гражданского персонала МО РФ. С 2005 года организовано проведение экологических олимпиад среди суворовцев, кадетов, нахимовцев во время «дней открытых дверей» ряда вузов МО РФ. Организовано ежегодное вручение именных стипендий курсантам, обучающимся по экологическим военно-учетным специальностям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации.
2. Военная экология: Учебник для высших военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации / В.И. Исаков. - М.: «Военное издательство», 2005. - 976 с.
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7 - ФЗ.
4. Приказ МО РФ от 15 апреля 2000 года № 180 «О развертывании системы экологического обучения и воспитания в ВС РФ».
УДК 629.735.7
А.Н. Елисеев, Д.М. Федоров, Р.Ю. Кондратьев
Центр управления в кризисных ситуациях Южного регионального центра МЧС России НОО ВО «Международный институт компьютерных технологий»
Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БПЛА
В статье рассматриваются проблематика применения беспилотных летательных аппаратов в интересах МЧС России в условиях Южного федерального округа с учетом экономической эффективности.
Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты, мониторинг, обстановка
A.N. Eliseev, D.M. Fedorov, R. Yu. Kondratiev
EVALUATION OF THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE UAV
The article deals with the problems of unmanned aerial vehicles in the interests of the Ministry of Emergencies of Russia in the conditions of the Southern Fédéral taking into account the economic efficiency.
Keywords: unmanned aerial vehicles, monitoring, situation
В условиях Южного федерального округа необходимо проводить мероприятия по мониторингу и предупреждению чрезвычайных ситуаций, тем самым снижая ущерб от пожаров и гибели людей, а также своевременное обнаружение источника пожара и его локализация.
Для реализации этих мероприятий используется авиационная техника вертолеты Ми-8, Во-105 с тепловизионным оборудованием на которой выполнятся мониторинг пожароопасных районов. Полеты по мониторингу пожароопасной обстановки связаны с риском для летного состава и ущерба технике, а также дороговизной летного часа (около 139000 рублей).
Для снижения затрат и риска для людей, техники предлагается использовать
беспилотные летательные аппараты (далее - БПЛА), на которых будет выполняться мониторинг пожароопасных районов.
Учитывая, что для мониторинга применяются вертолеты типа Ми-8 имеющиеся в авиации МЧС и БПЛА малого класса можно произвести сравнительный анализ экономической эффективности их применения.
Рассчитаем стоимость применения Ми-8 с тепловизором (СОН-112-5) для проведения мониторинга пожароопасной обстановки.
Мониторинг пожароопасной обстановки на вертолете проводится ежедневно в период с мая по середину сентября, что составляет около 135 дней полетов. Летный час на Ми-8 равен 139 ООО рублей. Мониторинг проводится около 3 часов. Соответственно стоимость дневного полета составляет: 139 000*3=417 ООО рублей.
В 2017 году Авиационно-спасательным центром по мониторингу на вертолете типа Ми-8 было выполнено около 52 полетов с общим налетом 156 часов.
Исходя из произведенного налета рассчитаем затраты на мониторинг, который составил:
Пми-8 = 52*417 000=21 684 000 рублей.
При применении БПЛА с видео и тепловизионной камерой для проведения мониторинга пожароопасной обстановки, произведем расчет затрат на его использование. Летный час на БПЛА составляет около 6 000 рублей.
Расчет производим для такого же количества часов как для вертолета Ми-8, стоимость использования составит:
ПБПЛА =156*6 000=936 000 рублей. Рассчитаем экономическую эффективность от использования БПЛА, она составит: П эфф = Пми-8 - ПБПЛА = 21 684 000 - 936 000 = 20 748 000 рублей Из перечисленного выше видно, что использовать вертолеты для мониторинга территории и зон ЧС - экономически невыгодно из-за большой стоимости летного часа, а также авиационной техники.
Данные по стоимости часа (139 000 рублей), общей продолжительностью полета (около 3 часов) и общему налету по мониторингу пожароопасной обстановки (52 часа), представлены Авиационно-спасательным центром ЮРЦ МЧС России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 13.01.2018) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской ФедерациИнструкция по авиационной охране лесов, утверждена приказом Федеральной службы лесного хозяйства России 22 сентября 1997 г. № 122
2. Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 23.09.2016)"Вопросы Министерства Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
УДК 614.849
Д.А. Ефимов, Г.И. Сметанкина
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
МИРОВАЯ ПОЖАРНАЯ СТАТИСТИКА. ВЛИЯНИЕ ТЕКУЩИХ ПАРАМЕТРОВ НА ОБСТАНОВКУ С ПОЖАРАМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ