7. Африкантов К.П. Разграничение предметов ведения органов власти в сфере защиты детей-сирот // Вестник ПАГС. 2008. № 17.
8. Парламентские слушания «О практике применения Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 11 октября 2004 г. Москва». иКЬ: http://www.juvenilejustice.ru/documents/doc3/ss/st13
9. Протоиерей Александр Новопашин. Это явление пострашнее пресловутого сексуального просвещения. иКЬ: http://www.doxa.ru/obr/sobranie/roditeli_v_otstavku.html
10. Защита прав детей в современной России: развитие института Уполномоченного по правам ребенка и ювенальной юстиции. иКЬ: http://r-komitet.nl/piiblic/ra7del/danilova
E.A. Andreeva
Evolution of the Classical Model of Tutoring Activity and its Modern Forms
The classical model of tutoring and its evolutional varieties are revealed. The potential of tutoring in the context of education system reforming is assessed.
Key words and word-combinations: tutoring, classical models of tutoring, modern forms of tutoring.
Показана классическая модель тъюторства и ее эволюционные вариации. Дана оценка потенциалу тью-торства в контексте реформирования системы образования.
Ключевые слова и словосочетания: тъюторство, классические модели тьюторства, современные формы тъюторинга.
УДК 37.04 ББК 74.4
Е.А. Андреева ЭВОЛЮЦИЯ
КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ
I ьюторство как одна из форм индивидуального сопровождения учащихся в процессе обучения возникло в XII в. в Оксфордском университете (Англия). Цель его введения предполагала воспитание в студентах способности думать критически и аналитически. Тьютор был призван способствовать хорошо обоснованному пониманию студентом (на уровне теоретических принципов и конкретных примеров) изучаемых проблем и связей между ними.
С момента появления этого института в Англии была определена четкая позиция и ниша, занимаемая тьютором в образовательном процессе. Возможно, именно это и стало определяющим фактором, который со временем позволил тьютору стать центральной фигурой в процессе формирования личности каждого обучающегося, а тьюторской системе - официальной частью английской университетской системы, постепенно вытеснив-
шей профессорскую. Спустя почти девять столетий после возникновения данной системы многое изменилось. К XVIII в. некоторые академические обязанности тьюторов стали второстепенными, однако их позиция осталась основополагающей для всех британских университетов.
Проследить эволюцию содержательной линии тьюторства можно по функциям, которые исполнял тьютор изначально и выполняет сейчас [1, с. 45]. Вначале тьютор должен был воспитывать подопечных; советовать, какие лекции и практические занятия посещать, как составить план своей учебной работы, организовать свое время, чтобы успешно учиться, как подготовиться к университетским экзаменам. Позднее появились новые задачи: изучение психологических особенностей личности учащегося, социально-бытовых условий его жизни; поддержка в процессе самокоррекции развития и поведения; составление планов учебной работы и создание условий для их реализации; оказание поддержки в решении личностных проблем; содействие социальной и правовой защите интересов и прав учащегося; контролирование динамики прохождения учеником индивидуального образовательного маршрута. Сегодня тьюторские программы представлены в образовательных системах почти всех стран [2].
В обновленной стратегии обучения Оксфордского университета тьюторст-во определяется как «независимое, проводимое под руководством обучение посредством тьюториалов и занятий в маленьких группах, направленное на нужды каждого студента и развитие его / ее способностей критически мыслить, идентифицировать и оценивать соответствующие источники» и как «активное вовлечение иностранных видных исследователей высокого уровня школьного и вузовского образования, обсуждение их собственного подхода к обучению для использования в оценивании результатов обучения студентов, которых они учат» [3, с. 79-94]. Обязанности современных тьюторов заметно расширились, поэтому в европейской образовательной системе «тьюторство» представлено несколькими разновидностями.
Tutor/«Профессиональный» тьютор. Каноническая, исходная английская модель тьюторской деятельности, когда тьютор должен знать об успехах студента в учебе, посещении им занятий, об его интересах и проведении времени; учить подопечного определять и научно обосновывать темы исследований в зависимости от существующих правил; организовывать индивидуальную работу со студентом, его участие в студенческих семинарах.
Face-to-face tutor/Индивидуальный тьютор. Похож на «классического» тьютора, дающего индивидуальную консультацию. Однако в программах некоторых зарубежных университетов оговаривается, что индивидуальный тьютор должен быть более ответственным: не опаздывать на занятия; предлагать дополнительный материал к занятиям, побуждая к поиску ответа, дискуссиям; использовать разные методы преподавания, в том числе проблемный метод, сопровождая объяснение материала конкретными примерами; поощрять одобрением за успехи.
Couch / Наставник. Коуч (термин, чаще употребляемый в американской литературе) сосредотачивается на развитии личности студента и его обучении. Коучи исследуют и анализируют способности, поведение и склад ума подопечных с целью их «усовершенствования», они призваны помочь развить в челове-
ке лучшее, что в нем есть. Одним из основных инструментов коучинга является диалог в форме последовательной постановки вопросов, ориентирующих обучаемого самостоятельно находить решение тех или иных проблем. Коучинг -метод достаточно эффективный, но имеющий и свои ограничения. Одно из них - необходимость внутренней мотивации к изменениям у студента, стремление совершенствоваться и развиваться, готовность брать ответственность за процесс достижения тех или иных целей. Опыт показывает, что такого рода зрелость присутствует не у каждого студента. Отсюда и появляется задача для коуча - развитие у подопечного готовности брать на себя ответственность за процесс своего становления и обучения. Однако стоит помнить, что коуч - это ни в коем случае не профессиональный психолог (как и тьютор).
Mentor / Наставник. Это авторитарно-директивный тип мудрого советника, более жесткий в сравнении с коучем. Менторинг (термин, чаще встречающийся в немецкой литературе) и коучинг тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга (составляют диалектическое единство), помогая раскрывать потенциал студента и осуществлять его поддержку. Менторинг направлен на поддержку профессионального развития, а коучинг - на раскрытие возможностей.
Private Tutoring/ Частное тьюторство (репетиторство). В XVIII-XIX вв., когда тьюторство уже стало официальной частью учебного процесса всех английских университетов, количество студентов возросло. Т ьютору приходилось проводить занятия с многочисленной группой студентов, в связи с чем он не мог уделять должного внимания каждому. По этой причине студенты, желающие получить хорошее образование, в университете находили для себя «частного» тьютора, который занимался со студентом «один на один». Оплата труда такого наставника могла в два раза превышать оплату за обучение в университете. Сегодня частные занятия с тьютором (более известным как «репетитор») являются превалирующим методом для детей, желающих углубить или «подтянуть» свои знания по предмету.
Novice-tutor/ Тьютор-новичок. Специальные занятия проводятся профессиональным, опытным тьютором: это обучение на семинарах, написание письменных работ, занятия по ораторскому искусству, тренировка в диалогах. Наставники дают «советы тьюторам», раскрывают профессиональное содержание тьюторской деятельности. В McMaster University (Ontario, Canada) существуют целые программы для тьюторов-новичков. Для облегчения новичкам вхождения в мир культуры тьюторства проводятся встречи между ними и состоявшимися тьюторами.
Peer-tutor/Тьютор-ровесник. Это система обучения, где учащиеся (tutees) учат друг друга и учатся обучая. Ключевым словом в этом определении является слово peer, означающее человека того же или примерно того же статуса и возраста, что и обучаемый. Peer tutoring играет важную роль в образовании. С тьюторами-ровесниками могут складываться товарищеские отношения; в то же время студенты получают индивидуальное обучение, и старшие товарищи уделяют им больше времени и внимания.
Telephone /E-mail Tutor. В данном случае предполагается, что тьюторам необходимо быть доступными как по телефону, так и по электронной почте. В
случае возникновения вопросов они нацелены на то, чтобы передавать нужную информацию студентам по указанным средствам связи.
E-tutoring/«Электронное тьюторство». От классического тьюторства данный тип отличается сроками обучения, расстоянием между тьютором и студентом, использованием сети Интернет. Его можно определить как обучение, поддержка, управление и оценивание достижений студентов по программам обучения, которые включают в значительной степени использование современных онлайн-технологий.
Autotutoring / автоматическое тьюторство. Компьютерный тьютор помогает студентам учить термины по науке и технике, общаясь с ними в диалоговом режиме. Студенты вводят вопросы с помощью клавиатуры или голоса, в то время как автотьютор изображен в виде анимационного «помощника», который говорит, меняет выражение лица и даже жестикулирует.
Указанные формы тьюторской деятельности широко представлены в современной зарубежной и российской педагогической литературе, поскольку вопросы становления и развития индивидуальной образовательной траектории учащихся крайне актуальны, однако тьюторство не единственный способ ее становления.
Все чаще тьюторство ассоциируется с ситуативным методом в обучении (case study), хотя это не одно и то же. Учитель, как и тьютор, при ситуативном методе, предоставляя студентам информацию и направление работы, просит их изложить собственные размышления. Несмотря на самостоятельные размышления и защиту идей, обычно обучающиеся знают от учителя, правы они или нет. Использование в обучении тьюторского метода делает студентов более уверенными в себе и независимыми по сравнению с применением в обучении ситуативного метода. Причем тьюторский метод важен в профессиональном обучении профессиям в отраслях (медицине, праве, инженерии), где ценятся самостоятельность, независимость, умение решать проблемы.
Попытки определить роль и задачи тьютора обычно сводятся к выяснению, что он должен или не должен делать. К тому же не существует ни учебных заведений, ни специальной литературы для обучения профессии тьютора. Можно лишь следовать советам опытных тьюторов, опираясь на их опыт.
По мнению Г.С. Барроуз [4], тьютор не должен допускать пассивности студентов, предоставляя им факты или читая им лекции - студенты сами должны искать нужную информацию. Тьютор не должен определять, верна или неверна идея, представленная в эссе, устной презентации - студенты должны сами понять это под его руководством. Обязанности же тьютора менее понятны. В частности, он должен облегчать обучение студентов посредством поощрения одобрением, побуждать их к самостоятельности мышления, оказывать поддержку в решении личностных проблем.
Итак, функции тьюторов заметно расширились, что является следствием трансформаций в образовании, появлении новых подходов к обучению и собственно методов обучения. При сравнении содержания образования в средневековой Англии и современной Европе и России ясно, что принципиальная разница будет заключаться главным образом в том, что оно существенно расширилось, вышло за рамки конкретного университета как единственного очага
культуры, за пределы требований конкретного государства и даже конкретного исторического периода.
Представленный анализ позволяет сделать вывод, что классическая модель тьюторства действительно эволюционировала, поскольку содержательная линия тьюторской деятельности значительно расширилась по сравнению с исходным видом, однако сохранилась главная составляющая - нацеленность на развитие индивидуальности личности. Надлежит отметить, что на передний план в образовании выходят Интернет-технологии и дистанционное обучение, поэтому можно прогнозировать в будущем широкое распространение электронного и автоматического тьюторства.
Библиографический список
1. Зоткин А., Муха Н. Индивидуализированное обучение в Англии и России // Школьные технологии. 2008. № 2.
2. Муха Н.В. Тьюторство: история исследования вопроса: дайджест по материалам сборников Всероссийской тьюторской конференции, г. Томск // Тьюторство как новая профессия в образовании: сб. метод. мат-лов / Министерство образования РФ, Институт образовательной политики «Эврика», школа «Эврика - развитие». Томск, 2002.
3. Ключевые компетенции 2000: программа // Oxford Cambridge and RSA Examinations. Key Skills, 2000.
4. Barrows H.S. The Tutorial Process // Illinois: Southern Illinois University School of Medicine. 1988.
E.A. Makeeva
Communicative-Competence Approach to Teaching Future Journalists a Foreign Language
Communicative-competence approach to a foreign language academic course is considered the most appropriate and efficient in non-linguistic higher education institutions. The potential of the approach to form linguistically educated person acting in a certain professional community is revealed.
Key words and word-combinations: foreign language, competence, communicative competence, sociocultural competence.
Коммуникативно-компетентност-ный подход рассматривается как один из наиболее эффективных к обучению иностранному языку в неязыковом вузе. Показан его потенциал для формирования лингвистически образованной личности, действующей в определенном профессиональном сообществе.
Ключевые слова и словосочетания: иностранный язык, компетенция, коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция.
УДК 378.09 ББК 74
Е.А. Макеева
КОММУНИКАТИВНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ
I I роблема повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов заставляет ученых и педагогов обратиться к поиску ее оптимальных решений.
В настоящее время роль высшей школы в формировании профессионала состоит в том, чтобы подготовить личность, умеющую актуализировать свой потенциал, проявлять компетентность, видеть проблемы, связывать свои