ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"
(г. Москва)
УДК 37.013.77
Vasbieva D.G., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE MODERN CONCEPTS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND FACTORS OF ITS FORMATION AND DEVELOPMENT IN UNIVERSITY STUDENTS.
The article discusses a problem of how to form emotional intelligence and development it, what is one of the most relevant areas in ensuring the efficiency of teaching university students and the key to success in their future career. The purpose of the article is to clarify the concept of emotional intelligence and classify factors of its formation and development based on the analysis of modern concepts of emotional intelligence development. The scientific novelty of the work is expressed in defining the structure of emotional intelligence based on the individual psychological characteristics of the personality described in the emotional intelligence models. The practical significance of the study lies in the fact that the results of the analysis of modern concepts of students' emotional intelligence development and the factors of its formation and development can be used in the university learning process in the interests of the sustainable development of the educational system. Key words: emotional intelligence, emotional component, emotional intelligence model, cognitive component, conative component.
Д.Г. Васьбиееа. канд. экон. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ФАКТОРАХ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
В данной статье рассматривается проблема формирования и развития эмоционального интеллекта как одного из самых актуальных направлений в обеспечении эффективности обучения студентов вуза и залога их успешности в будущей работе. Целью статьи является уточнение понятия «эмоциональный интеллект» и классификация факторов его формирования и развития на основе анализа современных концепций развития эмоционального интеллекта. Научная новизна работы выражена в определении структуры эмоционального интеллекта на основе индивидуально-психологических особенностей личности, описанных в моделях эмоционального интеллекта. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного анализа современных концепций развития эмоционального интеллекта у студентов и факторов его формирования и развития могут быть использованы в учебном процессе в вузе в интересах устойчивого развития образовательной системы.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональный компонент, модель эмоционального интеллекта, когнитивный компонент, кона-тивный компонент.
Актуальность нашего исследования продиктована возросшим интересом к изучению факторов формирования и развития ЭИ студентов высшей школы для выявления психолого-педагогических условий развития ЭИ. На наш взгляд, данные условия будут содействовать удовлетворению потребности студентов в высоком уровне развития ЭИ, а также общества в высококвалифицированных специалистах в разных областях деятельности. Кроме того, высокий ЭИ позволяет студентам быстрее и продуктивнее учиться в вузе, а также подготовиться к будущей профессии.
Целью исследования является уточнение термина «эмоциональный интеллект» и классификация факторов его формирования и развития на основании анализа современных концепций развития ЭИ.
Для достижения этой цели в данной научной работе решаются следующие соответствующие задачи:
1) проанализировать современные теоретические концепции развития ЭИ;
2) определить структуру ЭИ на основе индивидуально-психологических особенностей личности, а также моделей ЭИ;
3) конкретизировать понятие «эмоциональный интеллект».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного в статье анализа современных концепций развития ЭИ студентов и факторов его формирования и развития могут быть использованы в учебном процессе в вузе в интересах устойчивого развития образовательной системы.
В настоящее время существует несколько теоретических концепций исследования вопросов формирования и развития ЭИ: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж.Д. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо [1]; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р Бар-Она [2]; теория эмоциональной
компетентности Д. Гоулмена [3; 4]; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина [5].
Но, несмотря на то, что исследователи в своих моделях ЭИ трактуют изучаемый ими конструкт в качестве «ЭИ», их точки зрения расходятся в вопросах психологической составляющей ЭИ.
Первыми, кто ввел понятие ЭИ в 1990 г, были зарубежные исследователи Дж. Майер и П. Сэловей. В исследовании Т.С. Киселевой прослеживается уточнение более поздней работы Дж. Майера, П. Саловея и Д. Карузо: «...наши основные претензии в том, что действительная концепция ЭИ отличается от других подходов. Данная концепция ЭИ включает в себя способность заниматься сложной обработкой информации о собственных эмоциях и эмоциях других людей и способность использовать эту информацию в качестве основы для мышления и поведения. То есть люди с высоким уровнем ЭИ обращают внимание на эмоции, могут использовать, понимать и управлять эмоциями, и эти навыки повышают адаптивные функции, которые потенциально могут принести пользу себе и другим» [6].
Следует отметить, что ЭИ трактуется по-новому в доработанной версии 1997 года, а именно - «как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений» [2]. Четыре компонента изучаемого феномена, по Д. Майеру и П. Сэловею, выстраиваются в иерархию, где уровни последовательно осваиваются по мере становления. При этом следует отметить, что компоненты в модели ЭИ относятся как к собственным, так и к чужим эмоциям. В 2016 году было выпущено новое описание модели ЭИ также с четырьмя ветвями (или компонентами), в которые были включены дополнительные субкомпоненты [7].
Дополненные Д. Гоулманом ранние идеи П. Сэловея и Дж. Майера показывают взаимосвязь между ЭИ и социальным успехом. Д. Гоулман, РБояциси Э. Макки «выделяют составляющие ЭИ и связанные с ними следующие навыки:
1) личностные навыки, определяющие то, как мы управляемсобнй(эмоци-ональное самосознание, самоконтроль, уверенность в себе, точная самооценка, адаптивность, открытость, инициативность, воля к победе, оптимизм);
2) социальные навыки, указывающие на то, как мы управляем нашими отношениями с другими людьми (сочувствие/сопереживание, предупредительность, воодушевление, влияние, помощь в самосовершенствовании, способность к урегулированию конфликтов, укреплению личных взаимоотношений, работа в команде, сотрудничество)» [8].
Р. Бар-Он является одним из исследователей, представивших смешанную модель ЭИ и расширивших понятие ЭИ. Согласно ученому под ЭИ подразумеваются некогнитивные способности и навыки, влияющие на успешность взаимоотношений с окружением [9, с. 363, 378].
Пять сфер компетентности, выделенные Р Бар-Оном, соотносятся с пятью компонентами ЭИ [8], которые, в свою очередь, подразделяются на следующие субкомпоненты: «познание себя (осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость), навыки межличностного общения (эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность), способность к адаптации (решение проблем, связь с реальностью, гибкость), управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью), преобладающее настроение (счастье, оптимизм)».
Отечественный ученый Д.В. Люсин в своей модели ЭИ рассматривает вну-триличностный и межличностный ЭИ, которые в какой-то степени совпадают с теоретической концепцией Д. Гоулмана о личностных и социальных навыках.
Д.В. Люсин указывает на дуальную природу ЭИ, характеризующуюся наличием когнитивных способностей и личностных характеристик. Модель содержит факторы, оказывающие влияние на ЭИ: когнитивные способности, отношение к эмоциям и особенности эмоциональности. От когнитивных способностей студента будет зависеть, с какой быстротой и тщательностью будет обрабатываться эмоциональная информация, при этом не менее важным остается отношение к своим и чужим эмоциям как к ценности и источнику информации. ЭИ определяется эмоциональной устойчивостью и эмоциональной чувствительностью [5].
По утверждению исследователя А.П. Лобанова, ЭИ представляет собой эмоциональную компетентность, чьи составляющие - это самосознание, эмпатия, самоконтроль и другие навыки [10, с. 342].
Т.И. Солодкова в своем исследовании, основанном на работах отечественных и зарубежных ученых, рассматривает ЭИ как фундаментальный фактор успешности жизнедеятельности личности, которая, в свою очередь, определяется как психическое, физическое и социальное здоровье [11, с. 131].
Исследователь И.С. Степанов под ЭИ понимает «системно-функц иооал ь-ное свойство личности, обеспечивающее его социальную успешноснь ц нопюча-ющее такие психологические факторы становления ЭИ, как инструментальные (интуиция - творческое решение проблем, уровень маскулинности, лидераино, эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей), и личностные фа кторы (честность, контакты, доверие, сексуальность, уровень самооценки)» [12].
Исходя из вышеизложенного анализа современной психолого-педагогической литературы, следует рассматривать эмоциональный интеллект как сложное обобщенное свойство личности, которое представляет собой целостность эмоциональных, конативных и когнитивных качеств, обеспечивающих осознание, понимание собственных и чужих эмоций; умение контролировать и управлять собственными эмоциями на основе интеллектуального анализа и синтеза; способность действовать согласно внутренней среде своих эмоций, влияющих на личностное развитие и успешность межличностных вза и модействий.
На основе индивидуально-психологических особенностей личности, описанных в моделях ЭИ, предложенных различными авторами (П. Сэловей, Дж. Майер, Д. Гоулман, Р. Бар-Он, Д.В. Люсин), нами предлагается структура ЭИ, включающая следующие компоненты и психологические факторы его формирования и развития:
- эмоциональный компонент: эмпатия (способность к считыванию эмоционального состояния других людей, к пониманию их чувств, к испытанию их боли на себе в результате соотнесения их состояния с собственными мыслями и поступками); эмоциональная зрелость (эмоциональная стабильность, устойчивость к негативным эмоциям и эмоциональной напряженности); мотив достижения цели и успеха; эмоциональная гибкость (способность к быстрой, легкой и гибкой реакции на различные внешние воздействия);
- когнитивный компонент: объективная самооценка; эмоциональная саморефлексия (способность жить в гармонии с собственными внутренними эмоциями, безошибочное понимание важности чувств и эмоций для социальной успешности); рефлексия (мыслительная деятельность, направленная на анализ, понимание, познание своего и чужого внутреннего мира, исходя из размышления с позиции другого человека); осмысление эмоциональных качеств;
- конативный компонент: умение управлять своими эмоциями (самопринятие контроль своих эмоций; осознанная готовность использовать свои эмоции для выполнения поставленных задач); психологическая резилентность в построении взамоотношений (умение ладить и быть в хороших отношениях
с другими людьми независимо от обстоятельств; либеральность в отношении нооСточки зрении, оЦразажйзци, ценностей, взглядов); илоОотиорнии взаимодействие (ожидаемое отношение от других, умение самопредставиться другому, встчнацливаваа поддерживать контакты с другими людьми; способность эффективно строить и влиять на коммуникативный процесс).
эмпатия
эмоциональная зрелость мотив достижения цели и успеха;
эмоциональная гибкость
объективная самооценка; эмоциональная саморсфлсксия рефлексия
осмысление эмоциональных качеств
умение управлять эмоциями психологическая рсзилснтность в построении взамоотношений плодотворное взаимодействие
Саа. ЯОбсасофипация асихоовгическихфактонив фнрмиронисюяи роввисии эмоционального интеллекта
Имекник: Составлено автором.
Выпускник вуза с высоким уровнем развития ЭИ представляет собой в первую очередь самореализующуюся личность, готовую к самоанализу своей будущей профессиональной деятельности с полным становлением эмоциональной сферы.
Главной задачей развития ЭИ студентов является способность к выстраиванию взаимоотношений с другими людьми (однокурсниками, педагогами, родителями, родственниками и т. д.) в различных ситуациях и их эффективное взаимодействие в социуме. Высокий показатель самоконтроля, должное самосознание своих эмоций стимулируют выработку сдержанности у студентов. Для успешного взаимодействия с другими людьми у студентов хорошо развиты чувство юмора, умения ладить с людьми, осознавать свои эмоции и чужие, эмпа-тия, осведомленность о собственных ценностях и потребностях. Следовательно, выбор будущей профессиональной деятельности, выстраивание отношений должно осуществляться исходя из каузуальности к самому себе и социальной перцепции [13].
Развитие ЭИ помогает избежать некоторые страхи и сомнения, приступить к общению с партнерами по взаимодействию для достижения намеченного [14]. ЭИ способствует пониманию мотивов других людей и продуктивным взаимоотношениям с ними, что может служить весьма важным фактором в будущей карьере студентов.
Следовательно, на наш взгляд, важно, чтобы студент обладал следующими индивидуально-психологическими особенностями:
- умением распознавать и понимать чувства и эмоции других, сопереживать/сочувствовать, представить себе внутренний мир другого человека и понять его мысли;
- способностью использовать эмоциональную информацию ради своего блага и окружающих;
- способностью к осмысленному влиянию на свои чувства и эмоции;
- способностью к контролю собственных чувств и эмоций для того, чтобы избежать бурных проявлений;
- умением определять и признавать собственные эмоции;
- способностью к продуктивной коммуникации с партнерами по взаимодействию и поиску общего языка с ними.
Итак, данное исследование позволяет сделать следующие выводы.
На основе теоретического анализа концепций развития ЭИ было уточнено понятие «эмоциональный интеллект», под которым нами понимается сложное обобщенное свойство личности, которое представляет собой целостность эмоциональных, конативных и когнитивных качеств, обеспечивающих осознание, понимание собственных и чужих эмоций; умение контролировать и управлять собственными эмоциями на основе интеллектуального анализа и синтеза; спо-
Библиографический список
собность действовать согласно внутренней среде своих эмоций, влияющих на личностное развитие и успешность межличностных взаимодействий.
На основе индивидуально-психологических особенностей личности, описанных в моделях ЭИ, предложенных различными авторами (П. Сэловей, Дж. Майер, Д. Гоулман, Р Бар-Он, Д.В. Люсин), нами предлагается структура ЭИ, включающая следующие компоненты и психологические факторы его формирования и развития: эмоциональный компонент; когнитивный компонент; конативный компонент.
1. Майер Дж.Д., Карузо Д.Р, Сэловей П. Эмоциональный интеллект соответствует традиционным стандартам интеллекта. Интеллект. 1999; Т. 27: 267 - 298.
2. Бар-Он Р Опросник эмоционального коэффициента Бар-Он (EQ-i). Техническое руководство. Торонто: Мультимедицинские системы, 1997.
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Нью-Йорк: Бантам Букс, 1995.
4. Гоулман Д., Бояцис Г, Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе социального интеллекта. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2008.
5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2004: 29 - 36.
6. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2014.
7. Майер Дж.Д., Карузо Д.Р, Сэловей П. Модель способностей эмоционального интеллекта: принципы и обновления. Обзор эмоций. 2016; Т 8 № 4: 290 - 300.
8. Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности - часть 2. Available at: https://pandia.ru/387114/
9. Бар-Он Р Эмоциональный и социальный интеллект: понимание эмоционального фактора. Справочник по эмоциональному интеллекту. Сан-Франциско: Джосси-Басс, 2000.
10. Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: учебное пособие. Минск: Новое знание, 2008.
11. Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс. Роль эмоционального интеллекта в преодолении синдрома выгорания у педагогов: монография. Германия: ЛАП ЛАМБЕРТ Академик Паблишинг, 2012.
12. Степанов И.С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта. Вестник ЮУрГГПУ. 2012; № 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologicheskie-faktory-stanovleniya-emotsionalnogo-intellekta
13. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе. Вестник ТГУ. 2010; № 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-emotsionalnogo-intellekta-studentov-psihologov-v-protsesse-obucheniya-v-vuze
14. Майер Дж.Д. Информация об эмоциональном интеллекте. 2006. Available at: http://www.unh.edu/emotional_intelligence/
References
1. Majer Dzh.D., Karuzo D.R., S'elovej P. 'Emocional'nyj intellekt sootvetstvuet tradicionnym standartam intellekta. Intellekt. 1999; T. 27: 267 - 298.
2. Bar-On R. Oprosnik 'emocional'nogo ko'efficienta Bar-On (EQ-i). Tehnicheskoe rukovodstvo. Toronto: Mul'timedicinskie sistemy, 1997.
3. Goulman D. 'Emocional'nyj intellekt. N'yu-Jork: Bantam Buks, 1995.
4. Goulman D., Boyacis G., Makki 'E. 'Emocional'noe liderstvo: iskusstvo upravleniya lyud'mina osnove social'nogo intellekta. Moskva: Al'pina Biznes Buks, 2008.
5. Lyusin D.V. Sovremennye predstavleniya ob 'emocional'nom intellekte. Social'nyjintellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya. Moskva: Izdatel'stvo "Institut psihologii RAN", 2004: 29 - 36.
6. Kiseleva T.S. 'Emocional'nyjintellektkakzhiznennyjresurs iegorazvitie u vzroslyh. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2014.
7. Majer Dzh.D., Karuzo D.R., S'elovej P. Model' sposobnostej 'emocional'nogo intellekta: principy i obnovleniya. Obzor 'emocij. 2016; T 8 № 4: 290 - 300.
8. Psihologicheskie usloviya formirovaniya 'emocional'nogo intellekta lichnosti - chast' 2. Available at: https://pandia.ru/387114/
9. Bar-On R. 'Emocional'nyj i social'nyj intellekt: ponimanie 'emocional'nogo faktora. Spravochnikpo 'emocional'nomuintellektu. San-Francisko: Dzhossi-Bass, 2000.
10. Lobanov A.P. Kognitivnaya psihologiya: ot oschuschenij do intellekta: uchebnoe posobie. Minsk: Novoe znanie, 2008.
11. Solodkova T.I. 'Emocional'nyj intellekt kak lichnostnyj resurs. Rol' 'emocional'nogo intellekta v preodolenii sindroma vygoraniya u pedagogov: monografiya. Germaniya: LAP LAMBERT Akademik Pablishing, 2012.
12. Stepanov I.S. Psihologicheskie faktory stanovleniya 'emocional'nogo intellekta. Vestnik YuUrGGPU. 2012; № 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-stanovleniya-emotsionalnogo-intellekta
13. Mescheryakova I.N. Formirovanie 'emocional'nogo intellekta studentov-psihologov v processe obucheniya v vuze. Vestnik TGU. 2010; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-emotsionalnogo-intellekta-studentov-psihologov-v-protsesse-obucheniya-v-vuze
14. Majer Dzh.D. Informaciya ob 'emocional'nom intellekte. 2006. Available at: http://www.unh.edu/emotional_intelligence/
Статья поступила в редакцию 04.07.22
УДК 37.018
Gilmiyarova D.Z., postgraduate, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
MODEL OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO DEVELOP CRITICAL THINKING IN STUDENTS. The article discusses essential characteristics of forming readiness of future teachers for the development of students' critical thinking. The scientific novelty of the study is highlighted and the practical significance is determined. The results of a theoretical analysis of scientific sources on the topic of research, as well as the results of an empirical research method - a survey to assess the level of readiness of students in pedagogical areas to develop critical thinking among students are disclosed. The paper demonstrates and theoretically substantiates structural-functional model of the formation to the development of critical thinking of students in the professional training of students in pedagogical areas. The results of the study can become the basis for improving the process of using the structural-functional model in the formation of readiness for the development of critical thinking among future teachers.
Key words: critical thinking, professional readiness, competence, pedagogical activity, methods of teaching, higher professional education.
Д.З. Гильмияроеа, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье рассматриваются сущностные характеристики формирования готовности будущих педагогов к развитию критического мышления обучающихся. Выделана научная новизна исследования и определена практическая значимость. Раскрыты результаты теоретического анализа научных источников по теме исследования, а также результаты эмпирического метода исследования - анкетирования на оценку уровня готовности студентов педагогических направлений развивать критическое мышление у обучающихся. Продемонстрирована и теоретически обоснована структурно-функциональная модель формирования и развития критического мышления обучающихся при профессиональной подготовке студентов педагогических направлений. Результаты исследования могут стать основой для совершенствования процесса использования структурно-функциональной модели при формировании готовности к развитию критического мышления у будущих педагогов.
Ключевые слова: критическое мышление, профессиональная готовность, компетенции, педагогическая деятельность, методика обучения, высшее профессиональное образование.