Научная статья на тему 'Интернет-дискурс как уникальная жанрообразующая среда'

Интернет-дискурс как уникальная жанрообразующая среда Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
955
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / ЖАНР / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трепак Янина Владимировна

В данной статье анализируется разнообразие жанров Интернет-дискурса (далее ИД), часть которых присуща только данному виду дискурса. Жанр ИД определяется прагматическими факторами, такими, как цели, мотивы, интересы, установки, коммуникативные стратегии и намерения участников. Классификация жанров, приведенная в данной статье, не является финальной и зависит от параметров, применяемых для выделения жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-дискурс как уникальная жанрообразующая среда»

УДК 81

Трепак Янина Владимировна

Аспирант.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова yanatrepak@mail. ru Yanina V. Trepak Graduate student.

Lomonosov Moscow State University yanatrepak@mail .ru

ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС КАК УНИКАЛЬНАЯ ЖАНРООБРАЗУЮЩАЯ СРЕДА

INTERNET DISCOURSE AS A UNIQUE GENRE-GENERATIVE

ENVIRONMENT

Аннотация: В данной статье анализируется разнообразие жанров Интернет-дискурса (далее - ИД), часть которых присуща только данному виду дискурса. Жанр ИД определяется прагматическими факторами, такими, как цели, мотивы, интересы, установки, коммуникативные стратегии и намерения участников. Классификация жанров, приведенная в данной статье, не является финальной и зависит от параметров, применяемых для выделения жанров.

Ключевые слова: дискурс, Интернет-дискурс, жанр, электронная коммуникация

Annotation: In this article a variety of genres of the Internet discourse is being analyzed. The genre of the Internet discourse id determined by such pragmatic factors as aims, motives, interests, setting, speech strategies and speakers' intentions. The classification of the genres developed in this article is not final and depends on characteristics that define the genre.

Key words: discourse, Internet discourse, genre, computer-mediated communication

Неотъемлемой характеристикой ИД является разнообразие жанров, часть которых присуща только данному виду дискурса. Жанровая стратификация ИД, а также ее классификационных параметров является важной исследовательской задачей при рассмотрении стилеобразующих факторов, так как цели, мотивы, интересы, установки, коммуникативные стратегии и намерения участников определяют жанр данного дискурса. Эту проблему изучали Н.Г. Асмус, Н.А. Ахренова, Е.Н. Вавилова, Е.Н. Галичкина, Е.И. Горошко, О.В. Дедова, А. Н. Гайфуллина, Л.А. Капанадзе, Л.Г. Ковальская, П.Е. Кондрашов, А.В. Краснокутская, О.В. Лутовинова, М.Л. Макаров, П.В. Морослин, К.В.

Овчарова, М.С. Рыжков, М.Ю. Сидорова, Ф.О. Смирнов, Г.Н. Трофимова, М.С. Школовая, D. Crystal, M. Smith и др.

Согласно определению М.М. Бахтина, жанр - это «...устойчивый тип текста, объединенный единой коммуникативной функцией, а также сходными композиционными и стилистическими признаками» [1, 255]. Теория жанров М.М. Бахтина нашла развитие в отечественной лингвистике и может быть успешно применена к анализу ИД.

В данной сфере существует достаточно большая синонимия. Е.И. Горошко отмечает, что под жанрами или дискурсивными форматами чаще всего имеются ввиду «типические формы речи, представляющие функциональный стиль с определенным перечнем конститутивных признаков». Далее исследователь выделяет несколько синонимичных терминов, таких как электронный жанр, Интернет-жанр, гипержанр, виртуальный жанр, дигитальный жанр, цифровой жанр, медийный жанр [4, 127].

Более объемное определение даёт Ф.С. Бацевич, определяющий жанр как «прагматическую социопсихокогнитивную категорию языкового поля, т.е. языка в процессе общения, формирования дискурсов, которая включает в себя способы представления типовой ситуации в образе конкретных коммуникативных тактик и коммуникативных шагов разворачивания дискурса» [2, 53].

М.С. Рыжков определяет жанровый формат как «прототипную конфигурацию развертывания того или иного дискурса, определяемую его стандартными прагматическими показателями (интенциями, мотивами, интересами, установками, целями, тактиками, стратегиями) и экстралингвистическими условиями осуществления взаимодействия. Жанры представляют собой естественно сложившиеся дискурсивные форматы, предполагающие некоторую рецептивную преемственность на стороне адресата» [10, 57].

Таким образом, к базовым жанрообразующим критериям ИД относятся: интерактивность, ретроспективность, прототипичность, ретиальность, цензурируемость, преемственность по отношению к другим жанровым форматам, тематическая однородность, структурная организация, тональность, регистровая принадлежность [10, 59-60].

Большинство исследователей ИД опираются на классификацию английского лингвиста Д. Кристала. Английский лингвист Д. Кристал выделяет пять жанров ИД и называет их при этом «ситуациями использования Интернета» (broad Internet-using situations): электронная почта, синхронные и асинхронные чаты, включая BBS (bulletin board system - электронная доска объявлений); виртуальные миры (MOOs, MUDs, MUCKs, MUSEs и т.д.); Веб-тексты, к которым относятся электронные тексты с гипер- и линейной структурой (например, тексты в формате pdf) [15, 10]. В основу данной классификации положены ситуационные и стилеобразующие признаки.

Точка зрения М.Л. Макарова близка к позиции Д. Кристала. Ученый выделяет следующие классификационные параметры выделения жанров:

синхронность/асинхронность, целостность и определенность текста сообщения, единственность/множественность адресатов. Тем самым выделяются следующие жанры: чат, электронная почта, форумы и гостевые книги, ICQ. Определяющим же фактором возникновения и развития жанров ученый считает технологический фактор, согласно которому жанры формируются программным обеспечением [7, 346, 351].

Одним из самых современных жанров ИД является блог, который объединяет в себе параметры и форума, и чата, и досок объявлений, и гостевых книг. В связи с этим Сюзанна Херринг относит данный жанр к гибридным (переходным) жанрам. Внутри этого жанра лингвист выделяет и поджанры: фильтры, личные дневники, записные книги. Деление жанра на поджанры происходит по разным признакам, прежде всего по тематическому содержанию блогов. В личных дневниках автор блога обычно описывает свои личные размышления и описания, а в фильтрах указаны гиперссылки - тематические подразделения блога [16, 2].

Мы допускаем возможность появления других гибридных жанров, которые будут включать и черты блогов и других жанров, образуя нечто совсем новое. Некоторые ученые причисляют FAQ (Часто Задаваемые Вопросы) к новому жанру, наделяя его своими уникальными чертами.

Существуют и другие подходы к классификации Интернет-жанров, например, классификация Е.Н. Вавиловой, согласно которой любой жанр обладает собственными жанровыми системами. Так, в информационной телеконференции присутствуют информативный полилог, игровой полилог, обмен мнениями [3, 136-138].

Согласно Е.И. Горошко, одной из самых полных и интересных классификаций жанров стала классификация Милены Колло и Нэнси Белмор (Collot & Belmore), которая основывается на многогранной модели Бибера [4, 169]. Важным моментом в модели Бибера стало то, что ученый не разделял жанры (а, соответственно, текста и речи) на письменную и устную. Он утверждал, что нет четкого жанрового разделения между устной и письменной речью.

О.Ю. Усачева предлагает ввести еще один термин - «формат» -дополнительно к термину «жанр», обозначающий внешнюю оболочку (техническую службу) для формирования, структурирования и размещения информации, а также для осуществления интеракий. В связи с этим лингвист выделяет такие Интернет-форматы, как поисковая система, веб-сайт, электронная почта, Интернет-конференция (и ее разновидности - Интернет-форум и дискуссионная группа), чат, электронные СМИ [13, 61]. Данный подход требует более детального теоретического обоснования, так как термин «формат» еще не вошел в лингвистическую терминологию.

Итак, можно выделить следующие жанры ИД: чат; электронная почта; форумы; блоги; микроблоги; телеконференции; вебинары; ICQ; виртуальные миры. Необходимо отметить, что электронная почта, форумы, блоги, микроблоги, чаты, ICQ относятся к коммуникативно-центральным жанровым

форматам, а виртуальные миры, вебинары, поисковые системы - к коммуникативно-периферийным [13, 58].

Классифицируя виды электронной связи, многие исследователи придерживаются следующих параметров: синхронный/ асинхронный вид связи; официальный/неофициальный характер общения;

спонтанность/подготовленность речи; коммуникативные намерения участников и тематическая направленность речевого поведения; коммуникации с одним или многими собеседниками; коммуникация, основанная на технологиях Веб-1.0 или Веб-2.0.; по способу передачи и восприятия - аудитивную, визуальную, аудитивно - визуальную (См. Атабекова А.А., Бергельсон М.Б., Конецкая В.П., Розина И.Н., Титова С.В., Школовая М.С. и др.).

Коммуникативные технологии также разделяются по параметрам времени и месту нахождения участников коммуникации:

- одно время/одно местонахождение (виртуальное) - чаты (Internet relay, Chat, IRC);

- одно время/разное местонахождение - ICQ, Интернет-телефония, компьютерная аудио- или видеоконференция;

- разное время/одно местонахождение (виртуальное) - веб - форумы, гостевые книги;

- разное время/разное местонахождение - электронная почта, списки рассылки, телеконференции [9, 7].

Согласно названным параметрам, обычно выделяют следующие виды электронной связи, базирующиеся на службах классического Интернета, -электронную почту; телеконференцию; веб-форум; чат; видеоконференцию, а также веблог, микроблог, Skype, которые основываются на новейших технологиях Веб 2.0.

Электронная почта является одним из самых первых и популярных видов электронной коммуникации. Данный вид виртуального общения происходит между двумя людьми и является сравнительно доступным и скоростным. И.Н. Розина также утверждает, что «в технологии электронной почты заложено несколько возможностей, которые позволяют осуществить самопрезентацию пользователя. Это его электронный адрес, выбор имени которого часто говорит сам за себя; оформление файла подписи; индивидуальный стиль электронного письма и соблюдение правил сетевого этикета в заполнении полей заголовка и содержании электронного сообщения» [9, 7]. На технологию электронной почты опираются такие Интернет-технологии коллективной коммуникации, как списки рассылки, дискуссионные листы, телеконференции.

Модерируемые списки рассылки используются в различных областях человеческой деятельности, в профессиональных и учебных сообществах, позволяют обмениваться нужной информацией, а также получать помощь и консультации на разные темы, при условии, что соблюдаются определенные «правила игры».

Веб-форумы не являются самостоятельной службой классического Интернета, а основаны на программных средствах Веб 1.0. Преимуществом

данного вида электронной коммуникации является тот факт, что в ходе проведения форума реплики накапливаются на веб-странице форума, так что участники, опоздавшие даже на несколько дней к началу «разговора», могут ознакомиться с его полной предысторией.

Видеоконференции - вид электронной коммуникации, позволяющий транслировать аудио- и видеоинформацию через Интернет, объединяя на двусторонней основе разные аудитории. Специалисты утверждают, что сложность освоения этого вида компьютерно-опосредованной коммуникации заключается в проблемах инициирования обратной связи, формирования мотивации к активному участию в групповой деятельности, непонимания программных, интерфейсных и этических особенностей использования этого вида программ.

Еще один распространенный вид электронного общения - чат (chat). Участников чат может быть несколько, а сама переписка проходит в виртуальной комнате (chat room) на определенной веб-странице, специально выделенной тем или иным сервером для этих целей.

Программы Skype и NetMeeting «позволяют пользователю: видеть с помощью видеоканала; слышать и говорить с помощью звукового сигнала; обмениваться приложениями и документами; совместно использовать общие положения; передавать и получать файлы; рисовать на общей доске» [11, 45].

Блоги основаны на технологиях Веб 2.0 и носят, как и некоторые другие виды электронной коммуникации, личностный характер; но им свойственна социальность, они образуют особую коммуникативную среду, характеризующуюся полилогом. Блоги представляют собой особый вид компьютерного асинхронного общения, где автор обращается ко всем потенциальным читателям из своего личного пространства [11, 45]. Универсальная структура блога - это пост (основное сообщение) и комментарии.

Жанры ИД можно выделять также на основании естественно сложившихся форм общения: устные (конференции) и письменные (новостные сайты, списки рассылки); диалогические (чаты, форумы), монологические (статьи, выпуски новостей) и полилогические (форумы, блоги, чаты); публичные (блоги, форумы) и личные (чаты, электронная почта).

Многообразие форм и условий электронной коммуникации предопределяет необходимость системного анализа, в котором учитываются взаимодействие и взаимообусловленность когнитивных, национально-культурных, социальных, коммуникативно-речевых, технических и лингвистических характеристик участников общения, требующего междисциплинарных исследований. Представляется целесообразным выделить следующие характеристики различных видов электронной коммуникации:

1) коммуникативно - речевые;

2) социально - психологические;

3) дидактические;

4) технические.

В целом, разделить все жанры ИД можно по двум параметрам: по каноническому (прототипному) принципу, где основой классификации будут выступать конструктивные свойства и стилистические особенности и с позиции теории М.М. Бахтина, подразумевающего под жанром относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, каждое из которых подчиняется законам целостной композиции [1, 264]. К первой категории будут относиться чат, форум, блог, смс, электронное письмо, мгновенные сообщения, поисковик, игра. Ко второй - флейм, виртуальный роман, флирт, флуд, послание и «креатифф» [6, 7].

Первой классификации придерживается Л.Ю. Иванов, разделяющий жанры ИД согласно лингвистическому подходу. В его перечень входят:

• общеинформационные жанры или жанры компьютерных новостей (сайты новостей);

• научно-образовательные и специальные информационные жанры (монографии, научные статьи);

• художественно-литературные жанры, вмещающие художественные произведения в электронном виде (сетература);

• жанры, оформляющие неспециальное, непрофессиональное общение (виртуальные игры, чаты);

• деловые и коммерческие жанры (корпоративные сайты) [5, 6-7].

Н.Г. Трофимова выделяет следующие виды киберкоммуникации по

признаку непосредственного участия коммуникантов:

• монологические;

• диалогические;

• полилогические [12, 175].

Ученый также выделяет синхронную/асинхронную коммуникации по признаку коммуникативной активности [12, 166].

К стилеобразующим особенностям коммуникации в целом относится социальная маркированность речи. Коммуникация - устная или письменная -является «зеркалом» социального статуса человека. По речи мы можем считать такую информацию, как отношение участника общения к определенному социальному слою, его принадлежность к определенной профессиональной деятельности, его возраст, уровень образования и культуры. Маркерами социального статуса являются умение грамматически грамотно построить предложение, вокабуляр, знание и умение выдерживать тон разговора. Например, всем известна разница между АтЕ и ВгЕ, и даже не зная, откуда человек родом, мы можем предположить, что человек живет или родился в США или в Англии.

Итак, Интернет представляет уникальную жанрообразующую среду, где адаптируются жанры или же возникают абсолютно новые, свойственные только электронной среде. Но четких критериев выделения жанров нет, так как гипертекстуальность мультимедийной среды стирает границы между ними -один жанр может переходить в другой. Появление нового жанра в виртуальном мире может стать первопричиной возникновения нового речевого сообщества с

новым коммуникативным опытом, например, возникновение современного электронного жанра блога и микроблога привело к созданию особой среды блогосферы, в которой можно выделить несколько поджанров - фильтры, записные книжки и личные дневники. ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - Москва: Искусство, 1979.

2. Бацевич Ф.С. Лгнгвгстична генологгя: проблемы и перспективы. -Льв\в: ПА1С, 2005.

3. Вавилова Е.Н. Жанровая классификация дискурса телеконференций Фидонет. Дис. ... кан. филол. наук. Томск, 2001. С. 136-138.

4. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии//Жанры речи. Вып. 6. Жанр и язык, 2009, С. 127.

5. Иванов Л.Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста//Словаръ и культура русской речи. М.: Азбуковник, 2000. С. 6-7.

6. Лутовинова О.В. Виртуальный дискурс: к определению понятия. С. 7 http://www.lingvomaster.ru/files/178.pdf

7. Макаров М.Л. Жанры в электронной коммуникации quo vadis?//Жанры речи. Вып. 4. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005, С. 346, 351.

8. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. - М.: ПЕР-СЭ,

2006.

9. Розина И.Н. Общение в единой образовательной среде или учебная компьютерно-опосредованная коммуникация//Educational Technology and Society. №6, 2003, С. 124-132.

10. Рыжков М.С. Речевые стратегии участников Интернет-дискурса. Дисс. кан. филол. наук. Елец, 2010. С. 57.

11. Титова С.В. Виды электронной связи и их дидактические возможности//Вестник Моск. Унив-та. Серия 19 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2010, №3. С. 37-51.

12. Трофимова Г.Н. Языковой вкус Интернет-эпохи в России. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты: монография. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: РУДН2011. С. 175.

13. Усачева О.Ю. К вопросу о жанрах Интернет-коммуникации/Вестник Мос. гос. обл. ун-та. Серия «Русская филология». - М., 2009, №3, С. 55-65.

14. Collot M. Electronic Language: a new variety of English/M. Collot, N. Belmore//Communication:Linguisitc, social and cross-cultural perspective. -Amsterdam: John Benjamins Publishing, 1996. Цит. по 1 Горошко Е. И. Интернет-коммуникация: проблема жанра // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. - Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. - Орел, 2006, 165-175.

15. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 10.

16. Herring S.C. Bridging the Gap: a genre analysis of weblogs/S.C. Herring, L.A. Scheidt, S. Bonus, E. Wright//Proceedings of the 37th Hawaii International Conference on system sciences. - Hawaii, 2004, P. 2.

LITERATURE

1 . Bakhtin M. M. Estetika of verbal creativity. - Moscow: Art, 1979.

2 . Batsevich F.S. problems and prospects. - PAIS, 2005.

3 . Vavilova E.N. Genre classification of a discourse of teleconferences of Fidonet. Dis. ... canal филол. sciences. Tomsk, 2001. Page 136-138.

4 . E.I. Internet-zhanr's peas and language functioning on the Internet: reflection attempt//speech Genres. Vyp. 6 . Genre and language, 2009, S. 127.

5 . Ivanov L.Yu. Yazyk of the Internet: notes of the linguist//Dictionary and culture of the Russian speech. M.: Azbukovnik, 2000. Page 6-7.

6 . Lutovinova O. V. Virtual discourse: to concept definition. http://www.lingvomaster.ru/files/178.pdfpage 7

7 . Makarov M. L. Genres in electronic communication of quo vadis? // Speech genres. Vyp. 4 . - Saratov: Publishing house of GOSUNTs "College", 2005, S. 346, 351.

8 . Patarakin E.D. Network communities and training. - M.: PER-SE, 2006.

9 . Rozта I.N. Communication in the uniform educational environment or the educational computer mediated communication//Educational Technology and Society. No. 6, 2003, S. 124-132.

10 . Ryzhkov M. S. Speech strategy of participants of the Internet discourse. Дисс. canal филол. sciences. Yelets, 2010. Page 57.

11 . Titova S. V. Types of an electronic communication and their didactic opportunities//Mosk Bulletin. Univ-ta. Series 19 "Linguistics and cross-cultural communication". 2010, No. 3. Page 37-51.

12 . Trofimova G. N. Language taste of the Internet era in Russia. Russian functioning on the Internet: conceptual and intrinsic dominants: monograph. - 2nd prod. испр. and additional - M.: RUDN 2011. Page 175.

13 . Usacheva O. Yu. To a question of genres Internet communication/messenger Mos. the state. Region un-that. Russian Philology series. - M, 2009, No. 3, S. 55-65.

14 . Collot M. Electronic Language: new variety of English/M. Collot, N. Belmore//Communication:Linguisitc, social and cross-cultural perspective. -Amsterdam: John Benjamins Publishing, 1996. on E. I. Peas Internet communication: genre problem//Genres and text types in a scientific and media discourse. - Interhigher education institution. сб. науч. тр. Vyp. 4 . - Eagle, 2006, 165-175.

15 . Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 10 .

16 . Herring S.C. Bridging the Gap: genre analysis of weblogs/S.C. Herring, L.A. Scheidt, S. Bonus, E. Wright//Proceedings of the 37th Hawaii International Conference on system sciences. - Hawaii, 2004, P. 2 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.