Научная статья на тему 'Тьюторство как поиск эффективного пути в образовательном процессе'

Тьюторство как поиск эффективного пути в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСТВО / TUTORING / СИСТЕМА АНГЛИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ENGLISH EDUCATION SYSTEM / КУРАТОРСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUAL TRAINING PROGRAMS / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / SUPERVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красильников В.Н., Марущак И.И.

Статья посвящена развитию феномена тьюторства и актуализации его значения в современном образовании. Авторы дают оригинальный исторический обзор сложившейся формы университетского наставничества в системе английского образования, а также описывают направления реализации функций тьюторства в индивидуальных программах обучения. Авторы анализируют эффективность актуальных видов тьюторской деятельности, встречающейся в вузах сегодня. Отдельно рассматривается роль тьютора в дистанционном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORING AS AN EFFECTIVE WAY SEEKING OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article is devoted to the development of the tutoring phenomenon and updating its value in modern education. The authors give an original historical overview of the existing form of the university mentoring system in English education, as well as describe the directions of realization of the tutoring function in individual training programs. The authors analyze the effectiveness of current kinds of tutor activities occurring in high schools today. Separately, it examines the role of the tutor in distance educati

Текст научной работы на тему «Тьюторство как поиск эффективного пути в образовательном процессе»

ТЬЮТОРСТВО КАК ПОИСК ЭФФЕКТИВНОГО ПУТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

TUTORING AS AN EFFECTIVE WAY SEEKING OF THE EDUCATIONAL PROCESS

B.H. КРАСИЛЬНИКОВ

первый вице-президент ВЭО России, генеральный директор Международного Союза экономистов, академик РАЕН, доктор экономики и менеджмента, к.э.н., профессор

V.N. KRASILNIKOV

Head of edition, first vice-president of the VEO of Russia, general director of the International Union of Economists, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Doctor of Economics and Management, Cand. Sc. Econ., Professor

И.И. МАРУЩАК

заведующий кафедрой Экономики и управления Международного университета в Москве, доцент, к.э.н.

I.I. MARUSCHAK

head of the economic and management department of the International University in Moscow, associate professor, Dr. Sc. Econ.

Аннотация

Статья посвящена развитию феномена тьюторства и актуализации его значения в современном образовании. Авторы дают

оригинальный исторический обзор сложившейся формы университетского наставничества в системе английского образования, а также описывают направления реализации функций тьюторства в индивидуальных программах обучения. Авторы анализируют эффективность актуальных видов тьюторской деятельности, встречающейся в вузах сегодня. Отдельно рассматривается роль тьютора в дистанционном образовании.

Abstract

The article is devoted to the development of the tutoring phenomenon and updating its value in modern education. The authors give an original historical overview of the existing form of the university mentoring system in English education, as well as describe the directions of realization of the tutoring function in individual training programs. The authors analyze the effectiveness of current kinds of tutor activities occurring in high schools today. Separately, it examines the role of the tutor in distance education.

Ключевые слова: тьюторство, система английского образования, кураторство, индивидуальные программы обучения, дистанционное образование.

Keywords: tutoring, English education system, supervision, individual training programs, distance education.

Образование всегда в той или иной степени было индивидуализированным. Сегодня введение принципа индивидуализации образования является особенно актуальной проблемой. И потому появляется все больше предпосылок для развития тьюторства как педагогической деятельности, отличающейся особой формой взаимодействия преподавателя с обучающимся.

Институт тьюторства сформировался еще в XII веке в английских университетах и имел своеобразный отпечаток. Это обосновывалось тем, что учебные заведения тогда создавались на основе монастырской жизни. Тьюторство зародилось в старейших университетах, таких как Кембридж и Оксфорд, которые являются образцом децентрализованного высшего образования, когда сту-

денты обучаются и живут на протяжении всего учебного периода в университетском городке. В условиях отсутствия образовательных стандартов и большой академической свободы студенту необходим был наставник, способный помочь сориентироваться в большом объеме предоставляемых образовательных услуг, чтобы сопоставить их с личными возможностями и потребностями воспитанника. Тьютор, налаживая диалог со студентом, помогал определить, какие практические занятия и лекции необходимо посетить, содействовал в составлении индивидуального плана учебной работы, наблюдал за выполнением профессорских требований и готовностью учеников к экзаменам.

К XVII в. тьютор становится основной фигурой учебного процесса, заменяя профессуру в организации индивидуальной учебной работы: работая с одним или двумя студентами, определивших его своим наставником, он выбирал объем и круг необходимых для воспитанников знаний, самостоятельно принимал экзамены и зачеты по итогам освоения выданных им же материалов. Джон Локк - знаменитый английский педагог, живший в XVII в. - указывал, что тьютор не только обеспечивает усвоение учеником знаний: «Задача тьютора - развить потенциальные возможности ребенка, что подготовило бы к делу его жизни. Тьюторское образование - это процесс формирования характера, построение склада ума и тела. Цель тьютора - не столько научить ребенка всему, что известно, сколько воспитать его в любви и уважении к знанию». Иначе говоря, на этот период тьютор становится преподавателем и воспитателем, производившим «уникальный», «единичный» образовательный продукт, который невозможно было измерить никакими стандартами, и в принципе не мог быть воспроизведен кем-либо еще.

Нельзя сказать, что такая профессия стала чем-то новым для нынешней России. Так, еще в 2007 году в стране организовали «Межрегиональную тьюторскую ассоциацию». Ее появление было связано с поиском новых образовательных технологий, непрерывным образованием личности, потребностью обучающихся в самореализации. Кстати, известно множество вариантов определения слова «тьютор». Например, перевод с английского языка звучит следующим образом: tutor - наставник, домашний учи-

тель, репетитор, опекун. Из словаря «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» следует, что тьютор - лицо, преподаватель, облегчающий процесс обучения, чья задача - быть знающим наставником своих воспитанников [1].

Три главные составляющие современного понимания тьюторства

Исследователи выделяют три главные составляющие современного понимание термина тьюторство [2].

1. Тьюторство - поддержка (вид педагогической деятельности, нацеленный на формирование самостоятельности и независимости субъекта в решении образовательных задач). Главным источником совершенствования образования становятся компьютерные инновации. Современный студент показывает неповторимость в способах приобретения знаний, навыков и умений. С одной стороны, он является обучающимся с большими интеллектуальными и познавательными способностями, с другой - нередко это безучастный, получающий информацию человек, не проявляющий тяги к знанию. Сейчас главной целью образования становится необходимость воспитать выпускника, которому возможно придется не раз в жизни поменять свои жизненные стратегии, профессиональные обязанности, что на данном этапе развития общества сменяются ситуативно, как индивидуальные, а не имеющие регламентированной «формы».

2. Тьюторство - сопровождение (помощь, направленная на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности).

3. Тьюторство - фасилитация (деятельность, направленная на помощь в профессиональном, культурном и личностном самоопределении). Специальность внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», она утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008 г., № 216), и тьюторы уже работают в российских образовательных организациях. Однако на сегодняшний день тью-торство еще не имеет стандартизированного описания специфики как профессиональной педагогической деятельности и процесса

подготовки к осуществлению. До сих пор актуальны вопросы: кто же такой тьютор и чем он отличается от учителя? Импортируется ли эта профессия из зарубежных образовательных систем или вырастет из нашей почвы?

В настоящее время в российской образовательной системе тьютор, в европейском понимании этого термина, отсутствует. Однако в высшей школе его функции частично реализуются участниками данного процесса - самими студентами, активами студенческого самоуправления, преподавателями и научными руководителями различных проектов. Существует несколько направлений, где тьютор может найти свое применение, в зависимости от педагогического опыта и уровня квалификации.

Перечислим и кратко охарактеризуем виды тьюторской деятельности, встречающейся в вузах.

«Тьютор-стажер». Им может стать студент старших курсов, активист студенческого самоуправления. Такие люди оказывают помощь абитуриентам, студентам младших курсов в адаптации к процессу обучения, вовлекают во внеучебную работу и помогают обучающимся освоить университетское пространство.

«Академический тьютор». Это магистр с обязательной тью-торской подготовкой, работа которого направлена на разработку и реализацию индивидуального учебного плана, что является актуальным при введении кредитно-модульной системы обучения.

«Тьютор-наставник» - прошедший тьюторскую подготовку выпускник вуза, желательно имеющий ученую степень. Основной задачей тьютора этого уровня будет сопровождение и помощь в процессе формирования личных и профессиональных компетенций будущего специалиста.

«Тьютор-супервизор» - профессор, непосредственной задачей которого становится «усиление» рефлексии и организации работы тьюторов, формирование, поддержка и выявление специфического стиля педагога.

Необходимость тьюторства в системе современного образовательного процесса

Почему, на наш взгляд, тьюторство должно стать для вузов обязательным и привычным явлением?

Определенно, что в современных условиях молодому человеку все труднее справиться одному, без тьютора, с натиском информации, найти свой единственно правильный путь в процессе обучения, выбрать ориентиры, осознать собственные возможности. В этом уверена завуч магистратуры «Тьюторство в сфере образования» Московского педагогического государственного университета Нина Лебедева (3). Впрочем, при том что в едином квалификационном справочнике появилась должность «тьютор» и это, конечно, положительный момент в развитии тьюторства в России, сама индивидуализация тьюторства еще не институционализирована. Многое зависит от того, примет ли общество тьюторст-во как норму. Пока этого не случилось. Насколько сейчас востребовано тьюторское сопровождение образовательного процесса снизу, со стороны студентов и вузов?

Нина Лебедева полагает, что на данном витке развития тью-торства сложилась достаточно сложная ситуация. Пока в основном запрос на тьюторство идет либо со стороны крупных вузов, либо со стороны продвинутых и умных студентов. Зачастую это связано с тем, что в большинстве вузов нашей страны образовательный процесс представляет собой разрозненную, а не целостную структуру. То есть студенты изучают какие-то предметы, которые так или иначе относятся к получаемой ими специализации, но для них самих эта причастность остается не стопроцентной. В результате на выходе мы получаем специалиста, который изучил очень много предметов, но связать их между собой не может. Или другая ситуация: абитуриент поступил в тот вуз, который выбрал, но в вузе с ним никто не работает в русле дальнейшего самоопределения - ни в рамках обучения, ни за его пределами. О своем будущем студенты зачастую задумываются только на выходе из вуза, реже - на последнем курсе. В момент осознания этих проблем и возникает потребность в тьюторском сопровождении.

Что же необходимо предпринять, чтобы в высших учебных заведениях зрел интерес иметь в своей структуре тьютора? По мнению Нины Лебедевой, необходимо время, чтобы в вузах поняли, какую позицию занимает тьютор, что он делает, какие проблемы можно решить, введя его в свою структуру.

Чтобы укрепить тьюторскую позицию в вузе, обеспечить ее методически и технологически, для начала необходимо, чтобы возможность индивидуального образовательного движения студента стала ценностью в этом учебном заведении, а образовательное пространство рассматривалось как открытое, а не прямолинейное. Тогда и тьютор станет необходимой фигурой для сопровождения обучающегося в его индивидуальном движении на этом пространстве, что будет способствовать достижению целей образования. А затем можно организовывать пространство содержательных семинаров, где актуальным станет обсуждение методики и технологии проявления и оформления образовательного запроса, проведения индивидуальных и групповых консультаций, организации рефлексии, планирования, проектирования и прогнозирования, проведения образовательных событий, организации пространства совместной работы и работы с ресурсами, использования технологий открытого образования и многое другое.

При этом возникает законный вопрос: чем тьюторство как технология для роста и развития лучше других, наиболее понятных форм помощи обучающемуся человеку: например, консультирования, коучинга, тренерства, наставничества?

Думается, перечисленные технологии работают в разных ситуациях и под разные запросы и цели тех, кто хочет их использовать. Главный инструмент для тьютора - это карта. Документ, который получается при взаимодействии тьютора и тьюторанта, - это индивидуальная образовательная программа. Причем не всегда она создается под реализацию какой-то конкретной цели. И тьютор не выступает в качестве наставника или ментора, он не дает советов. Движение человека происходит только исходя из его личных качеств и желаний. Но желания порой сами сокрыты или не явлены для него. В этом случае тьютор будет работать на их проявление и превращение в конкретные запросы.

Еще вопросы: что можно считать результатом тьюторского сопровождения? Как на практике это отражается в договоре тьютора с тьюторантом или вузом? Нина Лебедева предполагает, что результатом тьюторского сопровождения трудно назвать реальный успех, поскольку зачастую тьютор работает в таких катего-

риях, к которым это понятие трудно применимо. И само понятие реального успеха невозможно определить. Скажем, эффектом работы тьютора и тьюторанта может быть полная смена образовательной траектории, в которой находился человек до тьюторско-го сопровождения. И это сложно рассматривать как успех. На практике в качестве предмета договора между тьютором и тью-торантом рассматривается создание и реализация индивидуальной образовательной программы тьюторантом. Но, конечно, вопрос о результативности тьюторского сопровождения - главный в этой сфере.

Понятно, что при выстраивании индивидуальной образовательной траектории не исключаются выбор вариантов, пробы, эксперименты. Как все это вписывается в систему непрерывного образования? Нет ли тут противоречий? Думается, нет. Выбор вариантов и проб при выстраивании индивидуальной образовательной программы является неотъемлемой ее частью. А система непрерывного образования - это образование в течение всей жизни. Поэтому ее реализация невозможна без проб и экспериментов. Конечно, в данном случае есть риск так и не сделать выбор в череде вариантов. Но пробы и эксперименты происходят в рамках индивидуальной образовательной программы и под сопровождением тьютора. То есть это не беспорядочные, а строго выстроенные действия вместе с тьюторантом под его конкретные запросы.

Вот, скажем, если рассмотреть так называемую организацию проб тьюторского действия. В магистратуре «Тьюторство в сфере образования» Московского педагогического государственного университета магистранты на протяжении двух лет обучения проходят непрерывную тьюторскую практику. «И мы проектируем и организуем в местах практики различные ситуации и пространства, где наши студенты могут попробовать себя в качестве тьюторов на разных ступенях образования, - говорит Нина Лебедева. - Одним из основных мест практики является сама магистратура. Студенты, которые уже прошли первый год обучения, на протяжении трех осенних месяцев становятся тьюторами-стажерами вновь поступивших и сопровождают их в процессе формирования темы и сути их будущего магистерского

исследования. Таким образом, за два года наши магистранты пробуют себя в качестве тьюторов на семи-восьми площадках, а мы стараемся максимально возможным способом все это организовать».

Роль тьютора в системе дистанционного обучения

Особенно необходимо внедрение тьюторов во все учебные заведения, использующие дистанционное обучение. Подготовка преподавателей для системы дистанционного обучения, как правило, не включена в учебные программы вузов и институтов повышения квалификации, в то время как потребность в таких специалистах возрастает с каждым днем. [4]

Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины. Многообразие разнородных образовательных предложений, даже при всей их доступности для студента, еще не задает необходимым образом реализацию принципа открытости образования как качественную характеристику современного образования, оставаясь всего лишь потенциальной возможностью. В некоторых формах дистанционного образования, особенно в открытых университетских курсах, почти или даже совсем не используются телеконференции, мало работы в группах, мало или совсем нет взаимодействия между студентом и преподавателем в реальном времени.

Успех дистанционной формы обучения во многом зависит от преподавателей дистанционного обучения, их профессионализма. Совершенно очевидно, что для реализации дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников встает важнейшая задача подготовки тьюторов для дистанционного обучения. В последние годы появились работы, в которых обсуждаются вопросы расширения спектра функционально-ролевых представлений о педагогической деятельности и введении таких позиций и ролей преподавателя, как модератор, фасилитатор, методолог, игротехник, тьютор и др. Во многих

случаях тьютор - единственный человек, с которым студент контактирует по вопросам дистанционного образования. Тьютор является помощником преподавателя, посредником между лектором (профессором) и обучающимися, выполняя скорее не педагогическую, а организаторскую функцию. Тьютор взаимодействует со студентом на индивидуальной основе по почте, по мере того как студент прорабатывает содержание курса по учебно-методическому руководству и другим материалам. Тьютор не обязательно является разработчиком курса, он только представляет его содержание.

Задачи тьютора заключаются в том, чтобы помочь получить максимальную отдачу от учебы; отслеживать и корректировать индивидуальный маршрут обучаемого; совместно оценивать выполненные учебные модули; проводить групповые обсуждения полученных результатов; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего учебного курса. Основной задачей тьютора является активизация процесса обучения. Тьютор, как функциональная единица в учебном процессе, предоставляет учащемуся комплексную процессовую взаимосвязь учебных материалов с практикой их применения. Возможность получения уникальных знаний и опыта и непосредственного применения учащимися учебных материалов в практике реализации конкретных должностных обязанностей определяет эффективность обучения.

Можно отметить некоторые важные функции, реализуемые тьютором:

- обсуждение содержания курса;

- предоставление обратной связи об успехах студента;

- оценка заданий/тестов;

- помощь студенту в планировании работы;

- мотивирование студента;

- разрешение административных вопросов;

- контроль над проектами;

- проведение занятий «лицом к лицу»;

- хранение записей студента.

Преподаватель является новатором в области обучения, разрабатывает курсы, учебные пособия и системы оценки знаний с тем, чтобы применить широкое многообразие педагогических

стратегий, учитывающих социоэкономические факторы, и различные культуры студентов. Это означает применение различных техник и технологий преподавания с тем, чтобы обогатить процесс обучения. Основными составляющими тьюторской технологии являются организация условий для становления индивидуальной образовательной программы учащихся и ее сопровождение. Технологии тьюторского сопровождения помогают ему организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры и т.д.). Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным «посредником» между подопечным и возможностями «мира», «социума». Но в арсенале тьютора имеется и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.).

В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьютор-скими компетентностями, то есть владеющих технологиями тью-торского сопровождения. Можно сказать, что главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.

Перспективы развития тьюторства в российском профессиональном образовании

Тьютор - это педагог, однако особый педагог, цель которого заключается в помощи студенту научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных задач. Он стремится направить своего подопечного к свободе и самостоятельности, учит понимать свои возможности, чтобы действовать эффективно и успешно. Тьюторская деятельность, как становящаяся и инновационная, предполагает определение перечня функций и обязанностей согласно определенным целям и задачам. Исходя из нормативно-правовых документов, разработанных Межрегиональной тьюторской ассоциацией, главной целью деятельности тьютора в процессе обучения является «...профессиональная педагогическая организация реализации и формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП), постройка избыточной прогрессивной образовательной среды и других условий для положительной реализации ИОП». Так как образовательные потребности студентов разнообразны, в одних учебных учреждениях развивается направление тьюторского сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, в других - сопровождение дистанционного обучения, в третьих - особое внимание уделяется сопровождению внеучебной деятельности. Все эти направления характеризуются своими особенностями и потребностями, но общее понимание целей и идей тьюторства объединяет их.

Библиографический список

1. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: словарь. - М.: ИПК госслужбы. - 2011. - 107 с.

2. Кокамбо Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю.Д. Кокамбо, О.В. Ско-робогатова // Вестник Амурского государственного университета. - 2013. - Вып. 60: Сер.: Гуманитар. науки. С. 110-115.

3. Кафедра индивидуализации и тьюторства МПГУ. Конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве и текстовая культура (в том числе дистанционно)». 1.11.2016.

4. Шамсутдинов Р.Р., Абдурахманова А.Р. Роль тьютора в системе дистанционного обучения // Молодой ученый. - 2014. - № 4.

- С. 1134-1135.

Bibliographical list

1. Terminologiya v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: slovar'. - M.: IPK gossluzhby. - 2011. - 107 s.

2. Kokambo Yu.D. T'yutorstvo kak novaya forma vzaimodeistviya uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa / YuD. Kokambo, O.V. Skoro-bogatova // Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. -2013. - Vyp. 60: Ser.: Gumanitar. nauki. S. 110-115.

3. Kafedra individualizatsii i t'yutorstva MPGU. Konferentsiya «T'yutorstvo v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve i tekstovaya kul'tura (v tom chisle distantsionno)». 1.11.2016.

4. Shamsutdinov R.R., Abdurakhmanova A.R. Rol' t'yutora v sisteme distantsionnogo obucheniya // Molodoi uchenyi. - 2014. - № 4.

- S.1134-1135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.