Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / EMOTIONAL INTELLIGENCE / STUDENTS / FUTURE SPECIALISTS / EMOTIONAL SPHERE OF PERSONALITY / FORMATION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

В статье обоснованы основные теоретические аспекты категории эмоционального интеллекта. В работе показано, что в современных исследованиях существует две модели эмоционального интеллекта: модель способностей, в которой подана идея о пересечении познания и эмоций; 2) смешанная модель (сочетание интеллектуальных, эмоциональных и личностных свойств человека). В исследовании рассмотрены структурные компоненты эмоционального интеллекта и модель их формирования у студентов в процессе их обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMING STUDENTS ' EMOTIONAL INTELLIGENCE: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS

The article substantiates the main theoretical aspects of the category of emotional intelligence. The paper shows that in modern research there are two models of emotional intelligence: the model of abilities, which is presented the idea of the intersection of knowledge and emotions; 2) mixed model (a combination of intellectual, emotional and personal properties of a person). The study examines the structural components of emotional intelligence and the model of their formation in students in the process of their education in higher school.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

Аннотация. Статья посвящена проблеме определения педагогических условий формирования полифункциональной профессиональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма. В работе обосновано понятие организационно-содержательные педагогические условия, разработан комплекс организационно-содержательных педагогических условий формирование полифункциональной профессиональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма.

Ключевые слова: условия, педагогические условия, организационные педагогические условия, содержательные условия, организационно-содержательные педагогические условия, формирование полифункциональной профессиональной компетенции будущих специалистов в сфере гостиничного сервиса и туризма.

Annotation. The article is devoted to the problem of determining the pedagogical conditions for the formation of multifunctional professional competence of future specialists in the field of hotel service and tourism. The paper substantiates the concept of organizational and content pedagogical conditions, developed a set of organizational and content pedagogical conditions the formation of multifunctional professional competence of future specialists in the field of hotel service and tourism.

Keywords: conditions, pedagogical conditions, organizational pedagogical conditions, content conditions, organizational and content pedagogical conditions, formation of multifunctional professional competence of future specialists in the field of hotel service and tourism.

Литература:

1. Беликов B.A. Образование. Деятельность. Личность: монография. - М.: Академия Естествознания, 2010.-310 с.

2. Демидова Г.А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Ч. I. (31 октября 2012 г.). Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. - 200 с.

3. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. -М.: Педагогика. 1987. №1. - С. 29-32.

УДК 371

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Инновационные процессы, происходящие в сфере высшего профессионального образования, требуют изменения образовательной парадигмы для реализации цели подготовки конкурентоспособного на современном рынке труда специалиста. В этой связи современная высшая школа должна давать не только целостную систему профессиональных знаний, но и обеспечить сформированность специальных способностей личности, которые обеспечивают ей динамизм профессионального поведения, самостоятельность в поисках и усвоении новой информации, адекватных решений в нестандартных ситуациях.

В современной социокультурной ситуации, для того чтобы сформировать продуктивную профессиональную позицию молодого специалиста, актуальным и необходимым является формирование эмоционального интеллекта наряду с другими личностными качествами.

Изложение основного материала исследования. Эмоциональный интеллект как психологическая категория сформировался сравнительно недавно. В проблему изучения эмоционального интеллекта личности внесли свой вклад многочисленные отечественные и зарубежные ученые. Авторство понятия «эмоциональный интеллект» принадлежит П. Сэловею и Дж. Мейеру. Разрабатывали теории эмоционального интеллекта также Д. Гоулмен, Р. Бар-Он, С.Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев [3].

Эмоциональный интеллект, по мнению авторов данного термина, - это группа ментальных способностей личности, которые способствуют осознанию и пониманию ею собственных эмоций и эмоций окружающих [4].

Авторами теории эмоционального интеллекта определены четыре его составляющие, а именно:

- восприятие эмоций (умение распознавать эмоции других людей, а так же идентифицировать собственные);

- использование эмоций для стимуляции мышления (умение человека неосознанно активировать мыслительный процесс, пробуждать в себе творческие способности, применяя эмоции как фактор мотивации);

- понимание эмоций (умение определять причину появления той или иной эмоции, определять связь между эмоциями и мыслями, предугадывать возникновение эмоций со временем);

- управление эмоциями (умение управлять своими эмоциями и других людей, направляя их на достижение определенных целей) [1, с. 23-24].

В современных психологических исследованиях представлены две модели эмоционального интеллекта:

1) модель способностей, в которой представлена идея о пересечении познания и эмоций;

2) смешанная модель (сочетание интеллектуальных, эмоциональных и личностных свойств человека).

Рассмотрим сущность модели способностей. Компонентами эмоционального интеллекта, согласно

первой модели, являются:

- основные некогнитивные знания (эмоциональная компетентность);

- навыки (способность контролировать и регулировать внешние проявления эмоций и чувств).

В рамках первой модели эмоциональный интеллект понимается как набор иерархически организованных способностей, связанных с переработкой информации, которые объединяются в четыре группы:

1. Идентификация эмоций.

2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.

3. Понимание эмоций.

4. Управление эмоциями.

К основным принципам эмоционального интеллекта П. Сэловеем и Дж. Майером отнесены:

- эмпатия,

- осведомленность,

- равновесие,

- ответственность.

По мнению ученых, эмпатия является ключевой эмоциональной способностью, характеризующейся идентификацией индивида с чувствами другого человека и способностью сопереживать или сочувствовать ему. Эмпатия проявляется в распознавании эмоций, чувствительности, понимании и демонстрации сочувствия объекта эмпатических переживаний.

Осведомленность предполагает знание индивида о добре и плохие эмоции, компетентность в собственных чувствах, способность различать модальности эмоций, принимать и дифференцировать продуктивные и непродуктивные чувства.

Принцип равновесия заключается в задании эмоционального интеллекта в уравновешивании функционирования эмоциональной висцеральной части мозга и рациональной новой коры.

Принцип ответственности реализуется благодаря такой способности эмоционального интеллекта как регуляция эмоций, контроль над ними в саморегуляции поведения, обеспечение психического благополучия личности.

Рассмотрев теоретические аспекты феномена «эмоциональный интеллект», обратимся к исследованию проблемы его формирования у студенческой молодежи. Особенности влияния эмоционального интеллекта на подготовку к профессиональной деятельности наиболее отчетливо проявляются в когнитивной (представления о себе и о других), эмоциональной (эмоциональное самочувствие), поведенческой (коммуникативное поведение) сферах студенческой среды.

В когнитивной сфере уровень эмоционального интеллекта влияет на степень согласованности представлений о себе и о других: студенты с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта характеризуются более конгруэнтной системой представлений, чем студенты со средним и низким уровнем эмоционального интеллекта.

В сфере эмоционального самочувствия эмоциональный интеллект выполняет регулятивную роль - в стрессовые периоды обучения студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта характеризуются более выраженной комфортностью эмоциональных состояний.

В сфере коммуникативного поведения влияние эмоционального интеллекта является неоднозначным: установлено, что высокий уровень способности к пониманию собственных эмоций связано со снижением популярности в студенческой группе, и наряду с этим получены данные, что повышение общего уровня эмоционального интеллекта способствует стабильности статусных позиций личности в группе, устойчивости системы взаимных выборов.

Выводы. Сегодня учеными уже предложено несколько моделей организации учебного процесса, целью которого является развитие компонентов эмоционального интеллекта. Рассмотрим систему формирования эмоционального интеллекта, разработанную И.М. Мещеряковой. В процессе развития анализируемого нами качества у студентов исследовательница выделяет пять этапов.

1) Познание самого себя. Данный этап направлен на развитие когнитивного компонента эмоционального интеллекта и его составляющих: (умений осознавать свои эмоции; доверять себе; анализировать и выражать эмоции словами; осуществлять самоанализ и анализ собственных ценностных ориентаций; совершенствовать навыки саморефлексии; устанавливать обратную связь).

2) Развитие способности управлять своими эмоциями и чувствами. Данный этап направлен на развитие поведенческого компонента составляющих эмоционального интеллекта.

3) Развитие умения студентов распознавать эмоции других людей, понимать эмоциональное состояние партнеров по коммуникации.

4) Овладение умением управления состояниями собеседников.

5) Развитие психологического профессионализма [2].

По словам автора методики, среди ведущих форм и методов деятельности, которые необходимо применять для формирования эмоционального интеллекта студентов: лекции; групповые дискуссии; диагностические методы; игровые методы; методы развития социальной перцепции, арттерапия, психогимнастика и др. [2].

Аннотация. В статье обоснованы основные теоретические аспекты категории эмоционального интеллекта. В работе показано, что в современных исследованиях существует две модели эмоционального интеллекта: модель способностей, в которой подана идея о пересечении познания и эмоций; 2) смешанная модель (сочетание интеллектуальных, эмоциональных и личностных свойств человека). В исследовании рассмотрены структурные компоненты эмоционального интеллекта и модель их формирования у студентов в процессе их обучения в высшей школе.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, студенческая молодежь, будущие специалисты, эмоциональная сфера личности, формирование эмоционального интеллекта.

Annotation. The article substantiates the main theoretical aspects of the category of emotional intelligence. The paper shows that in modern research there are two models of emotional intelligence: the model of abilities, which is presented the idea of the intersection of knowledge and emotions; 2) mixed model (a combination of intellectual, emotional and personal properties of a person). The study examines the structural components of emotional intelligence and the model of their formation in students in the process of their education in higher school.

Keywords: emotional intelligence, students, future specialists, emotional sphere of personality, formation of emotional intelligence.

Литература:

1. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 260 с. С. 29-36.

2. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе / И.Н. Мещерякова // Вестник ТГУ. -2010,- Вып. 1,- С. 157-161.

3. Першина A.B., Соловьева A.B. К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов // Молодой ученый. -2016,- №4. - С. 703-704.

4. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCE1T.V. 2.0). Русскоязычная версия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 176 с.

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У

СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМОВ

студентка 2 курса магистратуры Романюк Елена Викторовна ФГБОУ ВО «Гжельский государстеенныйуниеерситет» (п. Электроизолятор);

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Сорокопуд Юнна Валерьевна ФГБОУ ВО «Гжельский государстеенныйуниеерситет» (п. Электроизолятор)

Постановка проблемы. Среднее профессиональное образование как наиболее экономичный, самодостаточный, востребованный личностью и обществом уровень профессионального образования, исторически сыграл и призван сыграть в будущем решающую роль в возрождении экономики страны на переломных этапах развития, поскольку оно является сферой подготовки высококвалифицированных специалистов для всех отраслей экономики и социальной сферы. Данный уровень образования является не только сферой подготовки высококвалифицированных кадров, но и важнейшим фактором обеспечения стабильности нашего общества, решения многих социальных и молодежных проблем [9; 10].

Изложение основного материала исследования. Система среднего профессионального образования, традиционно ориентированная на запросы потребителей, в условиях неопределенности рынка труда, разрыва отношений и незаинтересованности работодателей в формировании объемов, структуры и содержания подготовки специалистов не может адекватно отвечать на вызовы времени. Структурные перекосы в системе среднего профессионального образования ведут к деформации кадрового потенциала экономики, социальной сферы и нарастанию несоответствия его производственной структуре [4; 6]. Подготовка будущих специалистов со средним профессиональным образованием в техникумах страны, на текущий момент, является одной из актуальных проблемой современной системы образования. [13-16]

Это, в первую очередь, связано с тем, что Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 831 от 02.11.2015, а так же Переченем ФГОС СПО сформирован список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий - ТОП 50, которые требуют среднего профессионального образования. По профессиям из списка топ-50 внедряются новые формы и стандарты обучения.

Основной контингент обучающихся в средних специальных учебных заведениях соответствует возрасту 14-17 лет, называемому «ранняя юность».

Данный возрастной период имеет характерологические особенности [5] (табл. 1):

Таблица 1

Психолого - педагогические особенности студентов СПО

№ Проявляющиеся качества личности и психологические особенности

1. Продолжает формироваться самосознание: представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств.

2. Ведущей деятельностью является учебно -профессиональная деятельность.

3. Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания.

4. Возрастает волевая регуляция.

5. Возникает сухой рационализм, практицизм.

6. Отсутствует подлинная самостоятельность, наблюдается подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам.

7. Основным мотивом познавательной деятельности является приобретение профессии.

8. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, продолжает формироваться абстрактно-логическое мышление.

9. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.

10. Появляется стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.

11. Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии - увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений.

12. Нередко проявляется негативизм: пренебрежение к советам старших, критиканство, проявление недоверия.

13. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.

14. Возникает первое чувство любви, дружбы.

15. Завершается половое созревание. Формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.