менной России: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Ю. Микрюков. - М., 2008; Пионт-ковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.В Пионтковский. - Якутск, 2006; Снопко, Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.М. Снопко. - М., 2007; Прошек, И.Я. Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных куль-
турных ценностей / И.Я. Прошек: Дис. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2008.
4. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, Н.М. Борыт-ко и др.; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008. -С. 98.
5. Райхлина Е.Л. Музей в системе патриотического воспитания молодежи / Е.Л. Райхлина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств - 2009. - № 3. - С.172-176.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
И.В. Юстус, О.Ю. Трушина
В статье рассматривается проблема нравственно-правовой стороны процесса умирания и правового обеспечения профессиональной деятельности медицинской сестры, так как реформирование системы здравоохранения привело к пересмотру процесса подготовки медицинских кадров среднего звена в области паллиативной медицины и танатологии. В современном обществе правовая помощь умирающим - важный сектор системы здравоохранения и качественного медицинского образования. Важнейшим условием успешного и качественного оказания правовой помощи умирающим является воспитание у будущих медицинских работников профессионально важных качеств и формирование необходимой правовой базы в аспектах танатологии.
Ключевые слова: правовое воспитание, профессиональная подготовка, медицинская сестра, умирание, паллиативная медицина, танатология, профессиональные качества медсестры.
Legal education in vocational training of medical workers of an average link.
In article the problem is considered is moral-legal side process of dying and legal maintenance of professional work of the staff nurse as reforming of system of public health services has led to revision of process of preparation of medical shots of an average link in the field ofpalliative medicine and thanatology. In a modern society legal aid dying - the important sector of system of public health services and a qualitative medical education. The major condition of successful and qualitative rendering of legal aid dying is education at the future medical workers ofprofessionally important qualities and formation of necessary legal base in aspects of thanatology.
Key words: legal education, vocational training, a nurse, dying, palliative medicine, thanatology, professional qualities of the nurse
Качество образования и здравоохранения - главные составляющие качества жизни, ресурс устойчивого и прогрессивного развития общества.
В осуществлении перехода на новую систему организации сестринского дела, внедрения инновационных технологий сестринской деятельности в практическое здравоохранение, формирования среды, способной принять медсестру новой формации, большая роль принадлежит не только лечебным, но и образовательным медицинским учреждениям.
Приоритетным направлением в развитии сестринского дела является совершенствование нормативно-правового обеспечения. В настоящее время деятельность сестринского персонала регулируется «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «Отраслевой программой развития сестринского дела в Российской Федерации», «Доктриной среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации», «Концепцией кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации».
В «Концепции кадровой политики в здравоохранении Российской Федерации», утвержденной приказом МЗ РФ от 03.07.2002 г. № 210, отмечается повышение значимости сестринского медицинского персонала в оказании медицинской помощи, в организации и управлении сестринским делом. Требуется принятие мер по совершенствованию подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, по развитию новых организационных форм и технологий сестринской помощи населению, правовому регулированию сестринской деятельности [3, с. 135].
Основная задача современного здравоохранения - повышение качества медицинского обслуживания населения - включает различные аспекты деятельности с участием всех медицинских работников. Важнейшая роль в решении этой задачи принадлежит самому многочисленному отряду медиков -медицинским работникам среднего звена и особенно полуторамиллионной армии медицинских сестер [6, стр. 33].
Медицинская сестра должна поддерживать авторитет своей профессии, уважать своих учителей и коллег, быть честной и справедливой, признавая их знания и опыт. В отличие от религиозно-монашеской роли сестры милосердия XIX века, у современной медицинской сестры формируется свое мировоззрение, своя этика, стандарты которой изложены в «Этическом кодексе медицинской сестры России».
В «Кодексе Международного совета медицинских сестер» записано, что на медсестру возложены 4 основные задачи: сохранять здоровье, предотвращать заболевания, восстанавливать здоровье и облегчать страдания. Решение их нередко связано не только с медицинскими, но и с юридическими проблемами, причем в разных областях медицины и в разных условиях пути к их устранению разнообразны. Правовое обеспечение неразрывно связано с правовым воспитанием, оно заключается в обучении праву так, чтобы сформировать у обучаемого уважительное отношение к закону, непримиримость к его нарушениям. И наряду со знаниями здесь необходимы моральные качества.
Под правовым воспитанием понимается совокупность мер и приемов воздействия на сознание учащихся-будущих медсестер с целью формирования у них устойчивых юридических
знаний, убеждений в справедливости законов, обстоятельств их исполнения на основе нравственных качеств обучаемых [1, с. 17]. В «Этическом кодексе медицинской сестры России», записано: «медицинская сестра ответственна, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной сестринской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве РФ».
Чтобы не нарушать установленные законодательными актами положения, прежде всего, необходимо знать, признавать и уважать права пациента. Не менее важно знать свои юридические права, обязанности, ответственность, возможности правовой защиты от необоснованных обвинений, нужно знать Законодательство РФ об охране здоровья граждан и уметь им пользоваться в сложных ситуациях практической работы, протекающей в условиях рыночной экономики демократической страны. При возникновении спорных случаев или дефектов медицинской помощи, правильности своего профессионального поведения или технического исполнения сестринской манипуляции, нужно знать пути досудебного и судебного решения возникшего конфликта.
Современные требования к сестринскому делу определяют задачу воспитания среднего медицинского работника нового типа. Такой специалист, кроме медицинских знаний, умений, приверженности принципам деонтологии, обладая зрелыми личностно-пси-хологическими качествами, должен знать правовое регулирование своей профессиональной деятельности [5, с. 38]. Согласно современной концепции развития сестринского дела, большое внимание нужно обращать не только
на психологическую, но и на правовую подготовку специалиста среднего звена, способного к самостоятельной работе в составе единой команды.
Сейчас в эпоху современных достижений медицинской науки все более важной становится проблема смерти с общечеловеческой точки зрения, и в соответствии с этим оказание помощи умирающим людям, поэтому проблемы соприкосновения медработников со смертью становятся приоритетными на сегодняшний день.
Основой профессиональной деятельности медицинского работника среднего звена с умирающими пациентами является биоэтика, которая вооружает знаниями как специфических вопросов медицинской этики, так и правовых вопросов умирания и смерти, которые развивают практические навыки, моральную ответственность за принимаемые этические решения, чувство эмпатии и сострадания к умирающим людям [7, с. 93]. Поэтому в процессе обучения среднего медицинского работника необходимо сформировать духовно богатую личность будущего специалиста в области оказания необходимой медицинской, психологической и правовой помощи обреченным больным и их родственникам.
Работа с умирающими и их родственниками чрезвычайно сложна и требует больших душевных затрат. У медицинских работников происходит переосмысление собственной системы жизненных ценностей. Надо научиться находиться рядом с пациентом, а не просто выполнять свои функциональные обязанности. Надо научиться справляться со своими негативными эмоциями, причины которых могут быть различны и честно осознавать причину их возникновения.
Инстинктивный страх смерти заставляет пациента искать поддержки у окружающих и в первую очередь - у медицинских работников по вопросам оказания медицинской и правовой помощи. Поэтому для медицинских сестер, работающих с такой категорией пациентов, необходимо наличие определенной «эмоциональной сопротивляемости», позволяющей им сохранить свои лучшие человеческие качества при оказании всесторонней помощи инкурабельным больным и общении с родственниками умирающих больных [8, с. 144].
Особое значение для медицинского персонала должно иметь отношение к умирающему человеку. Главное в процессе умирания - не оставлять его одного, даже в бессознательном состоянии, держать его за руку и находиться рядом, ибо даже в последние мгновения сохраняется чувствительность и может восприниматься и подсознательно пониматься то, что происходит рядом. Таким образом, вопрос об уходе из жизни тесно связан и зависит от душевного состояния человека. Прощание с жизнью - дело не только самого человека, но и общества.
Культуре общения, умению сопереживать умирающему человеку, предвидеть возможные правовые вопросы в случае смерти-этому наших медиков не учат. Религия, которая выработала обряды, нормы поведения людей, а главное - необходимость выражения сочувствия и понимания умирающего, опередила медицину. Мероприятия и поведение людей у постели больного диктуются многими конкретными обстоятельствами, но, прежде всего, личностью и мировоззрением человека, его состоянием и настроенностью.
В «Этическом кодексе медицинской сестры России» предписано с уважением относиться к праву умирающего на гуманное обращение и достойную смерть. Каждый человек имеет право умереть достойно, по-человечески, без лишних страданий. Здесь идет речь об уважении человеческого достоинства. Но это право не освобождает от закона об охране жизни. Смерть - это часть человеческой реальности со всеми ее последствиями и унижениями. Право на достойную смерть включает также право на лечение при помощи гуманных методов: они должны быть направлены на то, чтобы облегчить страдания и уныние, помочь умереть спокойно, без ненужной и бесконечной борьбы [4, с. 37]. Такое гуманное лечение всегда заканчивается лишь естественной смертью, без искусственной ее провокации. Это значит, что прибегать к искусственным методам, которые лишь замедляют процесс умирания, нужно продуманно и в соответствии с их целесообразностью. Все должно решаться с учетом, прежде всего, интересов самого больного.
Медицинская сестра должна овладеть разносторонними методами, облегчающими страдания, оказать умирающему и его близким психологическую поддержку. Содействуя умирающему уйти с максимально достижимым физическим и эмоциональным комфортом, следует помнить о недопустимости использования или содействия эвтаназии, то есть преднамеренным действием с целью прекращения жизни пациента по его просьбе.
Уже много десятилетий проблема эвтаназии остается важнейшей медицинской и этико-правовой проблемой. К смертельно больному пациенту следует относиться иначе, чем к другим
больным. Однако никаких правовых документов, регламентирующих поведение медицинского работника по отношению к умирающему больному, нет и быть не может [2, с. 61]. Следует руководствоваться этическими принципами, записанными в клятве Гиппократа, рекомендациями Всемирной медицинской ассоциации. В ее «Заявлении о политике в области лечения смертельно больных пациентов, испытывающих хроническую боль», (1990) указано, что лечение смертельно больных проводится так, чтобы максимально облегчить их страдания и способствовать достойному уходу из жизни. Вместе с тем желание пациента отказаться от медицинской помощи и действия врача, направленные на уважение этого права, даже если они приведут к смерти пациента, не только этичны, но и правомерны с учетом ст. 33 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. В соответствии с Конституцией РФ каждому человеку принадлежит неотъемлемое право на жизнь, один из аспектов которого предполагает возможность самостоятельно распоряжаться ею, решать вопрос о прекращении жизни. Однако допустить возможность реализации этого права можно лишь путем эвтаназии.
Нельзя забывать и о правовой стороне процесса умирания и знать, кого умирающий больной хотел бы видеть своим представителем на случай, если он не сможет принимать решения сам. Это могут быть самые разные вопросы, касающиеся его лично (например, о способах и пределах лечения, о запрещении вскрытия тела или изъятия органов для трансплантации, о похоронах или имущественном завещании). Все сказанное должно быть записано
со слов больного в истории болезни и подписано лечащим врачом. Если это касается завещания, то согласно Гражданскому кодексу РФ находящемуся в стационаре больному гражданину завещание может быть удостоверено главным врачом или его заместителем, а также дежурным врачом.
Этим и другим аспектам правового обеспечения профессиональной деятельности медицинских работников среднего звена должны быть обучены студенты в средних специальных медицинских учебных заведениях. В связи с этим, очевидно, что медицинское образование должно быть в ясном и осознанном смысле ориентировано этой нравственной сверхзадачей. Согласно Государственному образовательному стандарту 1999 года в медицинском колледже Ульяновского государственного университета проводится подготовка среднего медицинского персонала повышенного уровня образования с квалификацией - семейная медицинская сестра. К медсестре общей врачебной практики предъявляются определенные требования, в том числе и в области правового обеспечения ее профессиональной деятельности.
В этом учебном году введен специальный курс «Танатология и медицина» в виде факультатива, программа которого предусматривает, прежде всего, формирование навыка теоретического анализа проблемы смерти; знакомит студентов с развитием танатологии как науки о смерти; дает общее представление феномена смерти с различных позиций философии и религии. С помощью данного курса у будущих медицинских сестер происходит переосмысление собственной системы жизненных ценностей. Они учатся на-
ходиться рядом с умирающим пациентом, а не просто выполнять свои функциональные обязанности. В процессе обучения у будущих медсестер формируются определенные личностные качества, такие как милосердие, гуманность, альтруизм, толерантное отношение к смерти, профессионализм, уважение чести и достоинства умирающего человека и другие этические ценности, а также изучают все правовые аспекты умирания и смерти, необходимые в их профессиональной деятельности.
Таким образом, система медицинского образования, как подчеркивает закон об образовании, включает воспитание специалиста со средним образованием с учетом знаний основ медицинской этики, деонтологии, медицинской психологии, основ правоведения и медицинского права, культуры сестринского дела.
Литература:
1. Акопов В.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности медсестер. - М.: ИКЦ МарТ, Ростов н/Д., 2005. -384 с.
2. Ардашева Н.А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни. Правовые вопросы ее применения. // Вестник Российской АМН. - 1996. - № 12. -С. 60-64.
3. Двойников С.И. Обеспечение качества образования при подготовке специалиста сестринского дела / С.И. Двойников // Главная медицинская сестра, 2005. - № 10. -с. 133-139.
4. Мир и смерть: Хрестоматия философских, богословных и психологических текстов о смерти. / Сост. И.В. Юстус - Ульяновск: Изд-во Вектор, 2007. - 154 с.
5. Нехайчик Е.А. Психологическая подготовка медицинской сестры в процессе обучения / Е.А. Нехайчик // Медицинская сестра, 2002. - № 4. - С. 38-40.
6. Проект Концепции развития сестринского дела в Российской Федерации // Медсестра, 2008. - № 10. - с. 29-39.
7. Трушина О.Ю. Танатология и медицина: учебно-методическое пособие / О.Ю. Трушина. - Ульяновск, 2010. - 128 с.
8. Эккерт Н.В., Новиков Г.А., Хетагу-рова А.К., Шарафутдинов М.Г. Методические рекомендации по организации паллиативной помощи (извлечния) / Н.В. Эккерт и др. // Главная медицинская сестра, 2009. -№ 1. - с. 113-159.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
И.П. Татаринова
В настоящей статье рассматриваются условия самосовершенствования профессионально важных личностных качеств, которыми должен обладать современный специалист для успешной профессиональной деятельности. Проанализирован опыт формирования лидерских качеств у студентов при реализации проекта «Бизнес - школа».
Ключевые слова: профессиональное воспитание, профессиональная деятельность, ценности, качество образования.