Научная статья на тему 'Основные жанровые характеристики интернет-чата в рамках контрастивного анализаа'

Основные жанровые характеристики интернет-чата в рамках контрастивного анализаа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
670
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / КОМПЬЮТЕРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЖАНРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОММУНИКАЦИИ / INTERNET DISCOURSE / COMPUTER-MEDIATED COMMUNICATION / GENRES OF INTERPERSONAL COMPUTER-MEDIATED COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лепшеева Наталия Анатольевна

В статье приводится анализ ряда работ по теории и классификации жанров компьютерного дискурса, а также предлагается новый подход к выделению базовых критериев для классификации и описанию Интернет-чата как особого жанра компьютерного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main genre characteristics of internet chats within the limits of contrastive analysis

The article contains the analysis of a number of works on the theory and classification of the genres of computer discourse. New approach to distinguishing of basic classification criteria and description of the Internet chats as a particular genre of computer discourse is offered.

Текст научной работы на тему «Основные жанровые характеристики интернет-чата в рамках контрастивного анализаа»

Поступила в редакцию 17.12.2009 г.

Bochkarev A.E. About some conditions of understanding.

Taking a vegetal motif in Proust’s novel “A la recherche du temps perdu” as an example, the paper considers some problems connected with the text understanding and its semantic interpretation.

Key words: interpretation, understanding, cognition, reference, metaphor.

УДК 81’1:004

ОСНОВНЫЕ ЖАНРОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЧАТА В РАМКАХ КОНТРАСТИВНОГО АНАЛИЗА

© Н.А. Лепшеева

В статье приводится анализ ряда работ по теории и классификации жанров компьютерного дискурса, а также предлагается новый подход к выделению базовых критериев для классификации и описанию Интернет-чата как особого жанра компьютерного дискурса.

Ключевые слова: интернет-дискурс; компьютерная коммуникация; жанры межличностной компьютерной коммуникации.

С момента обращения к изучению глобальной сети Интернет возник вопрос об определении компьютерного дискурса. Большинство исследователей сходятся во мнении, что под компьютерным дискурсом следует понимать общение, опосредованное электронными средствами коммуникации, или компьютерную коммуникацию. Несмотря на многообразие терминов, обозначающих язык компьютерного общения - компьютерный дискурс, электронный дискурс, интернет-дискурс, в целом это тождественные понятия, которые обозначают как обмен информацией, так и общение между людьми посредством компьютера.

К вопросу о компьютерном дискурсе и его жанрах обращались многие отечественные лингвисты, такие как Е. Галичкина,

О. Ворон, А. Кутузов, В. Михайлов и С. Михайлов, Е. Волкова, Л. Иванов, Е. Вавилова, Л. Ковальская, П. Кондрашов, Н. Моргун и Е. Горошко. Большинство из них выделяют следующие общие конститутивные признаки, на основе которых становится возможным описать компьютерный дискурс: виртуальность, глобальность, дистантность, опо-средованность, гипертекстуальность.

Различия между разновидностями компьютерного дискурса описываются с помощью понятия жанра. Это понятие первоначально использовалось в литературоведении для различения таких видов литературных произведений, как, например, новелла, эссе,

повесть, роман. Было предложено и более широкое понимание термина «жанр», распространяющееся не только на литературные, но и на другие речевые произведения. По мнению А.Д. Швейцера, единицей контрастивного анализа может быть только жанр, поскольку тип текста базируется на определенной коммуникативной функции [1].

В исследовании американского лингвиста Дж. Байбера было показано, что для многих жанров выделить устойчивые формальные характеристики весьма затруднительно. Дж. Байбер предложил рассматривать жанры как культурные концепты, лишенные устойчивых лингвистических характеристик, и дополнительно выделять типы дискурса на основе опытным путем выявляемых и количественно измеримых параметров [2].

В диссертационной работе Е.Н. Галич-киной «Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках» как разновидности компьютерного дискурса (жанры) выделены и обоснованы только интернет-конференции и форумы. Именно в этой работе впервые встречается упоминание об интернет-чатах как особом жанре компьютерного дискурса. По классификации Е.Н. Га-личкиной, компьютерное общение включает следующие жанры:

1) электронная почта;

2) чат - неформальное общение в реальном времени посредством компьютера;

3) электронные доски объявлений;

4) компьютерные конференции [3].

На наш взгляд, данная классификация не точна: электронные доски объявлений сейчас представляют собой не что иное как список рекламных предложений. Более того, интернет-конференции выделяются на основе таких признаков, которые характерны для всех вышеперечисленных жанров компьютерного дискурса. Кроме того, данная классификация весьма условна, т. к. по многим конститутивным признакам эти жанры могут пересекаться.

С.В. Михайлов в своей работе только приводит список разновидностей компьютерного дискурса, называя их «жанрами естественной письменной речи»: чат-коммуникация, дискуссионные форумы, запись в гостевой книге, сетевой дневник. Электронную почту С.Н. Михайлов как жанр не рассматривает, т. к., по его мнению, электронный вариант письма в целом не отличается от неэлектронной разновидности: отличие касается только медиальной реализации электронной версии. Автор не приводит ни объяснений, ни конститутивных признаков для обоснования подобного рода классификации, а лишь характеризует весь интернет-дискурс как имеющий электронный сигнал, гипертекст, дистантность [4].

Самую полную классификацию жанров компьютерной коммуникации предложил Л.Ю. Иванов:

1) общеинформационные жанры или жанры компьютерных новостей (сайты новостей, разновидности некоторых РЯ-сайтов);

2) научно-образовательные и специальные информационные жанры (монографии, научные статьи, интерактивные учебные курсы);

3) художественно-литературные жанры, вмещающие все оцифрованные произведения мировой классики (электронные книги, т. н. «сетература»);

4) жанры, оформляющие неспециальное, непрофессиональное общение (виртуальные игры, живые электронные дневники, чаты, гостевые электронные книги и почтовая переписка);

5) деловые и коммерческие жанры (доски рекламных объявлений, корпоративные сайты, баннеры и прочее) [5].

Л.Ю. Иванов, пытаясь описать жанры электронной коммуникации, опирается на

определение речевых жанров Бахтина как высказываний при «... устойчивых, закрепленных бытием и обстоятельствами формах жизненного общения» [5, 6]. Анализируя данный список «разновидностей компьютерного дискурса», можно предположить, что в основе данной классификации лежит теория функциональных стилей.

Язык сети в силу своего функционального и жанрового разнообразия может быть отнесен, как считает Л.Ю. Иванов, к специальным образованиям, находящимся над подъязыками и отдельными их функциональными разновидностями. Язык сети объединяет в себе множество жанровых подсистем, разделяющихся на отдельные жанры. Ученый полагает, что язык сети занимает следующую нишу вслед за языками международного общения и национальными языками, т. е. то место, на котором представлены крупные подсистемы в рамках интернациональных и национальных языков, такие как язык художественной литературы, совокупность функциональных разновидностей и специальных языков, а также разговорная речь [5].

Для лингвистического анализа электронной коммуникации более целесообразна классификация Д. Кристала, в основу которой положены ситуационные и стилеобразующие признаки. Классификация Д. Кристалла легла в основу форматов электронного дискурса, выделяемых Е.Н. Галичкиной [3]. Данную классификацию рассматривают как самую популярную и признанную, на нее ссылаются, ее цитируют, на нее быстрее всего можно найти ссылку в самом Интернете. Ученый выделяет следующие жанры электронной коммуникации, называя их «ситуациями использования Интернет» («broad Internet-using situations»):

1) электронная почта;

2) синхронные и асинхронные чаты, включая компьютерную службу публикации объявлений (Bulletin-Board System, BBS);

3) виртуальные миры (MOOs, MUDs и т. д.);

4) веб-тексты, к которым относятся электронные тексты с гипер- и линейной структурой (например, тексты в формате .pdf) [7].

Наименование «ситуации использования Интернет» как нельзя лучше характеризует

данный список. Все вышеперечисленное нельзя отнести именно к общению или литературе, или играм. В первом случае посетитель Интернета имеет своей целью общение, во втором случае - общение и «скачивание» информации, в третьем - игра и общение (стоит отметить, что виртуальные миры уступили место он-лайн играм), четвертый же пункт подразумевает чтение и получение знаний. При этом далеко не все «ситуации» были названы. Возможно, описанную нами выше классификацию Л.Ю. Иванова можно было бы назвать «классификацией ситуаций использования Интернет», поскольку именно это автор так безошибочно и полно описал.

В.Ю. Нестеров разработал свою типологию виртуальных межличностных коммуникаций, получивших широкое распространение в Интернете:

1) диалоговая коммуникация, off-line (автономная) и on-line - в реальном времени (электронная почта, ICQ);

2) полилоговая коммуникация, off-line и on-line (конференции, чаты) [8].

Как типология коммуникаций данная классификация правомерна: действительно, общение в сети Интернет всегда происходит либо в режиме реального времени, либо опосредованно. И существуют при этом только две формы: диалог и полилог. Но ошибка автора данной типологии заключается в приведенных примерах: так, электронная почта может стать полилоговой коммуникацией, если письма каждый раз отсылаются не одному человеку, а нескольким; а чат, в свою очередь, может перейти в разряд диалогового общения: в каждом чате всегда есть т. н. «приват» - функция, которая позволяет общаться только с одним собеседником так, что остальные посетители этого не наблюдают.

Из всего вышеизложенного следует, что точной и общепринятой классификации жанров интернет-дискурса не существует: одни исследователи рассматривают весь Интернет в целом, другие только межличностную коммуникацию в глобальной сети.

Поскольку мы рассматриваем именно коммуникацию посредством компьютера, то хотели бы предложить свою классификацию жанров компьютерного дискурса. Рассмотрев все имеющиеся классификации и резюмируя их содержание, мы считаем, что наиболее

обоснованной является следующая классификация жанров компьютерной коммуникации:

1) форум (интернет-конференция);

2) блог (интернет-дневник);

3) электронное письмо (e-mail);

4) чат.

Объединить все вышеуказанные жанры можно на основе канала коммуникации (компьютер и Интернет), что обусловливает наличие общих особенностей коммуникации посредством компьютера: наличие электронного сигнала, гипертекстовость, дистант-ность, опосредованность и даже креолизо-ванность. Все они имеют своей целью общение людей. Данные жанры являются модифицированными жанрами некомпьютерного дискурса, т. е. они имеют определенное типологическое родство с уже существующими и ранее обоснованными жанрами письменной коммуникации.

Интернет-форум подобен жанру дискуссии или дебатов, который представляет собой обсуждение поставленной задачи или проблемы, но в отличие от межличностного общения тет-а-тет обмен мнениями происходит удаленно в пространстве и времени. Посетитель форума заходит на страницу, регистрируется, выбирает тему для обсуждения (такое возможно, если форум имеет дробление общей темы на более мелкие, например, мебельный форум подразделяется на форум для производителей, поставщиков комплектующих, разработчиков программного обеспечения для автоматизации бизнеса, страницы спроса и предложения, и отзывов потребителей, где «простые» коммуниканты делятся опытом покупки и эксплуатации мебели), прочитывает интересующие его заметки и оставляет свое сообщение как комментарий на чье-то уже имеющееся высказывание.

Блог - электронный дневник, в котором его владелец помещает в хронологическом порядке заметки о событиях, важных и не очень, но происходящих в его жизни. Основным отличием интернет-дневника от бумажного является отсутствие секретности и закрытости подобного рода частной информации. Напротив, блог не только доступен общему обозрению, но и другие пользователи сети имеют возможность оставлять свои комментарии на содержащуюся в блоге информацию. Владелец дневника затем может завязать беседу с тем гостем, чье мнение его

заинтересовало, в таком случае их дальнейшее общение будет уже по своей структуре больше напоминать форум.

Электронное письмо, или e-mail, очень близко по своей композиционной структуре обычному письму, принадлежащему к эпистолярному жанру. Электронная переписка, также как и эпистолярный жанр, делится на деловую и частную переписку, причем деловая переписка не претерпевает никаких изменений независимо от канала передачи. Она конвенциональна, кодифицирована, нормирована, полна клише и канцеляризмов. Язык частной же переписки посредством компьютера становится более неформальным и воспринимает все лингвистические особенности, характерные для интернет-коммуникации.

Интернет-чат сходен с жанром беседы (разговора) и обладает чертами обиходноразговорного стиля, при этом форма речи является не устной, а письменной. Но, как и в живой устной речи, проявляются черты разных функциональных стилей в зависимости от темы диалога (полилога). Тем не менее интернет-чат можно считать пограничным жанром компьютерного дискурса. Он имеет сходные черты с интернет-конференцией (форумом) по способу передачи информации: каждый участник должен выйти на страницу под своим зарегистрированным ником, набрать и отправить сообщение.

Итак, все описанные нами разновидности межличностной компьютерной коммуникации имеют одинаковые характеристики, присущие компьютерному дискурсу в целом:

1) опосредованность, т. е. отсутствие аудио-визуального контакта говорящих;

2) особая конвенциональность, т. е. наличие фиксированных правил общения (специфической компьютерной этики);

3) дискретность, т. е. последовательное появление строк и высказываний на экране или последовательная передача фраз при аудио контакте;

4) наличие программных средств (гипертекста, скриптов, сценариев), т. е. системы команд или дополнений к тексту, которые позволяют осуществлять ряд операций: стирать, выделять и мн. др.;

5) письменная фиксация текста, специфика которой отражает ряд лингвистических особенностей.

Единственное отличие, которое и позволяет выделить интернет-чат как разновидность компьютерного дискурса, заключается в том, что общение в интернет-чате происходит в режиме реального времени, т. е. он-лайн. А следовательно, коммуниканты имеют возможность одновременно наблюдать свои высказывания и реакцию на них других собеседников, что, несомненно, роднит интернет-чат с диалогом в естественной среде. С.Н. Михайлов называет подобное условие функционирования интернет-чата «синхронным модусом» [9]. Подобное функционирование интернет-чата в реальном времени не могло не сказаться на особенностях языка, который приобрел черты, характерные для разговорной речи: обилие сниженной разговорной лексики, неполные и эллиптические конструкции, сокращения и эмоционально насыщенные средства языка.

Подводя итог, можно сказать, что общепринятой классификации жанров интернет-дискурса не существует: одни исследователи рассматривают весь Интернет в целом, другие только межличностную коммуникацию в глобальной сети. На наш взгляд, наиболее обоснованной является следующая классификация жанров компьютерной коммуникации: форум (интернет-конференция), блог (интернет-дневник), электронное письмо (е-шай), чат. Объединить все вышеуказанные жанры можно на основе канала коммуникации (компьютер и Интернет). Все они имеют своей целью общение людей. Единственным отличием, позволяющим выделить интернет-чат как особый жанр компьютерного дискурса, является то, что общение в интернет-чате происходит в режиме реального времени, т. е. он-лайн.

1. Швейцер А.Д. Контрастивная лингвистика. Газетно-публицистический стиль в английском и русском языках. М., 199З. С. 181, і8З-186.

2. Biber D. Variation across speech and writing. N. Y., 199З.

3. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2001. С. 8-9.

4. Михайлов С.В., Михайлов В.А. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества // Актуальные

27З

проблемы теории коммуникации. СПб., 2004. С. З4-З2.

З. Иванов Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура устной речи. М.,

2000. С. 131-147.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М., 1979. С. 99.

7. Crystal D. Language and the Internet. N. Y.,

2001.

8. Нестеров В.Ю. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете. URL: http://flogiston.ru/ articles/netpsy/netemotions (дата обращения: 2З.11.2009).

9. Михайлов С.Н. Лингвистическая характеристика компьютерной коммуникативной среды // Язык и межкультурная коммуникация:

материалы Первой межвузовской научнопрактической конференции. СПб., 2004.

С. 158-160.

Поступила в редакцию 12.01.2010 г.

Lepsheeva N.A. Main genre characteristics of internet chats within the limits of contrastive analysis.

The article contains the analysis of a number of works on the theory and classification of the genres of computer discourse. New approach to distinguishing of basic classification criteria and description of the Internet chats as a particular genre of computer discourse is offered.

Key words: internet discourse; computer-mediated communication; genres of interpersonal computer-mediated communication.

УДК 82... АЯ.06.Замятин Е.И.

ЕВГЕНИЙ ЗАМЯТИН О «МУЗЫКЕ СЛОВА»1

© К.В. Дьякова

В статье раскрываются представления писателя Е.И.Замятина о музыке слова и его отношение к звуковой образности литературных произведений. Проводится аналитический обзор теоретических, критических, автобиографических работ Е.И.Замятина, в которых автор так или иначе ставит вопрос о функции звука в художественной прозе.

Ключевые слова: Евгений Замятин; музыка слова; звукообраз.

Звуковое1 мышление не только Евгения Ивановича Замятина (1884-1937), но и других писателей может исследоваться на разных уровнях философии и поэтики художественного текста: звукописи-инструментовки; ритмики; строфической композиции; звуковых лейтмотивов; образов звучания как элементов образной системы; звуковых рядов.

В произведениях Замятина фонике и ритмике уделено большое внимание, однако бытование звука этим далеко не ограничивается. В случае с Евгением Замятиным важна роль звука как абсолютно самостоятельного художественного образа, опирающегося

практически всегда на развернутое лексическое описание, апеллирующего к психике, к чувственному восприятию.

Можно уверенно констатировать крайне малую степень разработанности исследуемо-

1 Работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. ГК № П2193 от 9 ноября 2009 г.

го материала в научной литературе: проблема звукового пространства, образов звучания как элементов образной системы Замятина до сих пор не была предметом специального изучения, несмотря на то, что многие замя-тиноведы акцентировали ее большую значимость в творчестве писателя. Обозначение отдельных звукообразов как концептуально значимых художественных деталей прозы Замятина и выделение единичных звуковых рядов, чем, как правило, ограничивается сегодня изучение этого аспекта творчества писателя, представляются недостаточными. Очевидна необходимость глубокого анализа всего звукового пространства в полном контексте его художественного воссоздания, семантической насыщенности, философской, психологической, эстетической содержательности.

Актуальность исследования обозначенной проблемы определяется необходимостью объективной историко-литературной оценки феномена литературы «русского зарубежья»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.