Научная статья на тему 'Самопрезентация как особый интернет-жанр (на материале русскоязычных блогов)'

Самопрезентация как особый интернет-жанр (на материале русскоязычных блогов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
184
36
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЖАНР / ЛИНГВИСТИКА ИНТЕРНЕТА / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / VERBAL BEHAVIOUR / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET COMMUNICATION / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / SELF-PRESENTATION / БЛОГОСФЕРА / GENRE / GENRE ANALYSIS / INTERNET DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Бондарькова Анастасия Викторовна

В статье анализируются особенности речевого поведения участников интернет-коммуникации, в частности феномен самопрезентации. Самопрезентация рассматривается как отдельный виртуальный жанр, ставший неотъемлемой частью лингвокультуры интернета. Дается описание медийных, прагматических, структурно-семантических и лингвостилевых параметров интернет-жанра самопрезентации.

Self-Presentation as a Genre of Internet Discourse (Based on Russian Blogs)

The paper is aimed to characterize the genre properties of self-presentation of internet communication participants. Self-presentation which implies developing the certain perception of an author plays a key role in internet communication and has typical language patterns that in its turn allow regarding it as a special genre of internet discourse. The results of genre analysis of self-presentation are introduced in the paper.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Самопрезентация как особый интернет-жанр (на материале русскоязычных блогов)»

А.В. Бондарькова УДК 81'23

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ОСОБЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЖАНР (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ БЛОГОВ)

В статье анализируются особенности речевого поведения участников интернет-коммуникации, в частности феномен самопрезентации. Самопрезентация рассматривается как отдельный виртуальный жанр, ставший неотъемлемой частью лингвокультуры интернета. Дается описание медийных, прагматических, структурно-семантических и лингвостилевых параметров интернет-жанра самопрезентации.

Ключевые слова: интернет-жанр, лингвистика интернета, речевое поведение, интернет-коммуникация, самопрезентация, блогосфера.

Anastasiya V. Bondarkova

SELF-PRESENTATION AS A GENRE OF INTERNET DISCOURSE (BASED ON RUSSIAN BLOGS)

The paper is aimed to characterize the genre properties of self-presentation of internet communication participants. Self-presentation which implies developing the certain perception of an author plays a key role in internet communication and has typical language patterns that in its turn allow regarding it as a special genre of internet discourse. The results of genre analysis of self-presentation are introduced in the paper.

Keywords: genre, genre analysis, internet communication, internet discourse, self-presentation, verbal behaviour.

За последние десятилетия изучение речевого поведения индивида в процессе интернет-коммуникации получило статус одного из актуальных направлений лингвистических и психолингвистических исследований (Войскунский 2001; Иванов 2003; Трофимова 2004, 2008; Асмус 2005; Горошко 2006, 2007, 2009, 2011, 2012; Лутовинова 2009; Щипицина 2011 и др.). Речевое поведение, как осознанная и неосознанная система поступков, раскрывающих характер и образ жизни человека [Карасик 2004: 8], становится в условиях интернет-коммуникации главным средством конструирования собственной идентичности и основным источником представлений о личности автора для его собеседников. Более того, по мнению исследователей (Жичкина А.Е., Белинская Е.П.), общение в интернет-пространстве само по себе предопределяет общее направление поведения индивида, ставя перед ним задачу самоопределения и самопредъявления. Анонимность, свойственная интернет-коммуникации, дает каждому участнику общения возможность представить себя кем угодно, использовать уже сформированную в реальной жизни идентичность или создать полностью новый образ, что, в свою очередь, является обязательным условием вхождения в интернет-социум. Иначе говоря, интернет с точки зрения социального взаимодействия, происходящего в нем, можно назвать «самоидентификационной» средой, где индивиду приходится так или иначе проходить через процесс самопрезентации [Жичкина, Белинская 1999 http://flogiston. ru/articles/netpsy/strategy].

По мнению многих исследователей (Н.Г. Асмус, Г.Н. Трофимова, Е.И. Го-рошко, О.В. Лутовинова), самопрезентация, под которой понимается «акт самовыражения в процессе общения, направленный на создание определенного впечатления о себе у аудитории» [Бодалев 2011 http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/ samoprezentacija], представляет собой неотъемлемый компонент речевого поведения участников интернет-коммуникации. Например, Н.Г. Асмус считает, что представитель интернет-социума всегда предстает перед другими собеседниками в форме «образа» или «персонажа», т.е. в определенной маске, специально созданной для пребывания в интернет-среде [Асмус 2005: 74]. Данная особенность социального взаимодействия в интернете проявляется в креативности речевого поведения коммуниканта: «Собеседники должны быть поражены безграничностью творческой фантазии автора сообщения или непредсказуемостью характера персонажа» [там же]. Согласно О.В. Лутовиновой, самопрезентация представляет собой одну из основных целей виртуального дискурса, средством достижения которой является в целом все коммуникативное поведение личности [Лутовинова 2009]. Г.Н. Трофимова отмечает, что решение задачи создания оригинального образа зависит от разнообразия речевого поведения участника интернет-коммуникации и уровня его языковой компетенции [Трофимова 2008: 101].

В недавних исследованиях, посвященных самопрезентации участников интернет-общения (Цибизов 2009; Ковригина 2010; Гермашева 2011; Дайнеко 2011; и др.), данный феномен позиционируется как одна из главных коммуникативных стратегий интернет-дискурса, которой свойствен набор определенных тактик, обладающих своими языковыми маркерами.

Учитывая, что самопрезентация в процессе общения может быть как намеренной, так и ненамеренной, мы предполагаем рассмотреть намеренную самопрезентацию, когда цель сообщения автора заключается в осуществлении контроля над впечатлением о себе через конструирование определенного образа. Подобного рода речевые произведения являются нормой для интернет-общения и занимают определенную нишу в виртуальном дискурсе. Примерами намеренной самопрезентации могут быть тексты из рубрики «о себе», которая почти всегда присутствует в профиле участника интернет-форума, чата, блога, онлайн-сервиса социальной сети и других сайтов, предназначенных для массового и межличностного общения. Данные тексты-самопрезентации в большинстве случаев пишутся по определенному канону, который выработался по мере развития социального сектора интернета и стал частью его лингвокультуры. На этом основании представляется возможным выделить отдельный жанр интернет-дискурса - жанр самопрезентации.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы описать жанровые характеристики текста «о себе» как особого интренет-жанра, реализующего потребность самокатегоризации участника интернет-общения. Мы предполагаем, что текст «о себе», характерный для структуры многих интернет-сервисов (форумов, чатов, социальных сетей), является важной составляющей образа, формируемого автором в процессе интернет-коммуникации, и отвечает за самопрезентацию, что обуславливает его значимость как объекта исследования. Выделение отдельного интернет-жанра - жанра самопрезентации, подразумевающее описание его основных характеристик и признаков, - позволит оптимизировать дальнейшее изучение феномена самопрезентации в частности и интернет-общения в целом.

Достижение поставленной цели возможно осуществить путем анализа корпуса текстов из рубрики «о себе». Однако прежде чем приступить к решению данной задачи, необходимо очертить круг явлений, которые включаются в понятие «интернет-жанр», и выбрать модель его описания.

В современных лингвистических исследованиях интернет часто называют «жанропорождающей средой», что объясняется появлением новых многочисленных жанров, характерных только для коммуникативного пространства интернета, и адаптацией традиционных речевых жанров к новым условиям функционирования. Е.И. Горошко и Е.А. Жигалина отмечают, что сегодня можно говорить о формировании виртуального жанроведения, «в задачи которого входят описание и структурирование всего многообразия виртуальных или интернет-жанров и способов их классификации» [Горошко, Жигалина 2011 http://www.textology.ru/article. aspx?aId=223].

Однако, несмотря на большой интерес ученых к исследованию виртуальных жанров (Горошко 2009, 2011; Асмус 2005; Капанадзе 2005; Компанцева 2005; Лутовинова 2009; Щипицина 2011 и др.), нельзя сказать, что данная область изучена в полной мере. По-прежнему актуальной задачей для научного исследования остается определение виртуального жанра, критерии его выделения и проблема классификации виртуальных жанров. Более того, как отмечают Е.И. Горошко и Е.А. Жигалина, виртуальное жанроведение является «все еще терминологически слабоструктурированным направлением», у которого отсутствует непротиворечивая система подходов, необходимая для единообразного изучения виртуальных жанров и их классификации [Горошко, Жигалина 2011 http://www.textology.ru/article. aspx?aId=223]. Например, внутри виртуального жанроведения нет общепринятого термина для обозначения жанра, бытующего в интернет-пространстве. Среди множества употребляющихся терминов, которые перечисляются Е.И. Горошко и Е.А. Жигалиной (виртуальный жанр, электронный жанр, коммуникативный сервис Интернета, интернет-жанр, дигитальный жанр, цифровой жанр, гипержанр, сетевой жанр, жанровый формат виртуального дискурса и др.), в нашем исследовании будут вслед за Лутовиновой О.В., Компанцевой Л.Ф, Горошко Е.И., Жигалиной Е.А. использоваться термины «виртуальный жанр» и «интернет-жанр».

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В качестве рабочего определения интернет-жанра мы используем определение, предложенное В.В. Деметьевым, К.Ф. Седовым (1998) и расширенное Е.И. Горошко и Е.А. Жигалиной (2011): интернет-жанр рассматривается как «вербально-знаковое оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей посредством сети Итернет» [Горошко, Жигалина 2011 http://www.textology.ru/ article.aspx?aId=223]. В данном подходе к определению интернет-жанра первичным является «социально-психологическое взаимодействие людей» [Седов 2009 http:// www.sgu.ru/structure/philological/linghist/sbornik-zhanry-rechi/materialy-vypuskov/ vypusk-6], осуществляющееся в интернет-пространстве.

Другой обязательной для решения задачей является выбор модели описания интернет-жанра. За последнее десятилетие предпринимались многочисленные попытки разработать критерии выделения виртуальных жанров, однако сформировать единый подход к данной проблеме, учитывающий все жанровые аспекты интернет-дискурса, так и не удалось. Более того, есть мнение, что вследствие разнообразия жанров виртуального дискурса «при их выделении предполагается неоднородность

критериев» [Лутовинова 2009: 285], что, в свою, очередь, подразумевает отдельную разработку параметров для каждого изучаемого интернет-жанра с учетом его специфики. Тем не менее, дифференциация виртуальных жанров должна опираться на ряд базовых критериев, отражающих такие признаки жанра, как типичность ситуации социального взаимодействия и типичность ее вербально знакового оформления. В этой связи, по нашему мнению, большим потенциалом обладают подходы к описанию интернет-жанров, предложенные в работах Н.Г. Асмус (2005), О.В. Лу-товиновой (2009) и Л.Ю. Щипициной (2011).

Для научного описания жанров интернет-коммуникации Н.Г. Асмус использует такие параметры, как тематический признак, коммуникативная цель, сфера общения, образ автора - читателя, режим синхронного/асинхронного времени, форма объективации (близость к письменному или устному тексту), диалог/полилог, композиция, языковые особенности [Асмус 2005: 35]. Все эти параметры определяют композиционную структуру текста. По мимо этого исследователь отмечает, что необходимо обращать внимание на то, какое языковой воплощение принимают такие характерные для интернет-дискурса стилевые черты, как субъективность, оценочность и нестандартизированность [Асмус 2005: 36].

О.В. Лутовинова предлагает разделять интернет-жанры на дискурсообра-зующие и дискурсоприобретенные. Дискурсообразующие жанры выделяются на основе структурности и композиционности текста с учетом фактора используемых технических средств. Иначе говоря, дискурсообразующие жанры совпадают с «реально существующими естественно сложившимися формами общения» [Лутовинова 2009: 166]. При данном подходе жанр рассматривается как «тип формально-композиционной организации речевого произведения» [там же]. К дис-курсообразующим жанрам интернет-дискурса О.В. Лутовинова относит электронное письмо (e-mail), чат, форум, гостевую книгу, жанр мгновенных сообщений, блог, многопользовательскую ролевую игру онлайн, СМС [там же].

Дискурсоприобретенные жанры выделяются исследователем на основе «использования относительно устойчивых типов высказываний в тех или иных ситуациях» [Лутовинова 2009: 166] и соотносятся непосредственно с интенцией коммуниканта. По мнению О.В. Лутовиновой, «интенция, являющаяся определяющей чертой любого речевого жанра, развивается на основе определенных стереотипов речевого поведения, получает реализацию в определенных стереотипных действиях» [Лутовинова 2009:168], представляющих собой некий сценарий. Понятие дис-курсообразующего жанра совпадает с понятием речевого жанра, предложенным М.М. Бахтиным, который рассматривает речевой жанр как типическую форму «высказывания в типических обстоятельствах» [Бахтин 1979: 238]. К дискурсоприобре-тенным жанрам относятся флейм, сетевой флирт, виртуальный роман, креатифф, флуд, спам и послание. Дискурсоприобретенные жанры функционируют внутри дискурсообразующих жанров, однако они не связаны с каким-то одним конкретным дискурсообразующим жанром [Лутовинова 2009: 167].

В рамках подхода, предложенного О.В. Лутовиновой, изучаемый нами виртуальный жанр самопрезентации следует отнести к дискурсоприобретенным жанрам, т.к., во-первых, он представляет собой интенцию индивида представиться, рассказать о себе, обладающую устойчивым вербально знаковым оформлением, во-вторых, не зависит от технического средства реализации и может функционировать внутри многих дискурсообразующих жанров.

Л.Ю. Щипицина, определяя интернет-жанр как «устойчивую форму речевой деятельности, сложившуюся при общении людей в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации, реализуемую с помощью устойчивого типа текста» [Щипицина 2009, http://www.pags.ru/science/conferences/E-Conference/Shipitina. doc], описывает его модель, включающую следующие параметры: 1) медийные, 2) прагматические, 3) структурно-семантические и 4) лингвостилистические. Данная модель описания интернет-жанра помимо лингвистической и прагматической характеристики уделяет особое внимание так называемому «технологическому фактору», т.е. учитывает влияние интернет-технологий на особенности процесса коммуникации.

Медийные параметры включают в себя следующие характеристики: оформление жанра, гипертекстуальность, мультимедийность, синхронность, интерактивность, количество и эксплицированность коммуникантов [Щипицина 2011: 20]. Именно эти параметры, по мнению исследователя, «отражают специфику компьютера и Интернета как особого канала и средства коммуникации» [Щипицина 2009, http://www.pags.ru/science/conferences/E-Conference/Shipitina.doc].

Прагматические параметры соотносятся с коммуникативной интенцией речевого произведения, включая такие компоненты, как адресант, адресат, цель, сфера коммуникации.

Структурно-семантические параметры выражаются в теме и подтемах текста, развертывании темы и текстовых единицах, которые обеспечивают данный процесс.

Лингвостилистические параметры отвечают за особенности языкового оформления жанра и описывают фонетико-графические, лексические, морфологические, синтаксические и стилистические средства [Щипицина 2011: 20].

Таким образом, анализ характеристик виртуального жанра самопрезентации мы будем проводить с учетом его прагматических, медийных, структурно-семантических, лингвостилистических параметров и при особом внимании к коммуникативной интенции текста как ключевого компонента жанра, реализующегося через «определенную последовательность типичных действий» [Лутовинова 2009: 168].

Материалом для анализа послужил корпус текстов-самопрезентаций (из рубрики «о себе») на русском языке общим объемом около 20000 слов. Тексты были собраны на одном из самых посещаемых сайтов русскоязычного сектора интернета - livejournal.com методом случайной выборки.

Прежде чем перейти к описанию жанровых параметров следует определить, что понимается под текстом-самопрезентацией. Текстом-самопрезентацией мы называем речевое произведение, главной коммуникативной целью которого является сообщить определенную информацию о себе для формирования впечатления об авторе у адресатов этого текста. В силу технических особенностей компьютерно опосредованной коммуникации подобного рода произведения стали неотъемлемой частью лингвокультуры интернета и обязательным компонентом общения, происходящего в интернет-пространстве. Анкета профиля участника интернет-форума, чата, владельца блога или интернет-дневника почти всегда содержит рубрику «о себе», где можно размещать любую информацию, прибегая к различным мультимедийным средствам. Стоит отметить, что обычно данная рубрика является необяза-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

тельной для заполнения, однако большинство пользователей оставляют какие-либо сведения о себе и о своей деятельности. Помимо этого некоторые владельцы бло-гов и интернет-дневников оставляют информацию о себе в записи, размещенной в начале блога или дневника, называемой «пост-который-всегда-наверху», «самый верхний пост», «эпиграф» и т.п. Реже пользователи блогосферы представляются потенциальной аудитории в хронологически первой записи своего блога или дневника.

Подобного рода самохарактеристика имеет некоторые общие черты с такими традиционными жанрами как резюме и литературная автобиография. Среди проанализированного материала около 8% текстов соотносятся с жанром резюме, где перечисляются профессиональные навыки и достижения автора, а сам он представлен как специалист. По своим прагматическим, структурно-семантическим и лингвостилистическим параметрам такие тексты имеют все признаки официально-делового дискурса и не отличаются от своего традиционного прототипа. Обычно информацию о себе в таком виде преподносят пользователи, которые используют свой блог как средство коммерческого продвижения своих услуг или товаров, но при этом они не заинтересованы в неформальном сетевом общении. Анализ корпуса текстов также показал, что 17% авторов адаптируют свое резюме под реалии и стандарты коммуникации в блогосфере, включая в текст не только информацию о своей профессиональной деятельности, но и свою неофициальную самохарактеристику, оформленную в соответствии с лингвокультурными нормами интернет-общения. Например, один из представителей блогосферы заканчивает описание своего опыта работы такими словами (пример 1; все примеры сохраняют орфографию и пунктуацию авторов):

(1) долгое время работал в охране.

с тех пор, отучаюсь гавкать (http://users.livejournal.com/cry_baby_/profile)

Такие пользователи ориентированы не только на рекламирования своих профессиональных услуг или товаров, но и на неофициальное взаимодействие с другими интернет-коммуникантами. Подавляющее большинство проанализированных текстов (75%) представляют собой оригинальные произведения, созданные по лингвокультурным канонам блогосферы и полностью нацеленные на установление дружественных или приятельских контактов с различными участниками интернет-коммуникации. Таким образом, речевое поведение пользователей блогосферы при самопрезентации обладает чертами делового и фатического общения, которые характерны для интернет-коммуникации в целом [Асмус 2005: 38]. Большинство интернет-самопрезентаций представляет собой гибрид письменного и устного текста, что также является типичным признаком интернет-дискурса [Асмус 2005: 39].

Анализ жанровых характеристик текстов-самоперезентаций логично начать с описания медийных параметров. Согласно Л.Ю. Щипициной, совокупность медийных параметров можно обозначить термином формат, который во многом соотноситься с особенностями той или иной службы интернета (электронной почты, чата и т.п.) [Щипицина 2011: 19]. Несмотря на то что жанр самопрезентации, будучи компонентом некоторых дискурсообразующих жанров (блога, форума, чата и др.), зависит в определенной степени от их медийных характеристик, представляется возможным описать его типичные медийные особенности.

Оформление жанра. Тексты-самопрезентации не обладают собственным интерфейсом и зависят от специфики интернет-сервиса, частью которого они являют-

ся. Все изученные нами единицы представляют собой речевые произведения с разной долей использования различных паралингвистических средств: эмотиконов, изображений, аудио- и видео-элементов, ссылок, различных приложений (Wishlist, Travelling map и т.п.).

Гипертектсуальность. Данный параметр отражает наличие гиперссылок, обеспечивающих связь с различными элементами других интернет сервисов. Тексты-самопрезентации отличаются большим количеством подобных гиперссылок, которые можно разделить на следующие группы:

1. ссылки на портфолио автора (фотографии, изображения, литературное творчество, ремесленные изделия и т.п.);

2. ссылки на другие интернет-сервисы, которыми автор пользуется (например, другие блоги, которые ведет автор, или интернет-форумы, где автор участвует в обсуждениях);

3. ссылки на определенные записи в блоге, ведущимся автором, которые, по его мнению, являются наиболее интересными и заслуживают отдельного внимания;

4. ссылки на другие сайты или других блогеров, которые автор включает в текст «о себе», чтобы поделиться этими интернет-ресурсами со своими читателями, возможно, прорекламировать их или оставить на видном месте для себя;

5. ссылки на различные приложения, установленные автором (приложения, отсчитывающие, например, сколько лет ведется, блог, «вишлисты» (wishlist), т.е. списки желаний, автора, списки прочитанных книг, просмотренных фильмов, посещенных стран и т.п.).

Мультимедийность. Под мультимедийностью понимается одновременное использование нескольких знаковых систем, например письменного текста с невербальными компонентами (иллюстрация, аудио- или видео- материалы и т.п.). В этом плане мультимедийность соотносится с понятием «креолизованный текст», под которым подразумевается текст, «фактура которого состоит из двух негомогенных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык) [Сорокин, Тарасов 1990: 180-181].

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

По мнению О.В. Лутовиновой, креолизованный текст, как и гипертекст, представляет текстовую специфику виртуального дискурса [Лутовинова 2009]. Существуют различные классификации креолизованных текстов (Пойманова 1997; Анисимова 2003; и др.), отражающие характер отношений между вербальными и невербальными компонентами, однако подробная характеристика текстов-самопрезентаций в данном аспекте не входит в задачи настоящего исследования.

Почти все проанализированные тексты отличаются присутствием невербальных компонентов различного рода: от выделения некоторых частей текста другим шрифтом или цветом до использования разнообразных изображений, видео- и аудиоматериалов и других мультимедийных средств. Довольно часто авторы блогов или интернет-дневников прибегают к использованию изображений в портретном жанре, которые могут быть либо их реальными фотографиями, либо изображениями другого человека, выдуманного персонажа или даже животного, соотносящимися с создаваемым образом автора в тексте. Как отмечает О.В. Луто-

винова, невербальные компоненты креолизованного текста играют большую роль в «организации самопрезентации и воздействии на адресата» [Лутовинова 2009]. Используя различные паралингвистические средства, автор текста стремится сформировать определённое впечатление о себе у читателя и повлиять на его восприятие вербального компонента сообщения [Лутовинова 2009].

Синхронность/асинхронность. Тексты «о себе» следует отнести к асинхронным жанрам, т.к. данные речевые произведения не предполагают моментальной реакции реципиента. Однако некоторые самопрезентации, в частности те, которые представляют собой запись блога, закрепленную сверху, читатели могут комментировать.

Интерактивность. Под данным параметром понимается «во-первых, способность человека активно влиять на содержание, внешний вид и тематическую направленность компьютерной программы или электронных ресурсов, во-вторых, возможность общаться, высказывая свое мнение и узнавая мнение партнера по общению» [Щипицина 2009: 36]. С нашей точки зрения, такой параметр не подходит для описания интернет-жанра самопрезентации, который мы включаем в дис-курсоприобретенные жанры такие, как флейм, сетевой флирт, виртуальный роман, креатифф, флуд, спам, послание и др.

Что касается последнего медийного параметра - количества и эксплициро-ванности коммуникантов, подразумевающего количество участников общения, то в этом случае, для интернет-жанра самопрезентации более характерна коммуникация одного со всеми, когда автор адресует свое сообщение большому количеству потенциальных читателей.

Прагматические параметры

Адресант. Адресантом или автором текста-самопрезентации может быть как один индивид, так и группа индивидов (например, если блог ведется от лица какой-либо организации или коллектива: музыкальной группы, радио станции, фотосудии и т.п.). Учитывая, что коммуникативной целью данных текстов является самопрезентация, то практически во всех проанализированных текстах присутствует прямая самохарактеристика автора (примеры 2-4):

(2) Я - это я.

Открытый и таинственный, благоразумный и безбашенный, надежный и спонтанный, грустный оптимист и веселый романтик... (http://bender-times. livejournal.com/profile)

(3) Я молодой, вполне себе человек. Всю жизнь живу в большом городе. И уже без него никуда... (http://big-city-fella.livejournal.com/profile)

(4) Тупое Гламурное провинциальное быдло

Понаехавшее в Москву с целью окультуриться, огламуриться и причаститься Цивилизации

Работающее офисным планктоном (http://bydloman.livejournal.com/profile)

Адресат. Текст-самопрезентация всегда создается с учетом потенциального адресата и довольно часто носит характер послания. Адресатом данных произведений может быть как конкретная группа, так и все пользователи интернета, если блог находится в открытом доступе. Однако, учитывая, что, по мнению В.В. Красных, автор при создании текста отбирает те знаковые формы, которые «максимально соответствуют "типу" реципиента, входят в его знаковую систему

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

и смысловой код» [Красных 2001: 197], можно предположить, что адресант всегда ориентируется на определенную группу читателей, ожидая от них конкретной реакции. Таким образом, потенциального адресата текста-самопрезентации можно разделить на два типа: 1) прямой адресат, обладающий определенными качествами, образ которого автор осознанно или неосознанно учитывает при создании своего текста; и 2) косвенный адресат, которым может стать любой посетитель данного интернет-сервиса. Иначе говоря, автор блога или интернет-дневника, представляя себя тем или иным образом, хочет привлечь определенную аудиторию читателей, с которыми ему в дальнейшем будет интересно общаться или сотрудничать. Для достижения этой цели авторы текстов-самопрезентаций пользуются различными стратегиями, которые требуют отдельного описания и изучения. Например, некоторые блогеры открыто перечисляют свои интересы, озвучивают свои мировоззренческие позиции и ценности, подчеркивая таким образом желание видеть среди своих читателей или «френдов» пользователей блогосферы с такими же взглядами и увлечениями (пример 5):

(5) Если считаете, что телевизор - это зло, если вы не станете менять сотовый раз в год, если вам нравится думать и если вы не позволите обмануть себя - то вам сюда.

(http://users.livejournal.com/_coder/profile)

Некоторые авторы наоборот отмечают, что в своем творчестве они не ориентируются на потенциальных читателей (пример 6):

(6) Журнал ведется, исходя из предположения, что его целевая аудитория -я сам. (http://asper.livejournal.com/profile)

Другие авторы прибегают к провокативным стратегиям, создавая тексты-самопрезентации эпатажного и вызывающего характера, для того чтобы привлечь читателей, легко подающихся на провокации, с дальнейшей целью вовлечь их в конфликтную ситуацию или, выражаясь терминами интернет-общения, «потрол-лить» в комментариях к записям (примеры 7-9).

(7) Потенциальный Геббельс.

А посему, слушай, что я тебе говорю и не перечь.

Во-первых, потому что я старше, а значит умнее, а во-вторых, потому что тебе никогда не приобрести столько бесценного жизненого опыта.

Пользуйся возможностью и трепещи в немом экстазе. (http://astroboyz. livejournal.com/profile)

(8) Беспредел страстей, нигилизма, по*уизма, паранойи плюс зверская

переменчивость настроений. Несовместимые с жизнью душевные травмы.

Часто вижу мир чёрно-белым. Натура увлекающаяся. Ядовитая.

Местами наивная. Внешность обманчивая. Не верьте мне. Никогда!

И, вообще, лучше держитесь от меня подальше!... (http://sweet-hate. livejournal.com/profile)

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

(9) я такая какая есть, по этому лучше смирись или иди на все 4 стороны (http://antichristka.livejournal.com/profile)

Подобного рода конфликтогенные тексты-сампорезентации представляют собой распространенное явление для интернет-дискурса. Как отмечает Н.Г. Асмус, «для того, чтобы завладеть вниманием собеседника и не оставить его равнодушным, Интернет-коммуниканты стремятся сделать свое сообщение неповторимым,

бросающимся в глаза, конфликтным» [Асмус 2005: 29]. Таким образом, провока-тивная, как и нейтральная самохарактеристика нацелена на привлечение внимания к автору и его блоговому творчеству, будучи своеобразным фильтром целевой аудитории, пропускающим определенную группу читателей, которые либо разделяют точку зрения автора, либо напротив готовы вступить с ним в дискуссию на страницах его блога.

Коммуникативной целью или интенцией автора текста-самопрезентации является стремление создать определенное впечатление о себе у адресата. Для достижения данной цели владельцы блогов или интернет-дневников прибегают к следующим действиям:

1) дают самохарактеристику;

2) описывают свои интересы, ценности и взгляды;

3) описывают свои профессиональные и творческие навыки;

4) информируют о каких-либо значимых событиях, произошедших в

Согласно функциональной классификации интернет-жанров, предложенной Л.Ю. Щипициной [Щипицана 2011: 21], жанр самопрезентации можно отнести к презентационным жанрам, «способствующим самовыражению и представлению данных о себе» [там же]. Помимо этого, тексты «о себе» зачастую содержат информацию не только об авторе, но и о его блоге или дневнике, который, по мнению его владельца, нуждается в отдельном представлении. Некоторые пользователи блогос-феры предпочитают давать информацию только о своем блоге или дневнике: о его тематике, правилах поведения внутри блога, правилах комментирования записей и т.д. (примеры 10, 11).

(10) Этот журнал - дневник. Пишу о себе, о жизни, о том, что волнует, тревожит и радует. Иногда ною. Иногда обсуждаю политику. Сетую на жизнь. Восхищаюсь жизнью. Ругаюсь, но не злоупотребляю. Выкладываю фотоснимки из путешествий. Цитирую книжки. Делюсь кулинарными рецептами. В общем, нормальный такой дневник под большим замком. Не факт, что вам сюда нужно, но можете постучаться в эту дверь. http://users.livejournal.com/_malinovka_/profile

(11) Если комментатор упорствует в обвинениях меня в боянизме- он отправляется в бан, длительность которого зависит от моего настроения...:-)) (http://bad-muthafucka.livejournal.com/)

Эти тексты свидетельствуют о серьезном отношении авторов к своим блогам или интернет-дневнику как продукту творческой деятельности, который требует уважения других посетителей данной интернет-страницы.

Что касается сферы коммуникации, то жанр самопрезентации можно отнести как к персональному, так и к официально-деловому дискурсу в зависимости от того, какую цель преследует автор: представить себя как уникальную личность или как профессионала, обладающего теми или иными навыками. Учитывая то, что некоторые пользователи начинают использовать блоги для продвижения своих услуг и товаров, тексты «о себе» в этом случае соотносимы с официально-деловым дискурсом.

их жизни;

5) описывают свое семейное положение;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

6) дают характеристику своему блогу или дневнику;

7) информируют о содержании своего блога.

Структурно-семантические параметры

С одной стороны, стоит отметить тематическое разнообразие текстов-самопрезентаций, подкрепленное возможностью использования различных невербальных средств, однако, с другой стороны, можно выделить ряд наиболее часто затрагиваемых тем в этих текстах, которые можно включить в тематическое ядро интернет-самопрезентации. К таким темам можно отнести персональную информацию об авторе и информацию о блоге или интернет-дневнике. В свою очередь, следует также перечислить подтемы, обычно затрагиваемые при описании себя:

1) профессиональная деятельность;

2) творческая деятельность и интересы;

3) мировоззренческие позиции и ценности;

4) биографические факты (личные достижения, значимые события и

т.п.);

5) учебные заведения, законченные автором;

6) семейное положение.

Если автор дает какую-либо информацию о своем блоге или интеренет-дневнике, то он обычно касается следующих подтем:

1) содержание блога или интернет-дневника;

2) «политика зафренживания/зафрендования» (оба варианта часто встречаются), т.е. по какому принципу автор подписывается на других блогеров и добавляет «в друзья» желающих (пример 12);

(12) о френдах- френжу в основном только тех кто имеет непосредственное отношение к проекту и кого знаю в оффлайне, ленту блюду, так что извините если не включил в список. оставляю за собой право на немотивированый френдо-цид. (http://misha-buster.livejournal.com/28370.html)

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3) правила поведения внутри блога, которые чаще всего касаются содержания и характера комментариев к записям и общения посетителей блога между собой во время обсуждений. Многие сервисы блогов дают возможность своим пользователям «забанить» других блогеров, т.е. ограничить их доступ к блогу или к комментированию записей. Данная функция позволяет автору блога контролировать обсуждения и предотвращать возможные конфликты.

В отношении структуры текстов «о себе», следует отметить, что, несмотря на возможность подачи информации различными знаковыми средствами в свободной форме, можно выделить структурные особенности, характерные для жанра самопрезентации. Если рассматривать креолизованные тексты, то представляется возможным отметить, что многие пользователи блогосферы стараются соблюдать очередность использования вербальных и невербальных средств. Например, письменное сообщение размещается в начале, затем после него располагаются изображения, ссылки, баннеры, аудио- и видеоматериалы. Исключением является цитирование прецедентных текстов, которое может размещаться в любом порядке по отношению к основному тексту. Такая подача информации может быть объяснена тем, что довольно часто автор блога начинает с создания письменного текста-самопрезентации, который затем постепенно дополняется различными невербальными знаковыми формами.

Лингвостилистические параметры

Л.Ю. Щипицина включает в лингвостилистические параметры следующие Вопросы психолингвистики

средства: фонетико-графические, лексические, морфологические, синтаксические и стилистические [Щипицина 2011:20]. Подробное описание всех лингво-стилистических особенностей интернет-жанра самопрезентации не входит в задачи настоящей статьи, однако мы постараемся кратко проиллюстрировать обозначенные параметры.

Фонетико-графические средства. Как отмечает Е.И. Горошко, для асинхронных жанров более характерны графические средства, нежели фонетико-графические, подразумевающие использование графических знаков для передачи эмоций [Горошко, Землякова, Полякова 2012: 344 - 357]. Как показывает проанализированный материал, при создании текстов-самопрезентаций их авторы прибегают к различным графическим средствам для дополнительного подчеркивания своих эмоций, например эмотиконов и знаков пунктуации (пример 13 и 14).

(13)...если мы с вами знакомы или вам очень важна «взаимность», не поленитесь черкнуть пару строк :)) (источник: http://andreysuzdalev.livejournal.com/ profile)

(14) Да, вы можете найти ссылочки на мои стихи и прозу - вот их стоит читать, причем много и часто. Это помогает от всего.)) (источник: http:// antonandreev. livejournal.com/profile)

Лексические средства. Анализ лексического уровня текстов-самопрезентаций выявил употребление разнообразной профессиональной терминологии в том случае, если автор предстает перед публикой в образе специалиста и нацелен на рекламирование своих услуг или товаров. В текстах тех авторов, которые стремятся к неформальному межличностному общению, наблюдается частое появление понятий, отражающих реалии коммуникации в интернет-пространстве и, в частности, блогосферы: френд, почитатель, ПЧ, френдлента, зафрендить, френдоцит, за-банить, подзамочная запись и т.д (примеры 15-18).

(15) Мои стихобредные и просто стихо- творения можно почитать по-

тэгу

СТЕХИ

Мои кулинарные зарисовки по-тэгу

ФКУСНОЖРАТЬ!!! (источник: http://bad-muthafucka.livejournal.com/)

(16) ЖЖ веду давно, но как-то в один момент мне все надоело и я убрала его под замок.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

(17)Ленту всю читать не успеваю: работа у меня не офисная :)

(источник: http://aljena-beljaeva.livejournal.com/)

(18)Буду в плохом настроении - забаню... (источник: http://darth-biomech. livejournal.com/profile)

Помимо этого в текстах-самопрезентациях иногда встречаются элементы так называемого «олбанского языка» или «языка падонков», подразумевающего нарочито неправильное написание слов, как это можно увидеть в примере 15. Однако такие примеры единичны, что, очевидно, свидетельствует о спаде популярности данного интернет-жаргона.

Жанр самопрезентации также отражает лингвокреативные способности участников интернет-коммуникации на словообразовательном уровне. Авторы часто прибегают к различным способам словообразования для того, чтобы подчеркнуть свою оригинальность и уникальность своего творчества. Чаще всего в

проанализированных текстах встречаются неологизмы, образованные с помощью основосложения: стихобредовые и стихо- творения, мордокнига (facebook) и проч.

Наш анализ показывает, что лингвостилистические характеристики текстов-самопрезентаций отражают общие тенденции развития языка в интернет-среде, и позволяет сделать следующие выводы об интернет-жанре самопрезентации и его свойствах:

1. Самохарактеристика автора блога или интернет-дневника является частью лингвокультуры и обладает устоявшимися прагматическими, медийными, структурно-семантическими и лингвостилистическими признаками.

2. Тексты-самопрезентации представляют собой реализацию интенции коммуниканта охарактеризовать себя тем или иным образом, заключающуюся в стереотипном речевом поведении, что, в свою очередь, позволяет отнести их к числу тех интернет-жанров, которые О.В. Лутовинова называет дискурсоприобретенными. Коммуникативная цель интернет-жанра самопрезентации заключается в том, чтобы сформировать определенное впечатление об авторе и его блоговом творчестве у адресата.

3. Семантико-структурные и прагматические особенности текстов-самопрезентации наиболее наглядно подчеркивают их жанровую самостоятельность, в то время как по лингвостилистическим параметрам данные тексты обладают всеми признаками интернет-дискурса и отражают основные тенденции его развития.

4. С другой стороны, нельзя не отметить, что тексты-самопрезентации весьма разнообразны по своему стилистическому оформлению. Среди проанализированного материала около 25% текстов являются вариациями традиционного жанра резюме, адаптированного для функционирования в интернет-среде (креолизован-ный гипертекстуальный характер). Авторы текстов подобного рода преследуют цель предстать перед своей потенциальной аудиторией в образе профессионала. Однако большинство изученных текстов являются оригинальными произведеними, обладающими лингвокультурными признаками интернет-дискурса и предназначенными для оптимизации общения, происходящего в интернете.

5. Анализ текстового корпуса показал, что интернет-коммуниканты прибегают к различным стратегиям самопрезентации, которые обладают прагматической, семантико-структурной и лингвостилистической целостностью. Стратегии самопрезентации и их знаковое оформление требуют отдельного изучения.

Список литературы

Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства : дисс.канд. филол. н. Челябинск, 2005. - 266 с.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - С. 237-289.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Бодалев А.А. Самопрезентация // Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бондалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011г. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/samoprezentacija (дата обращения: 09.01.2014).

Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное. - 2011 // Текстология.ги. URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=223 (дата обращения: 24.02.2014).

Горошко Е.И., Землякова Е.А., Полякова Т.Л. Жанры 2.0: проблема типологии и категоризации (на примере коммуникативного сервиса «Твиттер») // Жанры речи: Сб. науч. Статей. - Саратов-Москва: Лабиринт, Ж31, 2012. Вып. 8: Памяти Константина Федоровича Седова. Жанр и творчество. - С. 344-357.

Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации и их связь с реальной идентичностью. - 1999 //Флогистон: Психология из первых рук. URL: http:// flogiston.ru/articles/netpsy/strategy (дата обращения: 21.01.2014.)

Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М. : Гносиз, 2004. - 390 с.

Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: лекционный курс. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2001. - 270 с.

Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: монография / О. В. Лутовинова. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. - 477 с.

Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дисс. . д-ра филол. н. - Волгоград, 2009.

Седов К.Ф. Языкознание. Речеведение. Генристика /К. Ф. Седов // Жанры речи: Сб. науч. статей. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. - Вып. 6. Жанр и язык. - С. 23-40.

Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия: коллективная монография. - М.: Наука, 1990. - С. 180-186.

Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России (функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты): Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2008. - 300 с.

ЩипицинаЛ.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка): автореф. дис. .д-ра филол. наук. - Воронеж, 2011. - 446 с.

Щипицина Л.Ю. Комплексная характеристика жанра компьютерно- опосредованной коммуникации (на примере веб-страниц новостных агентств) / Л.Ю. Щипицина // Социокультурные проблемы языка и коммуникации: сб. научных трудов. Вып. 5. - Саратов: ПАГС, 2009. URL: http://www.pags.ru/stience/conferences/E-Conference/Shipitina.doc (дата обращения: 27.02.2014).