Научная статья на тему 'Тьюторство в ретроспективе'

Тьюторство в ретроспективе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
680
229
Поделиться
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСТВО / ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСТВА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна

Представлен исторический анализ возникновения и развития тьюторства как традиционного элемента британской системы образования. Показаны основные принципы тьюторской деятельности, историческая и образовательная значимость тьюторства.There is suggested the historical analysis of the origins and development of tutoring as a traditional element of the British educational system. There are shown the main principles of tutorial work, historical and educational significance of tutoring.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Тьюторство в ретроспективе»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Е.А. ЧЕЛНОКОВА (Нижний Новгород)

тьюторство в РЕТРОСПЕКТИВЕ

Представлен исторический анализ возникновения и развития тьюторства как традиционного элемента британской системы образования. Показаны основные принципы тьюторской деятельности, историческая и образовательная значимость тью-торства.

Ключевые слова: тьютор, тьюторство, технология тьюторства.

Тьюторство, заимствованное из британского образования, предстает в российской образовательной ситуации на современном этапе как инновационный элемент. За ответом на вопрос, может ли быть тьюторство сегодня ресурсом развития университетского образования, Н.В. Рыбалкина предлагает обратиться к истории университетов и тьюторства: «Если мы будем иметь перед глазами пример более чем семивековой истории тьюторства, нам будет с чем сравнивать современную ситуацию, ее трудности и неясности с проблемами, которые стояли в прошлой ситуации» [1].

Тьюторство - это не столько технология, сколько культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения. Возникшая в XI в., она корнями уходит в глубокую древность, в государство в Спарте, где, согласно Ю.В. Андрееву, дети с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в специальных лагерях под присмотром суровых наставников, целью которых являлось воспитание воинов посредством строжайшего подчинения старшему и развития силы воли [2]. Г.А. Цукерман констатирует наличие фактов системы наставничества, правда, основанной на принципе сотрудничества обучаемых, в конфуцианской педагогике; в ланкастерской системе, процветающей в Европе и Америке в первой четверти XIX в. [3]. Принцип взаимообучения заключался в обучении более способных мальчиков навыкам передачи знания группам их сверстников. Для Я.А. Коменского очевидной была необходи-

мость одновременно учить людей чтению и письму и учиться и обучать тому, что усвоено. Именно он сформулировал принцип: «Все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное - усваивать, тому, что усвоил - обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя» [4, с. 282].

Рассматривая историю возникновения и развития тьюторства, стоит обратиться к этимологии слова тьютор. В русский язык оно пришло из английского: tutor означает «домашний учитель, репетитор, наставник, в обязанности которого входит обучение и сопровождение ученика» (школ.); «руководитель группы студентов» (англ.), «младший преподаватель вуза» (амер.), «опекун» (юрид.). В английском языке это слово появилось благодаря старофранцузскому tuteur (опекун), которое, в свою очередь, обязано латинскому tutor от tuerie (предохранять). Этимология этого слова (лат. tueor «заботиться, оберегать») связана с понятиями «защитник», «покровитель», «страж». От его варианта с приставкой in - in-tueor - произошло слово интуиция.

Тьюторство как оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы берет начало в средневековых европейских университетах XII -XIV вв. Согласно И.Д. Проскуровской, тью-торство как одна из институционализированных форм наставничества возникло в первых британских университетах - Оксфорде (XII в.) и кембридже (XIII в.), главной задачей которых была подготовка духовенства, являвшегося в Европе практически единственным грамотным сословием, имеющим отношение к процессу воспроизводства культуры.

С целью вычленить внутреннее, содержательное основание тьюторской деятельности И.Д. Проскуровская обращается к исследованию генетической связи тьюторства с христианским монашеским образом жизни: «В XI -XII веках монастыри создавали наиболее благоприятные условия для развития образования и культуры. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей перешло к городам, ясно проявилось

© Челнокова Е.А., 2012

в истории английского университетского образования. Известно, что коллегии во многом сформировались под влиянием нищенствующих монашеских орденов, включенных в университет» [2]. Английский университет положил начало тьюторству благодаря очевидным его отличиям от немецкой модели университета. В английском университете, в отличие от немецкой образовательной модели с ориентацией на учебную программу, студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В такой ситуации, несомненно, должен был появиться тьютор, посредник, который впоследствии занял центральную позицию в образовании.

Далее И.Д. Проскуровская, исследуя, по каким направлениям пошло преломление естественно возникшей в стенах английских университетов идеи тьюторства, приходит к тенденции обретения письменным текстом функции доказательства. как следствие, происходит изменение функции книги, ее десакрализация, сопровождающаяся рационализацией средств и методов интеллектуальной работы и образования. Однако в ситуации интеллектуализации последнего необходимо было сохранить целостность индивидуальной жизни, не разрывая веру и разум. На обеспечение этой целостности и была направлена тьютор-ская система.

Тьюторы в коллегиях противостояли новому фетишизму книги, характерному для университетских профессоров и магистров, отстаивая ее вспомогательную функцию. Если профессор на лекции был закрыт от студентов книгой (т.к. книги были больших размеров и помещались на пюпитрах) и читал ее, по ходу демонстрируя образец интерпретации текста, то тьютор собирал своих подопечных тесным кругом вокруг той же книги, и каждый из них сам интерпретировал текст, сравнивая с вариантами интерпретации остальных. Тьютор осуществлял идею практического обучения, развивая у студента навык истолкования текста, мышление и, как следствие, связное рассуждение. Таким образом, тьютор, практикующий технологию интерпретации текста, был посредником между культурным содержанием, представленным в тексте, и индивидуальным опытом студента.

Если в XVI в. тьютор, являясь центральной фигурой в университетском образовании, выполнял в основном воспитательные функции, то в XVII в. сфера его деятельности расширяется. Все большее значение стали приоб-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ретать образовательные функции. Тьютор помогал студенту ориентироваться в изначально разрозненном многообразии содержания образования, предлагаемом университетом. Тьютор определял и советовал студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор стал ближайшим советником и помощником студента.

А.А. Барбагира и Н.В. Федорова упоминают об официальном признании тьюторской системы частью английской университетской системы в XVI в. и постепенном вытеснении профессорской [5, с. 90]. Авторы называют следующие характеристики тьюторской деятельности: 1) выстраивание индивидуальной образовательной траектории, личностно ориентированный характер общения, регулярные занятия одного-двух студентов с преподавателем; 2) наличие трех преподавателей, выполняющих разные функции: руководитель, моральный наставник (moral tutor) и тьютор (tutor), осуществляющий обучение студента. В течение последующих веков в университетах Англии тьюторская система начала играть главную роль в обучении, а лекционная стала служить дополнением к ней.

Университетская жизнь отражала устройство гражданского общества (изначально слово universitas означало любую общественную организацию или любой организованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах), а тьютор общался со своим подопечным не только как со студентом и другом, но и как с гражданином этого общества. Основной чертой тьюторских занятий стала неформальность. Если изначально тьютор выполнял функции духовника, наставника, то сейчас его позиция меняется: наблюдается переход к партнерским отношениям между тьютором и учеником.

С целью анализа содержания и технологий тьюторской работы в XX в. особый интерес представляет аутентичный источник - исследования по проблемам тьюторства, авторами которых являются сами практикующие тьюторы Оксфорда. В. Мур, ученый и тьютор одного из колледжей Оксфорда (St John College), рассматривает тьюторство как бесспорное достояние британского образования и утверждает, что тьютор - это не учитель в обычном его понимании: передача знаний не является полем его деятельности, студент должен сам искать информацию. Учитель-тьютор выступа-

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ет здесь как конструктивный критик, помогающий разобраться в информации, верифицировать ее, исследовать возможные пути работы, отбросить один подход, отдав предпочтение другому. Свою работу В. Мур заканчивает словами: «когда все усилия были направлены на то, чтобы сделать образование эффективным <...> неоспоримо то, что нет замены индивидуальным тьюторским занятиям. Их функция - не обучать, а поставить перед студентом задачу излагать логично и обоснованно свои мысли и помогать ему, подвергая его творения критическому анализу и переработке. ... » [6, с. 1 - 16].

Другой тьютор А. Райн в своем исследовании «Свободное обучение» открывает интересный «метод вопросов» как технологию тьюторства: «Что может удивить идеального студента, так это то, что тьютор разговаривает лишь вопросами; это обучение вопросами, и неважно при этом, насколько глубокими и точными будут ответы студента. Цель этой встречи - сделать так, чтобы студент научил себя сам, понимая, как выбраться из паутины вопросов: “Если ты думаешь что, тогда что ты можешь сказать о ...?” Идеальный тьютор может устоять перед соблазном продиктовать студенту то, что ему нужно записать и выучить. Он уверен в том, что молодой, энергичный и умный студент будет учить себя сам тому, что ему нужно знать, - пока ему задают правильные вопросы» [7, с. 17 - 20].

Тьютор в современной британской университетской системе высшего образования выступает в качестве куратора, осуществляющего руководство занятиями (составление расписания занятий, проведение тьюториалов, экзаменов, консультаций, контроль за академической успеваемостью, академическое консультирование); преподавателя, который проводит практические (семинарские) занятия и осуществляет консультации по конкретной дисциплине, организацию и выполнение самостоятельной работы студентов, структурирование знаний в данной области, руководство семестровой и курсовой работой, организацию практики; психолога-аналитика, помогающего в решении проблем личного характера [8]; фа-силитатора (от англ. «облегчать, помогать»), способствующего максимальному самовыражению студента посредством психологической поддержки в ходе обучения [9]; преподавателя в дистанционном обучении [10]. Такое содержание тьюторской деятельности предполагает следующие средства ее реализации: групповое и индивидуальное консультирование, беседы, тьюториалы (еженедельные заня-

тия), диспуты, электронную переписку, семинары.

Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность тьютора - создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний. Стержневое понятие такой педагогики - уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.

Факты исторического становления и развития системы тьюторства в древней спартанской, конфуцианской и британской педагогике свидетельствуют о ее глубоком опыте, нашедшем продолжение в современной британской модели высшего образования, где, сохранив свои характерные черты, оно и по сей день продолжает процветать, что подчеркивает его не только историческую, но и образовательную значимость.

На протяжении веков тьюторство не только не стало анахронизмом в современном британском образовании, но, наоборот, заняло в нем по праву ведущую позицию. На основе сравнения исторической и современной моделей тьюторских систем Британии можно сделать вывод о том, что тьюторство, пройдя долгий путь развития, сохранило основные черты наставничества и сделало систему британской высшей школы классической.

Сегодня тьюторство активно внедряется в образовательные системы многих стран, в том числе и России, где его развитие идет в различных направлениях: от сопровождения индивидуальной образовательной программы до обучения в рамках дистанционного курса.

Литература

1. Рыбалкина Н.В. К истории тьюторства. URL : http: //www.thetutor.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Проскуровская И.Д. К вопросу о реконструкции исторических оснований тьюторства. URL : http://www.thetutor.ru.

3. Цукерман Г.А. Кто учит, учится. URL : http: // www.experiment.Iv/rus/biblio/vestnik_3/v_zukerman_ ktou4it.htm.

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1995.

5. Барбагира А.А., Федорова Н.В. Британские университеты. М. : Высш. шк., 1979.

6. Palfreyman D. The Oxford Tutorial: Sacred Cow or Pedagogical Gem? // The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». OxCHEPS, 2001.

7. Ruan A. A Liberal Education: and that includes the Sciences! // The Oxford Tutorial: “Thanks, you taught me how to think”. OxCHEPS, 2001.

8. Cole L.P. Tutor handbook and Survival Guide. URL : http: //www.hcc.cc.il.us/asc/TutorHand book6_06.pdf.

9. Woods D. The facilitator/tutor role. URL : http: // www.latrobe.edu.au/teachJng/teaching-resources/pbl/ facilitator.html.

10. Potier B. Online Tutoring. URL : http: //www. hno.harvard.edu/gazette/2002/02.07/18-tutoring.html.

Tutoring in the retrospective view

There is suggested the historical analysis of the origins and development of tutoring as a traditional element of the British educational system. There are shown the main principles of tutorial work, historical and educational significance of tutoring.

Key words: tutor, tutoring, technology of tutoring.

т.М. Иванова

(Волгоград)

развитие ценностей материнского воспитания в России: историкопедагогический анализ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Описаны генезис идей ценностей материнского воспитания в обществе и отечественном образовании, позиции его сторонников и противников, тенденции развития исследуемых ценностей в женском образовании России и их влияние на современное материнство.

Ключевые слова: материнство, девиантное материнство, ценности материнского воспитания, тенденции его развития.

В настоящее время особое беспокойство вызывает деформация в обществе отношения к семье и материнству как ценности, распространение девиантного материнства, характеризующегося обострением проблемы отказни-чества и сопровождающегося социальным сиротством. Благополучие России и перспективы ее процветания подрываются низкой рождаемостью, высокой смертностью, ухудшающимся репродуктивным здоровьем молодежи.

На решение обозначенных проблем направлена президентская программа «Сбережение народа» и ряд целевых региональных программ. Медицинская и материальная помощь, заложенная в их основу, нацелена на поддержание более благоприятных условий для рождения детей и выполнения родительских функций. Однако все это может оказаться невостребованным, если будут отсутствовать личностные смыслы продолжения рода, не будет развито бережное отношение к собственным репродуктивным возможностям, не будут сформированы у молодежи ценности материнского воспитания.

Психологические и педагогические исследования мотивов, предпочтений, оценки молодежи собственной репродукции выявляют корреляции между реализацией способности давать жизнь себе подобным и отношением к своему репродуктивному здоровью, представлениями о ценностях материнства и ценностном отношении к материнству [1, с. 6 - 7]. Это дало нам основание для исследования потенциала ценностей материнского воспитания на основе историкопедагогического анализа, выявления тенденций развития его идей и их реализации в отечественном образовании, в связи с недостаточной теоретической разработанностью проблемы, несмотря на осуществленные ранее исследователями М.А. Беляевой, Г.В. Гнайковой, А.А. Красновским, В.И. Чумаковым и др. поиски.

Материнство является одной из наиболее значимых, фундаментальных человеческих ценностей, поэтому роль матери и материнского воспитания рассматривалась и оценивалась на протяжении многих веков. В Спарте и Афинах дети воспитывались до 7 лет в семье, где главную роль в воспитании играла мать, которой помогала кормилица. Большое внимание уделялось физическому и умственному развитию детей. Им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения, а девочки продолжали воспитываться дома под руководством матери.

Взгляд античных философов на роль матери в воспитании детей, однако, не был однозначным. По мнению Демокрита, воспитание ребенка должно было осуществлять-

12G

© Иванова Т.М., 2012