Научная статья на тему '«ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»'

«ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФ / ФУНКЦИИ ХОРЕОГРАФА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОРЕОГРАФА / КОМПЕТЕНЦИИ ХОРЕОГРАФА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерегова Вера Алексеевна, Постельняк Александра Игоревна, Медведева Светлана Вадимовна

В статье рассматриваются важные аспекты деятельности хореографа. Профессиональная сфера современного педагога-хореографа вбирает в себя целый комплекс самых разнообразных видов деятельности. Наряду с сугубо образовательной деятельностью и организационно-творческими аспектами специалисту необходимо выполнять множество других функций, требующих соответствующих профессиональных компетенций. Компоненты профессиональной компетенции, современного педагогахореографа должны постоянно совершенствоваться. Компоненты профессиональной сферы педагогахореографа в итоге интегрируются в индивидуальный стиль профессиональной деятельности хореографа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»»

UB

BBSM

20. Ushioda E., Smith R., Mann S. et al. Promoting teacher-learner autonomy through and beyond initial language teacher education: Centre for Applied Linguistics, University of Warwick // Language Teaching. 2011. № 1 (44). C. 118-121.

21. Velykyi tlumachnyi slovnyk suchasnoi ukrainskoi movy (z dod. i dopov.) / red. V T. Busel, Kyiv: Irpin: VTF «Perun», 2005. 1728 c.

22. Voloshyna O. V., Frytsiuk V. A. Profesiinyi samorozvytok maibutnikh uchyteliv: aksiolohichnyi aspekt problemy // Naukovyi visnyk Mykolaivskoho natsionalnoho universytetu imeni V.O. Sukhomlynskoho. Pedahohichni nauky. 2018. № 1 (60). C. 367-372.

23. Yelnykova H. V. Naukovi osnovy adaptyvnoho upravlinnia zakladamy ta ustanovamy zahalnoi serednoi osvity [Text]: dys. ... doktora ped. nauk : 13.00.01 / Halyna Vasylivna Yelnykova, Kyiv, Tsentralnyi in-t pisliadyplomnoi pedahohichnoi osvity APN Ukrainy, 2005. - 253 s.

24. Zahviazynskyi V., Atakhanov R. Metodolohyia y metodbi psykholoho-pedahohycheskoho yssledovanyia: uchebnoe posobye dlia stud. uchrezhdenyi vbissh. pro. Obrazovanyia. 7-e yzd., ster.-e yzd., Moskow: Akademyia, 2005. 208 c.

25. Zakon Ukrainy «Pro vyshchu osvitu» [Text] // Ofitsiinyi vebportal parlamentu Ukrainy [E-resourse]. URL: https://zakon.rada.gov.ua/go/1556-18.

Вера Алексеевна Шерегова

профессор кафедры Александра Игоревна Постельняк

старший преподаватель Светлана Вадимовна Медведева

старший преподаватель Тюменский государственный институт культуры, кафедра спортивного и современного танцев

«ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Аннотация. В статье рассматриваются важные аспекты деятельности хореографа. Профессиональная сфера современного педагога-хореографа вбирает в себя целый комплекс самых разнообразных видов деятельности. Наряду с сугубо образовательной деятельностью и организационно-творческими аспектами специалисту необходимо выполнять множество других функций, требующих соответствующих профессиональных компетенций. Компоненты профессиональной компетенции, современного педагога-хореографа должны постоянно совершенствоваться. Компоненты профессиональной сферы педагога-хореографа в итоге интегрируются в индивидуальный стиль профессиональной деятельности хореографа.

Ключевые слова и понятия: хореограф, функции хореографа, профессиональная деятельность хореографа, компетенции хореографа, индивидуальный стиль профессиональной деятельности хореографа

Актуальность исследования.

Хореографическое искусство представляет собой одну из наиболее сложных форм обучения и воспитания. Танец не только включает в себя широкий набор двигательных элементов, но и способствуют развитию практически всех физических качеств: силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и

координационных способностей. Наряду с физическим развитием спортивные танцы оказывают непосредственное воздействие на нравственное, умственное, эстетическое, волевое воспитание [Bl^d! Nie mozna odnalezc zrodla o dwolania.]. Помимо непосредственно

образовательной деятельности, хореограф выполняет большое количество организаторских и административных функций, взаимодействуя со специалистами смежных для искусства профессий: визажистами, костюмерами, режиссерами, декораторами, художниками, осветителями и др. Формирование указанных способностей у занимающихся требует от педагога-хореографа развитых профессиональных качеств, которые позволяют как эффективно управлять

педагогическим процессом, так и своевременно вносить коррективы, направленные на его совершенствование. Профессиональные

компетенции, которыми должен обладать педагог-хореограф включают знания, умения и навыки по постановочной, репетиционной, исполнительской, педагогической, организационно-руководящей и исследовательской деятельности [11]. В существующих условиях ключевой задачей образования становится совершенствование системы подготовки и повышения квалификации, учитывающие специфику проблем, с которыми приходится сталкиваться в профессиональной деятельности педагогам-хореографам.

Изученность темы. Общие закономерности педагогического процесса в высшей школе, рассматриваются в научных трудах Н.Е.Астафьевой, В.И.Загвязинского,

Н.В.Кузьминой, В.Д.Шадрикова и др. Общетеоретические основы профессиональной подготовки педагога-хореографа о развитии, обучении и воспитании хореографической культуры, артистизма и профессионального мастерства обучающихся изложены в трудах А.В.

46 East European Scientific Journal #1(65), 2021 Вагановой, Н.П. Базаровой, С.С. Холфиной, Н.И. Тарасова, Г. Н. Прибыловой, А.А. Писарева, В.С. Костровицкой, И.Д. Бельского, П.А. Пестова, В.Д. Тихомирова, Е.П. Валукина и многих других.

Объект исследования - профессиональное развитие педагога-хореографа. Предмет -эффективность компетентностного подхода в развитии профессионально-творческих

компетенций педагога-хореографа.

Цель работы теоретически обосновать и эмпирически подтвердить необходимость использования компетентностного подхода к профессиональному развитию педагогов-хореографов. Задачи педагогического

исследования: 1. Изучить теоретико-методические основы развития у педагогов-хореографов профессиональной компетентности. 2. Провести эмпирическое исследование проблем, с которыми сталкиваются педагоги-хореографы в своей профессиональной деятельности 3. Разработать педагогическую концепцию образования, базирующуюся на компетентностном подходе и максимально учитывающую существующие профессиональные потребности современных педагогов-хореографов. Для написания исследовательской работы были использованы такие методы сбора и анализа информации, как анализ и синтез, умозаключение, аналогия, индукция и дедукция, обобщение, абстрагирование, цитирование, ретроспективный анализ. Для проведения эмпирического исследования был использован метод анкетного опроса. Обработка и анализ данных осуществлялись в статистическом пакете IBM SPSS Statistics 22. Исследование было проведено на базе региональной федерации танцевального спорта. Работа Федерации обусловлена решением целого ряда социально значимых для нашего города и региона задач, в числе которых: содействие физическому, интеллектуальному, нравственному и гармоничному развитию творческого потенциала личности посредством спортивных бальных танцев; увеличение количества регулярно занимающихся физической культурой и спортом (в общеобразовательных школах, детских садах); воспитание духовно нравственных качеств у детей и молодежи посредством спортивных бальных танцев и др. Практическая значимость работы нашла отражение в рабочих учебных программах выпускающей кафедры спортивного и современного танцев ТГИК: «Основы постановки Формейшн», «Мастерство хореографа», «Спортивный танец и методика его преподавания», «Выпускная квалификационная работа», «Производственная Преддипломная практика», и др. Также автором была разработана концепция которая может лечь в основу программ повышения квалификации педагогов бального танца. Теоретическое исследование содержательной структуры деятельности педагога бального спортивного и современного танцев целесообразно начать с раскрытия понятия, принципиально

ив

вшам

важного для темы работы. В нашем случае это понятие «хореограф», а также понятия, которые в рамках настоящей работы мы будем использовать как синонимы: «специалист-хореограф», «педагог-хореограф», «тренер спортивных балльных танцев». Л.В. Бухвостова определяет хореографа, как как специалиста в хореографической области искусства [0]. Расширяя данную формулировку, она указывает, что современный хореограф может позиционировать себя непосредственно как постановщик танцевальных композиций, как танцовщик индивидуального жанра или же в составе танцевального коллектива, а также как автор-постановщик балетных спектаклей. Теоретическое исследование содержательной структуры деятельности педагога бального спортивного и современного танцев целесообразно начать с раскрытия понятия, принципиально важного для темы работы. В нашем случае это понятие «хореограф», а также понятия, которые в рамках настоящей работы мы будем использовать как синонимы: «специалист-хореограф», «педагог-хореограф», «тренер спортивных балльных танцев». Л.В. Бухвостова определяет хореографа, как как специалиста в хореографической области искусства [0]. Расширяя данную формулировку, она указывает, что современный хореограф может позиционировать себя непосредственно как постановщик танцевальных композиций, как танцовщик индивидуального жанра или же в составе танцевального коллектива, а также как автор-постановщик балетных спектаклей. Рассматривая разные аспекты профессиональной деятельности современного хореографа, можно отметить работу С.В. Гутковской, которая отмечает, что профессиональный педагог-хореограф вбирает в своей деятельности функции педагога-репетитора и балетмейстера [0]. Дополнительно отметим, что функционал современного хореографа, наряду с сугубо образовательной деятельностью: обучение двигательным навыкам обучающихся, раскрытие творческого и локомоторного мастерства у них, включает еще и организационно-творческие аспекты: подготовку - идейный художественный замысел танца, организационное воплощение композиции танца; музыкальное и костюмированное сюжетное оформление всего номера. А.В. Фомкин приводит следующие виды профессиональной деятельности педагога хореографа, обусловленные его компетенциями: 1. Организационно-творческая детальность

предполагает работу в таких должностях как управляющий (администратор или директор) хореографической группой или творческим коллективом, организатор шоу-программ. 2. Творческий профиль деятельности,

предполагающий исполнение должностных обязанностей балетмейстера - постановщика или хореографа-репетитора. 3. Педагогическая (образовательная) деятельность, предполагающая учебно-воспитательную деятельность на разных

ступенях российского образования: от дошкольных и общеобразовательных организаций до средних профессиональных и высших учебных заведениях; а также организацию дополнительного образования: школы искусств, домах творчества и культуры, частных студиях и клубах и др. [37].Качества, предъявляемые к индивиду, избравшему профессиональный путь хореографа, неоднократно отмечались в научной литературе [см. напр. 0, 15, Bl^d! Nie mozna odnalezc zrodla o dwolania., 37, 38, 42]. Это особые требования к: физическим данным: форме, пластике, физических скоростно-силовых и выносливых показателях работоспособности; - психоэмоциональным качествам: высокой стрессоустойчивости, самоконтроля и самообладания,

коммуникабельности, общительности,

толерантности, лидерских качеств и т. д.; компетентности: теоретической

культурологической и искусствоведческой подготовленности и артистичности в хореографической области. Немаловажным является знание основ возрастных аспектов анатомо-физиологических и психологических особенностей роста и развития детей разных возрастов, позволяющих выстраивать

индивидуальную траекторию развития

профессионально важных качеств и свойств обучающихся с учетом их индивидуальных предрасположенностей и задатков [21]. Столь широкий круг профессиональных функций и качеств современных педагогов-хореографов определяет необходимость регулярного самосовершенствования, самообразования и повышения своей квалификации. Основы компетенции самосовершенствования и саморазвития заложены в ФГОС ВО, отражающих ключевую задачу высших образовательных организаций при подготовки будущих высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям развития современного общества и культуры, успешно реализующих свой потенциал в рамках своей профессиональной деятельности [10, 38]. Как отмечает Е.В. Громова, высококомпетентный профессионал, хореограф становится лишь не только в результате качественного освоения образовательной программы, но также и той предрасположенности к профессии, которою выявляют при профотборе начиная с этапов вступительных экзаменов [0]. Экзаменационный профотбор ориентирован на выявление конкретных профессиональных данных, которыми должен обладать абитуриент: антропометрические, соматометрические и физические качества: относительно астенические тип телосложения с худощавыми конечностями, строгую осанку, высокий подъем стоп, без признаков костномышечной дисфункции опорно-двигательного аппарата (сутуловатости, плоскостопия и т. д.), высокую гибкость осевого скелета, пластичность и выворотность конечностей, высокие координационные качества и

выносливость. Диагностируются также некоторые психофизические показатели, такие как: музыкальный слух, чувство такта и ритмичность; креативные способности, прежде всего нетривиальные компоненты воображения и фантазийность [11]. Поэтому ряд авторов в своих исследованиях приходят к заключению, что важная роль в формировании и развитии профессионально значимых качеств педагога-хореографа отводится самой личности индивида [0, 22, Bl^d! Nie mozna o dnalezc zrodla odwolania., 39, Bl^d! Nie mozna odnalezc zrodla odwolania.]. Положительное средовое воздействие на формирование и развитие профессионально значимых качеств педагогов-хореографов в условиях учебно-воспитательной деятельности более эффективна у индивидов, характеризующихся развитыми личностными конструктов: мотивационно-ценностными

ориентациями, умениями и навыками, социальными установками личности, а также регулятивными механизмами к самоорганизации: целями, уровнями и характером самооценки и др. По мнению Н.В. Терещенко, среди обозначенных личностных конструктов будущих педагогов-хореографов ключевое значение отводится педагогической установке, отражающей внутренний настрой индивида на реализацию целенаправленной педагогической деятельности: стремление к достижению успеха; готовность к саморазвитию и рефлексия поведенческих и психо - эмоциональных аспектов деятельности. Твердо сформированная установка на саморазвитие определяет положительную ориентацию хореографов на педагогическую деятельность, при этом отмечается адекватная самооценка индивидуальных возможностей, возрастание мотивационной потребности глубокого и более широкого изучения теории и практики, раскрытие творческого потенциала обучающегося [33]. К аналогичному заключению приходит Е.А. Калинина, отмечающая, что личность, ориентированная на саморазвитие собственного потенциала добивается большей результативности в целенаправленной деятельности, будь то образовательная или профессиональная деятельность, так как данная деятельность выступает для индивида средой для самовыражения, что в свою очередь, выступает психологической основой удовлетворения от реализации своего жизненного опыта и возможностей и приводит к новым переменам в жизни [Bl^d! Nie mozna odnalezc zrodla o dwolania.]. Опираясь на исследования Е.В. Громовой [0], Т.А. Филановской [35], М.Н. Юрьевой [42], можно обозначить следующие компоненты профессиональной компетенции современного педагога-хореографа: 1.

Образовательная компетентность - отражающая должный уровень методического владения работы с творческим коллективом, образовательной деятельности и проектированию собственного профессионального развития.

2. Компетентность в социальной сфере, то есть совокупность знаний навыков и умений, отражающих успешность и результативность профессиональной деятельности педагога-хореографа: навыки профессиональной и межличностной коммуникации, социальная ответственность за собственные действия. 3. Компетентность личностной сферы, отражающая сформированность мотивационно -потребностной сферы, ценностных ориентиров, стремления личности к самовыражению и свойств стрессоустойчивости. 4. Индивидуальная компетентность. Данный компонент отражает специфику построения и реализации индивидуальной траектории развития личности индивида в аспекте профессионального мастерства, самообразования и саморазвития. Формирование и развитие профессиональной компетентности педагога-хореографа начинается с периода обучения в высшей школе. Основой выступает реализация практического компонента

образовательной программы начиная с ознакомительной, через педагогические и производственные, завершая преддипломной. Важным условием поддержания своей профессиональной компетенции на должном высоком уровне с возможностью реализации личного потенциала и способностей и дальнейшее развитие профессиональных навыков и популярности является реальная практическая деятельность хореографической и творческой направленности: участие в спектаклях, шоу, организация мероприятий, танцевальных программ и номеров, студийная работа [0, Bl^d! Nie mozna o dnalezc zrodla odwolania.]. Таким образом, обозначенные выше компоненты

профессиональной сферы педагога-хореографа интегрируются в индивидуальный стиль профессиональной деятельности хореографа. Дадим краткую характеристику данному аспекту профессиональной деятельности современного педагога-хореографа. Под индивидуальным стилем профессиональной деятельности современного педагога-хореографа рассматривается «... неповторимый своеобразный континуум определенных черт и особенностей лексического и композиционного построения хореографического произведения свойственных конкретно взятому педагогу-хореографу и отличающего его творческие произведения от иных продуктов хореографической деятельности» |BI;|d! Nie mozna o dnalezc zrodla odwolania.]. Индивидуальный стиль хореографа находит свое выражение в двух основных компонентах деятельности: в манере создания/исполнения танцевального произведения, в основу которой положены именно поведенческие аспекты деятельности; и в стиле создания/исполнения хореографического

произведения, рассматриваемом исключительно как определенного хореографического направления, определяющим творческий компонент деятельности [Bl^d! Nie mozna odnalezc z

ив а!

r6dIa odwoIaшa., 24]. Останавливаясь на педагогической деятельности в данном вопросе следует обратиться к заключению Андрощук Л. М., который под индивидуальным стилем деятельности педагога-хореографа понимает средство самореализации педагога и при этом результат его профессиональной деятельности заключающийся в методическом аспекте проведения занятий и манере преподавания, коммуникации [2].

Подводя итог, отметим, что человек, решивший посвятить свой профессиональный путь хореографии должен обладать необходимыми физическими данными, психоэмоциональными качествами, быть компетентным в разных областях науки, культуры и искусства. Профессиональная сфера современного педагога-хореографа вбирает в себя целый комплекс самых разнообразных видов деятельности. Наряду с сугубо образовательной деятельностью и организационно-творческими аспектами специалисту необходимо выполнять множество других функций, требующих соответствующих профессиональных

компетенций. Столь широкий круг профессиональных функций и качеств современных педагогов-хореографов определяет необходимость регулярного

самосовершенствования, самообразования и повышения своей квалификации. Компоненты профессиональной компетенции, современного педагога-хореографа, которые должны быть сформированы и постоянно совершенствоваться, это: образовательная компетентность,

компетентность в социальной сфере, компетентность личностной сферы,

индивидуальная компетентность. Указанные компоненты профессиональной сферы педагога-хореографа в итоге интегрируются в индивидуальный стиль профессиональной деятельности хореографа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адамович О.Ю. Толерантность в искусстве. Укрепление межнационального единства средствами народного танца / О.Ю. Адамович. - Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2017. - Т. 6, №. 4 (21). - С. 15-17.

2. Андрощук Л.М. Структура педагогической модели формирования индивидуального стиля деятельности будущего учителя хореографии / Л.М. Андрощук. - Текст : непосредственный // Научное знание современности. - 2017. - № 6 (6). -С. 6-10.

3. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания учебное пособие / Л.В. Байбородова. -Москва : ВЛАДОС, 2013. - 384 с. - Текст : непосредственный.

4. Буланкина М.К. Педагогические проблемы развития музыкальности учащихся профессиональных хореографических учебных заведений / М.К. Бакланова. - Текст :

ив

ЕШШ

непосредственный // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - №. 4 (34). - С. 23- 26.

5. Бурцева Г.В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук / Г.В. Бурцева. - Барнаул, 2000. - 178 с.

6.Бухвостова Л.В. Балетмейстер и коллектив / Л.В. Бухвостова, С.А. Щекотихина. - Орел : Орловский ГИИиК, 2011. - 248 с. - - Текст : непосредственный.

7. Ваганова А.Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. - М. : Искусство, 1980. - 192 с. -Текст : непосредственный.

8. Громова Е.В. Педагогическое наследие А. Я. Вагановой как основа формирования профессиональных компетенций педагогов по классическому танцу / Е.В. Громова, С.В. Шивринская. - Текст : непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - Т. 4, №. 1 (42). - С. 138-140.

9. Гутковская С.В. Профессиональная подготовка специалиста-хореографа в ВУЗе концептуальный подход / С.В. Гутковская. - Текст : электронный // URL:

stattionline.org.uapedagog10619670-professionalnayapodgotovka-specalista-xoreografa-v-vuze-konceptualnyj-podxod.html (дата обращения 01.01.2021).

10. Давыдов В.П. Реализация принципа культуросообразности в хореографической педагогике (на примере подготовки специалистов-хореографов) / В.П. Давыдов. - Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - №. 41-2. - С. 166-173.

11. Ерентуева А.Ю. Технологический подход к оцениванию достижений профессиональных компетенций / А.Ю. Ерентуева, И.Р. Балданова, Л.Р. Абидуева. - Текст : непосредственный // Педагогика. Филология. Философия. - 2014. - №. 15. - С. 92-95.

12. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1, Статья 26. - Текст : непосредственный..

13. Кобурнеева Е.О. Традиции и новаторство в хореографическом образовании / Е.О. Кобурнеева. - Текст: непосредственный // Сборник статей Московской академии хореографии о театре балете и музыке. - 2010. - № 20. - С. 41-46.

14. Козловская А.З. Значение воспитания в процессе творческого развития / А.З. Козловская. -Текст: непосредственный // Вестник Академии русского балета. - 2012. - № 28. - С. 274-281.

15. Котенко Н.В. Особенности хореографической подготовки в спортивных танцах/ Н.В. Котенко. - Текст: непосредственный // Вестник спортивной науки. - 2012. - №. 2. - С. 6366.

16. Краснощекова Г.А. Реализация интегрированного дополнительного профессионального образования / Г.А.

East European Scientific Journal #1(65), 2021 49 Краснощекова. - Текст : непосредственный // Язык и культура. - 2020. - № 49. - С. 219-230.

17. Крупская Н.К. Педагогические сочинения / Н.К. Крупская. - Москва : 1961. Т. 9. - 224 с. (с. 181).

18. Кульбекова А.К. Дидактические основы профессиональной подготовки хореографов в вузах Казахстана / А. К. Кульбекова. - Текст: непосредственный // Наследие и современные проблемы хореографического образования: сборник научных статей, посв.100-летию Ш. Жиенкуловой. - 2012. - С. 123-133.

19.Морозова Н. А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление. Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003. 332 с.

20. Мухина Т.Г. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы: Монография / Т.Г. Мухина, Е.В. Копосов, В.В. Бородачев. - Н.Новгород : ННГАСУ, 2013. - 289 с. - Текст : непосредственный.

21. Мярина Ю.Р. Учитель с большой буквы / Ю.Р. Мярина. - Текст : непосредственный // Вестник Якутского хореографического училища им. А.В. Посельских. - 2013. - №10. - С.24-25.

22. Наумова О.М Компетентностное конструирование уверенности педагога в себе /О.М. Наумова. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - №. 1 (26). - С. 2739.

23. Наумова Т.Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования / Т.Б. Наумова. - Текст : непосредственный // Компетентность. - 2009. - № 5. - С. 10-16.

24. Николаева Л.Я. Освоение стилевых особенностей русского танца в процессе профессиональной подготовки студентов хореографических специальностей /Л.Я. Николаева. - Текст : непосредственный // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. - №. 1 (31). - С. 135-140.

25. Онушкин В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. - СПб. : Воронеж, 1995. -232 с. - Текст : непосредственный.

26. Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. -Москва : Академия, 2006. - 368 с. - Текст : непосредственный.

27. Педагогический энциклопедический словарь / Э. Б. Абдуллин и др. - Москва : Дрофа : Большая Российская энциклопедия, 2008. - 527 с. (С. 173-174). - Текст : непосредственный.

28. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (ред. от 31.03.2003) "Об утверждении Типового положения об

50 East European Scientific Journal #1(65), 2021 образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов".

29. Прудникова Л.В. Влияние музыкально-пластической интонации на развитие артистизма хореографа / Л.В. Прудникова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. -№. 3 (47). - С. 179-182.

30. Прудникова Л.В. Развитие артистизма учащихся на уроках классического танца: психолого-педагогический аспект / Л.В. Прудникова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 6. - С. 153-155.

31. Рахимбаева И.Э. Модель управления качеством образования на факультете искусств / И.Э. Рахимбаева. - Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - №. 4. - С. 90-94.

32. Смирнов С.А. Педагогика педагогические теории системы технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. - Москва : Академия, 2013. -225 с. - Текст : непосредственный.

33. Терещенко Н.В. Творческая основа формирования индивидуального стиля деятельности учителя балльной хореографии / Н.В. Терещенко. - Текст : электронный // - Режим доступа: http//www.infolibrary.com.ua (дата обращения 01.01.2021).

34. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - Москва, 1988. - Т. 2. - 496 c. -Текст .: непосредственный

35. Филановская Т.А. Структура компетентностной модели будущего педагога-хореографа / Т.А. Филановская. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2010. - №. 11. - С. 144-149.

36. Флеров О.В. Генезис отечественного дополнительного профессионального образования: от истоков к современным проблемам / О.В. Флеров. - Текст : непосредственный // Современное образование. - 2017. - № 2. - С. 57 -82. DOI: 10.25136/2409-8736.2017.2.19191 URL: https ://nbpublish.com/library_read_article.php?id=191 91

37. Фомкин А.В. Балетное образование: традиции, история, практика / А.В. Фомкин. - СПб.: АРБ им. Вагановой, 2013. - 508 с. - Текст: непосредственный.

38. Чекалина А.А. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика / А.А. Чекалина. - СПб.: ГУП, 2006. -632с. - Текст: непосредственный.

39. Шамрова А.А. Сущность понятия «индивидуальный стиль профессиональной деятельности хореографа / А.А. Шамрова. - Текст: электронный //- Режим доступа: http//www.rusnauka.com10_NPE_2008MusicaAndLif e29427.doc.htm (дата обращения 01.01.2021).

ии

вшам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40. Шанкина С.В. Особенности реализации дифференцированного подхода к послевузовскому образованию специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина. - Текст: непосредственный // Вестник Тамбовского университета. - 2008. - № 11 (67). - С. 137-142.

41. Юрьева М.Н. Повышение квалификации педагога-хореографа: компетентность и развитие / М.Н. Юрьева, Л.Н. Макарова. - Текст: непосредственный // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - Т. 104, №. 12. - С. 108-113.

42. Юрьева М.Н. Содержание и направленность профессиональной подготовки студентов-хореографов в вузах культуры и искусств / М.Н. Юрьева. - Текст: непосредственный // Гаудеамус. - 2015. - №. 1 (25).

- С. 95-106.

43. Якушева С.Д. Педагогическая техника — основа педагогического мастерства / С.Д. Якушева.

- Текст: непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 2. - С. 182-19

КОНЦЕПЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ-ХОРЕОГРАФОВ

Актуальность исследования.

Хореографическое искусство представляет собой одну из наиболее сложных форм обучения и воспитания. Танец не только включает в себя широкий набор двигательных элементов, но и способствуют развитию практически всех физических качеств: силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и

координационных способностей. Наряду с физическим развитием спортивные танцы оказывают непосредственное воздействие на нравственное, умственное, эстетическое, волевое воспитание [Ы^й! №е тогпа odnalezc ггбй^ о dwoIaшa.]. Помимо непосредственно

образовательной деятельности, педагог-хореограф выполняет большое количество организаторских и административных функций, взаимодействуя со специалистами смежных для искусства профессий: визажистами, костюмерами, режиссерами, декораторами, художниками, осветителями и др. Формирование указанных способностей у занимающихся требует от педагога-хореографа развитых профессиональных качеств, которые позволяют как эффективно управлять педагогическим процессом, так и своевременно вносить коррективы, направленные на его совершенствование.

Профессиональные компетенции, которыми в результате освоения образовательной программы должен обладать педагог-хореограф включают знания, умения и навыки по постановочной, репетиционной, исполнительской, педагогической, организационно-руководящей и исследовательской деятельности [11].

Требования Федерального государственного образовательного стандарта, определяющие

ии

ЕШШ

организационные аспекты в области образовательной деятельности хореографического искусства с учетом современных инновационных достижений науки, культуры и социальной жизни общества, в целом значительно возросли. Повышение требований, к качеству подготовки педагогов-хореографов, обуславливают

необходимость постоянного совершенствования качества обучения, поиск новых инновационных методов и средств образовательной деятельности.

В существующих условиях ключевой задачей дополнительного образования становится совершенствование системы подготовки и повышения квалификации, учитывающие специфику проблем, с которыми приходится сталкиваться в профессиональной деятельности педагогам-хореографам.

Изученность темы. Общие закономерности педагогического процесса в высшей школе, рассматриваются в научных трудах Н.Е. Астафьевой, В .И.Загвязинского,

Н.В.Кузьминой, В.Д.Шадрикова и др. Общетеоретические основы профессиональной подготовки педагога-хореографа о развитии, обучении и воспитании хореографической культуры, артистизма и профессионального мастерства обучающихся изложены в трудах А.В. Вагановой, Н.П. Базаровой, С.С. Холфиной, Н.И. Тарасова, Г. Н. Прибыловой, А.А. Писарева, В.С. Костровицкой, И.Д. Бельского, П.А. Пестова, В.Д. Тихомирова, Е.П. Валукина и многих других.

Объект исследования - профессиональное развитие педагога-хореографа. Предмет -эффективность дифференцированного подхода в развитии профессионально-творческих

компетенций педагога-хореографа на этапе дополнительного образования.

Цель работы теоретически обосновать и эмпирически подтвердить необходимость использования дифференцированного подхода к профессиональному развитию педагогов-хореографов на этапе дополнительного образования.

Задачи педагогического исследования:

1. Изучить теоретико-методические основы развития у педагогов-хореографов профессиональной компетентности на этапе дополнительного образования.

2. Провести эмпирическое исследование проблем, с которыми сталкиваются педагоги-хореографы в своей профессиональной деятельности и способности современной системы дополнительного образования помочь в их устранении.

3. Разработать педагогическую концепцию системы дополнительного образования, базирующуюся на дифференцированном подходе и максимально учитывающую существующие профессиональные потребности современных педагогов-хореографов.

Исходя из поставленных цели и задач выдвинута гипотеза исследования:

дополнительное профессиональное образова педагогов-хореографов будет эффективным при следующих условиях:

1.Совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации, применение модели обучения, ориентированной на личностные особенности, возможности и потребности педагогов-хореографов, с учетом специфики проблем, с которыми им приходится сталкиваться в профессиональной деятельности.

2.Сбалансированное сочетание традиционных и инновационных методик обучения с привлечением объяснительно-иллюстративных, эвристических, репродуктивных методов, а также использования современных технических средств и интернет ресурсов.

3.Организации дифференцированного

учебного процесса средствами оптимальной системы методов и приемов обучения и контроля знаний, учитывающей не только личностные, но и социально-демографические характеристики

обучаемых (возраст, трудовой опыт и др.)

4. Реализация дифференцированного подхода за счет создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть познавательный, творческий, коммуникативный и художественный потенциал личности обучающихся обучаемых

5.Контроль и коррекция знаний и умений обучающихся при помощи разработки и внедрения систем разно-уровневого контроля и оценки результатов.

Методы исследования. Для написания теоретической части ВАР были использованы такие методы сбора и анализа информации, как анализ и синтез, умозаключение, аналогия, индукция и дедукция, обобщение, абстрагирование, цитирование, ретроспективный анализ. Для проведения эмпирического исследования был использован метод анкетного опроса. Обработка и анализ данных осуществлялись в статистическом пакете IBM SPSS Statistics 22.

База исследования. Исследование было проведено на базе региональной федерации танцевального спорта. Работа Федерации обусловлена решением целого ряда социально значимых для нашего города и региона задач, в числе которых: содействие физическому, интеллектуальному, нравственному и

гармоничному развитию творческого потенциала личности посредством спортивных бальных танцев; увеличение количества регулярно занимающихся физической культурой и спортом (в общеобразовательных школах, детских садах); воспитание духовно нравственных качеств у детей и молодежи посредством спортивных бальных танцев и др.

Практическая значимость. Результаты работы нашли отражение в рабочих учебных программах выпускающей кафедры спортивного и современного танцев ТГИК: «Основы постановки

Формейшн», «Мастерство хореографа» «Спортивный танец и методика его преподавания» «Выпускная квалификационная работа» «Производственная Преддипломная практика», и

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

др. Также автором была разработана концепция которая может лечь в основу программ повышения квалификации педагогов бального танца.

Айтышева Айгуль Мукатаевна

(Л.Н.Гумилев атындагы Е¥У) Урузбаева Гаухар Тлеубердыевна (Л.Н.Гумилев атындагы Е¥У) Бекова Жанат Кадырбаевна (Астана халыцаралыцуниверситетi) Азаматова Акпатша (Л.Н.Гумилев атындагы Е¥У)

Т¥ЛГАНЬЩ 6З1НД1К САНА-СЕЗ1М1 МЕН ЭЛЕУМЕТТ1К Р6ЛДЕРШЩ БАЙЛАНЫСЫНЬЩ ГЕНДЕРЛ1К ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1

взшдж сана-сезiм жеке даральщтьщ рухани байлыгынын кврсеткiшi болып келедг Бул алынган тэж1рибе, жеке устанымдардын калыптасуы, взш-взi тану мен кабылдау, т.б. жолдармен курылады.

Немю психологы Э. Шпрангер жастык шак жас ерекшелiгiндегi взiндiк сана-сезiм мен к¥ндылыктык багыттануды жYЙелi тYPде зерттеудщ негiзiн калады. взiнiн «Жастык шак психологиясы» енбегiнде психологиянын басты мiндетi ретiнде тулганын вз рухани вмiрi мен мэдениетпен тыгыз байланыстагы гшш дYниесiн зерттеудi белгiлейдi [1]. Б.Г.Ананьевтщ пайымдауы бойынша сана, квптеген катынас объектiлерiнен втiп, взiндiк сана-сезiмнiн объекпсше айналып, мiнез курылымын аяктап, оныц бiрт¥гастылыFын камтамасыз етiп, тулганын т^рактануына экеледi. Жастар взiнiн жеке дарылыгы мен кайталанбастыгын угына тYсiп, санасында сырткы багалау iшкiге ауысып, кайта багдарланады. Осылайша, онын жеке Мен-концепциясы курылады. Ол кейiнгi дамуды камтамасыз етедi [2].

взiндiк сана-сезiм курылымына взiндiк «Меннiн» мотивтерi мен максаттарын жаткызуга болады. Тулга взш субъект ретiнде кабылдай отыра, эрекеттершщ акыргы максатын бiледi жэне оны болжай алады. 9зiндiк сана-сезiмнiн курылымына тулганын шынайы эрi взi калайтын бiтiстерiн угынуын жаткызуга болады. Бул жерде «шынайы Мен» жэне «идеалды Мен» бейнелерiнiн уштасуы байкалады. Тулга «идеалды Мен» бейнесiне жету жолында «шынайы Мен» бейнесiнiн белгiлi бiр дагдыларын жетiлдiредi. Сонымен катар тулганын взi туралы танымдык угымдары да жаткызылады. Тулга взiн бакыланатын объект репнде кабылдап, взi туралы акпаратты жинактайды. Ал взi жайындагы эмоционалды жэне сезiмдiк ^ымдар жеке эмоционалды диапазонын кенейтуге мYмкiндiк бередi.

Психологияда гендер аясынын мэнгi мэселелерiнiн бiрi - гендерлiк элеуметтiк рвлдер. Алайда, элеуметтiк рвлдердiн гендерлiк аясын

зерттеу Yшiн алдымен онын взiн зерттеуге тура келедi.

Адамнын элеуметтiк мэртебесш бiле тура, онын бойынан сэйкес келетш элеуметтiк кызметтердi орындауга квмекш болатын белгiлi бiр бiтiстердi iздеймiз. Р. Линтоннын пайымдауы бойынша, мэртебемен ассоциацияланып кYтiлетiн мшез-кулык - бул элеуметтiк рвл. Ягни когамдагы белгш бiр мэртебе иелерiнде калыптаскан мшез-кулыкты элеуметтiк рвл деп атайтын болсак, мэртебенi кукыктар мен мiндеттер деп суреттеуге болады.

Эр индивид вмiр барысында тYрлi рвлдердi аткарады. Индивид все келе, бала, мектеп окушысы, студент, ата-ана, белгiлi бiр маман иесi, ягни элеуметтiк белгш бiр мYшесi болады. Рвлдiк окытудын кем дегенде ек1 аспектiсi болады. Олар:

1) Орындалатын рвлге сэйкес мiндеттер мен кукыктарды орындап, жYзеге асыруды YЙрену;

2) Рвлге сэйкес келетш нускамалар, кYтiлiмдер мен сезiмдерге катысты тэжiрибе алу.

Екiншi аспект ен манызды болып келедi.

Элеуметпк рвлдер, кызметтер мен мэртебелер бiр механизмдi курайды. Нэтижесiнде адам когам Yшiн сенiмдi болып, онын мшез-кулкын болжауга болады. Сонымен катар адам коршаган ортада калыптаскан мэдениеттi бойына сiнiрiп, онын вкiлiне айналады [3]. Элеуметпк рвл символ-акпараттык пен императивтьбакылау кураушы бвлiктерден тирады. Символ-акпараттык к¥раушы бвлiк белгiлi бiр мэртебеш иеленетiн адамнан талап етiлетiн мшез-кулыктык сценарийiн усынады. Бул сценарийде мшез-кулыктан баска колайлы дене кимылдары, журю-т^рыс, киiм Yлгiсi мен эдеттер кврсетшедг Рвлдiк экспектация, ягни кYтiлiмдер, мшез-к¥лык нормалары, инструкциялар мен ережелер тYрiнде гана болмайды. Ол баска адамдармен онай кабылданатын бейненi де суреттейдг

Элеуметтiк рвлдердi кундылыктар, мшез-кулык нормалары мен салт-дэстYрге сай келепндей етiп аныктау кажет. Бунын барлыгы элеуметпк-мэдени ортада пайда болып, ныгаяды. Рвлдiн

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.