ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО
Том 7 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2017 ISSN 2222-534Х
>
издательство
Креативная экономика
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Основные возможности налогового стимулирования отрасли внутреннего туризма в России
Гудков А.А}, Дудина К.Э.1
1 Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Орел, Россия АННОТАЦИЯ:
В статье рассматриваются актуальные вопросы и основные возможности налогового стимулирования отрасли внутреннего туризма в России. Авторами представлены особенности получения налоговых льгот предприятиями туризма в сложившихся экономических условиях, а также основные предлагаемые меры стимулирования, которые могут быть реализованы в ближайшей перспективе.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономика, туризм, внутренний туризм, налоги, налоговое стимулирование
Key opportunities for tax incentives for Russian domestic tourism industry
GudkovA.A.\ Dudina K.E.1
1 Orel State University named after I.S. Turgenev, Russia
Статья подготовлена в рамках выполнения гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук МК-937.2017.6 на тему «Разработка мер налогового стимулирования и учетного сопровождения развития отрасли внутреннего туризма в России»
Введение
В настоящее время внутренний туризм играет важную роль в экономике. Он увеличивает занятость, улучшает благосостояние граждан и способствует развитию различных сфер деятельности. Кроме того, туризм является одной из важнейших сфер, что формируют благоприятный социально-культурный климат, создающий позитивный имидж страны в мире.
Туристская индустрия является одним из самых перспективных и активно развивающихся секторов мировой экономики.
Количество международных туристов выросло с 25 млн человек в 1950 году до 1,18 млрд к началу 2016 года. Сегодня каждый шестой житель Земли — турист. При этом по прогнозу экспертов их количество продолжит увеличиваться в среднем на 3,3 % в год и достигнет к 2030 году 1,8 млрд человек [1].
По данным Всемирной туристской организации, сфере туризма принадлежит около 9 % мирового ВВП (это порядка 7,2 трлн долларов США) и каждое 11-е рабочее место в мире. Только в 2015 году было создано 2,5 млн рабочих мест, связанных с обслуживанием туристов — в турагентствах, гостиничном и ресторанном бизнесе, авиаперевозках [1].
Туризм дает импульс развитию более чем 50 отраслей народного хозяйства. В мировом экспорте товаров и услуг он уступает лишь топливной и химической промышленности, при этом опережая производство продуктов питания и автомобильную индустрию.
Учитывая глобальную значимость отрасли, в том числе ее положительный экономический эффект, развитие внутреннего и въездного туризма определено в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики России.
Без развития нет эффективности
Россия — одна из стран, которая располагает колоссальными природными ресурсами и историко-культурным потенциалом для развития внутреннего туризма. Однако одних ресурсов недостаточно для эффективного развития отрасли. Требуется наличие грамотного регулирования, управления и стимулирования предпринимательской активности в данной специфической сфере.
ABSTRACT:_
The article considers the pressing issues and key opportunities for tax incentives for Russian domestic tourism industry. The authors show the features of obtaining tax advantages by tourism enterprises in the current economic conditions and the main proposed incentive measures that can be implemented in the short term.
KEYWORDS: economy, tourism, domestic tourism, taxes, tax incentives
JEL Classification: H21, H25, L83 Received: 09.09.2017 / Published: 30.09.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gudkov A.A. (sashaworld7770gmail.com)
CITATION:_
Gudkov A.A., Dudina K.E. (2017) Osnovnye vozmozhnosti nalogovogo stimulirovaniya otrasli vnutren-nego turizma v Rossii [Key opportunities for tax incentives for Russian domestic tourism industry]. Ekonomika, predprinimatelstvo ipravo. 7. (3). - P. 139-150. doi: 10.18334/epp.7.3.38401
По данным статистики, по индексу конкурентоспособности сектора путешествий и туризма 2015 года Россия занимает 45 строчку в рейтинге, поднявшись на 18 позиций по сравнению с 2013 годом. Из факторов конкурентоспособности, по которым в отчете оцениваются страны, сильными сторонами России являются богатые природные и культурные ресурсы, а также инфраструктура воздушного транспорта и телекоммуникационная инфраструктура. При этом туристические предложения в России становятся значительно более конкурентоспособными по цене благодаря значительному снижению курса рубля. В свою очередь значительное негативное влияние оказывает качество инфраструктуры наземного и водного транспорта, неблагоприятный деловой климат и все еще низкий уровень международной открытости, в частности в области визовых требований для туристов из других стран. Среду регулирования сектора путешествий и туризма в России эксперты охарактеризовали как в целом неблагоприятную [2].
Туристская индустрия в России должна стать существенным сектором национальной экономики. Как показывает зарубежная практика, развитие отрасли будет возможно в том случае, если государственные структуры осознают всю важность роли туризма в деле социального и экономического развития Российской Федерации и начнут проводить протекционистскую политику в отношении туристской индустрии.
За последние годы в России сделаны некоторые шаги в этом направлении, а именно принимаются и действуют целевые программы. Наряду с развитием целевых программ создаются туристские зоны, кластеры. В 2016 году принят закон о создании новых 17-ти туристских кластеров в таких регионах, как Татарстан, Дагестан, Республика Марий Эл, Мурманская, Вологодская области и др.
Проект кластера предусматривает налоговые льготы, он осуществляется на принципах государственно-частного партнерства. Примером может служить СевероКавказский кластер, включающий в себя ряд всесезонных туристско-рекреационных комплексов: «Ведучи», «Архыз», «Цори», «Матлас», «Эльбрус-Безенги».
Государство стремительно развивает финансирование внутреннего и въездного туризма в России. Согласно федеральной целевой программе «Развитие внутреннего
ОБ АВТОРЕ:_
Гудков Александр Александрович, доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета, к.э.н., доцент (sashaworld7770gmail.com)
Дудина Кристина Эдуардовна, ассистент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета (du.kr@ yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Гудков А.А., Дудина К.Э. Основные возможности налогового стимулирования отрасли внутреннего туризма в России // Экономика, предпринимательство и право — 2017. — Том 7. — № 3. — С. 139-150. doi: 10.18334/epp.7.3.38401
млн рублей 35 000
30 000 29618,6
25 000 22356,6 - —
20870,8
20 000 --- - 17928,5 -
15501,5
15 000
1 1385,1
9564,9
10 000 — 8001,7 -
5 000 0
201 1 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Год
Рис. 1. Объем государственного финансирования на развитие внутреннего и въездного туризма в России, млн руб. (составлено авторами по данным федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы»)
и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», финансирование внутреннего туризма с 2014 года существенно выросло (рис. 1).
Однако по сравнению с другими странами туристская активность российских граждан продолжает оставаться на невысоком уровне, что в большинстве случаев связано с низкой платежеспособностью [3] (АНвтоуа, Anpilogova, 2007).
Предприятия, осуществляющие деятельность в сфере внутреннего туризма, могут получать поддержку в виде налогового стимулирования, под которым подразумеваются целенаправленные действия органов государственной власти, а также органов местного самоуправления по установлению налоговых преференций (преимуществ, льгот), которые улучшают экономическое, имущественное положение хозяйствующих субъектов.
Основными методами налогового стимулирования могут быть следующие:
• обнуление, уменьшение налоговых ставок;
• налоговые каникулы;
• перенос убытков на будущее;
• инвестиционный налоговый кредит;
• выделение из-под налогообложения отдельных объектов;
• специальные налоговые режимы.
Данные стимулирующие меры не являются исчерпывающими, государство их постоянно видоизменяет, дорабатывает, вводит новые.
29618,6
22356,6
8001,7
9564,9
11385,'
20870,8
17928,5
15501,5
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Для целей поддержки предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере внутреннего туризма, целесообразно установить требования по доле выручки от внутреннего туризма.
Предлагаемый подход к классификации позволит оказывать поддержку именно предприятиям внутреннего туризма стимулируя их к увеличению внутреннего туристского потока, продвижению и популяризации национальных рекреационных и культурных объектов, формированию устойчивого развития всей туристской отрасли даже в условиях временной изоляционности государства. Кроме того, требования и условия могут быть ранжированы пропорционально объемам получаемых налоговых льгот, что также позволит производить разграничение предприятий с целью обеспечения налоговой справедливости [4] (Gudkov, Gudkova, 2017).
Туризм и налоги
В России в настоящее время используются две системы налогообложения деятельности турфирм: общая система налогообложения (ОСН) и упрощенная система налогообложения (УСН). Некоторые предприятия также могут применять ЕНВД и патентную систему налогообложения.
ОСН применяется всеми организациями, которые не применяют или не вправе применять УСН и не уведомляли налоговые органы о своем желании применять какой-либо специальный налоговый режим. Согласно главе 26 НК РФ, переход на упрощенную систему налогообложения, а также возврат к общему налоговому режиму осуществляется в добровольном порядке.
Организации, перешедшие на УСН, уплачивают специальный налог, освобождаются от ряда налогов (налога на прибыль организации, налога на имущество организации, налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость.
УСН — один из самых распространенных налоговых режимов малого бизнеса, однако применять его организации могут только при соблюдении определенных требований (рис. 2).
В связи с популярностью УСН вполне оправдано будет внедрение в России специального налогового режима, предусматривающего в качестве объектов налогообложения «доходы в виде агентского вознаграждения» для турагентов и «доходы, уменьшенные на величину расходов» для туроператоров.
Согласно ст. 346.20 НК РФ, обычная ставка УСН по базе «Доходы» составляет 6 %, но может быть снижена до 1 % законами субъектов. В целях реализации политики налогового стимулирования туризма, но с учетом довольно низкой начальной ставки 5 % для турагентов видится наиболее приемлемым вариантом с учетом предоставления права снижать ставку субъектам РФ по своему усмотрению. Ставка УСН по базе
Если предприниматель, применяющий УСН, вышел за рамки критериев, он должен в течение 15 календарных дней по окончании отчетного периода сообщить в свою налоговую инспекцию о переходе на общую систему налогообложения
Рис. 2. Критерии перехода (применения) упрощенной системы налогообложения (составлено авторами по данным НК РФ)
«Доходы, уменьшенные на величину расходов», может составлять от 5 до 15 %, при этом для нового специального налогового режима целесообразно выбрать среднее значение, с правом понижения субъектами до 5 %, опять же в целях стимулирования [5].
Для разделения предприятий, осуществляющих свою деятельность преимущественно в целях внутреннего туризма, необходимо введение требования по доле выручки (не менее 50 %), в противном случае будет потеряна целевая группа и простимулированы предприятия, занимающиеся выездным туризмом.
При этом, возможно, потребуется изменение критериев в отношении предприятий, работающих на развитие внутреннего туризма. Изменения необходимы ввиду того, что рынок туризма представлен двумя сильно различающимися сторонами — турагентами (меньший доход, численность и стоимость основных средств) и туроператорами (значительно больший доход, численность и стоимость основных средств), что требует, на наш взгляд, установления дифференцированных критериев. Это также обуславливается тем фактом, что зачастую в судебной практике встречаются случаи туроперейтинга у турагентов (турагент незаконно осуществляет туроператорскую деятельность), а при установлении предлагаемых критериев данный аспект подмены деятельности, в большинстве случаев, станет просто невозможным.
Изменение данных критериев перехода и применения УСН в отношении предприятий, работающих на внутренний туризм, позволило бы, с одной стороны, снизить налоговое бремя на них с целью стимулирования развития, но, с другой стороны, не позволило бы поддерживать более крупные фирмы и обеспечить четкую идентификацию основных участников рынка — турагентов и туроператоров.
Организации, применяющие специальный налоговый режим, вправе использовать пониженные тарифы (в отношении определенных видов деятельности) по страховым взносам, но при условии соблюдения двух требований:
• доходы от такого вида деятельности не менее 70 % от общей суммы всех поступлений за отчетных период;
• общая сумма доходов не должна превышать 79 000 000 рублей.
Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в пп. 1
п. 1 ст. 419 НК, применяются, в частности, для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреаци-онной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер;
Основные тарифы страховых взносов составляют: ПФР — 22 %, ФФОМС — 5,1 %, ФСС — 2,9 %.
Туристские фирмы, которые перешли на УСН, могут уплачивать страховые взносы по льготному тарифу (табл. 1).
Право на пониженный тариф применяется благодаря тому, что, согласно ОКВЭД ОК 029-2001, деятельность турагентств включена в раздел I «Транспорт и связь» классификатора (коды 60-64) под кодом 63.3. Согласно п.8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212- ФЗ, вид деятельности «Транспорт и связь» входит в перечень основных видов деятельности, осуществляя которые организации, применяющие УСН, имеют право на льготный тариф. Однако в связи с изменением ОКВЭД и его новой группировкой деятельность турагентств начиная с 1 января 2017 года не попадает в категорию льготных видов деятельности. Данные изменения приведут к увеличению налоговой нагрузки на деятельность турагентств, что может отрицательно сказаться на развитии внутреннего туризма. Поэтому, на наш взгляд, было бы целесообразным продлить
Таблица 1
Тарифы страховых взносов, составлено авторами по данным НК РФ
Категории страхователя ПФР, % ФФОМС, % ФСС, % Общий тариф, %
Основной тариф, без льгот 22 5,1 2,9 30
Плательщики УСН, применяющие льготы для начисления взносов 20 0 0 20
Организации, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность в особых экономических зонах 8 4 2 14
Участники СЭЗ «Крым и Севастополь» 6 0,1 1,5 7,6
Рис. 3. Налоговые льготы, предлагаемые Министерством культуры РФ [6]
действие льготных страховых взносов на период 2018-2020 гг., т. к. это будет способствовать развитию сети турагентств, которые в свою очередь являются важнейшим связующим звеном между туроператором и конечным потребителем туристских услуг, а налоговое стимулирование всегда выступает существенным аспектом в интенсивном развитии бизнеса.
В настоящее время Министерством культуры РФ для налогового стимулирования отрасли туризма предлагаются налоговые льготы, представленные на рисунке 3.
Опираясь на данные о низкой платежеспособности населения, можно предположить, что наиболее действенным для развития внутреннего туризма является предоставление социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (на сегодняшний момент в области туристских услуг налоговые вычеты можно получить лишь на медицинские услуги в санатории). Ведь при таких обстоятельствах большее число граждан наверняка предпочтут отдых на территории РФ, что в свою очередь позволит существенно увеличить спрос на рынке. Об этом говорят и проведенные в рамках исследования авторами опросы потенциальных туристов (на примере Орловской области).
Что касается НДС, то в настоящее время в сфере внутреннего туризма действует льготная налоговая ставка. Согласно ст. 164 НК РФ, налог на добавленную стоимость может рассчитываться по ставке 0 % в следующих случаях:
• если осуществляются услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
• если осуществляются услуги по перевозке пассажиров, багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении (на территории РФ);
• если оказываются услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров, багажа (только при условии, что пункт назначения пассажиров, пункт отправления расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя).
По ставке 10 % в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам багажа и пассажиров по территории РФ.
Снижение ставки НДС до 0 % в отношении всех услуг, осуществляемых в рамках организации внутреннего туризма (с ограничением срока 2018-2020 гг.), позволит эффективно простимулировать его развитие. Особенно данная льгота значительно бы снизила расходы на транспортные услуги (преимущественно авиа), стоимость которых в настоящее время может достигать 70 % от всего туристского пакета. Снижение транспортных расходов приведет к снижению стоимости турпродукта, что, соответственно, сделает его более доступным для заказчиков.
Не менее эффективной мерой налогового стимулирования отрасли внутреннего туризма в РФ, на наш взгляд, было бы распространение действия патентной системы на предприятия туризма, так как незначительное время существования данной системы обнаружило значительный интерес к ней со стороны малых предпринимательских структур. Для этого необходимо включить туристскую деятельность (услуги турагентов) в перечень услуг, оказывая которые индивидуальные предприниматели могут применять простую, понятную и инвестиционно привлекательную патентную систему.
С точки зрения стимулирования инвестиционной деятельности также высокорезультативными являются льготы, предоставляемые по налогу на прибыль организаций (преимущественно для туристских организаций, непосредственно оказывающих услуги конечным потребителям).
Согласно статье 284 НК РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций равна 20 % (2 % из которых поступают в федеральный бюджет, а 18 % зачисляются в бюджеты субъектов РФ). В п. 1.2 данной статьи прописано, что туристско-рекреаци-онные организации особых экономических зон, объединенные в кластер, могут применять начисление налога на прибыль по ставке 0 %. Также организациями особых экономических зон могут применяться пониженные налоговые ставки налога на прибыль, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов). Размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 % (12,5 % в 2017-2020 гг.).
Туризм, как и некоторые другие отрасли, зачастую имеет сезонный характер. Поэтому, в отношении налогообложения имущества будет справедливо предусмотреть налоговые льготы в низкий туристский сезон.
Например, объекты размещения активно работают 3-5 месяцев в год, а налоги платят за все 12. Поэтому многие из них стараются в пик своей активности получить
Рис. 4. Предлагаемые меры налогового стимулирования отрасли внутреннего туризма в России на ближайшие годы (авторская разработка)
от клиента все, что возможно, а потом закрываются до следующего лета. Такие действия приводят к потере квалифицированного персонала, а работа с сезонным персоналом не гарантирует высокого качества оказания услуг. Применение налоговых льгот в низкий сезон позволило бы продлить период активности организаций, что в свою очередь способствовало бы сохранению рабочих мест и инфраструктуры.
Совокупность возможных к применению мер налогового стимулирования отрасли внутреннего туризма в РФ можно представить следующим образом (рис. 4).
Вывод
Таким образом, можно свидетельствовать, что меры налогового стимулирования (обнуление, снижение налоговых ставок, применение дополнительных налоговых льгот и т. д.) отрасли внутреннего туризма в России требуют большого внимания и доработки в соответствии с изменяющейся геополитической обстановкой и условиями хозяйствования внутри страны. Отрасль туризма как приоритетное направление развития российской экономики способна в перспективе приносить существенные доходы в бюджеты различных уровней и обеспечить благоприятное развитие как социально-инвестиционного климата в стране, так и внешнеполитического имиджа.
ИСТОЧНИКИ:
1. Анализ зарубежного опыта развития внутреннего и въездного туризма. Аналитический вестник № 47 (646). [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov. ru/media/files/m7qn478mzUhopFipLvNYSt66AAENHQZT.pdf.
2. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма. Gtmarket. [Электронный ресурс]. URL: http:// gtmarket.ru/news/2015/05/07/7152.
3. Артемова Е.Н., Анпилогова В.В. Современные технологии стимулирования развития туризма в России // Российское предпринимательство. — 2007. — № 9. — с. 169-173.
4. Гудков А.А., Гудкова А.А. Классификация предприятий внутреннего туризма для целей их налогового стимулирования // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма: материалы V международной студенческой Интернет-конференции (15 января-15 апреля 2017 года, г. Орел) / Под общей ред. д-ра техн. наук, проф. Е.Н. Артемовой, канд. техн. наук Н.В. Глебовой. Орёл, 2017. — с. 195199.
5. Налоговый кодекс РФ (часть вторая). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28165/.
6. Российские власти хотят стимулировать внутренний туризм. Loresconsulting. [Электронный ресурс]. URL: https://loresconsulting.ru/rossijjskie-vlasti-khotjat-stimulirovat-vnutrennijj-turizm/.
REFERENCES:
Artemova E.N., Anpilogova V.V. (2007). Sovremennye tekhnologii stimulirovaniya raz-vitiya turizma v Rossii [Modern technologies to promote tourism development in Russia]. Russian Entrepreneurship. (9). 169-173. (in Russian).
Gudkov A.A., Gudkova A.A. (2017). Klassifikatsiya predpriyatiy vnutrennego turizma dlya tseley ikh nalogovogo stimulirovaniya [Classification of domestic tourism enterprises for the purposes of their tax incentives] Strategy for the development of hospitality and tourism industry. 195-199. (in Russian).
Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма Gtmarket. (in Russian). Retrieved from http://gtmarket.ru/news/2015/05/07/7152
Российские власти хотят стимулировать внутренний туризм Loresconsulting. Retrieved from https://loresconsulting.ru/rossijjskie-vlasti-khotjat-stimulirovat-vnutrennijj-turizm/