Научная статья на тему 'Роль государственного регулирования в повышении уровня конкурентоспособности Нижегородской области в сфере туризма'

Роль государственного регулирования в повышении уровня конкурентоспособности Нижегородской области в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
655
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИЗМ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / REGIONAL ECONOMICS / COMPETITIVENESS / TOURISM ACTIVITY / TOURISM / TAX INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриева Елена Михайловна, Рокунова Ольга Васильевна

Рассмотрены основные направления государственного регулирования туристической деятельности в Российской Федерации, проанализированы возможности и методы госрегулирования в регионе с целью повышения конкурентоспособности Нижегородской области в сфере туризма, даны предложения по стимулированию развития туристической деятельности в Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GOVERNMENT REGULATION IN THE ENHANCEMENT OF THE NIZHNI NOVGOROD REGIONS COMPETITIVENESS IN THE TOURISM SECTOR

The article focuses on the primary areas of state regulation of tourism activities in the Russian Federation. The authors analyze the possibilities and methods of state regulation to enhance the competitiveness of the Nizhni Novgorod region in the tourism sector and offer some proposals to stimulate the development of tourist activity in the Nizhni Novgorod region.

Текст научной работы на тему «Роль государственного регулирования в повышении уровня конкурентоспособности Нижегородской области в сфере туризма»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 3 (2), с. 453-459

УДК 332.146: 338.46: 338.482.2

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

© 2010 г. Е.М. Дмитриева, О.В. Рокунова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 19.05.2010

Рассмотрены основные направления государственного регулирования туристической деятельности в Российской Федерации, проанализированы возможности и методы госрегулирования в регионе с целью повышения конкурентоспособности Нижегородской области в сфере туризма, даны предложения по стимулированию развития туристической деятельности в Нижегородской области.

Ключевые слова: государственное регулирование, региональная экономика, конкурентоспособность, туристская деятельность, туризм, налоговое стимулирование.

Туристическая индустрия в настоящее время - одна из наиболее доходных (около 10% мирового валового национального продукта) [1] и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйствования. По прогнозам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), к концу 2010 г. количество туристов в мире увеличится до 937 млн человек, а объемы международного туристического бизнеса достигнут 7,2 трлн долларов США, а Россия к 2020 г. войдет в десятку самых популярных туристских направлений мира.

Столь оптимистичные предположения, касающиеся развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации, могут стать реальностью, если будут изучены поведение и предпочтения потребителей, факторы, обуславливающие коммерческую и некоммерческую деятельность в этой сфере, особенности государственного регулирования, формирование рыночного спроса и предложения услуг туризма.

В России классификация туристско-рекреационных ресурсов позволяет оценить не только уровень привлекательности для туристов, но и по использованию в экономической деятельности. Для этого используется зонирование по различным признакам и критериям: административно-территориальным, по степени освоения, уровню развития инфраструктуры, виду туризма.

Сложная и многогранная структура туризма оказывает влияние на развитие экономики отдельных регионов и страны в целом и может рассматриваться как одна из перспективных «точек роста» повышения конкурентоспособности. Привлечение инвестиций в инфраструктуру туризма

содействует развитию сопряженных отраслей: строительства, промышленности, транспорта, социально-бытовой, сельского хозяйства, народных промыслов и т. д. А это в свою очередь помогает решать проблемы развития человеческого капитала, занятости населения, повышения уровня его благосостояния.

Рассматривая основные принципы государственного регулирования экономики (ГРЭ), можно выделить следующие [2]: принцип «не помешай рынку»; обеспечение экономической свободы и эффективности предпринимательской деятельности; разработка системы приоритетов в осуществлении поставленных задач; социальная ориентация регулирования экономики; составление целевых программ социально-экономического развития; сочетание федерального, регионального и муниципального регулирования; прогнозирование демографической ситуации; учет политической ситуации и стабильности в обществе; экономическая целесообразность, обоснование и границы регулирования и т. д.

В результате краткого обзора уровня и методов государственной поддержки туристской деятельности в РФ, можно отметить следующие направления:

1. Федеральные целевые программы по развитию территорий [3];

2. Создание туристско-рекреационных особых экономических зон [4];

3. Региональные целевые программы по развитию туризма;

4. Стимулирование инвестиционной деятельности;

5. Налоговое стимулирование.

Первое из указанных направлений является приоритетом федеральной власти, на региональном уровне возможна поддержка по остальным направлениям. К сожалению, разработанных и утвержденных федеральных целевых программ по развитию области к настоящему моменту нет.

Что же предпринято региональными органами власти в Нижегородской области для реализации поддержки туриндустрии по указанным выше направлениям?

Создание туристско-рекреационных особых экономических зон. Хотя Нижегородская область имеет соответствующие возможности и территории, особых экономических зон туристско-рекреационного типа в Нижегородской области к настоящему моменту не зарегистрировано. В целом по стране особых зон такого типа не так много, в частности созданы туристско-рекреационные зоны на территории Ставропольского края, в Калининградской, Иркутской области, в Краснодарском и Алтайском крае, Республике Алтай, в Прибайкальском районе Республики Бурятия.

Региональные целевые программы по развитию туризма. Государственное регулирование туризма в Нижегородской области осуществляет министерство поддержки развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, в частности отдел развития туризма и народных художественных промыслов.

При министерстве действует общественный экспертно-консультативный координационный совет по развитию туризма, в чьи задачи входит корректировка и контроль реализации программы «Развитие регионального туризма в Нижегородской области на 2006-2011 годы», регулирование государственной поддержки туризма и туристской индустрии.

С точки зрения туристского потенциала Нижегородская область достаточно перспективна для самых разных видов путешествий: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки. Наибольшую долю во внутреннем туризме занимает лечебно-рекреационный, культурно-познавательный, круизный и деловой виды туризма. Более быстрыми темпами развивается приключенческий и событийный туризм, но по доходности эти виды в значительной степени уступают другим.

Для развития внутреннего и въездного туризма область обладает как традиционными, так и уникальными ресурсами. Огромное историкокультурное наследие Нижегородской области, где более чем 3000 памятников истории, культуры и архитектуры, 396 из которых памятники федерального значения, древнейшие города-крепости: Н. Новгород (1221 г.), включенный ЮНЕСКО в список 100 городов мира, представляющих наибольшую историческую и культурную ценность, Городец (1152 г.), Арзамас (1552 г.) и другие, уникальные объекты историко-культурного и духовного наследия -Нижегородский кремль (XVI век), Макарьев-ский Желтоводский монастырь (XVII век), Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (XIX век) и другие, а также более 370 музеев, сотни выставочных залов, галерей и мастерских - все это достаточный потенциал для успешного развития в области культурнопознавательного туризма. Нижегородская область входит в десятку исторических территорий России и занимает ведущее место в сфере народных художественных промыслов.

Проживание на территории Нижегородской области людей разных национальностей (русские, чуваши, мордва, татары и др.), наличие исторических поселений общероссийского и областного значения и таких уникальных этнокультурных особенностей, как старообрядчество, может стать базой для развития этнографического туризма.

Нижегородская область, несмотря на достаточный туристский потенциал, занимает далеко не ведущее положение на туристском рынке России. На рынке въездного туризма доля области составляет не более 1%, на рынке внутреннего - не более 2%.

В Приволжском федеральном округе доля Нижегородской области в сегменте ВВТ составляет лишь 12%, уступая республикам Татарстан и Башкортостан.

По данным министерства, объемы рынка туристских услуг Нижегородской области в 2009 г. сократились на 45% по сравнению с 2008 г. и составили 3 млрд руб.

Кризис отбросил отрасль более чем на два года назад. Крупнейшие компании сумели удержать спад на уровне 10-15%. Из Нижнего Новгорода за рубеж в 2009 г. выехали 47 тыс. человек (примерно на 15% меньше, чем в 2008 г.). По экспертным оценкам сократились поездки по дорогим европейским направлениям, а вот в сегменте пляжного отдыха ситуация достаточна стабильна (примерно 5% от общего объема), поэтому Турция и Египет, предлагаю-

щие недорогой «all inclusive», летом 2010 г. не остались без внимания нижегородцев. Эта ситуация объясняется общим снижением затрат на поездки на 1 человека до уровня 20-25 тыс.руб. (в 2008 г. 32-35 тыс. руб.) за счет снижения стоимости перелета и проживания, покупки только части «турпакета» и высокими ценами на путешествия по России, что делает их непопулярными и неконкурентоспособными.

Ситуация на нижегородском рынке туруслуг существенно изменилась: во-первых, ожидается конкуренция туроператоров, что создаст условия для большего выбора потребителям и надежды на снижение цен, во-вторых, увеличилось число туристов, предпочитающих самостоятельно организовывать свой отдых. В результате турфирмы меняют технологии работы, стимулируя клиентов на более ранее бронирование, предоставляя скидки до 25% и активно продвигают свои услуги через Интернет.

Развитие сети гостиниц на территории Нижегородской области является важной составляющей инфраструктуры туризма и рассматривается как приоритетное направление в рамках Стратегии развития Нижегородской области на период до 2020 года [5] и областной целевой программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007-2011 годах» [6]. Основными задачами отрасли являются: обеспечение всех категорий туристов местами в гостиницах различных классов, создание новых рабочих мест в сфере обслуживания, привлечение инвесторов. По объему гостиничных услуг на 20 августа 2008 г. Нижегородская область занимала четвертое место в России после г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Сочи. Гостиничная сеть Нижегородской области насчитывала 83 гостиницы (31 гостиница прихо-

дится на город, причем 11 из них расположены в Нижегородском районе историческом и культурном центре), что составляет около 2% общероссийской сети. Общая вместимость гостиниц - 6615 мест, из которых примерно 81% мест приходится на г. Нижний Новгород. Имеющаяся база размещения прибывающих в Нижегородской области однотипна по структуре и состоит в основном из гостиниц и общежитий для приезжих и характеризуется сравнительно низким уровнем комфорта. Около 86% вместимости всей базы размещения приходится на гостиницы среднего класса. Отсутствуют гостиницы категории «5 звезд», класса «конгресс-центр», современные мотели, другие перспективные формы гостиничного продукта.

В соответствии с целевой программой «Размещение объектов гостиничной инфраструктуры на территории Нижегородской области до 2012 года» планируется увеличение доли занятых в сфере гостиничной деятельности за счет введения не менее 61 новой гостиницы, в том числе 34 - в г. Нижнем Новгороде, 27 гостиниц в районах области. Предусматривается рост среднесписочной численности занятых в сфере гостиничной деятельности к уровню 2007 года в г. Нижнем Новгороде на 172%, или 1890 человек, в области в целом - на 2233 человека.

Стимулирование инвестиционной деятельности. Строительство гостиниц может быть простимулировано за счет предоставления налоговых льгот и других преференций в соответствии с законом Нижегородской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области» [7], поскольку данные проекты могли бы получить статус приоритетных для региона.

Но надо отметить, что начиная с 01.01.2006 г. по 31.12.2009 г. среди 29 утвержденных инвестиционных соглашений по приоритетным инвестиционным проектам Нижегородской области нет ни одного объекта туристской инфраструктуры, в том числе и гостиниц. Следовательно, для воплощения намеченных программой планов от выбора площадки до сдачи в эксплуатацию остается всего без малого 2 года. Темпы должны быть весьма интенсивные, а с учетом кризисной ситуации реализация в срок данной программы представляется маловероятной.

Налоговое стимулирование. Анализируя поступление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации от организации отдыха и развлечений, культуры и спорта, а также гостиниц можно сделать выводы, что пик налоговых выплат приходится на 2009 г., что свидетельствует о самых больших начислениях в период 2008 г. (см. рис. 2).

Из общих налоговых поступлений в бюджет РФ можно выделить следующие виды и размеры налогов и сборов: налоги, уплачиваемые по специальным налоговым режимам, федеральные, региональные и местные налоги (см. рис. 3).

В настоящий момент туриндустрию в Нижегородской области представляет малый и за редким исключением средний бизнес. Из 217 туристских агентств 54 компании имеют статус туристских операторов и внесены в Единый государственный реестр туроператоров, причем только 7 из них имеют право заниматься международным туризмом.

В Налоговом кодексе РФ понятие субъекта малого и среднего предпринимательства не используется, однако для организаций и предпринимателей с количеством работников не более 100 человек возможно применение специальных налоговых режимов:

- система в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД),

- упрощенная система налогообложения (УСН).

Под ЕНВД в Нижнем Новгороде и области попадает только оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров (базовая доходность 1000 руб. за кв. метр).

В основном субъектами туристской деятельности применяется упрощенная система налогообложения (УСН).

С 01.01.2009 г. субъекты РФ получили возможность устанавливать пониженные дифференцированные ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков при применении УСН при объекте налогообложения «доходы минус расходы» (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

Закон в Нижегородской области, снижающий ставки по УСН, был принят лишь в декабре 2009 г. [8]. Он установил пониженную ставку 7% вместо 15%, в том числе по видам деятельности:

- туристических агентств,

- строительных организаций;

- гостиницы и рестораны;

- молодежных туристских лагерей и горных туристских баз;

- кемпингов;

- детских лагерей на время каникул;

- пансионатов, домов отдыха и т.п.;

- санаторно-курортных учреждений.

Ставка 7% применяется при выполнении условий:

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав по перечисленным видам экономической деятельности составляет за налоговый (отчетный) период не менее 70 % в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав

- среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника составляет не менее 2,5 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законодательством.

К сожалению, срок действия закона ограничен пока 2010 г., что вряд ли будет способствовать реальному развитию указанных видов деятельности малых предприятий.

Одной из негативных характеристик налоговой системы в РФ является ее нестабильность. В условиях кризиса оправданны изменения, которые улучшают положение налогоплательщиков. Однако новый закон о введении взамен единого социального налога (ЕСН) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования [12], несомненно, ухудшает положение именно субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, поскольку тариф по

Рис. 2. Поступление платежей в бюджетную систему Российской Федерации

Рис. 3. Структура налоговых поступлений и взносов

страховым взносам с 2001 г. увеличивается с 14 уровне, можно предложить следующие меры до 34%, а здесь региональное законодательство стимулирования развития туристской деятель-бессильно. ности и повышения конкурентоспособности

Таким образом, учитывая возможности го- Нижегородской области на рынке туристских сударственного регулирования на региональном услуг:

- расширить список приоритетных направлений развития туризма в Нижегородской области и включить в него конгрессно-выставоч-ный, культурно-познавательный и водный туризм;

- оказать поддержку совершенствованию кадровой политики в сфере туризма Нижегородской области, начиная от учебных учреждений всех уровней с учетом возрастающих, в том числе международных, требований к персоналу в сфере гостеприимства и туризма;

- содействовать международному сотрудничеству и сотрудничеству с субъектами Российской Федерации;

- активно осуществлять программу строительства гостиниц, заключить инвестиционные соглашения с Нижегородской областью для получения льгот по налогам на имущество и прибыль;

- совершенствовать налоговое регулирование в сфере туризма в Нижнем Новгороде за счет льгот по налогу на имущество организаций для объектов туристической сферы, продления срока действия закона о пониженной ставке (7%) для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения;

- в целях поддержания интереса к туристским ресурсам Нижнего Новгорода органами государственной власти осуществлять рекламную деятельность в сфере туризма, определяя перечень туристских выставок и ярмарок, иных мероприятий, на которых должен быть представлен Нижний Новгород;

- поддерживать в актуальном состоянии реестр субъектов туриндустрии Нижегородской области [13];

- рассмотреть вопрос о создании в Нижегородской области туристско-рекреационной зоны в Г ородецком районе.

Список литературы

1. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: КНО-РУС, 2009. 272 с.

2. Архангельский В.Н. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. М.: Экономика, 2001. 735 с.

3. Постановление правительства РФ от 14.01. 2008 № 10 (ред. от 25.12.2008) «О федеральной целевой программе «Юг России (2008-2012 годы)»

4. Федеральный закон 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

5. Постановление правительства Нижегородской области от 17.04.2006 г. № 127 «Стратегия развития Нижегородской области на период до 2020 года».

6. Постановление правительства Нижегородской области от 30.11. 2006 года № 398. Областная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007-2011 годах».

7. Закон Нижегородской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области» № 116-З от 22.06.2000, № 180-З от 31.12.2004.

8. Закон Нижегородской области 4.12. 2009 г. № 231 -З «О налоговой ставке для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов».

9. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

10. Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг: Учебник. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 207 с.

11. Котлер Ф., Боуэн Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

12. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 04.10.1996).

13. Постановление правительства Нижегородской области от 10.06.2009 г. № 383 «Об утверждении положения о создании и ведении реестра субъектов туриндустрии Нижегородской области».

THE ROLE OF GOVERNMENT REGULATION IN THE ENHANCEMENT OF THE NIZHNI NOVGOROD REGION’S COMPETITIVENESS IN THE TOURISM SECTOR

E.M. Dmitrieva, O.V. Rokunova

The article focuses on the primary areas of state regulation of tourism activities in the Russian Federation. The authors analyze the possibilities and methods of state regulation to enhance the competitiveness of the Nizhni Novgorod region in the tourism sector and offer some proposals to stimulate the development of tourist activity in the Nizhni Novgorod region.

Keywords: state regulation, regional economics, competitiveness, tourism activity, tourism, tax incentives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.