УДК 81-13
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ВЕБ-БЛОГОВ КАК ОСОБОГО РЕЧЕВОГО ЖАНРА
© П.В. Морослин
Статья посвящена анализу лингвистических и лингвокультурологических особенностей текстов в Интернете. Рассматриваются и сравниваются особенности различных типов компьютерных дискурсов, особое внимание уделяется рассмотрению веб-блогов как особого речевого жанра.
Ключевые слова: Интернет; Интернет-коммуникация; компьютерный дискурс; речевой жанр; веб-блог.
В понимании особенностей компьютерного общения важную роль играет теория дискурса, которая во многом позволяет определить закономерности функционирования текста в компьютерных сетях. Проблеме дискурса посвящено большое количество исследований (Н.Д. Арутюнова, Р. Водак, Т.А. ван Дейк, А.А. Кибрик, Ю.С. Степанов, В.И. Карасик, М.Л. Макаров, Ю.Е. Прохоров, А.П. Чудинов и др.). Категория дискурса допускает значительное количество различных интерпретаций. Под «дискурсом» чаще всего понимается речевая ситуация, т. е. текст, погруженный в ситуацию реального общения. В российской лингвистике получило распространение представление о дискурсе, в котором учитываются как когнитивный компонент, совокупность знаний участников коммуникации, так и особенности паралингвис-тического сопровождения. Наибольшую популярность приобрело определение дискурса Н.Д. Арутюновой. Дискурс, по Н.Д. Арутюновой, - это «связный текст в совокупности с экстралингвистическими - прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах). Дискурс - это речь, погруженная в жизнь» [1].
Как отмечает А.А. Кибрик, «дискурс -это единственный заведомо реальный лингвистический объект. Люди разговаривают между собой дискурсами, а не предложениями и тем более не морфемами или фонемами. Это отличает дискурс от других языковых единиц, которые представляют собой научные конструкты, плоды того или иного ана-
лиза, а раз так, то и трудно достичь согласия относительно их состава и природы. Поэтому естественное построение лингвистики как науки и следовало бы начинать с исследования дискурса, а лишь с учетом этого уровня исследовать более мелкие единицы, полученные в результате аналитических процедур» [2].
Дискурс имеет свою структуру, принципиально отличающуюся от структуры лингвистических единиц разных уровней. Любое речевое событие категориально и функционально связано с нормами речевого поведения в данной культуре: институтов, ритуалов, обычаев, способов деятельности. Кон-венциональность дискурса, связь с внеязыко-вой действительностью определяют характеристики, которые могут служить основой дискурсивной модели в рамках коммуникативной ситуации (сферы общения). В качестве таких параметров (характеристик) могут быть использованы: социальный контекст, формы речевой коммуникации, регистры общения, типы соотношений разговорной и письменной речи и др.
Лингвистические параметры, определяющие структуру дискурсивной модели, тоже весьма разнообразны. К ним относятся внешние и внутритекстовые характеристики речи: конститутивные (относительная оформ-ленность, тематическое, стилистическое и структурное единство, смысловая завершенность); жанрово-стилитические (стилевая принадлежность, жанровый канон, клиширо-ванность); семантико-прагматические (адре-сативность, информативность, модальность, интерпретируемость, интертекстуальная ориентация); формально-структурные (композиция, членимость, связность).
Информационно-содержательная сторона разных речевых жанров, в которых реализуются те или иные типы дискурсов, имеет общие типологические характеристики. Особенности речевых жанров реализуются в доминировании лексических, морфологических, синтаксических и других языковых единиц в пределах тех или иных функциональных стилей. Например, автор научного текста стремится, как правило, к объективному изложению и описанию. Его коммуникативная цель связана с изучением, исследованием того или иного объекта, что ведет к использованию типовых стилевых черт научной речи (логичность, доказательность, точность, объективность). Жанр личного письма или делового документа определяет наличие специальных конструкций, тип текста - описание событий или их оценка, все это предопределяет разные типы структурной организации текста и др.
В последние пять-шесть лет наблюдается значительный рост исследований, посвященных анализу компьютерного общения. Особым образом дискурс реализуется в системах компьютерного общения. Под компьютерным общением понимают любое общение в компьютерных сетях, общение с использованием особого рода сигналов - электронных сигналов коммуникации. Это общение определяется рядом характеристик, важнейшим из которых является понятие компьютерного дискурса. В течение последних лет понятие «компьютерный дискурс» становится все более распространенным. Однако понимание этого явления нельзя назвать однозначным, еще не до конца выявлены и описаны его категории и специфические черты. В работах российских лингвистов термин «компьютерный дискурс» употребляется в разных значениях, это и многожанровая функциональная разновидность публичной монологической и диалогической речи, возникающая в интернет-среде. Так часто называют все тексты, связанные с современными информационными технологиями. При анализе текстов, функционирующих в процессе интернет-коммуникации, должен учитываться весьма широкий круг содержащихся в них языковых явлений - лингвистических, социо-культур-ных, прагматических и других, а также средства и способы реализации компьютерных технологий, с помощью которых эти тексты
создаются и функционируют в электронной среде.
Компьютерное общение может быть как кратким, одноразовым (получение электронной почты), так и неограниченным во времени (участие в Интернет-конференциях). По форме компьютерная коммуникация разделяется на устную (при наличии голосового модема) и письменную (текстовая и графическая). Под графической формой понимается передача картинок, схем и т. д., но не букв. По способу контакта компьютерное общение представляет опосредованную коммуникацию, т. к. осуществляется с помощью технического средства. По каналу передачи и восприятия информации компьютерная коммуникация делится на актуальную (общение с реальными людьми) и виртуальную (общение с неизвестными, воображаемыми собеседниками) [3-6].
При анализе структуры текста в компьютерном общении важны такие характеристики, как:
- образ автора, который часто дополняется и его особым именем (ник);
- типология речевых актов, наиболее характерных для данного типа коммуникации;
- соотношение функций речи - информативная, побудительная, оценочная и др.
При значительном интересе лингвистов к различным аспектам общения в Интернете, круг проблем, которые преимущественно освещаются в исследованиях, составляют креолизованность интернет-текстов (наличие смайликов, разного рода графических вкраплений), использование в них единиц компьютерного жаргона, специфических акронимов, «самопрезентация» коммуникантов посредством псевдонимов (ников), намеренное игровое отступление от орфографических норм, сознательное смешение различных стилистических средств, контаминированное использование лексики английского и русского языков. Интерес к этим особенностям компьютерного общения обусловлен тем, что, на наш взгляд, они являются заметными с первого взгляда «языковыми новациями». Не случайно именно эти явления привлекают внимание и журналистов, которые пишут об общении в Интернете. Иногда такой язык общения в Интернете рассматривают как особую разновидность языка, обусловленную особенностями компьютерной комму-
никации, хотя особенности такого языка выражаются, прежде всего, в ненормативной лексике и сознательном искажении написания слов, граничащим с языковой игрой. Справедливым, с нашей точки зрения, является высказывание М.А. Кронгауза: «Впрочем, прежде всего надо сказать, что языка Интернета как такового не существует, точнее, он так же разнообразен, как и наш обыденный язык, и естественно, что на форуме любителей философии говорят иначе, чем на форуме футбольных болельщиков. Споры же и эмоциональные всплески, как правило, вызывает так называемый «язык подонков», который, вообще говоря, языком не является. Чтобы понять, что это такое, лучше всего обратиться к «Википедии», интернет-энциклопедии, которую пишут не избранные специалисты, а все желающие... Кроме того, в «языке подонков» огромную роль играют речевые клише и прецедент нарушения. Однажды произведенное нарушение (искажение, сокращение, имитация акцента и т. д.), сделанное вовсе не по названным антиправилам, вдруг подхватывается, тиражируется и входит в канон. Скажем, “медвед” появился, скорее всего, как рифма к слову “превед”, возникшему в свою очередь по тем самым анти-правилам. Но сегодня “медвед” не менее законное словцо в Интернете, хотя нарушение здесь уникальное» [7].
В качестве жанровых разновидностей компьютерной коммуникации были выделены: 1) электронная почта (e-mail); 2) электронные разговоры (chat / IRC); 3) электронные доски объявлений (BBS); 4) компьютерные конференции (телеконференции, эхо-конференции, форумы); 5) система мгновенных сообщений (ICQ); 6) компьютерные игры; 7) блоги. Жанры компьютерной коммуникации можно разделить и по такому признаку, как степень интерактивности: высокая степень интерактивности у чатов, относительно низкая степень интерактивности у блогов и электронных писем, которые предполагают отсроченную коммуникацию. Другим классификационным признаком может служить соотношение разговорной и письменной речи: в чатах преобладает разговорная речь, в блогах могут функционировать официальные сообщения, выступления официальных лиц. Необходимо отметить, что дискурс электронной почты очень близок к
письменной речи, а в синхронном общении (например, в чатах) ярко проявляются особенности нового вида дискурса, соединяющего в себе признаки устной и письменной речи.
Для понимания особенностей компьютерного дискурса необходимо различать принципиальные отличия, связанные с порождением устной и письменной речи. «. В устном дискурсе имеет место явление фрагментации: речь порождается толчками, порциями, квантами - т. н. просодическими единицами, которые типично отделены друг от друга паузами, имеют признаки просодической завершенности и автономности (единый интонационный контур, наличие одного главного акцента, темповый и гром-костный паттерны) и типично совпадают с простыми предикациями или клаузами (clause). При письменном же дискурсе происходит интеграция предикаций в сложные предложения и прочие синтак-сические конструкции и объединения» [2, с. 6].
Каждый жанр электронной коммуникации имеет свои структурно-семантические особенности. Чат «коммуникация» предоставляет возможности синхронного общения с различными пользователями на основе разговорной речи. Общение может реализовываться как в форме диалога, так и в форме полилога. Предполагается высокая скорость общения, преимущественно не информативное, а фатическое общение с элементами языковой игры. Электронные письма по своим лексико-семантическим особенностям приближаются к обычному письму. Письмо адресуется, как правило, одному пользователю, предполагает быстрый ответ. Электронное письмо имеет особенности формального оформления, особые правила речевого поведения. Дополнительно могут вводиться эмотиконы.
Все большую популярность в Интернете приобретают блоги (или личные сетевые дневники), представляющие собой особым образом организованную веб-страницу, на которой публикуется информация о себе, Интернет-ссылки, картинки и другая информация, организованная в хронологическом и проблемном порядке. В сетевых дневниках существует возможность создания виртуальных сообществ людей со сходными интересами. Структурно блог состоит из основной
информации (этот текст называют «пост») и комментариев, отзывов или сообщений на эту информацию. Блогам присуща и особая структуризация сообщений (в отличие от чатов или форумов) - расположение сообщений в обратном хронологическом порядке (т. е. на первый план выдвигается самое последнее сообщение).
Анализ такого жанра компьютерной коммуникации, как блоги позволил выделить их различные особенности. Производные от термина «блог»: «блоггер» - тот, кто ведет такой интернет-дневник, и «блогосфера» -«интеллектуальное киберпространство», в котором публикуются блоги. Большой интерес исследователей вызывает быстрое распространение в Интернете блогов, что вызвано, прежде всего, социолого-психологи-ческими причинами. Отмечаются наиболее важные функции блогов: необходимость обсудить какие-либо важные события, снятие эмоционального и нервного напряжения в результате составления дневника, стремление поделиться самым сокровенным. Часто события в дневнике излагаются в литературной форме, отмечается желание принять участие в языковой игре и др.
По данным обзора информационнопоисковой системы Яндекс «Блогосфера российского интернета. Весна 2008» [8], в Интернете существовало около 3,8 млн блогов на русском языке. Рост русскоязычной бло-госферы после бурного роста в предыдущие годы несколько замедляется: если за период с апреля 2007 г. по ноябрь 2007 г. рост составлял 55 %, а до этого - 74 %, то за полгода (ноябрь 2007 г. - апрель 2008 г.) количество блогов в Рунете увеличилось только на 23 %. Наиболее важным показателем развития бло-госферы сегодня стоит считать не общее число блогов, а число активных блогов (т. е. тех, которые содержат не менее пяти разных записей и обновлялись хотя бы раз за последние три месяца). Связано это с тем, что блоги популярны уже достаточно давно, и существует большое количество давно забытых и заброшенных дневников, т. е. блогов, в которых не появляется новая информация. Более 75 % всех русскоязычных дневников находится на четырех основных блог-хостингах (LiveIntemet.ru, LiveJoumal.com. [email protected], Diary.ru). Каждый будний день в блогах в Рунете появляется более
200 тыс. сообщений (постов) и более 450 тыс. комментариев (учтены только комментарии, размещенные на блог-хостингах LiveIntemet и LiveJoumal). Интересно, что по выходным дням, как показывает указанный выше обзор, пишут в блогах почти столько же, но комментируют существенно меньше.
Ведущей целью блогового сообщения, как показывает анализ содержания блогов, являются желание сообщить что-либо (информационная функция) и установить контакты (контакто-устанавливающая функция). Тематика блогов охватывает довольно широкий круг вопросов. Можно выделить несколько групп тем: нейтральные темы (о погоде, о событиях в культурной, политической и спортивной жизни, бытовые темы); предметно-профессиональные темы, связанные с предметной компетенцией в той или иной области; социальные проблемы (политические, экономические, национальные, религиозные, гендерные), затрагивающие различные сферы личности и общества.
Блоги условно можно разделить на категории в зависимости от речевого поведения, индивидуальной речевой тактики автора блога.
- Блоги носят сугубо визуальный характер, в них публикуются фотографии с минимальным текстовым сопровождением.
- Блоги напоминают ленту новостей, содержащую полезную для других (с точки зрения автора) информацию.
- В блогах представлен литературный тип речи, в них есть аналоги литературных произведений (эссе, стихотворение, рассказы).
- В блогах представлена в основном языковая игра, искажаются, пародируются какие-либо высказывания или произведения.
- В блогах представлена официальная информация, отражающая выступления, заявления официальных или известных лиц.
- В блогах размещается информация рекламного характера.
- С помощью блога устанавливаются контакты людей на основе тех или иных критериев.
- В блогах представлена информация, связанная с повседневными событиями в обществе, в том или ином регионе.
Стратегии коммуникации в блогах определяются различными целями: а) обсудить определенную тему; б) изложить суть проблемы; в) получить различные точки зрения
на излагаемую информацию; г) объяснить свою позицию по поводу той или иной ситуации; д) определить интересы, предпочтения, индивидуально-психологические особенности и социальный статус аудитории; е) создавать новые или поддерживать уже налаженные контакты; ж) просто провести время в обмене сообщениями с кем-либо и т. д.
Во многих блоговых сообществах или блог-хостингах (специиальных службах в Интернете, которые ведут блоги) формулируются правила речевого поведения участников общения, см., например, правила создания сообщений в блоге (www.privet.ru):
1) по заголовку вашей записи должно быть понятно, о чем в ней идет речь;
2) не ставьте восклицательных знаков в заголовке;
3) не размещайте рекламу своих сообществ;
4) задавая вопрос, убедитесь, что его еще не задавали до вас;
5) рассказывая о возникшей проблеме, описывайте ее максимально подробно - расскажите, что вы делаете, какую конкретно ошибку выдает сайт и на какой странице;
7) ваше сообщение должно иметь прямое отношение к работе сайта;
8) формулируйте свои вопросы максимально корректно, без излишних эмоций. Помните, что ваше сообщение прочитает довольно большое количество людей;
9) в сообществе запрещено использование нецензурных выражений и жаргона;
10) за нарушение любого из вышеперечисленных правил пользователь может быть навсегда исключен из списка участников сообщества, а в особо тяжелых случаях - полностью удален с сайта «Привет.ру»;
Общими во всех этих и других рекомендациях подобного рода являются следующие: запрет на употребление ненормативной лексики, требование соблюдать правила орфографии и пунктуации, не злоупотреблять элементами оформления (заглавные буквы, большое количество вопросительных или восклицательных знаков), ограничения в использовании англицизмов, ограничения в использовании особых пиктограмм (смайликов, эмотиконов), запрет на необоснованное использование аббревиатур, требование придерживаться тематики обсуждения (в фору-
мах, блогах), запрет на рекламные сообщения, ограничения на создание сообщений, не несущих информацию (Как дела! Люди, где Вы!).
Конечно, все эти рекомендации пока еще не приобрели нормативного характера, их содержание варьируется в разных блог-сообществах или блог-хостингах, но примечательно, что у участников электронного общения стихийно появляется необходимость в определенном регулировании речевого поведения. Эти функции регулирования часто выполняет специально выделенный данным электронным ресурсом человек -модератор. Со временем, вероятно, появятся нормативные издания (нечто вроде правил речевого этикета) для многочисленных участников электронной коммуникации.
В отличие от форумов, на которых высказываются все участники дискуссии, блог дает возможность его создателю контролировать публикуемое содержание. Блог становится виртуальным пространством для апробирования новых понятий, тем для обсуждений, которые при этом не нужно соотносить с иерархически или тематически организованным способом общения, заданной темой или проблемой как Интернет-форум.
Наблюдается существенная разница между блогами и форумами, связанная с использованием гиперссылок, частотой обновления информации, ее положением на вебстранице. Гиперссылки в блогах более важны, чем в форумах, поскольку в блогах они делаются для того, чтобы предоставить читателям контекст конкретного сообщения в интернете, привлекая новости, изображения и другую информацию. Кроме того, гиперссылки используются в качестве дополнительных аргументов для любых сообщений или комментариев, которые публикует автор. Ссылки на источники могут помочь читателю решить, насколько обосновано то, что пишет автор блога. Что касается частоты обновления информации, то предполагается, что в блогах содержание обновляется чаще, чем в форумах, поэтому присущее им расположение сообщений в обратном хронологическом порядке (т. е. на первый план выдвигается самое последнее сообщение) позволяет легко найти последние сообщения или изменения в текстах блоговых сообщений.
Таким образом, веб-блог представляет собой новый тип компьютерного речевого жанра, который имеет структурные особенности, обусловленные специальными компьютерными сервисами, и содержательные особенности, отражающие коммуникативные намерения и цели участников коммуникации.
1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136.
2. КибрикА.А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Вопр. языкознания. 2009. № 2. С. 3-21.
3. Бергельсон М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации (языковое поведение в сети Интернет) // Вестн. МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. № 1. С. 55-67.
4. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2001.
5. Иванов Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи. М., 2000. С. 35-45.
6. Дедова О. В. Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете. М., 2008.
7. Кронгауз М.А. Утомленные грамотой // Новый мир. 2008. № 5. С. 158.
8. Блогосфера российского Интернета. 2008. Интернет-публикация. ЦКЪ: http://www.yandex.ru/ redir?dtype=stred&pid=3 9&^=1594&ш1. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 16.09.2009 г.
Moroslin P.V. Structural and semantic parameters of web-blogs as a speech genre. The article is devoted to the analysis of linguistic and lingual-culturological particularities of texts in the Internet. Peculiarities of different types of computer discourses are being considered and compared, special attention is paid to consideration of web-blogs as a specific speech genre.
Key words: Internet; Internet-communication; computer discourse; speech genre; web-blog.