Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В САЛОНАХ САНИТАРНЫХ АВТОМАШИН ПРОДУКТАМИ ДЕСТРУКЦИИ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ'

К ВОПРОСУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В САЛОНАХ САНИТАРНЫХ АВТОМАШИН ПРОДУКТАМИ ДЕСТРУКЦИИ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Г П. Зарубин, Л П. Голякова, Е С. Жубрина, Н П. Кочкина, К С. Политова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF AIR CONTAMINATION IN THE CAR OF AMBULANCES WITH DESTRUCTION PRODUCTS OF POLYMERS

The results of laboratory research of certain samples of polymers confirm the possibility of emission into the air of the volatile components, the plasticizers and the intermittent compounds. The conditions prevailing inside an ambulance car (small closed space, a high per cent of use of polymers, a high temperature of environment) may promote the possible effect of the chemical substances formed on the sick person.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В САЛОНАХ САНИТАРНЫХ АВТОМАШИН ПРОДУКТАМИ ДЕСТРУКЦИИ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

щевых продуктов, абсорбировать из воздуха эти вещества. Для эксперимента использовали эксикаторы, в которые на 9 сут помещали пенопласты и на 3 сут в открытых сосудах одинакового диаметра — воду, 3% раствор молочной кислоты и 2% раствор уксусной кислоты, содержащей 2% поваренной соли. Через каждые 2 сут модельные растворы извлекали и исследовали на содержание химических веществ (табл. 2).

Из табл. 2 следует, что в модельных средах, помещенных в эксикатор с ФРП-4, накапливается большее количество формальдегида, чем в средах, заключенных в емкости с фенол-формальдегидным пенопластом ФРП-1. Фенол не был обнаружен ни в одной пробе. Наибольшей абсорбционной способностью обладал 3% раствор молочной кислоты. ФРП-1 и ППУ-309 рекомендованы для теплоизоляции бытовых холодильников.

ЛИТЕРАТУРА. Бойцов А. Н., МуленковаВ. Г. В кн.: Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза. Л., 1969, с. 138. — Б ы х о в с к а я М. С., Гинзбург С. Л., X а -л и з о в а О. Д. Методы определения вредных веществе воздухе. М., 1966, с. 63. — Во з-несенская Г. А. В кн.: Вопросы гигиены труда, профессиональной патологии, промышленной токсикологии и санитарной химии. Горький, 1966, с. 3. — Гладков-ска я А. А. В кн.: Гигиена. Новосибирск, 1968, с. 98. — Д о м б р о у Б. А. Полиуретаны. М., 1961. — Фролова И. Н. Гиг. труда, 1967, № 4, с. 23.

Поступила 21/У 1974 г.

EXPERIMENTAL DATA ON THE STUDY OF THE MIGRATION OF CHEMICAL SUBSTANCES FROM FOAM PLASTICS OF THE TRADE MARKS ФРП-1, ФРП-4

AND ППУ-309

A. G. Pestova

The research carried out showed that a rise of the temperature was followed by an increase of the emission of formaldehyde from the phenolformaldehyde foam plastics. Model liquids, imitating food products, absorb formaldehyde from the air and change their organoleptic properties. The trade marks ФРП-1 and ППУ-309 are recommended for use in the food industry.

УДК 613.155.3:6781:614.883

Проф. Г. П. Зарубин, канд. мед. наук Л. П. Голякова, Е. С. Жубрина, Н. П. Кочкина, К. С. Политова (Москва)

К ВОПРОСУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В САЛОНАХ САНИТАРНЫХ АВТОМАШИН ПРОДУКТАМИ ДЕСТРУКЦИИ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Использование полимерных материалов при внутренней отделке и оборудовании автомашин, в частности санитарных, имеет свои специфические особенности негигиенической точки зрения не изучалось. Условия, создающиеся внутри салона санитарных автомашин, характеризуются рядом неблагоприятных факторов: высокая температура воздуха в летнее время, большая «насыщенность» полимерными материалами, малая кубатура внутреннего пространства, патологическое состояние больного в момент транспортировки. Вместе с тем, как нигде в других условиях эксплуатации, в автомобилестроении широко применяют различные виды искусственных кож, теплозвукоизоляционные материалы, противошумные мастики, синтетические клеи.

Мы изучали возможность загрязнения воздушной среды в салонах санитарных автомашин продуктами деструкции полимерных материалов.

Исследования проводили на двух типах санитарных автомашин, предназначенных не только для транспортировки больных, но и выполнения внутри салона необходимых срочных хирургических вмешательству спецмашина— тип I и «Юность»—тип II.

Таблица 1

Результаты определения химических веществ в воздухе

2 . Ь Концентрация в мг/м')

Исследуемый ig Определяемые öS Примеча-

материал « = х а « а вещества и к при 20° при 37° ние

Винилискожа на 2,0 Диоктилфталат 24 0,72—1,1 1,6—2,4

текстильной основе Дибутилфталат Не обнаружено Не обнаружено

(Калининский ком- HCl » » > >

бинат) Непредельные углеводороды » » » »

Искусственная 2,0 Диоктилфталат 24 6,0—8,6 9,3—13,9

кожа (завод «Ка- Дибутилфталат Не обнаружено Не обнаружено

ма») HCl Непредельные углеводороды »_ » » » » » » »

Линолеум ПВХ 0,6 Диоктилфталат 24 4,3—8,6 9,3—27,8

(безосновный, на Диобутилфта- Не обнаружено Не обнаружено

тканевой и теплой лат

основах) HCl Непредельные > » » »

углеводороды » э » 1 В пере-

Поропласт поли- 0,6 Аминосоедине- 24 » » 0,5

уретановый ния счете на NH3

Клей 88-Н 1 — Фенол Формальдегид 24 0,61 4,6 2,6 7,5

Ковровый мате- 0,6 Диоктилфталат 24 0,62—2,0 10,0

риал

Предварительно в лабораторных условиях в приближении к «натурным» проводили исследование образцов материалов, применяемых при отделке указанных типов автомашин, в соответствии с Методическими указаниями по санитарно-гигиенической оценке полимерных строительных материалов.

Необходимо отметить, что при оборудовании машин частично используются материалы, не входящие в «Перечень полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве» за № 829-69. В ряде случаев эти материалы импортного производства, рецептурный состав которых заводам, применяющим их, неизвестен.

Лабораторным исследованиям подвергали образцы винилискожа на текстильной основе производства Калининского комбината «ИСКОЖ», исскусственной кожи на основе ПВХ производства Нефтекамском завода «КАМА», поропласт полиуретановый, ковровые дорожки на латексной основе, клей 88-Н, линолеумы на основе ПВХ.

Исходя из рецептурного состава материалов, в качестве показателей загрязнения воздушной среды летучими продуктами деструкции полимеров в воздухе определяли основные компоненты непрореагировавших сополимеров, добавки к ним (стабилизаторы, пластификаторы) и промежуточные продукты деструкции. Исследования проводили в камере-генераторе при температуре 20—37° и экспозиции 1—3 сут с учетом «Насыщенности» использования каждого образца мат-фиала в натурных условиях. Химические вещества определяли по методам, рекомендуемым указанными выше методическими указаниями (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что большинство рулонных материалов на основе ПВХ (винилискожа и линолеумы) являются источниками выделения в окружающую среду фталатов (диоктилфталата) в концентрациях, превышающих ПДУ из полимерных материалов в 10 раз и более. Следует отметить, что материалы одной и той же основы и одного и того же целевого назначения, но различных заводов-изготовителей, резко различаются по количественному составу выделяемых веществ. Так, концентрация выделяю-

Таблица 2

Результаты определения химических веществ в воздухе

Место исследований Концентрации (в ыг/м*) (пределы колебаний) Температура воздуха Режим воздухообмена

ДОФ формальдегида

Автомашина — тип I 3,3—3,3 2,0—2,0 0,2—0,4 Не обнаружено — 0,2 28° 28° Окна закрыты Окна открыты

Автомашина — тип 1-а (новая) 7,5—9,23 1,0-1,5 0,22 0,33 35° 28° Окна закрыты Окна открыты

Автомашина — тип 11 0,9—1,76 Не обнаружено — 1,44 Не обнаружено — 0,8 Не обнаружено 1 Не обнаружено —0,11 Не обнаружено 23° 23° 18° Окна закрыты (на стоянке) Окна закрыты Окна открыты

щегося диоктилфталата из образцов Калининского комбината «Искож» значительно ниже, чем производства Нефтекамского завода «Кама»— зависимость от процентного состава входящего пластификатора. Такие же высокие концентрации диоктилфталата наблюдались при исследовании образцов линолеума, при этом максимальные величины относятся за счет выделений из линолеума на теплой основе Болгарского производства.

Ряд исследователей (К. А. Рапопорт и Л. В. Афанасьева; Н. И. Сле-пак, и др.) отмечают, что из материалов на основе ПВХ в основном выделяются фталаты, в меньшей степени — непредельные углеводороды и хлористый водород. Полученные нами данные исследований материалов согласуются с литературными в части выделения фталатов; хлористый водород и непредельные соединения мы не обнаружили.

Обращает на себя внимание количество газовыделений, наблюдаемое при исследованиях клея 88-Н, широко используемого в автомобилестроении. Обнаруженные нами концентрации фенола и формальдегида были в десятки и сотни раз выше ПДУ вредных химических веществ, выделяющихся из полимерных материалов. С увеличением температуры до 37° во всех образцах материалов количество летучих соединений увеличилось, в некоторых случаях в 2 раза и более. Только при повышении температуры становится возможным выделение в воздух аминосоединений из образца материала — поропласт полиуретановый.

При исследованиях воздушной среды в салонах санитарных автомашин при их эксплуатации учитывали большую «насыщенность» покрытия внутреннего оборудования искусственной кожей на основе ПВХ (потолка, стен, сидений, носилок)— порядка 2 м*/м3, и клея 88-Н. В качестве показателей деструкции этих материалов с учетом полученных нами данных лабораторных исследований взято содержание в воздухе диоктилфталата и формальдегида. Пробы отбирали при движении автомашины с полностью закрытыми окнами, а также с раскрытыми задними ветровыми стеклами и кабины водителя (табл. 2). Из табл. 2 следует, что как при закрытых окнах автомашины, так и соблюдении режима проветривания в салонах автомашин I типа всегда присутствуют диоктилфталат и формальдегид в концентрациях, превышающих допустимые уровни в десятки раз и более. При повышении температуры и отсутствии проветривания концентрации диоктилфталата могут резко возрастать. Также наблюдается значительная разница концентраций химических веществ в зависимости от «насыщенности» полимерными материалами в разных типах машин: так в машинах II типа, где «насыщенность» более чем в 2 раза меньше, чем в машинах

I типа, концентрации исследуемых веществ в воздухе значительно ниже, а в ряде случаев при проветривании салона химические вещества в воздухе не обнаруживались совсем.

Выводы

1. Использование полимерных материалов при внутренней отделке и оборудовании санитарных автомашин в условиях эксплуатации имеет свои специфические особенности: малая кубатура замкнутого пространства, высокая температура окружающей среды, высокий процент насыщения полимерными материалами, патологическое состояние больного в момент транспортировки и др. .

2. Не все используемые в автомобилестроении полимерные материалы проходили санитарно-гигиеническую экспертизу и не вошли в «Перечень полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве» за № 829-69. .,

3. Результаты гигиенических исследований показали, что при использовании полимерных материалов в отделке и оборудовании автомашин воздушная среда может загрязняться химическими веществами — продуктами деструкции полимеров — в концентрациях, значительно превышающих допустимые уровни выделения химических веществ из полимерных материалов.

ЛИТЕРАТУРА. Рапопорт К. А., А ф а н а с ь е в а Л. В., Яхонтова Е. Н. и др. В кн.: Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза. Л., 1969, с. 82. — С л е п а к Н. И. Гиг. и сан., 1959, № 11, с. 67.

Поступила 3/VI 1974 г.

THE PROBLEM OF AIR CONTAMINATION IN THE CAR OF AMBULANCES WITH DESTRUCTION PRODUCTS OF POLYMERS

G. P. Zarubin, L. P. Golyakova, E. S. Zhubrina, N. P. Kochklna, K. S. Politova

The results of laboratory research of certain samples of polymers confirm the possibility of emission into the air of the volatile components, the plasticizers and the intermittent compounds. The conditions prevailing inside an ambulance car (small closed space, a high per cent of use of polymers, a high temperature of environment) may promote the possible effect of the chemical substances formed on the sick person.

УДК 614.77 1

Проф. В. М. Перелыгин

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПОЧВЕ1

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

На протяжении более чем тридцатилетней истории развития гигиенического нормирования содержания вредных веществ в воздухе, воде, пищевых продуктах почва была исключена из сферы изучения в указанном направлении. Это объясняется тем, что среди ведущих гигиенистов нашей страны сложилось убеждение о нецелесообразности определения допустимых критериев вредности токсических веществ в почве в плане гигиенического их нормирования, поскольку почва н,е может оказывать прямого неблагоприятного воздействия на людей.

Однако накопленные за последние 10—15 лет в ходе исследований фактические данные свидетельствуют о том, что почва является средой, где

1 Доложено на первом Всесоюзном пленуме секции «Гигиены почвы* 3/1У 1974 г., Москва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.