Научная статья на тему 'Классификация жанров Интернет-дискурса'

Классификация жанров Интернет-дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
14055
2238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ЖАНРОВЕДЕНИЯ / THEORY OF DIGITAL GENRES / ВИРТУАЛЬНЫЙ ЖАНР / DIGITAL GENRE / ГИПЕРЖАНР / ЖАНР / GENRE / СУБЖАНР / SUBGENRE / ЖАНРОВЫЙ ФОРМАТ / GENRE FORMAT / HYPERGENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ульянова Мария Александровна

Статья посвящена вопросу классификации жанров Интер нет-дискурса. Изучается появление новой отрасли «теории вир туального жанроведения». Рассматривается термин «виртуаль ный жанр». Приводятся различные классификации виртуальных жанров. Вводятся понятия «гипержанр», «жанр» и «субжанр», «жанровый формат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of Internet discourse genres

The article is devoted to the problem of Internet-discourse genres classification. A new field «theory of digital genres» is studied. A term «digital genre» is considered. Different classifications of digital genres are specified. The terms «hypergenre», «genre», «subgenre», «genre format» are introduced.

Текст научной работы на тему «Классификация жанров Интернет-дискурса»

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖАНРОВ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

М. А. Ульянова

Статья посвящена вопросу классификации жанров Интернет-дискурса. Изучается появление новой отрасли «теории виртуального жанроведения». Рассматривается термин «виртуальный жанр». Приводятся различные классификации виртуальных жанров. Вводятся понятия «гипержанр», «жанр» и «субжанр», «жанровый формат».

Ключевые слова: Теория виртуального жанроведения, виртуальный жанр, гипержанр, жанр, субжанр, жанровый формат.

Интернет является важной частью современной действительности, в результате чего актуально изучение особенностей коммуникации в Интернет-дискурсе. Интерес к изучению Интернетдискурса говорит о необходимости дальнейшего исследования его жанрового своеобразия.

В сети Интернета возникает новая коммуникативная среда, так называемое «коммуникативное пространство», где интенсивно возникают новые жанры общения. Лингвисты (Е. И. Горошко, Л. А. Капанадзе, Л. Ф. Компанцева, О. В. Лутовинова, Л. Ю. Щи-пицина) говорят о «теории виртуального жанроведения». Это новая теория, которая появилась в среде Интернет-дискурса, описывающая и структурирующая все существующие Интернет-жанры и способы их классификации [3. С. 105].

В современной лингвистической науке в теории виртуального жанроведения перед лингвистами стоят следующие задачи: определить единый термин, описывающий жанр в Интернет-комуникации, и дать ему характеристику; изучить взаимодействие между традиционными «бумажными» и виртуальными жанрами; разработать подходы и критерии для классификации виртуальных жанров; описать специфику конкретного виртуального жанра [9. С. 389].

В современном дискурсе для описания жанров Интернет-коммуникации используются такие термины, как виртуальный жанр (О. В. Лутовинова, Л. Ф. Компанцева, Е. И. Горошко), электрон-

102

Язык художественной литературы

ный жанр (Е. Н. Вавилова, Л. А. Капанадзе, О. А. Саенко), коммуникативный сервис Интернета, интернет-жанр (Е. И. Горошко, Е. А. Жигалина), дигитальный жанр, цифровой жанр (Л. Ю. Щи-пищина), гипержанр (Л. А. Капанадзе), сетевой жанр (Н. А. Трофимова), жанровый формат виртуального дискурса (О. Ю. Усачева, Л. Ф. Компанцева).

В нашей работе мы используем термин «виртуальный жанр», поскольку существует устоявшееся понятие «виртуальное жанроведение» (Е. И. Горошко, Л. Ф. Компанцева, О. В. Лутовинова, Л. Ю. Щипицина). «Дигитальное, электронное и интернет-жанроведение» не используются сегодня относительно жанров в коммуникативном пространстве. «Коммуникативный сервис Интернета» - это технический термин, использующийся для описания программного обеспечения, технологических платформ, на которых базируется существование различных электронных жанров. К нему мы можем отнести ICQ программы, Miranda, QIP, Microsoft Messenger, Yahoo Messenger и т.д. Необходимо также отметить и то, что «электронный жанр» - более широкое понятие, чем «виртуальный жанр» или «Интернет-жанр».

Остановимся на определении понятия «жанр».

После работы М. М. Бахтина, термин «жанр» стал использоваться не только по отношению к формам литературных текстов, но и по отношению к дискурсу. Знание жанров дискурса - важный компонент языковой компетенции человека, по мнению лингвиста. Под «жанром» М. М. Бахтин понимает «устойчивый тип текста, объединенный единой коммуникативной функцией, а также сходными композиционными и стилистическими признаками» [1. С. 428-472].

В нашей работе мы рассматриваем «жанр» как устойчивую модель речевой деятельности в определенной сфере общения в зависимости от факторов коммуникативной ситуации, «жанр Интернет-дискурса» - как «форму коммуникативного выражения онлайновой личности (данный жанр содержит в себе черты коммуникативного характера и реализует отдельные намерения пользователя Интернет-дискурса)» [10. С. 138].

Сегодня вопрос о жанровой специфике Интернет-дискурса разрабатывается в трудах таких лингвистов, как М. М. Бахтин, А. В. Денисов, Л. Ю. Иванов, Л. Ф. Компанцева, О. В. Лутовинова, Н. Б.

103

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

Рогачева, А. А. Селютин, О. Ю. Усачева, Л. Ю. Щипицина, Н. Г. Асмус, Е. Н. Вавилова, Е. Н. Галичкина, Е. И. Горошко, Е. А. Жигалина, О. В. Дедова, Л. Ю. Иванов, Л. А. Капанадзе, П. Е. Кондрашов, М. Л. Макаров, М. Ю. Сидорова, Ф. О. Смирнов. Анализ жанров Интернет-дискурса проводится с помощью описания теоретического и практического использования жанров в лингвистике и теории коммуникации. Жанровая система Интернет-дискурса сложна и многоаспектна в виду развития Интернет-технологий. Поэтому существует огромное количество подходов к жанровой классификации Интернет-дискурса.

Данная статья посвящена изучению классификации жанров Интернет-дискурса. Среди всего многообразия, выделим несколько из них.

О. В. Лутовинова делит виртуальные жанры на дискурсообразующие и дискурсоприобретенные.

Дискурсообразующие жанры - это виртуальные жанры, которые различаются по двум критериям - структурность и композиционность. В данном случае лингвист рассматривает «жанр» в качестве «определенного типа высказывания в рамках определенного дискурса, который является своего рода текстом, вписанном в определенную коммуникативную обстановку».

Дискурсоприобретенные жанры - это «устойчивые типы высказываний в уже сложившихся формах общения, жестко обусловленных в виртуальной среде определенными техническими параметрами» [8. С. 285]. К ним лингвист относит электронное письмо (e-mail), чат, форум и гостевую книгу, жанр мгновенных сообщений, блог, многопользовательскую ролевую игру онлайн, СМС, к дискурсоприобретенным - флейм, сетевой флирт, виртуальный роман, креатифф, флуд, спам и послание [8. С. 169-281].

Интересной является точка зрения лингвиста о том, что виртуальные жанры могут заменять друг друга, трансформироваться внутри других жанров. Это происходит в результате развивающихся технологий Интернета, что также приводит и к формированию новых жанров в виртуальном пространстве.

Л. Ю. Щипицина предлагает дискурсивный подход к классификации жанров Интернет-дискурса. В данном подходе «дискурс» определяется в качестве процесса осуществления интернет-коммуникации, в которой жанр определяется опосредованием «тех-

104

Язык художественной литературы

нологического фактора» - канала электронной коммуникации; а «виртуальный жанр» - это типовая форма речевой деятельности в коммуникации, опосредованной каналом связи [12. С. 112].

Таким образом, классификация Л. Ю. Щипициной по типам дискурса включает в себя следующие вилы дискурса:

1) «персональный дискурс: персональные чаты в межличностной (ICQ, IM) и групповой разновидностях (IRC, веб-чат), личные веб-страницы, личные веблоги, форумы, личные электронные письма, социальные сети;

2) политический дискурс: политические веб-страницы, политические веблоги, политический чат, политические форумы;

3) юридический дискурс: веб-страницы юридических фирм, форумы юридической тематики;

4) деловой дискурс: веб-страницы фирм, деловые электронные письма, Интернет-магазины;

5) рекламный дискурс: веб-баннеры, рекламные электрон ые письма, контекстная реклама, всплывающая реклама;

6) массово-информационный дискурс: веб-страницы сетевых СМИ и новостных агентств, списки рассылки;

7) педагогический дискурс: академическая веб-страница (университета, школы и других образовательных учреждений), форумы, чаты, мультипользовательские миры образовательной направленности» [12. С. 209].

Л. Ю. Щипинина также предлагает и другую классификацию виртуальных жанров, которую она выстраивает в зависимости от коммуникативных функций интернет-общения. Эта система состоит из шести типов виртуальных жанров:

1) информативные жанры, используемые для предъявления или получения информации (институциональные веб-страницы, вебстраницы новостных агентств и сетевых СМИ, поисковые системы, онлайн-энциклопедии, каталоги, списки рассылки, электронные библиотеки и архивы);

2) директивные жанры, которые призваны побудить адресата осуществить какое-либо действие (веб-реклама, коммерческие и частные объявления, интернет-магазины и аукционы);

3) коммуникативные жанры, удовлетворяющие потребности в общении и соблюдения этикетных норм (чат, электронные письма, новостные группы, форумы, социальные сети);

105

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

4) презентационные жанры, служащие для самовыражения и представления данных о себе или своих произведений (личные веб-страницы, веблоги);

5) эстетические жанры, основная цель которых реализация художественно-творческого потенциала и эстетическое воздействие на партнеров с помощью создания мнимой реальности (сетевой роман, фанфикшн);

6) развлекательные жанры, основной целью которых - это получение удовольствия от выполнения определенных коммуникативных действий (многопользовательские миры и игры) [13].

У лингвиста Л. Ю. Иванова был схожий взгляд на жанровую классификацию Интернет-дискурса, согласно которому виртуальные жанры должны определяться по аналогии с жанрами других сфер общения. Он выделяет следующие жанры: общеинформационные жанры или жанры компьютерных новостей (сайты новостей, PR-сайты и т.д.); научно-образовательные и специальные информационные жанры (монографии, научные статьи, интерактивные учебные курсы, рефераты, онлайн-конференции, электронные словари и т. д.); художественно-литературные жанры (электронные библиотеки, сетература, аннотации, рецензии и т. д.); жанры, оформляющие неспециальное, непрофессиональное общение (виртуальные игры, живые электронные дневники, чаты, гостевые электронные книги, почтовая переписка); деловые и коммерческие жанры (рекламные объявления, корпоративные сайты, баннеры и т.д.) [5. С. 791].

Другая классификация жанров Интернет-дискурса принадлежит английскому лингвисту Д. Кристалл. Он говорит о пяти жанрах, «ситуациях использования Интернета» (broad Internet-using situations): электронная почта, синхронные и асинхронные чаты, виртуальные миры, ВЕБ-тексты (электронные тексты с гипер- и линейной структурой) [14. С. 63].

Согласно Е. Н. Галичкиной, Интернет-коммуникация представляет собой сложную комбинацию дискурсов - она содержит в себе признаки разных дискурсов, но в то же время полностью не принадлежит ни одному из них. Личная электронная переписка - это деловой дискурс, официальная переписка - институциональный дискурс, обмен научной информацией - научный дискурс, рекламные сайты - рекламный дискурс [2. С. 15].

106

Язык художественной литературы

О. Ю. Усачева и Л. Ф. Компанцева в круг жанроведческих понятий вводят термин «жанровый формат». Это гипертекстовое, интертекстуальное образование, в котором находят отражение особые экстралингвистические условия порождения дискурса. Однако данный термин еще не вошел в научную литературу. Согласно лингвистам, «формат» - это внешняя по отношению к дискурсу оболочка для формирования, структурирования и размещения информации, для осуществления коммуникативных обменов (интеракций). Таким образом, они выделяют следующие Интернетформаты: электронная почта (рассылки, спам, вирусы тоже входят в данную группу), синхронные чаты (чаты, ICQ), асинхронные чаты (форумы, конференции, виртуальные дневники и др.), дикурсивные практики, электронные доски объявлений, виртуальные миры, поисковая система, веб-сайт, электронная почта, Интернетконференция (Интернет-форум, дискуссионная группа как ее разновидности) и другие [11. С. 55; 7. С. 211].

Жанровая система Интернет-дискурса по структуре многоуровневая - она состоит из трех основных пластов: гипержанров, жанров и субжанров с возможным дальнейшим делением на жан-роиды. Субжанр - это жанровая форма, представляющая собой одноактные высказывания [6. С. 33]; гипержанр - это жанровое макрообразование, объединяет в себе несколько жанров [4. С. 33]; жанроид - это переходная форма, которая осознается говорящими как нормативная, но которая располагается в межжанровом дискурсивном пространстве [4. С. 34].

Принимая во внимание разноплановость существующих жанров, в нашем исследовании мы придерживаемся классификации Е. И. Горошко и Е. А. Жигалиной, согласно которой к гипержанрам Интернет-дискурса относятся: сайт; блог; социальная сеть; электронная библиотека.

Интернет-жанрами являются: электронное письмо; форум; чат; доски объявлений; рекламные баннеры; коммуникация с помощью программ мгновенного обмена сообщениями; виртуальная конференция; пост, или заметка автора; комментарий (в любом другом виртуальном жанре (социальной сети, блоге и т. д.).

Лингвисты также говорят о том, что в гипержанре можно выделить субжанры; например, в гипержанре блога - субжанр поста и комментария.

107

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

Проведенное исследование показало, что в современной лингвистике появилась новая теория виртуального жанроведения, которая изучена недостаточно на сегодняшний момент и требует дальнейшего анализа. Проблема жанра Интернет-дискурса сложна и многоаспектна. На сегодня нет единого термина, определяющего виртуальный жанр, нет единого подхода к классификации виртуальных жанров, а также нет однозначного мнения среди ученых относительно критериев выделения жанров Интернет-дискурса. Поскольку виртуальные жанры еще не оформились окончательно, они будут развиваться и видоизменяться в виду развития интернет-технологий.

Список литературы

1. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров // М. М. Бахтин. Литературно-критические статьи. М. : Худ. лит., 1986. С. 428-472.

2. Галичкина, Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2001. 22 с.

3. Горошко, Е. И. Виртуальное Жанроведение: устоявшееся и спорное / Е. И. Горошко, Е. А. Жигалина // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер. «Филология. Социальные коммуникации». 2011. Т. 24 (63). №1. Ч. 1. С. 105-124.

4. Дементьев, В. В. Социопрагматический аспект теории речевых жанров / В. В. Дементьев, К. Ф. Седов. Саратов, 1998. 107 с.

5. Иванов, Л. Ю. Язык в электронных средствах коммуника-

References

1. Bahtin, M. M. Problema rechevyh zhanrov // M. M. Bahtin. Literatumo-kriticheskie stat'i. M. : Hud. lit., 1986. S. 428-472.

2. Galichkina, E. N. Specifika komp'juternogo diskursa na anglijskom i russkom jazykah: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Astrahan', 2001. 22 s.

3. Goroshko, E. I. Virtual'noe

Zhanrovedenie: ustojavsheesja

i spornoe / E. I. Goroshko, E. A. Zhigalina // Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Ser. «Filologija. Social'nye kommunikacii». 2011. T 24 (63). №1. Ch. 1. S. 105-124.

4. Dement'ev, V. V. Sociopragmaticheskij aspekt teorii rechevyh zhanrov / V. V. Dement'ev, K. F. Sedov. Saratov, 1998. 107 s.

5. Ivanov, L. Ju. Jazyk v jelektronnyh sredstvah

108

Язык художественной литературы

ции // Культура русской речи. М.: Флинта : Наука, 2003. С. 791-793.

6. Кожевникова, К. В. Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста / отв. ред. Г.А. Золотова. М. : Наука, 1979. С.49-67.

7. Компанцева, Л. Ф. Интернет-

комммуникация: когнитивно-

прагматический и лингвокуль-турологичкий аспекты. Луганск : Знание, 2007. 444 с.

8. Лутовинова, О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: Перемена, 2009. 477 с.

9. Рогачева, Н. Б. Новые приоритеты в русском Интернет-общении: на материале жанра блога // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов : Наука, 2007. Вып. 5. Жанры и культура. С. 389-403.

10. Селютин, А. А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №35 (173). Филология. Искусствоведение. Вып.37. С. 138-141.

11. Усачева, О. Ю. К вопросу о жанрах интернет-коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. 2009. № 3. С. 55-65.

kommunikacii // Kul'tura russkoj rechi. M.: Flinta : Nauka, 2003. S. 791-793.

6. Kozhevnikova, K. V. Ob aspektah svjaznosti v tekste kak celom // Sintaksis teksta / otv. red.

G.A. Zolotova. M. : Nauka, 1979. S. 49-67.

7. Kompanceva, L. F. Internet-kommmunikacija: kognitivno-pragmaticheskij i lingvokul'turologichkij aspekty. Lugansk : Znanie, 2007. 444 s.

8. Lutovinova, O. V.

Lingvokul'turologicheskie harakteristiki virtual'nogo

diskursa. Volgograd: Peremena, 2009. 477 s.

9. Rogacheva, N. B. Novye

prioritety v russkom Internet-obshhenii: na materiale zhanra bloga // Zhanry rechi: sb. nauch. st. Saratov : Nauka, 2007. Vyp. 5. Zhanry i kul'tura. S. 389-403. 10.Seljutin, A. A. Zhanry kak forma kommunikativnogo

vyrazhenija onlajnovoj lichnosti // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. №35 (173). Filologija.

Iskusstvovedenie. Vyp.37. S. 138-141.

11. Usacheva, O. Ju. K voprosu o zhanrah internet-kommunikacii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2009. № 3. S. 55-65. 12.Shhipicina, L. Ju.

109

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

12. Щипицина, Л. Ю. Компью-

терно-опосредованная коммуникация: Лингвистический

аспект анализа. М. : Красанд, 2010. 296 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Щипицина Л. Ю. Комплексная характеристика жанра компьютерно-опосредованной коммуникации (на примере вебстраниц новостных агентств) [Электронный ресурс]. URL: http://www.pags.ru/science/ conferences/E-Conference/Shipi-tina.doc].

14. Crystal, D. Language and the Internet. Cambridge University Press. 2001. 275 p.

Komp'juterno-oposredovannaja kommunikacija: Lingvisticheskij aspekt analiza. M. : Krasand, 2010. 296 s.

13.Shhipicina L. Ju. Kompleksnaja harakteristika zhanra komp'juterno-

oposredovannoj kommunikacii (na primere veb-stranic novostnyh agentstv) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.pags.ru/science/ conferences/E-Conference/ Shipitina.doc].

14.Crystal, D. Language and the Internet. Cambridge University Press. 2001. 275 p.

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.