УДК 377.112.4
А.В. Верхозина, г. Шадринск
Тьютор как педагогическая специальность в системе профессионального образования
Статья раскрывает исторические предпосылки возникновения тьюторства, трактовки тьюторства в современном образовании. Автор выделяет основные виды тьюторства в высшем образовании и характеризует перспективы развития тьюторства в российском профессиональном образовании.
Тьютор; тьюторство; профессиональное образование; виды тьюторства; модели тьюторства.
A.V. Verkhozina, Shadrinsk
Tutor as a pedagogical specialty in the system of vocational education
The article reveals the historical background of the emergence of tutoring, tutoring interpretation in modern education. The author identifies the main types of tutoring in higher education and characterizes the perspectives of tutoring in the Russian professional education.
Key words: tutor; tutoring; vocational education; types of tutoring; models of tutoring.
Одно из распространенных направлений реформирования современного образования связано с введением новых профессий и педагогических специальностей. Сегодня мир отличается ростом самосознания, актуальным становится право на индивидуальную траекторию развития. Главным источником совершенствования образования становятся компьютерные инновации. Современный студент показывает неповторимость в способах приобретения знаний, навыков и умений. С одной стороны, он является обучающимся с большими интеллектуальными и познавательными способностями, с другой - нередко это безучастный, получающий информацию человек, не проявляющий тяги к знанию.
Сейчас главной целью образования становится необходимость воспитать выпускника, которому возможно придётся не раз в жизни поменять свои жизненные стратегии, профессиональные обязанности, что на данном этапе развития общества сменяются ситуативно, как индивидуальные, а не имеющие регламентированной «формы» [3]. Образование не может не быть индивидуализированным, это меняет взгляд на педагогические отношения. Из просветительской модели происходит трансформация в сопровождающую [5]. Исходя из вышесказанного, введение принципа индивидуализации образования, является более чем актуальным вопросом современности. Поэтому сегодня появляются предпосылки для развития тьюторства как педагогической деятельности, отличающейся индивидуализированностью взаимодействия преподавателя с обучающимся.
Институт тьюторства сформировался ещё в 12 веке в английских университетах и
имел отпечаток монашеского, особого значения. Это обосновывается тем, что учебные заведения создавались на исторической основе монастырской жизни.
Тьюторство зародилось в старейших университетах, таких, как Кембридж и Оксфорд, которые являются образцом децентрализованного высшего образования, когда студенты обучаются и живут на протяжении всего учебного периода в университетском городке. В условиях отсутствия образовательных стандартов и большой академической свободы студенту необходим был наставник, способный помочь сориентироваться в большом объёме предоставляемых образовательных услуг и сопоставить их с личными возможностями и потребностями воспитанника. Тьютор, налаживая диалог со студентом, помогал определить какие практические занятия и лекции необходимо посетить, содействовал в составлении индивидуального плана учебной работы, наблюдал за выполнением профессорских требований и готовностью учеников к экзаменам.
К XVII в. тьютор становится основной фигурой учебного процесса, заменяя профессуру в организации индивидуальной учебной работы: сплотив возле себя одного или двух студентов, определивших его своим наставником, он выбирал объём и круг необходимых для воспитанников знаний и самостоятельно принимал экзамены и зачёты по итогам освоения выданных им же материалов. Джон Локк - знаменитый английский педагог, живший в XVII в. - указывал, что тьютор не только обеспечивает усвоение учеником знаний: «Задача тьютора - развить потенциальные возможности ребенка, что подготовило бы к делу его жизни. Тьюторское образование - это процесс формирования характера, построение склада ума и тела. Цель тьютора - не столько научить ребенка всему, что известно, сколько воспитать его в любви и уважении к знанию». Иначе говоря, в этот период тьютор стал преподавателем и воспитателем, производившим «уникальный», «единичный» образовательный продукт, который невозможно было измерить никакими стандартами, и в принципе не мог быть воспроизведён кем-либо ещё.
Нельзя сказать, что данная профессия стала чем-то новым для России. Так, ещё в 2007 году организовали «Межрегиональную тьюторскую ассоциацию». Её появление связано с поиском новых образовательных технологий, непрерывным образованием личности, потребностью в самореализации.
Известно множество вариантов определения слова «тьютор». Например, перевод с английского языка звучит следующим образом: tutor - наставник, домашний учитель, репетитор, опекун. Из «Словаря терминологии в системе дополнительного профессионального образования» следует, что тьютор - лицо, преподаватель облегчающий процесс обучения, чья задача - быть знающим наставником своих воспитанников [4].
Исследователи выделяют три главные составляющие современного понимание термина тьюторство [1].
1. Тьюторство - поддержка (вид педагогической деятельности, нацеленный на формирование самостоятельности и независимости субъекта в решении образовательных задач).
2. Тьюторство - сопровождение (помощь направленная на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности).
3. Тьюторство - фасилитация (деятельность направленная на помощь в профессиональном, культурном и личностном самоопределении).
Данная специальность внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», она утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008 г., №216), и тьюторы уже работают российских в образовательных организациях. Однако на сегодняшний день тьюторство еще не имеет стандартизированного описания специфики как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к осуществлению. До сих пор актуальны вопросы: кто же такой тьютор, и чем он отличается от учителя? Импортируется ли эта профессия из зарубежных образовательных систем или вырастет из нашей почвы?
В настоящее время в российской образовательной системе тьютор, в европейском понимании этого термина, отсутствует. Однако в высшей школе его функции частично реализуются участниками данного процесса - самими студентами, активами студенческого самоуправления, преподавателями и научными руководителями различных проектов.
Существует несколько направлений, где тьютор может найти своё применение, в зависимости от своего педагогического опыта и уровня квалификации. Перечислим и кратко охарактеризуем виды тьюторской деятельности, встречающейся в вузах.
«Тьютор-стажёр». Им может стать студент старших курсов, активист студенческого самоуправления. Они оказывают помощь абитуриентам, студентам младших курсов в адаптации к процессу обучения, вовлекают во внеучебную работу и помогают освоить университетское пространство.
«Академический тьютор» - магистр с обязательной тьюторской подготовкой, работа которого направлена на разработку и реализацию индивидуального учебного плана, что является актуальным при введении кредитно модульной системы обучения.
«Тьютор-наставник» - прошедший тьюторскую подготовку выпускник вуза, возможно, имеющий учёную степень. Основной задачей тьютера этого уровня будет сопровождение и помощь в процессе формирования личных и профессиональных компетенций будущего специалиста.
«Тьютор-супервизор» - профессор, непосредственной задачей которого становится «усиление» рефлексии и организацию работы тьюторов, формирование, поддержку и выявления специфического стиля педагога.
Тьютор - это педагог, однако особый педагог, цель которого заключается в помощи студенту научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных задач. Он стремиться направить своего подопечного к свободе и самостоятельности, учит понимать свои возможности, чтобы действовать эффективно и успешно.
Тьюторская деятельность, как становящаяся и инновационная, предполагает определение перечня функций и обязанностей согласно определённым целям и задачам.
Исходя из нормативно-правовых документов, разработанных Межрегиональной тьюторской ассоциацией, главной целью деятельности тьютора в процессе обучения является «...профессиональная педагогическая организация реализации и формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП), постройка избыточной прогрессивной образовательной среды и других условий для
положительной реализации ИОП» [5].
Так как образовательные потребности студентов разнообразны в одних учебных учреждениях развивается направление тьюторского сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, в других - сопровождение дистанционного обучения, в третьих особое внимание уделяется сопровождению внеучебной деятельности.
Все эти направления характеризуются своими особенностями и потребностями, но общие понимание целей и идей тьюторства объединяет их. Во взаимодействии студента и тьютора лежит субъективная активность учеников, основными аспектами ответственности тьютора в процессе образования становятся...
- помощь в определении личного участия обучающегося в разработке индивидуальной образовательной программы;
- помощь в адаптации первокурсников (абитуриентов) к новой учебной среде;
- помощь в организации самостоятельной работы;
- помощь при усвоении общих и профессиональных компетенций;
- контроль учебных проектов, исследований, участия в олимпиадах;
- контроль за усвоением профессиональных навыков при прохождении практики;
- помощь в подготовке дипломной работы.
Таким образом, спектр обязанностей тьютора очень широк. При этом стоит помнить, что основной задачей тьютора будет формирование индивидуальной образовательной программы для студентов. Индивидуализация такого плана, предполагает закрепление главного выбора содержания образования за студентом. Тьютор не должен выбирать цели за студентов, он помогает увидеть обучающимся альтернативные пути их движения, оказывает помощь в развитии необходимых личных черт и компетенций [2].
Нужен ли тьютор в российской образовательной системе? На данный момент сложно однозначно ответить на поставленный вопрос, принимая во внимания своеобразие отечественной системы образования. Да и сами студенты ещё не готовы нести ответственность за свои образовательные потребности. Однако и преподаватели также не готовы передать ответственность за конечные итоги образовательного процесса в руки обучающихся. Такая тенденция объясняется традиционной авторитарно-знаниевой системой приобретения знаний, доминирующей в российском образовании. Тем не менее, современное общество нуждается в специалистах самостоятельных, креативных, обладающих широким и полным набором профессиональных компетенций. И вполне вероятно, внедрение института тьюторства поможет решить данную задачу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кокамбо, Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] / Ю. Д. Кокамбо, О. В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2013. - Вып. 60. - С. 110-115.
2. Сидоров, С.В. Прогнозы развития профессий в сфере образования [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров // Введение в педагогическую профессию : учеб.-метод. пособие для бакалавриата. - Режим доступа: http://si-sv.com/Posobiya/vved_v_ped/tema_2.htm. - 27.02.2015.
4. Сидоров, С.В. Теоретические предпосылки проектирования рефлексивной компетентности [Текст] / С.В. Сидоров, А.Г. Гаврилов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1. - С. 253-256.
5. Терминология в системе дополнительного профессионального образования : словарь. - М. : ИПК госслужбы, 2001. - 107 с.
6. Чиркова, Н.В. «Тьютор» versus «учитель»? / Н.В. Чиркова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 2. - С. 38.
УДК 377.112.4
В.А. Капкова, г. Шадринск
Игромастер как перспективная педагогическая специальность
В статье раскрыта специфика деятельности игромастера, определена его роль в педагогическом процессе.
Педагогическая специальность; игра; образовательные игры; игромастер.
V.A. Kapkova, Shadrinsk
Master of games as a perspective pedagogical specialty
The article reveals the specific activities of master of games, is determined by its role in the pedagogical process.
Key words: pedagogical specialties; game; educational games; master of games.
Игра является важным элементом развития в жизни каждой личности, она сопровождает человека с самого рождения, развивая его умственные, творческие и коммуникативные способности. В развитии ребёнка игра необходима, а значит, её потенциал можно и нужно использовать в образовательном процессе. Не случайно многие педагоги прибегают к игровым методам преподавания, которые помогают сконцентрировать внимание учеников, что улучшает качество обучения. Однако учителя используют не все возможности, которыми располагает игровая деятельность, что зачастую приводит к появлению ошибок. Дело в том, что игра - это очень тонкий инструмент, через который осуществляется связь педагога с учениками. Именно поэтому нужен специально обученный человек для создания игровых методик -игромастер [4].
Кем же является игромастер в образовании? Нужен ли он в современном мире? И чем же отличается от других профессий, которые также имеют навыки игромоделирования, таких как вожатый и аниматор? На эти вопросы мы попробуем ответить в данной статье.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля говорится, что мастер - это человек, занимающийся каким-либо ремеслом качественно и успешно [1]. Энциклопедический онлайн-словарь раскрывает термин игра как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе [2]. Из этого следует, что слово игромастер подразумевает под собой специалиста по разработке, сопровождению и организации обучающих игр с использованием