воздуха, воды и пищевых продуктов, можно рассчитать ПДК этого же вещества в каждой среде:
ПДКвоэп =
пдп„
возд
ПДКвод =
пдп
вод
вод
ПДКпищ— п
'пиш
Аналогичный подход может быть применен и к нормированию в условиях производственной среды при поступлении вредных веществ различными путями или от разных источников.
Изучение особенностей воздействия вредных веществ на внешнюю среду, особенностей их миграции, трансформации, распределения и накопления в отдельных средах и биологических объектах позволяет определить соответствующие коэффициенты, с помощью которых можно перейти от ПДК этих веществ в воздухе, воде и пищевых продуктах к ПДК их в промежуточных и начальных звеньях биологических цепей (почве, растениях, животных), а также к предельно допустимым выбросам и ПДК этих же веществ в отходах производства.
Описанный подход к комплексному гигиениче-
скому нормированию вредных веществ, проникающих в организм одновременно из различных сред (воздуха, воды, пищевых продуктов), является более обоснованным и экономичным, чем независимое нормирование тех же веществ в каждой среде. Нам представляется, что такой подход в принципе применим и к гигиеническому нормированию физических факторов внешней среды, нбУ с учетом специфики их воздействия на организм\ человека.
В заключение следует отметить, что с течением времени в результате усовершенствования технологических процессов будет изменяться характер поступления, циркуляции и распределения химических веществ, а также интенсивность физических факторов в окружающей среде. Комплексный подход к гигиеническому нормированию позволяет более гибко реагировать на эти изменения и в пределах установленных ПДД вносить соответствующие коррективы в ПДК вредных веществ и предельно допустимые уровни физических факторов в зависимости от складывающихся санитарно-гигиенических условий.
ЛИТЕРАТУРА
Гончарук Е. И. Санитарная охрана появы от загрязнения химическими веществами. Киев, 1977.
Летавет А. А. — Гкг. труда, 1957, № 1, с. 4—10.
ЛетаветА. А. — Вестн. АМН СССР, 1971, № 6, с. 88—96.
• Медведь Л. И. — Гиг. и сан., 1957, № 7, с. 7.
Перов О. В. — Гиг. и сан., 1973, № 8, с. 59—62.
Рязанов В. А. — В кн.: Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений. М., 1952, вып. 1, с. 26—39.
Рязанов В. А. — Там же, 1957, вып. 3, с. 5—22.
Сидоренко Г. И. — Гиг. и сан., 1973, № 7, с. 3—7.
Сидоренко Г. И., Пинигин М. А. — Там же, 1976, № 6, с. 77-80.
Черкинский С. И. — В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1949, вып. 1, с. 1.
Черкинский С. Н. — В кн.: Всесоюзный съезд гигиенистов^ эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. 13-й. Материалы. М., 1959, ч. 1, с. 84—91.
Шандала М. Г. — В кн.: Гигиена населенных мест. Киев, 1975, вып. 14, с. 58—66.
Шандала М. Г. — Гиг. и сан., 1977, № 3, с. 74—79.
Поступила 24/IV 1978 г.
УДК 614.7:389.6(049.2)
Акад. АМН СССР Г. И. Сидоренко, доктор, мед. наук М. А. Пинигин
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ КОМПЛЕКСНОГО ДЕЙСТВИЯ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ1
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
дежную безопасность людей при поступлении вещества в организм разными путями и способствовало бы ускорению разработки ПДК для разных средств благодаря устранению трудоемких исследований, их дублирования, сокращению времени и др.
Предлагая схему комплексного нормирования вредных веществ, авторы подчеркивают, что при таком гигиеническом нормировании, «как и пры обычном» (раздельном для каждой среды), исход! ной величиной является пороговая доза (ПД) при хроническом воздействии данного вещества и ко- ! эффициент суммации (Кс), отражающий особенности действия этого вещества, когда оно посту- , | ,
Несмотря на многочисленные предложения по оценке комплексного действия химических агентов, проблема гигиенического регламентирования допустимого содержания вещества, когда оно одновременно поступает в организм с воздухом, водой и пищевыми продуктами, остается нерешенной. Об этом, в частности, свидетельствует и публикуемая в данном номере журнала статья В. Я. Голикова и Н. П. Мащенко.
Указанные авторы справедливо отмечают, что решение указанной проблемы обеспечило бы на-
1 Отклик на статью В. Я. Голикова, Н. П. Мащенко «О комплексном подходе к гигиеническому нормированию вредных веществ».
гтает в организм разными путями одновременно. К сожалению, в рассматриваемой статье не описаны методические приемы определения ПД при поступлении веществ из различных сред и надежности установления изоэффективности этих доз. Авторы ограничиваются замечанием, что определение ПД и коэффициента суммации (здесь — ^коэффициента комплексного действия) «должно .Г осуществляться научно-исследовательскими учреждениями, располагающими бысококомпетент-пыми кадрами и соответствующей научно-технической базой». Отсюда следует, что определение порогов хронического действия при изолированном поступлении веществ в организм разными путями и коэффициента суммации в случае его комплексного поступления является, согласно предлагаемой схеме, обязательным и должно осуществляться с помощью длительных опытов. Иначе говоря, эксперименты по оценке комплексного действия вещества будут оставаться трудоемкими и сложными, что, конечно, не может способствовать решению проблемы.
Как нам представляется, решение этой проблемы связано с разработкой методов прогнозирования, которые позволят выйти из рамок обязательного хронического эксперимента. Однако в этом случае необходимо четко определить, какие параметры нужно прогнозировать. В связи с этим попытаемся рассмотреть гигиенические регламенты вредного вещества в окружающей среде как систему, которая должна надежно обеспечивать предупреждение неблагоприятных эффектов у человека.
Поскольку в настоящее время гигиеническое нормирование допустимого содержания вещества осуществляется в разных объектах окружающей среды (атмосферном воздухе, воде, пищевых продуктах) независимо, постольку система регламентов может быть представлена в виде мало связанных между собой элементов, имеющих прямой выход на человека:
ПДК,
ПДК*
ПДК,
Человек -
позволила бы устанавливать некий интегральный допустимый уровень загрязнения среды в виде максимально допустимой нагрузки (МДН) воздействия на человека (Г. И. Сидоренко и М. А. Пи-нигин, 1976; Г. И. Сидоренко, 1978), а с другой — надежным определением биологической эквивалентности регламентов. Как в первом, так и во втором случае для количественной оценки можно использовать соответственно коэффициент комплексного действия (Кк0МПЛ) и коэффициент биологической эквивалентности (Кб.а). Отсюда наиболее полную систему гигиенических регламентов вещества, поступающего в организм комплексно, можно представить таким образом:
Кб.
Кб. э Кб. э пдк,-пдк2-ПДК,
КкоММЛ
где ПДК1 — регламентированная концентрация данного вещества в атмосферном воздухе, ПДК. — в воде, ПДК3 — допустимые остаточные количества в пищевых продуктах.
Из представленной схемы следует, что при раздельном регламентировании содержания данного вещества в разных объектах окружающей среды в реальных условиях человек может подвергаться комплексному воздействию, уровень которого ра-вён в приведенном случае 3 ПДК в одной среде, правда, при условии биологической эквивалент-юности устанавливаемых регламентов, что в настоящее время не всегда обеспечивается.
Следовательно, раздельное гигиеническое нормирование необходимо дополнить, с одной стороны, оценкой комплексного действия, которая
МДН
Человек
При этом Кб.о определяется как отношение между ПДК вещества в разных средах, например
ПДК! и пдк2(кб 9=пж:).
Следовательно, когда известен Кб.э между ПДК в различных средах, можно легко определить ПДК в одной среде по известной ПДК в другой. Это делается, например, при использовании формул расчета ПДК в атмосферном воздухе по известной ПДК того же вещества в воде. Однако расчетные ПДК требуют внесения биологических поправок, поэтому получение Ко.э в условиях эксперимента более надежно.
Коэффициент же комплексного действия (Кк0М11Л) представляет собой величину, которая обеспечивает биологическую эквивалентность МДН и суммы ПДК данного вещества в разных средах, что можно записать как МДН-ПДК — Кк0Мпл- В случае суммации эффектов этот коэффициент будет равен 1, а при ослаблении или усилении эффекта он соответственно больше и меньше.
К„омпл. как и Кб.э может быть определен в условиях хронического эксперимента, что не может способствовать решению проблемы оценки указанного действия. Именно в связи с этим нам представляет целесообразной разработка методов прогнозирования указанных коэффициентов на уровнях ПДК по результатам краткосрочного эксперимента с более высокими концентрациями веществ. Основой для разработки таких методов могут явиться ускоренные экспериментальные методы
обоснования ПДК, в частности с использованием зависимости концентрация — время.
В Институте общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР начаты исследования в этом направлении, которые, возможно, уже в ближайшем будущем позволят получить положительные результаты. Поскольку методы оценки
комплексного действия принципиально соответствуют методам оценки комбинированного и со-четанного действия разных факторов среды, постольку гигиеническая оценка последних, на наш взгляд, также будет решена путем разработки путей прогнозирования соответствующих коэффициентов.
Поступила 20/V 1979 г,.
УДК 813.31-078(083.74X049.32)
И. Ф. Федорова, Е. А. Перятинская, А. Г. Безручко, В. Г. Соклакова
(У сть- Каменогорск)
/
О МЕТОДАХ САНИТАРНО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ
В журналах «Гигиена и санитария» № 3 и 6 за 1978 г. опубликованы две статьи с обсуждением ГОСТа 18963-73 «Методы санитарно-бактериоло-гического анализа питьевой воды», введенного в действие в 1975 г.
Согласно новому ГОСТу нашей бактериологической лабораторией за истекший период исследовано 14526 проб питьевой воды. Нельзя не отметить значительных достоинств нового ГОСТа по сравнению с предыдущим ГОСТом 5216-50, но наряду с этим он имеет недостатки, в основном указанные в статье «О критериях определения бактерий групп кишечных палочек» (Г. П. Калина и соавт.).
Мы также отмечаем, что конкретные рекомендации, которые имеются в ГОСТе 18963-73, в стандарте недопустимы, ставят в трудное положение работников практических лабораторий при выборе той или иной питательной среды, мешают получению точных сравнимых данных.
Считаем достаточно обоснованными предложения по использованию в качестве ведущего и единственного признака при определении кишечных палочек ферментацию лактозы с исключением ок-сидазного теста, что приведет к сокращению времени исследования без ущерба для качества анализа.
Думается, что необходимо приветствовать предложение ввести в наш государственный стандарт лактозный признак, вошедший в национальные стандарты, унифицированные методы исследования качества вод, в международный и европейский стандарты ВОЗ.
Согласно ГОСТу 18963-73, метод определения общего количества бактерий не отличается от принятого ранее, но наряду с приготовлением
мясо-пептонного агара, основой которого является мясо-пептонный бульон или перевар Хоттингера, пунктом 3.3.5. нового ГОСТа рекомендуется приготовление питательного агара Дагестанского научно-исследовательского института питательных сред согласно прописи, указанной на этикетке.
Исследуя большое число проб питьевой воды на общую микробную обсемененность, мы отмечали рост незначительного числа колоний или полное отсутствие его при посеве воды на питательный агар Дагестанского научно-исследовательского института питательных сред. Это наблюдалось даже в случаях, когда исследуемая вода имела высокий коли-индекс.
Параллельные посевы воды на мясо-пептонный агар, изготовленный по пункту 3.3.4. ГОСТа 18963-73, давали возможность судить о степени общего микробного загрязнения и увязывались с коли-индексом исследуемой воды.
Мы согласны также с тем, что требуется доработка метода определения фекальных кишечных палочек — показателей свежего фекального загрязнения. Для проведения этого исследования мы пользуемся методом посева колоний со среды Эндо в лактозную среду с борной кислотой с применением водяной бани и инкубации в термостате при 43±0,5 "С. При необходимости ускоренного анализа посевы производят непосредственно из флаконов и пробирок, в которых отмечается газообразование и помутнение.
При сравнении результаты не во всех случаях оказались идентичны. Так, при посеве колоний муть и газообразование отмечались в 1-е сутки, при ускоренном анализе — в более поздние сроки или совсем отсутствовали.
Поступила 12/Н 1979 г.
>