Научная статья на тему 'Оценка налогового вклада туризма'

Оценка налогового вклада туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ВКЛАД / ТУРИЗМ / ТУРПРОДУКТ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / TAX CONTRIBUTION / TOURISM / TOURISM PRODUCT / TAX BURDEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулаков Вадим Валентинович

Произведена оценка налоговых поступлений от туризма в Российской Федерации и Иркутской области на современном этапе. Рассчитан реальный налоговый вклад отрасли с учетом поступлений от предприятий, прямо или косвенно участвующих при производстве туристского продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF TAX CONTRIBUTION OF TOURISM

The author estimates the current tourism tax revenues in RF and Irkutsk region and the actual tax contribution of tourism sector taking into account tax proceeds from business directly or indirectly involved in tourism production.

Текст научной работы на тему «Оценка налогового вклада туризма»

(N

тН

О

(N

УДК 336.2 ББК 65.261.41

В.В. Кулаков ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ВКЛАДА ТУРИЗМА

Произведена оценка налоговых поступлений от туризма в Российской Федерации и Иркутской области на современном этапе. Рассчитан реальный налоговый вклад отрасли с учетом поступлений от предприятий, прямо или косвенно участвующих при производстве туристского продукта.

Ключевые слова: налоговый вклад, туризм, турпродукт, налоговая нагрузка.

SS1

2sê Es =

Дн SI H£ï н51

ой-

°i<s ^ 1

Р« ü

«Л*

h gl S P I

8sî ИН 25 о

ChO!

i|| E40 % ЙИ-1 Sffle

К

H

H

о

H

PQ

СО

H

V.V. Kulakov

ESTIMATION OF TAX CONTRIBUTION OF TOURISM

The author estimates the current tourism tax revenues in RF and Irkutsk region and the actual tax contribution of tourism sector taking into account tax proceeds from business directly or indirectly involved in tourism production.

Keywords: tax contribution, tourism, tourism product, tax burden.

Туризм это важная отрасль экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц, ресторанов, зрелищно-развлекательных предприятий, поступление налогов и иностранной валюты. Она имеет многоотраслевой характер, включающий, помимо организаций туристской отрасли, как специфические отрасли сферы обслуживания и производства, так и неспецифические, но имеющие отношение к туризму в каком-либо направлении своей деятельности: предприятия транспорта, размещения, питания, развлечения, производителей сувениров, организации, предоставляющие информационные, банковские, страховые, медицинские услуги и т.д. Поэтому в стоимости туристских услуг и в расходах турфирм (туроператоров и турагентов) основную долю занимают услуги сторонних организаций (табл. 1 и 2). Данные табл. 1 и 2 свидетельствуют, что доля сторонних организаций в выручке от оказания туристских услуг колеблется от 46,3 до 58,5%, а также, что доля расходов на услуги сторонних организаций в общих расходах турфирм как по РФ, так и по Иркутской области, составляет 50-60%, причем в динамике практически не изменяется. Соответственно, на налогообложение, ценовую политику компании и качество предоставляемых туристских услуг большое влияние оказывают поставщики и предприятия смежных отраслей. Это обуславливает необходимость учитывать налоговые поступления и платежи этих отраслей.

Таблица1

Доля услуг сторонних организаций в стоимости турпродукта в Российской Федерации

Показатель 2008 2009 2010

Выручка от оказания туристских услуг, тыс. р. 40 704 257,1 38 499 736,8 51 917 842,5

Расходы на услуги сторонних организаций, тыс. р. 23 646 492,8 17 812 796,4 25 284 053,2

Доля услуг сторонних организаций в выручке от оказания туристских услуг, % 58,5 46,3 48,7

Составлено по данным Центральной базы статистических данных (ФСГС). URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/ (дата обращения: 14 июня 2011 г.).

© В.В. Кулаков, 2012

(?4

тН

О

Таблица 2

Удельный вес расходов на услуги сторонних организаций в общих расходах турфирм в РФ и Иркутской области в 2008-2010 гг.

Показатели 2008 2009 2010

Расходы на оказание туристских услуг, тыс. р. РФ 40 394 181,5 32 480 238,3 43 910 295,6

Иркутская область 433 484 296 106,7 362 765

Расходы на услуги сторонних организаций, тыс. р. РФ 23 646 492,8 17 725 032 25 284 053,2

Иркутская область 277 080 176 175,1 237 284,59

Удельный вес, % РФ 58,54 54,57 57,58

Иркутская область 63,92 59,50 65,41

Составлено и рассчитано по данным ФСГС по РФ и Иркутской области.

Следует отметить, что тенденция изменения величины расходов в абсолютном значении по стране и по области в динамике различна. Так, если сумма расходов на оказание туристских услуг в РФ в 2010 г. по отношению к 2008 г. увеличилась на 8,7% (+3 516 114,1 тыс. р.), то в Иркутской области этот показатель снизился на 16,3% (-70 719 тыс. р.). Аналогичная ситуация складывается в динамике расходов на услуги сторонних организаций. По стране в целом наблюдается рост на 6,9% (+1 637 560,4 тыс. р.), в области — спад на 14,4% (-39 795,41 тыс. р.). Рассмотрим динамику расходов на услуги сторонних организаций по видам затрат по РФ и по Иркутской области (табл. 3 и 4).

Таблица 3

Расходы на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта в Российской Федерации

«К1 Яз =

НА

Ой"

^ 1

І

«Л*

ь Е

« ¡Ґ I

ЕнО а

£м§|

МО I

нее

и

н

н

о

н

Р5

со

н

Статьи расходов 2008 2009 2010

Удельный вес, % Сумма, ыс. р. Удельный вес, % Сумма, тыс. р. Удельный вес, % Сумма, тыс. р.

Всего - 23 646 492,8 - 17 725 032,0 - 25 284 053,2

По размещению и проживанию 56,6 13 373 112,4 53,9 9 550 408,6 48,5 12 258 366,4

По транспортному обслуживанию 28,8 6 805 548,5 32,2 5 715 416,2 37,5 9 472 774,6

По питанию 3,7 882 019,3 3,6 641 430,1 3,4 854 083,5

По экскурсионному обслуживанию 2,1 497 133,8 2,3 403 488,1 2,2 563 902,4

По визовому обслуживанию (включая затраты по оформлению поездки) 0,8 183 467,6 1,6 281 747,3 1,5 372 175,6

На иные услуги, используемые при производстве туристского продукта 7,3 1 723479 5,7 1 006 679 5,9 1 483 444,6

По медицинскому обслуживанию 0,4 95 597,6 0,3 53 120,9 0,5 113 959,5

На услуги культур-но-просветитель-ного, культурноразвлекательного характера 0,4 86 134,6 0,4 72 741,8 0,7 165 346,6

Составлено и рассчитано по данным ФСГС по РФ.

<М*

тН

О

Таблица 4

Расходы на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта в Иркутской области

Статьи расходов 2008 2009 2010

Удельный вес, % Сумма, тыс. р. Удельный вес, % Сумма, тыс. р. Удельный вес, % Сумма, тыс. р.

Всего - 277 079,9 - 176 175,1 - 237 284,59

По размещению и проживанию 53,1 147 107,6 41,4 72 961,9 51,7 122 676,13

По транспортному обслуживанию 26,6 73 713,1 44,2 77 853,7 38,4 91 117,28

По питанию 3,7 10 349,9 7,8 13 774,4 3,9 9 254,10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По экскурсионному обслуживанию 1,2 3 384,5 1,4 2 428,7 0,8 1 898,28

По визовому обслуживанию (включая затраты по оформлению поездки) 13,4 37 063,2 0,6 986,8 0,2 474,57

На иные услуги, используемые при производстве туристского продукта 1,8 4 896,6 3,9 6 956,9 3,2 7 593,11

По медицинскому обслуживанию 0,1 401,4 0,5 815,7 1,7 4 033,84

На услуги культурно- просветительного, культурно- развлекательного характера 0,1 163,6 0,2 397 0,2 474,57

Составлено и рассчитано по данным ФСГС по РФ и Иркутской области.

«К1

Яч >

МнЗ|

нйе

«31

I

Ой"

^ 1

I

«Л*

« ¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§ц

МО I £И4

НОв

И

н

н

о

н

м

со

Н

Данные табл. 3 и 4 свидетельствуют, что структура расходов на услуги сторонних организаций, в целом по стране, сходна со структурой расходов в Иркутской области. Наибольший удельный вес занимают расходы по размещению и проживанию, а именно: по РФ этот показатель колеблется от 56,6% до 48,5% в течение 2008-2010 гг.; по Иркутской области — от 53,1% до 51,7%. На втором месте в расходах занимает транспортное обслуживание: по РФ доля расходов по транспортному обслуживанию увеличилась с 28,8% в 2008 г. до 37,5% в 2010 г.; по Иркутской области — с 26,6% в 2008 г. до 38,4% в 2010 г. Наблюдается изменение размеров расходов в динамике с сохранением пропорций по статьям расходов. Так, сумма расходов по размещению и проживанию а также по питанию за 2008-2010 гг. снизилась по РФ в целом и по Иркутской области: по размещению и проживанию на 8,3% (-1 114 746 тыс. р.) и 16,6% (-24 431,47 тыс. р.) соответственно; по питанию — на 3,16% (-27 935,8 тыс. р.) и 10,6% (-1 095,8 тыс. р.) соответственно. Расходы по транспортному обслуживанию, наоборот, возросли: по транспортному обслуживанию по РФ и Иркутской области за 2008-2010 гг. на 39,2% (+2 667 226,1 тыс. р.) и 23,6% (+ 17404,18 тыс. р.) соответственно. В 2009 г. в 2 раза снизились расходы по размещению и проживанию в регионе по сравнению с 2008 г. При возросшем количестве турфирм и работников в 2010 г. (число турфирм — 145, число работников — 506) в регионе выручка от туристских услуг увеличилась на 35% (в фактических ценах), а сумма вознаграждений, выплаченных работникам, — в 1,9 раза.

Из изложенного следует, что турфирмы в основном используют не свои финансовые ресурсы, не собственное имущество, а прибегают к помощи фирм смежных отраслей. Данный вывод подтверждают статисти-

(?4

тН

О

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к I

«Л* ё§! ь Е

« Я41

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

ческие показатели табл. 3 и 4, а также экспресс информация за 2010 г. по Иркутской области, свидетельствующая, что только 26 фирм (18%) занимали собственное помещение, 119 (82%) — арендованное. Однако, когда речь идет о вкладе, учитываются данные непосредственно от турфирм, хотя налоги и платежи уплачивают и другие организации, участвующие при производстве туристского продукта.

Следует отметить, что турфирмы занимаются как выездным, так и въездным и внутренним туризмом и при определении налогового вклада учитываются налоги и платежи от этих видов деятельности, поступающие в конкретный регион. Налоговые поступления непосредственно от турфирм Иркутской области за 2008 г. составили 11 738,1 тыс. р., за 2009 г. — 11 992 тыс. р. и за 2010 г. — 18 684,8 тыс. р.

Считаем, что помимо выручки от турфирм, должна учитываться выручка от предприятий, чья деятельность связана с туризмом, например, от гостиниц, предприятий транспорта, общественного питания, культурно-просветительного, развлекательного характера и т.д. Следовательно, налоги, которые платят сторонние организации, могут быть учтены соответственно этой доле в общем налоговом вкладе от туризма. Налоговый вклад отрасли (предприятия) — это показатель, характеризующий фактический уровень влияния отрасли (предприятия) на экономику и формирование консолидированного бюджета посредством налоговых механизмов. Так как наиболее значимый удельный вес (8394%) в расходах на услуги сторонних организаций занимают расходы на размещение и проживание, на транспортное обслуживание и на питание, вследствие невозможности получения достоверных статистических показателей о налоговых платежах по остальным статьям расходов, используем данные о выручке и налоговой нагрузке только по обозначенным выше отраслям. Расходы турфирм на услуги сторонних организаций — это выручка этих организаций, доля их участия в туризме. К предприятиям, оказывающим услуги по размещению, проживанию и питанию, относятся, в частности, гостиницы и рестораны. Данные организации применяют схожие принципы ведения хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, а также могут использовать одинаковую систему налогообложения. Следовательно, налоговая нагрузка по разделу ОКВЭД — гостиницы и рестораны распространяется на все предприятия данной отрасли. Аналогичная ситуация складывается для предприятий транспорта, налоговая нагрузка этих организаций рассчитана ФНС России для раздела ОКВЭД — транспорт и связь. Таким образом, данные о выручке организаций, оказывающих услуги по размещению, проживанию, транспортному обслуживанию и питанию по данным Росстата, участвующих в производстве туристского продукта, можно соотнести с данными о налоговой нагрузке по этим отраслям, рассчитанной ФНС России. Необходимые показатели выручки предприятий по размещению и проживанию, транспорту и организациям общепита Иркутской области за 2008-2010 гг. содержатся в табл. 4. Данные о налоговой нагрузке хозяйствующих субъектов данных отраслей в разрезе видов экономической деятельности представлены в Приложении № 3 к Приказу ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Налоговая нагрузка в этом документе рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (табл. 5).

<М*

тН

О

Таблица 5

Налоговая нагрузка предприятий отдельных отраслей РФ за 2008-2010 гг., %

Вид экономической деятельности 2008 2009 2010*

Всего 13,5 12,4 9,4

Гостиницы и рестораны 19,4 18,0 12,9

Транспорт и связь 13,3 13,0 9,8

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 27,4 40,8 23,1

Составлено по данным Концепции системы планирования выездных налоговых проверок1.

«К1

Яч >

МнЗ|

нйе

«31

На

ой-

^ 1

I

«Л*

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§ц

МО I £И4

НОв

И

н

н

о

н

м

со

Н

Из данных табл. 5 видно, что с 2008 г. налоговая нагрузка данных отраслей имела тенденцию к снижению, в частности, налоговая нагрузка гостиниц и ресторанов снизилась за 2 года на 4,1 процентных пункта, транспорта и связи — на 3,5 процентных пункта. Расчет размера налоговых платежей и, следовательно, налогового вклада организаций, предоставляющих услуги по размещению и проживанию, транспортному обслуживанию, питанию, определен автором как произведение налоговой нагрузки отраслей по расчетам ФНС России и оборота (выручки) организаций по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. Так как общероссийские показатели налоговой нагрузки отраслей применимы и для предприятий в регионах, приведем расчет размера налоговых платежей по данным видам экономической деятельности для Иркутской области за 2008-2010 гг. (табл. 6).

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размер налоговых платежей организаций смежных отраслей Иркутской области, участвующих в производстве туристского продукта за 2008-2010 гг.

Отрасли 2008 2009 2010

Выручка, тыс. р. Налоговая на-грузка по от-рас-лям, % Сумма налогов, тыс. р. Выручка, тыс. р. Налоговая на-грузка по от-рас-лям, % Сумма налогов, тыс. р. Выручка, тыс. р. Налоговая на-грузка по от-рас-лям, % Сумма налогов, тыс. р.

Размещение и проживание (ОКВЭД — гостиницы) 147 107,6 19,4 28 538,9 72 961,9 18,0 13 133,14 122 676,1 12,9 15 825,2

Транспортное обслуживанию (ОКВЭД — транспорт) 73 713,1 13,3 9 803,8 77 853,7 13,0 10 120,98 91 117,3 9,8 8 929,4

Питание (ОКВЭД — рестораны) 10 349,9 19,4 2 007,9 13 774,4 18,0 2 479,392 9 254,1 12,9 1 193,8

Всего 231 170,6 - 40 350,6 164 590 - 25 733,5 223 047,5 - 25 948,5

Составлено и рассчитано по данным ФНС России и ФСГС по РФ и Иркутской области.

1 Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (с изм. от 14 окт. 2008 г., 22 сент. 2010 г., 8 апр. 2011 г.).

(N

тН

О

(N

SS1

2нё Яч > g|p «31

Ен^ I

ОЙ"

^ 1

5s s

^ Л £ ё§! h Е

« Я" I

8s! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

«

н

н

о

н

PQ

со

н

Данные табл. 6 свидетельствуют о размере налогового вклада предприятий смежных отраслей Иркутской области, участвующих в производстве ВВП туризма. Так, в 2008 г. предприятия, оказывающие услуги размещения и проживания, транспортные услуги, а также услуги питания внесли налогов на сумму 40 350,6 тыс. р., в 2009 г. — 25 733,5 тыс. р. и в 2010 г. — 25 948,5 тыс. р. В то же время предприятия турбизнеса за 2008 г. внесли налогов на сумму 11 738,1 тыс. р., в 2009 г. — 11 992 тыс. р. и в 2010 г. — 18 684,8 тыс. р. Отсюда следует, что налоговый вклад организаций смежных отраслей в 2008 г. в 3,44 раза, в 2009 г. — в 2,14 раза и в 2010 г. — в 1,39 раза больше вклада турфирм.

Таким образом, общая величина налогового вклада предприятий туризма и смежных отраслей равна: в 2008 г. — 52 088,7 тыс. р., в 2009 г. — 37 725,5 тыс. р. и в 2010 г. — 44 633,3 тыс. р., что свидетельствует о недооценке вклада туризма в консолидированный бюджет региона. Произведенный расчет с учетом налоговых платежей смежных отраслей превышает официальные статистические данные в 2008 г. — в 4,43 раза, в 2009 г. — в 3,15 раза и в 2010 г. — в 2,39 раза.

Следовательно, для более полного и достоверного определения уровня налогов и платежей в бюджетную систему региона от предприятий туристской отрасли, следует учитывать также поступления от организаций смежных отраслей, прямо или косвенно участвующих в производстве туристского продукта.

Информация об авторе

Кулаков Вадим Валентинович — аспирант, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: aetern@ya.ru.

Author

Kulakov Vadim Valentinovich — post-graduate student, Chair of Taxes and Customs, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: aetern@ya.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.