Научная статья на тему 'Основы дифференцированного физкультурного образования студентов - будущих педагогов'

Основы дифференцированного физкультурного образования студентов - будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИОРИТЕТ ЛИЧНОСТИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина Т.И.

В статье раскрываются основы дифференцированного физкультурного образования (ДФО), которые направлены на формирование физического совершенства студента посредствам развития его индивидуальных физкультурно-спортивных потребностей и способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы дифференцированного физкультурного образования студентов - будущих педагогов»

УДК: 37.037.1

Гришина Т.И.

старший преподаватель Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

В статье раскрываются основы дифференцированного физкультурного образования (ДФО), которые направлены на формирование физического совершенства студента посредствам развития его индивидуальных физкультурно-спортивных потребностей и способностей.

Ключевые слова: гуманизация физкультурного образования, приоритет личности, дифференцированное содержание образования, структура учебного материала, технология.

Общее физкультурное образование студентов является обязательным компонентом образования и отражает главные функции физической культуры. В вузах физическая культура представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов, средство создания гармонично развитой личности [7, с.32].

Дифференцированное физкультурное образование есть целенаправленное формирование человека с целью достижения им физкультурного совершенства посредством развития его индивидуальных способностей и потребностей. Цель нашей работы — повышение эффективности дифференциации процесса освоения студентами ценностей физической культуры на основе разработки дифференциации содержания и технологии физкультурного образования с учетом физкультурно-спортивных интересов и способностей студентов [1].

Концептуальные положения дифференцированного физкультурного образования:

- гуманистическая ориентация педагогического процесса на основе предоставления студентам права выбора содержания физкультурно-спортивной деятельности и дифференцированного определения меры индивидуальных физических нагрузок в зависимости от уровня их физических кондиций и мотиваций деятельности;

- оптимальное использование возможностей вариативного компонента содержания физкультурного образования при выполнении требований государственного образовательного стандарта;

- усиление образовательной направленности занятий по предмету «Физическая культура» с целью подготовки специалиста здоровье сберегающей деятельности;

- регламентация и совершенствование форм самостоятельной работы студентов;

- гибкая комплексная система оценки успешности обучения;

- гуманизация и демократизация педагогических отношений.

Разработка содержания и технологии дифференциации физкультурного образования студентов на основе учета их физкультурно-спортивных интересов и уровня готовности к обучению будут способствовать повышению его эффективности по сравнению с традиционным преподаванием данного предмета [2].

Для реализации изложенных концептуальных положений на основе Федеральной программы для системы среднего профессионального образования (СПО) и высшего образования (ВО) разработана программа дифференцированного физкультурного образования студентов.

Содержание программы Дифференцированного физкультурного образования (ДФО) состоит из двух взаимосвязанных компонентов базового и вариативного. По мере обучения базовый компонент образования уменьшается, а вариативного возрастает. Учебный материал

базового компонента соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму и уровню подготовки специалиста. Базовый компонент включает модули:

- физическая культура общекультурной подготовки специалиста;

- социально-биологические и гигиенические основы физической культуры и здорового стиля жизни;

- физическая культура в общефизической подготовке студента.

Учебный материал вариативного компонента учитывает физкультурно-спортивные интересы и способности, обеспечивая взаимообусловленность мотивационных и инструментальных составляющих физкультурно-спортивной деятельности, стимулирование раскрытие способностей, творческих возможностей каждой личности, и включая следующие модули:

- основы физкультурного самообразования, самосовершенствования;

- особенности занятий избранным видом спорта;

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Содержание каждого модуля и соответствующих ему модульных единиц реализуется через традиционные разделы: теоретический, практический, состоящий из двух подразделов: медико-практического и учебно-тренировочного, контрольного.

Занимаясь физическими упражнениями, студенты познают закономерности развития физических качеств, двигательных умений и навыков, приобретает знания о структуре и функциях организма и его систем, что расширяет их образовательный уровень.

Физическое воспитание является очень сложным и многофункциональным психофизиологическим процессом, особенно в условиях, когда люди уделяют недостаточное внимание физической культуре [6]. Выделение приоритета физкультурно-спортивных интересов и способностей студентов позволяет в процессе физкультурного образования сориентировать их на осознанное, значимое освоение общечеловеческих ценностей физической культуры. Согласно учету закономерностей познавательно-практической деятельности, программой предусматривается большая по объему медико-практическая подготовка студентов, являющаяся основой физической культуры личности и позволяющая самостоятельно использовать средства, методы и формы в целях самообразования, самосовершенствования. Критерием человека, способного к саморегуляции, к самоактуализации, является способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой, самоприятие, признание и окружающей среды, активность, поиск новых способов отношений с другими, эмоциональная и интеллектуальная независимость [4, 5].

Содержание учебно-тренировочного раздела определяется исходя из ресурсных возможностей образовательного учреждения и интересов студентов. Содержание учебно-тренировочных занятий студентов, которые не могут выполнять нагрузку основной медицинской группы, дифференцируются согласно диагнозу их заболевания.

Технология дифференцированного физкультурного образования студентов — это способ реализации содержания образования посредством системы средств, методов, форм обеспечивающей эффективность достижения его цели.

Дифференцированное физкультурное образование предлагает три ступени:

1. Внешняя профильная (поточная: факультет, курс) дифференциация по физкультурно-спортивным интересам студента позволяет выделить группы специализации по видам спорта.

2. Внутренняя профильная (группа) дифференциация по четырем индивидуальным направлениям самосовершенствования.

3. Внутренняя уровневая (группа) дифференциация, позволяющая выделить три основных группы студентов согласно уровню физических кондиций и уровню мотивации

деятельности (готовности к обучению). Переход студентов из одной группы в другую на 1 ступени дифференциации возможен по окончанию учебного года, на 2-3 в течение семестра.

Дифференциация обучения — это раздел учебных планов и программа личностно-ориентированное обучение — это организация учебного, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитываются индивидуальные способности, уровень физической подготовленности. Исходя из собственного опыта, мы используем разнообразные формы занятий физическими упражнениями. И, давая на занятиях единые задания, мы дифференцируем их, по степени самостоятельности, по объему учебного материала.

Дифференциация работы по степени самостоятельности. При этом способе мы не предлагаем разные задания для разных групп обучающихся. Все выполняют одно и то же задание, но одни это делают под руководством преподавателя или подготовленного студента, а другие самостоятельно.

Дифференциация задания по объему учебного материала: студенты, которые имеют хорошую физическую подготовленность, выполняют основные задания и дополнительные. Увеличиваются темп выполнения упражнений, расстояние, и наоборот, кто имеет слабую физическую подготовленность, увеличиваются сроки усвоения учебного материала. Дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных заданий предлагаются творческие или более трудные задания, а также с формированием профессиональных навыков. Организация внеурочных мероприятий таких как «Веселые старты», «Страна Спортландия», «Зов джунглей» и других, формируют навыки организации судейства в подвижных играх, подведение итогов при организации соревнований, профессиональных навыков способствуют формированию интереса к этой профессии. Спортивно-массовые мероприятия с применением творческих, профориентационных игровых технологий, несут в себе огромный воспитательный потенциал и позволяют использовать системный подход для достижения основных целей и задач физического воспитания, будущих педагогов в их профессиональном самоопределении [8].

С целью изучения зарубежного опыта в данном направлении мы проанализировали ряд источников по данной проблеме и выявили следующее.

Содержательная часть технологии дифференциации обучения в зарубежных странах выглядит следующим образом. В Австралии одной из задач физического воспитания является подготовка к успешному проведению свободного времени с использованием средств в физической культуре. Учебные планы по физическому воспитанию в общих чертах раскрываю содержание для каждой ступени обучения. Они подразделяются на индивидуальный и коллективный разделы. Для методики физического воспитания, принятой в австрийских школах, характерен принцип «естественных упражнений, основанных на естественной гимнастике».

Главная задача образования в США является подготовка к жизни, к достижению в ней успеха. В целом, содержание обучения как в государственных, так и в частных учреждениях США, составляют физические упражнения направленные, главным образом, на повышение уровня физической подготовленности, а также индивидуальные занятия избранным видом спорта.

Итак, анализ научно-методической литературы показал, что основы дифференциации физкультурного образования студентов требуют дальнейшего изучения.

Установлено, что в учреждениях среднего профессионального образования имеются условия для комплексной дифференциации физкультурного образования. Прослеживается положительная мотивация к овладению знаниями и навыками, согласно требованиям. Наличие учебно-методической базы требует дальнейшего совершенствования.

Литература

1. Лотоненко А. В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: Автореф. докт. дис. Краснодар, 1998. — 40 с.

2. Лубышева Л. И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры личности студентов: Автореф. док. дис. М.,1994.- 58 с.

3. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011.-172 с. («педагогический колледж -педагогический вуз»): Монография. -М. 2003, 174 с.

4. Ситак Л. А. Влияние экологического воспитания на формирование эколого-профессиональной готовности будущих педагогов // Профессиональная ориентация.- №2 -2015, с 16-20. — [Электронный ресурс].

5. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 242-248 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SitakLA1.pdf в процессе. .

6. Ярлыкова О. В. Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов. // Профессиональная ориентация, № 1, 2015, с. 75-79

7. Ярлыкова О. В. Формирование физической культуры в образовательном процессе.// Профессиональная ориентация, №2, 2015, с. 32-35. [Электронный ресурс].

8. Ярлыкова О. В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза. // Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» — г. Варна, Болгария, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.