I типа, концентрации исследуемых веществ в воздухе значительно ниже, а в ряде случаев при проветривании салона химические вещества в воздухе не обнаруживались совсем.
Выводы
1. Использование полимерных материалов при внутренней отделке и оборудовании санитарных автомашин в условиях эксплуатации имеет свои специфические особенности: малая кубатура замкнутого пространства, высокая температура окружающей среды, высокий процент насыщения полимерными материалами, патологическое состояние больного в момент транспортировки и др. .
2. Не все используемые в автомобилестроении полимерные материалы проходили санитарно-гигиеническую экспертизу и не вошли в «Перечень полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве» за № 829-69. .,
3. Результаты гигиенических исследований показали, что при использовании полимерных материалов в отделке и оборудовании автомашин воздушная среда может загрязняться химическими веществами — продуктами деструкции полимеров — в концентрациях, значительно превышающих допустимые уровни выделения химических веществ из полимерных материалов.
ЛИТЕРАТУРА. Рапопорт К. А., А ф а н а с ь е в а Л. В., Яхонтова Е. Н. и др. В кн.: Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза. Л., 1969, с. 82. — С л е п а к Н. И. Гиг. и сан., 1959, № 11, с. 67.
Поступила 3/VI 1974 г.
THE PROBLEM OF AIR CONTAMINATION IN THE CAR OF AMBULANCES WITH DESTRUCTION PRODUCTS OF POLYMERS
G. P. Zarubin, L. P. Golyakova, E. S. Zhubrina, N. P. Kochklna, K. S. Politova
The results of laboratory research of certain samples of polymers confirm the possibility of emission into the air of the volatile components, the plasticizers and the intermittent compounds. The conditions prevailing inside an ambulance car (small closed space, a high per cent of use of polymers, a high temperature of environment) may promote the possible effect of the chemical substances formed on the sick person.
УДК 614.77 1
Проф. В. М. Перелыгин
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПОЧВЕ1
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
На протяжении более чем тридцатилетней истории развития гигиенического нормирования содержания вредных веществ в воздухе, воде, пищевых продуктах почва была исключена из сферы изучения в указанном направлении. Это объясняется тем, что среди ведущих гигиенистов нашей страны сложилось убеждение о нецелесообразности определения допустимых критериев вредности токсических веществ в почве в плане гигиенического их нормирования, поскольку почва н,е может оказывать прямого неблагоприятного воздействия на людей.
Однако накопленные за последние 10—15 лет в ходе исследований фактические данные свидетельствуют о том, что почва является средой, где
1 Доложено на первом Всесоюзном пленуме секции «Гигиены почвы* 3/1У 1974 г., Москва.
кумулнруется значительное число токсических веществ за счет выбросов и отбросов многих промышленных предприятий и применения пестицидов, минеральных удобрений. Если токсические вещества, попадающие в воздух и воду, разбавляются по мере их смещения, то в почве, наоборот, концентрация вредных веществ возрастает в зависимости от времени и массивности выбросов. Почва является -средой накопления ряда токсических веществ, в том числе пестицидов, минеральных удобрений, вносимых человеком для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
Что касается взаимоотношений человека с почвой и возможных путей поступления токсических веществ в организм, то нельзя совершенно исключить, что загрязненная токсическими веществами почва может оказать непосредственное влияние на человека через кожные покровы путем прямого контакта при некоторых видах земледельческих, ирригационных и строительных работ. Однако решающую роль играют другие факторы. Так, из почвы, загрязненной вредными веществами, часть химических загрязнений переходит в атмосферный воздух, питьевые воды как путем миграции в водоносные горизонты, так и путем смыва с поверхности в открытые водоемы. И, наконец, вредные вещества, находящиеся в почве, выносятся растениями и опосредованно через пищу оказывают влияние на здоровье людей. Этим и диктуется прямая необходимость строгого ограничения содержания вредных веществ в почве с тем, чтобы прервать цепь поступления их в организм по всем средам, окружающим человека (Г. И. Сидоренко и В. М. Перелыгин). Но при обнаружении в растительных пищевых продуктах токсических веществ, таких, как свинец, ртуть, сурьма, ванадий и др., в концентрациях, превышающих средние показатели природного фона, гигиеническую оценку дать невозможно, поскольку нет установленных предельно допустимых концентраций (ПДК). По-видимому, настало время научным учреждениям по гигиене питания заняться разработкой ПДК в продуктах для тех загрязнений, для которых уже установлены гигиенические нормативы в атмосферном воздухе и воде. Без этого нельзя успешно решить проблему установления критериев вредности химических веществ в пОчве.
Следует подчеркнуть, что необходимость гигиенического нормирования содержания вредных веществ в почве была признана на I Всесоюзном совещании по санитарной охране почвы (1971) и на XVI Всесоюзном съезде гигиенистов (1972). Однако было бы несправедливо утверждение, что лишь после этого началось гигиеническое нормирование содержания вредных веществ в почве. Фактически попытки в этом направлении были предприняты в 1953—1965 гг. в Институте общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР в связи с использованием промышленных сточных вод на земледельческих полях орошения, в Узбекском институте санитарии, гигиены и профзаболеваний и в других исследовательских учреждениях.
На основании проведенных исследований были обоснованы гигиенические требования по использованию промышленных сточных вод, исключающие вредное влияние их на почву, грунтовые воды, выращиваемые растения и на здоровье людей, работающих на полях, потребляющих выращенные продукты питания (Н. И. Хлебников). Критериями гигиенического нормирования допустимого содержания вредных химических веществ в почвах служили: влияние вредных химических веществ на биологическую активность почвы, на процессы нитрификации; содержание вредных веществ в опытных посевах растений, не превышающее ПДК для пищевых продуктов, или в суточном объеме воды, потребляемой человеком; миграция вредных веществ в подземные воды.
При отсутствии ПДК для растений и питьевой воды рекомендовалось проводить полный токсикологический эксперимент на животных.
Как нам представляется, разработанные в 1953—1965 гг. подходы к установлению критериев вредности химических веществ в почве при их
гигиеническом нормировании по токсикологическому и общесанитарному признаку вредности были вполне оправданными и приемлемыми. К сожалению, большая и трудоемкая работа, выполненная в плане гигиенического нормирования содержания вредных веществ в почве, ограничилась лишь изданием печатных работ, защитой кандидатских диссертаций и прямым использованием нормативов в практике работы Центральной станции по использованию промышленных сточных вод в сельском хозяйстве. Установленные ПДК вредных веществ в почве не были представлены для утверждения.
Разработанные в то время методические подходы в Институте общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, как мы увидим ниже, почти не претерпели изменений. Они, возможно, приобрели некоторую детализацию. На I Всесоюзном совещании по санитарной охране почвы (1971) группой авторов Всесоюзного научно-исследовательского института гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс (Е. И. Спыну и соавт.) были рекомендованы ориентировочные ПДК для некоторых пестицидов. Критериями для установления ПДК явились загрязнения растений, воды, воздуха, контактирующих с почвой, содержащей пестициды, а также изменение санитарных показателей почвы. За допустимую норму принимался тот уровень пестицидов в почве, который в перечисленных контактирующих с почвой средах не превышал установленных ПДК и при котором не ухудшались общесанитарные показатели (С. Я. Найт-штеин и Г. Я. Чегринец). Рекомендовалось проводить исследования в естественных условиях и проверять полученные данные в эксперименте на почвах 2 типов: черноземной и песчаной. В качестве модели экспериментальных растений (как и предыдущими исследованиями ВНИИГИНТОКС) предлагались морковь и картофель. Таким образом, методическая схема, примененная в Институте общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина дополнена в отношении летучих химических веществ, которые могут мигрировать из почвы в атмосферный воздух, что, по мнению авторов, следует учитывать при установлении ПДК вредных веществ в почве.
За последние годы появились отдельные работы, в которых утверждается необходимость гигиенического нормирования канцерогенных веществ в почве (Л. М. Шабад). Нормирование бластомогенов в почве следует рассматривать как частный случай нормирования обычных токсических веществ (Н. Н. Литвинов). Е. И. Гончарук и В. И. Ципрян, как нам представляется, берут за основу положения, разработанные в свое время в Институте общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина, с учетом допол-* нений, внесенных ВНИИГИНТОКС, Институтом общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева, кафедрами гигиены Киевского, Днепропетровского медицинских институтов, Узбекским научно-исследовательским институтом гигиены, санитарии и профзаболеваний, занимающимися-в той или иной мере вопросами гигиенического нормирования вредных веществ, в почве. Они придают значение стабильности химических веществ, накоплению токсиканта в растениях, поступлению летучих загрязнений из почвы в воздух, миграции токсиканта в подземные воды и, наконец, влиянию химических загрязнений на процессы самоочищения почвы.
Экспериментальным путем устанавливается то количество химических веществ в почве, при котором не будет превышения ПДК в 3 средах (воздух, вода, растения). Наименьшее из 3 лимитирующих показателей будет ПДК в почве. Вместе с тем детализируются отдельные методические приемы, позволяющие, по мнению авторов, с большим приближением подойти к определению ПДК вредных веществ в почве. Однако модификации нуждаются в дальнейшей экспериментальной проверке.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в методических подходах исследователей, работающих в области гигиенического нормирования вредных веществ в почве, на наш взгляд, есть ряд дискуссионных вопросов, касающихся определения: ПДК с учетом разных типов почв, размещенных в
разных климатических зонах; количественной миграции вредных веществ из почвы в зрелые плоды растений, поскольку в вегетационных сосудах не представляется возможным довести растения до стадии зрелого плодоношения; видов растений, которые следует выращивать в опытах для тех или иных химических загрязнителей (известно, что растения избирательно концентрируют токсические вещества); ПДК вредных веществ в почве, для которых не установлено гигиенических нормативов в воздухе, воде, растениях и целесообразности проведения полного токсикологического эксперимента.
В связи с поставленными задачами по гигиеническому нормированию вредных веществ в почве возникает вопрос, на каких химических элементах и соединениях следует сосредоточить внимание в первую очередь. Мы полагаем, что, по-видимому, необходимо сосредоточить силы и средства прежде всего на тех вредных веществах, которые имеют широкое распространение или применение, обладают высокой стабильностью в почве и для которых установлены ПДК в контактирующих с почвой средах (воздух, вода, растения). К таким химическим загрязнителям относятся и пестициды. Следует также приступить к определению критериев вредности в почве солей тяжелых металлов (свинца, мышьяка, ртути), а также микроэлементов (молибдена, меди, цинка, бора, ванадия и др.), которые применяются как микроудобрения в сельском хозяйстве. К сожалению, по указанной группе загрязнений не разработаны ПДК в пищевых продуктах и это будет затруднять гигиеническое нормирование их в почве.
Нам представляется, что другие химические загрязнители (жидкие продукты органического синтеза), обладающие малой стойкостью в почве и разлагающиеся в ней в течение половины вегетационного периода, не могут служить предметом для гигиенического нормирования. Однако при многократном загрязнении почвы этими веществами в период вегетации или во вневегетационный период вопрос о нормировании их должен решаться индивидуально с учетом также токсичности продуктов их распада и превращений.
Мы полагаем, что при постановке эксперимента необходимо брать в опыт песчаный и, если имеется, черноземный и основной ведущий типы почвы в данной местности. При таком подходе, по-видимому, представится возможность сравнивать полученные результаты и вести математический пересчет для определения средней величины с учетом преобладающих типов почв в нашей стране.
Можно с удовлетворением отметить начало гигиенического нормирования вредных веществ в почве в связи с утверждением ПДК (19/ХП 1973 г.) для ДДТ ГХЦГ, -у-ГХЦГ (1,0 мг на 1 кг почвы), ПХП, ПХК (0,5 мг/кг), севина (0,05 мг/кг), разработанные во ВНИИГИНТОКС. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что положением о секции гигиены почвы, утвержденным АМН СССР, на бюро секции возложено рассмотрение разработанных ПДК вредных веществ в почве. Поэтому все материалы по гигиеническому нормированию должны направляться всеми гигиеническими учреждениями нашей страны независимо от подчиненности в секцию гигиены почвы при проблемной комиссии «Научные основы гигиены населенных мест» для рассмотрения и последующего представления для утверждения в Министерство здравоохранения СССР.
В связи с началом гигиенического нормирования вредных веществ в почве в различных климато-почвенных зонах страны возникает необходимость установить, какие научно-исследовательские институты могут проводить эту работу. Одновременно во избежание параллелизма необходимо определить перечень наименований вредных веществ, над которыми должны работать те или иные научно-исследовательские учреждения.
Все это позволит целенаправленно проводить исследования по определению критериев вредности химических веществ в почве при их гигиени-
ческом нормировании и более успешно решать общие вопросы санитарной охраны почвы в масштабах зональных территорий и страны в целом.
ЛИТЕРАТУРА. ГончарукЕ. И., ЦипрянВ. И. В кн.: Поведение, превращение и анализ пестицидов и их метаболитов в почве. Пущино-на-Оке, 1973, с. 13. — Л и т в и н о в Н. Н. Гиг. и сан., 1973, № 3, с. 95. — Н а й т ш т е й н С. Я-, ЧегринецГ. Я. В кн.: Санитарная охрана почвы. М., 1971, с. 76. — Сидоренко Г. И., Перелыгин В. М. В кн.: Гигиенические аспекты оздоровления городов. М., 1973, с. 3. — СпынуЕ. И., МоложановаЕ. П., СтефанскийК. С. В кн.: Санитарная охрана'почвы. М., 1971, с. 64. — Ш а б а д Л. М. Там же, с. 55.
Поступила 15/V 1974 г.
I \
THE THEORETICAL BASES OF HYGIENIC STANDARDIZATION OF NOXIOUS
SUBSTANCES IN THE SOIL
V. M. Perelygin
The development of home research in the field of hygienic standardization of noxious substances in the soil made it possible to determine the criteria of standardization and the main means of its accomplishment. The author suggests the trends of the future development of theoretical research, that are necessary for improving the methods of evaluating the action of chemical contaminants of the soil and determining their maximal permissible concentrations for various types of soil.
УДК 614.771:828.544
Проф. С. Я■ Найштейн, канд. мед. наук Н. П. Вашкулат, Р. Г. Никула
ВОЗМОЖНОСТИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВЫ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ ТВЕРДЫМИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ОТХОДАМИ
Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева
Вопросам обезвреживания твердых промышленных отходов, их влияния на почву населенных мест до настоящего времени не уделялось должного внимания. В то же время увеличение количества отходов на предприятиях разных отраслей промышленности приводит к значительному накоплению их. Французские ученые StrumanneH Fourment, Flon сообщают, что на предприятиях Франции ежегодно образуется около 2 млн. т промышленных отходов, из них более 340 ООО т пластмасс. Увеличение количества промышленных отходов приводит к загрязнению внешней среды.
В. А. Полянский и А. Н. Муссерская сообщают о загрязнении атмосферного воздуха, воды и почвы углеводородами, сероводородом, серой и другими соединениями в районе расположения современных нефтеперерабатывающих заводов. Нередко возникает опасность загрязнения речной воды токсическими веществами в случаях, когда большие отвалы (площадью 20—40 тыс. м2) находятся на близком расстоянии (100—170 м и даже 1500 м) от уреза воды (Nóring и соавт.). Данные В. А. Морозова и Д. Г. Комма, В. И. Береговского и соавт. убеждают в том, что пиритные огарки — отходы цветной металлургии, так же как и отходы обогащения и шахтная порода (И. А. Янтовский) загрязняют вредными соединениями не только территорию предприятия, но и территорию прилегающих населенных пунктов. К этому следует добавить, что внешняя среда дополнительно загрязняется промышленными отходами в случаях, когда они вывозятся в недозволенные места, на бытовые свалки и др. Последнее обстоятельство, по данным швейцарских исследователей, явилось причиной поступления в атмосферный воздух пыли, двуокиси серы, окиси азота, различных углеводородов.
Мы изучали поведение некоторых химических соединений в почве в местах временного складирования промышленных отходов и в зоне их
2 Гигиена и санитария Ni 1
33