Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСТВО КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ'

ТЬЮТОРСТВО КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСТВО / ТЬЮТОР / ТЬЮТОРАНТ / ТЬЮТОРИАЛ / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Неля Анатольевна

В статье рассмотрены особенности использования тьюторства в высшем образовании и выделены ведущие направления и векторы внедрения тьюторской модели в практику профессионально-педагогической подготовки будущих преподавателей/педагогов. Проанализирована сущностно-содержательная характеристика основных понятий тьюторства и определена совокупность методов, форм и технологий, обеспечивающих эффективную подготовку педагогов-тьюторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глузман Неля Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORING AS A MODERN MODEL OF THE TEACHING PROFESSION

The article discusses the features of the use of tutoring in higher education and highlights the leading directions and vectors of introducing the tutoring model into the practice of professional pedagogical training of future teachers / pedagogues. The essential content characteristics of the basic concepts of tutoring are analyzed and the complex of methods, forms and technologies that ensure effective training of tutors is determined.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСТВО КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ»

реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.

15. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. - М., 1994. - 328 с.

16. Петровский, А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. / А.В. Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

17. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с.

18. Ляудис, В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности / В.Я. Ляудис // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. - 1989. - № 3. - С. 64-73.

19. Колесникова, И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики / И.А. Колесникова. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001. - 288 с.

Педагогика

УДК 378.016

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методик начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Глузман Неля Анатольевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)

ТЬЮТОРСТВО КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности использования тьюторства в высшем образовании и выделены ведущие направления и векторы внедрения тьюторской модели в практику профессионально-педагогической подготовки будущих преподавателей/педагогов. Проанализирована сущностно-содержательная характеристика основных понятий тьюторства и определена совокупность методов, форм и технологий, обеспечивающих эффективную подготовку педагогов-тьюторов.

Ключевые слова: тьюторство, тьютор, тьюторант, тьюториал, тьюторская деятельность.

Annotation. The article discusses the features of the use of tutoring in higher education and highlights the leading directions and vectors of introducing the tutoring model into the practice of professional pedagogical training of future teachers / pedagogues. The essential content characteristics of the basic concepts of tutoring are analyzed and the complex of methods, forms and technologies that ensure effective training of tutors is determined.

Key words: tutorship, tutor, tutorant, tutorial, tutor activity.

Введение. Модернизация образовательной системы Российской Федерации на основах развития субъектности и актуализации творческого потенциала каждого участника учебно-воспитательного процесса обуславливает значительный интерес педагогов-практиков и теоретиков к тьюторству как новому феномену психолого-педагогической действительности. Стремительное развитие тьюторства за последние 20-30 лет вывело его на ведущие позиции среди наиболее быстро развивающихся и востребованных профессий, что является отображением современных тенденций увеличения трудового капитала за счет активизации человеческого потенциала. Полученные в инклюзивных и образовательных проектах результаты использования тьюторства являются просто впечатляющими, поскольку тьюторское сопровождение побуждает к безграничному проявлению человеческого потенциала и направлению его в конструктивное русло достижений образовательных целей.

В 2007 году «на XI тьюторской конференции в Томске была учреждена Межрегиональная тьюторская ассоциация» [2, C. 492], «которая объединила региональные тьюторские центры, тьюторские площадки и практики» [10]. С её работы «началось внедрение тьюторства - системы обучения, которая сочетает в себе наличие личных наставников и создание отдельной образовательной программы для каждого школьника» [10]. Бесспорно, тьюторинг не панацея от образовательных проблем, но при условии качественного применения может способствовать раскрытию потенциала соискателей образования. Он может быть универсальным методом для всех, однако должен быть доступен каждому, кто видит в нем потребность.

Теория и практика тьюторской поддержки соискателей образования в современном образовательном пространстве, особенности функционирования систем инновационного управления, технологий системы открытого образования представлены в исследованиях иностранных психологов и педагогов: Э. Берна, Р. Бернса, У. Глассера, Р. Манна, Д. Мертенса, Т. Орджо, К. Роджерса, М. Фуко, К. Юнга, в том числе и отечественных: Б.Д. Эльконина, В.М. Розина, П.Г. Щедровицкого, Т.М. Ковалевой и др.

Значимыми для статьи являются научные исследования: «педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования» (Л.В. Бендова), «основы тьюторского сопровождения в общем образовании» (Т.М. Ковалева), «тьюторские технологии педагогического мониторинга качества образования старших школьников в условиях профильного обучения» (Ю.А. Лях), «формирование готовности будущих педагогов к тьюторскому сопровождению детей при подготовке к школе» (А.В. Николаева), «тьюторская деятельность педагога в условиях профильного обучения» (Е.А. Челнокова) и др.

Однако неоднозначным остается понимание тьюторской деятельности в образовательной сфере; возможности использования разных методик и техник тьюторства в общем и высшем образовании, в условиях дистанционного обучения; разработки тьюторских моделей, которые были бы адаптированы к своеобразию функционирования учебных заведений Российской Федерации и системы домашнего образования; не выделены главные опасности, приводящие к замедлению развития личностей обучающихся в процессе использования тьюторской технологии.

Целью статьи является определение понятия, сущности тьюторства в образовании и факторов для эффективной организации тьюторской модели педагогической деятельности.

Изложение основного материала статьи. Тьюторство, заимствованное из британского образования, выступает на современном этапе развития Российской системы образования как инновационный элемент, поэтому есть смысл остановиться на рассмотрении сущностно-содержательных характеристик его основных понятий: «тьютор», «тьюторант», «тьюторство», «тьюториал».

Тьютор (в условиях учебного заведения) - это педагог, который обеспечивает академическое сопровождение создания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося/студента, сопровождает его в самоопределении.

Тьюторант - подопечный тьютора, учащейся/студент, нуждающийся в помощи педагога, преподавателя в самостоятельном выборе пути образовательного, профессионального и личностного развития.

Тьюторство в современном образовании - это педагогическая деятельность, совмещенная с особо упорядоченной системой образования, осуществляемой в аудиторной, дистанционной, парной, индивидуальной или групповой форме.

Тьюториал - это система аудиторных тьюторских занятий по разным формам обучения (очная, заочная (дистанционная)), в структуре которых доминируют интерактивные формы и методы усвоения и контроля приобретенных компетентностей обучающихся.

Тьютор - это специалист по организации обучающей деятельности учащегося/студента, реализации его потенциала и моделирования алгоритма осуществления. Он является наставником, который выслушает, уделит внимание, поможет определить цель и путь к ней. Тьютор способен создавать индивидуальные образовательные программы субъектов обучения любого возраста и психофизических особенностей (одаренных детей, детей-инвалидов), разных социальных типов, темпераментов и т.п. и осуществлять педагогическое сопровождение их реализации.

Ведущая цель тьютора - помочь каждому в определении собственного учебного (или будущего профессионального) пути и сопровождать его в построении индивидуальной образовательной программы. Поэтому работа педагогов как тьюторов (тьюторская деятельность) является педагогической по индивидуализации образования, направленной на нахождение и развитие мотивов и интересов соискателя образования (учащегося, студента, слушателя, группы лиц), подбор образовательных ресурсов для обеспечения индивидуальной образовательной программы, формирование учебной и образовательной рефлексии подопечного [6, C. 8]. Она также позволяет удовлетворить требования социума относительно осознанного развития личностью собственного образования, в том числе общего и профессионального [11].

Составляющими развития тьюторства в условиях адаптации отечественной системы образования определена совокупность методов, форм и средств, обеспечивающих эффективную подготовку педагогов данной профессии.

Ученые (Е.В. Везетиу, Т.М. Ковалева, Т.Ю. Сурнина) выделили основные методы, которые целесообразно использовать в подготовке тьюторов [1; 10; 12]:

- лекции (электронное издание, видео-лекция, аудио-лекция, интерактивная лекция);

- видеотренинги (новый инструмент обучения, основным отличием которого является многофункциональность видеокурсов, что позволяет использовать их разнообразными способами и для различных целей. Ленты, которые применяются как видеотренинги, создаются специалистами в сфере кинопроизводства, что гарантирует их качество);

- интерактивные методы (деловые игры, кейсы, мозговой штурм);

- методы рефлексии (методы экспертного оценивания, персональной и совместной оценки, анализ и обобщение опыта, метод взаимоконтроля, группового обмена впечатлениями и т.п.);

- методы контроля (основной функцией является контрольно-регулирующая, суть которой - сочетание контроля с образовательным процессом. В профессиональной подготовке учителей-тьюторов для дистанционного обучения главными являются методы машинного и тестового контроля);

- упражнения (важный элемент учебного процесса, позволяющий закрепить на практике полученные при изучении курса знания, суть которого заключается в выполнении многократных действий, тренировке в применении усвоенного материала на практике);

- лабораторный метод (используется, как правило, при изучении естественно-фундаментальных дисциплин. Он способствует повышению инициативности и самостоятельности студентов, приобретению умений, навыков и компетенций использования оборудования, создает условия для приобретения значимых прикладных умений: измерять и вычислять, обрабатывать и сопоставлять данные с предыдущими результатами, убеждаться в правильности известных и искать новейшие направления индивидуальных исследований).

В процессе подготовки тьюторов, как отмечает Т.В. Тимохина [13], и др., используются следующие формы обучения:

1) офлайн - учитель ставит задачи (по электронной почте, в методических указаниях учебной дисциплины, программы, курса, в электронном виде, заранее проинформировав о правилах подготовки отчета, а студент отсылает завершенную работу в форме отчета (код программы, графические или текстовые материалы);

- онлайн - студент (или студенты) и тьютор заранее согласовывают синхронное взаимодействие в чате (видеочате), где ставятся задачи, которые студенты решают, коммуницируя между собой и с тьютором. С помощью веб-камер тьютор способен отслеживать результаты выполнения заданий студентами за компьютерами и вносить необходимые коррективы;

1) смешанные - blended learning - формальная, структурированная и последовательная образовательная программа, в которой:

- учащиеся/студенты проходят часть курсов (курса) онлайн с собственным контролем времени, места, темпа и очередности выполняемых задач;

- часть курсов (курса) осуществляется в образовательном учреждении в группе с такими же обучающимися, что обеспечивает результативность смешанного обучения через реализацию социально-адаптационного фактора;

- отличные форматы образования учащегося/студента логически объединены, чтобы обеспечить интегрированный и успешный «опыт обучения».

В тьюторской деятельности используются следующие модели организации образовательного процесса:

1) ротационные модели (ротация по станциям, ротация по лабораториям, «перевернутый» класс, индивидуальная ротация) - это организация курса или предмета/учебной дисциплины, когда учащиеся/студенты переключаются на разнообразные формы обучения по согласованному расписанию или по усмотрению учителя/преподавателя, в том числе и в режиме онлайн. Также используется работа в проектных командах, теоретические курсы лекций/лекториев (для групп и проектных команд), коллективные проекты, индивидуальное консультирование, письменные задания. Учащиеся/студенты учатся в основном в стенах учебного заведения, но также выполняют и домашние задания [8];

2) гибкая модель - курс или предмет/учебная дисциплина с основной онлайн-составляющей при наличии определенных элементов офлайн-обучения. Учащиеся/студенты выполняют циклы заданий по индивидуальному, гибкому графику с использованием различных форматов обучения. Учитель/преподаватель должен быть всегда доступным для консультирования. Учащиеся/студенты учатся в аудиториях учебного заведения и выполняют индивидуальные задания. Педагог поддерживает работу в малых группах, даёт советы во время выполнения групповых проектов, а также обеспечивает индивидуальный подход к каждому в ходе выполнения заданий. При использовании гибких моделей количество оказываемой поддержки зависит от уровня готовности участников каждой группы, конкретного учреждения образования и цели внедрения смешанного обучения [5];

3) модель самостоятельного смешивания (A La Carte Model) - учащийся/студент проходит курс или предмет/учебную дисциплину онлайн и присутствует на образовательных мероприятиях в учебном заведении или учебном центре. Учитель/преподаватель в этой модели является онлайн-педагогом. Учащиеся/студенты могут пройти онлайн-курс либо на территории учебного заведения при наличии помещений и необходимого оборудования, либо в домашних условиях. Данная

модель не может использоваться для всех предметов/учебных дисциплин, поскольку многие из них нуждаются в использовании специального оборудования, а курсы онлайн должны сочетаться с аудиторными (социальный аспект учебного заведения);

4) модель обогащенного виртуального обучения - курс или предмет/дисциплина с обязательной аудиторной частью обучения с учителем/преподавателем офлайн (с глазу на глаз) и индивидуальным завершением выполнения заданий. В данной модели онлайн-обучение является основным при условии активизированного самостоятельного обучения и творческого поиска учащихся/студентов. Учитель/преподаватель работает как онлайн, так и офлайн [6; 7].

Многие модели обогащенного виртуального обучения открывались как частные онлайн-курсы, а впоследствии модернизировались в смешанную образовательную программу для обогащения учащихся/студентов социальным опытом обучения в коллективе и совместного группового выполнения задач, проектов.

Разница между моделью обогащенного виртуального обучения и «перевернутого» класса в том, что при использовании первой учащиеся/студенты редко работают лицом к лицу со своими учителями/преподавателями в течение рабочей недели. Вторая проходит полностью онлайн, где учащийся/студент по собственному желанию или возникшей необходимости консультируется с педагогом. В случае обогащенного виртуального обучения учащийся/студент должен обязательно проходить определенные учебные занятия с учителем/преподавателем и получать консультации [6; 7].

Тьюторские технологии основываются на субъект-субъектном, компетентностном, деятельностном, гуманистическом подходах и основаны на взаимодействии опытного (тьютор) и неопытного (малоопытного) обучающегося, на диалоге. К тьюторским технологиям относятся:

- технология индивидуальных и групповых консультаций;

- технология формулировки вопроса, который имел бы проблемный характер;

- технология активного слушания;

- проектно-исследовательская технология;

- интерактивная технология;

- кейс-технология (решение конкретных ситуаций);

- технология «портфолио»;

- информационная технология [7].

В условиях актуального ныне компетентностного подхода к подготовке соискателей образования особую роль играет процесс формирования и развития компетентностей тьютора.

Исследователь А.С. Латышев, проанализировав различные аспекты и взгляды на модель деятельности тьютора в высшем учебном заведении, определил основные компетенции, которые позволяют осуществлять эффективное многоуровневое сопровождение студента на протяжении обучения, а именно: «лидерство/командность, планирование и организованность, анализ и решение проблем, творчество и инновативность, устная коммуникация и убедительность в общении, межличностное понимание, решительность, гибкость, стрессоустойчивость» [9].

Анализ представленных психолого-педагогических источников по теме исследования и собственные публикации [3; 4] дали возможность определить обязательные профессиональные синергетические научно-методические компетенции преподавателя-тьютора, к которым отнесены следующие: педагогическая, психологическая, методическая, дистанционного обучения, техническая, организационно-согласительная, профессиональная, ведение онлайн-коммуникации, индивидуально-личностная.

Однако среди всех положительных моментов, некоторые зарубежные ученые отмечают и негативные стороны тьюторства, а именно:

- зависимость тьюторской системы от личных свойств, качеств тьютора;

- оторванность тьюторства от фундаментального образовательного курса, его противоречия с лекционно-семинарско-практической системой;

- опасность «кормления с ложечки», препятствующая организации и осуществлению самостоятельной работы студентов [10].

Выводы. Таким образом, эффективная организация тьюторской модели педагогической деятельности в значительной мере зависит, по нашему мнению, от следующих факторов:

- готовности тьюторанта к совместной деятельности с тьютором (данная подготовка отражена в программах по преемственности между общеобразовательной и высшей школой);

- материала для работы (исключительная роль принадлежит структурированию материала, а намерения взаимодействующих сторон прибегать к крайностям при планировании материала считаются недопустимыми. Недостаточная структуризация материала способна привести к неэффективности рекомендаций, а излишняя - к неоправданному затруднению материала, результатом чего становится рост количества времени на работу и финансирование образования). В подборе материала для изучения участвуют тьютор и учащийся/студент;

- готовности учителя/преподавателя к осуществлению функций тьютора в процессе взаимодействия с учащимися/студентами (сформированность психолого-педагогических умений и способность к применению современных технологий методики и педагогики);

- действенности оценивания знаний (при условии обеспечения системой регулярной оценки знаний во внимание берутся индивидуальные особенности тьюторанта, появляется возможность учитывать особенности и индивидуальные способности сильных и слабых учащихся/студентов, а также характерные для каждого из них уровни знаний, что делает возможной индивидуализацию системы. Акцентируется необходимость систематического оценивания знаний и умений с целью предотвращения вероятного отставания тьюторанта от начертанного плана).

Литература:

1. Везетиу, Е.В. Формирование фасилитативной компетентности будущих педагогов как условие гуманистической парадигмы образования / Е.В. Везетиу // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-1. -С. 268-271.

2. Веревкина, И.Н. Тьюторство в системе образования: опыт России / И.Н. Веревкина // Молодой ученый. - 2019. -№ 21 (259). - С. 492-493.

3. Глузман, Н.А. Теоретические основы формирования трансверсальных компетентностей на современном этапе развития общества / Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей международной научно-практической конференции. - Брянск, 2021. - С. 59-65.

4. Глузман, Н.А. Формирование психолого-фасилитативной компетентности педагога / Н.А. Глузман, С.В. Повицкая // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник трудов III Всероссийской научно-практической конференции. - Симферополь, 2021. - С. 30-36.

5. Голицына, И.Н. Гибкое обучение в традиционном учебном процессе / И.Н. Голицына // Высшее образование в России. - 2017. - №5. - С. 113-117.

6. Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4 / Т.М. Ковалева. - Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 56 с.

7. Ковалева, Т.М. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании / Т.М. Ковалева // Вопросы образования. - 2011. - №2. - С. 163-180.

8. Круподерова, Е.П. Реализация модели «ротация станций» на уроках технологии / Е.П. Круподерова, Н.С. Барсук, А.В. Бойко // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №68-2. - С. 179-182.

9. Латышев, А.С. Компетентностная модель тьютора - разработка и реализация в современном российском университете / А.С. Латышев // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2020. - Т. 18. - № 1 - С. 99-110.

10. Становление тьюторской модели современного университета в России: коллективная монография / [Т.М. Ковалева и др.]; под науч. ред. Т.М. Ковалевой. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. - 256 с.

11. Романов, В.А. Наставничество как процесс развития компетентного педагога / В.А. Романов // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции. - 2020. - С. 100-110.

12. Сурнина, Т.Ю. Развитие тьюторских компетенций как способ совершенствования деятельности современного преподавателя / Т.Ю. Сурнина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №3. - С. 169-179.

13. Тимохина, Т.В. Обучение основам тьюторства в современном социально-педагогическом образовании / Т.В. Тимохина // Социальная педагогика. - 2018. - №4. - С. 32-38.

Педагогика

УДК 37.011.31

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и педагогического мастерства Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

доктор педагогических наук, профессор кафедры

социальной педагогики Фетисов Александр Сергеевич

Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж);

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ УЧИТЕЛЕЙ О ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ

МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В данной статье исследуются дидактические возможности мобильных технологий и процесс их формирования у современных учителей. В первую очередь изучаются объективные условия развития современного общества и, в частности, системы образования, способствующие актуализации проблемы использования мобильных устройств и приложений в учебном процессе. Затем рассматриваются основные дидактические свойства мобильных технологий. Доказывается их важность с точки зрения дальнейшей модернизации системы основного общего и среднего общего образования. После этого исследуется степень сформированности представлений о дидактических возможностях мобильных технологий у большинства современных российских учителей, а также предлагаются достаточно эффективные, на взгляд автора, меры по их дальнейшему развитию.

Ключевые слова: мобильные технологии в образовании, среднее общее образование, основное общее образование, повышение квалификации учителей, учитель, учащийся.

Annotation. The given article examines the didactic possibilities of mobile technologies and their formation process in modern teachers. First of all, the objective conditions of the modern society and, in particular, the education system development that contribute to the actualization of the using mobile devices and applications in the educational process problem are studied. Then the main didactic properties of mobile technologies are considered. Their importance from the point of view of further basic general and secondary general education system modernization is proved. After that, the ideas about the didactic capabilities of mobile technologies formation degree in the majority of modern Russian teachers is investigated, and, in the author's opinion, quite effective measures for their further development are proposed.

Key words: mobile technologies in education, secondary general education, basic general education, teacher training, teacher, student.

Введение. Интенсивное развитие мобильных технологий на протяжении последних десятилетий ощутимо сказывается на эволюции системы образования. Для большинства современных учащихся использование такого рода технологий является повседневной необходимостью. Значимыми особенностями данного поколения учащихся являются:

- осознанное стремление к инновациям;

- интеллектуальная и эмоциональная и открытость;

- требование к себе и окружающим поддерживать постоянную связь с социумом в режиме реального времени [3-5; 8; 11].

В виду вышеизложенного становится понятной необходимость разработки принципиально новой парадигмы обучения, которая учитывала бы вышеперечисленные характеристики.

Перспективной в данной области является тенденция к привлечению мобильных технологий в образовательный процесс [1; 4; 6; 12]. Их широкое использование в образовательных целях предоставляет определённые возможности для плодотворного сотрудничества между участниками образовательного процесса, позволяет учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося. Отличительные особенности мобильных устройств и приложений позволяют учащимся осваивать учебные дисциплины вне доступа к учебным материалам или стационарным компьютерам [2; 9; 11-12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.