное использование медицинских кадров в практическом здравоохранении; в) выполнение медсестрами несвойственных функций младшего медицинского персонала; г) дисбаланс в обеспечении городов и районов специалистами сестринского дела; д) дисбаланс в соотношении врач/ медицинская сестра. Скорого решения требует вопрос, который связан с низким социальным и профессиональным статусом среднего медицинского персонала. Очень мало профессиональных научных исследований, посвященных сфере сестринского дела, а также научных разработок по нормированию труда медицинской сестры. Важной проблемой сегодня является и неравномерное трудоустройство выпускников учреждений, которые готовят будущих медицинских сестер.

Самоопределение личности - важнейшее ее достижение, базирующееся на твердо сложившихся интересах, мотивах и устремлениях человека, опирающееся на формирующемся мировоззрении. Личность, которая поступила и получает образование в среднем медицинском учреждении, пребывает в юношеском возрасте (от 15 до 19 лет), задает себе жизненно важные вопросы, связанные с ее профессиональным самоопределением. Это могут быть такого рода вопросы: Каковы мои возможности и потенциал в избранной профессии медицинского работника? Смогу ли я преодолеть те трудности, которые встретятся на пути при постижении профессии медика? Какое место я смогу занять среди коллег? Будут ли меня уважать за мои профессиональные компетенции? Ответ на данные вопросы нужно искать в самой дефиниции «профессиональное самоопределение», представленной как лонгитюдный, продолжительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни личности, который обусловлен тьютерством со стороны педагогов, их помощью и содействием.

По мнению педагога А.Н. Шишлова, «успешное профессиональное самоопределение может обеспечиваться через создание единой организационной системы управления всех структур и подразделений любой учебной организации через интеграцию учебных, воспитательных, производственных направлений деятельности» [1, с. 77]. Профессиональному самоопределению в среднем медицинском звене могут также способствовать разнообразные программы индивиду-

ального развития обучающегося на основе результатов постоянного наблюдения за процессом проявления его активности, заинтересованности в учебной и будущей профессиональной деятельности медика. Профессиональному самоопределению также может способствовать хорошо организованная производственная практика в медицинских районных поликлиниках и стационарах.

Не менее важную роль в профессиональном самоопределении будущего медика среднего звена играет акт свободного выбора будущей профессии личностью, когда на нее никто не «давит», не уговаривает, когда сам человек понимает, что именно профессия медика - это его будущая жизнь. Выбор личностью будущей профессии - это ее проявление и самостоятельное выражение собственного предпочтения, ее потребности и интереса к медицинской деятельности. Право выбора закреплено в Конституции страны и является фундаментальным правом каждого гражданина. Естественно, ответственность за правильный выбор выпускником школы своей будущей профессии и конкретно медицинского работника лежит на нем самом. Но вместе с тем нельзя не учитывать педагогические и психологические факторы, определенную среду, в которой воспитывается будущий медик. И только в том случае, если выпускник школы сможет совместить свой интерес и мотив со словом «надо», «долг», его профессиональный выбор и последующая профессиональная подготовка могут быть достаточно удачными. Можно отметить, что совпадение интереса к профессии с личной ответственностью покажет полную 100% отдачу личности по приобретению будущей профессии медика. И напротив, отсутствие мотивации не даст позитивных результатов в ходе профессиональной подготовки и последующей медицинской практики, поскольку прочные навыки, профессиональные компетенции приобретаются в случае, если присутствует мотив и интерес к выбранной профессии.

Интерес и мотивацию к медицинской профессии часто определяют ценности и ценностные установки девушек, ориентированных на профессию медсестры. Как уже было сказано, в проведенном исследовании О.И. Комолкиной и Н.И. Чернецкой отмечается, что профессиональные ценностные ориентации девушек, нацеленных на профессию медсестры, их профессиональное становление в процессе обучения в медицинском училище показывают, что среди многих нравственных ценностей у них выделяются ведущие - это высокая ответственность и долг перед пациентами, доброта и жертвенность, полная отдача профессии медика. Наряду с ценностными установками немаловажное значение имеет профессиональная установка, установка на профессию, которая формируется на базе получения в учреждении общих знаний о профессии медика. Профессия среднего медицинского работника требует от выпускников определенного мужества и самоотверженности, что связано с тем, что к медработникам люди всегда испытывали и испытывают доверие как к специалистам, которые хорошо знают свое дело. Выбирая медицинские профессии как дело всей будущей жизни, человек обязан продолжать учиться и заниматься самообразованием и после окончания медицинского учреждения, так как заболевания и симптомы болезней постоянно меняются, а значит, должно меняться и само лечение.

Нужно также отметить, что на выбор юноши или девушки может косвенно повлиять семейная традиция, врачебная династия. В России и в Дагестане немало известных врачебных династий. Одной из известных династий является династия Барановых. Это семь медицинских работников, а в общей сложности - 196 лет служения людям. В тамбовской ЦРБ трудится кандидат медицинских наук Александр Баранов - один из представителей этой семьи. Хорошо известна в Дагестане медицинская династия Аскерхановых. Ее родоначальником был доктор медицинских наук, профессор - Рашид Пашаевич Аскерханов, выдающийся ученый и блестящий хирург. Результатом его многолетней научной и научно-организаторской деятельности явилось формирование школы дагестанских хирургов. Не менее известна медицинская династия Эсетовых. Эсетов Азидин Мурадович, главный акушер-гинеколог Министерства здравоохранения Республики Дагестан, закончил медицинский институт, а когда у него родился сын, не было сомнения в том, какую профессию он выберет. Сегодня Мурад Эсетов - самый знаменитый медик и один из лучших ультразвуковых исследователей республики. Семейные профессиональные династии - это не только передача знаний, накопленного опыта, секретов мастерства от поколения к поколению, но и особая атмосфера, в которой дети принимают решение пойти по стопам своих родителей. Известный отечественный психолог и педагог, автор многочисленных трудов по анализу компетентностного подхода в образовании профессиональное самоопределение

объясняет как «бесконечный поиск себя в профессии, это умение соотносить свои интеллектуальные силы и физические возможности» [2, с. 111].

Отметим также, что на выбор профессии «медицинская сестра» часто влияет образ медицинской сестры, которая обслуживает тот или иной участок. То есть на выбор девочек профессии медицинской сестры может влиять ее имидж, который сегодня является достаточно актуальным в связи с тем, что именно данного медицинского персонала все еще не хватает в различных уголках, районах сельской местности нашей страны. «Что касается медицинской сестры, то большое значение имеет ее внешний вид, облик. Придя на работу, она переодевается в чистый, выглаженный халат или в форму, принятую в данном учреждении, меняет уличную обувь на тапочки или специальные туфли, легко поддающиеся санитарной обработке и не производящие шума при ходьбе. И, наоборот, неопрятность в одежде, грязный халат, торчащие из-под шапочки или косынки волосы, злоупотребление косметикой, длинные покрытые лаком ногти, запах сигаретного дыма изо рта - все это заставляет больного усомниться в профессиональной квалификации медицинской сестры» [3].

Профессиональный имидж или позитивный образ медицинской сестры может сыграть свою заметную роль в санитарном просвещении населения, в решении новых аспектов расширения профессиональной подготовки медицинской медсестры за счет реализации Федеральной программы развития здравоохранения (2020 - 2024 гг). «Сегодня планируется приоритетное развитие профилактической работы с использованием персонала со средним и высшим сестринским образованием; усиление сестринскими кадрами патронажной и реабилитационной деятельности; внедрение системы «стационаров на дому», обеспечиваемых мобильными, специально оснащенными патронажными бригадами; совершенствование и расширение стационар-замещающих медицинских технологий и т.д.» [4, с. 73 - 78].

Авторы, часто анализирующие суть и содержание профессионального самоопределения личности, профессиональной подготовки учащихся в средних медицинских учреждения и среднего медицинского образования, - это тандем В.Н. Кормаковой и О.В. Коновой.

Как правило, в медицинский институт в большей степени идут и поступают выпускники тех школ, где представлен и давно работает проект «Медицинский класс», начатый в Москве. Для старшеклассников, планирующих поступать сразу в медицинский вуз, были созданы медицинские классы, где осуществляется ранняя медицинская профессионализация, профессиональная подготовка и база будущего медика. Медицинский класс в общеобразова-

Библиографический список

тельной школе - это не только профильный класс, где главными предметами являются биология, усиленно преподается химия, его активно поддерживают медицинские вузы, отбирающие лучших в свои учебные заведения. То есть ученики, показавшие после окончания медицинского класса лучшие результаты по профилирующим предметам, могут поступить на первые курсы медицинского вуза. Стать учеником медицинского класса в своей или другой школе можно с 8 класса. Решение о зачислении по итогам вступительных экзаменов принимается администрацией школы, где создан медицинский класс. Чем раньше школьник примет решение получить более углубленные знания и медицинскую практику, тем больше у него шансов набрать дополнительные баллы к моменту подачи документов для поступления в медицинские вузы. В Дагестане проект «Медицинский класс» находится на начальной стадии, поскольку 19 июля 2019 года он был представлен как инновационный проект в сфере образования специалистами методического центра Департамента образования. В мероприятии приняли участие работники методических служб и заместители директоров школ по учебной работе со всех муниципалитетов Дагестана. При дагестанских школах, имеющих определенную базу, будут созданы медицинские классы, где дагестанские школьники, ориентированные на медицинскую профессию, смогут получить основные базовые ЗУНы и заложить основы будущим профессиональным компетенциям.

Что касается средних медицинских учреждений, то основным контингентом профессиональной подготовки становятся выпускники 9 и 11-х классов, пожелавших заняться более ранней профессионализацией и овладеть медицинской профессиональной практикой. Качество профессиональной подготовки среднего медицинского персонала обосновано их способностью выполнять свои профессиональные, служебные обязанности. Но и после окончания учебного заведения профессиональная подготовка, профессиональное совершенствование и самосовершенствование медицинского работника не заканчивается, а продолжается в течение всей его жизни.

Итак, профессиональная подготовка медицинских сестер с помощью ком-петентностного подхода нацелена на развитие профессионально важных ЗУНов и компетенций. Преодоление многих барьеров в новом становлении медицинской сестры даст возможность значительно улучшить всю систему профессиональной подготовки будущих медицинских работников среднего медицинского персонала и определить современные требования к профессиональной подготовке среднего медицинского персонала как важнейшего ресурса реформирования здравоохранения.

1. Шишлов А.Н. Профессиональное самоопределение учащихся как проблема управления многопрофильным образовательным учреждением: монография. Москва, 2012.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академический Проект, 2019.

3. Митрюева Н.А. Новочебоксарская городская больница Минздравсоцразвития ЧР Медицинский портал. Available at: /http://www.nchk-gb.med.cap.ru/novie-tehnologii/ nauka-v-zdravoohranenii/spisok-publikacij-sotrudnikov-uchrezhdeniya/medicinskaya-sestra-imidzh-professii

4. Глухих С.И. Особенности подготовки медицинских сестер в современном профессиональном образовании. Сибирский педагогический журнал. 2016.

5. Сорокопуд Ю.В. Проблема формирования готовности будущей медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 363 - 364.

6. Помазанова Е.В., Клушина Н.П. Индивидуально-творческий подход и его методологическое значение в профессиональной подготовке будущих медицинских сестер. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 221 - 223.

7. Коломиец О.М. Ценостные основания профессиональной деятельности медицинской сестры. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 127 - 129.

8. Ризаева Н.А., Коломиец О.М., Николенко В.Н., Кудряшова В.А., Оганесян М.В., Шумак А.В., Болотская А.А. Диагностика и формирование мотивации у будущих врачей при изучении учебной дисциплины «анатомия человека». Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 308 - 311.

References

1. Shishlov A.N. Professional'noe samoopredelenie uchaschihsya kakproblema upravleniya mnogoprofil'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem: monografiya. Moskva, 2012.

2. Zeer 'E.F. Psihologiya profess«: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: Akademicheskii Proekt, 2019.

3. Mitryueva N.A. Novocheboksarskaya gorodskaya bol'nica Minzdravsocrazvitiya ChR. Medicinskijportal. Available at: /http://www.nchk-gb.med.cap.ru/novie-tehnologii/nauka-v-zdravoohranenii/spisok-publikacij-sotrudnikov-uchrezhdeniya/medicinskaya-sestra-imidzh-professii

4. Gluhih S.I. Osobennosti podgotovki medicinskih sester v sovremennom professional'nom obrazovanii. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2016.

5. Sorokopud Yu.V. Problema formirovaniya gotovnosti buduschej medicinskoj sestry k professional'no-nravstvennomu vzaimodejstviyu s pacientami. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 363 - 364.

6. Pomazanova E.V., Klushina N.P. Individual'no-tvorcheskij podhod i ego metodologicheskoe znachenie v professional'noj podgotovke buduschih medicinskih sester. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 221 - 223.

7. Kolomiec O.M. Cenostnye osnovaniya professional'noj deyatel'nosti medicinskoj sestry. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 127 - 129.

8. Rizaeva N.A., Kolomiec O.M., Nikolenko V.N., Kudryashova V.A., Oganesyan M.V., Shumak A.V., Bolotskaya A.A. Diagnostika i formirovanie motivacii u buduschih vrachej pri izuchenii uchebnoj discipliny "anatomiya cheloveka". Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 308 - 311.

Статья поступила в редакцию 30.10.19

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10020

Tsuruev Sh.Sh., Assistant Minister of Education and Science of the Chechen Republic (Grozny, Russia), E-mail: Shah_tsuruev@mail.ru

TOLERANT PERCEPTION BY THE PERSONALITY OF SOCIO-CULTURAL DIFFERENCES AS A PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM. The article studies the contents of a person's tolerant perception of sociocultural differences as a philosophical and psychological-pedagogical problem. It is concluded that the problem of a person's tolerant perception of ethnic, religious and cultural differences, the attitude to people as equals, as to oneself, is not a new problem. To be tolerant is the ability to live in a multicultural, multiconfessional environment, while not interfering with others, to have rights and freedoms, without violating the rights and freedoms of others. Intolerance, as an opposition to tolerance, has always generated confrontation and conflict, which was noticed by ancient historians and educators.

Key words: tolerance, tolerant perception, personality, sociocultural differences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.