Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / TUTOR / TUTORING / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мареева Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается новый для России вид педагогической практики - тьюторство. Описана история развития тьюторства за рубежом и в нашей стране. Отдельное внимание уделяется раскрытию сути тьюторства. Представлен опыт ГБУ ДО РО «Ступени успеха» по внедрению технологий тьюторского сопровождения в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF THE TUTOR CARE ORGANIZATION IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

In the article discusses a new type of pedagogical activity for Russia - tutoring. The history of tutoring abroad and in our country is described. Special attention is paid to revealing the essence of tutoring. The experience of GBU DO RO “Steps of success” in introducing tutoring practices in the educational process is presented.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

УДК: 378.2

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

преподавательМареева Анастасия Сергеевна Южный федеральный университет (г. Ростое-на-Дону)

Постановка проблемы. В современном мире вопросы личностного самосознания, самореализации, обретения своего пути в жизни и в профессии становятся особенно актуальными. Поэтому основной задачей сферы образования на сегодняшний день является создание оптимального пространства для полноценного развития и всестороннего раскрытия индивидуальных образовательных и творческих возможностей каждого ребенка.

Инновацией в системе образования стал новый вид профессиональной деятельности - тьюторство. Профессия «тьютор» - это ответ на запрос нашего общества, в удовлетворении потребности человека в расширении образовательного пространства, в самоопределении, самоактуализации, в возможности осуществить выбор своего жизненного пути. Целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности [6].

В связи с тем, что тьюторство отличается высоким уровнем новизны для нашей системы образования, в настоящее время чувствуется дефицит детальной научной информации о возможностях и особенностях тьюторства. Также российские образовательные учреждения нуждаются в рекомендациях по внедрению тьюторского сопровождения в практику работы. Дипломированных тьюторов мало, в большинстве школ, колледжей и организаций дополнительного образования сопровождающими педагогами работают социальные педагоги, методисты, тренеры, воспитатели, а также волонтёры - студенты и ученики старших классов. Потребность в профессиональных тьюторах очевидна. Причем с каждым годом она будет только расти.

Изложение основного материала исследования. Тьютор (tutor) в переводе с английского - репетитор, наставник, покровитель. История тьюторской практики непосредственно связана с историей первых европейских университетов Оксфорда и Кембриджа. С XVII века тьюторская система занимала центральное место в британской университетской системе обучения. Тьютор был многообразной фигурой. Он выстраивал образовательную траекторию и курировал учебу подопечных, определял и советовал им, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, помогал составлять учебный план, готовил к экзаменам, а также осуществлял моральное наставничество, передавал свой опыт самообразования [2].

В России института тьюторства как такового раньше не существовало. Наставничество складывалось скорее среди домашних учителей, гувернанток и гувернеров, монастырских наставников. Основной этап развития тьюторства начался в нашей стране только в эпоху перестройки, в связи с необходимостью модернизации российского образования.

Большой вклад в распространение тьюторского движения внесли отечественные педагоги Т.М. Ковалева, Е.А. Волошина, Л.М. Долгова, П.Г. Щедровицкий, В.М. Розин и другие. Первая тьюторская группа, под руководством Т.М. Ковалевой, была создана в 1990 году в инновационной школе «Эврика-развитие» г. Томска.

В настоящее время профессиональная деятельность тьютора в образовании определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне - это закон «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» [3], [4], [5].

В современном понимании, тьютор - это специалист, исследующий интересы подопечного и создающий среду для его развития. В этом и заключается основное отличие тьютора от педагога, базовая задача которого научить, и психолога - цель которого помочь. Тьютор ориентируется не на образовательные стандарты и учебные программы, а прежде всего на потребности учащегося. Тьютор сопровождает процесс формирования личности подопечного, помогает ему разобраться в успехах, неудачах, потребностях, желаниях, выстроить цели, а также прокладывает индивидуальный образовательный маршрут.

Е.С. Гладкая и З.И. Тюмасева рассматривают тьюторское сопровождение как взаимосвязь четырех функций, выполняемых тьютором. Диагностическая функция помогает выявить в процессе работы актуальный уровень развития, готовность к самообразованию, запрос на сопровождение познавательного интереса. Управленческая функция состоит из нескольких этапов: планирование, организация, мотивация и контроль процесса сопровождения. Образовательная функция обеспечивает реализацию познавательного запроса тьюторанта, а также повышает его готовность к дальнейшему самообучению и саморазвитию. Рефлексивная функция позволяет контролировать направленность и осознанность внимания тьюторанта на собственные мысли и ощущения. Самоанализ позволяет личности оценивать свои действия и происходящие события по продвижению к поставленной познавательной цели [1].

Ярким примером успешно реализованного тьютерского сопровождения в системе дополнительного образования является проект «Мобильный тьютор». Проект был создан 27 марта 2019 года государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Ростовской области «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» г. Ростов-на-Дону. Данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Ростовской областью в целях обеспечения современного уровня, качества и доступности дополнительных образовательных программ и услуг в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства.

Цель проекта «Мобильный тьютор»: создание модели взаимодействия по выявлению и поддержке одарённых детей в системе образования Ростовской области, а также расширение единого образовательного пространства.

Для эффективной реализации проекта, используются следующие формы работы:

- формирование индивидуальных образовательных маршрутов в пространстве учреждений дополнительного образования;

- программы сопровождения детей, имеющих специальные запросы;

- программы сопровождения семей (формирование родительско-детских взаимоотношений);

- образовательные события (мероприятия) как тьюторские проекты (рефлексия, организация общения участников, полученный опыт - средство достижения новой более высокой цели);

- образовательные программы, направленные на формирование компетенций самоопределения, целеполагания, проектирования, исследования.

На всех этапах проекта организовано взаимосогласованное сотрудничество между такими основными участниками, как Управление образованием Ростовской области, образовательным учреждением и интересантами (педагоги, семья, дети).

Рассмотрим основные этапы сопровождения детей в проекте «Мобильный тьютор».

На первом этапе проявляется и формируется образовательный запрос. Данный этап реализуется с помощью метода анкетирования, а также участия детей в мероприятиях.

На втором этапе происходит картирование ресурсов и проектирование индивидуального образовательного маршрута, программы, плана и т.п.

На третьем этапе реализуется образовательный проект посредством мастер-классов, повышений квалификаций педагогов, психолого-педагогической поддержки обучающихся и их родителей, выявления на местах потенциальных обучающихся.

Четвёртый этап заключается в осознании и самооценки своих достижений, новых возможностей, а также выявлении перспектив (обучение в региональном центре «Ступени успеха»).

Текущие результаты деятельности проекта «Мобильный тьютор», доказывают, что механизм тьюторства предоставляет возможность не только реализовать образовательные потребности детей, но и расширить горизонты возможностей преподавателей, вывести их на новый уровень.

Выводы. Несмотря на то, что профессия тьютор уже включена в профессиональную группу работников сферы образования, эта должность пока не получила достаточного распространения в нашей стране. Однако преимущества тьюторского сопровождения неоспоримы. Непрерывное сопровождение позволяет узнать каждого ребенка глубже, разглядеть его личные предпочтения, возможности, стремления и цели, раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал и определить индивидуальный образовательный маршрут.

Таким образом, считаем, что развитие тьюторства является одним из приоритетных направлений в условиях реформы российской системы образования. И внедрять тьюторскую практику необходимо на всех уровнях образовательной сферы - как на федеральном и региональном, так и на уровне отдельных учебных организаций.

Аннотация. В статье рассматривается новый для России вид педагогической практики - тьюторство. Описана история развития тьюторства за рубежом и в нашей стране. Отдельное внимание уделяется раскрытию сути тьюторства. Представлен опыт ГБУ ДО РО «Ступени успеха» по внедрению технологий тьюторского сопровождения в образовательный процесс.

Ключевые слова: тьютор, тьюторство, дополнительное образование детей, индивидуализация образования.

Annotation. In the article discusses a new type of pedagogical activity for Russia - tutoring. The history of tutoring abroad and in our country is described. Special attention is paid to revealing the essence of tutoring. The experience of GBU DO RO "Steps of success" in introducing tutoring practices in the educational process is presented.

Keywords: tutor, tutoring, additional education of children, individualization of education.

Литература:

1. Гладкая, E.C. Технологии тьюторского сопровождения [Текст]: учебное пособие / Е.С. Гладкая, З.И. Тюмасева. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 93 с.

2. Гордон Эд., Гордон Эл. «Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе», Ижевск, 2008.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", с изменениями и дополнениями, система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/199499/#ixzz64s6F3Z80

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (с изменениями и дополнениями), система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/193313/#ixzz64s5heXQU

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № Юн «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», система ГАРАНТ: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/

6. Т.М. Ковалева, E.H. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), A.A. Теров, М.Ю. Чередилина. Профессия "тьютор". - М.: СФК-офис, 2013,- 252 с.

УДК 37.015.3

ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

кандидат психологических наук, доцент Масаееа Зарема Вахаевна Чеченский государственный университет (г. Грозный);

магистрантка Халидова Зайна Рамзановна Чеченский государственный университет (г. Грозный);

магистрантка Шовхалова Сацита Бадрудиновна Чеченский государственный университет (г. Грозный)

Постановка проблемы. Студенты, которые переходят со стадии средней школы на университетский уровень сталкиваются с окружающей средой и культурой, которая сопровождается давлениями и множественными позициями, что вызывает множество психологических проблем. В этом периоде студентам необходимо обладать индивидуальной эмоциональной устойчивостью к внешним воздействиям для комфортного пребывания в новой образовательной среде.

Изложение основного материала исследования. Проблема эмоциональной устойчивости личности занимает одно из важнейших мест в системе наук о человеке, находящихся в напряжённых условиях. Это качество личности позволяет противостоять эмоциональным переживаниям. В контексте проблем психического здоровья ведутся актуальные исследования в области физиологии, психо- и нейрофизиологии, психиатрии. Изучаются физиологические, генетические, личностные, социальные механизмы, отвечающие за реализацию эмоциональных состояний, выявляются факторы эмоциональных и поведенческих проблем.

В работах многих исследователей (H.A. Аминова, М.В. Журавковой, И.А. Зимней, В.А. Крутецкого, C.B. Кондратьевой, Л.М. Митиной, A.A. Реана и др.) показано, что деятельность педагога является одной из самых напряжённых с точки зрения её эмоциональной оценки. От того, насколько психологически благоприятно складываются отношения между педагогами и студентами, зависит не только эффективность образовательного процесса, но и психологическое здоровье педагогов и студентов [1,2].

Рассматривается проблема эмоциональной устойчивости в психологических теориях личности С. Рубинштейна; теориях эмоциональных явлениях Л. Аболина, Б. Варданяна, Е. Ильина, Я. Рейковского, О. Черниковой; основных принципах психокоррекционной работы и организации социально-психологических тренингов Т. Яценко; проявлений эмоциональной жизни человека В. Семиченко и др. [3, 5, 7, 9].

Эмоциональная устойчивость - это способность сохранять эмоциональное равновесие в стрессовых ситуациях, а также противоположность эмоциональной нестабильности и невротизма.

Эмоционально стабильные люди переносят незначительные стрессы и напряжения повседневной жизни, не становясь эмоционально расстроенными, тревожными, нервными, напряженными или сердитыми. Они способны сохранять самообладание при незначительном эмоциональном напряжении. Они довольно постоянны в своем основном настроении, и они обычно быстро возвращаются к этому состоянию после тех случаев, когда они испытали значительный стресс или были исключительно спровоцированы. Неустойчивый человек подвержен довольно обширным и часто непредсказуемым изменениям настроения, которые могут активно колебаться [4, с. 138].

Исследователь Фролов A.B. [2, 8] отмечал, что человека можно считать эмоционально стабильным следующим образом:

1)если эмоциональное возбуждение не превышает допустимого уровня, несмотря на активную стимуляцию;

2)если нет нарушения паттернов поведения, несмотря на активное эмоциональное возбуждение.

Эмоциональная устойчивость позволяет человеку выработать целостный и сбалансированный способ

восприятия жизненных проблем. Эта организаторская способность и структурированное восприятие помогают человеку развивать ориентированное на реальность мышление, способность суждения и оценки. Человек развивает чувства, восприятие и отношение, которые помогают понять реалии жизни, а также условия и обстоятельства, создающие несчастные ситуации в жизни. Такое понимание помогает человеку развить высокую силу эго.

Эмоциональная устойчивость - желательная черта характера. Это означает, что вы можете противостоять трудным ситуациям, справляться с невзгодами и оставаться продуктивным и способным во всем [1, с. 219].

Эмоциональная устойчивость рассматривается как многогранная интегративная черта личности, основанная на четырех основных компонентах: эмоциональном (эмоциональная тревога или возбуждение), мотивационном (сила мотивации), интеллектуальном (оценка, прогнозирование, принятие решений в чрезвычайных ситуациях), типологическом (особенности нервной системы), которые определяют работоспособность и адекватность поведения индивида при решении проблем в экстремальных и стрессовых условиях. Это неотъемлемая часть развития личности и адаптации к миру. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная уязвимость могут быть противопоставлены как противоположные свойства с точки зрения их важности для успешного балансирования индивида в постоянно изменяющейся среде [6, с. 86].

Эмоциональная устойчивость часто обозначается ярлыком для ее противоположного полюса, а именно нейротизма, близкого коррелята компонента темперамента, называемого негативной аффективностью. Негативная аффективность препятствует обучению, вызывая прерывание задачи и блокирование цели в ответ на дистресс. Более эмоционально стабильные люди имеют более слабые реакции на негативные стимулы и, следовательно, менее легко разочаровываются, менее отвлекаются и более уверены в своих собственных способностях. В соответствии с этим, более эмоционально устойчивые студенты менее тревожны и уделяют меньше внимания ошибкам, что облегчает обучение на ошибках. Это, по-видимому, частично объясняется способностью эмоционально стабильных студентов переключать фокус внимания с тревожно-побуждающей информации, тем самым уменьшая степень, в которой они отвлекаются на размышления, которые активно препятствуют обучению. Аналогичным образом, студенты, которые имеют более высокую эмоциональную устойчивость, более способны оставаться сосредоточенными в учебной деятельности.

Выводы. Таким образом, эмоциональная устойчивость студентов играет важную роль в обеспечении комфортного образовательного пространства. Важно при организации образовательного процесса учитывать индивидуальные особенности студентов в контексте их особенностей психической устойчивости для их

полноценного развития в образовательной среде.

Аннотация. В данной работе раскрывается значимость изучения эмоциональной устойчивости студентов для обеспечения полноценного комфортного образовательного процесса. Представляется вниманию теоретический обзор эмоциональной устойчивости студентов в условиях образовательной среды.

Ключевые слова: студент, образовательная среда, эмоция, эмоциональная устойчивость, психологическое здоровье.

Annotation. This paper reveals the importance of studying the emotional stability of students to ensure a full comfortable educational process. A theoretical review of emotional stability of students in the educational environment is presented.

Keywords: student, educational environment, emotion, emotional stability, psychological health.

Литература:

1. Бескараваных K.A., Чусовитина O.M. Исследование показателей эмоциональной устойчивости у студентов направления "Физическая культура"/ В сборнике: Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения материалы II Всероссийской научно-практической конференции, г. Омск, 2019. С. 219-224.

2. Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н., Герасимова К.А. Взаимосвязь аддиктивного поведения и эмоциональной устойчивости у студентов / Вестник Челябинской областной клинической больницы. 2019. № 3 (43). С. 25-28.

3. Зулаев И.И. Зависимость эмоциональной устойчивости студентов-тяжелоатлетов от их индивидуально-типологических особенностей / В книге: Будущее российского права: концепты и социальные практики V Московский юридический форум. Материалы XIV Международной научно-практической конференции (Кутафинские чтения). В 4-х частях. Москва, 2018. С. 319-326.

4. Иванов А.И., Рабаданов З.Р. Формирование устойчивости у студентов педагогического вуза к эмоциональному выгоранию / В книге: Профессиональное образование: современные подходы и перспективы развития Трофимов E.H., Кальней В.А., Шишов С.Е., Головко О.Н., Самойленко Н.Б., Штец A.A., Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И., Питюков В.Ю., Тищенко С.М., Арсений P.M., Махотин Д.А., Маренго А.К., Торкунова Ю.В., Шаронин Ю.В., Гусева И.В., егтярёв В.А., Сесёлкин А.Н., Лагусева H.H., Мошняга Е.В. и др. Москва, 2019. С. 138-146.

5. Кожухарь Е.В., Гарнова В.Ю. Особенности эмоциональной устойчивости и профессионального самоопределения студентов как будущих работников / в сборнике: современные проблемы экономики и менеджмента Материалы международной научно-практической конференции. Воронеж, 2019. С. 123-126.

6. Кривобоков В.А. Роль эмоциональной устойчивости студентов в процессе профессионального самоопределения / В сборнике: Университетские чтения - 2019 Материалы научно-методических чтений. 2019. С. 84-88.

7. Третьяков A.A. Технология повышения устойчивости студентов к нервно-эмоциональному напряжению в процессе образовательной деятельности с использованием средств физической культуры /автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2011.

8. Усаева Н.Р., Апокин В.В., Яковлев Б.П. Развитие эмоциональной устойчивости к психической нагрузке у студентов-спортсменов с нарушениями слуха в период обучения в вузе / Теория и практика физической культуры. 2014. № U.C. 87-89.

9. Филиппова С.А., Пазухина C.B., Куликова Т.И., Степанова H.A. Сформированность эмоциональной устойчивости студентов к негативному влиянию информационной среды / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 2. С. 88-105.

УДК 378

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЫ

аспирант Матюгин Никита Евгеньевич ФГБОУ ВО «Гжельский государстеенныйуниеерситет» (п. Электроизолятор);

доктор педагогических найк, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Сорокопуд Юнна Валерьевна ФГБОУ ВО «Гжельский государстеенныйуниеерситет» (п. Электроизолятор), ФГБОУ ВО «Чеченский государстеенныйуниеерситет» (г. Грозный)

Постановка проблемы. Просматривая опыт передовых специалистов в сфере коучинга при развитии личностных качеств, в особенности для работников гостиничной сферы. Специалисты выделяют среди всех остальных развитие такого явления, как эмоциональный интеллект. Это явления приписывают к личностным качествам каждого человека. Беря сотрудника на работу, а особенно на ключевые позиции, работодатель пристальное внимание уделяет уровню развития эмоционального интеллекта у кандидата. При развитии навыка стоит прибегать к комплексным упражнениям, если же использовать каждое упражнение по отдельности, нужный результат не гарантирован. Используя комплексный подход в развитии навыка, а именно комплекс упражнений в совокупности с правильно смоделированными условиями позволит человеку добиться нужных результатов при возникновении служебных задач [1-3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.