Научная статья на тему 'Реализация педагогических условий как фактор повышения эффективности физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы'

Реализация педагогических условий как фактор повышения эффективности физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGIC CONDITIONS / PHYSICAL CULTURE OF PERSONALITY / SPORTS CULTURE OF PERSONALITY / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EDUCATION / CORRECTIONAL STAFF / PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Евгения Георгиевна

В статье актуализируется проблема физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, отмечается важность указанного направления деятельности с целью повышения физической и спортивной культуры личности. Рассмотрены различные подходы при определении термина «педагогические условия». Цель статьи заключается в выявлении и обосновании педагогических условий, направленных на формирование и развитие физической и спортивной культуры личности сотрудника, реализация которых позволит повысить эффективность физкультурно-спортивного воспитания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of pedagogic conditions as the factor of increase of efficiency of physical culture and sports education of employees of correctional institutions of the penal system

The article actualises the problem of physical culture and sports education of penitentiary staff of the penitentiary system, notes the importance of this area of activity in order to improve the physical and athletic culture of the individual. Different approaches are considered when defining the term “pedagogic conditions”. The purpose of the article is to identify and substantiate the pedagogic conditions aimed at the formation and development of the physical and sports culture of the employee’s personality, the implementation of which will increase the effectiveness of physical culture and sports education in penitentiary institutions of the penal system.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогических условий как фактор повышения эффективности физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 355.1:796

Николаева Евгения Георгиевна

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, г. Рязань

zheka_20.89@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ

ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье актуализируется проблема физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, отмечается важность указанного направления деятельности с целью повышения физической и спортивной культуры личности. Рассмотрены различные подходы при определении термина «педагогические условия». Цель статьи заключается в выявлении и обосновании педагогических условий, направленных на формирование и развитие физической и спортивной культуры личности сотрудника, реализация которых позволит повысить эффективность физкультурно-спортивного воспитания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: педагогические условия, физическая культура личности, спортивная культура личности, физ-культурно-спортивное воспитание, сотрудники исправительных учреждений, уголовно-исполнительная система.

Формирование и развитие физической и спортивной культуры личности сотрудника исправительного учреждения - это сложный и многообразный процесс, требующий комплексного подхода при организации профессиональной подготовки. Для формирования здорового коллектива учреждения с высоким уровнем физической и спортивной культуры, способного преодолевать трудности и качественно выполнять свои служебные обязанности, физкультурно-спор-тивная деятельность в учреждении требует создания педагогических условий, которые должны ре-ализовываться в ходе служебно-боевой подготовки.

Для того, чтобы выявить педагогические условия, необходимые для формирования и развития физической и спортивной культуры личности сотрудника, следует разобраться в определении данного понятия.

В Философском энциклопедическом словаре понятие «условие» трактуется как категория, отражающая необходимость, без которой не возможно объективное существование определенного явления.

В психолого-педагогической литературе подходы в определении и понимании термина «педагогические условия» различны. В.И. Андреев объясняет педагогические условия как обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов и организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей.

А.А. Володин и Н.Г. Бондаренко под условием понимают «существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены (объекты, явления или процессы), и влияющий на формиро-

вание среды, в которой протекает феномен» [Володина, Бондаренко, 2014, с. 144].

В педагогических исследованиях понятие «условие» рассматривается как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, на формирование личности и на его поведение и воспитание [Ипполитова, 2012].

В.И. Жернов под педагогическими условиями понимает зависимости, с необходимой и достаточной полнотой обеспечивающие отбор специфического содержания форм и методов обучения и воспитания для решения конкретной педагогической задачи [Жернов, 1999].

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [Борытко, 2001, с. 127].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогические условия - это один из основных компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, характеризующийся изменением и развитием с течением времени, формирующийся педагогом для достижения необходимого результата.

На основе анализа теоретико-методологических подходов при изучении нашей проблемы и опираясь на принятые в педагогических исследованиях понятия «педагогические условия», учитывая структуру физической и спортивной культуры личности сотрудников исправительных учрежде-

© Николаева Е.Г., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

189

ний и специфику деятельности уголовно-исполнительной системы нами сформулированы педагогические условия, создание и реализация которых позволит повысить эффективность физкультурно-спортивного воспитания, формирование и развитие физической и спортивной культуры личности.

Совершенствование педагогических знаний и практических навыков инструкторского состава, отвечающего за организацию служебно-боевой подготовки.

Анализ анкет сотрудников исправительных учреждений показал, что на интерес к занятиям физической культурой и спортом может повлиять качество проведения занятий по физической подготовке (32%), а также личные качества инструктора (17%). Результативность и успех проведения занятий зависит от профессиональной подготовленности инструкторского состава. Однако исследование служебной деятельности выявило, что у инструкторского состава, отвечающего за физ-культурно-спортивное воспитание, в том числе и за организацию физической подготовки с личным составом, отсутствует специальное педагогическое образование, следовательно, инструктор не имеет возможности грамотно выстроить и реализовать педагогический процесс занятий по физической подготовке с сотрудниками. Еще одним фактором, отрицательно сказывающимся на качестве проведения занятий, является высокий уровень текучести кадров (Прим. В УФСИН России по Чувашской Республике продолжительность службы инструктора по боевой и служебной подготовке в среднем не превышает три года). Отсутствует систематизированная и апробированная программа подготовки инструкторов. Учебно-методические сборы, проводимые в территориальных органах, не вооружают инструкторский состав необходимым количеством знаний об организации физкуль-турно-спортивного воспитания. Имеющаяся нормативно-правовая и методическая литература не раскрывает особенностей построения занятий по физической подготовке. Поэтому, на наш взгляд, существует необходимость разработки программы, которая позволила бы повысить профессиональную компетентность инструкторского состава. Непрерывное развитие и повышение уровня преподавательской деятельности лиц, отвечающих за служебно-боевую подготовку, обеспечит более качественную работу с сотрудниками в целях достижения заданных целей.

Образовательная направленность физкуль-турно-спортивного воспитания (включение в содержание программы физкультурно-спортивного воспитания базовых знаний о физической культуре и спорте).

Указанное педагогическое условие реализуется в контексте аксиологического подхода. Занятия по физической подготовке с сотрудниками исправи-

тельных учреждений должны быть направлены не только на формирование у них двигательных умений и навыков. Они должны формировать у них систему знаний о физической культуре и спорте; об особенностях строения организма человека, его метаболических процессах; о влиянии физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему и поддержание средствами физической культуры высокой работоспособности; о методиках воспитания физических качеств средствами физической культуры и спортивной тренировки. В рамках информационных часов, общественно-политического и государственно-правового информирования сотрудники должны изучать физическую культуру и спорт как часть общей культуры и осознавать ее ценность не только в контексте выполнения практических упражнений, но и как часть мировой общечеловеческой культуры. Теоретические аспекты должны изучаться сотрудниками на лекционных занятиях, самостоятельно, а также на практических занятиях по физической подготовке. Практические и методические знания об основах выполнения физических упражнений, двигательные умения и навыки выполнения упражнений усваиваются и отрабатываются на практических занятиях по физической подготовке, а также самостоятельно в свободное от службы время (самостоятельные занятия физической культурой, занятия и тренировки в спортивных секциях).

Личностно-ориентированный подход при организации физической подготовки. Индивидуализация и дифференциация содержания программы физкультурно-спортивного воспитания в соответствии с индивидуальным своеобразием и учетом физкультурно-спортивных интересов и двигательных способностей каждого сотрудника, учета возрастных и гендерных особенностей сотрудников.

Согласно Наставлению по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы выделяют следующие направления подготовки: прикладная гимнастика, легкая атлетика, ускоренное передвижение (марш бросок), боевые приемы борьбы, лыжная подготовка, плавание.

Наиболее популярными среди сотрудников исправительных учреждений были выделены 4 группы видов спорта:

1. Спортивные игры - футбол, волейбол. Влияют на формирование скоростных качеств, скоростной выносливости, вырабатывают быстроту реакций, формируют чувство командного духа и спортивного соперничества.

2. Единоборства - самбо, дзюдо, рукопашный бой, бокс, в рамках занятий по физической подготовке - боевые приемы борьбы. Данной группе характерен следующий набор качеств - статистическая сила, ловкость, силовая выносливость.

3. Анаэробные виды спорта. Сюда входят легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, скандинавская

190

Вестник КГУ ^ 2017

Реализация педагогических условий как фактор повышения эффективности..

ходьба. Эти виды спорта развивают такие качества как общая выносливость, способность длительное время выполнять однообразные монотонные действия. Способствуют улучшению работы сердечнососудистой и легочной систем организма.

4. Гимнастика. Этому виду спорта присущи следующие физические качества - хорошая растяжка, гибкость и пластичность.

Каждый сотрудник исправительного учреждения - сформировавшаяся личность, которая имеет свои предпочтения в спорте в соответствии со своими интересами и способностями. При организации занятий по физической подготовке важен индивидуальный подход к сотрудникам с учетом уровня сформированности у них физической и спортивной культуры. Следует учитывать индивидуальные предпочтения и уровень физической подготовленности сотрудника.

На этапе диагностики инструктор должен определить степень сформированности физической и спортивной культуры и уровень развития физических качеств сотрудника. Это впоследствии поможет ему определить - развитию каких качеств следует уделить больше внимания и построить индивидуальную программу подготовки сотрудника с учетом его способностей. Дифференциация программы физкультурно-спортивного воспитания и распределение физической нагрузки проявляется в учете гендерных и возрастных различиях сотрудников. При распределении нагрузки необходимо учитывать возрастные особенности организма человека, а также разделение физической нагрузки между лицами мужского и женского пола.

Результатом выполнения этого педагогического условия будет являться формирование индивидуальной образовательной траектории, которая будет способствовать вовлечению сотрудников в самостоятельные занятия физическими упражнениями, в том числе и в спортивных секциях, тренировочной деятельности с последующим участием в соревнованиях любительского и профессионального уровня.

Комплектование учебных групп с учетом направления деятельности и особенностей группы.

Деятельность исправительного учреждения осуществляется по пяти направлениям:

- оперативная работа, организация режима и надзора в учреждении;

- воспитательная работа с сотрудниками учреждения и осужденными, содержащимися в исправительном учреждении;

- работа производственных служб;

- деятельность по охране территории учреждения, а также прилегающей к ней режимной территории;

- работа тыловых служб.

Каждое из перечисленных направлений деятельности имеет свои особенности, поэтому при

организации занятий по физической подготовке следует их учитывать.

Так, например, при подготовке сотрудников, работающих в тесном контакте с осужденными (оперативные, производственные, воспитательные службы), следует делать акцент на боевых видах спорта, так как эти категории сотрудников наиболее подвержены нападениям со стороны осужденных. Деятельность сотрудников отдела охраны и режимных служб связана с большой физической активностью: выдвижение резервных групп при срабатывании средств охранной сигнализации, двенадцати часовой или суточный режим рабочего времени, отработка действий при чрезвычайных ситуациях в составе сводных отрядов, умение пресечь противоправные действия осужденных. Всё это требует от сотрудников высокого уровня физической подготовленности - выносливость, сила, скорость, знание приемов самозащиты и задержания осужденных. Сотрудники тыловых, кадровых и ряда других служб, большую часть времени проводят в служебных кабинетах, их деятельность связана с умственной нагрузкой и сидячим образом службы, следовательно в их подготовку должны входить упражнения на общую физическую подготовку.

Включение в содержание физкультурно-спор-тивного воспитания соревновательной ситуации как фактора, способствующего формированию мотивации и положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом.

Каждый человек в своей деятельности стремиться к достижению успеха. Сначала это выражается в способе самоутверждения в обществе, а потом перерождается в потребность. Одним из способов удовлетворения потребности в достижении успеха выступает спортивная деятельность. В этом заключается эмоциональная привлекательность занятий спортом. Действенным мотивом к занятиям физическими упражнениями у сотрудников могут выступать различные спортивно-массовые мероприятия в процессе которых сотрудник переживает радость успеха, а поражение стимулирует его к систематическим занятиям.

Программа физкультурно-спортивных мероприятий, разработанная Федеральной службой исполнения наказаний предусматривает регулярное проведение соревнований по видам спорта, включенным в программу физической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки и соревнования по боевым искусствам. На наш взгляд, проведение соревнований должно согласовываться с последовательностью изучения сотрудниками отдельных разделов и тем учебной программы: после изучения одного из разделов проводить соревнования между отделами и службами в учреждении. Соревнования должны высту-

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

191

пать способом оценки сотрудниками достигнутых ими результатов. В этом случае деятельность сотрудников рассматривается как подготовка к предстоящим соревнованиям.

Единство и взаимосвязь усвоения базового и вариативного компонентов содержания программы физкультурно-спортивного воспитания.

Разработанная нами программа физкультурно-спортивного воспитания сочетает в себе базовый и вариативные компоненты. Базовый компонент направлен на формирование основ физической и спортивной культуры личности и включает в себя следующий материал: особенности воздействия физических упражнений на функциональное состояние организма; знания о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни; знания о развитии и совершенствовании психофизических способностей и качеств личности; арсенал практических умений и навыков, необходимых для исполнения служебных обязанностей, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. Вариативный компонент основывается на базовом и дополняет его в части теоретических знаний и практических навыков по видам спорта, избранными сотрудниками. Этот компонент направлен на подготовку сотрудников к соревнованиям.

Вышеуказанное педагогическое условие заключается в том, что успех усвоения вариативного компонента напрямую зависит от степени усвоения материала базового компонента, а частичные знания материала вариативного способствуют более быстрому усвоению базового.

Диагностика уровня сформированности физической и спортивной культуры личности на каждом этапе реализации программы физкультурно-спортивного воспитания.

Диагностика уровня физической и спортивной культуры личности сотрудника обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени освоенности теоретических и методических знаний, а также практических умений и навыков, состоянии и уровне динамики физического развития каждого сотрудника.

На начальном этапе диагностика необходима для определения исходного уровня сформирован-ности физической и спортивной культуры личности. Исходя из полученных результатов, перед сотрудником ставятся цели и задачи, строится индивидуальная программа подготовки. На последующих этапах диагностика необходима для контроля реализации программы воспитания и коррекции её в соответствии с поставленными целями и задачами. Диагностика на последнем этапе необходима для того, чтобы понять достигнута ли первоначаль-

ная цель, анализируется эффективность программы физкультурно-спортивного воспитания, выявляются положительные моменты и недостатки при подготовке, определяется насколько продвинулся сотрудник в развитии физической и спортивной культуры личности.

Таким образом, на наш взгляд, соблюдение вышеперечисленных педагогических условий позволит повысить эффективность работы по физ-культурно-спортивному воспитанию сотрудников исправительных учреждений.

Библиографический список

1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: Перемена, 2001. -181 с.

2. Бурцев В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: дис. ...канд. пед. наук. -Чебоксары, 2008. - 209 с.

3. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. -№ 2. - С. 143-152.

4. Донсков Д.А. Педагогические условия развития потребности в физическом совершенствовании у курсантов вузов ФСИН России // Человек: преступление и наказание. - 2010. - № 4. - С. 109-113.

5. Жернов В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента: теория и практика ее формирования: дис. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 305 с.

6. Зейнетдинов А.С. Педагогические условия совершенствования физического воспитания школьников на основе углубленного изучения футбола: дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2008. - 209 с.

7. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and professional education. - 2012. -№ 1. - С. 8-14.

8. Рукавишников Д.А. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД РФ: дисс. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2006. - 193 с.

9. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// gufo.me/content_fil/uslovie-6976.html (дата обращения: 11.04.2016).

10. Хушбахтов А.Х.Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. - 2015. -№ 23. - С. 1020-1022.

192

Вестник КГУ _J 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.