t
1
f
?
Й2
/1ис. 2. Фрагмент интерактивного приложения
В результате выполненной работы была разработана интерактивная обучающая система. На основе инструктажа по технике безопасности и анализа существующих компьютерных игр был разработан пользовательский интерфейс и соответствующие программные составляющие. Следующим шагом было проведено тестирование, выявлены и устранены недостатки, допущенные при создании проекта. Поскольку данный проект имеет расширение SWF, то установки дополнительного программного обеспечения не требуется.
Консультации с воспитателями детского сада способствовали лучшему пониманию целей и задач создаваемого приложения, разработке оптимальных способов подачи материала, а также исправлению недочетов и реализации новых идей. В ходе работы был представлен готовый к использованию проект. Дальнейшее сотрудничество с воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов позволит в будущем усовершенствовать и расширить разработанный программный продукт, добавив в него новые возможности.
1. Анализ причин смертности населения России / М.И. Давыдов и др. // Вестник Российской АМН. 2007. - № 7. - С. 17-27.
2. Статистика пожаров РФ 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wiki-fire.org.
3. Егорова Н.Е., Солодун С.А. Об алгоритме разработки обучающей системы / Актуальные вопросы естествознания: сб. материалов ТТ Межвузовской научно-практической конференции (12 апреля 2017) С. 176- 179.
УДК 355.232.6(063)
Р.Г. Ежов, Н.М. Панькин
ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г.Воронеж)
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В статье представлены основные задачи и направления экологического воспитания и образования военнослужащих и лиц гражданского персонала
Ключевые слова: Экологическое образование, экологическая безопасность,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
экологическая подготовка R.G. Ezhov, N.M. Pankin
THE MAIN TASKS AND DIRECTIONS OF ECOLOGICAL EDUCATION AND EDUCATION OF SOLDIERS
The article présents the main tasks and directions of environmental éducation and training of military and civilian personnel
Keywords: Ecological éducation, ecological safety, ecological préparation
Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам [1].
В 1948 году Международным союзом охраны природы, в противовес технократическому мышлению, сформированному научно-технической революцией, был введен термин «экологическое образование». Под этим термином понимают непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды и природопользованию, реализуемых экологически грамотной деятельностью [2].
Экологическое образование получило международное признание как важнейшее средство (способ) решения глобальных и региональных экологических проблем, угрожающих существованию человечества. Эффективность экологического образования зависит не только от состояния окружающей среды, но и от уровня внутренней культуры обучаемых. Экологический кризис, несомненно, связан с нравственным состоянием общества.
В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма [3].
В Вооруженных силах Российской Федерации, в целях реализации требований Федерального закона, приказом Министра обороны от 15 апреля 2000 года № 180 развернута система экологического обучения и воспитания, которая определяет уровни, содержание и объем учебного времени, отводимого на изучение вопросов военной экологии [4]. Это обусловлено тем, что для современной армии характерно обострение экологических проблем, повышение риска возникновения аварий и катастроф с экологически значимыми последствиями, ускорением темпов жизненного цикла вооружения и военной техники и ротации военнослужащих. К тому же, необходимо учитывать воздействие окружающей среды и процессов ее освоения на условия эксплуатации вооружения и военной техники, на здоровье личного состава и населения в местах дислокации войск и размещения военных объектов. Недооценка экологических факторов естественного и антропогенного происхождения способна снизить эффективность боевого применения оружия на треть.
В настоящее время, в рамках войсковых форм обучения, вопросы обеспечения экологической безопасности ВС РФ изучаются в системе командирской подготовки офицеров и в цикле боевой подготовки солдат, матросов, сержантов и старшин,
проходящих службу по призыву и по контракту. Экологическая подготовка включена в программу доподготовки офицеров, проходящих военную службу по призыву.
Практика деятельности войск показывает, что подготовка квалифицированных специалистов с высшим образованием для вооруженных сил не может быть полноценной без формирования у выпускников экологической культуры, без овладения ими теорией и практикой рационального природопользования, без умения учитывать экологические факторы в их профессиональной деятельности.
Взаимосвязь целей экологической подготовки в образовательных учреждениях МО РФ и направлений взаимодействия военного объекта с окружающей средой должна строится с учетом изучения экономики природы по традиционной схеме. Экологическая подготовка в образовательных учреждениях МО РФ направлена на обеспечение безопасности в природопользовании, а также па обеспечение экологической безопасности военной деятельности - действий, не приводящих к заметному ухудшению качества окружающей среды, не наносящих вред здоровью военнослужащих и населения.
При классическом подходе поставленные цели предполагают развертывание полномасштабной системы экологической безопасности в Вооруженных силах, что может повлечь выполнение армией несвойственных ей функций.
Соответственно экологическая безопасность для армии в мирной обстановке и в военное время должна различаться и обеспечиваться высоким качеством военной техники, обученностью и профессионализмом личного состава. Поэтому место экологической подготовки в военном образовании может быть определено как область знаний, направленная на обеспечение экологической безопасности Вооруженных сил РФ и создание специальных средств защиты войск. При этом объектами изучения являются все виды военной деятельности, вооружение и военная техника, военнослужащие, негативные факторы среды обитания.
Таким образом, основные задачи экологической подготовки в высшем военном учебном заведении направлены на:
снижение влияния неблагоприятных экологических факторов на все виды военной деятельности, на условия эксплуатации и эффективность боевого применения ВВТ; подготовку войск к действиям в чрезвычайных экологических ситуациях; разработку и обоснование требований по экологической безопасности военной деятельности, технологий эксплуатации ВВТ;
планирование мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
изучение порядка экологической экспертизы проектов военных объектов, способов мотивации и контроля за выполнением экологических требований при всех видах военной деятельности в мирное время, при эксплуатации ВВТ;
обеспечение безопасной утилизации и уничтожения военной техники, отслужившей положенные сроки;
устранение экологических последствий аварий на военных объектах. Актуальность перечисленных задач очевидна, впрочем как и то, что для их решения сегодня квалифицированных специалистов не хватает, необходима «экологизация» естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, единое методическое руководство экологическим образованием в образовательных учреждениях МО РФ, подготовка педагогических кадров для преподавания экологических дисциплин.
Для разрешения этих проблем Управлением начальника экологической безопасности ВС РФ с 2002 года организована переподготовка и повышение квалификации преподавателей экологических дисциплин на факультете переподготовки и повышения квалификации Военной академии РВСН имени Петра Великого.
Кроме этого, проводится работа по экологическому просвещению среди
гражданского персонала МО РФ. С 2005 года организовано проведение экологических олимпиад среди суворовцев, кадетов, нахимовцев во время «дней открытых дверей» ряда вузов МО РФ. Организовано ежегодное вручение именных стипендий курсантам, обучающимся по экологическим военно-учетным специальностям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации.
2. Военная экология: Учебник для высших военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации / В.И. Исаков. - М.: «Военное издательство», 2005. - 976 с.
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7 - ФЗ.
4. Приказ МО РФ от 15 апреля 2000 года № 180 «О развертывании системы экологического обучения и воспитания в ВС РФ».
УДК 629.735.7
А.Н. Елисеев, Д.М. Федоров, Р.Ю. Кондратьев
Центр управления в кризисных ситуациях Южного регионального центра МЧС России НОО ВО «Международный институт компьютерных технологий»
Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БПЛА
В статье рассматриваются проблематика применения беспилотных летательных аппаратов в интересах МЧС России в условиях Южного федерального округа с учетом экономической эффективности.
Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, мониторинг, обстановка
A.N. Eliseev, D.M. Fedorov, R. Yu. Kondratiev
EVALUATION OF THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE UAV
The article deals with the problems of unmanned aerial vehicles in the interests of the Ministry of Emergencies of Russia in the conditions of the Southern Fédéral taking into account the economic efficiency.
Keywords: unmanned aerial vehicles, monitoring, situation
В условиях Южного федерального округа необходимо проводить мероприятия по мониторингу и предупреждению чрезвычайных ситуаций, тем самым снижая ущерб от пожаров и гибели людей, а также своевременное обнаружение источника пожара и его локализация.
Для реализации этих мероприятий используется авиационная техника вертолеты Ми-8, Во-105 с тепловизионным оборудованием на которой выполнятся мониторинг пожароопасных районов. Полеты по мониторингу пожароопасной обстановки связаны с риском для летного состава и ущерба технике, а также дороговизной летного часа (около 139000 рублей).
Для снижения затрат и риска для людей, техники предлагается использовать