Научная статья на тему 'ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА'

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ПРИБЫЛЬ / ВИДЫ ПРИБЫЛИ / ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адаменко А.А., Шмуйло М.И.

В настоящее время для всех субъектов бизнеса в нашей стране как никогда ранее остро для стоит проблема роста прибыли, а также эффективного функционирования и организации деятельности в сложившейся экономической и политической обстановке. Все без исключения управленческие решения, принимаемые в организации, направлены на конечный финансовый результат деятельности этой организации, то есть на извлечение прибыли. Конечно же крайне желательно, чтобы эти решения способствовали именно росту показателя чистой прибыли, поскольку именно извлечение прибыли является ключевой целью деятельности коммерческой организации. Все это свидетельствует о необходимости понимания основополагающих принципов и этапов планирования прибыли экономического субъекта. Непосредственно процесс разработки плана по прибыли достаточно сложный, он требует от управленцев наличия у них соответствующих компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL PRINCIPLES AND STAGES OF PROFIT PLANNING OF AN ECONOMIC SUBJECT

At present, for all business entities in our country, more than ever before, the problem of profit growth, as well as the effective functioning and organization of activities in the current economic and political environment, is acute. Without exception, all management decisions made in an organization are aimed at the final financial result of the organization's activities, that is, at making a profit. Of course, it is highly desirable that these decisions contribute specifically to the growth of the net profit indicator, since it is the extraction of profit that is the key goal of the commercial organization. All this testifies to the need to understand the fundamental principles and stages of planning the profit of an economic entity. The actual process of developing a profit plan is quite complicated, it requires managers to have the appropriate competencies.

Текст научной работы на тему «ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА»

EDN: AKYOZO

А.А. Адаменко - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, adam83@mail.ru,

A.A. Adamenko - Doctor of Economics, Professor of the Department of accounting theory, FSBEI HE Kuban SAU;

М.И. Шмуйло - аспирант кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, maria_ms931@mail.ru,

M.I. Shmuylo - postgraduate student of the Department of Accounting Theory, FSBEI HE Kuban SAU.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА FUNDAMENTAL PRINCIPLES AND STAGES OF PROFIT PLANNING OF AN ECONOMIC SUBJECT

Аннотация. В настоящее время для всех субъектов бизнеса в нашей стране как никогда ранее остро для стоит проблема роста прибыли, а также эффективного функционирования и организации деятельности в сложившейся экономической и политической обстановке. Все без исключения управленческие решения, принимаемые в организации, направлены на конечный финансовый результат деятельности этой организации, то есть на извлечение прибыли. Конечно же крайне желательно, чтобы эти решения способствовали именно росту показателя чистой прибыли, поскольку именно извлечение прибыли является ключевой целью деятельности коммерческой организации. Все это свидетельствует о необходимости понимания основополагающих принципов и этапов планирования прибыли экономического субъекта. Непосредственно процесс разработки плана по прибыли достаточно сложный, он требует от управленцев наличия у них соответствующих компетенций.

Abstract. At present, for all business entities in our country, more than ever before, the problem of profit growth, as well as the effective functioning and organization of activities in the current economic and political environment, is acute. Without exception, all management decisions made in an organization are aimed at the final financial result of the organization's activities, that is, at making a profit. Of course, it is highly desirable that these decisions contribute specifically to the growth of the net profit indicator, since it is the extraction of profit that is the key goal of the commercial organization. All this testifies to the need to understand the fundamental principles and stages of planning the profit of an economic entity. The actual process of developing a profit plan is quite complicated, it requires managers to have the appropriate competencies.

Ключевые слова: финансовый результат, прибыль, виды прибыли, планирование прибыли, управленческие решения.

Keywords: financial result, profit, types of profit, profit planning, management decisions.

В современных экономических и политических условиях, когда Россия находится под влиянием санкций и экономического эмбарго, достаточно остро для всех субъектов экономики стоит проблема роста прибыли, а также эффективного функционирования и организации деятельности в сложившейся обстановке.

Рассматривая финансово-организационный механизм функционирования коммерческой организации, можно отметить, что во всей совокупности финансово-результативных показателей особое место отводится именно показателю прибыли. Стоит учитывать, что все без исключения управленческие решения, принимаемые в организации, направлены на конечный финансовый результат деятельности этой организации. Конечно же крайне желательно, чтобы эти решения способствовали именно росту показателя чистой прибыли, поскольку именно извлечение прибыли является ключевой целью деятельности коммерческой организации.

Цель планирования прибыли заключается в определении оптимальной величины прибыли на плановый период, резервов ее увеличения и основных направлений использования.

Исходя из обозначенной цели, можно сформулировать основные задачи этого процесса, они следующие:

- стимулирование увеличения объемов производства, рост его эффективности, повышение качества продукции;

- концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития организации;

- определение финансовых отношений с бюджетом, с финансово-кредитной системой;

- осуществление контроля за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов организации.

Рассмотрим основополагающие принципы и основные этапы планирования прибыли в организации.

Планирование прибыли в организации представляет собой процесс разработки системы мероприятий, направленных на обеспечение формирования необходимого объема прибыли, а также обеспечивающих ее эффективное использование, согласованное с основными задачами развития данной организации на перспективу.

Непосредственно процесс разработки плана по прибыли достаточно сложный, он требует от управленцев соответствующих компетенций, в частности разработчик должен обладать следующими сведениями:

- о конъюнктуре рынка;

- о реальных возможностях организации;

- об условиях и факторах, определяющих конкурентоспособность данной организации.

Также особо стоит указать умение сотрудника, осуществляющего планирование прибыли организации, оценивать реальные возможности получения высоких доходов и оптимизации расходов, что как раз и позволит организации повысить показатели чистой прибыли.

Следовательно, можно утверждать, что основные принципы планирования прибыли организации напрямую связаны с управленческим персоналом, в частности:

- данный процесс - это не что иное, как принятие соответствующих управленческих решений;

- с целью принятия грамотного и приносящего эффект управленческого решения от управленцев требуется владение набором необходимых для этого компетенций;

- программа планирования прибыли в перспективе должна быть комплексной и задействовать все уровни управления организацией.

Прибыль - это важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности экономического субъекта. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей организации, повышает степень ее деловой активности. Исходя из показателя прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Данный показатель также лежит в основе определения рентабельности собственных и заемных средств, основных средств, всего авансированного капитала и каждой акции.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли в организациях имеет ключевое значение не только для конкретного экономического субъекта, но и для экономики в целом.

Приступая к процессу планирования прибыли следует разделить ее на различные классификационные группы (рисунок 1), от руководства требуется четкое понимание сути и значения каждого из этих видов прибыли.

Классификация прибыли по источникам формирования предполагает ее разделение на прибыль, полученную от различных видов деятельности организации, зависит от того, какой вид деятельности является для организации основным.

Деление прибыли в зависимости от видов хозяйственной деятельности зависит от направления денежных потоков организации в различных направлениях: на осуществление текущих операций, инвестиционных или финансовых операций.

Рисунок 1 - Классификация прибыли коммерческой организации

В бухгалтерии происходит также деление прибыли на бухгалтерскую и экономическую. К какому виду относится прибыль зависит от того, какие расходы и доходы будут сопровождать коммерческую деятельность. Так бухгалтерская прибыль формируется из суммы выручки при вычитании из нее издержек и затрат на производство, к которой прибавлены в случае доходов и вычтены в случае убытка средства на внереализационные мероприятия. При определении экономической прибыли из полученного дохода вычитается себестоимость. Существует также понятие чистой прибыли, под которой понимаются средства, которые остаются в распоряжении организации после всех обязательных платежей, в том числе и фискальных.

В случае, если прибыль подлежит налогообложение, она классифицируется как налогооблагаемая, в противном случае

Чтобы управлять прибылью, необходимо знание механизма ее формирования, следует определить долю каждого фактора ее роста или снижения.

По сути планирование прибыли - это конечный результат бизнес-плана организации. Одним из факторов, определяющих эффективность производства, является показатель рентабельности. В свою очередь рентабельность является относительным показателем эффективности производства, который характеризует уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженные в процентах. Иными словами, планирование прибыли и расчет показателя рентабельности представляют собой процесс определения прогноза деятельности экономического субъекта и оценки эффективности этого прогноза.

Осуществлять планирование прибыли моно как на краткосрочную перспективу (месяц, квартал, полугодие, год), так и на более длительный период (три года, пять лет и т.д.).

В планировании прибыли применяются различные методы:

- метод прямого счета;

- аналитический метод;

- совмещенный (комплексный) метод;

- метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага;

- метод, основанный на бюджетировании.

Этапы планирования прибыли зависят от метода планирования, выбранного организацией в каждом конкретном случае. Наиболее используемый метод планирования - метод прямого счета. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. При использовании данного метода планирование прибыли в организации происходит в определенной последовательности, основные этапы этого метода отражены на рисунке 2.

Маркетинговое исследование

■изучение спроса на продукцию

■анализ производственных возможностей ■планирование объема продаж

Планирование прибыли Планирование прибыли

от продаж до уплаты налогов

■составление сметы • формирование сметы

административных прочих доходов и расходов

расходов •составление плана прибыли

■составление сметы до уплаты налогов

коммерческих расходов

■составление плана

прибыли.

Рисунок 2 - Этапы планирования прибыли методом прямого счета

Аналитический метод планирования прибыли на предприятии применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

Исчисление прибыли этим методом включает три последовательных этапа:

1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

Выше рассмотрены чаще всего применяемые методы планирования прибыли.

Таким образом, прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для конкретной коммерческой организации, но и для экономики страны в целом. Следовательно, экономически обоснованное планирование прибыли внутри каждого экономического субъекта имеет достаточно важное значение.

Источники:

1. Адаменко, А.А. Прибыль как элемент финансовых результатов, ее значение, функции и методы планирования / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, И.А. Тетер // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 23(1). - С. 4-9.

2. Анализ прибыли хозяйствующего субъекта, как элемент экономического анализа (на примере ООО «КМВ-ГАЗ») / О. В. Тахумова, С. С. Босенко, С. В. Лазариди, Н. Р. Петров // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 2(37). - С. 319-324.

3. Мусаева, Б. М. Современные концепции экономического содержания прибыли / Б. М. Мусае-ва // Деловой вестник предпринимателя. - 2021. - № 3(1). - С. 51-53.

4. Папова Л.В. Формирование и использование финансовых результатов деятельности организации / Л.В. Папова, Е.М. Рева, А.О. Корчагина // Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение: материалы международной научной конференции. - 2017. - С. 91-95.

5. Полонская, О. П. Оптимизация аналитического учета финансовых результатов для управленческих целей / О. П. Полонская, К. Г. Коровина // Вестник Академии знаний. - 2019. -№ 1 (30). - С. 283-288.

6. Тахумова, О. В. Формирование и анализ прибыли организации и пути повышения рентабельности на примере ООО «Агро-Галан» / О. В. Тахумова, Е. В. Касьянова, А. В. Тюхтюнова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 34(2). - С. 199-205.

7. Шитухин, А. М. Стратегический анализ влияния факторов на финансовый результат от реализации аквапродукции / А. М. Шитухин, А. Ф. Инюкин // Год науки и технологий 2021 : Сборник тезисов по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 0912 февраля 2021 года / Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021. - С. 243.

References:

1. Adamenko, A. A. Profit as an element of financial results, its significance, functions and methods of planning / A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya, I. A. Teter // Natural Humanitarian Research. -2019. - No. 23(1). - P. 4-9.

2. Takhumova O. V., Bosenko S. S., Lazaridi S. V., Petrov N. R. Analysis of the profit of an economic entity (on the example of KMV-GAZ LLC) // Bulletin of the Academy of Knowledge . - 2020. - No. 2 (37). - S. 319-324.

3. Musaeva, B. M. Modern concepts of the economic content of profit / B. M. Musaeva // Business Bulletin of the Entrepreneur. - 2021. - No. 3(1). - S. 51-53.

4. Papova L.V. Formation and use of financial results of the organization / L.V. Papova, E.M. Reva, A.O. Korchagin // Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support: materials of the international scientific conference. - 2017. - S. 91-95.

5. Polonskaya, O. P. Optimization of analytical accounting of financial results for management purposes / O. P. Polonskaya, K. G. Korovina // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 1 (30). - S. 283-288.

6. Takhumova, O. V. Formation and analysis of the profit of an organization and ways to increase profitability on the example of Agro-Galan LLC / O. V. Takhumova, E. V. Kasyanova, A. V. Tyu-khtyunova // Natural-humanitarian research. - 2021. - No. 34(2). - S. 199-205.

7. Shitukhin, A. M. Strategic analysis of the influence of factors on the financial result from the sale of aquatic products / A. M. Shitukhin, A. F. Inyukin // Year of science and technology 2021: Collection of abstracts based on materials of the All-Russian Scientific and Practical conference, Krasnodar, February 09-12, 2021 / Ed. for the issue of A.G. Koshchaev. - Krasnodar: Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina, 2021. - P. 243.

EDN: BGWQQU

Н.П. Агафонова - старший преподаватель кафедры аудита, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, fuzzyo@mail.ru,

N.P. Agafonova - senior lecturer of the chair of audit, FSBEI HE Kuban SAU;

В.П. Васильев - к.э.н, доцент кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, hierl@mail.ru,

V.P. Vasiliev - cand. econ. in economics, associate professor, chair of accounting theory, FSBEI HE Kuban SAU;

А.Д. Тимовская - студентка, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, sashatimovskaya@mail.ru,

A.D. Timovskaya - student, FSBEI HE Kuban SAU;

B.С. Гулин - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, sashatimovskaya@mail.ru,

V.S. Gulin - student, FSBEI HE Kuban SAU.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ EFFICIENCY OF TRADE ORGANIZATIONS

Аннотация. Данная научная статья освещает актуальную тему, поскольку состоит в том, что на эффективность отрасли торговли оказывает влияние специфика благосостояния населения, что проявляется в различном спросе и предложении на рынке. Торговые организации развивают свою инфраструктуру в Российской Федерации достаточно медленными темпами. В статье акцентировано внимание на оценку платежеспособности в пределах государства торговых организаций, а так же раскрыты вопросы определения состояния торгового бизнеса. Помимо этого проанализированы усредненные показатели организаций сферы торговли в сравнении с хозяйствующими субъектами, занимающимися всеми сферами экономики.

Рассмотрены основные показатели эффективности деятельности компаний оптовой торговли. В результате этого выявлены факторы, на которые необходимо обратить внимание хозяйствующим субъектам, так как они способны снизить эффективность их деятельности.

Abstract. This scientific article highlights the current topic, since it lies in the fact that the efficiency of the trade industry is influenced by the specifics of the well-being of the population, which is manifested in different supply and demand in the market. Trade organizations are developing their infrastructure in the Russian Federation at a rather slow pace. The article focuses on the assessment of solvency within the state of trade organizations, as well as the issues of determining the state of the trade business. In addition, the average indicators of trade organizations were analyzed in comparison with business entities involved in all sectors of the economy.

The main performance indicators of wholesale trade companies are considered. As a result of this, factors were identified that need to be paid attention to business entities, as they can reduce the efficiency of their activities.

Ключевые слова: финансовый цикл, средний срок погашения обязательств, торговая организация, абсолютные показатели финансовой устойчивости.

Keywords: financial cycle, average maturity of obligations, trade organization, absolute indicators of financial stability.

В современных условиях, развитие торговых организаций в Российской Федерации -особо важный инструмент воздействия на экономику не только отдельного региона, в которой развивается торговое предприятие, но и воздействия на инфраструктуру страны в целом. Развитая инфраструктура в части торговли в Российской Федерации положительно влияет на материальное благополучие населения. Таким образом, раскрытие эффективности деятельности организаций, занимающихся торговлей, необходимая часть для оценки не только состояния этих организаций, но и для выявления степени развития инфраструктуры в данной сфере по всей стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность деятельности торговых организаций определяется использованием ресурсов, которые связаны с оценкой платежеспособности и финансовой устойчивости бизнеса. По данным Росстата на 2020 г. непрерывно функционировало более 296 тысяч пред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.