Г.Ф. Гребенщиков
О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА КАК ФАКТОРЕ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Актуальность физического воспитания студентов педвуза определяется новыми требованиями к повышению качества обучения будущих учителей (учителей - предметников, классных руководителей, организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работой) в совершенстве владеющих своей профессией и элементами организации физической культуры и спорта. В контексте Указа Президента РФ от 18 сентября 2008 года № 1383 «О проведении в Российской Федерации Года молодежи» 2009 год студентами Таганрогского государственного педагогического института проводится под девизом «Отличная учеба - здоровый образ жизни». Учебно-воспитательные мероприятия ТГПИ направлены на развитие научного, гносеолого-профессионального и креативного потенциала студенческой молодежи, воспитания духовной нравственности, патриотизма, гражданской ответственности. Следует отметить, что формирование умений и навыков организации физкультурно-спортивной деятельности затрудняется в связи с наличием определенных факторов: ухудшением здоровья студентов педагогического вуза, более сложными образовательными задачами, стоящими перед учителями в современной школе, повышенными требованиями, связанными с трудностями обучения и воспитания учащихся школ и приобщением их к здоровому образу жизни. Ухудшение здоровья, слабая физическая подготовленность учащихся предопределяют новые требования к профессиональной подготовке будущих учителей в педагогическом вузе, которое выражается в необходимости повышения грамотности будущих учителей общеобразовательных школ в области физического воспитания. Выявление наиболее рациональных технологий и способов физкультурно-спортивной деятельности в педагогическом вузе, способствует укреплению здоровья студентов, профессиональному становлению будущего учителя и повышению знаний в области физической культуры и спорта, что является одной из насущных проблем педагогической науки. Одним из главных факторов в формировании умений и навыков организации физ-культурно-спортивной деятельности является: привитие норм здорового образа жизни студентам педагогического вуза, как важного компонента в профессиональном становлении будущего учителя; изучение форм организации и методов проведения физкультурно-спортивной деятельности среди учащихся школы; активное участие студентов в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятиях, а также посещение спортивных секций, соревнований. Профессиональная ориентация студентов педагогического вуза, на активное овладение физкультурно-спортивным мастерством, их здоровый образ жизни, на наш взгляд, является важным критерием качественной подготовки учительских кадров для учебно-воспитательных заведений и учреждений дополнительного образования. При этом «Образование и культура исторически выступали консолидирующей силой, способствующей решению общественно-политических и социально-экономических проблем» [1, 47]. Приоритетным направлением максимального развития у студентов умений и навыков физкультурно-оздоровительной работы и спортивного мастерства, осуществляемое в интеграции всех видов физкультурно-спортивной деятельности, является создание необходимых педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное, систематическое и результативное руководство физкультурно-спортивной подготовкой с опорой на реализацию индивидуальных физических и творческих способностей личности. Важную роль выполняет культурно-образовательная среда, в которой «Интегративная муниципальная образовательная система формирует свою инфраструктуру в социальной сфере и обеспечивает реализацию социально-педагогических условий обучения, воспитания и развития, самоопределения, самореализации и социализации личности» [4, 39]. Именно эта составляющая физкультурно-спортивной деятельности, в конечном счете, является важным показателем качества профессиональной подготовки учителя. Проблема повышения качества физического воспитания в подготовке будущего учителя-предметника особо актуальна ввиду недостаточной разработанности теоретико-методических основ формирования физкультурно-спортивной деятельности и ее практической реализации в учебном заведении. Решение проблемы кадрового обеспечения в системе педагогического образования
осуществляется в рамках модернизации системы российского образования, в которой высококачественная подготовка специалистов является ключевой задачей совершенствования организации учебного процесса, содержания, форм, методов и средств обучения, ее гарантом и условием успеха. На протяжении многих лет в ТГПИ успешно реализуется комплексная программа «Здоровье», в которой «многообразная деятельность подразделений института и общественных организаций нацелена на пропаганду здорового образа жизни, профилактику алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции» [2, 8]. Повышение эффективности физкультурно-спортивной деятельности, совершенствование практической ориентированности ее содержания в профессиональной подготовке учителя предопределяют вектор решения данной проблемы в следующих направлениях: 1) разработка теоретико-педагогических аспектов совершенствования физкультурно-спортивной деятельности в процессе обучения студентов, будущих учителей; 2) осуществление физкультурно-спортивной деятельности как инновационной практической технологии обучения и воспитания студентов; 3) организация процесса физического воспитания студентов с учетом личностно ориентированного и деятельностного подходов в интеграции с разнообразием видов физкультурно-спортивной деятельности [1; 2; 3; 4]. Выделим основные виды умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности, которые формируются у студентов с первого по пятый курс в процессе занятий физической культурой и спортом в педагогическом вузе. Физкультурно-спортивные умения и навыки, которыми следует овладеть будущим учителям, подразделяются на следующие основные виды: академические, дидактические, медико-биологические, организаторские, санитарно-гигиенические, перцептивные, экспрессивные, суггестивные, коммуникативные, конструктивные и навыки в области экономики и менеджмента физической культуры и спорта. Академические и дидактические умения и навыки представляют собой способность учителя рационально управлять познавательной деятельностью учащихся, сочетающей совокупность общеобразовательных знаний и основ физкультурно-спортивной деятельности, умение увлечь школьников заняться своим физическим развитием и совершенствованием физических качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости. Медико-биологические умения и навыки содержат знания в области медицины, физиологии и анатомии человека. Организаторские навыки обеспечивают организацию и управление физкультурно-оздоровительной работой с учащимися в учебное время (физическая зарядка, выполнение простых физических упражнений, снимающих усталость у учеников и др.), во внеурочное время - организация экскурсий, однодневные туристические походы и др. Санитарно-гигиенические навыки включают знания в области санитарии, личной гигиены школьника и рационального питания. Перцептивные навыки - это способность учителя понимать ученика как личность, понимать его психологию, потребности и возможности. Экспрессивные навыки - способность учителя четко выражать мысли с помощью речи, мимики и практического показа. Суггестивные навыки - способность эмоционально-волевого влияния учителя на учащихся, умение внушать и увлекать учеников физкультурно-спортивной деятельностью. Учитель должен быть решительным, настойчивым, требовательным, быть убедительным в своей правоте, ответственным. Коммуникативные навыки предполагают бесконфликтное, оптимальное взаимодействие учителя с учащимися, общительность, наблюдательность, чуткость к внутреннему состоянию ученика. Конструктивные навыки содержат умения предвидеть результаты физкультурно-спортивной деятельности учащихся, прогнозировать поведение ученика, формировать и развивать физические качества. Навыки учителя-предметника в области экономики и менеджмента физической культуры и спорта представляют совокупность финансового обеспечения и эффективного управления физкультурно-спортивной деятельностью учащихся. В формировании умений и навыков организации физкультурно-спортивной деятельности педагогический процесс физического воспитания является одним из главных компонентов в общеобразовательной подготовке будущего учителя, который содержит обучающую, воспитывающую и развивающую функции. Структура организации физкультурно-спортивной деятельности имеет два основных направления: организация учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов и занятия физкультурно -спортивной деятельностью во внеурочное время.
На рисунке 1 показана система формирования умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности, которая включает теоретико-образовательные формы: лекционный курс, беседы,
дискуссии, ведение научно-исследовательской работы, участие в научно-практических конференциях, подготовка докладов и рефератов, а также практические формы: практические учебные занятия, состоящие из методико-практических и учебно-тренировочных занятий, занятия в физкультурно-оздоровительных и спортивных секциях, участие в спортивно-массовых мероприятиях, а также самостоятельные занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
Рис. 1. Формы организации физкультурно-спортивной деятельности со студентами педагогического вуза
Анализ научной литературы по философии, психологии, педагогике, физиологии, анатомии человека в контексте физкультурно-спортивной работы со студентами в педагогическом вузе позволяет утверждать о необходимости формирования умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности у студентов в процессе их профессиональной подготовки по трем основным направлениям. Во-первых, сохранение и укрепление физического здоровья студентов, формирование социально-биологических основ физической культуры личности, здорового образа жизни. Во-вторых, овладение методикой организации физкультурно-спортивной деятельности и самостоятельным выполнением физических упражнений, направленных на устранение усталости, утомления и обеспечивающих повышение работоспособности студентов. В третьих, формирование умений и навыков организации физкультурно-спортивной деятельности с учащимися в школе.
Физическая культура, как относительная самостоятельная специфическая часть культуры личности будущего педагога, обуславливается объективными требованиями его экономического, социально-политического, духовного развития и предполагает укрепление здоровья; содействие нормальному физическому развитию; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха,
тренировки, повышения работоспособности, укрепления здоровья; содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности [1; 2; 3; 4].
Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что инновационные проекты в подготовке учителя школы нацелены на развитие ценностей и социальных умений, которые реализуются по трем направлениям « Первый - стратегия для учителей, вторая - национальные приоритеты, третий - уверенность в качестве» [3, 113].Физкультурно-спортивная деятельность направлена на то, чтобы задачи оздоровления и физического развития решались одновременно, отдых был более рациональным, чтобы физическая культура и спорт прочно вошли в быт каждого студента. Сильным мотивирующим фактором добросовестного отношения студента к учебно-воспитательному процессу в целом является личность преподавателя. Среди многих характеристик личности преподавателя, помогающих мотивировать студентов, следует отметить профессионализм, уверенность, требовательность, доброжелательность, оптимизм, настойчивость и дисциплинированность. На преподавателя физического воспитания возложена ответственность «создать» коллектив единомышленников с позитивным «психологическим климатом». При подготовке к занятию преподаватель находит такие средства и методы, которые интересны студенту, способствуют его самореализации, развитию духовно-нравственных и физических качеств. Каждый студент в конце занятия должен быть в состоянии ответить себе на вопрос: «Чему я сегодня научился?» Это могут быть новые знания, умения, навыки, отношения, состояния. Личностно-ориентированный подход акцентирует внимание в большей степени на формировании личного опыта [4]. Если преподаватель не владеет данной методикой или сомневается в использовании такого подхода, либо недостаточно авторитетен, что тоже очень важно, то подобранные физические упражнения не будут иметь желаемого результата. Здесь нужны особые личностные качества и способности человека: творческая смелость, инициатива, опыт и знания основ организации и управления. В каждое учебно-тренировочное занятие необходимо вводить определенную долю новизны, чтобы учебный процесс не превращался в утомительное и бесполезное времяпрепровождение, как для студента, так и для преподавателя. Профессиональная грамотность, энтузиазм, уверенность, увлеченность преподавателя оказывают решающее воздействие на создание микроклимата в коллективе и влияют на эффективность учебного процесса.
Таким образом, сложившиеся в традиционной системе высшего профессионального образования формы и методы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза должны быть дополнены органически вписывающимися в образовательный процесс новыми видами и формами обучения умений и навыков физкультурно-спортивной деятельностью (ФСД). В результате реализуется идея целостной системы профессиональной физкультурно-спортивной деятельности студентов, что повышает качество профессиональной подготовки будущих учителей. Модель продуктивного физкультурного образования студентов ориентирована на укрепление здоровья, развитие физических способностей студентов на основе реализации принципов целостности, комплексности и адаптивности, что обеспечивает педагогическую эффективность обучения, становления профессиональных качеств организации физкультурно-спортивной деятельности будущих учителей. Эффективность формирования физкультурно-спортивной деятельности обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: 1) использованием модели физкультурного образования студентов в учебном процессе педагогического вуза; 2) установлением структурно-функциональных и содержательных связей между видами физической культуры и спорта, овладением студентами основ медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности, обеспечивающими последовательность и системность педагогических воздействий; 3) ориентацией обучения студентов физической культуре и спорту на созидательную творческую физкультурно-спортивную деятельность; 4) применением дифференцированного подхода на занятиях физической культурой и спортом, причем дифференциация студентов на группы осуществляется в соответствии с их состоянием здоровья, мотивацией и успешностью занятий отдельными видами спорта, компетентностью в области физической культуры и спорта на основе разработанных критериев. Данная совокупность обеспечивает профессиональную компетентность подготовки учителей в педагогическом вузе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гребенщиков Г.Ф. Муниципальная система образования и ее информационно-предметная среда. Таганрог: Лукоморье, 2006. 246 с.
2. Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития: мат-лы 1 Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. (14-29 февраля 2008г) / под ред. Г.Ф. Гребенщикова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. 168 с.
3. Аксенова Э.А., Вульфсон Б.Л., Гребенщиков Г.Ф., Джуринский А.Н. Теоретические основы педагогических инноваций в зарубежной школе / под ред. проф. Э. А. Аксеновой. М.: ИСМО РАО, 2008. Ч. 2. 204 с.
4. Гребенщиков Г.Ф., Бобырев А.В., Приходько В.Е., Шутова Е.В. Инновационные технологии муниципальной системы общего среднего образования. Таганрог.: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. 248 с.
О.В. Григоряк
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ»
В настоящее время Украина осуществляет модернизацию образовательной деятельности, работает над практическим присоединением к Болонскому процессу. Внедрение в высших учебных заведениях (далее - ВНЗ) страны кредитно-модульной системы организации учебного процесса (далее - КМСОНП) - одно из условий реализации Болонских соглашений [1].
Факультет технологий, инженерной и компьютерной графики Бердянского государственного педагогического университета также является участником педагогического эксперимента. Для подготовки учителей технологий читается ряд технических дисциплин, среди которых дисциплина «Основы стандартизации и управления качеством», занимающая значительное место и имеющая большое влияние на качество профессиональной подготовки специалистов.
Основное назначение дисциплины - ознакомить студентов с категориями и видами стандартов, с научно-методическими и организационными основами стандартизации в стране, а также предоставить знания основных видов соединений, которые используются в машиностроении (гладких цилиндрических, конических, резьбовых, зубчатых, шпоночных, шлицевых); ознакомить с принципами и методами управления качеством продукции. Выбор допусков и посадок для разных соединений в конкретных условиях, методы и средства контроля различных поверхностей, метрологические характеристики основных измерительных инструментов, их настройка и определение погрешности измерений - вопросы, которые также рассматривает данная дисциплина.
Модуль «Основы стандартизации и управления качеством» составляет 108 часов и содержит три кредита. В условиях перехода на обучение по кредитно-модульной системе оценивание знаний студентов по дисциплине осуществляется на основе результатов текущего модульного контроля и итогового модульного контроля.
Текущий модульный контроль, в свою очередь, проводится преподавателем на лабораторных занятиях. Этот вид контроля носит сугубо информационный характер.
После выполнения всех аудиторных занятий по каждому модулю осуществляется итоговый модульный контроль.
Общая итоговая оценка по дисциплине состоит из:
1) баллов, полученных по результатам текущего контроля;
2) баллов, полученных за выполнение заданий (индивидуальные творческие задания, научно-исследовательская деятельность, участие в работе конференций, научные семинары, подготовка научных статей);
3) баллов, полученных за итоговый модульный контроль.
Эффективность контроля зависит от его организации: времени проведения контрольных занятий, их частоты и последовательности; характера и формы самостоятельной работы; использования дидактических и технических средств обучения; сочетания методов контроля и самоконтроля (устная, письменная, графическая, практическая, тестовая, программированная проверка); фиксации и оформления данных контроля процесса обучения [2, 4].