Научная статья на тему 'Налогообложение в туризме: теория и практика'

Налогообложение в туризме: теория и практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
925
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЛЬГОТЫ / TOURISM / TAXES / TAXATION / BENEFITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулаков Вадим Валентинович

Описывается положение туризма в мировой экономике и в экономике России в целом и Иркутской области в частности. Сделан анализ сравнительных данных по результатам деятельности турфирм Иркутской области за период с 2005 по 2008 гг. Обоснована необходимость налогового стимулирования деятельности турфирм, обозначены методы его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION IN TOURISM INDUSTRY: THEORY AND PRACTICE

The article describes the role tourism in the world economy and in Russian economy in general, and in Irkutsk region economy, in particular. The author analyzes the comparative data on travel agencies' performance in Irkutsk region in the period of 2005-2008, proves the necessity of tax stimulation of travel companies, and suggests methods of its implementing.

Текст научной работы на тему «Налогообложение в туризме: теория и практика»

©

тН

О

(N

УДК 504.064(571.53) В.В. Кулаков

ББК 20.1

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ТУРИЗМЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Описывается положение туризма в мировой экономике и в экономике России в целом и Иркутской области в частности. Сделан анализ сравнительных данных по результатам деятельности турфирм Иркутской области за период с 2005 по 2008 гг. Обоснована необходимость налогового стимулирования деятельности турфирм, обозначены методы его применения.

Ключевые слова: туризм, налоги, налогообложение, льготы.

SS1 Яч >

Й1

H5i

НА

ОЙ"

^ 1

s

^ Л £

« Р I 8s! ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

V.V. Kulakov TAXATION IN TOURISM INDUSTRY: THEORY AND PRACTICE

The article describes the role tourism in the world economy and in Russian economy in general, and in Irkutsk region economy, in particular.

The author analyzes the comparative data on travel agencies’ performance in Irkutsk region in the period of 2005-2008, proves the necessity of tax stimulation of travel companies, and suggests methods of its implementing.

Keywords: tourism, taxes, taxation, benefits.

Сфера туризма имеет свои отличительные особенности как по характеру оказываемых услуг населению, правовому статусу участвующих в ней субъектов, так и по воздействию на экономику региона и государства в целом. Основной особенностью является, так называемый, мультипликативный эффект туризма, т.е. способность туризма оказывать косвенное влияние на экономику страны, региона. Развитие туризма, как катализатор, ускоряет развитие взаимодействующих отраслей, таких как транспорт, средства размещения, предприятия общественного питания, музейное дело, индустрия развлечений и т.п. Благодаря этой особенности, в настоящее время туризм превратился в одну из самых быстроразви-вающихся и прибыльных отраслей экономики во всем мире. По оценкам ЮНВТО в 2008 г. доля туризма в общемировом ВВП составила 9,9% и к 2018 г. увеличится почти вдвое. Число работающих в сфере туризма с 8,4% в 2008 г. увеличится до 9,2% в 2018 г. [4].

Кроме того, развитию туризма сопутствует расширение и совершенствование инфраструктуры регионов, увеличение поступлений в государственные и местные бюджеты.

Туризм в России в настоящее время переживает свой подъем. Большинство туристических центров России сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, так как эти города имеют известные достопримечательности и развитую инфраструктуру. Также большой популярностью пользуются небольшие города центральной части России, знаменитые своей архитектурой, историей.

Однако, по доле турбизнеса в ВВП Россия занимает 138 место в мире и входит в десятку самых отсталых в этом отношении стран [3]. По мнению экспертов Всемирного совета по туризму и путешествиям, основным фактором сдерживающим развитие туризма в России являются высокие цены на поездки по основным туристским направлениям, прежде всего, © В.В. Кулаков, 2010

©

тН

О

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

Ен^ I

Ой"

^ 1

5к I

^ Л £ ё§| ь ё! «¡г I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§ц

ЙО I

йй-1

НОв

И

н

н

о

н

м

со

Н

на услуги транспорта (особенно в восточные регионы), гостиниц и аналогичных средств размещения. В России ощущается острая нехватка недорогих гостиниц категории 2-3 «звезды» [3].

Эти обстоятельства сдерживают рост туристских потоков, даже в крупнейших туристских центрах, таких как Москва и Санкт-Петербург.

В отношении Иркутской области, помимо вышеизложенного, можно добавить слаборазвитую инфраструктуру и резко выраженную сезонность посещений. Тем не менее, правительством области предпринимаются серьезные перспективные шаги к кардинальному улучшению сложившейся ситуации. Реорганизованы и успешно работают управленческие структуры (Агентство по туризму Иркутской области, Координационный совет по туризму при мэре города Иркутска), разработаны перспективные программы развития туризма до 2015 г., не прекращается работа по созданию в области свободной экономической зоны рекреационного типа и организации кластеров туризма. Активно участвуют в процессе и негосударственные объединения — Сибирская Байкальская ассоциация туризма (в составе — 50 турфирм), Сибирский институт планирования и развития туризма.

Иркутская область располагает поистине неисчерпаемыми туристскими ресурсами, в особенности природными, благодаря близкому расположению озера Байкал, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вместе с тем, практически не разработаны туристские ресурсы севера и юго-запада области. Прекрасным примером в освоении этих ресурсов явилось открытие в феврале-марте 2010 г. туристического маршрута на Великом чайном пути. Дискуссии о возрождении этого интернационального направления велись более пяти лет, и вот представители департамента по туризму Монголии, управления по туризму китайского автономного района Внутренняя Монголия, Республиканского Агентства по Туризму Бурятии, мэрии Иркутска и руководители компаний-туроператоров пришли к окончательному соглашению.

Таким образом, туризм в Иркутской области имеет все предпосылки к устойчивому экономическому развитию. Сравнительные данные по числу турфирм в Иркутской области и количеству туристов, посетивших Иркутскую область, представлены в таблице [2].

Динамика технико-экономических показателей по предприятиям туризма в Иркутской области за 2005-2008 гг.

Показатель 2005 2006 2007 2008

Количество турфирм 90 112 130 138

Количество туристов, тыс. чел. российских / иностранных [1] 353/48,3 426,4/54,5 477,2/51,8 619,4/58,5

Численность работников, чел. 497 511 570 602

Выручка от оказания туристских услуг, тыс. р. 284 988,0 351 008,7 493 082,0 616 332,0

Сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений, тыс. р. 21 343,6 69 285,2 126 212,8 168 357,6

Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, тыс. р. 3 589,8 7 849,5 13 719,2 16 756,7

Из данных таблицы видно, что увеличение турпотока практически не связано с ростом числа турфирм, но существенно влияет на поступления в бюджет. В частности, при росте количества турфирм с 2005 по 2008 гг. на 50%, турпоток увеличился в 1,69 раз (иностранных турис-

©

тН

О

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

«Зі

оК

^ 1

І

«Л* ё§| ь Е

« № I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО | £И4

нее

И

н

н

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

м

со

Н

тов — в 1,21 раза), выручка турфирм возросла в 2,16 раз, а поступления в бюджет и внебюджетные фонды — в 4,67 раза.

Туризм — сфера предоставления услуг, специфичных по экономической природе и технологии, масштабных с точки зрения аккумулированных ресурсов и значимых по их роли в социально-экономическом развитии региона и страны. Вместе с тем, до настоящего времени в соответствии с Налоговым Кодексом сфера туризма не выделяется в качестве объекта налогового регулирования. Детальный анализ действующего законодательства о налогах и сборах не позволяет однозначно сформировать перечень методов, которые можно было бы назвать методами налогового регулирования в туризме.

Более того, представляя собой сегмент экономики, в котором преимущественно работает малый бизнес — приоритет государственной экономической политики, сфера туризма недостаточно исследована в части потенциала налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Это свидетельствует о несовершенстве действующего в России статистического наблюдения в целом и фискального мониторинга в частности.

По данным ТО ФСГС Иркутской области, сведения о туристской деятельности за 2007 г. представили 130 туристских фирм, из которых 117 (90%) — предприятия малого бизнеса, 6 (5%) — крупные и средние предприятия, 7 (5%) — индивидуальные предприниматели [3].

На рисунке показана структура туристских предприятий в Иркутской области по правовому статусу. Предприятия крупного и среднего бизнеса имеют статус ОАО или ЗАО, малый бизнес — ООО. Крупные и средние предприятия находятся на общем режиме налогообложения и уплачивают следующие налоги: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, обязательный страховой взнос во внебюджетные фонды, земельный налог, транспортный налог, налог на имущество предприятия. Малые — на специальном режиме — уплата единого налога на вмененный доход (ЕНВД), для отдельных видов деятельности, или на упрощенной системе налогообложения (УСН), которая в настоящее время используется для стимулирования развития малого бизнеса, так как при данной системе налогоплательщик освобождается от уплаты обязательного страхового взноса и налога на добавленную стоимость.

Крупные и средние Индивидуальные

предприятия предприниматели

5% 5%

Малые предприятия 90%

Структура предприятий туризма в Иркутской области по правовому статусу

Однако в соответствии с положениями ФЗ № 212 от 24 июля 2009 г., начиная с 2011 г. уплата страхового взноса во внебюджетные фонды яв-

%

со ляется обязательной для всех налогоплательщиков, производящих вы-

платы физическим лицам и составит для налогоплательщика на УСН (или ЕНВД) — 34% от суммы выплат. Начиная с 2015 г., все налогопла-© тельщики будут уплачивать страховой взнос по единым ставкам.

В настоящее время налоговое регулирование деятельности различен ных предприятий в сфере туризма практически не применяется, хотя и

рассматривается государством как приоритетное направление регулирования сферы услуг. Отсутствует система методов налогового регулирования сферы услуг в туризме, как в наиболее перспективном и доходном виде деятельности.

Считаем, что на основе существующих в науке подходов к налогообложению, услуги в туризме следует рассматривать дифференцировано с учетом следующих критериальных признаков.

Во-первых, возмездность оказываемых услуг. Затраты на некоторые услуги (в туризме — это информационные, рекреационные и т.п.), частично компенсируются государством, что существенно деформирует статистику по объемам продаж в стоимостных единицах и их не следует рассматривать на общих основаниях в области налогообложения.

Во-вторых, масштаб деятельности субъекта, предоставляющего услуги туризма. В сфере туризма преобладает малый и средний бизнес. Между тем, законодательство о налогах и сборах выделяет лишь малое предпринимательство в целях налогового льготирования, главным образом, посредством применения специальных налоговых режимов, которые, как упоминалось выше, с 2011 г. существенно утратят свое стимулирующее значение. Поэтому, считаем, что малые и средние предприятия могут рассматриваться в качестве объекта применения метода дифференциации налоговых ставок.

В-третьих, функциональное структурирование сферы туристских услуг. Для целей налогообложения целесообразно выделить в туризме §ЦЦ¥ следующие различающиеся по функциональной направленности груп; пы услуг:

- услуги, ориентированные на производство (сувенирной продукции,

ой § создание новых рекреационных комплексов, производство спортивного

^ ^ | и прогулочного инвентаря и т.д.),

^ | - услуги, ориентированные на клиентов (иностранных, внутренних,

1 въездных, выездных),

в - услуги, ориентированные на домашнее хозяйство (размещение в

§к§ собственных средствах, арендованных, создание собственной инфра-

в структуры и т.п.),

йо I - услуги личностного характера (организация событийных меропри-

к®Э ятий, культурно-познавательных мероприятий объектов и т.д.).

Эти группы следует рассматривать как возможные направления налогового регулирования сферы туризма с учетом специфики ее функци-23 онирования путем:

- установления наиболее значимых отраслей сферы туризма для осуществления преференций;

- выделения субъектов туризма в отдельные категории (например —

1^ имеющие собственные средства размещения и транспорт и не имеющие

таковых и т.п.), для адресного применения налоговых льгот; со - дифференциации налоговых ставок.

Н Изложенные подходы к разграничению услуг туризма позволят бо-

лее обосновано решать вопросы налогообложения данной сферы и выра-

н

о

о

тН

О

(N

ботать механизм стимулирования развития туризма в нашем регионе, где имеются все необходимые условия и ресурсы, ввиду его природной уникальности и привлекательности, а также развитие других отраслей экономики. При этом развитие туризма генерирует повышение деловой активности, что способствует увеличению финансовых ресурсов, а, следовательно, и поступлений в бюджет и во внебюджетные фонды.

Список использованной литературы

1. Мониторинг деятельности предприятий, оказывающих услуги для туристов в городе Иркутске / НУ Сибирский Институт ПРТ. — 2008. —URL: http:// tour.irkobl.ru.

2. Туризм в Иркутской области: экспресс-информация / Тер. орган ФСГС по Иркутской области. — 2008.

3. Tourism and travel economic research. Russia, 2008. — URL: http://www. WTTC.travel.

4. World Travel & Tourism Council. 2008. — URL: http://www.WTTC.travel.

Bibliography (transliterated)

1. Monitoring deyatel’nosti predpriyatii, okazyvayushchikh uslugi dlya turistov v gorode Irkutske / NU Sibirskii Institut PRT. — 2008. -URL: http://tour.irkobl.ru.

2. Turizm v Irkutskoi oblasti: ekspress-informatsiya / Ter. organ FSGS po Irkutskoi oblasti. — 2008.

3. Tourism and travel economic research, Russia. 2008. — URL: http://www. WTTC.travel.

4. World Travel & Tourism Council. 2008. — URL: http://www.WTTC.travel.

SSI

2sê Es =

Ép

НА

Ой"

^ 1

5s Ü

«Л*

« р I 8sî ЕнО а

£м§|

МО I

аи-|

нее

«

н

н

о

н

PQ

СО

Н

Информация об авторе

Кулаков Вадим Валентинович — аспирант, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: valkuver@mail.ru.

Author

Kulakov Vadim Valentinovich — post-graduate student, Chair of Taxes and Customs, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: valkuver@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.