Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критическое мышление / профессиональная готовность / компетенции / педагогическая деятельность / методика обучения / высшее профессиональное образование / critical thinking / professional readiness / competence / pedagogical activity / methods of teaching / higher professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д З. Гильмиярова

В статье рассматриваются сущностные характеристики формирования готовности будущих педагогов к развитию критического мышления обучающихся. Выделана научная новизна исследования и определена практическая значимость. Раскрыты результаты теоретического анализа научных источников по теме исследования, а также результаты эмпирического метода исследования – анкетирования на оценку уровня готовности студентов педагогических направлений развивать критическое мышление у обучающихся. Продемонстрирована и теоретически обоснована структурно-функциональная модель формирования и развития критического мышления обучающихся при профессиональной подготовке студентов педагогических направлений. Результаты исследования могут стать основой для совершенствования процесса использования структурно-функциональной модели при формировании готовности к развитию критического мышления у будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO DEVELOP CRITICAL THINKING IN STUDENTS

The article discusses essential characteristics of forming readiness of future teachers for the development of students’ critical thinking. The scientific novelty of the study is highlighted and the practical significance is determined. The results of a theoretical analysis of scientific sources on the topic of research, as well as the results of an empirical research method – a survey to assess the level of readiness of students in pedagogical areas to develop critical thinking among students are disclosed. The paper demonstrates and theoretically substantiates structural-functional model of the formation to the development of critical thinking of students in the professional training of students in pedagogical areas. The results of the study can become the basis for improving the process of using the structural-functional model in the formation of readiness for the development of critical thinking among future teachers.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Итак, данное исследование позволяет сделать следующие выводы.

На основе теоретического анализа концепций развития ЭИ было уточнено понятие «эмоциональный интеллект», под которым нами понимается сложное обобщенное свойство личности, которое представляет собой целостность эмоциональных, конативных и когнитивных качеств, обеспечивающих осознание, понимание собственных и чужих эмоций; умение контролировать и управлять собственными эмоциями на основе интеллектуального анализа и синтеза; спо-

Библиографический список

собность действовать согласно внутренней среде своих эмоций, влияющих на личностное развитие и успешность межличностных взаимодействий.

На основе индивидуально-психологических особенностей личности, описанных в моделях ЭИ, предложенных различными авторами (П. Сэловей, Дж. Майер, Д. Гоулман, Р Бар-Он, Д.В. Люсин), нами предлагается структура ЭИ, включающая следующие компоненты и психологические факторы его формирования и развития: эмоциональный компонент; когнитивный компонент; конативный компонент.

1. Майер Дж.Д., Карузо Д.Р, Сэловей П. Эмоциональный интеллект соответствует традиционным стандартам интеллекта. Интеллект. 1999; Т. 27: 267 - 298.

2. Бар-Он Р Опросник эмоционального коэффициента Бар-Он (EQ-i). Техническое руководство. Торонто: Мультимедицинские системы, 1997.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Нью-Йорк: Бантам Букс, 1995.

4. Гоулман Д., Бояцис Г, Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе социального интеллекта. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2008.

5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2004: 29 - 36.

6. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2014.

7. Майер Дж.Д., Карузо Д.Р, Сэловей П. Модель способностей эмоционального интеллекта: принципы и обновления. Обзор эмоций. 2016; Т 8 № 4: 290 - 300.

8. Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности - часть 2. Available at: https://pandia.ru/387114/

9. Бар-Он Р Эмоциональный и социальный интеллект: понимание эмоционального фактора. Справочник по эмоциональному интеллекту. Сан-Франциско: Джосси-Басс, 2000.

10. Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: учебное пособие. Минск: Новое знание, 2008.

11. Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс. Роль эмоционального интеллекта в преодолении синдрома выгорания у педагогов: монография. Германия: ЛАП ЛАМБЕРТ Академик Паблишинг, 2012.

12. Степанов И.С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта. Вестник ЮУрГГПУ. 2012; № 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologicheskie-faktory-stanovleniya-emotsionalnogo-intellekta

13. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе. Вестник ТГУ. 2010; № 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-emotsionalnogo-intellekta-studentov-psihologov-v-protsesse-obucheniya-v-vuze

14. Майер Дж.Д. Информация об эмоциональном интеллекте. 2006. Available at: http://www.unh.edu/emotional_intelligence/

References

1. Majer Dzh.D., Karuzo D.R., S'elovej P. 'Emocional'nyj intellekt sootvetstvuet tradicionnym standartam intellekta. Intellekt. 1999; T. 27: 267 - 298.

2. Bar-On R. Oprosnik 'emocional'nogo ko'efficienta Bar-On (EQ-i). Tehnicheskoe rukovodstvo. Toronto: Mul'timedicinskie sistemy, 1997.

3. Goulman D. 'Emocional'nyj intellekt. N'yu-Jork: Bantam Buks, 1995.

4. Goulman D., Boyacis G., Makki 'E. 'Emocional'noe liderstvo: iskusstvo upravleniya lyud'mina osnove social'nogo intellekta. Moskva: Al'pina Biznes Buks, 2008.

5. Lyusin D.V. Sovremennye predstavleniya ob 'emocional'nom intellekte. Social'nyjintellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya. Moskva: Izdatel'stvo "Institut psihologii RAN", 2004: 29 - 36.

6. Kiseleva T.S. 'Emocional'nyjintellektkakzhiznennyjresurs iegorazvitie u vzroslyh. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2014.

7. Majer Dzh.D., Karuzo D.R., S'elovej P. Model' sposobnostej 'emocional'nogo intellekta: principy i obnovleniya. Obzor 'emocij. 2016; T 8 № 4: 290 - 300.

8. Psihologicheskie usloviya formirovaniya 'emocional'nogo intellekta lichnosti - chast' 2. Available at: https://pandia.ru/387114/

9. Bar-On R. 'Emocional'nyj i social'nyj intellekt: ponimanie 'emocional'nogo faktora. Spravochnikpo 'emocional'nomuintellektu. San-Francisko: Dzhossi-Bass, 2000.

10. Lobanov A.P. Kognitivnaya psihologiya: ot oschuschenij do intellekta: uchebnoe posobie. Minsk: Novoe znanie, 2008.

11. Solodkova T.I. 'Emocional'nyj intellekt kak lichnostnyj resurs. Rol' 'emocional'nogo intellekta v preodolenii sindroma vygoraniya u pedagogov: monografiya. Germaniya: LAP LAMBERT Akademik Pablishing, 2012.

12. Stepanov I.S. Psihologicheskie faktory stanovleniya 'emocional'nogo intellekta. Vestnik YuUrGGPU. 2012; № 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-stanovleniya-emotsionalnogo-intellekta

13. Mescheryakova I.N. Formirovanie 'emocional'nogo intellekta studentov-psihologov v processe obucheniya v vuze. Vestnik TGU. 2010; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-emotsionalnogo-intellekta-studentov-psihologov-v-protsesse-obucheniya-v-vuze

14. Majer Dzh.D. Informaciya ob 'emocional'nom intellekte. 2006. Available at: http://www.unh.edu/emotional_intelligence/

Статья поступила в редакцию 04.07.22

УДК 37.018

Gilmiyarova D.Z., postgraduate, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]

MODEL OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO DEVELOP CRITICAL THINKING IN STUDENTS. The article discusses essential characteristics of forming readiness of future teachers for the development of students' critical thinking. The scientific novelty of the study is highlighted and the practical significance is determined. The results of a theoretical analysis of scientific sources on the topic of research, as well as the results of an empirical research method - a survey to assess the level of readiness of students in pedagogical areas to develop critical thinking among students are disclosed. The paper demonstrates and theoretically substantiates structural-functional model of the formation to the development of critical thinking of students in the professional training of students in pedagogical areas. The results of the study can become the basis for improving the process of using the structural-functional model in the formation of readiness for the development of critical thinking among future teachers.

Key words: critical thinking, professional readiness, competence, pedagogical activity, methods of teaching, higher professional education.

Д.З. Гильмияроеа, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматриваются сущностные характеристики формирования готовности будущих педагогов к развитию критического мышления обучающихся. Выделана научная новизна исследования и определена практическая значимость. Раскрыты результаты теоретического анализа научных источников по теме исследования, а также результаты эмпирического метода исследования - анкетирования на оценку уровня готовности студентов педагогических направлений развивать критическое мышление у обучающихся. Продемонстрирована и теоретически обоснована структурно-функциональная модель формирования и развития критического мышления обучающихся при профессиональной подготовке студентов педагогических направлений. Результаты исследования могут стать основой для совершенствования процесса использования структурно-функциональной модели при формировании готовности к развитию критического мышления у будущих педагогов.

Ключевые слова: критическое мышление, профессиональная готовность, компетенции, педагогическая деятельность, методика обучения, высшее профессиональное образование.

В современных условиях цифрового общества проявляются тенденции, когда к личности человека предъявляются требования соответствия социокультурному развитию, подразумевающие наличие необходимых и перспективных видов мыслительной деятельности. Предъявление таких требований как в России, так и за рубежом обусловлено аспектами динамичного характера общественных отношений, преобладания в них информационных потоков, ускоренных трансформационных процессов. В связи с этим уже на уровне среднего общего образования ставится задача обеспечить представителей молодого поколения параллельно учебным знаниям способностью осуществлять определенную мыслительную деятельность, направленную на готовность полноценно существовать в современном мире, а также избегать деструктивных последствий от принятых решений.

Наличие критического склада ума заставляет регулярно анализировать происходящее вокруг, проверять на соответствие действительности поступающие сведения, отсеивать лишнюю информацию. В действительности пребывание в современном обществе с постоянным давлением, способностью стереть самоидентичность человека, вовлечь его в массовые, не всегда обоснованные и жизненно необходимые (включая экстремистские проявления) тенденции обусловливают применение критичного подхода на протяжении жизни. Критическое мышление необходимо для современного человека, так как не позволит потерять контроль над собой, а обществу - слиться в единое неконтролируемое целое.

Цель нашего исследования - выявить, теоретически обосновать структурно-функциональную модель процесса формирования готовности будущих педагогов к развитию критического мышления обучающихся. Задачи исследования заключаются в следующем:

1. Раскрыть особенности процесса формирования готовности будущих педагогов к развитию критического мышления обучающихся.

2. Разработать и научно обосновать структурно-функциональную модель профессиональной подготовки студентов к развитию критического мышления обучающихся.

Актуальность исследования обусловливается необходимостью формировать готовность будущих педагогов к развитию критического мышления обучающихся. Непосредственное решение проблемы формирования критического мышления у обучающихся в образовательном процессе лежит на педагогических кадрах, деятельность которых на данном направлении в системе высшего профессионального образования мало отличается от аналогичной деятельности в среднем общем образовании и имеет схожие проблемы.

Научная новизна заключается в том, что будет теоретически обоснована и апробирована структурно-функциональный модель профессиональной подготовки студентов к развитию критического мышления обучающихся.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы исследования в процессе подготовки материалов для проведения занятий педагогического мастерства, при написании учебно-методических пособий, а также при дальнейшем изучении темы.

Термин «критическое мышление» (англ. critical thinking) известен в профессиональном сообществе с 1928 года, когда впервые появился в комплексной ра-

боте Кларка и Рива о важности учебного плана по математике и роли точности мышления [1, с. 37], и выступает многоаспектным понятием, трактуемым в философском, психологическом и педагогическом ключе. Применительно к педагогике понятие критического мышления целесообразно раскрывать сразу с двух позиций: с позиции личностного навыка как способа мыслительной деятельности его носителя и с позиции инструмента профессионального воздействия как средства достижения психолого-педагогического результата.

В первом случае современная научно-исследовательская мысль выработала самый широкий спектр трактовок - от способа мыслительной деятельности до уровня общего интеллектуального развития личности. Некоторые западные (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл [2] и др.) и российских (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев [2], И.В. Муштавинская [3] и др.) исследователи в области развития навыков критического мышления схожи в том, что под таковым понимается совокупность качеств и умений, которые можно выразить системой коммуникативных качеств или суждений, личностной рефлексией, оценочной способностью, видом умственной деятельности и др. [4, с. 10].

Критическое мышление как качество личности относится к инструменту профессионального воздействия, которое является выработкой исследовательской мысли также понимания его структурной последовательности, подразумевающей прохождение определенных фаз или этапов. Авторы-исследователи предписывают механизму критического мышления наличие мыслительных операций по постановке цели, выявлению проблем, выдвижению гипотез, приведению и обоснованию необходимых аргументов, прогнозированию последствий, принятию или непринятию альтернативных точек зрения [5, с. 83].

Результаты анализа полученных данных исследования уровня готовности студентов развивать критическое мышление у обучающихся ими лиц средствами преподавания математики в рамках педагогической практики представлены в табл. 1, 2.

Ответы на вопросы адаптированной анкеты, которая была разработана на основе опросника С.М. Шингаева, Е.В. Юрковой, А.В. Бунаковой и С.А. Калики-ной об уровне удовлетворенности образовательным процессом [6, с. 174-179], о том, как учителя школы и студенты фокус-группы в ходе педагогической практики в основной школе (7-8 класс) оценивают возможности развития критического мышления у своих учеников на уроках математики, косвенно подтверждают нежелание ими воспринимать его как ресурс обеспечения процесса становления их как личности.

Полученные результаты опроса могут быть интерпретированы следующим образом:

1) большинство учителей школы отрицательно оценивают мыслительные способности своих учеников, которые в большей степени просто не соответствуют ожиданиям;

2) 7 из 10 опрошенных учителей не удовлетворены уровнем критического мышления и стремления к его развитию у своих учеников, что было ожидаемо исходя из ответа на предыдущий вопрос;

3) распределение ответов на вопрос о возможности влияния на развитие критического мышления своих учеников на занятиях более всего напоминает

Таблица 1

Анализ ответов учителей-наставников в рамках педагогической практики

Контрольный вопрос Распределение ответов (чел.)

Как вы в целом оцениваете мыслительные способности своих учеников? Положительно или скорее положительно (3) Затрудняюсь ответить (0) Скорее отрицательно или совсем отрицательно (7)

Удовлетворены ли вы уровнем критического мышления и стремлением к его развитию своих учеников? Удовлетворен(а) или скорее удовлетворена) (3) Затрудняюсь ответить (0) Неудовлетворен(а) или совсем не-удовлетворен(а) (7)

Считаете ли вы, что можете повлиять на развитие критического мышления своих учеников на занятиях? Да, вполне или скорее да (8) Затрудняюсь ответить (1) Скорее нет или совсем нет (1)

Таблица 2 Анализ ответов студентов в рамках педагогической практики

Контрольный вопрос Распределение свободных ответов (чел.)

Какие трудности вы испытываете при задействовании ресурса критического мышления? - недостаток опыта/понимания того, как работать с ним - 10 - сомнение в эффективности применения его ресурса - 3 - невозможность перестроится на задействование его ресурса - 5

В чем выражается использование вами критического мышления? - уделение большего внимания способам решения учебной задачи - 8 - создание позитивного настроя у учеников на решение задачи (отказ от простой постановки задачи в пользу обоснования необходимости поиска решения) - 3 - проявление терпения к процессу решения учебных заданий/подсказывание (направление на результат) в разумных пределах - 7

Готовы ли вы и дальше развивать и использовать ресурсные возможности критического мышления? - абсолютно готов - 4 - готов, но с соответствующей подготовкой - 10 - абсолютно не готов - 4

зеркальное отражение распределения ответов на вопрос об общей оценке мыслительных способностей, где положительный ответ целесообразно воспринимать как собственное заблуждение педагогов (ответы дали на него педагоги с преобладанием авторитарного стиля взаимодействия с учениками).

Другой диагностический опрос строился на анкетировании студентов-практикантов из фокус-группы в части определения трудностей и заинтересованности в использовании ресурса критического мышления, ответы на который строились по свободной форме (см. табл. 2).

Полученные ответы на вопросы анкеты в сопоставлении с оценкой ее результатов из табл. 2 позволяют сделать следующие выводы:

1) 100% студеиов-праетикантовфокус-группыиспьпиваюг недостаток практических знаний об использовании ресурса критического мышления, но есть се, юопроявляют интерес к нему как к одному из способов своей педагогической деятельности;

2)С0Г%стгдснтов фокуо-группыпошлрьо наиОолеспр°стомирути вза-действовании ресурса своего критического мышления: стали уделять больше внимания наведению учеников на способы решения учебного задания; почти по-лооита откакалаоьдт соасдтртного кк—пих жестдотопцонар — взадмодесстиио и контроля;

Т) вьеЮутущое подагоаиДшустгоодпатаовиои гоговностьоанвтвоть иьс-пользовать ресурсные возможности критического мышления.

Опрос показал также, что пять студентов из фокус-группы считают, что пре-пэтст вием в использовании ресурса критического мышления является невозмож-

Рис. 1. Модель профессиональной подготовки студентов

к развитиюкритического мышления обучающихся на примере преподавания математических дисциплин

ность внутренней организации и перестройки под новые условия работы. Это достаточно важный показатель, который указывает на наличие укоренившегося стандартизированного подхода в педагогической деятельности, слом которого признается педагогом существенной проблемой.

Таким образом, возможно констатировать, что студенты-педагоги в целом имеют представление о критическом мышлении, понимают механику его функционирования в мыслительном процессе в условиях решения учебной задачи. В то же время наблюдается достаточно низкая мотивированность обращения к его ресурсу вследствие собственной неподготовленности и скептического отношения к ученикам.

тад мсухщлогд-педегогипесюих ьсьовий оп°е°емяыг профеосиональную подготовку студентов педагогических направлений к развитию критического мышления у обучающихся. В контексте современного образования, требований профессиональных стандартов и учебных программ, ориентации на развитие крктлческимыслящей личкости хесбьооимо утиоыпэть слертлое пеловия:

1) отработка умения предоставлять обучающемуся индивидуальную педагогическую поддержку;

о ооомботеа утенкякошиоь учдоные зсдлчт,yчимыуaроerо формирования навыков критического мышления у обучающихся;

П) отраДоккоиомосьоятслслоГ риат^сти^^стой^^^лькостр педагога, позволяющая ему разрабатывать и применять учетные формы фиксации и оценки параметров сформированности у обучающихся критического мышления.

В основу моделирования профессиональной подготовки студентов-педагогов к развитию критического мышления обучающихся на примере преподавания дисциплин в вузе системно закладываются:

- принципы научного познания, единства анализа и синтеза, интеграции и взаимодействия наук;

- идеи личностно ориентированного и компетентностного обучения;

- психологические теории учебной деятельности, теории проблемного обучения.

Структура такой модели может выглядеть нижеследующим примерным образом и состоять из основных компонентов - целевого, методологического, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-диагностического и результативного (см. рис. 1).

Предлагаемая модель является комбинацией обязательных составляющих профессиональной подготовки будущего педагога, ориентированной на развитие критического мышления обучающихся через преподавание математики, где:

- целевой компонент связан с целеполаганием: в блоке определяются цели профессиональной подготовки, показатели профессиональной компетенции и эмоционально-волевого развития готовности к профессиональной деятельности;

- методологический компонент отражает способ выработки профессиональной компетенции: в блоке регулируется методология формирования профессиональной компетенции ресурсами основных психолого-педагогических подходов, которыми охватываются компоненты критического мышления будущего педагога;

- содержательный компонент направлен на структурный состав профессиональной компетенции: в блоке структурирована система теоретических знаний и личностных навыков, которыми должен обладать будущий педагог;

- организационно-деятельностный компонент содержит организацию процесса формирования профессиональной компетенции: в блоке предусматривается задействование методов, средств и организационных форм наиболее успешного освоения будущим педагогом профессиональной компетенции, включая соответствие психолого-педагогическим условиям готовности развивать критическое мышление у обучающихся (предоставление педагогической поддержки, правильная постановка учебных заданий, диагностика сформированности навыков критического мышления);

- оценочно-диагностический компонент относится к диагностике результатов сформированности профессиональной компетенции: в блоке содержится диагностический инструментарий проверки готовности будущего педагога к осуществлению своей профессиональной компетенции согласно требованиям к развитию критического мышления у обучающихся;

- результативный компонент связан с фактически достигнутым уровнем готовности развивать критическое мышление: блок предполагает анализ и сравнение полученных результатов на разных этапах исследования, а также принятие решения об их достаточности или необходимости корректировки.

Проведя теоретический анализ научных источников по теме исследования и анализ результатов анкетирования, можно сделать вывод о том, что результаты исследования могут стать основой для совершенствования процесса формирования готовности будущих педагогов к развитию критического мышления обучающихся через преподавание дисциплин в рамках профессиональной подготовки.

Рассмотренная модель профессиональной подготовки студентов к развитию критического мышления обучающихся становится упорядоченной системой формирования компетенции организовать процесс преподавания дисциплин с помощью адекватных критически развивающих методов и средств обучения, оффеоавоого контролю когнстивнойи деяткьносттолсоставляющей применяемого подхода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Зарипова З.Ф., Садриева Л.М. Развитие критического мышления студентов-бакалавров нефтегазового вуза в процессе обучения математике и информатике. Проблемы современного педагогического образования. 2017; № 56-3: 37 - 49.

2. Скибицкий Э.Г Методика профессионального обучения: учебное пособие. Новосибирск: НГАУ 2008.

3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2020.

4. Бедненко В.Г Теоретико-педагогические аспекты развития критического мышления студентов средствами информационных технологий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2010.

5. Заседателева М.Г, Мишланова С.Л., Филлипова А.А. Технология критического мышления как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016; № 5: 82 - 88.

6. Шингаев С.М., Юркова Е.В., Бунакова А.В., Каликина С.А. Формирование и развитие эмоционального интеллекта у участников образовательного процесса. Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог - 2019: коллективная монография. Психология образования: лучшие практики работы с детством: XV Международная научно-практическая конференция. Москва, 2019: 174 - 179.

References

1. Zaripova Z.F., Sadrieva L.M. Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov-bakalavrov neftegazovogo vuza v processe obucheniya matematike i informatike. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017; № 56-3: 37 - 49.

2. Skibickij 'E.G. Metodika professional'nogo obucheniya: uchebnoe posobie. Novosibirsk: NGAU, 2008.

3. Mushtavinskaya I.V. Tehnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na uroke i v sisteme podgotovki uchitelya: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: KARO, 2020.

4. Bednenko V.G. Teoretiko-pedagogicheskie aspekty razvitiya kriticheskogo myshleniya studentov sredstvami informacionnyh tehnologij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk: Pyatigorskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet, 2010.

5. Zasedateleva M.G., Mishlanova S.L., Fillipova A.A. Tehnologiya kriticheskogo myshleniya kak sredstvo formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; № 5: 82 - 88.

6. Shingaev S.M., Yurkova E.V., Bunakova A.V., Kalikina S.A. Formirovanie i razvitie 'emocional'nogo intellekta u uchastnikov obrazovatel'nogo processa. Psihologo-pedagogicheskie programmy i tehnologii v obrazovatel'noj srede: katalog - 2019: kollektivnaya monografiya. Psihologiya obrazovaniya: luchshie praktikiraboty s detstvom: XV Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Moskva, 2019: 174 - 179.

Статья поступила в редакцию 15.06.22

УДК 371.3

Zalutskaya S.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

Nikonova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: [email protected]

PROFESSIONALLY-ORIENTED TRAINING OF PEDAGOGICAL STUDENTS: ADVERTISING TECHNOLOGY. The article reveals features of advertising technology in professional training of future teachers of the Russian language and literature. Methods of surveying bachelors, undergraduates, graduate students of the pedagogical direction of the philological faculty of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov were applied. The authors present an analysis of the role of advertising technology in the professionally-oriented education of students. The study shows that 94% of respondents have a positive attitude towards the possibilities of using advertising technology in their professional activities and are ready to study it at a university. Advertising technology in education is revealed in the aspect of forming students' basic professional skills of teaching literature at school in order to create a creative advertising product. The main prospects for developing the problem of technological support for contextual education of students - future teachers of the Russian language and literature using advertising technology are outlined.

Key words: educational technologies, advertising technology, federal university, training of teachers of Russian language and literature, methods of teaching literature.

С.Ю. Залуцкая, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: [email protected]

Н.И. Никоноеа, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: ТЕХНОЛОГИЯ РЕКЛАМИРОВАНИЯ

В статье раскрываются особенности технологии рекламирования в профессиональной подготовке будущих учителей русского языка и литературы. Применены методы опроса бакалавров, магистрантов, аспирантов педагогического направления филологического факультета ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». Авторами представлен анализ роли рекламной технологии в профессионально ориентированном обучении студентов. Исследование показало, что 94% респондентов положительно относятся к возможностям применения рекламной технологии в профессиональной деятельности и готовы к её изучению в процессе обучения в вузе. Рекламная технология в образовании раскрывается в аспекте формирования у студентов базовых профессиональных навыков преподавания литературы в школе с целью создания творческого рекламного продукта. Обозначены основные перспективы разработки проблемы технологического обеспечения контекстного обучения студентов - будущих учителей русского языка и литературы с применением технологии рекламирования.

Ключевые слова: образовательные технологии, технология рекламирования, федеральный университет, подготовка учителей русского языка и литературы, методика преподавания литературы.

Актуальность исследования обусловлена повышением спроса образовательного сообщества на средства, методы и технологии качественного обучения студентов с учётом индивидуальных характеристик личности и условий организации образовательной среды, а также мотивации и целей обучающихся. Адекватность и разнообразие предлагаемых для удовлетворения данного спроса технологических решений позволяет влиять на результативность обучения, дополнительно стимулировать личность на саморазвитие, повышать её познавательную активность.

В понятийный аппарат давно и прочно вошёл термин «технология обучения», интерпретация которого до сих пор остаётся дискуссионной ввиду много-

аспектности явления. В контексте исследований отечественных специалистов однозначной представляется характеристика технологии обучения как комплекса «психолого-педагогических установок, которые определяют особый набор методов, способов, приемов обучения, средств воспитания, организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [1 с. 10], позволяющего педагогу наиболее эффективно достигать целей образовательно-воспитательного процесса. Предпочтительны в высшей школе технологии контекстного обучения [2], адекватные целям, задачам и принципам компетентностной парадигмы образования, моделирующие контекст будущей профессиональной деятельности студентов. Они дают возможность обучающимся в рамках конкретного образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.